Е.А. Колосова
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПРАКТИКИ
В статье рассматривается понятие детского чтения, его проявление в современном российском обществе. Приводится авторское видение структуры детского чтения и существующих традиционных и новых читательских практик детей младшего школьного и дошкольного возраста.
Ключевые слова: детское чтение, практики детского чтения, социология детства, ранняя социализация.
Культурная ценность детского чтения задается, поддерживается и транслируется функционированием таких общественных институтов, как школа, библиотека, СМИ, выступающими, в свою очередь, агентами социализации с использованием таких вспомогательных средств, как учебники, развивающая литература и информационные источники любого другого вида.
Детское чтение как социализационный механизм - понятие, которое относится прежде всего к детям доподросткового возраста (от 0 до 11 лет), поскольку этот вид деятельности, в том числе и досуговой, имеет наибольший эффект в раннем возрасте в процессе первичной социализации, тогда как на более старших возрастных этапах доминируют иные формы деятельности1.
Проводниками детского чтения являются вербально-визуаль-ные артефакты: книги, специально изданные для детей; произведения, отобранные взрослыми для детского чтения. Структура детского чтения может быть представлена по сферам его применения: воспитательное чтение в семье, образовательное в школе и самообразовательное.
Интерес к книге у ребенка появляется уже в раннем дошкольном возрасте, психологические и педагогические исследования с детьми подтверждают, что чем раньше такой интерес появляется, тем своеобразнее, оригинальнее в ребенке вырастает читатель и,
© Колосова Е.А., 2014
как следствие, человек с высоким интеллектуальным потенциалом. Современные мамы, в свою очередь, активно занимающиеся воспитанием детей дошкольного возраста, приобщают детей к чтению с самых ранних лет (от нескольких месяцев до года), используя как традиционные книги, так и нововведения (книги на плотной основе, музыкальные, игровые).
Образование осуществляется преимущественно в школе и предполагает передачу определенных знаний, навыков, умений и реализуется как посредством учебников, пособий, так и через широкий круг публикаций просветительского и научно-популярного характера. В школе формирование личности происходит в ходе обучения по обязательной программе с использованием литературы для соответствующего класса. Научно-популярная литература для детей, являющаяся разновидностью научно-познавательной, дополняет учебную2. Основной целью научно-познавательной литературы является пробуждение познавательного интереса читателей, расширение их кругозора и т. п.
В самообразовательном процессе все большую роль приобретают специальная литература и специализированная периодика, развивающая литература, детские энциклопедии и пр. Самостоятельная, активная и творческая работа с книгой является необходимым звеном процесса развития личности. Самостоятельное обращение ребенка к чтению начинается, как правило, с позднего дошкольного возраста (6-7 лет), исходя из личного интереса, проявляющегося через посещение публичных библиотек, кружков, обсуждение прочитанного со сверстниками и т. п.
Структура детского чтения тесным образом связана с читательскими практиками современных детей.
Основной вклад в развитие теории практик внесли П. Бурдье, Э. Гидденс, Л. Витгенштейн, Г. Гарфинкель, И. Гофман. В отечественной социологии эта проблематика представлена в работах В.В. Волкова, О.В. Хархордина, Н.Н. Козловой, Т.И. Заславской и других.
Читательские практики - это, по нашему мнению, принятые в культуре (традиционные/новые) способы и навыки обращения с книгами, иными печатными и электронными артефактами3. Читательские практики следует типологизировать по двум основаниям:
- по способам чтения (традиционные, новые);
- по степени автономности (управляемые/канализированные, самостоятельные/свободные).
Традиционные читательские практики подразумевают обращение в первую очередь к печатным источникам, традиционные
мотивы к чтению: обращение к соответствующим возрасту жанрам чтения, месту чтения (дом, школа, библиотека).
Обращение к новым типам литературы, появление иных мотивов к чтению, чем раньше, появление новых форм подачи информации для детей раннего дошкольного возраста - все это следует относить к новым практикам чтения, которые в современном обществе тесным образом связаны и с появлением новых технологий.
Автономность читательских практик является существенным свойством данного явления в современном обществе. Управляемые или, другими словами, канализированные практики чтения со стороны учителей, родителей, других руководителей детского чтения занимают определенное место в структуре чтения подрастающего поколения, в его образовательном и воспитательном направлениях. Управляемые практики осуществляются в первую очередь в рамках системы образования, а также в работе такого важного учреждения культуры, как библиотека.
Свободные практики детского чтения тесным образом связаны с процессом самообразования, сегодня так популярного у подрастающего поколения. Наблюдается самостоятельное обращение ребенка к тому или иному жанру литературы, выбор книг по определенной тематике, интересной ему «здесь и сейчас», активное использование интернет-коммуникаций, посещение сайтов, общение в блогах, на форумах, взаимодействия в рамках различных сообществ, связанных в той или иной степени с чтением, и т. д.
Практики чтения детей дошкольного возраста формируют к младшему школьному возрасту навык чтения, и в этом возрасте мы видим следующую картину по выбору отдельных типов литературы. Помимо учебной литературы младшие школьники чаще всего читают книги (62%), на втором месте - журналы (49%) и на третьем - энциклопедии (30%). Меньше 5% регулярно обращаются к другим видам текстов на различных носителях (газеты, комиксы, реклама, аудиокниги, тексты в Интернете)4.
Обратимся к данным о том, как часто и сколько книг читают современные российские младшие школьники. Больше половины младших школьников (60%) в среднем читают от одной до трех книг в месяц, а около трети (36%) успевают прочесть более трех книг за месяц, что для данного возраста достаточно много. Таких же детей, которые помимо учебной литературы вообще не читают никаких книг или другие источники информации, сегодня 4%5. Частота обращения младших школьников к чтению книг свидетельствует о том, что современные дети читают достаточно актив-
но для своего возраста, но остается открытым вопрос, какие книги читает подрастающее поколение.
Наибольшей популярностью у учащихся начальной школы пользуются книги о природе и животных (40%), приключения (30%), фантастика (20%), рассказы о путешествиях (20%), что отвечает традиционным интересам детей в младшем школьном возрасте. Четверть младших школьников обнаружили увлечение комиксами.
Треть детей в поиске интересующей книги в первую очередь обращаются в собственную домашнюю библиотеку, а 40% предпочитают брать книги в городской библиотеке (районной, областной, государственной). Именно библиотеки как источник получения качественной классической и современной литературы пользуются наибольшим спросом у данной возрастной группы. Таким образом, традиционные практики детского чтения остаются в числе популярных в дошкольном и младшем школьном возрасте, несмотря на активные процессы глобализации и информатизации.
Новый тип читательских практик - это электронное чтение (с экрана стационарного или переносного компьютера, другой современной техники). Чтение в Интернете онлайн и текстов, скачанных из Сети, становится все более популярно у младших школьников, они периодически просматривают сайты библиотек, книжных издательств, общаются на форумах и в блогах на тему книг.
Более половины младших школьников пользуются домашним Интернетом. Из тех, кто пользуется Интернетом, 33% нашли информацию о книгах в Сети, просматривают сайты детских библиотек 15% младших школьников, сайты книжных издательств посещают 5% детей, общаются на форумах, в блогах 2% учеников начальных классов. Дети указывали сайты библиотек областного масштаба, в которых на сегодняшний день хорошо налажена деятельность в Интернете, указывались сайты издательств «Стрекоза», «Самовар», «Самокат» и некоторых других6.
Что касается непосредственно чтения электронных текстов младшими школьниками, мы располагаем такими данными: 20% младших школьников читают книги из Интернета (11% читают книги непосредственно с экрана стационарного компьютера, 6% -распечатывают текст из Интернета на бумагу, букридеры используют 3% учащихся начальной школы)7. Младшие школьники постепенно переходят в электронное пространство, которое охватывает основные сферы жизнедеятельности всего общества.
Половина младших школьников воспроизводят читательские практики, канализируемые со стороны родителей, выбирая книги
по их совету, и по прочтении произведений обсуждают с родителями сюжет, главных героев и т. д. Чуть меньше половины младших школьников выбирали книги, которые рекомендовали им родители, читавшие их в своем детстве.
Треть младших школьников поддерживают управляемые практики, канализируемые со стороны учителей, признающих важность и необходимость процесса детского чтения. Такие практики, безусловно, полезны для понимания текстов и для последующей работы с ними. Сюда относится и ведение записей по прочитанному: 25% младших школьников делают это по просьбе учителей, читая в каникулы книги по школьной программе (30%), следуя советам учителей при выборе книг (12%).
Практики, управляемые со стороны библиотекарей - чтение по совету библиотекаря, обсуждение с ними своих интересов и предпочтений, любимых книг и пр., - пользуются популярностью у 15% младших школьников.
Таким образом, воспроизводство управляемых практик поддерживается различными социальными институтами (семья, школа, библиотека), что не дает этим практикам потерять свою актуальность даже при некотором их ослаблении в отдельных сферах.
Чтение книг в детской среде остается скорее женским занятием, так же как и во взрослом обществе. Мальчики читают меньше книг в месяц, чем девочки (среди мальчиков больше тех, кто читает меньше одной книги в месяц), и в два раза реже читают на каникулах. Девочки младшего школьного возраста больше включены в процесс воспроизводства управляемых практик, тогда как мальчики проявляют большую активность в осуществлении свободных практик детского чтения.
Мальчики больше предпочитают самообразовательное чтение, выбирая книги не по школьной программе. Девочки больше включены в процесс воспроизводства образовательных практик: это и чтение книг по школьной программе, и обсуждение книг с преподавателями, и следование советам учителей.
Новые практики детского чтения в образовании пользуются большей популярностью среди читающих девочек, мальчики же больше ориентированы на новые досуговые практики. Девочки в большей степени используют Интернет и электронные средства для чтения и образования, тогда как мальчики предпочитают развлекательные сайты.
В современном обществе наблюдается непротиворечивое развитие читательских практик: налицо совмещение традиций и новаторства. При этом следует особо отметить ценность чтения в
младшем школьном возрасте и некоторое падение его престижа в подростковом. Изменяющаяся социальная среда неизбежно ведет к изменению факторов, влияющих на чтение, но если вовремя улавливать эти изменения и направлять их в позитивное русло, тотального отказа от печатной продукции, как и от чтения, не будет. Интернет, занимающий важное место в общей структуре жизнедеятельности всего общества, в отношении младших школьников может использоваться в образовательных, воспитательных и самообразовательных целях, но с некоторыми ограничениями, и положительно влиять на развитие современного подрастающего поколения.
Примечания
1 Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. М., 2011. С. 69.
2 Кутейникова Н.Е. Роль современной научно-познавательной литературы в становлении личности ребенка 6-8 лет // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: Сб. статей по материалам научной конференции / Под ред. З.А. Гриценко. М.: МПГУ, 2007. С. 39.
3 Колосова Е.А. Указ. соч. С. 36-37.
4 Там же. С. 44. По результатам исследования «Юный читатель - 2010», проведенного в январе-сентябре 2010 г. в восьми федеральных округах Российской Федерации. Опрошено 1100 детей в возрасте 7-11 лет. Выборка целевая.
5 Новые читательские практики детей и подростков (по результатам исследований РГДБ) // Центрам чтения - 10 лет: юбилейная встреча в Михайловском: Сб. мат-лов IX Межрегионального фестиваля по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском», 12-14 сентября 2012 года / Мин-во культуры РФ [и др.]; сост. А.О. Тимофеева; отв. за вып. В.И. Павлова. Псков : Псковская областная типография, 2012. С. 79.
6 Колосова Е.А. Указ. соч. С. 83.
7 Там же.