в) определиться в ситуациях риска (наркомания, алкоголизм, преступность и т. п.), сделав единственно правильный выбор;
г) ставить в своей жизни высокозначимые цели и стремиться к их достижению;
д) искать и найти смысл жизни, посвятив себя служению возвышенному (например, Отечеству, любви, искусству и др.);
е) быть милосердными по отношению к человеку, находящемуся рядом;
ж) не только руководствоваться нравственными постулатами на своем жизненном пути, но и передавать их из поколения в поколение, способствуя тем самым духовному оздоровлению и обогащению общества.
Итак, вполне обоснованно можно говорить о духовно-нравственном (воспитательном) потенциале религии. Бог всегда был и остается для людей (большинство из которых верующие) во всем мире первоосновой нравственной жизни, которая возвышает ее над преходящими интересами, стремлениями, симпатиями и антипатиями, над сиюминутной житейской обыденностью. Человек связывает с Богом свои надежды на торжество Добра и Справедливости, победу Жизни над Смертью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. - Ростов н/Д, 1998. -Сура 2: Корова, Сура 4: Женщины.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 1.
3. Попов Л. А. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. - 1992. - № 3.
ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОВД
М. В. Кочетков
Статья посвящена совершенствованию воспитательного воздействия через влияние профессиональных традиций, обрядов, особенностей организации труда, а также посредством физического и духовного развития в рамках непрофессионального творчества. Делается вывод относительно того, что эффективность влияния отмеченной системы самосовершенствования позволяет рекомендовать ее для широкого использования в ОВД.
Ключевые слова: совершенствование воспитательного воздействия, профессиональные традиции, непрофессиональное творчество, система самосовершенствования.
Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, на деле обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Особая, ответственная роль в решении этих задач принадлежит правоохранительным органам, осуществляющим борьбу с преступностью и противодействующим процессу криминализации общества.
Вместе с тем негативные процессы в общественной среде распространяются и на сотрудников правоохранительных органов, что отягощается спецификой деятельности: властными полномочиями, нередко тесным взаимодействием с криминалитетом, в ряде случаев -полномочиями нарушения неприкосновенных прав и свобод гражданина, силового решения поставленных задач. На существенные кадровые задачи обеспечения дисциплины и законности действий личного состава органов и подразделений внутренних дел указано в Директиве МВД России от 16 октября 2007 г. № 1. В самом общем виде требования к деловой квалификации, профессиональной подготовке, морально-нравственным качествам отражены в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, который утвержден Приказом МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501.
В Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 20 марта 1996 г. № 145 на период с 2001 по 2005 гг., в отношении совершенствования работы с кадрами, в частности, отмечается: «Для упрочения духовно-нравственных основ службы, воспитания личного состава органов внутренних дел и внутренних войск в духе гражданственности, патриотизма, неукоснительного соблюдения законов и этических норм предстоит создать качественно новую систему образовательно-воспитательной работы. Основное внимание будет уделено индивидуально-воспитательной работе, организации психолого-педагогической подготовки руководителей подразделений и сотрудников, обеспечивающих целенаправленный воспитательный процесс, укреплению дисциплины, формированию морально-психологической устойчивости и поддержанию здорового психофизиологического состояния личного состава».
Однако анализ за период с 2001 г. по 2008 г. показал, что корректировка форм и методов работы с кадрами в рамках представленной выше Концепции с учетом развития законодательства, изменений криминогенной обстановки и кадровой ситуации пока не осуществлена. Концептуальное значение в настоящее время имеет Приказ от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», где приведены основные направления совершенствования воспитательной работы.
Обозначенные аспекты акцентируют внимание на некоторых проблемах их реализации.
Так, значительная роль в Приказе от 1 февраля 2007 г. № 120 отводится воспитательному воздействию через влияние традиций, обрядов. Возникновение феномена общественных привычек тесно связано с феноменом традиций, обычаев: «В социальном плане привычки являются элементом моральных отношений, одним из способов регулирования поведения людей. Привычка - это простейшая форма поддержания и передачи последующим поколениям обычаев» (14).
В контексте поиска перспективных подходов к воспитанию акцентируем внимание на справедливости обратного влияния: обычаи, обряды, традиции формируют привычки. Осуществление привычного действия или
привычки исключительно важно при становлении мировоззренческих, нормативно-нравственных принципов. О значении полезных привычек в воспитании и обучении свидетельствуют следующие высказывания К. Д. Ушинского: «...добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему; капитал этот растет беспрестанно, и процентами с него пользуется человек всю свою жизнь» (16, 228). И еще: «Привычка, если воспитатель умел овладеть ею, даст ему возможность продвигаться в своей деятельности все вперед и вперед, не начиная беспрестанно постройки сначала и сосредоточивая сознание и волю воспитанника на приобретении новых, полезных для него принципов, так как прежние уже его не затрудняют, обратившись в его природу - в бессознательную или полубессознательную привычку. Словом, привычка есть основание воспитательной силы, рычаг воспитательной деятельности» (16, 277-278).
Известные педагоги уделяли большое внимание репродуктивному характеру организации учебно-воспитательного процесса. А. С. Макаренко отмечает: «Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, то есть такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли. И воспитание этих привычек - гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания» (9, 445).
Насколько актуально использование возможностей, детерминированных формированием привычных действий?
Для ответа на поставленный вопрос интерес представляют результаты исследований Н. А. Горбач. Ею проведен анализ моральной нормативности, которая показывает способность человека соблюдать нормы поведения, адекватно воспринимать предлагаемую для него определенную социальную роль. В используемом тесте курсантам предлагались вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности и отражающие два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Было выявлено, что у курсантов и слушателей (всего 375 человек) образовательного учреждения МВД России к 4 курсу (от 1,3 ± 0,7% до 10,3 ± 2,3%, р < 0,05) возрастает доля лиц с низким уровнем моральной нормативности, что указывает на недостаточный уровень социализации, неспособность адекватно оценить свое место и роль в коллективе, отсутствие стремления к соблюдению общепринятых норм поведения, возможные проблемы в плане восприятия требований, предъявляемых спецификой служебной деятельности (2).
Справедливо предположить, что по отношению к практическим работникам ОВД были бы получены аналогичные результаты, что следует из Директивы МВД России от 16 октября 2007 г. В связи с воздействием влияния криминальной среды, взаимодействие с которой обусловлено спецификой выполняемой работы, относительно практических сотрудников ОВД также ак-
туально использование системы служебной деятельности, которая сдерживала бы возможные деструктивные проявления их поведения, способствовала формированию профессионального отношения к служебным обязанностям и позитивному саморазвитию.
Воспитание путем формирования определенного привычного действия имеет объективные границы. Они обусловлены значительными затратами времени на их приобретение и предусматривают наличие у наставника большого педагогического мастерства. Справедливость этого иллюстрируют следующие замечания Д. Локка: «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они, будучи раз созданы, соблюдались» (10, 158).
С точки зрения понятий креативности и репродуктивности реализация воспитания путем формирования привычных действий характеризует его развивающее воздействие на человека как репродуктивное. В этом случае приведенные выше замечания Д. Локка можно обобщить, отметив, что крен в сторону креативной или репродуктивной организации учебно-воспитательного процесса напрямую влияет на количество повторений выполнения действий, необходимых для перехода умения в навык, нравственных принципов - в убеждение. Так, если делается акцент на креативном характере воспитания, например путем стимулирования рефлексии, поискового характера осмысления индивидом профессионально-нравственных норм, то образование у него навыка, формирование убеждения, в зависимости от индивидуальных особенностей, может происходить за меньшее число повторений. Не адекватное ситуации применение методов воспитания, рассчитанных на креативную познавательную деятельность, может не только не способствовать тенденции уменьшения времени оказания воспитательного воздействия, а, наоборот, привести к его значительному увеличению или вообще не привести к образованию навыка или убеждения. При этом следует иметь в виду, что не все можно объяснить, да это и не всегда целесообразно. Соображения целесообразности связаны с тем, что, как говорил Я. Корчак, «.одному дают десять высеченных на камне заповедей, когда он хочет сам выжечь их жаром своего сердца в своей груди, а другого неволят искать истины, которые он должен получить готовыми» (5, 59).
Остановимся на проблеме сбалансированного сочетания креативно и репродуктивно развивающих методов и средств воспитания личности. Поэтапное формирование нравственных привычек, обеспечиваемое сочетанием репродуктивно и креативно развивающих методов и средств педагогического воздействия, имеет не меньшее, а возможно даже большее значение, чем сроки формирования, методы и способы достижения учебных и трудовых навыков. Это связано со следующей особенностью привычек, на которую указывают ученые: «Особенность формирования привычек состоит в том, что этот процесс происходит неминуемо и независимо от воздействия педагога, тогда, когда возникают новые обстоятельства, новые виды деятельности, новые формы общения. И если в это время не обеспечить разумного воздействия со стороны воспитателя, то очень
часто стихийно вместо положительной привычки формируется отрицательная, вредная» (11, 185). Следует добавить, что если нами упоминается действенная часть привычного акта, то подразумевается, что привычными при этом становятся и мотивы поступков.
Таким образом, мы актуализируем внедрение методов и средств воспитания, характеризующихся продуманной их поэтапностью, в зависимости не только от содержательного, но и временного факторов формирования привычного действия. Указанная проблема, на наш взгляд, особенно актуальна для силовых ведомств, где иерархия взаимоотношений носит особо жесткий характер по сравнению с гражданскими учреждениями, работа весьма интенсивна и предъявляет повышенные требования к здоровью, морально-психологической устойчивости, предполагает высокие морально-нравственные качества, патриотизм, умение адаптироваться к пиковым, чрезвычайным ситуациям. Фактическое отсутствие такой системы воспитания, на наш взгляд, приводит к пагубным последствиям именно в сфере силовых ведомств в связи с феноменом цепной реакции формирования вредных привычек и, как следствие, - неприемлемых свойств личности.
Относительно ориентиров педагогического воздействия можно отметить следующее: в основе формирования требуемой привычки или исправления неприемлемой должна находиться положительная мотивация. При искоренении вредной привычки важным является установление причины ее возникновения и последующее противодействие прежде всего причине, а не следствию.
Рассмотрим возможные пути формирования требуемых привычек или исправления неприемлемых, основанные на положительной мотивации.
Универсальным ориентиром и механизмом при формировании необходимой последовательности привычных действий может служить стремление к творческой самореализации в профессиональной и непрофессиональной деятельности. Характер использования индивидуумом свободного времени является индикатором и регулирующим механизмом воспитательного воздействия, формирующего положительные привычки. В этом контексте в качестве позитивного можно отметить то обстоятельство, что в упоминаемом Приказе от 1 февраля 2007 г. № 120 находит отражение актуальность любительского, непрофессионального творчества (прежде всего в спорте, художественной самодеятельности). Известно, что создание условий для самореализации индивидуума в непрофессиональном творчестве способствует, в конечном счете, эффективности профессиональной деятельности (8).
Актуальность развития навыков самореализации личности в непрофессиональном творчестве для сотрудников милиции обусловлена нередко отсутствием динамики служебного роста, которая соответствует потенциалу личности. Это означает, что на определенном этапе развития профессионализма выполнение функциональных обязанностей начинает носить для индивида рутинный характер. В связи с этим в исследовании Н. А. Горбач отмечается, что лишь незначительная часть сотрудников (всего обследовано в период с 1998
по 2001 гг. 1234 человека) видят перспективу своего служебного роста, причем доля таких лиц в 2001 г. (14,0%) снизилась по сравнению с 1998 г. (17,0%), р < 0,05. Не рассчитывали на нее в ближайшее время 41,0% в 1998 г., 48,0 - в 1999 г., 43,3 - в 2000 г. и 41,3% сотрудников -в 2001 г. Перспективы своего служебного роста вообще не видят 22,3% респондентов (22,3%, 25,7% и 27,7% соответственно), причем тенденция постепенно ухудшается (2). Другим фактором являются психоэмоциональные перегрузки, сопряженные с выполнением функциональных обязанностей сотрудниками милиции, и, как следствие, необходимостью их коррекции. Отсутствие навыков самореализации в непрофессиональном творчестве, на наш взгляд, приводит к тому, что характерным, часто скрываемым врагом благополучия сотрудников органов внутренних дел является пьянство: «.на третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний выходят психические заболевания в виде алкоголизма и пьянства» (4, 72). Причем пьянство в подавляющем большинстве случаев «.выступает средством расслабления (имеется в виду отдых от профессиональной деятельности, бытовых забот. - М. К.), общения» (4), т. е. это те функции, которые может и должно брать на себя непрофессиональное творчество в жизни человека.
Наряду с критерием использования свободного времени другим критерием, позволяющим оперативно отслеживать и формировать требуемую конструктивную последовательность привычных действий, являются утомляемость и характер ее протекания. Анализ этих критериев позволяет судить об оптимальности организации жизнедеятельности в целом и оказывать регулирующее воздействие через воспитательные мероприятия.
Успешность деятельности находится в зависимости от утомляемости, усталости.
Биологическая теория эмоций (П. К. Анохин) постулирует: положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий (1). В связи с этим М. И. Еникеевым употребляется термин «эмоциональная память» (3). Следовательно, именно здесь кроются корни, питающие появление как позитивных, так и негативных цепочек привычных действий.
Как отмечает В. Т. Синглтон, понятие «усталость» охватывает широкий диапазон явлений и еще не имеет точного определения. Усталость может быть физиологической (т. е. физической или химической) или психологической (умственной или функциональной); она может быть объективной, и тогда приводит к изменению производительности, или субъективной, что выражается в изменении ощущений и восприятий. В общем единственное определение усталости сводится к тому, что это состояние, возникающее во время непрерывной работы (13). Наиболее тесно успешность взаимосвязана с психологической усталостью. Психологическая усталость, по В. Т. Синглтону, проявляется в изменении ощущений и оценок. Она крайне непостоянна и подвержена чрезвычайно резким колебаниям даже при незначитель-
ном изменении условий, а особенно при изменении морального состояния. Примером может служить очевидное различие в проявлениях усталости победителей и потерпевших поражение в любом соревновании.
Имеются и другие субъективные симптомы утомления, которые не ощущаются и не проявляются просто как усталость, например, такие, как повышенная раздражительность или неоправданный уход в себя, повышенная реакция на незначительные раздражители - голод, неудобная поза и т. д. Все это позволяет судить о состоянии индивида, которое во многом может быть скорректировано воспитательными мерами.
Пути реализации воспитательного влияния, опирающегося на диагностику отслеживания состояния успешности, процессов утомления, для работников правоохранительных органов может основываться на создании и развитии служб социопсихологической поддержки, поощрении спортивно-оздоровительного направления непрофессионального творчества. Служба социопсихологического сопровождения должна способствовать формированию прежде всего мировоззренческой основы для здорового состояния человека как состояния, характеризующегося физическим, духовным и социальным благополучием, стремлением к самопознанию, самоорганизации.
Формирование и развитие у взрослых людей мировоззренческой основы в любом случае представляет собой исключительно сложную задачу. Потребности в са-моизменении, как известно, возникают у человека, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть, и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.
Многое зависит от того, в какой мере предлагаемые для осмысления мировоззренческие установки приобретают для него личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков. В личностном плане эти принципы, или мотивы, деятельности и поведения, приобретают форму взглядов и убеждений, формирование которых и составляет важнейшую задачу воспитания.
Огромное воздействие на мировоззрение имеют религиозные учения. Именно поэтому в качестве направления воспитательной работы в системе МВД серьезное внимание уделяется традиционным религиям. Однако религиозное воспитание - это принципиально свободный выбор в светском государстве, в связи с чем декларируемое в нормативных актах МВД взаимодействие с традиционными религиями, на наш взгляд, справедливо критикуется некоторыми учеными. В современных условиях трудно обойтись без духовно-нравственного воздействия вероучений в воспитательной деятельности МВД. В связи с актуализируемыми особенностями развития качеств и устремленностей сотрудника милиции (стрессоустойчивость, самоощущение успешности, высокой работоспособности, духовно-нравственное совершенствование, самоактуализация в непрофессиональном творчестве) остановимся на возможностях восточных практик йоги, ушу, цигун.
В системе МВД соответствующие возможности нашли отражение в трудах доктора психологических наук, профессора Академии управления МВД России В. Н. Смирнова (15). Его исследования посвящены эффективности решения сотрудниками специальных подразделений органов внутренних дел служебно-боевых задач в экстремальных условиях. Это прежде всего представители таких спецподразделений, как ОМОН и ОМСН. Специфика деятельности сотрудников спецподразделений особенно проявилась в ходе боевых операций в зоне локальных конфликтов, где жизнь, здоровье, успех, благополучие личного состава всецело зависят от его профессионального мастерства и профессионально-психологической подготовленности. Боевые действия в Чеченской Республике, в которых спецподразделения органов внутренних дел принимали активное участие, в свое время ярко высветили слабость системы профессионально-психологической подготовки и неиспользованные потенциальные возможности этих подразделений в борьбе с террористами и организованными преступными группами. Только на территории Северо-Кавказского региона в период с 1995 по 2002 гг. погибли более 3 тыс. и ранены более 7 тыс. сотрудников органов внутренних дел, каждый третий из которых - сотрудник спецподразделений. У многих сотрудников спецподразделений проявилось непонимание складывающейся обстановки, своего значения, роли в решении стоящих задач, наблюдалась повышенная восприимчивость к психотравмирующим воздействиям экстремальных условий, принимаемые решения часто были непродуманны, носили стереотипный характер, приводя к ухудшению сложившейся обстановки, неоправданной гибели и ранениям (15).
В работе В. Н. Смирнова приводится обобщение некоторых промежуточных результатов решения отмеченных проблем. Так, говорится, что повышение уровня профессиональной подготовки достигается всесторонним следованием принципу «Учить тому, что необходимо в бою», большим вниманием при подготовке преимущественно коллективным способам выполнения служебно-боевых задач, более соразмерному ситуации применению оружия. В процессе обучения специалистов, которое позволило повысить его качество, особое внимание уделялось тренировке выносливости в сложных метеоусловиях, принятию на себя повышенной ответственности за результаты своих действий и действий группы, использованию боевых условий для формирования и развития самоконтроля, бдительности, навыков психологического воздействия на правонарушителей и граждан.
Особенно значимым для раскрываемых нами воспитательных возможностей в исследованиях В. Н. Смирнова явилось то, что в рамках системы профессиональной подготовки предусмотрена специальная психологическая программа. При ее разработке ученый адаптировал методики подготовки спецподразделений КНР, ориентированные на решение следующих задач: повышение индивидуальной психологической устойчивости, «бойцовского духа», внимания, реакции, самоконтроля, приобретение навыков регуляции психических состояний, улучшение сплоченности, слаженности коллективных действий. В результате сложились такие нетрадици-
онные методики, как «Наблюдение за дыханием», «Конфликт без эмоций», «Общий рассказ», «Общий рисунок», «Реакция», «Мысленное действие», «Мысленная победа». Эти методики были широко апробированы на личном составе спецподразделений, в результате чего существенно повысилась профессиональная экстремально-психологическая подготовка, причем с учетом анализа и боевых действий (15). Одна из основных идей предложенных В. Н. Смирновым психологических программ состоит в применении восточных духовных практик, таких, как цигун, особенно при решении проблемы стрессовых реакций (12, 15-16). Была выдвинута и подтверждена гипотеза о возможности использования позитивных аспектов стрессовых реакций посредством физических движений на медитативной основе (15), которые как раз и составляют практику цигун (7; 8).
Многие называют цигун «китайской йогой». Следует еще раз подчеркнуть, что любое направление цигун, ушу, йоги, многие направления боевых единоборств -это прежде всего духовные практики, они основываются на изменении нравственного облика практикующего. Результаты исследований, проведенных Йельским и Калифорнийским университетами (7 тыс. жителей района Аламеда, Калифорния охвачены экспериментом), а также Опытным исследовательским центром университета Мичиган (наблюдение 2,7 тыс. человек на протяжении 14 лет) свидетельствуют, что долголетие человека напрямую зависит от уровня его нравственности. Доброжелательная, дружеская и вежливая манера поведения в сочетании с высокими моральными качествами дает нормальное развитие головного мозга, центральной нервной и эндокринной систем. Это помогает также в систематической регуляции биологических часов и стабилизации микрофлоры в организме.
Имеется большое число отзывов отдельных людей и организаций об эффективном влиянии цигун, в частности такого его направления, как фалунь дафа, на состояние человека. Именно в повышении нравственного уровня человека усматривает позитивное воздействие на его спортивные результаты, общее состояние и отношение к жизни последователь фалунь дафа Д. Шибан-ков - президент Ярославской областной федерации по панкратиону (боям без правил), член Исполкома Международного совета по абсолютным поединкам, победитель супербоя первого Кубка мира 1997 г. в Израиле и первого Международного турнира в Японии (17). Заметные результаты влияния фалунь дафа на спортивные результаты отмечает и тренерский состав одной из ДЮСШ Беларуси, где проведенные исследования показали у лиц, освоивших практику фалунь дафа, значительное увеличение стрессоустойчивости, снижение уровня невротизма и пропусков тренировок по болезни (18, 14).
Мы остановились лишь на одном из многих возможных вариантов духовного и физического совершенствования на основе восточных практик, большой спектр которых вполне доступен российским гражданам, включая сотрудников ОВД. По отношению к некоторым из них, например, фалунь дафа, сегодня вполне можно говорить как о прошедших проверку временем и иссле-
дованиями специалистов, их можно рекомендовать для широкого использования.
В заключение отметим следующее. Совершенствование воспитательного воздействия составляет одну из самых главных задач повышения эффективности работы органов внутренних дел. Министерством внутренних дел России уделяется значительное внимание работе с кадровым составом. Воспитательное направление в настоящее время считается приоритетным и находит достаточное отражение на концептуальном уровне осмысления, предусматривает поэтапную программу реализации воспитательной работы с личным составом.
Вместе с тем сложная криминогенная обстановка, влияние криминалитета и различных деструктивных факторов на поведение и морально-психологическое состояние сотрудников правоохранительных органов постоянно заставляет искать новые методы эффективного воспитательного влияния на личный состав ОВД, прежде всего с целью развития духовной сферы, морально-нравственных качеств. При этом подразумевается тесная взаимосвязь морально-нравственного развития индивидуума и его психолого-физиологического состояния и самоощущения.
В нашей статье рассмотрены психолого-педагоги-ческие механизмы привычного действия, понимание которых может способствовать всесторонней реализации воспитательного потенциала профессиональных и местных традиций, обрядов, а также потенциала системно поощряемого непрофессионального творчества, в связи с чем в контексте мирового опыта на примере фалунь дафа раскрыты некоторые возможности практик цигун, и, прежде всего, их духовной составляющей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П. К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности // Проблемы высшей нервной деятельности. - М., 1949.
2. Горбач Н. А. Инновационные технологии отбора и сопровождения обучаемых и специалистов: монография. - Красноярск, 2001.
3. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов. - М., 1996.
4. Кильмашкина Т Н. Этиология самоубийств сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2001. - № 1.
5. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / пер. с польск. - М., 1990.
6. ЛиХунчжи. Фалунь дафа. - М., 1999.
7. Ли Хунчжи. Чжуань фалунь. - М., 2002.
8. Лукин Н. Н., Ивченко Н. П. Культура. Творчество. Профессия. - Красноярск, 1998.
9. Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе // Соч.: в 7 т. - М., 1958. - Т. V.
10. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М., 1989.
11. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2111 «Дефектология». -3-е изд., перераб. и доп. - М., 1986.
12. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1977.
13. Синглтон В. Т. Введение в эргономику / пер. с англ. -М., 1974.
14. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. - 4-е изд., доп. -М., 1981.
15. Смирнов В. Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2004.
16. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1974. - Т. 1.
17. Шибанков Д. Здоровье, мудрость и сила // Спортивная неделя. - 2004. - 19 марта; 26 марта.
18. ШулейкоИ., БучаЕ. Древняя наука для современного спортсмена, или Нужна ли современным спортсменам система психофизической тренировки? // Великая эпоха. - 2008. -№ 5. - 7 марта.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ
И. В. Павлов, И. И. Павлова
В статье представлены программные вопросы и направления духовно-нравственного воспитания курсантов в целостном педагогическом процессе вуза в ходе преподавания всех учебных дисциплин, участия в разнообразной внеаудиторной, общественно полезной работе.
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, мораль, общество, нормы, сознание, развитие личности.
Духовность с материалистической точки зрения означает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью подразумевается преимущественно первая из этих потребностей, под душевностью - вторая.
Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т. е. «с душой». С категорией «духовность» соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служат удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга. Наказанием являются угрызения совести и чувство вины. Относительная независимость познавательной деятельности от прагматических целей, а альтруистических деяний - от немедленного социального одобрения делают духовность важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования.
Духовность тесно связана с моралью, нравственностью. В науке нравственность трактуется как правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил; нравственный - соблюдающий требования нравственности, относящийся к внутренней,
духовной жизни человека. Нравственность выступает как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения) или один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают свое обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и других нравственных ценностей. Навязывание нравственных ценностей есть насилие над свободой личности, и потому безнравственно. Для того, чтобы знания этических норм и правил не расходились с поведением, нравственность должна быть либо интериоризована, т. е. внутренне усвоена человеком, либо рационально принята им как необходимое условие. В человеческой истории рационально понятые необходимость и полезность ложились в основу нравственности гораздо чаще, чем внутренняя потребность.
Нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен проявлять к труду, родине, другим людям и т. д. Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности у студентов. В целом эта работа должна включать в себя построение следующих моральных отношений:
а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; ответственность; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;
д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
е) отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность; личное достоинство и т. д.
Каждое из перечисленных отношений включает в себя ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность, и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.
Нравственное воспитание студентов осуществляется в целостном педагогическом процессе вуза в ходе преподавания всех учебных дисциплин, в разнообразной внеаудиторной, общественно полезной работе.