Научная статья на тему 'Роль и значение духовно-нравственного воспитания курсантов для прохождения службы в органах внутренних дел'

Роль и значение духовно-нравственного воспитания курсантов для прохождения службы в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORAL / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / ПРАВОПОРЯДОК / LAW ORDER / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Е.Ю., Евраева К.Л., Барикаева Д.Е.

Рассматривается степень влияния высшего образования на формирование духовно-нравственных основ курсантов; исследуется значение духовно-нравственных основ курсантов как будущих сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Е.Ю., Евраева К.Л., Барикаева Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF STUDENTS FOR MILITARY SERVICE IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

The article deals with the degree of influence of higher education on the formation of spiritual and moral foundations of cadets. Auther observes the meaning of spiritual and moral foundations of cadets as future law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Роль и значение духовно-нравственного воспитания курсантов для прохождения службы в органах внутренних дел»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Е.Ю. СЕРГЕЕВА

адъюнкт педагогики Московского Университета МВД России

К.Л. ЕВРАЕВА

адъюнкт Московского Университета МВД России

Д.Е. БАРИКАЕВА слушатель 521 Московского Университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

E-mail: x.victoria@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается степень влияния высшего образования на формирование духовно-нравственных основ курсантов; исследуется значение духовно-нравственных основ курсантов как будущих сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: духовность, нравственность, профессиональное образование, законность, правопорядок, личность, социальная среда.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION

OF STUDENTS FOR MILITARY SERVICE IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

E.YU. SERGEYEVA

graduated in a military academy of pedagogics of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

K.L. EVRAYEV

graduated in a military academy of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

D.E. BARIKAYEVA

listener of 521 Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

Annotation. The article deals with the degree of influence of higher education on the formation of spiritual and moral foundations of cadets. Auther observes the meaning of spiritual and moral foundations of cadets as future law enforcement officers.

Key words: the spirituality, moral, professional education,legality,law order,personality, social area

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Не стоит в стороне от образовательных реформ и Министерство внутренних дел России по формированию основ профессиональной, духовной и нравственной устойчивости у курсантов (слушателей) вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

чтобы изжить негативные проявления в деятельности полиции и добиться высоких результатов в обеспечении правопорядка и законности, их сотрудники обязательно должны быть: духовно-нравственными, высокопрофессионально обученными,

и цивилизованными личностями, т.е профессионалами своего дела; и в этом важна личность педагога, важен в целом профессионализм постоянного состава образовательных учреждений. Каково его качество — таково и качество образования и его результатов.

главная и глобальная задача профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, необходимых для выполнения своих служебных обязанностей, — это выйти на новый уровень качества подготовки полицейских. Требования, которые предъявляет общество к сотрудникам органов внутренних дел, достаточно высоки. Ведь главное предназначение полиции — защита прав и свобод

граждан. Веление времени таково, что каждый сотрудник органов внутренних дел должен выполнять свою работу безукоризненно и профессионально, соблюдая нормы этики и морали. Именно в этом состоит задача подготовки курсантов как будущих сотрудников ОВД.

Главная черта современного мира — стремительные перемены, в том числе и в образовании. Сама система профессиональной подготовки и духовно-нравственного воспитания кадров МВД России для обеспечения эффективности реализации правоохранительных функций тоже не должна находиться в статическом состоянии. На вопрос: чему и как учить в современном вузе — наука отвечает — формировать и развивать профессиональные навыки, воспитывать творческие и профессиональные качества1. Процесс творчества, прежде всего, включает духовно-нравственный аспект.

Социально-нравственное воспитание имеет свои специфические цели и задачи. они определяются доминирующими общественными отношениями и духовными ценностями. Содержание социально-нравственного воспитания включает: духовное, моральное, этическое, патриотическое национальное воспитание2. А это, формирование духовных начал у курсантов, их стремление к познанию себя и своего места на земле как сотрудников правопорядка, нравственное их просвещение в вопросах морали и этических норм.

Духовное воспитание — это воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие курсанта как сотрудника органов внутренних дел. Это воспитание чувства долга к присяге, Кодексу профессиональной этики сотрудников ОВД РФ, искренности, ответственности, справедливости, благочестия, праведности и других нравственных качеств, способных придать высший смысл делам и поступкам курсанта, поднять его над земными трудностями и соблазнами.

Становление духовно-нравственных основ службы в органах внутренних дел не только может, но и должно обеспечиваться на этапе профессиональной подготовки курсантов в высшем учебном заведении. Личность курсанта как будущего полицейского индивидуально неповторима и ее свойства требуют для развития использования специфических приемов и методов. Необходимо поэтапное

развитие социально-нравственной направленности личности курсантов как будущих полицейских на протяжении всего этапа обучения в учебном заведении, тем самым повысить эффективность и улучшить качества учебного и воспитательного процесса. Сложность, внутренняя противоречивость процесса общественной жизни обязывают во многом по-новому взглянуть на стратегию и тактику воспитания социально-нравственной направленности личности будущих полицейских3. В процессе духовно-нравственного воспитания мы имеем выпускника как полицейского, способного занять сознательную и активную жизненную позицию во всех сферах общественной жизни, социально-ответственного субъекта своего жизненного пути в служении закону и своему народу.

Современный этап развития профессионального образования характеризуется динамичными изменениями, направленными на создание системы предоставления образовательных услуг, соответствующей требованиям современного рынка труда, потребностям граждан в качественном образовании, т.е. отвечающих интересам общества и государства. Реформирование органов внутренних дел невозможно без совершенствования, модернизации системы профессионального образования.

Действительно, при духовно-нравственном возрастании курсанта как сотрудника полиции будет изменяться его отношение к результатам своей профессиональной деятельности, к реальным плодам своей учебы в сторону повышения ответственности за результат.

На сколько высок уровень профессиональной компетенции курсанта как будущего сотрудника полиции, его культурного, духовного, нравственного и личностного развития — настолько принятое им управленческое решение или простой совет будет способствовать позитивному разрешению той или иной проблемы. Стоит всегда знать и помнить, что в деле повышения эффективности полицейской службы важна личность каждого сотрудника; при этом необходимо систематически повышать работу по повышению уровня духовно-нравственной, культурной и профессиональной составляющей личности курсанта.

Изменения институтов гражданского общества, сопряженные с процессом проводимых государ-

ственных реформ в конце прошлого века, привели к коррозии морального состояния общества.

С крушением системы социалистических ценностей формальные ограничения безнравственного поведения также не смогли устоять, произошло разрушение моральных связей между людьми. Многие наши соотечественники, не обладая подлинной внутренней нравственностью, контролируемой и направляемой совестью, не имея внутренней духовной опоры, освобождаясь от внешнего принудительного давления норм морального кодекса строителя коммунизма, ощутили духовно-нравственную пустоту, которая заполнялась лишь прагматическими интересами.

Канувшая в лету идеология построения социализма в современном мире заменяется так называемой «общечеловеческой» моралью, по существу сводимой к набору религиозных догматов и ценностей.

Но религия является общественным институтом, во многих аспектах подменяющим духовную свободу, морально оправдывающим социальное расслоение и принуждение. Социальная дифференциация сакрализируется и призывает к милосердию власть имущих, а угнетенных — к смирению. Подобная мораль по сути является аналогом классово-пролетарской, выступая уздой и внешним ограничителем социальных взаимодействий, только основывается она не на административном принуждении, а на ссылке на самую высшую инстанцию. Общество сосредотачивает свои силы не на нравственном развитии, но на поисках удобных для ссылок фрагментов в религиозных текстах.

Эффект замещения одних внешних норм морали на другие налицо. Вместе с тем, не берется в расчет тот факт, что любое навязывание моральности, отчужденное от человека, опирающееся на духовное принуждение, обречено на непонимание. Подлинно высокие нравственные идеалы формируются не под воздействием внешних ограничений, будь то религия или идеология, но на основе исходящих изнутри личности духовных и нравственных ценностей, подкрепленных не идеями формализованной и догматичной модели морали, а глубокой внутренней убежденностью.

Современная теория воспитания не придает должного значения таким понятиям, как мораль, нравственные нормы, внутренняя нравственная свобода и ответственность, свобода морального выбора.

Пренебрежение точными определениями понятий привело к искаженной трактовке реальных явлений.

Нравственное воспитание представляет собой совокупность содержания формы и методов. Но подчас упускается четкое представление о сути самого воспитания, характере процесса и конечном результате. Нравственное воспитание выступает как абсолют, вне возрастных и временных порогов, без формируемых навыков и привычек, значимых вкладов субъектов воспитания. Нравственность личности формируется стихийно, обесцеленно и самотечно.

Не берущийся в расчет дифференцированный возрастной подход в воспитании осложняет формирование необходимых личностных моральных качеств. Однако, в дошкольном возрасте формируется не только характер человека, но и вся личность в целом, но в силу ряда обстоятельств возможности морального приучения и нравственно-духовного становления не используются.

Большинство ученых выделяют три основные стадии нравственного развития личности, напрямую связанные с процессом социализации. Первая стадия характеризуется господством природных потребностей. Личность не рождается сразу нравственной, социальная среда не делает пока жестких ограничений. Стимулами поведения в этот период выступают бессознательно и бурно формирующиеся рефлексы, привычки, способы удовлетворения потребностей. Социально-правовые отношения в данный период развития определяются естественным эгоизмом. Сущностью данного этапа является постепенное накопление опыта социальных отношений, подготовки сознания к восприятию и усвоению норм, требований морали, переход от внемо-ральности в мир общественной морали.

Ослабление социальных связей, кризис идей целого поколения, экономическая нестабильность начала девяностых годов прошлого столетия привели к тому, что первичная стадия воспитания у современной молодежи была неоправданно упущена. Педагогический опыт формирования общественной морали был отвергнут вместе с неудачами построения общества реального социализма, в образовавшийся вакуум новые конструктивные идеи без сформированного базиса лечь не могли. Следствием упущения первичной стадии воспитания нравственной культуры стало замедление в духовном развитии

большинства представителей молодого поколения, обрекая их и на внутреннюю неволю, попадание в плен инстинктам, страстям, необузданным желаниям удовлетворения первичных потребностей.

Основной проблемой в рассматриваемой стадии является отсутствие крепкого педагогического фундамента, в основе которого лежит подлинный, человеческий авторитет воспитателя, любовь, интерес и уважение к нему со стороны воспитуемых.

Следующая стадия социализации личности заключается в ее моральном воспитании, введении в систему норм общественной морали. они поддерживаются силой общественного мнения, формируемого государством, школой, семьей, общественными организациями и неформальными объединениями, средствами массовой информации, учреждениями культуры и церковью.

осмыслив выше сказанное, обратим внимание на то, какие условия окружали наши объекты воспитания в период прохождения стадии социализации личности. Последнее десятилетие прошлого века можно охарактеризовать, как период правового нигилизма и социального анархизма. Идеи всеобщего коммунистического равенства были отвергнуты обществом, а новые приоритеты, допустим, социального партнерства, так и не начали формироваться. Доминирующим процессом оказалось первоначальное накопление капитала. Процветал культ индивидуализма, сильной личности. Потребительские ценности нашли свое отражение в культуре. Кинематография, системы массовых коммуникаций, современные социальные и игровые технологии воспитывали и продолжают воспитывать культ насилия. достижение личных целей в таком обществе основано на ущемлении и игнорировании прав и интересов окружающих людей.

В этой связи особо следует отметить средства массовой информации. отсутствие государственных приоритетов в их деятельности привело к деформации данного института массового воздействия. И вместо инструмента воспитания и источника знаний, средства массовой информации ныне являются механизмом получения доходов и достижения политических целей. «Хлеба и зрелищ требует народ», говорили правители Древнего Рима.

Еще одной негативной тенденцией оказался распад значительного числа молодых семей. Анализи-

руя демографические показатели рассматриваемого периода, следует обратить внимание на тот факт, что многие из нынешних курсантов воспитывались в неполных семьях, либо один из биологических родителей кем-либо замещался.

Под воздействием социальной среды молодые члены общества — будущие курсанты образовательных учреждений МВД России так или иначе интегрировались в действующую систему общественной морали. Но в процессе социализации произошла подмена актуальных моральных ценностей на другие, преимущественно индивидуалистические. У молодой личности не всегда происходит осмысление спонтанных, стихийных импульсов, порождаемых эгоизмом и осознание их социальной опасности. Слабость системы общественно-нравственного воспитания привела к тому, что далеко не у всех субъектов сформировались основы этической культуры и правопослушности.

Как при отсутствии, так и при наличии сформированного морального сознания духовно-нравственное просвещение необходимо дополнять четко отлаженной системой образа жизни, наполненной соблюдением элементарных правил, обычаев, традиций, режимом, распорядком, идеологическими требованиями, духовными и физическими упражнениями. основным препятствием в деле морального воспитания современной молодежи является падение престижа подлинной нравственности в глазах общественного мнения, ставшая привычной аморальность публичных субъектов общественных отношений, пропаганда насилия, пошлости, цинизма, культ силы.

главное противоречие стадии вхождения личности в мир моральных ценностей и отношений состоит в том, что в решающий момент социализации осознание общественных моральных требований переплетается с конформизмом подростков, подверженностью их сознания влияниям коллективного бессознательного, незащищенностью от манипулирования средствами массовой пропаганды и культуры. Это все противодействует практическому осмыслению подростками моральных норм, противодействует действительной свободе выбора.

Процесс обучения в образовательных учреждениях МВД России приходится как раз на стык двух стадий социализации молодого поколения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Первые две из них были рассмотрены выше, но для нас в большей степени примечательна третья как общая стадия социализации индивида, представляющая собой этап свободного интеллектуально-нравственного саморазвития. Педагогическая наука рассматривает данный этап как период, на котором личность способна духовно структурироваться на основе внутренне принятых общественно ценных идеалов и принципов. В ней (личности) утверждается собственное нравственное начало как высший закон повседневного поведения и деятельности. Человек становится принципиальной, критически мыслящей, ответственной, внутренне раскрепощенной личностью. Идея права вливается в его нравственное сознание, воплощается в поведении, становится неотъемлемой частью личности. Сдерживающим началом развития в молодежи нравственности является аморальное социальное окружение, атмосфера анархии, преступности, развлекательности, насилия, вседозволенности массовой культуры. Противостоит распространению нравственности и формализованная система школьного воспитания, пораженная отчужденностью людей, духом меркантилизма, моральным лицемерием и религиозной эйфорией.

Тем более важным для нас оказывается начало третьей стадии социализации наших подчиненных. Конечным результатом нашей совместной деятельности является придание устойчивых черт духовно-нравственной культуре сотрудника органов внутренних дел по окончании образовательного учреждения МВД России.

Юношеский возраст курсантов высших учебных заведений МВД России предоставляет наивыгоднейшие возможности для пробуждения и интенсивного созревания нравственной личности. Это пора исканий, проб и ошибок, жизненных выборов, планов и надежд, самопознание и самоопределение, утверждение идеалов.

Нравственность развивается в той личности, в которой в результате внешнего социального воздействия или внутреннего духовного озарения заработают размышления о своем предназначении в мире, о добре и зле, о других людях и отношении к ним, об истине и лжи, о чуде природы и красоте, о человеческой свободе и ответственности.

Этот период социализации идеально подходит для формирования необходимых профессионально-нравственных качеств будущего сотрудника органов внутренних дел.

Вступающего в мир нравственности характеризует твердое решение осуществлять свое духовное и физическое развитие; последовательно придерживаться избранных идеалов и принципов нравственной жизни, нести ответственность перед совестью и людьми; стремиться к самоанализу и нравственной оценке всех явлений общественной жизни. На этой основе будущий служитель правопорядка способен достичь вершин нравственного совершенства, стать блюстителем закона, хранителем подлинных прав и свобод личности и незыблемости государственного устройства.

Профессиональное мастерство сотрудников правоохранительных органов в их деятельности зависит не только от специально-юридических знаний, профессионально-психологической подготовленности, но и от духовно- нравственных основ.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы на стадии нравственного развития будущего служителя правопорядка подвести его к развитию в себе духовной, внутренне свободной и ответственной нравственной личности, с устойчиво сформированным комплексом профессионально-значимых нравственных качеств.

Успешное выполнение любой задачи требует от каждого курсанта, сотрудника полиции постоянного совершенствования, служебного мастерства, систематического и настойчивого повышения уровня своих знаний, чувства ответственности за порученное дело, высокой сознательности и духовно-нравственных основ в работе, глубокого понимания социальной значимости своей профессии, своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как сотрудника органов внутренних дел.

1 Юридическая педагогика / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Сто-ляренко. М; Юнити-дана, 2004.

2 Рыбаков В.Н. «Социально-нравственное воспитание как социальное и педагогическое явление» Вестник Барнаульского юридического института 2011. № 1 (20). С. 111.

3 Федулов Б.А., Рыбаков В.Н. «Проблема развития социально-нравственной направленности будущего полицейского». Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы девятой международной практической конференции; Барнаульский юридический институт МВД России, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.