Научная статья на тему 'Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую проблему'

Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую проблему Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
310
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / МОЛОДЕЖЬ / РЕЛИГИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КРИЗИС / АТЕИЗМ / ОБЩЕСТВО / PSYCHOLOGY / YOUNG / RELIGION / MORALITY / CRISIS / ATHEISM / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зверев Вадим Олегович

Данная статья посвящена месту и роли духовно-нравственного воспитания среди студенческой (курсантской) молодежи. Акцентируя свой интерес на духовном кризисе, переживаемом современным обществом, автор подчеркивает практическое значение знаний религиозных постулатов традиционных вероучений на пути духовного оздоровления нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Importance of Spiritual Categories in Moral Education as Part of College Training: New Look on Old Problem

The article deals with the place and role of spiritual and moral education of students (cadets). Focusing on the spiritual crisis experienced by the contemporary society the author emphasizes the practical significance of knowing the religious postulates of the traditional faiths on the way to the nation's spiritual rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую проблему»

них. Важно, чтобы оценка носила характер информационно-конструктивный, а не контроля как такового;

- ситуация свободного выбора. Предоставление занимающимся возможности выбора в процессе тренировок (например, партнера в спарринге) стимулирует их внутреннюю мотивацию.

Тренинг мотивации достижения. Мотив достижения складывается из двух противоположных мотивационных тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи. Ключевым моментом в формировании мотивации достижения у детей оказывается характер взаимодействий между ребенком и взрослым. Высокая мотивация достижения формируется у детей, чьи родители постоянно повышают уровень своих требований и умело оказывают им помощь, проявляя в то же время мягкость и теплоту общения с ними. Низкий уровень мотивации достижения формируется у тех детей, чьи родители осуществляли слишком жесткий надзор, директивную опеку над ними либо были безразличны к ним. Тренеру следует знать эту закономерность.

При формировании мотивации достижения у взрослых спортсменов необходимо учитывать следующее:

- формирование у спортсменов синдрома достижения, т. е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудачи;

- самоанализ результатов своей деятельности;

- выработка оптимальной тактики целеобразования в занятиях спортом;

- межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе.

Каждое из этих направлений предполагает использование конкретных средств, приемов, используемых в педагогических целях. Так, для формирования, например, у юных спортсменов синдрома достижения рекомендуется следующее:

- обучение способам создания проективных рассказов (по картинкам теста TAT) с ярко выраженной темой достижения. Для этого необходимо подобрать комплект фотографий с изображением на них спортсменов, участвующих в соревновании;

- обучение способам поведения, типичным для спортсмена с высокоразвитой мотивацией достижения (предпочтение реально достижимых целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела; избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цель задается другими людьми; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах деятельности и т. п.);

- изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.

Эффективность представленных мотивационных тренингов проверялась нами в ходе нескольких педагогических экспериментов со спортсменами - боксерами, дзюдоистами, что показано в следующих работах (2; 3; 8), а также при работе с юными баскетболистами (4). Во всех экспериментах отмечалось повышение уровня сформированности компонентов спортивной мотивации, что способствовало улучшению предстартового состояния спортсменов и повышению результативности тренировочной и соревновательной деятельности.

Положительные результаты проведенных экспериментов позволяют рекомендовать описанные мотивационные тренинги для использования их в работе со спортсменами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асеев В. Г Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.

2. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. - Омск, 2000.

3. Бобровский А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005.

4. Канатов А. В. Формирование спортивной мотивации у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2005.

5. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

7. Смоленцева В. Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов. - Омск, 2003.

8. Шумилин А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2003.

9. ХекхаузенX. Мотивация и деятельность. - М., 1986. -Т. 1; Т. 2.

10. Alschuler A., Tabar D. Teaching achievement motivation. - Middle-town, Conn., 1970.

11. Csikzentmihalyi M. Emergent motivation and the evolution of the self // Advances in motivation and achievement. - Iai. Press Ins., 1985. - V. 4.

12. CsikszentmihalyiM. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adolescents // Amesr, Ames R./Eds./. Research on motivation in education. - N.-Y, 1989. - V. 3.

13. Charms R. De. Personal causation training in the schools // Of Applied Soc. Psychology. - 1972. -V. 2(2).

14. Charms R. De. Motivation enhancement in education settings // Amesr. R./Eds./.Research on motivation in education. -N.-Y, 1984. - V. 1.

15. Mc Clelland D. C. What is the effect of achievement motivation training in the schools // Teachers College Record. -1972. - V. 74(2).

ДУХОВНОСТЬ КАК ВАЖНАЯ КАТЕГОРИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРУЮ ПРОБЛЕМУ

В. О. Зверев

Данная статья посвящена месту и роли духовно-нравственного воспитания среди студенческой (курсантской) молодежи. Акцентируя свой интерес на духовном кризисе, переживаемом современным обществом, автор подчеркивает практическое значение знаний религиозных постулатов традиционных вероучений на пути духовного оздоровления нации.

Ключевые слова: психология, молодежь, религия, нравственность, кризис, атеизм, общество.

Сегодня часто высказываются суждения о том, что только духовные (религиозные) постулаты в состоянии помочь нашему обществу найти выход из кризиса, в ко-

тором пребывает его нравственность. С подобным подходом можно согласиться, так как переоценка ценностей, происходящая в теории и практике морали, созвучна тому, что на протяжении многовековой истории человечества проповедовали крупнейшие религиозные учения (православие, ислам, буддизм).

Между тем, по мнению отдельных авторов (3, 28), использование потенциала религии в практике нравственного воспитания вузовской молодежи представляется весьма сложным. Солидаризируясь, отметим, что на деле этот процесс схематизируется и зачастую сводится к приглашению в высшее учебное заведение (в том числе, системы МВД России) священнослужителя. В силу того, что образование в России носит светский характер, подобные визиты вряд ли могут стать массовым явлением. К тому же религиозный проповедник будет излагать нравственное учение главным образом своей церкви. В таком случае будет проигнорировано многообразие всего религиозного опыта, а это педагогически неверно и недопустимо. Современная студенческая, курсантская аудитории имеют не только многонациональный, но и многоконфессиональный состав.

Разделяя мнение Л. А. Попова (3), отметим, что весьма важно в этой связи вычленить и осмыслить общечеловеческое содержание религиозно-нравственных исканий, которое в равной степени приемлемо как для верующих (в том числе исповедующих разные религиозные воззрения), так и неверующих. В противном случае возможно противопоставление людей по их отношению к религии, чреватое возникновением острых противоречий.

Мораль содержит в себе довольно мощный мировоззренческий нейтральный пласт (например, простые нормы нравственности признаются и верующими, и неверующими, но обосновываются с разных позиций). Это же можно сказать о религии и атеизме, которые признают высшие нравственные ценности. Так, жизнь считают высшей ценностью как верующие, так и неверующие. Первые уповают на «дар Божий», а вторые ссылаются на уникальность каждого человека, его природу и разум.

Однако следует воздержаться от слепого копирования нравственных постулатов той или иной религии. Надо отдавать себе отчет в том, что и в религиозной сфере имеется немало того, что может вызвать сомнение или даже неприятие у современного молодого человека. Наглядным тому примером может стать не приживающееся среди мусульман Северного Кавказа учение ваххабитов (одно из течений в исламе), содержащее в себе призывы к религиозной нетерпимости и братоубийственной вражде.

Разумеется, неприемлемо и сугубо нигилистическое отношение к религии, которое нередко встречалось, например, у идеологов мировой революции. Апеллируя к тезису К. Маркса о том, что «... особые понятия религии противоречат морали» (2, 13), атеисты нередко писали о противоположности, несовместимости религии и морали. Столь схематичным представлением о взаимоотношениях этих древнейших пластов духовной культуры ставился под вопрос сам факт существования и взаимопроникновения религии и морали на протяжении тысячелетий.

Современные богословы схожи во мнении, что, полемизируя о религии и морали, стоит обсуждать не только их различия, но и безусловные сходства, несущие общий, сугубо нравственно-воспитательный подтекст. Так, в качестве нравственного идеала православные проповедники предлагают образ Иисуса Христа. Как образец для подражания Христос «присутствует» во всех назидательных беседах с молодыми людьми (в студенческих, курсантских коллективах и т. п.). При этом в последнее время образ Христа и его жизнеописание интерпретируются в современном духе. На передний план уже выдвигаются не только такие традиционные черты, как кротость и всепрощение, могущие импонировать молодежи. Христос начинает изображаться как человек, пожертвовавший своей жизнью ради блага и счастья людей.

Примеры гуманистического толка мы находим и в других фундаментальных религиозных учениях, в частности, в исламе. Пророк Мухаммед, наставляя правоверных мусульман «на путь истинный», говорит: «Кто предал свой лик Аллаху, при чем творит добро, то ему -его награда у его Господа»; или: «И запасайтесь, ибо лучший из запасов - благочестие»; или: «И если кто сделает зло или обидит свою душу, а потом попросит у Аллаха прощения, он найдет Аллаха прощающим, милостивым» и др. (1).

Не меньший интерес вызывают и умозаключения основоположника буддизма Г аутамы Будды, с глубоким духовно-нравственным смыслом которых трудно не согласиться. В своем учении, например, он повествует о чувстве сострадания, которое должен испытывать верующий человек при виде болезней, старости, смерти и других несчастий, которым подвержены люди. Кроме того, буддизм призывает соблюдать следующие моральные нормы, перекликающиеся по своей сути с наставлениями других заметных мировых религий:

- не суди других;

- в первую очередь искорени главное загрязнение;

- не злословь;

- не строй коварных планов;

- никому не причиняй боли (не доводи ситуации до крайности);

- не перекладывай тяжелый груз на слабые плечи;

- не прибегай к уловкам;

- не строй свое счастье на горе других и др.

Подытоживая, подчеркнем, что вопреки сложностям, возникшим в сфере духовности, в том числе, религии, в современном российском обществе, воспитательный потенциал традиционных религиозных конфессий -православия, ислама, буддизма и других - очевиден.

Убежденность в существовании любящего и всемогущего Бога молодому человеку (студенту, курсанту) помогает:

а) справиться с жизненными переживаниями и конфликтами (внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми);

б) противостоять неожиданным стрессовым (тяжелая болезнь, смерть родных и близких людей и т. п.) и экстремальным (охрана правопорядка в повседневной профессиональной деятельности и условиях, приближенных к боевым) ситуациям, обретая надежду и уверенность в завтрашнем дне;

в) определиться в ситуациях риска (наркомания, алкоголизм, преступность и т. п.), сделав единственно правильный выбор;

г) ставить в своей жизни высокозначимые цели и стремиться к их достижению;

д) искать и найти смысл жизни, посвятив себя служению возвышенному (например, Отечеству, любви, искусству и др.);

е) быть милосердными по отношению к человеку, находящемуся рядом;

ж) не только руководствоваться нравственными постулатами на своем жизненном пути, но и передавать их из поколения в поколение, способствуя тем самым духовному оздоровлению и обогащению общества.

Итак, вполне обоснованно можно говорить о духовно-нравственном (воспитательном) потенциале религии. Бог всегда был и остается для людей (большинство из которых верующие) во всем мире первоосновой нравственной жизни, которая возвышает ее над преходящими интересами, стремлениями, симпатиями и антипатиями, над сиюминутной житейской обыденностью. Человек связывает с Богом свои надежды на торжество Добра и Справедливости, победу Жизни над Смертью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. - Ростов н/Д, 1998. -Сура 2: Корова, Сура 4: Женщины.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 1.

3. Попов Л. А. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. - 1992. - № 3.

ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОВД

М. В. Кочетков

Статья посвящена совершенствованию воспитательного воздействия через влияние профессиональных традиций, обрядов, особенностей организации труда, а также посредством физического и духовного развития в рамках непрофессионального творчества. Делается вывод относительно того, что эффективность влияния отмеченной системы самосовершенствования позволяет рекомендовать ее для широкого использования в ОВД.

Ключевые слова: совершенствование воспитательного воздействия, профессиональные традиции, непрофессиональное творчество, система самосовершенствования.

Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, на деле обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Особая, ответственная роль в решении этих задач принадлежит правоохранительным органам, осуществляющим борьбу с преступностью и противодействующим процессу криминализации общества.

Вместе с тем негативные процессы в общественной среде распространяются и на сотрудников правоохранительных органов, что отягощается спецификой деятельности: властными полномочиями, нередко тесным взаимодействием с криминалитетом, в ряде случаев -полномочиями нарушения неприкосновенных прав и свобод гражданина, силового решения поставленных задач. На существенные кадровые задачи обеспечения дисциплины и законности действий личного состава органов и подразделений внутренних дел указано в Директиве МВД России от 16 октября 2007 г. № 1. В самом общем виде требования к деловой квалификации, профессиональной подготовке, морально-нравственным качествам отражены в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, который утвержден Приказом МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501.

В Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 20 марта 1996 г. № 145 на период с 2001 по 2005 гг., в отношении совершенствования работы с кадрами, в частности, отмечается: «Для упрочения духовно-нравственных основ службы, воспитания личного состава органов внутренних дел и внутренних войск в духе гражданственности, патриотизма, неукоснительного соблюдения законов и этических норм предстоит создать качественно новую систему образовательно-воспитательной работы. Основное внимание будет уделено индивидуально-воспитательной работе, организации психолого-педагогической подготовки руководителей подразделений и сотрудников, обеспечивающих целенаправленный воспитательный процесс, укреплению дисциплины, формированию морально-психологической устойчивости и поддержанию здорового психофизиологического состояния личного состава».

Однако анализ за период с 2001 г. по 2008 г. показал, что корректировка форм и методов работы с кадрами в рамках представленной выше Концепции с учетом развития законодательства, изменений криминогенной обстановки и кадровой ситуации пока не осуществлена. Концептуальное значение в настоящее время имеет Приказ от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», где приведены основные направления совершенствования воспитательной работы.

Обозначенные аспекты акцентируют внимание на некоторых проблемах их реализации.

Так, значительная роль в Приказе от 1 февраля 2007 г. № 120 отводится воспитательному воздействию через влияние традиций, обрядов. Возникновение феномена общественных привычек тесно связано с феноменом традиций, обычаев: «В социальном плане привычки являются элементом моральных отношений, одним из способов регулирования поведения людей. Привычка - это простейшая форма поддержания и передачи последующим поколениям обычаев» (14).

В контексте поиска перспективных подходов к воспитанию акцентируем внимание на справедливости обратного влияния: обычаи, обряды, традиции формируют привычки. Осуществление привычного действия или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.