Научная статья на тему 'Подходы к разработке методологии формирования стратегий и управления планированием инновационного развития ракетно-космической промышленности (РКП)'

Подходы к разработке методологии формирования стратегий и управления планированием инновационного развития ракетно-космической промышленности (РКП) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панов Дмитрий Витальевич, Анфимова Мария Лаура Игоревна

Одной из центральных задач стратегии предприятия, которые рассматриваются в данной статье, является программно-целевое планирование и управление, суть которого состоит в объединении стратегических целей с реальными средствами их достижения в рамках программы инновационного развития производственной базы и технологического обеспечения предприятия. Рассматриваются четыре функциональных подсистемы управления: такие как стратегическое управление; управление проектами; целевое управление; обеспечение управлением. Уделяется особое внимание стратегии инновационного развития высокотехнологичной отрасли промышленности. В связи с этим предложена методология формирования стратегий и управления планированием инновационного развития РКП, которая основана на оценке системы показателей, характеризующих инновационный потенциал отрасли, направленный на ее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панов Дмитрий Витальевич, Анфимова Мария Лаура Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the development of the methodology for strategy formulation and management of innovative development planning of the aerospace industry

One of the central objectives of business strategy, considered in this article, is target-oriented planning and management that consolidate the strategic goals and real means to an end within the program of the innovative development of the industrial base and technological support of the enterprise. The authors consider four functional subsystem of management. These are strategic management; project management; target management; maintenance of management. The article pays special attention to the innovative development strategy of high-tech industries. So the authors proposed the methodology for strategies formulation and management of innovative development planning of the aerospace industry, based on the assessment of a system of indicators characterized the innovative potential of the industry, aimed at its development

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке методологии формирования стратегий и управления планированием инновационного развития ракетно-космической промышленности (РКП)»

Панов Д. В., Анфимова М. Л. И.

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РКП

18.7. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИИ

ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (РКП)1

Панов Дмитрий Витальевич, канд. юрид. наук, генеральный директор

Место работы: ФГУП «НПО «Техномаш»

Анфимова Мария Лаура Игоревна, аспирант, ведущий специалист отделения прикладных экономических исследований

Место работы: Институт прикладных техникоэкономических исследований и экспертиз

Место учебы: Российский университет дружбы народов

mrylaura@yahoo.com

Аннотация: Одной из центральных задач стратегии предприятия, которые рассматриваются в данной статье, является программно-целевое планирование и управление, суть которого состоит в объединении стратегических целей с реальными средствами их достижения в рамках программы инновационного развития производственной базы и технологического обеспечения предприятия. Рассматриваются четыре функциональных подсистемы управления: такие как стратегическое управление; управление проектами; целевое управление; обеспечение управлением.

Уделяется особое внимание стратегии инновационного развития высокотехнологичной отрасли промышленности. В связи с этим предложена методология формирования стратегий и управления планированием инновационного развития РКП, которая основана на оценке системы показателей, характеризующих инновационный потенциал отрасли, направленный на ее развитие.

Ключевые слова: стратегия предприятия, инновационное развитие, ракетно-космическая промышленность, подсистемы управления, высокотехнологичные отрасли

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY FOR STRATEGY FORMULATION AND MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT PLANNING OF THE AEROSPACE INDUSTRY

Panov Dmitriy V, PhD in Law, CEO

Work place: FSUE Research and Production Association «Technomash»

Anfimova Mariya Laura I., Graduate student, Leading expert of the Department of Applied Economic Researches

1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 14-02-00443«Разработка теоретических подходов к выбору наиболее эффективных путей реструктуризации ракетно-космической промышленности России в современных условиях».

Work place: the Institute of Applied Technical And Economic Researches and Examinations

Study place: Peoples’ Friendship University of Russia

mrylaura@yahoo.com

Annotation: One of the central objectives of business strategy, considered in this article, is target-oriented planning and management that consolidate the strategic goals and real means to an end within the program of the innovative development of the industrial base and technological support of the enterprise.

The authors consider four functional subsystem of management. These are strategic management; project management; target management; maintenance of management.

The article pays special attention to the innovative development strategy of high-tech industries.

So the authors proposed the methodology for strategies formulation and management of innovative development planning of the aerospace industry, based on the assessment of a system of indicators characterized the innovative potential of the industry, aimed at its development

Keywords: business strategy, innovative development, aero-space industry, management subsystem, high-tech industries

В современной экономике формирование стратегии и управление планированием инновационного развития является необходимым условием успешного развития и деятельности высокотехнологичных отраслей промышленности (в т.ч. РКП).

При разработке методологии формирования стратегий инновационного развития предприятий РКП как высокотехнологичной отрасли промышленности необходимо учитывать, что инновационные стратегии представляют собой иерархическую взаимосвязанную систему, и методы разработки инновационных стратегий будут особенными для каждого иерархического уровня РКП при наличии их методологической общности. Кроме того, стратегии инновационного развития РКП, как экономической системы, должны учитывать приоритеты, цели и задачи, которые они призваны решать. Необходимо отметить, что данные приоритеты и цели должны быть конкретны для определенных этапов плана инновационного развития РКП.[2]

При разработке методологии важно выделить общие задачи, на которых должны быть нацелены рассматриваемые стратегии, учитывать экономические условия, в которых будут реализовываться возможные варианты стратегий.

Нельзя решить все задачи инновационного развития РКП только лишь с помощью одной стратегии, так как высокотехнологичная ракетно-космическая промышленность, по сути, состоит из существенно отличающихся специализированных сегментов производства разных видов и типов изделий РКТ.

Системы инновационных задач на макро- (государство), мезо- (отрасль) и микроуровне (предприятие) различны. Например, на макроуровне обеспечение инновационной активности включает задачи развития рынка инноваций и инновационной инфраструктуры, в то время как инновационные стратегии предприятий призваны обеспечить решение определенных задач, стоящих перед ними. Прежде всего, речь идет об обеспечении способности предприятия к инновационному развитию, позволяющему генерировать на собственной основе нововведения, которые обеспечивают конкурентоспособность предприятия во взаимодействии с внешней экономической (и технологической) средой.

293

Бизнес в законе

5’2014

Выбор стратегии инновационного развития предприятия должен осуществляться с учетом возможных рисков, отражающих степень реализуемости возможностей предприятия в рамках РКП. При правильном методологическом подходе большинство предприятий РКП должно выбирать глобальную стратегию стабилизации с перманентным переходом к стратегии опережающего роста.[3]

Одной из центральных задач стратегии предприятия остается программно-целевое планирование и управление, суть которого состоит в объединении стратегических целей с реальными средствами их достижения в рамках программы инновационного развития производственной базы и технологического обеспечения предприятия. [4]

Сформулированные стратегические цели и располагаемые предприятием возможности дают основания для формирования «портфеля» инновационных проектов и объединения их в единую программу стратегического развития предприятия. Для эффективной реализации этого «портфеля» проектов на предприятии должна быть создана система программно-целевого планирования и управления, особенностью которой является сочетание вертикального (линейно-функционального) и горизонтального (проектного) типов управления. В результате такой комбинации образуется матричная структура системы управления планированием инновационного развития предприятий, которая, как показывает опыт развития отечественных и зарубежных компаний, является наиболее эффективной.

Она включает в себя четыре функциональных подсистемы управления:

- стратегического управления;

- управления проектами;

- целевого управления;

- обеспечения управления.

Целевые подсистемы управления осуществляют оперативное и текущее линейное и функциональное управление НИОКР и производством предприятия. Подсистема обеспечения управления осуществляет административное, правовое, информационноаналитическое, техническое и другие виды обеспечения процессов управления на предприятии.

Основой для всех решений в области управления стратегическим планированием, включая выбор функциональных стратегий инновационного развития предприятия, является базовая (комплексная) стратегия инновационного развития высокотехнологичных сегментов РКП.

В рамках комплексной стратегии можно выделить следующие основные функциональные стратегии:

- производственная стратегия;

- маркетинговая стратегия;

- инновационная стратегия;

- инвестиционная стратегия;

- финансовая стратегия.

Целью производственной стратегии является определение необходимых производственных мощностей предприятия и управление внедрением ключевых элементов инновационных производственных процессов.

В рамках маркетинговой стратегии определяются продукты и услуги, которые следует выпускать, а также рынки сбыта, на которых они могут быть предложены.

В рамках финансовой стратегии предприятия РКП осуществляется прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, дается оценка инвестиционных проектов, планируется объем продаж, а также проводится распределение и контроль финансовых ресурсов.

Под инновационной стратегией любого предприятия РКП понимается совокупность основных прогнозируемых перспективных целей и задач его инновационного развития производственных технологий, согласованных по ресурсам и срокам.

Выработка комплексной и функциональных стратегий является основой стратегического управления предприятием РКП. Стратегическое управление планированием и внедрением новых производственных технологий связано с прогнозированием и постановкой целей и задач, поддержанием взаимоотношений между предприятиями РКП и другими высокотехнологичными отраслями промышленности и науки, необходимых для достижения поставленных целей.

Комплексная стратегия инновационного развития предприятий РКП позволяет определить долгосрочные цели деятельности организаций и возможные пути достижения этих целей. Формирование комплексной стратегии основывается на результатах комплексного анализа деятельности предприятий с учетом их потенциальных возможностей и текущей ситуации на рынке инноваций.

Серьезной проблемой, мешающей формированию стратегии инновационного развития предприятий РКП в посткризисный период, является недостаточная методологическая совместимость теории инновационного развития предприятий и теории стратегического управления высокотехнологичными отраслями промышленности в целом.

Если теория развития предприятия может рассматриваться как концептуальное отражение главных факторов функционирования предприятия в четко неопределенном временном промежутке, то стратегия инновационного развития высокотехнологичной отрасли промышленности представляет собой обобщенное («стратегическое») отражение процесса функционирования предприятий, обращенное в будущее.

Таким образом, необходимо объединить ряд положений указанных теорий, т.к. они являются различными моделями, отражающими соответствующие свойства одного и того же объекта анализа. При этом, если теория инновационного развития предприятия ориентирована на формализацию различных аспектов его инновационной деятельности, то основной задачей разработки стратегии его развития является прогнозирование будущего состояния данного предприятия как составной части отрасли.

Применительно к деятельности высокотехнологичных предприятий РКП это означает, во-первых, необходимость повышения эффективности их функционирования, во-вторых, превращение данных предприятий в действенный инструмент модернизации российской экономики.

Важнейшим элементом комплексной стратегии развития предприятий РКП является их финансовоэкономическая состоятельность, поскольку именно она определяет рыночную «выживаемость» РКП и учитывает влияние всех остальных видов конечных результатов их деятельности.

Динамика конечных финансовых результатов деятельности предприятий РКП является суммарной величиной соответствующих изменений, вызванных осуществлением мероприятий, реализующих различные виды их функциональных стратегий.

Сущность финансово-экономической стратегии развития предприятий РКП заключается в достижении ими следующих основных целей:

294

Панов Д. В., Анфимова М. Л. И.

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РКП

- максимизация сбыта инновационной продукции, создаваемой предприятием;

- эффективное инвестирование собственных свободных средств предприятия РКП;

- минимизация издержек производства;

- эффективный анализ рынков, дающий предприятию РКП возможность реализации своей инновационной продукции с минимальными издержками;

- оперативный учет прибылей и издержек, обеспечивающий контроль и эффективное управление инновационной деятельностью предприятия РКП;

- развитие предприятия РКП на основе эффективного планирования его инновационной деятельности на заданный период времени.

Реализация основных целей должна обеспечиваться за счет вспомогательных целей, достигаемых путем решения конкретных задач в функциональных подразделениях предприятий.

Поэтому основные и вспомогательные цели инновационного развития предприятия должны быть определены и четко зафиксированы не только в функциональных стратегиях, но и в положениях о подразделениях предприятия РКП, должностных инструкциях сотрудников и других документах, являющихся нормативной основой его деятельности. Это обеспечивает ориентацию предприятия на повышение экономической эффективности его деятельности.

В совокупности предприятия представляют собой отрасль, где, с одной стороны, при росте инновационного потенциала предприятия, растет инновационный потенциал отрасли, а с другой стороны, применение правильных механизмов управления отраслью повышает инновационный потенциал каждого предприятия.

В настоящее время существует множество методов, которые позволяют дать оценку инновационного потенциала высокотехнологичной отрасли (в том числе РКП). Такие методы основаны на использовании как экспертных оценок, так и формализованного математического инструментария.

Однако на сегодняшний момент не существует единой научно обоснованной и используемой на практике системы показателей оценки инновационного потенциала РКП. Это можно объяснить сложностью и разнообразием характеристик различных аспектов инновационного потенциала предприятия РКП. Основной проблемой их применения является то, что не существует универсального показателя, позволяющего достаточно точно оценить инновационный потенциал предприятия РКП. Аналогичная проблема характерна для РКП в целом.

Отсутствие системного подхода к выбору оценочных показателей является одним из основных недостатков существующих методик оценки инновационного потенциала предприятия, а вопросы разработки системы показателей для анализа инновационного потенциала предприятия РКП являются сложными и до настоящего времени еще не решены.

Инновационный потенциал отрасли относятся к классу сложных систем, для изучения которых целесообразно использовать методы и приемы системного анализа, включая моделирование с целью представления инновационного потенциала РКП в качестве модели с помощью системы взаимосвязанных показателей.

Классификация показателей, используемых для оценки элементов инновационного потенциала предприятия РКП может основываться на использовании таких признаков, как факторы инновационной дея-

тельности; функциональное назначение; отношение к этапам жизненного цикла инноваций.

Однако большинство из предлагаемых систем показателей имеют ряд недостатков. Они, в основном, предназначены для отображения осуществленных хозяйственных операций и мало применяется в целях прогнозирования, так как используемые в ней показатели не позволяют выявить тенденции инновационного развития РКП.

Все составляющие инновационного потенциала предприятия РКП имеют свою структуру.

В настоящее время существует значительное число критериев качественной и количественной оценки оптимальности функционирования экономических систем, которые могут быть использованы при оценке эффективности использования инновационного потенциала предприятия РКП, удовлетворенности потребителей продукцией предприятия, его имиджем и т.д. Инновационный потенциал предприятия РКП - это сложная система, и поэтому его развитие характеризуется большим количеством показателей, в связи с чем предлагается следующая методика определения инновационного потенциала и темпов инновационного роста отрасли.

Так как темпы роста отрасли по годам различны, данный показатель позволяет сопоставить темпы инновационного роста в динамике, поскольку он показывает не абсолютный рост отрасли, а относительный, т.е. будет ли ускоряться рост в отрасли в зависимости от того, будут ли реализованы определенные шаги промышленной политики либо реализован конкретный проект.

В соответствие с предлагаемой методикой оценки инновационного потенциала и роста отрасли рассчитывается соотношение темпов роста (ТРС - темпы роста сопоставимые) по формуле:

Увеличение объемов выпуска инновационной продукции отрасли в текущем году ‘ Увеличение объемов выпуска инновационной продукции отрасли в предыдущем году

Увеличение объема выпуска отрасли = Выпуск текущего года - Выпуск предыдущего года

ТРС

Затем проводится ранжировка показателей ' по

ТРС

увеличению. В условиях роста экономики ' будут положительными, и их большее значение отражает больший потенциал отрасли к инновационному росту.

ТРС

Возможна ситуация, когда ' будут меньше единицы. Это означает снижение темпов роста отрасли.

Таким образом, минимальный рейтинг - 0 (падение превышает рост этого года), а максимальный - 1,5 (рост по крайней мере в 1,5 раза выше). Такое взвешивание позволяет ограничить вклад одного показателя.

Далее рассчитывается показатель увеличения вклада отрасли в прирост ВВП за счет опережающего роста производства инновационной продукции отрасли по отношению к динамике роста экономики страны. Для этого по следующей формуле рассчитывается соотношение темпов инновационного роста отрасли и экономики в целом (УВО - увеличение вклада отрасли, точнее, сопоставление темпов роста отрасли и ВВП):

Темп роста отрасли (объем выпуска отрасли в тек, год у/объем выпуска в пред, году)

1 Темп роста ВВП (ВВП в теге, году/ Объе м в ыпуска в пред.году)

Данный показатель позволяет сопоставить динамику инновационного роста в отрасли.

Далее составляется рейтинг (предположения, аналогичные предыдущим).

295

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бизнес в законе

5’2014

Таким образом, минимальный рейтинг - 0 (темп падения в отрасли превышает рост ВВП), 1 - темп роста в отрасли соответствует росту ВВП, а максимальный рейтинг - 1,5 (рост в отрасли по крайней мере в 1,5 раза выше темпов роста ВВП).

Затем рассчитываются показатели увеличения экспортной выручки или снижения импорта инновационной продукции на соответствующих и смежных рынках и улучшение торгового баланса. Важность этого показателя, по нашему мнению, превосходит показатели относительного инновационного роста отрасли, поскольку отражает ситуацию на рынках - происходит ли расширение экспорта отечественной продукции или сокращение импорта (импортозамещение). Потому при расчете рейтинга будет использоваться множитель 2.

Итак, показатель роста экспортной выручки (РЭВ) рассчитывается путем умножения оценки соотношения доли экспорта инновационной продукции отрасли в текущем и предыдущем годах на показатель, отражающий сокращение доли импорта инновационной продукции соответствующей отрасли в общем объеме импорта по сравнению с предыдущим годом, где оценка соотношения доли экспорта инновационной продукции отрасли, рассчитывается по формуле:

_ ^э ин прод уеи /V3 ин.прод.пред ^э.тек ' ^эпред

Где

Уэ.ин.прод.тек. иН прод.пред _ объем экспорта инновационной продукции отрасли в текущем и предыдущем годах;

^э.тею ^э.пред _ объем экспорта в текущем и предыдущем годах.

Затем составляем рейтинг (множитель 2 не только учитывает важность этого показателя, но и связан с тем, что в данном показателе отражены и экспорт, и импорт).

Таким образом, минимальный рейтинг - 0 (импорт наращивается более чем на 20% при неизменном экспорте, либо экспорт сокращается на 20% при неизменном импорте, либо промежуточная ситуация, связанная с относительным ростом импорта продукции отрасли при одновременном сокращении экспорта), средний рейтинг - 2 (структура экспорта и импорта не меняется, либо одновременно наращиваются доля экспорта и импорта продукции рассматриваемой отрасли в общем объеме экспорта и импорта), 4 - наиболее благоприятная ситуация (импорт снижается более чем на 20% при неизменном экспорте, либо экспорт наращивается на 20% при неизменном импорте, либо промежуточная ситуация, связанная с относительным сокращением импорта продукции отрасли при одновременном росте экспорта).

Отрасль обладает наилучшим потенциалом, если она конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Создание новых или сохранение имеющихся рабочих мест - вспомогательный показатель, который, связан с инновационным ростом отрасли. Поэтому при составлении рейтинга для его коррекции используется множитель 0,5.

Для расчета занятости (З) рассчитывается соотношение рабочих мест в отрасли в следующем и в текущем году:

_ Количество рабочих.занимающихся производством инновационной продукции в тек. году

1 Количество рабочих, занимающихся производством инновационной продукции впредгоду

Затем составляется рейтинг, где минимальный рейтинг- 0 (занятость в отрасли упала на 3% и более), 0,5

- занятость приблизительно сохраняется на постоянном уровне, максимальный рейтинг - 0,7 (занятость в отрасли увеличилась по крайней мере на 2%).

Соотнесение показателей темпов инновационного роста отечественных и зарубежных предприятий соответствующей отрасли также является вспомогательным показателем, (при составлении рейтинга используется множитель 0,5).

Для этого рассчитывается соотношение темпов роста крупнейших (лидирующих) отечественных и зарубежных предприятий соответствующей отрасли (РОЗП):

РОЗП Темп ростапредприятияотрасливРоссии

1 Темп ростапредприятия отрасли вэкономике США или ЕС

Затем составляется рейтинг (предположения, аналогичные предыдущим).

Таким образом, минимальный рейтинг- 0,2 (темп роста в российской отрасли существенно отстает от зарубежного), 0,5 - темп роста российских и американских (европейских, в зависимости от отрасли) предприятий отрасли приблизительно соответствуют друг другу, 0,7

- отечественные компании существенно опережают зарубежные в соответствующей отрасли.

Далее, на основе рассчитанных показателей, необходимо провести интеграцию всех рейтингов, используя следующую таблицу:

Таблица 1

Итоговая таблица рейтингов______________

Годы Показатель Итоговый рейтинг

TPC УВО ЭВ З РОЗП

1-ый год ТРС1 УВО.1 ЭВ. З розп. Сумма строки 1 Р1 1

2-ой год ТРС2 УВО2 ЭВ2 З2 розп2 Сумма строки 2 Р 2 1

i-ый год трс УВО1 ЭВ2 З розп. ТРСi +уво1 + ЭВ + З . + розп

На основе данной таблицы можно сделать выводы о влиянии каждого показателя на совокупный инновационный потенциал отрасли, с целью выявления проблемных мест и предложению рекомендаций по решению данных проблем.

На основе изложенного можно сделать следующие выводы:

- предложена методология формирования стратегий и управления планированием инновационного развития РКП, которая основана на оценке инновационного потенциалаи темпов инновационного роста отрасли, разработке дерева целей и набора общих и более конкретных направлений действий, направленных на развитие предприятия и отрасли в целом;

- установлено, что формирование стратегии представляет собой законченный процесс с непрерывной и последовательной ее реализацией в производство до момента достижения целей заданных стратегий через планирование процессов, обеспечивающих высокий уровень потенциала организации и создающих возможность повышения конкурентоспособности продукции и организации в целом.

296

Панов Д. В., Анфимова М. Л. И.

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РКП

Список литературы:

1. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. - М: Дело, 2002. - 888 с.

2. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирований стратегий предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. №3, 2000

3. Макаров Ю.Н., Давыдов В.А., Конорев А.А. Перспективы развития ракетно-космической промышленности с учетом проводимой инновационной политики в стране и международной космической деятельности России. - М.: ЗАО «НИИ «ЭНЦИТЕХ», 2008. - 387 с.

4. Чурсин А.А. Теоретические основы управления конкурентоспособностью. Теория и практика: монография / А.А. Чурсин. - М.: Спектр. - 521 с.

Reference list:

1. P. L. Vilensky, V. N. Livshits, S.A. Smolyak Evaluation of the effectiveness of investment projects. Theory and practice. - M: Business, 2002 - 888 p.

2. O. P. Korobeynikov, A. A. Trifilova, I. A. Korshunov The role of innovations in the course of enterprises strategy formation // Management in Russia and abroad. №3, 2000

3. Y. N. Makarov, V.A. Davydov, A. A. Conorev Perspectives of development rocket and space industry considering ongoing innovation policy in the country and international space activities of Russia. - M.: JSC "Research Institute" ENTSlTEH ", 2008 -387 p.

4. A. A. Chursin Theoretical bases of competitiveness management: Monograph/ A.A. Chursin. - M .: Spectr. - 521 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Подходы к разработке методологии формирования стратегий и управления планированием инновационного развития ракетно-космической промышленности (РКП)» генерального директора ФГУП «НПО «Техномаш» Панова Д.В. и аспиранта Анфимовой М.Л.И.

Статья посвящена разработке подходов к решению такой актуальной для России задачи, как формирование стратегий и управление планированием инновационного развития предприятий ракетно-космической отрасли промышленности. В статье авторы предлагают подходы к разработке методологии формирования стратегий, основанных на оценке инновационного потенциала высокотехнологичной отрасли и темпов ее инновационного роста. Поскольку инновационный потенциал отрасли представляет собой сложную систему оценок, авторы предлагают использование методов и приемов системного анализа, которые позволяют смоделировать инновационный потенциал с помощью системы взаимосвязанных показателей, приведенных в статье.

Научная статья генерального директора ФГУП «НПО «Техно-маш» Панова Д.В. и аспиранта Анфимовой М.Л.И. «Подходы к разработке методологии формирования стратегий и управления планированием инновационного развития ракетно-космической промышленности (РКП)» соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным работам, обладает научной новизной, практической значимостью и актуальностью.

В целом статья генерального директора ФГУП «НПО «Техномаш» Панова Д.В. и аспиранта Анфимовой М.Л.И. «Подходы к разработке методологии формирования стратегий и управления планированием инновационного развития ракетно-космической промышленности (РКП)» выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Данная статья может быть рекомендована для публикации в журналах ВАК.

Д-р.физ.-мат. наук, проф. базовой кафедры «Прикладная экономика» РУДН, зам. директора Института морской геологии и геофизики ДВО рАн

Р.В. Шамин

297

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.