Научная статья на тему 'Подходы к психологической интерпретации духовности'

Подходы к психологической интерпретации духовности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
197
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коваль Нина Александровна

Spirituality is seen as an integrated mental phenomenon. Its structure includes a moral, a cognitive, and an aesthetic component. Spirituality is considered to be a value and semantic reflection of the environment through active search for truth, good and beauty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO PSYCHOLOGICAL INTERPRETATION OF "SPIRITUALITY"

Spirituality is seen as an integrated mental phenomenon. Its structure includes a moral, a cognitive, and an aesthetic component. Spirituality is considered to be a value and semantic reflection of the environment through active search for truth, good and beauty.

Текст научной работы на тему «Подходы к психологической интерпретации духовности»

ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ "ДУХОВНОСТИ"

Н.А. Коваль

N.A. Koval. Approaches to psychological interpretation of 1spiritualitySpirituality is seen as an integrated mental phenomenon. Its structure includes a moral, a cognitive, and an aesthetic component. Spirituality is considered to be a value and semantic reflection of the environment through active search for truth, good and beauty.

В современных условиях приобретают актуальность многие аспекты духовной проблематики, в новом контексте ставятся вопросы, раскрывающие сущностную характеристику духовного мира личности, что позволяет проследить эволюцию научных представлений о духовной природе человека.

Произведенная нами экспликация слов: "дух - душа - духовный - душевный" показывает, что в современной энциклопедической литературе эти слова пока что обделяются вниманием, трактуются нередко как концепты идеалистической и теологической мысли. (В психологическом словаре можно прочесть: "В научной литературе (философской, психологической и другой) термин "душа" не употребляется или используется очень редко - как синоним слова "психика". В повседневном словоупотреблении "душа" по содержанию обычно соответствует понятиям "психика", "внутренний мир человека", "переживание", "сознание" [1].)

Воскрешение этих терминов свидетельствует о важности и необходимости их научного анализа, выявления категориальных оснований. Основное значение слова "дух" ("духъ") в древнерусском языке -"жизненное начало" (Срезневский). Это философское возвышение слова "духъ", благодаря тождеству формы, не оторвано от первичного значения "дуновение", "ветер". Что же касается религиознофилософского смысла этого слова, то оно не оторвано (и не может быть оторвано) от эпитета "Божий": "Духъ Божий - благодать... В таковемъ не живеть духъ Божий" (Панд. Ант. XI в.).

Святый Духъ - третья ипостась святой Троицы.

Слово "духовный" - не просто адъективная форма слова "духъ", но и некоторое развитие философского значения этого слова. Духовное начало - это некое преобладание божественного смысла над житей-

ским (материальным, прозаическим, бытовым и так далее). Дух народа, по Гумбольдту, - нечто существующее изначально и вечно и воплощенное в языке, обычаях, традициях.

Слово "духъ" выступает еще в значении, синонимичном слову "душа" ("Противится плоть духови и духъ плоти" - Никиф. М. поел. Влад. Мон. 62).

Слово "душа" есть некое снижение высокого звучания слова "духъ", соединение его с человеческим началом. Если дух -свойство (ипостась) Бога и Народа, то душа - вторая, главная и вечная часть (ипостась) Человека, нечто противоположное телу, плоти, естеству.

"Духовный" - значит отвлеченный от Бытия (точнее - бытия!), возвышенный. Духовный - всегда положительный, высокий, божественный.

Душа - свойство человека, а не Бога и не Народа; человек же бывает всякий, так и души бывают всякие: высокие - низкие, светлые - черные, добрые - злые. Однако подлинное свойство души - высокое, светлое, доброе. Поэтому в слове "душевный" сосредоточены положительные семы, отрицательные же - в слове "бездушный".

Проведенный нами семантический анализ содержания понятий "дух", "духовность" представлен в таблице 1.

Как видно из приведенной таблицы, а также вышесделанной экспликации, "дух" прежде всего выражает "действие", "стремление к действию, деятельности", к познанию мира, себя, "смысла и назначения своей жизни". "Дух" - это выражение потенциального творчества, креативных возможностей человека в единстве с волей как способности в преодолении препятствий на основе самоконтроля, саморегуляции, самовладения и самореализации. Человеческий дух бесконечен и безграничен, ибо нет пределов познанию и творчеству людей. В отличие от души, дух всегда устремлен во вне, ищет простора

Таблица 1.

Семантический анализ содержания понятий "дух", "духовность"

Источник Понятия “дух”, духовность

Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова). М.: Сов. энциклопедия, 1935 - 1940. Т. 1. 1935. 1562 с. 1. Психологические способности, ум. 2. Бодрость, моральная сила, готовность к действию (Т. 1, с. 845).

Словарь русского языка: В 4 т. / Гл. ред. А.П. Евгеньева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., 1981 -1984. Т. 1. 1981. 696 с. 1. Психологические способности, сознание, мышление. 2. Внутреннее состояние, моральная сила человека. 3. Основное направление, характерные свойства, сущность чего-либо (Т. 1, с. 455).

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955. Т. 1. 700 с. (Дух) относя к человеку иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум, волю или же стремление к небесному... (Т. 1, с. 503); (душа) - все умственные силы его (человека), ум и воля (Т. 1, с. 504).

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 12-е изд. М.: Рус. яз., 1987. 848 с. Сознание, мышление, психические способности; то, что побуждает к действию, к деятельности; начало, определяющее поведение, действие (с. 157).

для самовыражения, самореализации и самоутверждения. Активность духа личности достигает необходимого (достаточно высокого) уровня развития, а потому есть внутренний стимул для ее целенаправленного, осознанного самосовершенствования.

Душа - это сущностная характеристика, выражающая гуманистическую, альтруистическую направленность человека, его жизненную позицию, убеждения, веру в эмпатию, бескорыстную помощь, в примат добра над сиюминутной выгодой для себя, это принятие другого человека как величайшей ценности. "Душевный - к душе относящийся, ей свойственный, нравственный, относящийся до сердца; искрений, сердечный, задушевный", - читаем у

В.И. Даля [2]. Здесь существенно нравственное значение, несущее в себе положительную ценность как для индивида, так и для группы, социума в целом. Именно обретение такого душевного качества, при котором складывается способность испытывать глубокие переживания, а также создание внутреннего потенциала высоких гуманных чувств и означает достижение необходимого уровня духовного развития личности. Это фундамент, на котором выстраивается духовность, духовная культура.

"Дух" и "душа" сливаются в понятии "духовность", кристаллизирующем все то, что достигнуто общечеловеческими исканиями истины, добра и красоты, борьбой за торжество гуманизма и справедливости. Духовность - это "основное направление", "сущность чего-либо", "начало, определяющее поведение, действие", фокусирующее в себе не только общечеловеческие, но и индивидуальные ценности, богатство и совершенство внутреннего мира личности.

Экспликация слов: "дух - душа - душевный - духовный", а также семантический анализ содержания этих понятий указывают на первопричинность личностного, индивидуального существования по отношению к внешнему, общественному бытию.

В науке к настоящему моменту не выработано единого определения духовности. Это обусловлено, с одной стороны, широтой самой проблематики, а с другой -многообразием исследовательских подходов, которые наиболее часто выстраиваются с позиций:

• потрсбностно-информационного подхода, когда духовность определяется как индивидуальная выраженность в структуре двух фундаментальных потребно-

стей: идеальной потребности познания и социальной потребности "для других". Под духовностью преимущественно понимается первая из этих потребностей -П.М.Ершов, П.В.Симонов, А.В. Петровский, Г.М. Ярошевский;

• аксиологического подхода, рассматривающего духовность как "ценностное содержание сознания" - В.Г. Федотова, М.С. Каган, Т.В. Холостова, В.Д. Диденко;

• деятельностного подхода, когда духовность рассматривается как специфический вид деятельности - И.А. Гайдуче-нок, Л.И. Казакова, Э.И. Мартынова,

В.И. Толстых;

• системы личностной активности и отношений к различным сферам жизнедеятельности человека, реализуемой в целостности познания, духовных чувств целеполагания - И.Ф. Ведин, В.А. Бачи-нин, Т.Е. Старченко, Н.Н. Ярошенко;

• способности рассматривать свое "Я" в контексте мироздания в роли субъекта деятельности, активно реализующего свой потенциал на благо человечеству -Л.Н.Собчик, Б.С.Братусь;

• определенного способа существования, жизнедеятельности человека, суть которого состоит в том, что и на смену иерархии узколичностных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих принятие решений, у большинства людей приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей - Д.А. Леонтьев, В.И. Сло-бодчиков;

• с позиции акмеологии, рассматривающей духовность как психологическое явление, представляющее собой процесс непрерывного самосовершенствования и стремления личности к высшему идеалу как кульминационной точке развития - Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач;

• целенаправленности, полагания замысла и стремления к нему как исходные характеристики духовности - В.Л. Пет-рушенко, Г.Н. Щербакова;

• с позиции психотехнического подхода, когда через психотехнику поиска, очищения и так далее происходит обретение индивидом духовности - А.И. Зели-ченко;

• понимания духовности как ориентации на решение смысложизненных проблем -А. Тарковский, В. Распутин.

Во всех перечисленых подходах связующим звеном выступает внутренний мир человека, "непрестанные и интенсивные борения в нем", скрытые параметры индивида, определяющие конкретные особенности его поведения и деятельности - самосознание, самопознание, самосовершенствование и самореализация. Так, например, Э.В. Соколов отмечал, что в духовном развитии человека можно выделить три основные стороны, отражающие изменения, которые и составляют суть процесса. К ним он относит:

1. Раскрытие духовных потенций - интеллекта, памяти, мышления, восприятия, фантазии.

2. Обогащение духовного мира через усвоение духовных ценностей.

3. Творческий характер деятельности, которой занимается человек, что способствует его самореализации и самоосу-ществлению [3].

Все эти три стороны развития личности взаимосвязаны между собой и предопределяют при соответствующих благоприятных условиях духовный рост личности и накопление ею духовного опыта.

Результаты проведенного нами анализа литературы позволяют дать общую характеристику духовности и обозначить в самом общем приближении важнейшие ее параметры, которые в первую очередь будут более подробно освещены с психологических позиций.

Человек - наиболее сложный целостный феномен природы, структура его много-планова и, согласно утвердившейся традиции, развивавшейся в отечественной науке, человек рассматривается как двойственное духовно-материальное существо:

Н.Н. Бердяев, С.Л. Франк, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн и другие. Так, Н.А. Бердяев считал, что человек принадлежит двум мирам - миру природы и миру духа: "Человек не только от мира сего, но и от мира иного, не только от необходимого, но и от свободы, не только от природы, но и от Бога". И далее философ отмечал как одну из основных характеристик человеческого существования противоречие между этими мирами [4].

На это же указывает и С.Л. Франк, выявив при этом не только противоречие, но и необходимую связь между ними, сущность которой в следующем: "...самый общий смысл самобытия заключается, очевидно, в том, что в его лице безграничное выступает в конкретной форме ограниченного" [5]. Особо при этом подчеркивается, что духовное бытие является основанием

бытия телесного, мало того, оно является осмысляющим основанием.

Психологическое развитие этой темы можно найти у М.М. Бахтина, указывающего на то, что противоречие между материальным и духовным аспектами бытия выступает в качестве формирующей основы жизни конкретного индивида. Чрезвычайно важны в контексте рассматриваемой проблемы высказанные им идеи о том, что субъективная целостность личности является смысловой ценностью, и посредством ее реализации для человека выступает пространство и время [6].

С.Л. Рубинштейн в своей известной работе "Человек и мир" указанную выше двойственность обозначает как противостоящие друг другу вещное и духовное измерения мира. При этом в области же "человек - Мир" и Человек, и Мир имеют и то, и другое измерение (здесь точнее говорить не "сознание и материя", а духовность и телесность) [7].

Итак, человек является двойственным, духовно-материальным существом, и эта двойственность выступает порождающим противоречием, задающим его собственно человеческое существование. Ведущая роль в этой двойственности, по мнению мыслителей, принадлежит тому, что "внеприрод-но, вневременно", то есть в духовности и именно в ней видится смысл жизни индивида.

Осмысление духовности как целостного психического явления достаточно затруднительно, поскольку сама духовность многогранна и многопланова, бесчисленно множество ее индивидуальных проявлений, неповторимых, разных по типу и способу, и в силу того, что не всегда возможно ее эмпирическое изучение.

Сущность духовности (в трактовке многих исследователей) состоит в приобщении человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации.

Среди множества ценностей приоритет принадлежит общечеловеческим. Общечеловеческие ценности - это сложные многогранные явления, включающие в себя различные стороны человеческого существования, разнообразные связи с окружающим миром, людьми, нормы жизнедеятельности и механизмы социального регулирования. Духовное развитие человека достигается лишь в контексте "многомерного предметного мира", когда "продлевать внутрь и вглубь себя логику действительности субъект призван вовсе не идя на поводу у достоверности объек-

тивно вещного уровня, то есть вовсе не посредством экстраполяции этого уровня внутрь себя", но исключительно и только обращаясь к объективно-аксиологическим, ценностным характеристикам, "измерениям" универсума, которые открываются человеку не иначе как через культуру в ее высших, духовных слоях - таких, которые живут лишь в процессе самоинтенсивного, глубинного общения" [8]. Этот сложнейший процесс строится на активном выборе из содержания культуры тех ценностей, которые необходимы индивиду для его индивидуального роста, накопления собственного духовного опыта, для того, чтобы "объемом собственной сущности измерить наличный ценностный потенциал культуры" [9].

Приобщение к общечеловеческой духовной культуре и ценностям, мера их освоения и интериоризации есть важный критерий и показатель духовности личности.

В многочисленных исследованиях и работах общечеловеческие ценности составляют важнейшее содержание духовного облика человека, но они не сводятся к духовности как психическому явлению. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть духовность как психическое явление в светском понимании. Духовность представляет интерес как психическое явление в виде приобщения человека в условиях повседневной жизни к общечеловеческой духовной культуре и ценностям, моделирующим и структурирующим пространство ценностного взаимодействия индивида с окружающим миром.

Отсюда следует, что сущность духовности в ее развернутости во времени, то есть того пространственно-временного континуума, в котором формируются ценностные отношения человека и его взаимодействие с окружающим духовным пространством.

Время личностного бытия в психологии, философии не имеет единой концептуальной модели, в которой раскрывалось бы соотношение биологического, психологического и социального времени, не ясны пока уровневые представления о соотношении личностного, психологического и жизненного времени, единая картина их многообразия.

Согласно философским взглядам, время личности является разновидностью социального времени, так как оно обусловлено включенностью индивида в общественные отношения и деятельность. Специфика собственного времени "Я" определяется свойствами сознания человека как высшей

формой отражения действительности. Причем время личности интегрирует в себе как объективные временные отношения, так и субъективное отражение этих отношений субъектом.

В отечественной психологии важным в плане рассматриваемой проблемы является положение Л.С. Выготского о необходимости изучения человека не только в связи с его прошлым, но и будущим. Ему принадлежит мысль о том, что "в сфере психологии мы никогда не поймем до конца человеческую личность, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и тому подобное, без единого жизненного плана этой личности, ее лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс" [10].

Глубокое и всестороннее комплексное исследование онтогенетического развития человека, его жизненного пути было осуществлено большим коллективом под руководством Б.Г. Ананьева. При организации и проведении исследования он исходил из того, что одной из важных задач современного человекознания является построение теории личности "во времени", которая должна рассматривать личность в реальном временном протекании ее жизненного цикла [11] .

Среди современных работ проблемам психологического времени личности посвящено специальное исследование Е.И. Голо-вахи, А.А. Кроник. Обобщая вышеизложенные подходы, мы приходим к мнению о том, что личностная организация времени жизни - это тот пространственно-временной континуум, в котором создаются и реализуются ценностные отношения личности с миром, позволяющие человеку осознать свой внутренний потенциал и наиболее полно реализовать его в окружающей действительности. Эта особенность проявляется достаточно заметно в познавательной сфере.

Познание как компонент духовности традиционно в философии связывалось с поиском истины. При этом путь познания истины, например, в религиозной философии, представлял собой путь поиска единства, которое в высшей степени своего совершенства представлено в Боге. В таком случае последнее оказывалось своеобразным "итогом" эволюции индивидуального, субъективного единства той или иной личности. Постижение личностью мирской истины происходило за счет все большего слияния личности с "высшим

единством", но сначала за счет формирования образа своего собственного единства, который в дальнейшем оказывался соединенным, связанным с единством божественным.

В связи с этим важнейшей характерной чертой познания истины оказывается идея связности, единства совокупности индивидуальных сознаний с высшей истиной. Получается своеобразное единство "двух единств" - божеского и мирского, и именно "момент" их объединения, то "третье", что образуется в результате их сближения, и есть духовная ориентация личности, делающая поиск истины возможностью "проявления чего-то количественно нового, качественно совершенно необычайного" [12].

Познание - это комплексный акт, направленный на окружающую действительность, на человека в этой действительности. В его основе лежат высшие психические функции, все свойства ума (широта, глубина, гибкость, самостоятельность, самокритичность), все свойства и формы интеллекта, оно включает процессы рефлексии, творческой активности.

Познавательная деятельность, в которую личность включена постоянно, проявлением духовности может быть не всегда. Это происходит лишь тогда, когда познавательная деятельность ориентирована на самореализацию личности в соответствии с нравственными, эстетическими нормами, составляющими основу духовности, что достигается гармонизацией названных сфер и самопознанием, а также неотделимостью познания внешнего мира от самопознания.

Сфера познания пронизывает сферы нравственного, эстетического и, благодаря процессу познания, эти нравственные, эстетические ценности присваиваются личностью. Известны случаи, когда, находясь в высококультурной среде, индивид с недостаточно сформированной познавательной сферой оставался невосприимчив к культурной, нравственной, эстетической среде.

Нравственность личности - это степень гармонизации в ее сознании и поступках общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения. Они не только привносятся в среду, в конкретный коллектив в готовом виде, но и формируются активно самим коллективом, самой личностью. Нормы выступают в повседневной жизни как единство высших ценностей человеческого общежития и запретов на те или иные поступки. Первое есть неукоснительное исполнение в отношении

к самому себе, к другим людям, к окружающей действительности, второе - это пределы, которые нельзя преступать во имя блага другого. Нравственные ценности, отражающие содержание морали общества, получая в личности свое индивидуальное бытие, формируют у нее позицию носителя этих ценностей, которая является некой духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза.

Следует, однако, признать, что как человек, личность формируется только через посредство своих отношений с другими людьми. Применительно к духовному становлению это означает, что осознание себя в качестве носителя нравственных ценностей невозможно вне отношения к другому человеку как такому же носителю этих ценностей. Кроме того, отношение к другому как полноправному носителю нравственных ценностей позволяет человеку глубже осознать свою позицию в качестве такого же носителя нравственной (или безнравственной) нормативности.

Проблема нравственного и безнравственного изучается этикой, является основой этического анализа в подходе к жизненным явлениям и нужна каждому человеку. Владение основами этики есть проявление духовности, поскольку позволяет каждому познать и оценить себя, собственные и чужие поступки и выработать свои нормы.

Поэтому исходными элементами нравственности как компонента духовности являются, во-первых, представления человека об общечеловеческих ценностях, во-вторых, процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на основе свободного выбора и, в-третьих, реализация их в поступках, деятельности индивида.

Важным элементом также является самооценка человеком своих нравственных позиций и соотнесение себя с нравственными нормами. Нравственность в духовном аспекте - это не воспроизведение норм, правил, положений этикета, а это стремление постоянно проверять духовные ценности на собственном опыте, сопоставляя личные и общественные идеалы и создавая тем самым собственные духовные нравственные ценности. При этом возможны ошибки, добросовестные заблуждения, но всегда у человека присутствует стремление найти и создать подлинные нравственные ценности. Сказанное еще раз подтверждает, что духовность есть процесс творческого поведения, направленный на создание духовных ценностей и

раскрытие своих ценностей в окружающей действительности. По мнению известного русского психолога А.А. Ухтомского, нравственные нормы, в которых сконцентрированы идеалы "должного, жданного, предвиденного", являются двигателем духовной эволюции человека [13].

В основе гармонизации сфер познания и нравственности лежат нравственные мотивы как движущие механизмы духовной жизни человека. Это мотивы "уважения к нравственному закону", мотив "любви к добру ради самого добра", мотивы возвышения себя или другого, мотив помощи, спасения, мотив благополучия, защиты себя или другого, мотив духовного или телесного излечения и другие. В ситуации выбора, когда перед человеком открывается возможность совершить несколько поступков, они помогают возвыситься ему над ситуацией, над обстоятельствами, руководствуясь, например, заповедью: "не навреди другому". В структуре такого поступка сфокусированы все пространственно-временные и содержа-тельно-смысловые ценности и отношения, которые, по определению М.М. Бахтина, стягиваются к "эмоционально-волевым моментам: я - другой и я - для-другого". Эмоционально-волевая основа - не только неотъемлемый компонент поступка, но и мысли, "поскольку я помыслил предмет и вступил с ним в событийные отношения" [6, с. 80-160].

В этом смысле можно говорить и об эстетическом видении человеком мира, так как эстетика включает восприятие искусства, поступка, умение видеть красивое в поведении и деятельности, в помыслах и намерениях. Эстетика есть восприимчивость к красоте, гармоничности, позволяющая увидеть окружающий мир как гамму эстетических ценностей. Красота (высший критерий) есть идеальная форма преображения окружающей действительности, бытия материального мира; она "отсутствует там, - писал Вл. Соловьев, -где явления малосодержательны", где несдержанно "проявление хаотичного начала, подавляющего идеальную форму", то есть там, где создается впечатление безобразного. Красота не есть выражение всякого содержания, а лишь содержания идеального, ибо красота есть воплощение идеи".

Идея раскрывается в трех фазах триединой цели: свобода или автономность бытия; полнота содержания или смысла; совершенство выражения или формы. Без этих трех условий, по мнению Вл. Соловьева, нет достойного бытия, то есть ду-

ховной жизни человека. Со стороны своей внутренней обусловленности идея есть Добро; со стороны полноты определения как мыслимое содержание для ума идея есть Истина; со стороны своего совершенства или законченности своего воплощения идея есть Красота [14].

Эстетические, нравственные, познавательные ценности, будучи взаимосвязанными, являются сторонами духовности, которая как вид идеального отражает наиболее значимые типы межсубъектных отношений. Активное взаимодействие индивида с окружающим миром - необходимая для духовного становления предпосылка, ибо духовность принципиально нацелена на творчество, преобразование мира по высшим ценностным критериям. Если по какой-то причине нарушаются или прерываются формы этого взаимодействия, то духовного становления не происходит.

Таким образом, духовность ориентирует личность на созидание, духовно-твор-ческую деятельность, направленную на освоение социального опыта, постижение ценностного мира, созданного человечеством, на создание познавательных, нравственных, эстетических и других ценностей.

Познавательная, нравственная, эстетическая сферы являются стержневыми компонентами духовности. Они не только самостоятельные сферы в структуре духовности, но и тесно связаны с различными сферами деятельности человека, его отношениями с другими людьми, с ценностными ориентациями. Из сказанного очевидно, что духовность в своей определенности должна отличаться внутренней структурой, формирующейся в контексте самореализации. Будучи структурированной, духовность, воплощенная в способах самореализации, проецирует свои составляющие на окружающий мир, что придает ему в пространственном и временном развертывании целостность, динамичность, некую размеренность.

Структура духовности - это вычленение отдельных компонентов, содержательных сторон в способах ее проявления. Безусловно, в жизни их трудно рассматривать изолированно, поскольку они органично сочетаются, взаимообусловлены. Тем не менее вычленение структурных компонентов духовности необходимо, поскольку такой анализ позволяет зримо увидеть слагаемые духовности, понять их диалектическое единство, взаимообусловленность и взаимопроникновение. Важнейшими критериями, которыми определялся каждый компонент духовности, являлись:

1) соответствие общечеловеческим ценностям;

2) роль в присвоении личностью общечеловеческих ценностей;

3) проявление в создании новых духовных ценностей;

4) роль в распространении данных духовных ценностей;

5) роль в формировании устойчивой личностной позиции;

6) значение для критического переосмысления духовных ценностей.

Данная структура, характеристика ее компонентов необходима в целях познания, изучения духовности, поскольку позволяет конкретно проследить слагаемые духовности в динамике, онтогенезе и привлечь внимание человека к формированию и становлению каждого из них.

Итак, в структуре духовности нами выделены:

- познавательный компонент (как сфера поиска истины);

нравственный (как сфера поиска добра);

- эстетический компонент (как сфера поиска красоты).

Каждый из компонентов является сложным, достаточно подвижным комплексом качеств, элементов.

1. Психологический словарь. М., 1983. С. 113.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1955. Т. 1. С. 505.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972.

С. 63.

4. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991. С. 297.

5. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 834.

6. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984 - 1985. М., 1986. С. 125.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 149.

8. Батищев Г. С. Самосознание человека как культурно-созидательного существа / АН СССР. Ин-т философии. М., 1984. С. 23-24.

9. Культурный прогресс: философские проблемы. М., 1984. С. 91.

10.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 153.

11 .Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 222.

12. Флоренский П.А. Пределы гносеологии // Богословский вестник. № 1. 1913. С. 147.

13. Ухтомский А.А. Из неопубликованного // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3.

С. 158 - 168.

14. Соловьев Вл. Духовные основы жизни. 3-е изд. Спб., 1897. 177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.