Научная статья на тему 'Социально-психологические основы духовности личности'

Социально-психологические основы духовности личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1592
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUALITY / SPIRITUAL VALUES / SPIRITUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коваль Нина Александровна

Анализируется проблема духовности в историческом контексте. Рассматривается духовность в личностном и социальном планах. Сопоставляются религиозное и светское понимание сущности духовности. Духовность личности рассматривается как личностное свойство в онтогенезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF SPIRITUALITY OF PERSON

The author analyzes problem of spirituality in the historical context. Spirituality is investigated in the personal and social aspects. Religious and civil interpretations of a nature of spirituality are compared. Spirituality of a person is looked upon as a personal quality in ontogenesis.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические основы духовности личности»

УДК l:3l6+l59.9:3l6.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

© Нина Александровна КОВАЛЬ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии, e-mail: [email protected]

Анализируется проблема духовности в историческом контексте. Рассматривается духовность в личностном и социальном планах. Сопоставляются религиозное и светское понимание сущности духовности. Духовность личности рассматривается как личностное свойство в онтогенезе.

Ключевые слова: духовность; духовные ценности; духовное развитие.

Духовность во всех ее проявлениях всегда находилась в центре научной мысли, и, несмотря на то, что понятия «дух», «духовность» имеют богатую историю в науке, культуре, вместе с тем эти термины обычно трактовались как концепты идеалистической и теологической мысли.

В истории научной мысли можно выделить две крайние тенденции толкования духовности. Одна из них ставила данный феномен в зависимости от высшей силы, где «дух» понимался как сверхразумное начало, познаваемое через сложное опосредование действительности, интуитивно (Плотин). Такая точка зрения близка религиозной идеологии, согласно которой человек занимает промежуточное положение между Землей и недосягаемым высшим существом, а степень его духовного роста определяется мерой приближения к высшему существу и отрывом от окружающего (греховного) материального мира. В рамках другой тенденции духовность рассматривалась как стержневое качество личности, как внутренняя направленность, позволяющая проследить глубинную, ценностно-смысловую взаимосвязь различных форм человеческой жизнедеятельности. Первая точка зрения господствовала в философии на протяжении нескольких столетий, и только с ХУ1-ХУ11 вв. ослабевает влияние теологического толкования духовной сущности человека. Постепенно утверждалось новое мировоззрение, новый взгляд на человека, которому присуща духовность со всеми ее широкими, «универсальными» характеристиками - признавалось величие духа, самосознание личности, стремление к поиску истины, добра и красоты, к постижению общечеловеческих ценностей, к созида-

тельно-преобразующей деятельности человека в окружающем мире.

Особая роль в осмыслении понятия духовности как ориентации на высшие ценности принадлежит русским философам, социологам конца XIX - начала XX в.

А.С. Хомякову, Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Бердяеву, Л. Шестову, А.Ф. Лосеву, Е. Трубецкому, П. Флоренскому, С. Булгакову, С. Франку и другим, рассматривавшим ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека как родового существа.

Духовность как специфический способ личностного бытия мыслителями понималась в виде возвышения души, приближающей человека к Богу. Активно привлекая идею общечеловеческих ценностей для разработки духовности, исследователи, однако, оставались преимущественно в кругу религиозных представлений о духовной сущности человека. Религиозный подход к трактовке духовности как феномена сохраняет свое значение и в наши дни, когда духовные ценности, все больше исследуемые в светском понимании, рассматриваются и в религиозном плане.

Анализ современной научной литературы показывает, что пока все еще не выработано единое определение духовности. Это обусловлено, с одной стороны, многоаспект-ностью проблематики, а с другой - широким спектром исследовательских подходов, которые наиболее часто выстраиваются с позиций:

- потребностно-информационного подхода, когда духовность определяется как индивидуальная выраженность в структуре двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности «для других». Под духовностью

преимущественно понимается первая из этих потребностей - П.М. Ершов, П.В. Симонов и др.;

- аксиологического подхода, рассмат-

ривающего духовность как «ценностное с одержания сознания» - В.Г. Федотова,

М.С. Каган, Т.В. Холостова и др.;

- деятельностного подхода, когда духовность рассматривается как специфический вид деятельности, - Э.И. Мартынова,

В.И. Толстых и др.;

- системы личностной активности и отношений к различным сферам жизнедеятельности человека, реализуемой в целостности познания, духовных чувств целеполага-ния - В.А. Бачинин, Н.Н. Ярошенко и др.;

- способности рассматривать свое «Я» в контексте мироздания в роли субъекта деятельности, активно реализующего свой потенциал на благо человечеству - Л.Н. Соб-чик, Б. С. Братусь и др.;

- определенного способа существования, жизнедеятельности человека, суть которого состоит в том, что и на смену иерархии узколичностных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих принятие решений, у большинства людей приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей - Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчи-ков и др.;

- с позиции акмеологии, рассматривающей духовность как психическое явление, представляющее собой процесс непрерывного самосовершенствования и стремления личности к высшему идеалу, как к кульминационной точке развития - А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина и др.;

- целенаправленности, полагания замысла и стремления к нему как исходные характеристики духовности - В.Л. Петру-шенко, Г.Н. Щербакова и др.;

- с позиции психотехнического подхода, когда через психотехнику поиска, очищения и так далее происходит обретение индивидом духовности - А.И. Зеличенко;

- понимания духовности как ориентации на решение смысложизненных проблем -А. Тарковский, В. Распутин и др.

Проведенный анализ в целом показал, что духовность как явление в истории науки рассматривается в двух планах, она как бы существует в двухвекторном пространстве,

одно измерение которого включает религиозную идеологию служения Богу, в то время как другой вектор измеряется аксиологическим содержанием, духовным развитием личности, служением человеку, истине, добру и красоте. При этом в самом общем плане духовность может быть определена как собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на общечеловеческие ценности, в основе которого лежит идеал свободного, всестороннего и гармоничного развития человека как конкретноисторического единства индивидуальнонеповторимого и универсально-всеобщего. Такое методологическое осмысление духовности наиболее полно отражает жизнь индивида в условиях его социокультурного бытия, ориентирует на выявление ценностносмысловой регуляции поведения, личностного и профессионального роста, позволяет соотнести действия и поступки личности с выбором определенной ценностной доминанты. Исходя из этого, духовность рассматривается как социальное и как индивидуальное психическое явление, причем внутренние психологические истоки особенно важны как необходимое детерминирующее условие духовного становления личности специалиста. На первопричинность личностного, индивидуального существования по отношению к внешнему, общественному бытию указывают произведенные нами экспликации слов «дух -душа - душевный - духовный» и семантический анализ содержания этих понятий.

Осмысление духовности как целостного психического явления достаточно затруднительно, поскольку сама духовность многогранна, многопланова, бесчисленно множество ее индивидуальных проявлений, неповторимых, разных по типу и способу и в силу того, что не всегда возможно ее эмпирическое изучение. В указанной ситуации просматриваются два основных направления осмысления этого явления: первый связан с описанием форм проявления духовности и структуры духовности, второй - с определением ее сущности. Первое направление осмысления духовности предполагает раскрытие всех ее составляющих (ценности, представления, богатство интеллектуальной, эстетической, эмоционально-чувственной сфер

и др.), это описание всегда будет схематичным и неполным. Во втором направлении преодолевается схематизм, оно схватывает главное, существенное в духовности, что позволяет осмыслить специфику данного явления, более полно описать его сущность.

Сущность духовности в трактовке многих исследователей состоит в приобщении человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации. Среди множества ценностей приоритет принадлежит общечеловеческим, т. е. тем, которые сложились в общественной практике, объективно служат человеку и человечеству и осознаются, оцениваются всем человечеством как благо. Они являются «высшими ценностями», занимают доминирующее положение, определяют структуру, динамику всех существующих ценностей в жизни индивида, а степень их выраженности очерчивает общую направленность личности.

Реализуя себя во взаимодействии с другими, в окружающем мире, индивид приобретает смысл жизни, имеющий ценностную природу. Ценности задают ориентации на будущее, и личность, достигая определенного этапа, приходит к новым способам и средствам самореализации, выступающей основанием ее духовного становления. В процессе самореализации выявляется заряд духовных ценностей, потенциально «готовых» к тому, чтобы воплотиться в поступках и делах человека.

Общечеловеческие ценности не приходят к индивиду в готовом виде, а усваиваются им в процессе личностно-значимого поиска того, что есть истина, добро, красота. Такой внутренний поиск приводит человека к необходимости активного самосовершенствования в нравственной, эстетической, познавательной сферах, не разделяя, не противопоставляя их, а создавая единые важные для себя и других людей ценности духовной жизни. Истина, добро, красота как духовные компоненты образуют субъективную структуру духовности личности, из множества вариантов которой рождается целостный психологический инвариант, понимаемый в обществе как «духовность личности». Соответственно, в структуре духовности можно выделить познавательный компонент (как сфера поиска истины), нравственный (как сфера поиска добра), эстетический компонент (как

сфера поиска красоты). Каждый из компонентов, в свою очередь, является достаточно подвижным, сложным комплексом качеств, элементов. По взаимодействию всех составляющих компонентов можно выделить агар-моничный, дисгармоничный и гармоничный уровни духовности личности.

В литературе приводится анализ основных понятий, связанных с описанием внутреннего мира человека и характеризующих его единство с пространственно-временным континиумом: «жизненное пространство

личности» (К. Левин), «жизненный мир личности» (В. В. Столин), «жизненное поле личности» (М.Р. Гинзбург) и др. Этот ряд понятий, характеризующий внутренний мир индивида и его взаимосвязь с окружающей действительностью, может быть дополнен такими понятиями, как «жизненная стратегия личности» (К.А. Абульханова-Славская),

«жизненные силы человека» (С .И. Григорьев, Л.Д. Демина и др.), «жизненный потенциал», «жизненные ценности», «жизненная активность», «жизнетворчество», «жизненная самореализация», «жизненные траектории» и др. (А.А. Кроник, Р. Тернер и др.). Нами введено понятие «духовное поле» как наиболее общее, отражающее в своем содержании основные характеристики тех явлений, которые обозначены выше.

Понятие «духовное поле» включает все важнейшие компоненты духовности, сущность, характеристики процесса духовного становления и развития личности во всех его взаимодействиях и противоречиях; единство познавательной, нравственной и эстетической сфер; совокупность индивидуальных ценностей и личностных смыслов; нравственно-духовную характеристику времени и пространства личности. Духовное поле - это заряд духовных ценностей индивида, готовых распространиться и распространяемых на окружающий личность мир в результате ее активных действий. В духовном поле представлены значимые личностные смыслы, конструирующие профессиональную перспективу каждого индивида, а также факторы, механизмы его духовного становления. Духовное поле - это субъективно отраженный окружающий мир, в котором взаимодействуют духовные ценности индивида, образующие заряд «духовной энергии», потенциально готовый распространиться на окру-

жающий мир. Духовное поле включает в себя модусы: «бытие в себе», «бытие в другом», «для-другого-бытие», «вне-себя-бытие», а

также духовный потенциал личности. Названные модусы показывают основные способы самореализации личности в духовном поле. Являющиеся движущей силой, они обеспечивают развитие духовности в пространстве (межсубъектности) и во времени (в постоянном становлении).

Ценности, объединяясь, взаимопроникая и интегрируясь, образуют в жизни конкретного человека ценностно-смысловое ядро его духовного поля, основными свойствами которого являются плотность, модальность, сила, устойчивость, структурность и системность. В подходе к выделению свойств духовного ядра проведена аналогия с соответствующими свойствами ядра, описанными в естественных науках (В .И. Вернадский, Л.Н. Гумилев и др.). В психологии духовности свойства ценностно-смыслового ядра приобретают свой особый психологический смысл. Важнейшим системообразующим фактором формирования ядра духовного поля выступает потребность в самореализации, рассматриваемая нами как целенаправленная деятельность, целью которой является обнаружение, реализация и исчерпание своего духовного потенциала в активном поиске истины, добра и красоты.

В качестве основных механизмов создания духовного поля нами рассматриваются чувственная экспрессия, волеизъявление человека, коммуникация, рефлексия, самореализация. Механизм трактуется в данном случае как определенное взаимодействие свойств, процессов, состояний; это взаимодействие с окружающим миром, в результате которого рождается психологическое образование, продукт, в данном случае - духовность в совокупности ее качеств. Духовно богатый человек ставит перед собой задачи несколько сложнее, чем он готов решить в данный момент. Это обеспечивает его рост, и отсюда духовно богатая личность оказывается богаче других и в интеллектуальном, и в нравственном, и в эстетическом плане. Духовное поле такого человека не бесконечно, оно развивается и уходит вместе с физическим прекращением существования индивида. Вокруг человека остается духовное пространство в виде тех ценностей души, кото-

рые были восприняты окружающим индивида обществом. Под духовным пространством в данном контексте понимается окружающий мир, на который личность распространяет свои духовные ценности.

Таким образом, духовное поле представляет собой внутреннее психологическое образование, а духовное пространство функционирует как внешняя по отношению к духовному полю среда, в которой живут и продолжают духовно резонировать «посеянные» индивидом духовные ценности.

В процессе жизни индивид не только осваивает, но и созидает духовные ценности. Духовность личности как бы «овеществляется» в продукте этой деятельности, в отношениях ее к себе, другим людям, окружающей действительности. Человек тем самым распространяет свое духовное поле на окружающий мир, т. е. вносит свою субъективную духовность в объективный мир. А это значит, что духовность личности, оставаясь самоценностью для нее самой, обретает одновременно социальное значение - значение для других. Духовное пространство вокруг такого человека характеризуется рядом свойств, к характеристике которых нас подводят идеи, содержащиеся в работах Вл. Соловьева, С.Я. Рубинштейна, М.М. Бахтина, Л. Гумилева, М.К. Мамардашвили и др. Основными свойствами духовного пространства являются духовное взаимодействие, духовная продуктивность, духовный резонанс, индивидуальность личности, духовное единство, ненасыщаемость потребности в самореализации, целостность личности. Понятие «духовное пространство» может быть соотнесено с такими понятиями, как «жизненное пространство», «жизненная среда», «жизненное ориентирование личности», рассматриваемые как системное теоретикометодологическое основание анализа общественной жизни индивида, многообразия индивидуально-личностных социальных отношений.

Таким образом, духовность - это целостное психическое явление поиска истины, добра, красоты как стержневое проявление потребностно-мотивационной сферы личности, ее направленности через ценностносмысловое отражение окружающей действительности сквозь призму общечеловеческих ценностей, усвоение и создание новых ду-

ховных ценностей в процессе самореализации личности. Психологическая сущность духовности может быть рассмотрена как понятие, явление, личностное образование, как духовное поле и духовное пространство индивида и как социальная ценность. Другими словами, духовность предстает в виде возвышения личности в ходе процесса приобщения к общечеловеческим ценностям и духовной культуре, выступает в виде духовного стержня личности. В обществе она обнаруживает себя как существование вокруг человека духовного пространства и духовного поля, и, наконец, духовность отдельно взятой личности превращается в социальную ценность через самореализацию в окружающей действительности.

Общепринятым является допущение, что духовная сфера личности формируется постепенно в течение всей жизни путем приобщения к общечеловеческим ценностям, ценностям духовной культуры, обогащения себя этими ценностями и путем создания новых духовных ценностей. Нами рассмотрен этот процесс, начиная с этапов, предшествующих студенческому возрасту. При этом подчеркивается, что развитие человека как процесс перехода в новое качество, формирование психологических новообразований всегда сопровождается процессом становления духовных свойств личности, фундаментом для которых служит сам процесс развития. Становление основ духовности характерно для начального этапа духовности личности, включающего дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возрасты. Процесс духовного становления характерен и для студенческого возраста как такое преобразование ранее сформированных духовных качеств и установок личности, которые позволяют будущим специалистам решать актуальную личностную проблему перехода к выполнению профессиональной активной, самостоятельной и ответственной социальной роли на основе ранее сложившихся, но недостаточно завершенных духовных преобразований. Вузовский этап становления специалиста закладывает основы для духовного развития, что предполагает дальнейший рост того, что свершилось и было заложено на этапе духовного становления, т. е. на этапе зарождения, первичного формирования и накопления духовного опыта.

По материалам исследований в возрастной психологии, а также проведенных нами эмпирических исследований, можно сказать, что в дошкольном возрасте идет постижение своего «Я», первичное соприкосновение с общечеловеческими ценностями, выход за пределы непосредственного семейного окружения, рефлективное отношение к себе и своим возможностям, переосмысление отношения с окружающими людьми. Велико психологическое значение этих преобразований в становлении духовности личности.

При переходе к школьному возрасту формируется произвольное поведение в соответствии с нравственно-этическими нормами, наблюдается переход от внешней предметной деятельности к внутренним процессам (Л.С. Выготский), усвоение социальных ценностей по аналогии с учебным материалом в «зоне ближайшего развития», растущая потребность в новых социальных отношениях и личностной самореализации, зарождение социальных мотивов - долга, ответственности, обязательности. Формируется ценностный механизм регуляции поведения, укрепляются и совершенствуются процессы рефлексии. Данные преобразования продолжают оказывать существенное влияние на процесс духовного становления личности. Мы разделяем точку зрения многих исследователей, что в подростковом возрасте сама духовность является предметом личностного творчества, она становится как бы самостоятельной деятельностью, влияя через доступные подростку духовные нормы на всю его социальную активность.

Рассмотрение раннего юношеского возраста особенно важно для нашего исследования, поскольку он непосредственно предшествует студенческому периоду. Согласно существующим теориям юношеского возраста, главное новообразование этого возраста -открытие своего внутреннего мира, своего «Я», развитие рефлексии, осознание своих возможностей и индивидуальных особенностей, появление планов на будущее, связанных с выбором профессии, с активным усвоением окружающего мира. Открытие своего внутреннего мира, способность погружаться в себя, свои переживания является одной из возможностей обретения субъективного опыта. Обретение такой возможности усиливает рост потребности в достиже-

нии духовной близости с другими людьми, что становится основой юношеской любви и дружбы как высших духовных способов реализации отношения к Другому. Юноша становится способным на претворение в своих поступках «духовного оборудования» типа: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой», «Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других», «Делай другому все то, чего сам бы хотел от других». Объединяясь, эти ценности выглядят следующим образом: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай. Первая составляющая этого правила есть справедливость, вторая - милосердие, сострадание, жалость, основанные на высших чувствах (нравственных, эстетических, познавательных), которые заметной дифференциации и тонкости достигают в юношеском возрасте в связи с приобретаемым опытом познания себя, Другого, себя через Другого, своего «Я».

Желание сближения с другими, в основе которого могут быть дружба, любовь, профессиональные интересы и увлечения, происходит в форме уподобления другим (иден-

тификация) и сохранения своей индивидуальности (самоидентификация). При этом большое значение принадлежит духовному становлению как основанию для вывода о том, что есть Я и что Я могу для других. В силу особой самостоятельности этот процесс, наступающий в студенческом возрасте, активизируется в вузовский период.

Таким образом, духовное становление личности на этапах, предшествующих студенческому возрасту, как показали результаты наших исследований, последовательно проходит ряд стадий, когда индивид наиболее активно обращается к миру духовных ценностей. При этом духовность как сопутствующее личностное проявление в детском возрасте постепенно превращается в объект самостоятельного личностного творчества, а сами духовные ценности, начиная с подросткового возраста, составляют предмет особой заботы индивида. Эти процессы достигают наивысшей силы к вузовскому этапу становления личности будущего специалиста.

Поступила в редакцию 8.07.2011 г.

UDC 1:316+159.9:316.6

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF SPIRITUALITY OF PERSON

Nina Aleksandrovna KOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Head of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]

The author analyzes problem of spirituality in the historical context. Spirituality is investigated in the personal and social aspects. Religious and civil interpretations of a nature of spirituality are compared. Spirituality of a person is looked upon as a personal quality in ontogenesis.

Key words: spirituality; spiritual values; spiritual development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.