ДУХОВНОСТЬ В ЛИЧНОСТНОМ ПОЛЕ, ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ И В ОБЩЕСТВЕ
Н.А. Коваль
Koval N.A. Spirituality is seen as an integrated psychological phenomenon. Spiritual selfrealisation through actively searching for truth, good, and beauty is a mode of the existence of spirituality. Spirituality, as a dynamic phenomenon, exists in psychological time through the interaction of the individuals spiritual field and his/her spiritual space.
Осмысление духовности как целостного психологического явления достаточно затруднительно, поскольку сама духовность многогранна, многопланова, бесчисленно множество ее индивидуальных проявлений, неповторимых, разных по типу и способу, и в силу того, что не всегда возможно ее эмпирическое изучение. В указанной ситуации просматриваются два основных направления осмысления этого явления: первый связан с описанием форм проявления духовности, структуры духовности, второй - с определением ее сущности. Первое направление осмысления духовности предполагает раскрытие всех ее составляющих (ценности, представления, богатство интеллектуальной, эстетической, эмоционально-чувственной сфер и других), это описание всегда будет схематичным и неполным. Во втором направлении преодолевается схематизм, оно схватывает главное, существенное в духовности, что позволяет осмыслить специфику данного явления и более полно описать его сущность.
Сущность духовности в трактовке многих исследователей состоит в приобщении человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации. Среди множества ценностей приоритет принадлежит общечеловеческим, то есть тем, которые сложились в общественной практике, объективно служат человеку и человечеству, осознаются и оцениваются всем человечеством как благо. Они являются высшими ценностями, занимают доминирующее положение, определяют структуру, динамику всех существующих ценностей в жизни индивида, а степень их выраженности очерчивает общую направленность личности.
Реализуя себя во взаимодействий с другими в окружающем мире, индивид приобретает смысл жизни, имеющий ценностную природу. Ценности задают ориентации на будущее, и личность, достигая определенного этапа, приходит к новым
способам и средствам самореализации, выступающим основанием ее духовного становления. В процессе Самореализации выявляется тот заряд духовных ценностей, потенциально "готовых" к тому, чтобы воплотиться в поступках и делах человека. Общечеловеческие ценности не приходят к индивиду в готовом виде, а усваиваются им в процессе личностно-значимого поиска того, что есть истина, добро, красота. Такой внутренний поиск приводит человека к необходимости активного самосовершенствования в нравственной, эстетической, познавательной сферах, не разделяя и не противопоставляя их. а создавая единые важные для себя и других люден ценности духовной жизни. Истина, добро и красота как духовные компоненты образуют субъективную структуру духовности личности, из множества вариантов которой рождается целостный психологический инвариант, понимаемый в обществе как "духовность личности". Соответственно, в структуре духовности нами выделяются познавательный компонент (как сфера поиска истины), нравственный (как сфера поиска добра), эстетический компонент (сфера поиска красоты). Каждый из компонентов, в свою очередь, является достаточно подвижным и сложным комплексом качеств и элементов. По взаимодействию всех составляющих компонентов можно выделить агармоничный, дисгармоничный и гармоничный уровни духовности личности.
Нами был проведен анализ основных понятий, связанных с описанием внутреннего мира человека и характеризующих его единство с пространственновременным континиумом: "жизненное
пространство личности" (К. Левин), "жизненный мир личности" [1], "жизненное поле личности" [2]. Этот ряд понятий, характеризующий внутренний мир индивида и его взаимосвязь с окружающей действительностью, может быть дополнен такими понятиями, как "жизненная стратегия
личности", "жизненные силы человека", "жизненный потенциал", "жизненные ценности", "жизненная активность", "жизне-творчество", "жизненная самореал] шя", "жизненные траектории" и другие. Наибо лее общим, отражающим в своем содержании основные характеристики тех явлений, которые обозначены выше, явля^^я понятие "духовное поле”.
Понятие "духовное поле" включает все важнейшие компоненты духовное^ сущность, характеристики процесса духовного становления и развития личности во всех его взаимодействиях и противоречиях; единство познавательной, нравственной и эстетической сфер; совокупность индивидуальных ценностей и личностных смыслов; нравственно-духовную характеристику времени и пространства личности. Духовное поле - это заряд духовных ценностей индивида, потенциально готовых распространиться на окружающий личность мир. В духовном поле представлены значимые личностные смыслы, конструирующие профессиональную перспективу каждого индивида, а также факторы, механизмы его духовного становления. Духовное поле - это субъективно отраженный окружающий мир, в котором взаимодействуют духовные ценности индивида, образующие заряд "духовной энергии", потенциально готовый распространиться на окружающий мир.
Духовное поле включает в себя модусы: "бытие в себе", "бытие в другом", "для -другого - бытие", "вне - себя - бытие", а также духовное богатство личности. Названные модусы показывают основные способы самореализации личности в духовном поле, которые являются движущей силой, обеспечивают развитие духовности в пространстве (межсубъектности) и во времени (в постоянном становлении).
Ценности, объединяясь, взаимопроникая и интегрируясь, образуют в жизни конкретного человека ценностно-смысловое ядро его духовного поля, основными свойствами которого являются плотность, модальность, сила, устойчивость, структурность и системность. В подходе к выделению свойств духовного ядра проведена аналогия с соответствующими свойствами ядра, описанными в естественных науках (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Г.Е. Михайловский, Л.Н. Гумилев и другие). В психологии духовности свойства ценностно-смыслового ядра приобретают свой особый психологический смысл.
Плотность - ведущее свойство ценностно-смыслового ядра, понимаемое как
насыщенность, "сжатие" в небольшом психологическом пространстве значительного количества духовных составляющих человека и окружающих его людей.
Сила - это энергия, с которой индивид распространяет свои духовно-нравственные знания и нормы, убеждения и принципы на окружающий мир, в резуль-
' чего, самореализуясь, он исчерпывает свой внутренний потенциал на благо другим и себе.
Модальность как свойство ценностносмыслового ядра есть проявление духовности со знаком "+" или ", показывая тем самым, что личность всегда пребывает в динамике и через преодоление внутренней "рассогласованности" и внешних противоречий достигает определенной устойчивости и совершенства.
Устойчивость - это постоянство и противодействие внешним неблагоприятным влияниям, это "иммунитет" к ним; умение пронести через жизнь свои убеждения, принципы, нормы и идеалы. Это обеспечивает тесную взаимосвязь между составляющими компонентами духовности и наиболее полно раскрывается в структурности, представляющей собой характер связей между компонентами духовности (истина, добро, красота), каждый из которых имеет внутренние связи (внутри-модальная и полимодальная связь). Данные связи есть функциональные образования и отличающиеся динамичностью и взаимовлиянием, что позволяет проследить процесс духовного становления и развития личности в онтогенезе, определить системообразующее свойство ядра.
Системность есть выделение упорядоченности связей между составляющими духовности. Она включает автономные сферы - поиск истины, добра, красоты в их взаимосвязи, взаимообусловленности, за счет чего происходит расширение и, главное - углубление связей личности с окружающим миром, другими людьми.
Важнейшим системообразующим фактором формирования ядра духовного поля выступает потребность в самореализации, рассматриваемая нами как целенаправленная деятельность, целью которой является обнаружение, реализация и исчерпание своего духовного потенциала в активном поиске истины, добра и красоты.
В юстве основных механизмов создания духовного поля нами рассматриваются чувственная экспрессия, волеизъявление человека, коммуникация, рефлексия, самореализация. Механизм трактуется нами как определенное взаимодействие свойств,
процессов, состояний; это взаимодействие с окружающим миром, в результате которого рождается психологическое образование, продукт, в данном случае - духовность в совокупности ее качеств. Духовно богатый человек ставит перед собой задачи несколько сложнее, чем он готов решить в данный момент. Это обеспечивает его рост, и отсюда духовно богатая личность оказывается богаче других и в интеллектуальном, и в нравственном, и в эстетическом плане. Духовное поле такого человека не бесконечно, оно развивается и уходит вместе с физическим прекращением существования индивида. Вокруг человека остается духовное пространство в виде тех ценностей души, которые были восприняты окружающим индивида обществом. Под духовным пространством в данном контексте понимается окружающий мир, на который личность распространяет свои духовные ценности.
Таким образом, духовное поле представляет собой внутреннее психологическое образование, а духовное пространство функционирует как внешняя по отношению к духовному полю среда, в которой живут и продолжают духовно резонировать "посеянные" индивидом духовные ценности.
В процессе жизни индивид не только осваивает, но и созидает духовные ценности. Духовность личности как бы "овеществляется" в продукте этой деятельности, в отношениях ее к себе, другим людям, окружающей действительности. Человек тем самым распространяет свое духовное поле на окружающий мир, то есть вносит свою субъективную духовность в объективный мир. А это значит, что духовность личности, оставаясь самоценностью для нее самой, обретает одновременно социальное значение - значение для других. Духовное пространство вокруг такого человека характеризуется рядом свойств, основными из которых являются духовное взаимодействие, духовная продуктивность, духовный резонанс, индивидуальность личности, духовное единство, ненасы-щаемость потребностей в самореализации, целостность личности.
Духовное взаимодействие основано на внутренней глубиннои сопричастности человека другому, на сущности его как межсубъектного феномена; духовная продуктивность определяет, насколько созидаемые индивидом идеи ценны и полезны для других, для окружающего мира; духовный резонанс - это явление, при котором духовные ценности одного человека под-
хватываются. умножаются и развиваются другими людьми, начинают жить самостоятельно в духовном пространстве личности; индивидуальность - неповторимость личности, ее единение с другими при необходимом утверждении и сохранении своего Я; духовное единство - многообразие связей индивида с окружающим миром через самореализацию, и чем они интенсивнее и глубже, чем духовно богаче индивид, тем органичнее включен в окружающий мир; ненасыщаемость потребности в самореализации связана с переживанием удовольствия от того, что человек оказался полезным другим людям, внес вклад в преобразование своего духовного поля и поля другого; целостность личности - органичное объединение всех сущностных сил, обеспечивающих единую направленность личности на самореализацию, самосовершенствование и гармоничное развитие.
Понятие "духовное пространство" может быть соотнесено с такими понятиями, как "жизненное пространство", "жизненная среда", "жизненное ориентирование личности" и другими, рассматриваемыми как системное теоретико-методологическое основание анализа общественной жизни индивида, многообразия индивидуальноличностных социальных отношений.
Итак, психологическая сущность духовности может быть рассмотрена как понятие, явление, личностное образование, как духовное пространство и духовное поле, как социальная ценность. Структура и динамика функционирования духовности как психического явления представлены на рисунке 1. ^
Личность проявляет себя как гибкий, способный к самовыражению и самоин-терпретации своей вероятностно задаваемой структуры носитель смыслов-ценностей и оказывается способной изменять систему своих смыслов. Это изменение происходит во времени. В духовном пространстве проблема личностного бытия, главная проблема смысла жизни - это связь прошлого, настоящего и будущего.
Психологическое прошлое, настоящее и будущее находятся между собой в сложном взаимодействии, конституируют духовное поле личности и выполняют различные функции, которые выглядят следующим образом.
Психологическое прошлое - это онтогенетическое развитие личности как итог реализации задач духовного становления ее на каждом возрастном этапе, а также накопленный личностью опыт.
Общечеловеческие ценности и духовная культура
При-
своение
Ценностно-смысловое ядро личности
Распрост-
ранение
Реализа-
ция
Рисунок 1. Структура и динамика функционирования духовное!
Духовное поле личности
Механизмы
ДПЛ
чувственная
экспрессия
Свойства
ДПЛ
духовное
взаимодействие
духовная
продуктивность
духовный
резонанс
индивидуаль-
ность
духовное
единство
ненасьіщ-іемосгь потребности в саморе. шзациі
самореализация целостность
Духовно-
творческая
активность
Новые духовные ценности
как психологического явления
Психологическое настоящее - это актуальные проблемы и способы их решения в соответствии с духовным потенциалом личности.
Психологическое будущее - это саморазвитие (самопознание и самореализация), самосовершенствование (выходящее за пределы профессиональной деятельности) в соответствии с субъективно-значимыми целями, которые выдвигает человек и, достигая их, реализует себя как духовная личность.
Психологическое время фиксируется и существует в жизни каждого человека и как психологическое прошлое, и как психологическое настоящее, и как будущее. Они взаимосвязаны, взаимозависимы, и обращение, например, к психологическому прошлому может изменить и настоящий, и будущий духовный облик личности, и наоборот. Находясь в сложном взаимодействии, конституирующем духовное поле, психологическое прошлое, настоящее и будущее по отношению друг к другу выполняют вполне определенные функции.
Психологическое прошлое, составляя глубинную внутреннюю основу для восприятия, осмысления и усвоения настоящего опыта, превращает его в ориентированную деятельность и, в конечном итоге, в пути самореализации. На основе опыта при взаимодействии с другими людьми формируется представление о собственном духовном богатстве (или о недостаточном его накоплении), успешности или неуспешное™ его использования в профессиональных и лично значимых ситуациях, что на будущее позволяет сделать скорректированные прогнозы.
Психологическое настоящее по отношению к будущему выступает как психологическое прошлое, и приобретенный человеком сегодня духовный опыт становится частью его будущей смысловой структуры, его будущей ценностной ориентацией и будущим способом самореализации. Позитивные ожидания по отношению к будущему придают настоящему ценность, негативные обесценивают его. Опираясь на накопленный опыт, человек может рассматривать свою жизнь как по-
стоянное духовное преобразование и обогащение, либо, обращаясь к нему, существенным образом менять свой образ жизни и, следовательно, изменять духовный облик.
Психологическое будущее есть идеальная проекция всего предшествующего опыта человека, есть перспективы развития его духовного потенциала во времени.
Духовная личность, ориентированная на различные способы самореализации, наполняет свое будущее смыслом, структурирует его и обеспечивает свое саморазвитие и самосовершенствование. Отсутствие глубоких духовных привязанностей, неустойчивость устремлений делает будущее человека малорадостным, бессмысленным, и он отдается воле судьбы, не противостоит стихийным внешним воздействиям.
Таким образом, психологическое время -это существование в сознании, подсознании своего Я в прошлом, настоящем и будущем. Психологическое время - это Я одновременно и вчера, и сегодня, и завтра.
Следовательно, жизнь человека разворачивается в двух плоскостях: ценностносмысловой и пространственно-временной и для каждого ценности и смыслы являются содержательной, а психологическое время и пространство - количественной динамической характеристикой. М.М. Бахтин, выделяя в жизни человека пространственно-временные и содержательносмысловые аспекты, говорит о простран-ственно-временной определенности и эмоционально-волевых тонах и смыслах [3]. Соотнесенность ценностно-смысловых и пространственно-временных аспектов существования есть, собственно, соотнесенность смысла и действительности с временной перспективой духовного роста личности.
1. Столиц В.В. Самосознание личности. М.. 1983. 286 с.
2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. 1994. № 3. С. 43-45.
3. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. М., 1986. С. 80-160.