Научная статья на тему 'Феномен духовности и его место в развитии акмеологии'

Феномен духовности и его место в развитии акмеологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
310
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / АКМЕОЛОГИЯ / ПРОГРЕССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / SPIRITUALITY / AKMEOLOGY / PROGRESSIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костюк Юлия Анатольевна

Обсуждается вопрос о том, что при введении в категориальный аппарат акмеологии понятий «духовность» и «духовное развитие» зрелость прогрессивной личности может быть рассмотрена в более широком аспекте взаимодействия с окружающей реальностью. Их использование позволит расширить объектное и предметное поле акмеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of spirituality and its place in the development of akmeology

Discussion on the introduction of the concepts of «spirituality» and «spiritual development» in the troublesome and applied field of akmeology.

Текст научной работы на тему «Феномен духовности и его место в развитии акмеологии»

делать? Ехать домой в деревню. Но возникает состояние, характеризующееся количественными и качественными перегрузками, которое невозможно преодолеть сменой обстановки. Напрасно Александр верит, что в деревне произойдет воскрешение, оно невозможно, только преображение.

В деревне он начал тосковать по Петербургу (злому, бездушному и т.д.). В клубке этих противоречий он обращается к тетушке, находит опору в ее сопереживании: «К Вам приедет не сумасброд, не мечтатель, не разочарованный, не провинциал, а просто человек, каких в Петербурге много». Такое преображение чувствовалось и фиксировалось многими писателями; В. Розов сформулирует его так: молодые люди, склонные к идеализации действительности, мечущие громы и молнии против любых проявлений человеческих слабостей, требующие от других идеального поведения, повзрослев и увидав своих сверстников, людей, может быть и не таких уж идеальных, ушедших далеко вперед по пути обыкновенного жизненного продвижения, вдруг как бы спохватываются и начинают их догонять, не брезгуя никакими средствами в достижении запоздалых целей (2, с 11), превращаясь в людей более скверных, нежели те, которых недавно упрекали. Подобные превращения обусловлены исходно нереальными, надуманными представлениями о жизни.

Каковы плоды побед дядюшки, любимого героя И.А.Гончарова? Человек реального взгляда, во-первых, духовно погубил своего племянника, по- своему милого его сердцу; во-вторых, чуть не довел до чахотки любимую жену. В конце концов он собирается продать завод, бросить службу, отказаться от звания тайного советника и уехать в Италию, где может быть ему удастся продлить жизнь Лизаветы Александровны.

В итоге происходит превращение «дяди в племянника», а «племянника в дядю», но с более выраженными чертами трезвого разума и расчета. И.А.Гончаров не видит выхода из драматической коллизии: сочетания большого дела с истиной человеческой сущностью, -всякое дело, являющееся только средством достижения личного успеха, становится тяжким, а порой гибельным для причастных к нему людей. Среда предпринимательства жестока (такова она и в наши дни).

Литература:

[1]. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании / Сост. В.И.Ширяев.-М. :Педагогика, 1990.

[2]. Гончаров И.А. Обыкновенная история. М.:Художественная литература,1980.

[3]. Карамзин Н.М. Исторические очерки. М.: РосНОУ, 2005.

Костюк Ю.А.

ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ И ЕГО МЕСТО В РАЗВИТИИ АКМЕОЛОГИИ

В настоящее время каноническим является следующее определение акмеологии, представленное в акмеологических научных, учебных и справочных изданиях: акмеология -наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. В результате возникающих из определения вопросов что такое «наиболее высокий уровень в развитии» или «вершина развития», В.Г.Зазыкин предложил следующий вариант определения акмеологии: «акмеология - наука, изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития личности до вершинных уровней, а также ее достижения».

Прогрессивное развитее (лат..progressus — движение вперёд, успех) с конкретными достижениями можно наблюдать на примере таких людей как И.В.Курчатов, Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов. Но и в жизни И.В.Сталина, В.И.Ленина, А.Гитлера можно проследить прогрессивное развитие и наличие ярких, выдающихся достижений. Однако возникает вопрос: является ли развитие и первых и вторых акмеологичным? Или следует говорить о возможности вектора амеологического развития? Внести ясность в данный вопрос, на наш взгляд, можно через определение понятий «духовность» и «духовное развитие».

Тема духовности оказалась в центре внимания современных исследователей. Понятие «духовность» становится настолько распространенным, что сложно определить, какое содержание в него вкладывается. Долгое время существовала тенденция сводить данное понятие исключительно к религиозному содержанию. Наука, в частности психология, категори-

чески отказывалась проводить исследования в данном направлении, не смотря на то, что в переводе с греческого psyche - душа, logos - слово, понятие, учение, и изначально психология создавалась как наука о душе. Более того, начиная с 30-х годов, в науке происходило практически тотальное вытеснение проблематики духовности человека, поскольку основной задачей государственной идеологии становится максимальное подчинение индивида интересам коллектива.

В настоящее время священники, философы, политики, психологи и педагоги говорят о «душе» и «духовности» под углом зрения своего предмета, а также собственных религиозных или идеологических установок. Интерес к теме «духовность личности» в последние годы вызван серьезными социальными изменениями, сменой стереотипов жизни, активно проявляющимся жизненным прагматизмом у людей, нарастанием индивидуалистических ориен-таций. Прежние ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, когда не просто ниспровергнуты все идеалы, авторитеты, но и отсутствуют значимые общественные силы, ответственно утверждающие новые нормы, что ведет к своеобразному вакууму в обществе.

Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного развития личности не только в рамках религии и философии, но и на уровне научных психологических и акмеологических исследований.

Мировая и русская, в том числе, психологическая мысль прошла ряд ступеней своего формирования и становления. Путь этот полон острейших дискуссий, противостояния различных школ и направлений. И сегодня все чаще в психологической литературе можно встретить мнение о психологии как науке, находящейся в глубоком кризисе.

14-18 февраля 2012 года в Москве состоялось крупнейшее событие в отечественной «психологической жизни»: пятый Съезд российского Психологического Общества (РПО). В работе Съезда приняло участие более 1000 человек. Пленарное заседание было открыто Президентом РПО, профессором, Ю.П. Зинченко. Выступления ведущих психологов России охарактеризовали современный статус психологической науки и практики в стране. Острые и полемические выступления В.М. Аллахвердова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова и иных очертили круг актуальных вопросов и проблем, стоящих перед российской психологией сегодня. Центральной проблемой, по мнению выступавших, является методологическая мозаичность психологии, потеря единого подхода. Современные российские психологи осознают серьезный системный кризис своей профессии, понимая, что в психологии имеет место потеря единого подхода.

На съезде была высказана надежда на то, что взоры ученых от современной модели психологии, опирающейся в своей основе на научные труды в области естествознания, обратятся к более традиционным для России школам «духовной психологии».

В России осмыслению понятия духовности как ориентации на высшие ценности принадлежат труды русских философов, социологов конца XIX - начала XX века -А.С.Хомякову, В.Соловьеву, В.Розанову, Н.Страхову, Н.Бердяеву, Л.Шестову, А.Ф.Лосеву, Е.Трубецкому, П.Флоренскому, С.Булгакову, С.Франку, А.С.Глинке (Волжскому), Б.Чичерину и другим, рассматривавшим ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека как родового существа. Разрабатывая идею всеединства, постоянно пользовались терминами «мировая душа» - В. Соловьев, «духовная плоть» -Д.Мережковский, «духовное обновление» - И.Ильин и т.п.

Проблема духовного развития личности, формирование духовности всегда было в центре русской педагогической мысли, общественной педагогической практики, где возлагались надежды на то, что только целостная духовная переориентация способна вернуть человеку самого себя, а вместе со всем этим - реальность культуры, истории, природы.

Духовность рассматривалась как интегрированное качество личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра, красоты и в то же время духовность выступала и как показатель уровня человеческих отношений чувств нравственно-эстетической, гражданской позиций, способности к состраданию, сопереживанию и милосердию.

Все чаще последнее время к проблеме духовности обращается и мысль психологов. Современные психологи пытаются сформулировать свое отношение к данному понятию.

В.И.Слободчиков определяет духовное бытие, как способ, как образ бытия в целом. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии; только она может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить.

Духовность субъекта, индивидуальный дух представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры; переживание нрав-

ственных норм общежития как внутреннего «категорического императива»; усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных. Можно сказать, что человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективным (индивидуальным) духом.

По утверждению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, современная психология стоит у порога (или уже перешагнула его) парадигмального сдвига в самом типе «научности» психологических знаний, который должен позволить вообще выйти за пределы «плоскости представлений о...». Речь идет о складывающейся антропологической парадигме. Главный смысл данного подхода состоит в необходимости рассмотрения человека во всем многообразии форм и способов его становления: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа - одновременно. Таким образом, современная психология ориентируется на целостное изучение человека в единстве его духовного, душевного и телесного.

Л. Н. Собчик в статье «Проблема духовности в психологии» определяет духовность, как «высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни, как склонность к поискам высшего смысла жизни, направленность интересов на иные кроме прагматической необходимости сферы познания, наблюдательность и терпимость в отношениях с людьми, идущая от сердца доброта и сострадание».

С точки зрения Н.И. Слободчик, духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это - личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях.

По утверждению Н.И.Слободчик готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Н.И.Слободчик говорит о том, что кроме «первичной духовности» возможно появление «вторичной духовности», возникающей в силу сложившихся внешних условий и обстоятельств. Подтверждая тесную связь между готовностью к восприятию духовных ценностей и базовыми характеристиками личности, она в свою очередь экспериментально доказывает, что данные психодиагностического исследования (тесты СМИЛ, метод цветовых выборов МЦВ, метод портретных выборов МПВ, индивидуально-типологический опросник ИТО) предоставляют широкие возможности для дифференцированного, личностно ориентированного подхода при выборе мер воспитательного характера.

В современных психологических словарях можно встретить различные определения таких понятий, как дух, душа, духовность.

Например, в словаре практического психолога (составитель С.Ю.Головин, 2003 г.) дается следующее определение:

«Душа» — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начала.

«Душевность» — индивидуальная выраженность в системе мотивов личности фундаментальной социальной потребности жить и действовать «для других».

«Духовность» — как индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потребность познания; 2) социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания — мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.

В атласе по психологии (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, 2001г.) данные понятия определяются следующим образом:

«Дух» — это выражение потенциального творчества, креативных возможностей человека в единстве с волей как способности в преодолении препятствий на основе самоконтроля, саморегуляции и самореализации. Человеческий дух бесконечен и безграничен, ибо нет пределов познанию и творчеству людей. В отличие от души, дух всегда устремлен во вне, ищет простора для самовыражения, саморегуляции и самоутверждения. Активность духа личности достигает необходимого (достаточно высокого) уровня развития, а потому есть внутренний стимул для ее целенаправленного, осознанного самосовершенствования.

Несмотря на многообразие подходов к проблеме, однозначного ответа на вопрос, что же означает «духовность» в психологии на сегодняшний день нет. Попытки психологов определить понятие «духовность» не достигли логического завершения. Это обусловлено, с одной стороны, широтой самой проблематики, а с другой стороны - многообразием исследовательских подходов, которые наиболее часто выстраиваются с различных позиций.

Однако из имеющихся подходов к проблеме духовности в психологии, при всем их разнообразии, можно выделить некоторые общие моменты:

1. В современных теоретико-методологических подходах в психологии «духовность» рассматривается как высшая подструктура человека, подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности.

2. Важнейшими психологическими характеристиками духовности являются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки и поведение.

3. Феномен духовности тесно связан с проблемой самореализации, самоактуализации, волевым усилием личности.

В большинстве теорий и концепций проблема духовности тесно связана с проблемой высших жизненных ценностей. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ценностных ори-ентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Понимание содержания ценностей меняется исторически в соответствии с социальными потребностями общества, в зависимости от господства той или иной концепции морали. Однако современная психология склоняется к рассмотрению нравственных ценностей в единстве с общечеловеческими ценностями. Все чаще в психолого-педагогической литературе в качестве высших жизненных ценностей рассматриваются духовно-нравственные ценности.

В теории А.В.Кирьяновой (канд. психол. наук) общечеловеческие ценности представлены несколькими базисными группами:

«Человек как ценность». Центральным звеном этой общечеловеческой ценности выступает образец, пример жизни человека, на которого стремится быть похожим юношество — идеал. «Красота как ценность» определяет отношение к миру, умение видеть прекрасное в жизни, природе, искусстве. Ценности познавательного характера — «познание как ценность» определяют отношение молодежи к образованию. «Труд как ценность» ориентирует на творчество, возможность самореализации, это источник существования и познания. «Отечество как ценность». Ценности данной группы — история, культура, традиции. Группа ценностей, отражающая «Жизнь как глобальную ценность личности и общества».

Н.А.Коваль в свой диссертации под руководством А.А.Деркача, как «вечные» общечеловеческие ценности определяет любовь к истине, добру, красоте. Исходя из которых, она определяет составные компоненты структуры духовности — познавательный (истина), нравственный (добро) и эстетический (красота)

Н.А.Ковалль, определяя духовность как целостное и динамическое психологическое явление, формирующееся через активный поиск истины, добра и красоты в процессе самореализации личности, выделяет критерии духовного развития личности: отношение к другому как самоценности, что выражено в таких качествах, как эмпатия, сострадание, сочувствие, правдивость, совесть, общительность, отзывчивость, дружелюбие, доброта, умение владеть собой, душевность, реалистичность в оценке ситуации, самоотдача и др.; творческий, целенаправленный характер жизнедеятельности, проявляющийся в таких качествах, как миротворчество, альтруизм, деятельная помощь окружающим, организация микросреды общения, целеустремленность, высокая сензитивность, открытость, коллективное творчество и др.; духовно-творческая активность личности, где особое значение приобретают воля, высокая самооценка, оптимизм, бодрость, стремление к успеху, гибкость мышления, изобретательность, ответственность перед собой и другими, вера в осуществимость намеченного, потребность в позитивной свободе и др.

Приведенные выше утверждения позволяют предположить, что «духовность» как психологическая категория не является по своей сущности статичной, а изначально предполагает в себе наличие динамических процессов. Следовательно, уместно говорить о возможности духовного развития человека в течение жизни и наличии определенного уровня духовности в зрелом возрасте.

В психологии разработано около двух десятков теоретических концепций развития личности, но, по утверждению одного из ведущих специалистов в области акмеологии В.Г.Зазыкина, ни одна из них не имеет акмеологического содержания. К основным междисциплинарным парадигмам развития можно отнести натурализм, социоморфизм, культу-ролизм, теологизм, гносеологизм и антропологизм, раскрыто их содержание через описания объекта развития, предпосылок и условий, механизмов, базовых процессов, детерминант и

результатов развития. Однако в данной фундаментальной теоретической схеме речь не идет именно о прогрессивном развитии зрелой личности при достижении ей вершин [4]. На наш взгляд, именно через понятие «духовность» можно определить, что же является прогрессом в развитии зрелой личности, а что застоем или даже элементами регресса.

Исходя из вышеизложенного, понятие «духовность» можно попытаться определить, как целостное психологическое явление, которое аккумулирует в себе способность человека выходить за пределы, безусловно-необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими потребностями, и строить свою жизнь в соответствии с представлениями о назначении человека, о его совершенстве.

В рамках данного определения, «духовное развитие» можно рассматривать как собственно человеческий результат освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на высшие жизненные, общечеловеческие ценности.

В такой трактовке понятие «духовность» противопоставляется не понятию «материализм», а служит антитезисом таким понятиям, как «зло», «агрессия», «коррупция» и соответственно может быть рассмотрено не только в русле религии и философии, но и в исследования психологии и акмеологии.

Понимание того, что определить однозначно «высшие» жизненные и общечеловеческие ценности проблематично, еще не является поводом полностью игнорировать понятия «духовность» и «духовное развитие» в научных исследованиях. На наш взгляд, без использования данных понятий, определение предмета акмеологии как науки является неполным, односторонним и логически не завершенным.

Нельзя не согласиться с утверждением В.Г.Зазыкина о том, что понимание акмеологии как науки о профессионализме, весьма «упрощенное понимание акмеологического, значительно сужающее, ее предметные и объектные поля, ограничивающее ее проблематику рамками прогрессивного развития личности как субъекта труда».

Если предположить, что зрелость прогрессивной личности не ограничивается рамками профессионализма, то при условии введения в категориальный аппарат науки таких понятий как «духовность» и «духовное развитие», зрелость прогрессивной личности может быть рассмотрена в более широком аспекте взаимодействия с окружающей реальностью (семья, экология, общественная деятельность и т.п.). Использование данных понятий позволит расширить объектное и предметное поля акмеологии, а так же, круг решаемых проблем и научных задач.

Литература:

[1]. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. - М.: ИПРАН, 1998.

[2]. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Менеджер, Роспеда-

гентство, 1994.

[3]. Деркач А.А, Зазыкин В.Г. Акмеология.- СПб.: Питер,2003.

[4]. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психического знания и религиозной веры. //

Вопросы психологии. № 3.1998.

[5]. Коваль К.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста, дис.

канд. - М., 1997.

[6]. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности // Вопросы

философии. 1992. № 12.

[7]. Шадриков В.Д. Духовные способности. - М.: Магистр, 1996.

[8]. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неве-

рующих. - М.: Астрель: ACT, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.