делать? Ехать домой в деревню. Но возникает состояние, характеризующееся количественными и качественными перегрузками, которое невозможно преодолеть сменой обстановки. Напрасно Александр верит, что в деревне произойдет воскрешение, оно невозможно, только преображение.
В деревне он начал тосковать по Петербургу (злому, бездушному и т.д.). В клубке этих противоречий он обращается к тетушке, находит опору в ее сопереживании: «К Вам приедет не сумасброд, не мечтатель, не разочарованный, не провинциал, а просто человек, каких в Петербурге много». Такое преображение чувствовалось и фиксировалось многими писателями; В. Розов сформулирует его так: молодые люди, склонные к идеализации действительности, мечущие громы и молнии против любых проявлений человеческих слабостей, требующие от других идеального поведения, повзрослев и увидав своих сверстников, людей, может быть и не таких уж идеальных, ушедших далеко вперед по пути обыкновенного жизненного продвижения, вдруг как бы спохватываются и начинают их догонять, не брезгуя никакими средствами в достижении запоздалых целей (2, с 11), превращаясь в людей более скверных, нежели те, которых недавно упрекали. Подобные превращения обусловлены исходно нереальными, надуманными представлениями о жизни.
Каковы плоды побед дядюшки, любимого героя И.А.Гончарова? Человек реального взгляда, во-первых, духовно погубил своего племянника, по- своему милого его сердцу; во-вторых, чуть не довел до чахотки любимую жену. В конце концов он собирается продать завод, бросить службу, отказаться от звания тайного советника и уехать в Италию, где может быть ему удастся продлить жизнь Лизаветы Александровны.
В итоге происходит превращение «дяди в племянника», а «племянника в дядю», но с более выраженными чертами трезвого разума и расчета. И.А.Гончаров не видит выхода из драматической коллизии: сочетания большого дела с истиной человеческой сущностью, -всякое дело, являющееся только средством достижения личного успеха, становится тяжким, а порой гибельным для причастных к нему людей. Среда предпринимательства жестока (такова она и в наши дни).
Литература:
[1]. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании / Сост. В.И.Ширяев.-М. :Педагогика, 1990.
[2]. Гончаров И.А. Обыкновенная история. М.:Художественная литература,1980.
[3]. Карамзин Н.М. Исторические очерки. М.: РосНОУ, 2005.
Костюк Ю.А.
ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ И ЕГО МЕСТО В РАЗВИТИИ АКМЕОЛОГИИ
В настоящее время каноническим является следующее определение акмеологии, представленное в акмеологических научных, учебных и справочных изданиях: акмеология -наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. В результате возникающих из определения вопросов что такое «наиболее высокий уровень в развитии» или «вершина развития», В.Г.Зазыкин предложил следующий вариант определения акмеологии: «акмеология - наука, изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития личности до вершинных уровней, а также ее достижения».
Прогрессивное развитее (лат..progressus — движение вперёд, успех) с конкретными достижениями можно наблюдать на примере таких людей как И.В.Курчатов, Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов. Но и в жизни И.В.Сталина, В.И.Ленина, А.Гитлера можно проследить прогрессивное развитие и наличие ярких, выдающихся достижений. Однако возникает вопрос: является ли развитие и первых и вторых акмеологичным? Или следует говорить о возможности вектора амеологического развития? Внести ясность в данный вопрос, на наш взгляд, можно через определение понятий «духовность» и «духовное развитие».
Тема духовности оказалась в центре внимания современных исследователей. Понятие «духовность» становится настолько распространенным, что сложно определить, какое содержание в него вкладывается. Долгое время существовала тенденция сводить данное понятие исключительно к религиозному содержанию. Наука, в частности психология, категори-
чески отказывалась проводить исследования в данном направлении, не смотря на то, что в переводе с греческого psyche - душа, logos - слово, понятие, учение, и изначально психология создавалась как наука о душе. Более того, начиная с 30-х годов, в науке происходило практически тотальное вытеснение проблематики духовности человека, поскольку основной задачей государственной идеологии становится максимальное подчинение индивида интересам коллектива.
В настоящее время священники, философы, политики, психологи и педагоги говорят о «душе» и «духовности» под углом зрения своего предмета, а также собственных религиозных или идеологических установок. Интерес к теме «духовность личности» в последние годы вызван серьезными социальными изменениями, сменой стереотипов жизни, активно проявляющимся жизненным прагматизмом у людей, нарастанием индивидуалистических ориен-таций. Прежние ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, когда не просто ниспровергнуты все идеалы, авторитеты, но и отсутствуют значимые общественные силы, ответственно утверждающие новые нормы, что ведет к своеобразному вакууму в обществе.
Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного развития личности не только в рамках религии и философии, но и на уровне научных психологических и акмеологических исследований.
Мировая и русская, в том числе, психологическая мысль прошла ряд ступеней своего формирования и становления. Путь этот полон острейших дискуссий, противостояния различных школ и направлений. И сегодня все чаще в психологической литературе можно встретить мнение о психологии как науке, находящейся в глубоком кризисе.
14-18 февраля 2012 года в Москве состоялось крупнейшее событие в отечественной «психологической жизни»: пятый Съезд российского Психологического Общества (РПО). В работе Съезда приняло участие более 1000 человек. Пленарное заседание было открыто Президентом РПО, профессором, Ю.П. Зинченко. Выступления ведущих психологов России охарактеризовали современный статус психологической науки и практики в стране. Острые и полемические выступления В.М. Аллахвердова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова и иных очертили круг актуальных вопросов и проблем, стоящих перед российской психологией сегодня. Центральной проблемой, по мнению выступавших, является методологическая мозаичность психологии, потеря единого подхода. Современные российские психологи осознают серьезный системный кризис своей профессии, понимая, что в психологии имеет место потеря единого подхода.
На съезде была высказана надежда на то, что взоры ученых от современной модели психологии, опирающейся в своей основе на научные труды в области естествознания, обратятся к более традиционным для России школам «духовной психологии».
В России осмыслению понятия духовности как ориентации на высшие ценности принадлежат труды русских философов, социологов конца XIX - начала XX века -А.С.Хомякову, В.Соловьеву, В.Розанову, Н.Страхову, Н.Бердяеву, Л.Шестову, А.Ф.Лосеву, Е.Трубецкому, П.Флоренскому, С.Булгакову, С.Франку, А.С.Глинке (Волжскому), Б.Чичерину и другим, рассматривавшим ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека как родового существа. Разрабатывая идею всеединства, постоянно пользовались терминами «мировая душа» - В. Соловьев, «духовная плоть» -Д.Мережковский, «духовное обновление» - И.Ильин и т.п.
Проблема духовного развития личности, формирование духовности всегда было в центре русской педагогической мысли, общественной педагогической практики, где возлагались надежды на то, что только целостная духовная переориентация способна вернуть человеку самого себя, а вместе со всем этим - реальность культуры, истории, природы.
Духовность рассматривалась как интегрированное качество личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра, красоты и в то же время духовность выступала и как показатель уровня человеческих отношений чувств нравственно-эстетической, гражданской позиций, способности к состраданию, сопереживанию и милосердию.
Все чаще последнее время к проблеме духовности обращается и мысль психологов. Современные психологи пытаются сформулировать свое отношение к данному понятию.
В.И.Слободчиков определяет духовное бытие, как способ, как образ бытия в целом. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии; только она может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить.
Духовность субъекта, индивидуальный дух представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры; переживание нрав-
ственных норм общежития как внутреннего «категорического императива»; усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных. Можно сказать, что человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективным (индивидуальным) духом.
По утверждению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, современная психология стоит у порога (или уже перешагнула его) парадигмального сдвига в самом типе «научности» психологических знаний, который должен позволить вообще выйти за пределы «плоскости представлений о...». Речь идет о складывающейся антропологической парадигме. Главный смысл данного подхода состоит в необходимости рассмотрения человека во всем многообразии форм и способов его становления: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа - одновременно. Таким образом, современная психология ориентируется на целостное изучение человека в единстве его духовного, душевного и телесного.
Л. Н. Собчик в статье «Проблема духовности в психологии» определяет духовность, как «высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни, как склонность к поискам высшего смысла жизни, направленность интересов на иные кроме прагматической необходимости сферы познания, наблюдательность и терпимость в отношениях с людьми, идущая от сердца доброта и сострадание».
С точки зрения Н.И. Слободчик, духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это - личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях.
По утверждению Н.И.Слободчик готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Н.И.Слободчик говорит о том, что кроме «первичной духовности» возможно появление «вторичной духовности», возникающей в силу сложившихся внешних условий и обстоятельств. Подтверждая тесную связь между готовностью к восприятию духовных ценностей и базовыми характеристиками личности, она в свою очередь экспериментально доказывает, что данные психодиагностического исследования (тесты СМИЛ, метод цветовых выборов МЦВ, метод портретных выборов МПВ, индивидуально-типологический опросник ИТО) предоставляют широкие возможности для дифференцированного, личностно ориентированного подхода при выборе мер воспитательного характера.
В современных психологических словарях можно встретить различные определения таких понятий, как дух, душа, духовность.
Например, в словаре практического психолога (составитель С.Ю.Головин, 2003 г.) дается следующее определение:
«Душа» — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начала.
«Душевность» — индивидуальная выраженность в системе мотивов личности фундаментальной социальной потребности жить и действовать «для других».
«Духовность» — как индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потребность познания; 2) социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания — мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.
В атласе по психологии (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, 2001г.) данные понятия определяются следующим образом:
«Дух» — это выражение потенциального творчества, креативных возможностей человека в единстве с волей как способности в преодолении препятствий на основе самоконтроля, саморегуляции и самореализации. Человеческий дух бесконечен и безграничен, ибо нет пределов познанию и творчеству людей. В отличие от души, дух всегда устремлен во вне, ищет простора для самовыражения, саморегуляции и самоутверждения. Активность духа личности достигает необходимого (достаточно высокого) уровня развития, а потому есть внутренний стимул для ее целенаправленного, осознанного самосовершенствования.
Несмотря на многообразие подходов к проблеме, однозначного ответа на вопрос, что же означает «духовность» в психологии на сегодняшний день нет. Попытки психологов определить понятие «духовность» не достигли логического завершения. Это обусловлено, с одной стороны, широтой самой проблематики, а с другой стороны - многообразием исследовательских подходов, которые наиболее часто выстраиваются с различных позиций.
Однако из имеющихся подходов к проблеме духовности в психологии, при всем их разнообразии, можно выделить некоторые общие моменты:
1. В современных теоретико-методологических подходах в психологии «духовность» рассматривается как высшая подструктура человека, подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности.
2. Важнейшими психологическими характеристиками духовности являются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки и поведение.
3. Феномен духовности тесно связан с проблемой самореализации, самоактуализации, волевым усилием личности.
В большинстве теорий и концепций проблема духовности тесно связана с проблемой высших жизненных ценностей. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ценностных ори-ентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Понимание содержания ценностей меняется исторически в соответствии с социальными потребностями общества, в зависимости от господства той или иной концепции морали. Однако современная психология склоняется к рассмотрению нравственных ценностей в единстве с общечеловеческими ценностями. Все чаще в психолого-педагогической литературе в качестве высших жизненных ценностей рассматриваются духовно-нравственные ценности.
В теории А.В.Кирьяновой (канд. психол. наук) общечеловеческие ценности представлены несколькими базисными группами:
«Человек как ценность». Центральным звеном этой общечеловеческой ценности выступает образец, пример жизни человека, на которого стремится быть похожим юношество — идеал. «Красота как ценность» определяет отношение к миру, умение видеть прекрасное в жизни, природе, искусстве. Ценности познавательного характера — «познание как ценность» определяют отношение молодежи к образованию. «Труд как ценность» ориентирует на творчество, возможность самореализации, это источник существования и познания. «Отечество как ценность». Ценности данной группы — история, культура, традиции. Группа ценностей, отражающая «Жизнь как глобальную ценность личности и общества».
Н.А.Коваль в свой диссертации под руководством А.А.Деркача, как «вечные» общечеловеческие ценности определяет любовь к истине, добру, красоте. Исходя из которых, она определяет составные компоненты структуры духовности — познавательный (истина), нравственный (добро) и эстетический (красота)
Н.А.Ковалль, определяя духовность как целостное и динамическое психологическое явление, формирующееся через активный поиск истины, добра и красоты в процессе самореализации личности, выделяет критерии духовного развития личности: отношение к другому как самоценности, что выражено в таких качествах, как эмпатия, сострадание, сочувствие, правдивость, совесть, общительность, отзывчивость, дружелюбие, доброта, умение владеть собой, душевность, реалистичность в оценке ситуации, самоотдача и др.; творческий, целенаправленный характер жизнедеятельности, проявляющийся в таких качествах, как миротворчество, альтруизм, деятельная помощь окружающим, организация микросреды общения, целеустремленность, высокая сензитивность, открытость, коллективное творчество и др.; духовно-творческая активность личности, где особое значение приобретают воля, высокая самооценка, оптимизм, бодрость, стремление к успеху, гибкость мышления, изобретательность, ответственность перед собой и другими, вера в осуществимость намеченного, потребность в позитивной свободе и др.
Приведенные выше утверждения позволяют предположить, что «духовность» как психологическая категория не является по своей сущности статичной, а изначально предполагает в себе наличие динамических процессов. Следовательно, уместно говорить о возможности духовного развития человека в течение жизни и наличии определенного уровня духовности в зрелом возрасте.
В психологии разработано около двух десятков теоретических концепций развития личности, но, по утверждению одного из ведущих специалистов в области акмеологии В.Г.Зазыкина, ни одна из них не имеет акмеологического содержания. К основным междисциплинарным парадигмам развития можно отнести натурализм, социоморфизм, культу-ролизм, теологизм, гносеологизм и антропологизм, раскрыто их содержание через описания объекта развития, предпосылок и условий, механизмов, базовых процессов, детерминант и
результатов развития. Однако в данной фундаментальной теоретической схеме речь не идет именно о прогрессивном развитии зрелой личности при достижении ей вершин [4]. На наш взгляд, именно через понятие «духовность» можно определить, что же является прогрессом в развитии зрелой личности, а что застоем или даже элементами регресса.
Исходя из вышеизложенного, понятие «духовность» можно попытаться определить, как целостное психологическое явление, которое аккумулирует в себе способность человека выходить за пределы, безусловно-необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими потребностями, и строить свою жизнь в соответствии с представлениями о назначении человека, о его совершенстве.
В рамках данного определения, «духовное развитие» можно рассматривать как собственно человеческий результат освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на высшие жизненные, общечеловеческие ценности.
В такой трактовке понятие «духовность» противопоставляется не понятию «материализм», а служит антитезисом таким понятиям, как «зло», «агрессия», «коррупция» и соответственно может быть рассмотрено не только в русле религии и философии, но и в исследования психологии и акмеологии.
Понимание того, что определить однозначно «высшие» жизненные и общечеловеческие ценности проблематично, еще не является поводом полностью игнорировать понятия «духовность» и «духовное развитие» в научных исследованиях. На наш взгляд, без использования данных понятий, определение предмета акмеологии как науки является неполным, односторонним и логически не завершенным.
Нельзя не согласиться с утверждением В.Г.Зазыкина о том, что понимание акмеологии как науки о профессионализме, весьма «упрощенное понимание акмеологического, значительно сужающее, ее предметные и объектные поля, ограничивающее ее проблематику рамками прогрессивного развития личности как субъекта труда».
Если предположить, что зрелость прогрессивной личности не ограничивается рамками профессионализма, то при условии введения в категориальный аппарат науки таких понятий как «духовность» и «духовное развитие», зрелость прогрессивной личности может быть рассмотрена в более широком аспекте взаимодействия с окружающей реальностью (семья, экология, общественная деятельность и т.п.). Использование данных понятий позволит расширить объектное и предметное поля акмеологии, а так же, круг решаемых проблем и научных задач.
Литература:
[1]. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. - М.: ИПРАН, 1998.
[2]. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Менеджер, Роспеда-
гентство, 1994.
[3]. Деркач А.А, Зазыкин В.Г. Акмеология.- СПб.: Питер,2003.
[4]. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психического знания и религиозной веры. //
Вопросы психологии. № 3.1998.
[5]. Коваль К.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста, дис.
канд. - М., 1997.
[6]. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности // Вопросы
философии. 1992. № 12.
[7]. Шадриков В.Д. Духовные способности. - М.: Магистр, 1996.
[8]. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неве-
рующих. - М.: Астрель: ACT, 2010.