Т. А. Полозова
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА АКМЕОЛОГИЮ И НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ»
Новый историко-культурный этап развития цивилизации начала третьего тысячелетия, современная парадигмальная реальность науки XXI века и развитие России определяют востребованность специалистов сложных профессий, создателей наукоемких технологий и всесторонне образованных гуманитариев. Время требует включить отечественное образование в число важнейших факторов национальной безопасности, сообразного данной ситуации системного объединения и упорядочивания образовательного пространства России и диктует необходимость повысить автономию высшей школы. Конкретная историческая ситуация детерминирует кардинальное усиление роли фундаментального социально-гуманитарного образования и культуры в целом. Главное - культурной функции образования в развитии отечества как важнейшего источника, основы и ресурса позитивных духовных сил общества.
Изменения в человеческом мире и в мире науки таковы, что сегодня судьба цивилизации и России определяется именно духовным и интеллектуально-образовательным потенциалом общества и человека, оплодотворенным высокой культурой. В XXI веке один путь к прогрессу - фундаментальное знание. И одно средство преодоления любых препятствий на пути к будущему - духовность и человекостроительная ценностно-созидательная деятельность.
Ныне древняя истина - лучшее общественное устройство обеспечивается хорошим образованием и воспитанием - вновь звучит предельно современно. Реальная объективированная приоритетность культуры, науки, образования как цели и средства развития государства и общества более чем очевидна: все прогрессивное человечество вошло в эпоху информационного общества, в эпоху знания, ноосферы, в эру новой парадигмы общенаучного знания и принципиально новых высоких технологий.
В результате реформ в России возникла новая социальная реальность. Исчезли старые идеологические каркасы, ограничения и социальные мифы. Это создало благоприятные предпосылки и условия для кардинального, но безусловно вдумчивого, фундаментально-научного обновления всей системы социально-гуманитарного образования. В уже начавшемся его преобразовании акмеологии принадлежит особая значительная роль как науке, на наш взгляд, системно-комплексного, интеграционно-синтезирующего плана и космолого-философского, культуролого-социального, духовно-творческого уровня осмысления, понимания и изучения человека.
Для того чтобы ответить на вопрос о месте, роли и значимости акмеологии и конкретно учебного курса «Психология развития, акмеология (психологические науки)» в системе социально-гуманитарного знания и образования, нам нужно определить место и роль современной акмеологии и психологии развития в новой социокультурной ситуации становления и саморазвития человеческой цивилизации в XXI веке - веке ноосферного уровня ее развития.
Задачи, стоящие перед акмеологией и психологией развития в XXI веке, вытекают из необходимости конкретизировать возможности и ресурсы акмеологии и психологии развития в поиске и нахождении решений основных проблем, стоящих перед культурой, наукой и образованием в эпоху информационного общества, нового этапа в истории развития человеческой цивилизации и каждого из ее составляющих. Представленные ниже общенаучные и социокультурные проблемы, направления их существования и развития в обобщенном виде систематизируют новые задачи и смыслы акмеологии и психологии развития, которые проявляет и опредмечивает космологическая, энергоинформационная, геобиоценозная, социокультурная реальность бытия. Эти проблемы таковы:
Социокультурная ситуация существования человеческой жизни (бытия), общественного сознания и социообеспечивающей практики XX и XXI веков, проблемы определения, соотношения и преемственности.
1. Культура, наука, образование XIX, XX, XXI веков: эволюция, направления развития, фундаментальные базовые открытия, ограничения и перспективы.
2. Системный кризис в изучении мира природы, человека и общества конца XX века в культуре, науке, образовании и поиск путей его преодоления.
3. Основные характеристики техногенного этапа развития человечества в культуре, науке, образовании и опорные тенденции его изменения, предопределяющие неизбежность перехода и утверждения нового этапа его развития.
4. Кардинальные парадигмальные изменения в культуре, науке, образовании в переходный период развития человеческой цивилизации от техногенного к информационному этапам, при переходе к информационной культуре гуманитарного общества. В числе базовых направлений перехода назовем следующие:
- от техно-, экономо-, социоцентрического общества к человеко- и духовно-центрическому обществу;
- от интеллектуально-технократического императива к глобальному эколого-нравственному человекосозидательному императиву в изучении, развитии и использовании природы, человека и общества;
- от паразитирования на природе и ее разграбления к оптимизации, гуманизации и гармонизации симбиоза и коэволюции человека, общества, природы, техники;
- от общества потребления к обществу созидания;
- от примата техники к примату человечности;
- от примата подчинения, конформизма и личностного безволия к примату воли к действию, созидательной деятельности, свободы духа и творчества;
- от примата управления и программированного формирования к примату саморазвития и самоактуализации;
- от дрессуры и директивного обучения к просвещению, духовному воспитанию и непрерывному образованию;
- от торжества серого среднестатистического человека к торжеству неповторимой индивидуальности и единичной самостности духовно-творческой личности;
- от торжества рационализма к торжеству духовности;
- от культа абстрактного частичного человека-объекта к конкретному многомерному живому человеку-субъекту;
- от примата релятивизма в изучении природы, человека и общества к примату системного, синергетического космогенетического подхода к их изучению;
- от века разума к веку духа.
Сказанное подразумевает необходимость кардинальных изменений в общекультурной и научной картине мира, с одной стороны; в мировоззрении отдельного человека, человеческих групп, сообществ - с другой.
5. Необходимость органического синтеза разных способов познания и преобразования мира для преодоления разрыва и системного кризиса в духовной жизни человека и общества в XXI веке. Базовые опорные точки этого органического синтеза - системная интеграция и коэволюция:
- науки и морали;
- рационализма и гуманизма;
- знания и веры;
- науки и искусства;
- логического и интуитивного знания;
- логического и образно-интуитивного мышления;
- воспроизводящей и созидательно-творческой деятельности;
- образования и саморазвития, самовоспитания, самоактуализации;
- общего, частного и единичного;
- абстрактного и конкретного;
- эмоционального и эстетического, духовно-чувственного;
- системный синтез культуры, науки и образования.
Названные стержневые направления развития социокультрной ситуации начала XXI века являются одновременно и необходимыми условиями, и средствами выхода из системного кризиса развития цивилизации конца XX - начала XXI века. Они определяют пути победного вхождения, саморазвития и самоактуализации человека и человечества в эпоху информации, ноосферы, величия человеческого духа. Они же предопределяют, конкретизируют и опредмечивают будущее акмеологии, ее необходимость, жизненную силу и значимость в системе наук о природе, человеке и обществе в XXI веке. Функционально моделируют пространство и систему координат ее бытия в общественной, социокультурной практике и динамике развития человеческой цивилизации в третьем тысячелетии.
Появление акмеологии как науки и социокультурной практики предопределено и прошлым, и будущим развития человеческой цивилизации. Акмеология - закономерный результат системы ранее накопленных фундаментальных научных знаний о природе, человеке и обществе, с одной стороны. С другой - она предваряющий, создающий условия для развития ответ на запросы будущего. Будущего, которое созидает настоящее, целемо-делирует его.
Акмеология - эволюционно предрешенный диктат начала новой «психозойской эры» развития человека, начала нового информационного этапа истории человеческого общества, новой ноосферной эпохи развития геобиоценоза и нового парадигмального периода развития культуры, науки, образования. Таким пониманием акмеологии объясняются исключительные цели, задачи и одновременно возможности ее как науки, общественной практики и как научной дисциплины.
Научные, социокультурные, образовательные достижения и потенции, цивилизаци-онно-эволюционные ресурсы, социокультурные, практико-нацеленные резервы акмеоло-гии позволяют говорить о ней и как об уже состоявшейся науке с большим будущим, и как о науке, сближающейся с искусством и искусствознанием, находящейся с ними в ко-эволюционных отношениях.
Акмеология пересекается с искусством и искусствознанием не только в аспекте созидательного, духовно-творческого, эстетико-нравственного воздействия на человека, культуру и общество, что значит опосредованно, и на природу, на мир в целом. Акмеология включает в свой предмет, в диапазон своих смыслов, задач, функций искусство, науку о нем и как один из видов жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, человека, и как характеристики причинно-целевой направленности акмеологического подхода к пониманию позиции, роли и возможностей практического психолога и преподавателя-акмеолога в образовательном процессе, в передаче знаний и воспитании нового поколения, и гораздо шире, как природосообразное и культуросообразное естество жизни человека и общества. Включает, и как источник, средство постижения, учета и развития глубинного, интуитивного, созидающего, подсознательного, воссоздающего, чувственного в человеке, природе и обществе. Именно эти аспекты жизни исследует и раскрывает искусство. Именно они выступают предметом духовно-чувственного, эстетического восприятия и образного творчества человека и общества во всех видах и жанрах искусства.
Акмеологию роднят с искусством задачи познания, открытия, созидания мира, истины, добра и красоты в нем посредством человека, через человека и общество. Роднят задачи изучения человека как величайшей из тайн, раскрытия тайн сознания, подсознания и сверхсознания отдельного человека, группы, коллектива, общества. Объединяет анализ рационального и интуитивного способа (типа) познания, мышления человека и использование их синтеза. Объединяет интерес к силе, энергии, чувствам человека, его стремлениям к транстендентным целям, пребывающим в мире, растворенным в природе, пропитывающем ее. Интерес к путям, способам восприятия, понимания и овладения ими человеком, достигающим своего вершинного развития в творчестве, познании, самосозидании, самодвижении к своему высшему Я.
Наш взгляд на акмеологию вытекает из системы современных фундаментальных философско-психологических и естественнонаучных, в том числе энергоинформационных (эниологических) и экософских, воззрений на феномен жизни и человека в мире. Он предопределяется уже накопленным опытом теоретико-методологического и практического изучения жизни и человека с парадигмальных позиций живой сакральной философии и психологии. Наш подход к пониманию акмеологии детерминирован материализацией и опредмечиванием в пространственно-временном континууме сегодняшнего дня вершинных идей и проблем развития таких столпов отечественной науки, как: В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Е.В. Трубецкой, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Красавин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Д. Андреев... Из направления русского космизма это, конечно же, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский... Из философского направления российской психологии это, в первую очередь, Н.А. Рыбников, В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский...
Нельзя не признать, что сакральные идеи Всеединства; Софии - Премудрости Божьей; цельного знания (единство рационального - философия, эмпирического - наука, мистического - религиозное созерцание, знания); медитации и глубинной интуиции; восхождения к богатству духовного мира; развития морального сознания; Богочеловече-ского процесса развития как торжества истины, добра и красоты; высшей любви, где человек - цельное существо, единство мужского и женского начала; духовного характера всеединого первоначала и многие-многие другие сегодня завоевали умы и сердца мэтров современного естественнонаучного и гуманитарного знания. Они опредметились и кон-
кретизировались в новом парадигмальном базисе изучения человека, процесса и механизмов его развития1' Однако нельзя не заметить, что в ряде научных публикаций акмеология до сих пор мыслится преимущественно как наука, хотя и комплексная, интегративного типа, но занимающаяся лишь исследованиями различных аспектов развития профессионализма, вершин профессионализма и человека на ступени взрослости и зрелости.
Психология и педагогика последних десятилетий явно изменили свой облик, избрав в качестве стратегического пути эволюции научного знания человековедческую, личност-но-развивающую, субъектно-деятельностную парадигму. Видоизменились и академическая, и прикладная психология и педагогика. Парадигмальная трансформация нашла свое практическое отражение не только в расширении диапазона психолого-педагогических исследований, но и в выделении соответствующих им психологических дисциплин в отдельные научные направления психолого-педагогического знания. Проявилась она и в открытии новых перспектив развития в традиционных научных школах. Трансформация видна и в углублении, и в качественном обогащении категориально-понятийного аппарата, в стержневых основах как теоретической, так и прикладной психологии и педагогики. Такие же аспекты парадигмальной трансформации мы можем наблюдать в этот или в еще более ранний период времени и в других науках о человеке, природе и обществе.
Нельзя не заметить, что сегодня все чаще встречаются обращения к глобальному философско-психологическому знанию, отчетливо прослеживается возвращение психологии и педагогики, как и всего комплекса наук в целом, к целостному живому человеку, человеку как неотъемлемой части гармонической жизнетворящей системы мира. К возвышению и освоению гуманистических идей и целей развития геобиоценоза, биосферы, человека и общества, к пониманию базовых духовных основ жизни и эволюции, а, следовательно, и к разработке на их основе индивидуально-центрической, ориентированной на человековедческую стратегию, личностно-развивающей парадигме образования. Сегодня переосмысление сущностных форм образования с названных выше позиций стало уже состоявшейся реальностью.
В фундаменте переосмысления базовых основ образования отметим здесь следующие ценности: духовность, осознание неразрывной связи с миром, потребность в развитии, жизнетворчество, самореализация, культурная идентификация, индивидуализация, одухотворенно-сострадательное человекосозидательное неравнодушие, милосердие и добротворчество в отношениях к миру, к другому и самому себе... Все это отражает развитие и материализацию сущностных сил природы и человека, утверждает, что целью образования является становление и развитие человека как человека, как неповторимой духовно-целостной и функционально-цельной индивидуальности. Человека, в своем индивидуально-личностном развитии осуществляющего себя в качестве активного субъекта жизни, культуры, социума.
Практическим осуществлением рассмотренных выше преобразований в человековедении и является, на наш взгляд, создание и применение в образовательных созидательно-развивающих целях принципиально новой программы по курсу «Психология развития, акмеология (психологические науки)». Она построена именно на перечисленных выше базисных основаниях. Программа является стержневой в рамках подготовки аспирантов (психологов, преподавателей психологии) очного и заочного отделений по специальности 19.00.13 на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ2. Она предполагает предварительное или параллельное изучение курсов по гуманитарным и социальным дисциплинам (философия; социология; общая, социальная и юридическая психология и др.).
Программа курса «Психология развития, акмеология (психологические науки)» предусматривает освоение фундаментальных научных знаний о природе, движущих силах, условиях и механизмах психического развития человека. Акмеология и психология развития изучают природу развития, его феноменологию. Более конкретно они исследуют факторы, принципы, закономерности, механизмы, детерминанты, условия, способы и особенности развития человека как индивида, личности, члена группы, субъекта деятельности, индивидуальности на всех ступенях космологического, биологического, исторического, социального, культурного и единично-самостного (включая духовное) становления человека. Они рассматривают развитие, становление человека также и во всех функциональных фазах его жизненной активности, организации, развертывания и протекания психических процессов и состояний у индивидов и групп.
1 Среди работ в области акмеологии это, например, исследования А. А. Бодалева и А. А. Деркача.
2 Научный руководитель проекта академик РАО, доктор психологических наук, профессор А. А. Деркач.
Объект психологии развития, акмеологии - отдельный человек на всех этапах его жизненного пути (как индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность, член группы, партнер). Здесь он - субъект физического, эмоционального, умственного, личностного, социального, профессионального, творческого и духовного роста. Кроме того, объект - совокупность людей (пара, семья, группа, коллектив, кооперация, организация), которая представляет собой совокупный субъект межличностного общения, социально-культурного взаимодействия и совместной, коллективно-распределенной, социально-организованной и системно-управляемой деятельности.
Предмет изучения - развитие как фундаментальная, общенаучная категория, как феноменологическое поле существования явления «развитие» и как психический процесс в методологическом, теоретическом, экспериментальном и прикладном аспектах на примере развития человека.
В отличие от традиционного курса «Психология развития и возрастная психология», предметом изучения курса «Психология развития, акмеология (психологические науки)» являются методологические, теоретические, экспериментальные и прикладные аспекты рассмотрения системно-организованных разноуровневых и разноплановых процессов психического развития человека. Следовательно, исследуются общие космологические, геобиоценозные и более конкретные: биологические, антропогенетические, историко-культурные, социокультурные, этнологические, экологические, техногенные и другие предпосылки и факторы, механизмы, условия и особенности психического развития. Изучаются различные типы и направления развития.
Анализируется возрастная динамика развития психики от зачатия до смерти: в детстве, отрочестве, юности и зрелых возрастах, закономерности функционального генезиса психической деятельности. Раскрываются различные аспекты ментальной, историко-культурной, социокультурной и психогенетической специфики познавательного, эмоционального, эстетического, волевого, нравственного, физического и других направлений развития в различных экономических, этнических, экологических, географических, техногенных и других условиях.
Исследуется система возникающих у человека психических и психологических изменений, трансформаций и новообразований на всех этапах его жизненного пути; их динамика в эволюционном и функциональном аспектах. Через призму акмеологического знания особо акцентируется внимание на изучении психических, психологических, социальных, социокультурных, духовных изменений, трансформаций и новообразований, возникающих у человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности в процессе овладения им той или иной профессией (специальностью) и осуществления профессиональной деятельности во всех возможных формах, на всех уровнях и в разных условиях. Раскрываются важные социально-психологические, социокультурные особенности развития профессионала: активность в социальном поведении, мышлении, духовном развитии; профессиональное самосовершенствование (вплоть до формирования профессионального мастерства, достижения профессионального акме); общее и профессиональное саморазвитие и самообразование человека как гражданина, неповторимой индивидуальности и творческого человека. Человека, продуцирующего как субъективные новации (вплоть до высших достижений), так и объективные нововведения, определяющие продуктивность, эффективность работы государственных и социальных коллективов, объединений, организаций и служб.
Исследуются психолого-акмеологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин профессионального мастерства и творчества. Определяются психоло-го-акмеологические развивающие психотехнологии как средства, интенсифицирующие, оптимизирующие процесс формирования профессионального мастерства и осуществления профессиональной деятельности на творческом уровне достижений. Раскрываются психолого-педагогические основы преподавания курса «Психология развития, акмеоло-гия (психологические науки)» в высших и средних специальных учебных заведениях.
Цель программы - подготовка исследователей, практиков в области оптимизации, системно-интегрирующей гармонизации и гуманизации психического развития и лич-ностно-профессионального роста человека во всех направлениях развития и на всех этапах его жизненного пути. В соответствии со стратегическими и тактическими задачами профессиональной работы преподавателя высшей школы с аспирантами цель конкретизируется в двух подцелях: традиционно-обучающей и воспитательно-посреднической.
Традиционно-обучающая подцель рассчитана на качественный исполнительский путь воспроизведения и деятельностной актуализации пройденного на глубоком уровне усвоения учебного материала. Это метод сообщения готовых знаний с использованием разных объяснительно-иллюстративных техник.
Воспитательно-посредническая целевая направленность формирует такой уровень овладения учебным материалом, который предполагает творческий путь воспроизведения и деятельностной актуализации изученного: аспиранту видны новые горизонты прежнего багажа знаний, он способен создавать свое, новое, отличное от прежнего знание. Это особенно важно, когда аспиранты имеют любое другое, а не психологическое базовое образование. Здесь продуктивно применение методов проблемно-поисковой передачи (трансляции) знания с помощью решения теоретико-познавательных и практико-ориентированных разногласий, разночтений, несовпадения мнений.
Надо отметить, что названные целевые направленности не противоречат, а дополняют, гармонизируют друг друга. Они проявляют два концептуальных подхода к обучению, сложившихся в истории дидактики, и широко применяются сегодня в практике образования. Первый глубоко представлен в работах И. Ф. Гербарта и направлен на оптимизацию деятельности педагога (учителя, преподавателя). Этот подход позволяет выделить четыре уровня усвоения нового содержания в континууме изучения-понимания, которые могут быть статистическими и динамическими. В соответствии с ними строится процесс образования с инградиентом базовой активности от педагога в виде четырех формальных ступеней: ясность, ассоциация, система, метод.
Второй подход основан Дж. Дьюи. Он направлен, в первую очередь, на тех субъектов образовательного процесса, ради которых существует и творит педагог. Известно, что Дж. Дьюи предложил концепцию «Школы-лаборатории». В ней воплотились философ-ско-психологические воззрения автора на познание и приобретение знаний как средства преодоления человеком разнообразных трудностей жизни. На мышление как средство борьбы за жизнь, средство беспрерывного расширения границ опыта и критерий уровня развития человека. Идеи Дж. Дьюи нашли свою методолого-практическую реализацию в идее «обучение через открытия», осуществляющееся поэтапно. Выделено пять таких этапов, которые соответствуют с тех пор пяти основным этапам любого научно-практического исследования. Они определяют также структуру интеллектуальной деятельности, моделируют базовые блоки в работе и структурно-функциональной организации любой психофизиологической функциональной системы.
Итак, мы предпринимаем усилия не только для высококачественной трансляции знания от педагога к слушателю (аспиранту), но и, главное, учим мыслить. Учим творческому познанию, самостоятельно искать и находить решения, используя весь арсенал системного анализа и синтеза всех имеющиеся и вновь приобретенных знаний. Это и означает, что процессы изучения, овладения, преподавания, предусмотренных программой «Психология развития, акмеология (психологические науки)» знаний, становятся продуктивными, развивающими, творческими. Они целостно и цельно оптимизируют все составные части образовательного процесса.
Первая подцель программы - обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных психологов-акмеологов, обладающих глубокими знаниями в области современной психологии развития и акмеологии. Профессионалов, владеющих научно-исследовательскими и диагностическими методами, способных к самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности. Психологов-акмеологов, готовых к решению прикладных проблем, возникающих в различных сферах современной жизни: в образовании, в области охраны здоровья, в сфере досуга, социальной защиты населения, профессиональной деятельности и др.
Вторая подцель - заинтересовать и направить аспирантов в познании многообразия новых достижений и современных открытий в системе фундаментальных наук о мире. Создать у них мотивацию научного и практикоориентированного поиска в процессе приобретения, накопления и освоения новых знаний. Помочь в анализе, обобщении и систематизации знаний о человеке, его развитии и проявлениях во всех возможных сферах жизненной активности, накопленных современной психологией и другими науками о природе, человеке и обществе. Помочь сориентироваться в различных подходах, теориях и методах общенаучного, акмеолого-психологического изучения развития человека: обеспечения, диагностики, коррекции, активизации и консультирования в тех аспектах развития, учет которых важен для оптимизации его жизнедеятельности. Усилить и, по возможности, содействовать саморазвитию потребности в познании себя и мира, мира в себе и себя в мире. Более конкретно, что очень важно, содействовать в саморазвитии и самоактуализации способности к эйдетическому, эстетическому, творческому, а значит, духовному видению, слушанию, ощущению (чувствованию) себя и мира, а значит, способности открывать, интуитивно предвидеть новое, скрытое, неявное знание, информацию. Особое место отводится проблемному изучению пространства профессиональной жизнедеятельности человека, феноменологии его бытия как субъекта профессиональной
деятельности; в частности, актуализации профессионально значимых способностей и качеств человека.
В отличие от традиционного курса «Психология развития и возрастная психология», в нашей программе поэтому большое внимание уделено не только изучению природы развития, общих законов, конкретных закономерностей и механизмов, предпосылок и условий развития человека в разные периоды его жизни. Особое место занимает познание тех процессов развития, которые непосредственно связаны с профессиональной сферой активности человека: социализации, персонализации, профессионализации и креативиза-ции, а также практическому освоению соответствующих психолого-акмеологических психотехнологий, важных для оптимизации труда и управленческой деятельности государственных служащих.
Для обеспечения структурно-функциональной целостности и цельности программы, и в соответствии с вышеизложенным в работе над ней использован принцип идейно-целевой и содержательно-целевой логической преемственности в организации, упорядочивании, в изложении материала курса. Этот принцип реализуется в четырех аспектах: системном - по курсу в целом; межуровневом - от одной части курса к другой; межтемном - от одной темы к другой внутри каждой из частей и вне деления на части; внутри-темной - в логике раскрытия темы.
Сказанным обусловлена структура курса «Психология развития, акмеология (психологические науки)»: три части и тридцать две темы. Части взаимосвязаны по содержанию, форме и логике представления учебного материала. В конце каждой части есть практическое занятие (семинар или «круглый стол»), обобщающее научный и учебно-практический материал конкретной части в целом. На таких занятиях параллельно решаются и другие задачи, например: обеспечение большей глубины и уровня освоения знаний; самоконтроль и самопроверка знаний; усиление и оптимизация собственной активности, продуцируемой каждым из участников образовательного процесса. В конце третьей части - практические занятия, интегрирующие знания и научно-практические представления всех трех предыдущих частей учебного курса. Этим же целям служит система творческих заданий и тестового материала, предлагаемая слушателям (аспирантам) в каждой из частей курса и по курсу в целом.
Первая часть - «Вместе со временем: онтологические общенаучные базовые основания и опорные точки рассмотрения проблемно-феноменологического пространства существования явления "развитие" в период конца XX - начала XXI века на примере развития человека».
Вторая часть - «Психологические и акмеологические аспекты феноменологии развития человека».
Третья часть - «Акмеологические и социально-психологические аспекты феноменологии развития взрослого человека как субъекта профессиональной деятельности».
Для примера содержательно, но кратко и без литературы представим разработки к 29 и 30 темам третьей части.
Тема 29. Креативогенез и акмеология. Развитие активности, творческого потенциала и духовности человека. Рефлексивные механизмы формирования мастерства (круглый стол).
1. Кардинально новая парадигма в культуре, науке, образовании в XXI веке, веке начала «психозойской эры» и эпохи ноосферного уровня развития человеческой цивилизации, с одной стороны, и принципиально новые горизонты существования, понимания, проявления и изучения человека, его сущностных сил, потенциальных актуальных возможностей и способностей, его главного жизненного вектора (предназначения) и смысла жизни, системы отношений к миру и комплекса жизнедеятельности.
2. Человек в мире и мир в человеке. Человек как космо-био-психо-социо-духовная сущность.
3. Многомерность и многообразие микрокосмоса человека в макрокосмосе земного мира: человек - объект космический, организм живой, существо с особой психикой, носитель физического, психического и социокультурного здоровья, субъект социального действия и социокультурного творчества, самобытная культурогенно неповторимая личность, духовно-самостная индивидуальность.
4. Творчество в мире, мир творчества и творчество человека. Креативогенез и феномен «акме».
5. Когда разум за человека и человечество и когда разум против человека и человеческой цивилизации.
6. Креативогенез и духовность - проблема соотношения, определения, развития и саморазвития.
7. Культура, просвещение, воспитание, образование, наука и духовность. Можно ли формировать духовность или обучать духовности.
8. Гуманизм и духовность - проблема соотношения и определения.
9. Творчество как особый способ и форма бытия природы, человека и общества.
10. Специфика и отличительные особенности творчества в мире природы, в мире человека и в мире человечества. Какое творчество самое главное в жизни человека и человеческого общества.
Тема 30. Общее развитие человека и становление его духовной и профессиональной культуры (круглый стол):
1. Человек как центрирующий, интегрирующий, смыслообразующий феномен, фактор, условие существования и развития цивилизации, системы устройства и функционирования общества и конкретной историко-временной социокультурной ситуации жизнеобеспечения в контексте космогеобиоценозной модели жизни на Земле.
2. Человек эпохи ноосферного уровня развития цивилизации, информационного общества и духовной культуры: особенности, стержневые характеристики, сравнительно-исторический анализ.
3. Мир жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека как конструкция культуры. Феномен распредмечивания культуры.
4. Интеграция культуры, науки, образования как базовое условие развития и саморазвития конкретного человека, национальных культур, диалога культур и цивилизации.
5. Три глобальных социотехнических революции - аграрная, индустриальная, информационная - как среда и система факторов общего развития человека и становление его духовной и профессиональной культуры.
6. Новая энергоинформационная, интеллектуальная, эмоционально-эстетическая, ценностно-нормативная среда жизнедеятельности человека в информационном, телематическом, телевизионном мире начала XXI века и феномены вечного обучающегося и стремления к трансцендентным целям, «мирскому аскетизму» (М. Вебер).
7. Концепция нелинейного развития человечества П. А. Сорокина, понятие «модернити» Л. Штраусса, процесс социальной трансформации и идея всеобъемлющего, целостного феномена культуры.
8. Понятия общекультурной, акмеологической, человеческой, психологической компетентности, общее развитие человека и человекостроительный процесс культивирования личности (делания личности в условиях культуры).
9. Феномены вызревания человека в культуре, воспроизводства культуры и порождения культуры как базовые характеристики и показатели эффективности, продуктивности общего развития человека и становления его духовной и профессиональной культуры.
10. Природосообразность, культуросообразность, самодеятельность и гуманизм как базовые принципы развития, образования и самосовершенствования человека.
11. Процесс становления культурного человека, его критерии и базовые характеристики.
Сквозной причинно-целевой, смысловой и содержательной логикой представления
учебного материала курса «Психология развития, акмеология (психологические науки)»
обусловлено наличие в нем следующих основных аспектов изучения развития человека:
1. Базовые представления о природе развития, его законах и механизмах в современном общенаучном знании.
2. Философские и естественнонаучные основы, историко-научные, гуманитарные предпосылки и этапы истории психологии развития и акмеологии.
3. Научно-методологическая, социокультурная потребность в психологии развития и акмеологии в конце XX - начале XXI века.
4. Методологический статус психологии развития и акмеологии как научной и учебной дисциплин.
5. Проблемы, направления, концепции психологии развития и акмеологии в их взаимосвязи с другими науками о природе, человеке и обществе.
6. Психическое развитие человека.
7. Социализация психического развития человека.
8. Образовательное развитие человека.
9. Профессиональное развитие человека.
10. Проблема отклоняющегося развития и поведения человека.
11. Творческое саморазвитие и деятельностная самоактуализация человека.
12. Методы акмеологии, психологии развития и развивающие психотехнологии.
13. Практические занятия (семинары, «круглые столы»).
14. Самостоятельная работа с источниками.
Рассмотренная программа учебного курса «Психология развития, акмеология (психологические науки)» - наш ответ на требования времени. Как уже было сказано, она создана на основе парадигмальных базовых принципов совершенствования всей системы образования в России, уже осуществляющегося сегодня, и в соответствии с целью усиления его роли в жизнедеятельности государства.
Очевидно, что реализация всех задач курса диктует не только востребованность, учет и системный анализ уже накопленных научных знаний и практического опыта изучения человека акмеологией, психологией, другими науками о природе, человеке и обществе. Программа проявляет требования времени, выраженное в ряде междисциплинарных монографий, новых учебных пособий, многочисленных публикаций о новых фундаментальных открытиях, экспериментах и разработках технологического типа в изучении природы, человека и общества в солидных научных журналах. Решение задач курса обусловливает и создание конкретно-специализированных для данного учебного курса междисциплинарных монографий, хрестоматий, учебных пособий, методических материалов и рекомендаций для самостоятельной работы аспирантов. Одновременно, предусматривает проведение новых междисциплинарных исследований по проблемам данного курса и направленных на изучение эффективности его влияния на общее и профессиональное развитие каждого из субъектов образовательного процесса. Сказанным обусловлено наличие в структуре программы трех видов списка научной литературы, рекомендованной для чтения и изучения: обязательного, общего (самого большого) и тематического (после каждой темы). Научные источники во всех трех списках не повторяются. В научно-методической части программы курса «Психология развития, акмеоло-гия (психологические науки)» имеется краткое содержание каждой из тем.
© Полозова Т.А., 2003
Л. Н. Засорина
О ФЕНОМЕНЕ АКМЕ И /ИЛИ ПРЕДМЕТ-ОБЪЕКТНОЙ
ОБЛАСТИ АКМЕОЛОГИИ1.
Истинно, нужно принять символ вершины как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление вершины остро. И каждая лишняя привязанность к миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о вершине восхождения. Трудно достичь вершины, если дух не понимает основ Иерархии. Да, нужно помнить, что склоны отвесны и лишь подножие вершины широко.
Е. Рерих. Письма. Т.1, С. 226.
Акмеология как относительно самостоятельная область знания возникла на рубеже веков. 2003 год считают символической точкой отсчета Эры Водолея, точкой отсчета движения к человечеству нового типа. Этот период времени, по данным астрологов, имеет не только видимые пределы, но растянут на сотню лет до этого рубежа и на сотню лет после него. Законы времени неотступно требуют расширения сознания человека, и эти законы действуют на Земле без сбоя. Интеграция знания из прошлых накоплений
1 Фрагмент доклада «Созидание акме в общем образовании», прочитанного на Научной сессии Академии акмеологических наук в Санкт-Петербурге 28 января 2003 года.