ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. ЕРМОШИН
Понимание профориентации как социальной системы содействия профессиональному самоопределению сложилось в результате достаточно длительного пути развития профессиональной психологии и педагогики.
В исследованиях по педагогическому сопровождению и профессиональном выборе прочее место занимает модель выбора профессии Дж. Голланда. Модель описывает представление о себе и своих способностях, зависимость между типом личности и выбираемом типом профессионального окружения. Дж. Голланд предлагает организацию педагогического сопровождения, исходя из типологии личностных особенностей и классификации моделей профессиональных сред. Он выделяет шесть типов личности и шесть типов сред (модели окружения). Ключевая идея концепции Дж. Голланда состоит в том, что люди ищут ту среду, которая позволяет проявить их мастерство, способности, установки и ценности и выбирать наиболее подходящие профессиональные проблемы и роли.
Взаимосвязь системы профессиональной ориентации с процессом профессионального самоопределения показано в концепции Э. Гинзберга. Он обращает внимание на то, что выбор профессии состоит из «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору профессии. Э. Гинзберг указывает, что каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей.
В системе ссузов педагоги имеют дело с молодежью, проходящей стадии профессионального самоопределения, названную Э. Гинзбергом «периодом оценки» (учащиеся после 9 класса), переходный период (после 11 класса), период исследования и кристаллизации (старшие курсы техникумов и колледжей). В связи с этим эффективная система педагогического сопровождения профессионального самоопределения должна быть многоуровневой и не ограничиваться только решением задач профессиональной ориентации на этапе поступления учащихся в ССУЗ. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения должно быть длительным процессом, сопровождающим профессионально-личностное развитие студента на протяжении всего периода обучения.
С точки зрения организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов представляют значительный интерес работы выдающегося представителя Европейской школы профессиональной ориентации А. Леона. Он предложил продолжительное изучение детей, их постепенную подготовку к самоопределению под влиянием учителей и родителей. Основным методом профориентации по А. Леону является длительное наблюдение за учащимися в процессе учебно-воспитательной работы. Автор утверждает, что « ... в процессе обучения необходимо изучать характеры детей, сообщать их специалистам, для того чтобы они смогли определить профессиональное будущее детей». А.Леон в качестве средств педагогического сопровождения профессионального самоопределения рекомендует: сочинения после посещения предприятий; знакомство с профессиональными учебными заведениями, организацию ручного труда; показ фильмов, знакомящих учащихся с профессиями; диагностику профессиональных интересов с помощью опросников. На основе полученной информации учитель фиксирует изменение интересов к тому или иному виду деятельности у учащихся, проявления их способностей, планы на будущее. После накопления материала он приглашает родителей для обсуждения будущего их детей. А. Леон подчеркивает, что его концепция полностью не разрешает проблему профессиональной ориентации, но данная концепция помогает учащейся молодежи сориентироваться в выборе направления профессионального обучения.
Концепция А. Леона на наш взгляд может эффективно применяться для сопровождения профессионального самоопределения на младших курсах ссузов.
Для старших курсов ССУЗ, где должны решаться задачи глубокого познания профессии и кристаллизации профессионального выбора (по Э.Гинзбергу) может быть продуктивным применение идей германской дуальной системы профессиональной подготовки. Особенностью дуальной системы подготовки специалистов является её близость к практике. «Три-четыре дня молодые люди работают на производстве, один два занимаются в общеобразовательном учреждении. Производственное обучение осуществляется в реальных условиях и на оборудовании, соответствующих высшему уровню техники. Закончив обучение, специалист сразу же может выполнять квалифицированную работу». По словам управляющего делами «Общества им. Карла Дуйсберга» Клауса Рахвальского дуальная форма обучения способствует ориентированию молодежи на профессии, необходимые рынку страны; кроме специального образования данная система способствует формированию профессиональной компетентности, развивает умение преодолевать трудности и готовность учиться всю жизнь; закладывает основы для безболезненной смены профессии и сферы деятельности; данная система доступна всем слоям молодежи.
Значительный вклад в разработку системы профессиональной ориентации в контексте профессионального самоопределения внёс японский учёный С. Фукуяма. Цель профориентации
С. Фукуяма видит в поиске такой работы, на которой молодой человек мог бы полноценно применить свои знания и умения. Для этого необходимо формировать у учащегося знание о научно-технической революции, представление о влиянии высокопроизводительных технологий на социальную и экономическую стороны жизни общества, т.е. молодежь должна определить свое место в обществе. Для этого юношей и девушек необходимо подвести к профессиональному самоопределению через самоанализ, анализ профессий и профессиональных проблем. Структуру педагогического сопровождения профессионального самоопределения он предлагает определять по двум направлениям: формировать способности индивида к профессиональному
самоопределению; проводить мониторинг формирования психологических факторов, определяющих профессиональный выбор. Исходя из этой идеи система сопровождения профессионального самоопределения учащихся ссузы должны реализовывать многократную профориентационную диагностику с целью мониторинга развития профессиональных мотивов и профессионально важных личностных качеств и способностей.
Анализируя литературные источники, сопоставляя их результаты с нашими исследованиями мы пришли к выводу, что в процессе профессионального самоопределения молодежи важно использовать подходы, изложенные в работах Е.А. Климова, О.Г. Носковой, Н.С. Пряжникова, Э.Ф.Зеера, В.А.Сластенина, В.П. Каширина и других ученых. Представим их характерные особенности.
Просветительский подход. Основной задачей просветительского подхода является сообщение знаний о профессиях, на основе которых формируются положительное отношение к трудовой деятельности и устойчивые профессиональные интересы. В профессиональном просвещении можно выделить следующие составные части:
• профессиограммы - «краткое описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья» [Зеер Э.Ф.];
• справочная литература (при условии достоверности такой литературы);
• информационно-поисковые системы (в двух вариантах: в виде карточек и в виде банка информации в ЭВМ);
• профессиональная реклама и агитация;
• экскурсии школьников на предприятия, в организации, в учебные заведения профессионального обучения;
• встречи школьников с ведущими специалистами предприятий, организаций и учебных заведений;
• познавательные и просветительские лекции о путях решения проблемы содействия профессионального самоопределения учащейся молодежи;
• профориентационные уроки со школьниками как система занятий;
• учебные фильмы и видеофильмы;
• использование средств массовой информации;
• ярмарки профессий.
Диагностический подход. Специалисты, используя различные методики, в ходе профессиональной диагностики изучают «.особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии».
Г.В. Резапкина указывает, что «есть два способа выбирать профессию. Один -метод «проб и ошибок», когда ищешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. Возможен другой путь: изучить прежде всего самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом, все то, что делает каждого человека единственным и неповторимым.» Это можно сделать с помощью таких видов опросников, отражающих склонности и интересы в выборе профессии, способность и профессиональная пригодность, мир знаний о профессиях, личный профессиональный план, свойства нервной системы и темперамент, особенности мышления, память и внимание, личностные особенности и навыки самопрезента ци и.
Воспитательный подход связан с формированием и развитием у учащихся, характера, чувств, воли, умений, интеллекта. Этот подход является достаточно традиционным и развитым в отечественной педагогике. Воспитательный подход не исключает и диагностику. Наибольшая эффективность в профессиональном воспитании учащихся достигается при умелом сочетании усилий школы, семьи, предприятия или организации. Важное место при воспитании занимает приобщение учащихся к жизни производственных коллективов, обучение рабочим профессиям, участие в производительном труде.
Дифференцированный подход. Данный подход предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от жизненных Интересов, профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в группах. Этот подход позволяет вести целенаправленную работу, а, следовательно, и более эффективен.
Морально-эмоциональный подход. Применяется для поддержки молодежи.
Имитационно-игровой подход. Предполагает работу педагога с учащимися в форме специальных «деловых» (имитационных) игр., Н.С. Пряжников утверждает, что «специфика использования игрового метода предъявляет особые требования к её динамике, что существенно отличает профориентационную игру от психотерапевтических групп и оргдеятельностных групп, игра должна быть проведена как бы «на одном дыхании», когда дети просто не успеют отвлечься и, тем более, соскучиться». Профоирентационная игра должна охватить как можно больше учащихся и она исключает какое-либо принуждение. Данная игра зависит от профессионального такта ведущего, его умения вести игру и корректировать действия игроков, владеть невербальными средствами. Профессиональная игра должна моделировать весь процесс профессионального и жизненного самоопределения.
Анализируя подходы профессионального самоопределения молодежи можно сделать вывод, что для нашего исследования наиболее важными является комплексное применение следующих подходов: просветительский подход, диагностический подход, воспитательный подход,
дифференцированный подход, морально-эмоциональный подход. Для студентов первого и второго курсов можно использовать такие подходы как просветительский, воспитательный, имитационноигровой. С помощью данных способов происходит формирование у студентов осознанного положительного отношения к выбранной специальности, мотивации выбора профессии,
характера, воли и умений. Для студентов третьего и четвертого курсов, когда уже заложены основы профессионального самоопределения, целесообразно применять такие подходы как диагностический, дифференцированный, морально-эмоциональный. Студенты данных курсов, зная свои склонности и интересы в выборе профессии, с помощью специальных методик выявляют свою профессиональную пригодность, составляют личные профессиональные планы, определяют своё место в обществе и закрепляют своё отношение к выбранной специальности.
Таким образом, с точки зрения нашего исследования, можно сделать следующие выводы. Проблеме педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ, училищ, техникумов, вузов уделялось большое внимание, начиная с конца XIX века по настоящее время. Основными предпосылками возникновения системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов ссузов в процессе обучения в России явились: развитие производства, социально-экономическая ситуация, заинтересованность в профессиональной подготовке молодежи. В исследованиях последних лет большое значение придается активизации субъектности студента в процессе профессионального самоопределения. Основными функциями педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов ссузов является развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической сфер молодого человека. Методы педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов ссузов в процессе обучения: профессиональная диагностика, прогнозирование, коммуникативная, информирование о профессиях, консультирование, организация пробной трудовой деятельности и практического освоения профессиональной деятельности. Исследования профессионального самоопределения в основном касаются проблем профориентации выпускников
общеобразовательной школы. Профессиональное самоопределение студентов системы СПО исследовано в меньшей степени. В психолого-педагогических исследованиях профессионального самоопределения школьников предлагается значительное разнообразие подходов и методов организации этого процесса, но целостная методика для студентов СПО отвечающая, психологической динамике профессионального самоопределения ещё не разработана.