Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА: ТУРИЗМ ИЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО?'

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА: ТУРИЗМ ИЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2281
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОНЯТИЯ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ / TOURISM / RELIGION / RELIGIOUS TOURISM / PILGRIMAGE TOURISM / PILGRIMAGE / APPROACHES TO UNDERSTANDING THE CONCEPT / THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лебедева С.А.

В статье рассмотрены современные подходы иностранных и отечественных ученых к пониманию достаточно сложного понятия «религиозный туризм», а также его соотношение с близким ему по значению термином «паломничество». Рассматриваемый вид туризма может стать одним из возможных решений для развития и популяризации внутреннего туризма среди граждан нашей страны, ввиду значимости религии в жизни современного россиянина. Однако для успешного продвижения данного вида туризма на российском рынке, необходимо сформировать понимание того, что этот вид туризма из себя представляет, у российского населения. Для этого необходимо емкое определение, дающее четкие рамки данному виду туристической активности. В работе предложено авторское определение, отражающее суть религиозного туризма, в соответствии с рассмотренными подходами и современным российским законодательством, регулирующим сферу туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO UNDERSTANDING RELIGIOUS TOURISM: TOURISM OR PILGRIMAGE?

Two contemporary approaches to understanding a complex concept of “religious tourism” are discussed in the article. Moreover, we examined the relationship of the concept with the term “pilgrimage”, which is quite close to “religious tourism” in its meaning. This type of tourism may become one of the possible solutions for the development and popularization of domestic tourism among the citizens of our country, because of the religion significance for modern Russians. However, for the successful religious tourism promotion in the Russian market, it is necessary to form an understanding of what the religious tourism is among the Russian population. Therefore, we need a comprehensive definition, giving a clear framework for this type of tourist activity. The author's definition is proposed in the work, reflecting the essence of religious tourism, in accordance with the considered approaches and modern Russian legislation governing the tourism sector.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА: ТУРИЗМ ИЛИ ПАЛОМНИЧЕСТВО?»

Подходы к пониманию религиозного туризма: туризм или паломничество? Some approaches to understanding religious tourism: tourism or pilgrimage?

Лебедева С.А.

Аспирантка, преподаватель, кафедра менеджмента спортивной и туристской индустрии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

РФ, г. Москва e-mail: Lebedeva. Svetlana1994@gmail. com

Lebedeva S.A.

Graduate student, lecturer, Department of Sports and Tourism Industry Management, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Russia, Moscow e-mail: Lebedeva.Svetlana1994@gmail.com

Аннотация.

В статье рассмотрены современные подходы иностранных и отечественных ученых к пониманию достаточно сложного понятия «религиозный туризм», а также его соотношение с близким ему по значению термином «паломничество». Рассматриваемый вид туризма может стать одним из возможных решений для развития и популяризации внутреннего туризма среди граждан нашей страны, ввиду значимости религии в жизни современного россиянина. Однако для успешного продвижения данного вида туризма на российском рынке, необходимо сформировать понимание того, что этот вид туризма из себя представляет, у российского населения. Для этого необходимо емкое определение, дающее четкие рамки данному виду туристической активности. В работе предложено авторское определение, отражающее суть религиозного туризма, в соответствии с рассмотренными подходами и современным российским законодательством, регулирующим сферу туризма.

Annotation.

Two contemporary approaches to understanding a complex concept of "religious tourism" are discussed in the article. Moreover, we examined the relationship of the concept with the term "pilgrimage", which is quite close to "religious tourism" in its meaning. This type of tourism may become one of the possible solutions for the development and popularization of domestic tourism among the citizens of our country, because of the religion significance for modern Russians. However, for the successful religious tourism promotion in the Russian market, it is necessary to form an understanding of what the religious tourism is among the Russian population. Therefore, we need a comprehensive definition, giving a clear framework for this type of tourist activity. The author's definition is proposed in the work, reflecting the essence of religious tourism, in accordance with the considered approaches and modern Russian legislation governing the tourism sector.

Ключевые слова: туризм, религия, религиозный туризм, паломнический туризм, паломничество, подходы к пониманию понятия, развитие туризма в России

Key words: tourism, religion, religious tourism, pilgrimage tourism, pilgrimage, approaches to understanding the concept, the development of tourism in Russia

С учетом текущей ситуации на мировой арене, а также регулярного возникновения очагов болезней в самых разных уголках мира и закрытия государственных границ с целью недопущения распространения заболеваний, как никогда остро встает вопрос развития внутреннего туризма и его популяризации среди граждан России. Этот момент важен еще с точки зрения постоянного оттока денежных средств, отрицательного сальдо туристского баланса и выбытия российских туристов за рубеж. Так, по данным отчета Всемирной туристской организации, за 2018 год количество выездных российских туристов достигло 24,551 млн человек. Доходы от въездного туризма за тот же год составили 11,802 млрд долларов. При этом Российская Федерация занимает седьмое место среди стран с самыми высокими расходами на выездной туризм, которые в рассматриваемом году составили 35 млрд долларов [1]. Согласно данным, опубликованным на сайте Федерального агентства по туризму, за 2019 год в Российскую Федерацию въехало 24,419 млн человек. При этом покинуло страну за этот

же год 45,330 млн туристов [2]. Таким образом, вместо того, чтобы тратить деньги на территории страны, развивая экономику регионов России, капитал вывозится за рубеж.

Развитие внутреннего туризма и его доступность для граждан страны - это колоссальный локомотив для улучшения состояния экономики как отдельных туристических дестинаций на территории Российской Федерации, так и национальной экономики в целом. Один из видов туризма, который может стать собственно «локомотивом» социально-экономического развития российских туристских дестинаций, - это религиозный туризм. Такая значимая роль отводится религиозному туризму по причине того, что, согласно исследованию, проведенному в 2010 году американским исследовательским центром Pew, 84% всего населения планеты ассоциировало себя с какой-либо конфессией [3]. По данным исследования 2017 года того же центра, в России 85% граждан относит себя к той или иной религии (Рисунок 1), а 57% полагает, что вероисповедание важно, чтобы быть «истинным» гражданином страны [4]. Таким образом, несмотря на проводимую в СССР политику государственного атеизма и подавления религиозности, в наше время религия стала важной составляющей нации.

Рисунок 1. Религиозный состав населения Российской Федерации

Однако прежде, чем приступать к развитию религиозного туризма, следует разобраться с его теоретическим базисом, определить основные различия между религиозным туризмом и паломничеством, а также внести соответствующие поправки в законодательство, регламентирующее сферу туризма.

Проведя диахронический и контекстный анализ зарубежных и отечественных подходов к пониманию данного термина, можно сказать, что единого мнения у иностранных и российских исследователей по этому вопросу нет. Тем не менее, можно выделить два основных подхода, которые наблюдаются и в отечественной, и в зарубежной научной литературе.

Согласно одному из подходов, некоторые авторы в своих работах используют понятия «религиозный туризм» (religious tourism) и «паломнический туризм» (pilgrimage tourism), как синонимы, либо же утверждают, что паломничество является одной из составляющих религиозного туризма.

Гисберт Риншед (Gisbert Rinschede), профессор института географии в Регенсбургском университете (Германия), одним из первых дал определение религиозного туризма, как поездки, мотивированной исключительно или частично религиозными целями [5 с. 52]. При этом в своей статье «Формы религиозного туризма» (в оригинале "Forms of Religious Tourism"), опубликованной в 1992 году, автор постоянно повторяет, что паломничество тесно связано с другими видами туризма, в том числе культурно-познавательным, и

использует понятия «религиозный турист» и «паломник», «религиозное путешествие» и «паломничество» как синонимичные словосочетания.

Е.В. Печерица и Е.Е. Шарафанова дали определение исследуемого понятия с точки зрения процесса организации туристской активности. Религиозный туризм, по их мнению, - «это деятельность по организации посещений туристами объектов, связанных с историко-культурным и природным наследием», знакомство с религиозными, историческими, культурными и художественными ценностями дестинации, позволяющие по-другому оценить окружающий мир [6]. Предлагаемое авторами определение значительно шире, чем определение Г. Риншеда, и подчеркивает взаимозависимость различных видов туризма по мотивационно-целевому признаку (то, о чем говорил немецкий профессор). Паломнический туризм в данном случае рассматривается как одно из двух основных направлений религиозного туризма наряду с религиозно-экскурсионным туризмом. При этом существенное отличие паломнического туризма от религиозного туризма экскурсионной направленности - это реальное участие паломника в религиозной жизни монастыря или храма.

Г. Гужина и А. Гужин привели более формальное определение религиозного туризма. Они рассматривают данный вид туризма, как путешествие с религиозными целями, связанное с выездом гражданина за пределы постоянного места пребывания на срок не более года для посещения святых мест и центров религий [7 с. 25]. Они, как и ряд других авторов, солидарны с классификацией религиозного туризма, предложенной В.С. Сениным. Согласно данной классификации, религиозный туризм представлен тремя различными формами: паломничество, религиозные туры по религиозной тематике, а также специализированные туры, объединяющие паломников и экскурсантов [7 с. 26; 8 с. 2598].

Наша соотечественница кандидат социологических наук М.С. Байнова в своей статье 2017 года не дает определение рассматриваемого понятия. Однако при описании объектов показа религиозного туризма часто употребляется выражение «паломнические центры» в качестве синонима понятию «центры религиозного туризма» [9 с. 53].

Вторая категория исследователей утверждает, что паломничество и религиозный туризм - разные понятия, имеющие принципиальные и существенные различия и не подлежащие сравнению, а тем более, совместной классификации. Такой позиции придерживается И.В. Круглова, которая утверждает, что религиозный туризм носит в большей степени образовательный характер, т.е. «туристы, осуществляющие религиозно-туристическую поездку, имеют целью расширить свой кругозор», познакомиться с религиозными святынями, «посетить знаковые для определенной религии места» [10 с. 7]. В отличие от религиозных туристов, паломники - люди, уже придерживающиеся определенной религиозной конфессии. Ценность в паломнической поездке для них представляет не только культурологический аспект, но в большей степени духовная сторона путешествия.

К.А. Мазин также разделяет понятия «паломничество» и «туризм». Одной из причин для этого является факт, что паломничество, история которого насчитывает тысячелетия, значительно старше туризма [11 с. 10]. Несмотря на то, что путешествия с целью посещения и поклонения святым местам с древнейших времен являлись одной из важнейших составляющих человеческой жизни и, можно сказать, были своеобразным «прототипом» современного туризма, главным существенным отличием этих путешествий от туризма в том виде, в котором мы его знаем сейчас, является активизация различных сторон жизни человека. Согласно К. Мазину «паломничество - это проявление религиозной жизни, а туризм - это проявление жизни культурной» [11 с. 9].

На пересечении двух подходов лежит позиция доктора исторических наук Института этнологии и антропологии РАН В.Л. Огудина. Ученый обращает внимание на деление религиозного туризма на религиозно -познавательный и паломнический, однако, утверждает, что «статус паломника плохо сочетается со статусом

туриста» [12 с. 23]. Тем не менее, по мнению В. Огудина, рассматриваемый вид туризма значительно шире заурядных культурно-познавательных поездок к историческим религиозным объектам, и его роль заключается не только в знакомстве молодого поколения с различными религиями, но и в его приобщении к духовной культуре.

Проанализировав различные подходы к пониманию термина «религиозный туризм», можно сказать, что данная проблема будет обсуждаться еще продолжительное время. В конце концов, открытым остается множество вопросов, касающихся обоих подходов. Если религиозный туризм - это посещение монастырей, церквей и прочих культовых мест в культурно-образовательных целях, то в чем отличие религиозного туризма от культурно-познавательного, который является собирательным понятием для многих схожих по природе видов туризма? Еще один вопрос - как отличить паломника от туриста, если, помимо целенаправленного посещения священного места, он/она посещает и другие культовые сооружения и места паломничества, не относящиеся к его/ее конфессии?

Тем не менее, в современных реалиях паломничество не столь популярно, как туризм, и с учетом степени развития транспортной инфраструктуры и разнообразия средств размещения сегодня редко можно встретить паломника в его первозданном виде. В этой связи, логично рассматривать паломничество, как часть более глобального на сегодняшний день понятия - туризма. Исходя из этого, а также принимая во внимание российское законодательство в области туризма, можно вывести следующее определение термина «религиозный туризм». Религиозный туризм - это временные поездки граждан за пределы постоянного места жительства с целью посещения религиозных, паломнических и святых мест, культовых сооружений, а также природных объектов культа, знакомства с различными религиями, обрядами и нормами, приобщения к духовной культуре, а также для поклонения святым местам и удовлетворения духовных нужд без занятия деятельностью, связанной с получением дохода.

Список используемой литературы:

1. International Tourism Highlights, 2019 Edition. Madrid: UNWTO, 2019. DOI: 10.18111/9789284421152

2. Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств // Федеральное агентство по туризму Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/ (дата обращения: 03.06.2020).

3. The Global Religious Landscape // Pew Research Center. Religion & Public Life. URL: https://www.pewforum.org/2012/12/18/global-religious-landscape-exec/ (дата обращения: 07.06.2020).

4. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe // Pew Research Center. Religion & Public Life. URL: https://www.pewforum.org/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe/?utm_source=Pew+Research+Center&utm_campaign=efff8a5e05-

EMAIL_CAMPAIGN_2017_05_10&utm_medium=email&utm_term=0_3e953b9b70-efff8a5e05-400288249 (дата обращения: 07.06.2020).

5. Rinschede G. Forms of religious tourism // Annals of Tourism Research. 1992. Vol.19. №1. P. 51 -67.

6. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Паломнический туризм: сущностные аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 572-572.

7. Гужина Г.Н., Гужин А.А. Религиозный туризм как сегмент современного туристского рынка // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1. №2. С. 25-28.

8. Yakunin V.N. et al. Religious tourism and pilgrimage in Russia: cultural-historical analysis // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 2016. Vol.6. №NVSPCL. P. 2595-2603.

9. Байнова М.С. Религиозный туризм как ресурс развития российских городов: социологическая оценка // Социальная политика и социология. 2017. Т.16. №4. С. 51-58.

10. Круглова И В. Религиозный туризм или паломничество? // Научный вестник МГИИТ. 2012. №4. С.

7-9.

11. Мазин К.А. Паломничество и туризм: сравнение сквозь призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. №4. С. 8-24.

12. Огудин В.Л. К вопросу о «религиозном туризме» // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. 2018. С. 22-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.