Научная статья на тему 'Подходы к оценке уровня цифровизации таможенных органов'

Подходы к оценке уровня цифровизации таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровизация / оценка цифровизации / электронная таможня / методы оценки цифровизации / digital economy / digitalization / digitalization assessment / electronic customs / methods of digitalization assessment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнева Полина Александровна, Теребилова Дарина Евгеньевна

Проведен анализ методик оценки уровня цифровизации организаций с целью выявления референтных для использования в таможенных органах Российской Федерации. Выявлены оптимальные подходы к оценке уровня цифровизации таможенных органов. Результаты исследования могут быть использованы при выборе инструментария оценки уровня цифровизации таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to Assessing the Level of Digitalization of Customs Authorities

The analysis of methods for assessing the level of digitalization of organizations in order to identify reference for use in the customs authorities of the Russian Federation is carried out. The optimal approaches to assessing the level of digitalization of customs authorities were identified. The results of the study can be used when choosing tools for assessing the level of digitalization of customs authorities.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке уровня цифровизации таможенных органов»

УДК 339.543

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-97-103

П. А. КОРНЕВА, Д. Е. ТЕРЕБИЛОВА

Подходы к оценке уровня цифровизации таможенных органов

Проведен анализ методик оценки уровня цифровизации организаций с целью выявления референтных для использования в таможенных органах Российской Федерации. Выявлены оптимальные подходы к оценке уровня цифровизации таможенных органов. Результаты исследования могут быть использованы при выборе инструментария оценки уровня цифровизации таможенных органов.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, оценка цифровизации, электронная таможня, методы оценки цифровизации.

P. A. KORNEVA, D. Е. TEREBILOVA

Approaches to Assessing the Level of Digitalization of Customs Authorities

The analysis of methods for assessing the level of digitalization of organizations in order to identify reference for use in the customs authorities of the Russian Federation is carried out. The optimal approaches to assessing the level of digitalization of customs authorities were identified. The results of the study can be used when choosing tools for assessing the level of digitalization of customs authorities.

Keywords: digital economy, digitalization, digitalization assessment, electronic customs, methods of digitalization assessment.

В последние годы Россия активно принимает участие в процессе цифровой трансформации экономики страны, в первую очередь это связанно с рывком научно-технического прогресса и продвижением новейших цифровых технологий. К таким цифровым технологиям относят робототехнику, технологии бесперебойной беспроводной связи, искусственный разум [2].

Цифровизация таможенной системы РФ является одним из направлений развития цифровой экономики страны. В соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» одним из приоритетных направлений развития таможенной службы РФ до 2030 является полномасштабная цифровизация и автоматизация. На сегодняшний день уже функционирует 16 центров электронного декларирования; автоматизирован процесс контроля рисками; осуществляется автоматический выпуск товаров и автоматическое оформление деклараций на товары [9].

КОРНЕВА Полина Александровна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

ТЕРЕБИЛОВА Дарина Евгеньевна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Павленко Ольга Александровна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

В Стратегии развития таможенной службы, направленной на создание к 2030 г. интеллектуальной таможни, предусмотрена реализация следующих основополагающих направлений развития таможенных процессов (рис. 1).

Применение искусственного интеллекта

Направления развития таможенных процессов для создания интеллектуальной таможни Оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени

Интеллектуальный пункт пропуска

Электронное межведомственное взаимодействие на пространстве ЕАЭС

Семантическая сверка электронных разрешительных документов

Современные платежные решения

Рис. 1. Ключевые направления развития таможенных процессов для создания интеллектуальной таможни [8]

В процессе перехода от электронной таможни к интеллектуальной таможне планируется реализация значимых проектов за счет активного внедрения в таможенную деятельность цифровой платформы и элементов искусственного интеллекта, что дает возможность сохранять, адаптировать, оптимизировать и передавать огромный массив поступающей информации. Но что подразумевается под таким понятием, как «интеллектуальная таможня»?

Интеллектуальная таможня - это таможня, реализующая процесс обучения, интеллектуализации. В результате такого процесса формируется и актуализируется база знаний, адекватная многопрофильной модели функционирования и развития института таможни. Такая база является интегратором когнитивных и продуктивных моделей (знаний) принятия решений по таможенному регулированию, администрированию и контролю товаров и услуг в сфере ВЭД, а также моделей (знаний) для подготовки и принятия решений по управлению таможней [6].

Приоритетный вектор таможенного администрирования заключается в создании сети электронных таможен, которые оснащены самыми современными информационно-техническими и программными средствами, в них организованы высокоскоростные центры оперативного мониторинга и анализа данных, а также учебный зал для повышения квалификации работников [8].

Благодаря использованию цифровых технологий, ускорению и автоматизации процессов совершенствования таможенных операций, а также внедрению технологии автоматической диспетчеризации таможенных документов между таможенными органами и оптимизацией технологий контроля за перемещением товаров, при товарообороте которых используется лицензирование, ФТС России уже три года подряд находится на первом месте среди 12 контрольно-надзорных органов в рейтинге качества администрирования 38 видов государственного контроля (надзора) (рис. 2).

Итак, можно предположить, что переход от электронной таможни к интеллектуальной позволит таможенным органам модернизироваться так, что для

участников ВЭД таможенные органы будут значимым, но незаметным инструментом государственного контроля.

700 600 500 400 300 200 100

>25 510 516

469 461 —

ФТС России Роструд Росздрав- ФНС России ФАС России Росприрод- МЧС России Ространс- Россельхоз- Ростех- Роспотреб- МВД России надзор надзор надзор надзор надзор надзор

□ 2019 г. 0 2020 г.

Рис. 2. Динамика значений показателя «Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций» по федеральным органам исполнительной власти по результатам исследований, проведенных в 2019-2020 гг. [10]

Однако, для того чтобы начать переходить к интеллектуальной таможне, нужно провести оценку уровня цифровизации таможенных органов на сегодняшний день. Отсюда вытекает вопрос: как определить уровень цифровизации таможенных органов России?

До сегодняшнего дня оценка текущего уровня цифровизации таможенных органов не проводились, во-первых, в силу новизны оцениваемого явления, во-вторых, ввиду отсутствия единых подходов к оценке. В ходе исследования методик оценки уровня цифровизации, были отобраны наиболее популярные и имеющие опыт практического применения в организациях, функционирующих в различных отраслях экономики (таблица).

Рассматривая современные методики, можно выделить наиболее подходящие для оценки цифровизации таможенных органов РФ. Предполагается, что для таможенных органов можно использовать, «Индекс цифровой экономики и общества» и «Индекс цифровой трансформации», поскольку они включают такие показатели, как человеческий капитал, информационно-коммуникационные технологии, цифровые государственные услуги. Данные подходы помогут государственным органам эффективно определить уровень применения цифровых технологий.

Первой методикой оценки уровня цифровизации таможенных органов является «Индекс цифровой экономики и общества (I-DESI)».

Как видно из рис. 3, индекс I-DESI рассчитывается через сумму различных индикаторов цифровизации. Также определены показатели индекса, которые таможенные органы России могут использовать для определения уровня цифровиза-ции.

Главными показателями являются: цифровые государственные услуги: оцифровка государственных услуг с направлением вектора на государственные органы (на таможенные органы), также можно рассмотреть человеческий капитал как измеритель, который объединяет этот показатель с перестроением рынка труда

62Ь

274

0

и условием подготовки работников, которые обладают необходимо важными новыми компетенциями [2; 7].

Методики оценки уровня цифровизации организаций

Название Разработчик Компоненты

Индекс цифровой трансформации (Digital Transformation Index - DTI) Arthur D. Little Уровень цифровизации оценивается по 10-балльной шкале, формируется в результате сравниваемых экспертных оценок предприятий

индекс цифровизации (Digital Quotient) McKinsey Индекс основан на 24 показателях, с помощью которых оценивают уровень цифровизации предприятий и государственных органов, а также позволяет оценить насколько предприятие обеспечено цифровыми инновациями и ИКТ инфраструктурой

Цифровое пианино (Dgitization Piano) IMD и Cisco Глобальным центром трансформации цифрового бизнеса (Global Center for Digital Business Transformation) Оценивается 7 параметров: бизнес-проект, работники, ИТ возможности, процессы, организационная структура, предложения, модель взаимодействия

Индекс глобального подключения (Global Connectivity Index - GCI) Huawei Масштаб развития цифровых технологий (широкополосный доступ, дата центры, облака, большие данные, Интернет вещей) описание рыночных опыта участников (спрос, предложение, знания, потенциал)

Оценка уровня цифровизации промышленного предприятия А. В. Бабкин, А. Ю. Пестова (Санкт-Петербугский политехнический университет Петра великого) Методика включает 19 показателей: ПО (программное обеспечение); финансовые возможности; кадровые ресурсы; цифровая база организации; современное техническое оснащение и др.

Модель цифровой зрелости Компания Deloittte Рассчитывается на основе 179 показателей, из них можно выделить: производство, потребители, технологии, стратегия, структура и культура организации

оценка цифровой трансформации Центр цифрового бизнеса MIT (MIT Center for Digital Business) и Capgemini Consulting Операционные бизнес-модели и процессы, клиентский опыт (9 показателей)

Индекс цифровой экономики и общества (I-DESI) Еврокомиссия Этот показатель является частью цифровых показателей, которые рассчитываются в Европе: подключенность; уровень использования Интернета; человеческий капитал; цифровые государственные услуги; интеграция цифровых технологий

Составлено по: [2; 4; 7].

И при оценивании этого фактора в основе будут лежать определенные показатели, такие как количество программ по переподготовке и программ по повышению квалификации в РТА в области цифровизации, а также количество программ

бакалавриата, магистратуры и специалитета, связанных с цифровой трансформацией таможенных органов [1].

«Индекс цифровой экономики и общества (I-DESI)»

Суммирует разные индикаторы цифрового развития:

- человеческий капитал;

- цифровые государственные услуги;

- интеграция бизнеса с цифровыми технологиями;

- подключенность;

- использование Интернета населением

О

Показатели индекса, потенциально применимые к оценке уровня цифрови-зации таможенных органов

цифровые навыки сотрудников и служащих; цифровые государственные услуги; соответствие уровня подготовки кадров требованиям интеллектуальной таможни

Рис. 3. Разбор показателей методики «Индекс цифровой экономики и общества

(I-DESI)» [2; 7]

Второй методикой, с помощью которой можно оценить уровень таможенных органов РФ, является «Индекс цифровой трансформации», который был разработан консалтинговой организацией Arthur D. Little (рис. 4).

Итоги оценки на любом предприятии отображаются по типу радара, на котором отмечается среднеотраслевой уровень и так называемый уровень «виртуальных звезд», однако только при учете отраслевой специфики [3].

Сервисы, продукты

Стратегия, руководство

Управление клиентами

Корпоративные сервисы и контроль

Информационные > i технологии

Рабочее место и культура

Операции поставок

Рис. 4. Показатели, входящие в методику оценки цифровизации «Индекс цифровой трансформации»

И последней методикой, предлагаемой для оценки уровня цифровизации, является «Цифровое пианино», которое было создано совместно с центром IMD и Cisco. В данной методике выделяют семь трансформационных категорий, аналогичные нотам, и составляют наиболее важные элементы цепочки формирования стоимости организации [3].

Рассматривая показатели, указанные в рис. 5, следует отметить, что для каждого из них существует определенный список вопросов. Исходя из полученных ответов на эти вопросы формируется план преобразования предприятия. Важной

характерной чертой рассматриваемого подхода является установление разрыва между уровнями требуемого и уровнями текущего каждого направления. В данной методике существует такое понятие, как «создание музыкальных аккордов, подразумевающее модифицирование некоторых технологий или компонентов и позволяющее получить больший эффект».

«Цифровое пианино»

Организационная структура Бизнес-модель Сотрудники Процессы ИТ возможности Предложения Модель взаимодействия

Рис. 5. Показатели методики оценки уровня цифровизации «Цифровое пианино»

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что определенной методики для оценки уровня цифровизации таможенные органы РФ в настоящее время не применяют. Однако существует ряд подходов, которые можно использовать в таможенных органах России. В данной статье был проведен анализ ряда методик, используемых как в коммерческих, так и в государственных организациях разных стран для оценки уровня их цифровизации, был сделан вывод, что каждая отдельно взятая методика представляет собой определенный подход к анализу цифрового развития. и каждая из трех рассматриваемых методик может быть применена к таможенным органам.

Список литературы

1. Бакуменко Л. П. Международный индекс цифровой экономики и общества (I-DESI): тенденции развития цифровых технологий / Л. П. Бакуменко, Е. А. Минина // Статистика и экономика. 2020. № 2. С. 40-54.

2. Ветрова М. А. Оценка цифровой зрелости и готовности к цифровой трансформации регионов РФ / М. А. Ветрова, Д. В. Иванова. URL: https://pureportal.spbu. ru/en/publications/оценка-цифровой-зрелости-и-готовности-к-цифровой-трансфор мации-ре (дата обращения: 20.03.2021).

3. Гилева Т. А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovaya-zrelost-predpriyatiya-metody-otsenki-i-upravleniya (дата обращения: 20.03.2021).

4. Гилева Н. А. Современные методики оценки уровня цифровизации интегрированных межкорпоративных логистических систем // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodiki-otsenki-urovnya-tsifrovizatsii-integrirovannyh-mezhkorporativnyh-logistich eskih-sistem (дата обращения: 20.03.2021).

5. Краснова А. И. Внедрение цифровой таможни в России: от теории к практике / А. И. Краснова, Р. А. Кузьмичева, А. Ю. Лебедева // Экономические науки. 2020. № 1. С. 36-40. URL: https://cyberlenmka.ra/article/n/vnedrenie-tsifrovoy-tamozhni-v-rossii-ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 20.03.2021).

6. Макрусев В. В. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни службы / В. В. Макрусев, Е. О. Любкина // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2. С. 932-940. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42771025 (дата обращения: 20.03.2021).

7. Мерзлов И. Ю. Комплексная методика оценки уровня цифровизации организаций / И. Ю. Мерзлов [и др.] // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 9. С. 2380-2396. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44062798_36957375. pdf (дата обращения: 20.03.2021).

8. Мешечкина Р. П. Цифровизация таможенных процессов как основа совершенствования деятельности федеральной таможенной службы / Р. П. Мешеч-кина, А. А. Ворона // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 1. С. 26-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44549162 (дата обращения: 20.03.2021).

9. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2021).

10. Таможенная служба Российской Федерации: сборник за 2020 год // Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/ activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 20.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.