Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РФ / CUSTOMS AUTHORITIES / DIGITALIZATION / DIGITAL ECONOMY / PERFORMANCE EVALUATION / PERFORMANCE INDICATORS / DIGITALIZATION OF CUSTOMS ACTIVITIES / FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Наталья Николаевна

В статье исследуются вопросы оценки эффективности деятельности таможенных органов в соответствии с законодательством РФ, а также возможное решение проблем в условиях цифровой среды. Цифровизация экономики России диктует необходимость изучения деятельности таможенных органов в контексте их функционального назначения на основе новых подходов, которые должны отражать аспекты бюджетного наполнения, экономической безопасности РФ, информационно-аналитической деятельности и т.д. в новой информационной среде. Цифровое представление и обеспечение информации представляет сегодня новый тренд развития мирового сообщества, что становится основой повышения экономической эффективности деятельности любой организации. На сегодняшний день применение информационных технологий цифрового порядка обеспечивает функциональную составляющую всех технологических, внешнеэкономических операций таможенных органов. Изучение вопросов цифрового подхода к содержанию и оценке деятельности таможенных органов закономерно и очевидно, так как вызвано требованиями современной, уже сложившейся информационной конъюнктуры. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в современных условиях в деятельности таможенной службы увеличивается не только декларационный поток электронного формата, но и повышаются полномочия непосредственно центров электронного декларирования. Стремительная интеграция России в мировое экономическое пространство основана, в том числе, и на цифровизации таможенной службы, что позволит повысить эффективность ее деятельности с положительным эффектом в целом для российской экономики и всех участников внешнеэкономических сделок. Совершенствование системы оценки эффективности и результативности деятельности таможенных органов должно учитывать происходящие изменения и, соответственно, позволит повысить уровень эффективности управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF THE FTC OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article examines the issues of assessing the effectiveness of customs authorities in accordance with the legislation of the Russian Federation, as well as possible solutions to problems in the digital environment. Digitalization of the Russian economy dictates the need to study the activities of customs authorities in the context of their functional purpose on the basis of new approaches that should reflect aspects of budget filling, economic security of the Russian Federation, information and analytical activities, etc. in the new information environment. Digital representation and provision of information today represents a new trend in the development of the world community, which becomes the basis for improving the economic efficiency of any organization. To date, the use of digital information technologies provides a functional component of all technological, foreign economic operations of customs authorities. The study of the digital approach to the content and assessment of the activities of customs authorities is natural and obvious, as it is caused by the requirements of the current information environment. This is primarily due to the fact that in modern conditions in the activities of the customs service, not only the Declaration flow of electronic format is increasing, but also the powers of the electronic Declaration centers themselves are increasing. Russia’s rapid integration into the global economic space is based, among other things, on the digitalization of the customs service, which will increase the efficiency of its activities with a positive effect on the Russian economy as a whole and on all participants in foreign economic transactions. Improving the system for assessing the efficiency and effectiveness of customs authorities should consider the ongoing changes and, accordingly, will increase the level of management efficiency.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 352/338.4

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Егорова Наталья Николаевна,

канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, налогообложения

и таможенного дела, e-mail: egorovann@list.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва

В статье исследуются вопросы оценки эффективности деятельности таможенных органов в соответствии с законодательством РФ, а также возможное решение проблем в условиях цифровой среды. Цифровизация экономики России диктует необходимость изучения деятельности таможенных органов в контексте их функционального назначения на основе новых подходов, которые должны отражать аспекты бюджетного наполнения, экономической безопасности РФ, информационно-аналитической деятельности и т.д. в новой информационной среде. Цифровое представление и обеспечение информации представляет сегодня новый тренд развития мирового сообщества, что становится основой повышения экономической эффективности деятельности любой организации. На сегодняшний день применение информационных технологий цифрового порядка обеспечивает функциональную составляющую всех технологических, внешнеэкономических операций таможенных органов. Изучение вопросов цифрового подхода к содержанию и оценке деятельности таможенных органов закономерно и очевидно, так как вызвано требованиями современной, уже сложившейся информационной конъюнктуры. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в современных условиях в деятельности таможенной службы увеличивается не только декларационный поток электронного формата, но и повышаются полномочия непосредственно центров электронного декларирования. Стремительная интеграция России в мировое экономическое пространство основана, в том числе, и на цифровизации таможенной службы, что позволит повысить эффективность ее деятельности с положительным эффектом в целом для российской экономики и всех участников внешнеэкономических сделок. Совершенствование системы оценки эффективности и результативности деятельности таможенных органов должно учитывать происходящие изменения и, соответственно, позволит повысить уровень эффективности управления.

Ключевые слова: таможенные органы, цифровизация, цифровая экономика, оценка деятельности, показатели эффективности, цифровизация таможенной деятельности, Федеральная таможенная служба РФ

TO THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF THE FTC OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE DIGITALIZATION OF

THE RUSSIAN ECONOMY

Egorova N.N.,

candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of accounting, taxation and customs, e-mail: egorovann@list.ru, Moscow Witte University, Moscow

The article examines the issues of assessing the effectiveness of customs authorities in accordance with the legislation of the Russian Federation, as well as possible solutions to problems in the digital environment. Digi-talization of the Russian economy dictates the need to study the activities of customs authorities in the context of their functional purpose on the basis of new approaches that should reflect aspects of budget filling, economic security of the Russian Federation, information and analytical activities, etc. in the new information environment.

Digital representation and provision of information today represents a new trend in the development of the world community, which becomes the basis for improving the economic efficiency of any organization. To date, the use of digital information technologies provides a functional component of all technological, foreign economic operations of customs authorities. The study of the digital approach to the content and assessment of the activities of customs authorities is natural and obvious, as it is caused by the requirements of the current information environment. This is primarily due to the fact that in modern conditions in the activities of the customs service, not only the Declaration flow of electronic format is increasing, but also the powers of the electronic Declaration centers themselves are increasing. Russia's rapid integration into the global economic space is based, among other things, on the digitalization of the customs service, which will increase the efficiency of its activities with a positive effect on the Russian economy as a whole and on all participants in foreign economic transactions. Improving the system for assessing the efficiency and effectiveness of customs authorities should consider the ongoing changes and, accordingly, will increase the level of management efficiency.

Keywords: customs authorities, digitalization, digital economy, performance evaluation, performance indicators, digitaliza-tion of customs activities, Federal customs service of the Russian Federation

DOI 10.21777/2587-554X-2020-4-52-57

Введение

В современных условиях важным для интеграционных процессов РФ становится развитие сферы цифровой экономики в органах таможенной службы, которая будет способствовать не только созданию предпосылок для инновационного развития этого направления экономики, но и обеспечению цифровой трансформации органов таможенной службы, направленной на повышение качества предоставления услуг и использование «сквозных» цифровых технологий, рост уровня информационной и экономической безопасности в целом [7].

Полноценный переход ФТС на цифровые технологии позволит сократить государственные издержки при предоставлении услуг, а также непосредственно участников таможенных операций.

На сегодняшний день ряд исследователей, таких как В.Ф. Волков, В.П. Косенко, К.Д. Ютятов, П.В. Корчагин освещают в своих трудах вопросы оценки эффективности деятельности таможенных органов, однако в них не учитывается использование основных направлений цифровизации экономики, которое выступает в качестве международного экономического явления, направленного на улучшение качества предоставления таможенных услуг. Актуальность исследования очевидна и определена требованием современных таможенных технологий и операций.

Сегодня ФТС должна обеспечить создание условий, которые будут способствовать инвестиционному финансированию, повышению уровня экономической безопасности, кроме того, максимально содействовать осуществлению внешнеторговой деятельности с учетом цифровизации услуг таможенного администрирования.

1. Современные подходы к оценке показателей деятельности таможенных органов

Современная трансформация модели управления с учетом инновационных требований развития экономики происходит не только на предприятиях и в организациях, но и на государственной службе.

Повышение результативности управления таможенными органами должно быть основано на ряде показателей эффективности их деятельности, которые направлены на модернизацию и цифрови-зацию системы таможенных органов, таможенных процедур.

Несмотря на ряд исследований, посвященных этой проблеме, в целом отсутствует концепция теории эффективности организации деятельности таможенных органов, которая бы носила конкретный характер, направленный на оценку результативности труда сотрудников в контексте инноваций [1; 2].

При этом считаем интересным представление П.В. Корчагиным всей системы показателей эффективности таможенной службы на основе изучения таких элементов, как: поставленная цель дея-

тельности таможенных органов, государственные функции, показатели эффективности, которые отражают соответствующие функции, а также условия, необходимые для характеристики каждого из этих показателей [5].

Кроме того, считаем верным утверждение В.Ф. Волкова, который указывает на взаимосвязь системных функций таможенной службы и показателей эффективности ее деятельности [4].

Классическая школа управления определяет таможенное дело как инструмент государственного администрирования в виде совокупности методов, средств, обеспечивающих таможенно-тарифное регулирование, с учетом соблюдения всех необходимых мер по ограничениям и запретам перемещения товаров и услуг через границу РФ.

С точки зрения процессного подхода таможенные процедуры устанавливают последовательность и обстоятельства для перемещения любых товаров, условия для взыскания таможенных платежей, а также для оформления таможенной документации, организации и исполнения всех видов таможенного контроля.

Такой подход позволяет определить функциональные аспекты деятельности таможенных органов, которые должны быть заложены в определении таможенного бизнес-процесса или проведения бизнес-процедур.

На наш взгляд, современным критерием эффективности таможенной деятельности должно стать достижение цели как итога решения поставленных задач, связанных с использованием цифровых технологий.

При этом результативность деятельности будет зависеть от показателей, которые отражают непосредственно результат труда сотрудников таможенных органов за определенный промежуток времени.

На рисунке 1 представлены основные функции таможенных органов и показатели оценки эффективности деятельности с учетом современного цифрового развития экономики.

Финансово-экономическая функция, характеризующая эффективность фискальной деятельности

Ж

Сумма платежей перечисленных в бюджет доля таможенных платежей в госбюджете РФ;

уровень выполнения плановых показателей по фактическим платежам в бюджет;

- уровень потенциальных потерь.

ЦТ

Таможенные отчисления в экономику РФ

Эффективность таможенного контроля

- Количество таможенных документов за отчетный период

- Количество единиц разного характера, подвергнутых таможенному досмотру

Правоохранительная

функция: Количество нарушений таможенных правил,

выявленных за отчетный период

- Количество дел на дату отчета и соответственно «выигранных» дел

Степень выполнения поставленных задач взыскания, перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет

Своевременность и оперативность представления данных, и

внесение их в модель ВЭД *

Время сбора и обработки информации Информационно-аналитическая функция

Реализация современных таможенных технологий: цифровые технологии

Рисунок 1 - Основные функции и показатели эффективности деятельности таможенных органов в условиях цифровизации экономики РФ (составлено автором)

Представленные функции и показатели эффективности деятельности таможенных органов с учетом современных таможенных технологий определяют качество функционирования любой из подсистем таможенных органов исходя из выполнения ими конкретных функций, закрепленных за тем или иным структурным подразделением.

2. Анализ функций деятельности таможенной службы и оценка показателей ее эффективности

Проведенный в ходе исследования анализ позволил выявить индикаторы, отражающие количественную и качественную формы, которые могут быть положены в основу проведения оценки эффективности таможенных органов.

Совершенствование эффективности деятельности таможенных органов, возможно, прежде всего, при полном следовании законодательству РФ в сфере таможенной политики, соответствующих времени выплат таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов [3].

Одной из основных функций в деятельности таможенных органов является правоохранительная, которая заключается, прежде всего, в выявлении и пресечении контрабанды всех видов наркотических средств, оружия, контрафактной продукции и других товаров, которые запрещены для ввоза и вывоза с территории РФ.

Оценить количественно данную функцию можно основными показателями, представленными на рисунке 21.

1. Доля уголовных дел среди общего объема зарегистрированных преступлений таможенными органами, относящихся к области деятельности таможенных органов

2. Доля тех товаров, которые были ввезены (вывезены) на территорию РФ с нарушениями и по ним были приняты меры по ликвидации этих нарушений в соответствии с законодательством РФ

Рисунок 2 - Показатели оценки правоохранительной функции таможенных органов РФ

Реализация современных таможенных цифровых технологий будет способствовать улучшению правоохранительной функции таможенных органов, например: за счет сокращения количества нарушений таможенных правил, выявленных за отчетный период, или увеличения количества «выигранных» дел.

Финансово-экономическая функция раскрывает экономическую составляющую деятельности таможенных органов. Увеличение выплат администрируемых таможенных платежей в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете и сокращение расходов субъектов внешнеэкономической деятельности и государства для таможенного оформления и таможенного контроля приведет к улучшению качества предоставляемых услуг таможенными органами.

Кроме того, с целью улучшения деятельности таможенных органов необходимо сократить время реализации таможенных процедур, например, таких, как таможенное оформление перемещения товаров, передвижение в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Анализ деятельности ФТС показывает, что для исследования предлагается лишь общая оценка показателей. Считаем, что необходим комплексный подход, учитывающий показатели деятельности служащих таможни в соответствии с установленным законодательством [8].

Деление показателей на две основные группы: обобщенные, которые утверждаются Президентом и Правительством РФ, и специфические, ратифицированные правовым актом государственного

1 Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 г. № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» от 29 сентября 2012 г. № 994.

органа, позволяет характеризовать результативность деятельности таможенных органов2, но не учитывает индивидуальность и вклад каждого сотрудника, кроме того, при таком подходе не учитываются требования цифровизации деятельности ФТС.

Обобщенные показатели результативности профессиональной служебной деятельности включают стандартные показатели, которые используются для оценки деятельности гражданских служащих, например, такие, как сроки подготовки и приема работы с документацией, ее выдача.

К специфическим показателям, согласно Федеральному закону, относят индивидуально установленные для определенных гражданских служащих (или служб), которые отражают результат, связанный с особенностями деятельности служащего или структурного подразделения таможенных органов.

Такие показатели должны характеризовать качество и количество предоставляемых услуг, либо обусловливать принятие наиболее оптимальных управленческих решений. К таким показателям относятся:

1. Степень готовности поставленной задачи по перечислениям в государственный бюджет.

2. Время от момента окончания таможенной процедуры, таможенного транзита товаров, перемещаемых автомобильным транспортом.

3. Процент товарных партий товаров, которые подлежали таможенному досмотру, в результате которого были обнаружены нарушения таможенного законодательства РФ о таможенном деле.

4. Процент таможенных платежей, которые возвращены плательщикам (зачтены в счет будущих платежей по судебным решениям), отменяющих незаконные решения должностных лиц ТО, среди общего объема уплаченных таможенных платежей.

5. Процент товарных партий товаров, которые были подвергнуты таможенному досмотру, среди общего количества товарных партий, на которые была подана декларация на товары, а также на которые в результате досмотра было обнаружено нарушение законодательства.

6. Количество таможенных платежей, которые возвращены плательщикам по удовлетворению прошений участников ВЭД среди общего объема оплаченных таможенных платежей.

7. Количественное соотношение деклараций на товары, оформленные в электронном виде, без предоставления документации на бумажном носителе, и общего объема оформленных деклараций на товары, учитывая товары, не распознанные как рисковые поставки.

8. Процент продуктивных проверок, после выпуска товаров, среди общего количества завершенных таможенных проверок.

9. Время выполнения операций, осуществляющих государственный контроль в автомобильных таможенных пунктах пропуска.

Представленные показатели, на наш взгляд, в полном объеме не учитывают функционального содержания деятельности таможенных органов, отсутствует комплексный подход и, соответственно, имеет место сложность их оценки в цифровом формате.

Кроме того, к недостаткам представленных показателей следует отнести наличие того, что они не в полной мере зависят от деятельности таможенных органов, а также универсальность их оценки на всех уровнях иерархии.

Поэтому, несмотря на то, что ФТС России системно работает над совершенствованием таможенных операций за счет внедрения новых информационных технологий в рамках реализации программы «Цифровая экономика», по-прежнему для таможенных органов остается главной задача - цифровиза-ция таможенных операций, реализация которой позволит оптимизировать показатели оценки эффективности ее деятельности [6].

Заключение

Согласно Стратегии развития таможенных органов, важнейшим направлением их деятельности остается внедрение новых информационных технологий в целях развития информационных систем.

В результате цифровизации деятельности таможенных органов происходит рационализация таможенных операций, снижается административная нагрузка на бизнес, технологии деятельности та-

2 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.

моженных органов становятся прозрачными для всех участников внешнеэкономической деятельности и, соответственно, показатели оценки их эффективности должны будут отражать новые перспективы роста конкурентоспособности.

Недостатки вышеуказанных показателей необходимо устранить, опираясь на повышение производительности труда за счет четкого выполнения плана и внедрение цифровых способов и методов в деятельности ФТС РФ.

Кроме того, следует разработать новую качественную систему оценки эффективности деятельности таможенных органов, которая будет включать все уровни и ступени более индивидуально, предлагая более объективную информацию для анализа.

Список литературы

1. Акатова А.А., Андреева М.С. Контрольные показатели эффективности деятельности таможенных органов проблемы применения и перспективы развития [Электронный ресурс] // Издательский центр ИНТЕРМЕДИЯ. - 2016. - № 2. - URL: https://www.intermedia-publishing.ru/ENZhM/Akatova_Efficiency. pdf (дата обращения: 25.10.2020).

2. Афонин П.Н., Лагуна А.В., Мужчиль О.А. Контрольные показатели эффективности деятельности таможенных органов - проблемы применения и перспективы развития // Таможенные чтения. - 2014. - № 1. - С. 79.

3. Войтешонок Г.А. Решение проблемных вопросов в области управления таможенными органами -важнейшее условие реализации таможенной политики // Сборник материалов международной практической конференции. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2017. - С. 43-45.

4. Волков В.Ф. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов России. - М.: Интермедия, 2015. - 134 с.

5. Корчагин П.В. Концептуальные подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2016. - № 46. - С. 32-36.

6. Косенко В.П., Опошнян Л.И. Основы теории эффективности таможенных органов РФ. - М.: РИО РТА, 2014. -149 с.

7. Основы управления таможенными органами России / А.Г. Рыбунин, В.Т. Тимофеев. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. -140 с.

8. Ютятов К.Д. Совершенствование оценки эффективности деятельности органов таможенной службы // Экономика и управление. - 2015. - № 3. - С. 54.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Akatova A.A., Andreeva M.S. Kontrol'nye pokazateli effektivnosti deyatel'nosti tamozhennyh organov problemy primeneniya i perspektivy razvitiya [Elektronnyj resurs] // Izdatel'skij centr INTERMEDIYA. -2016. - № 2. - URL: https://www.intermedia-publishing.ru/ENZhM/Akatova_Efficiency.pdf (data obrashcheniya: 25.10.2020).

2. Afonin P.N., Laguna A.V., Muzhchil' O.A. Kontrol'nye pokazateli effektivnosti deyatel'nosti tamozhennyh organov - problemy primeneniya i perspektivy razvitiya // Tamozhennye chteniya. - 2014. - № 1. - S. 79.

3. Vojteshonok G.A. Reshenie problemnyh voprosov v oblasti upravleniya tamozhennymi organami -vazhnejshee uslovie realizacii tamozhennoj politiki // Sbornik materialov mezhdunarodnoj prakticheskoj konferencii. - M.: Izd-vo Rossijskoj tamozhennoj akademii, 2017. - S. 43-45.

4. Volkov V.F. Kriterii i pokazateli ocenki deyatel'nosti tamozhennyh organov Rossii. - M.: Intermediya,

2015. - 134 s.

5. Korchagin P.V Konceptual'nye podhody k ocenke effektivnosti deyatel'nosti tamozhennyh organov // Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika. - 2016. - № 46. - S. 32-36.

6. Kosenko V.P., Oposhnyan L.I. Osnovy teorii effektivnosti tamozhennyh organov RF. - M.: RIO RTA, 2014. -149 s.

7. Osnovy upravleniya tamozhennymi organami Rossii / A.G. Rybunin, V.T. Timofeev. - M.: FAIR-PRESS,

2016. -140 s.

8. Yutyatov K.D. Sovershenstvovanie ocenki effektivnosti deyatel'nosti organov tamozhennoj sluzhby // Ekonomika i upravlenie. - 2015. - № 3. - S. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.