МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Подходы к оценке потенциала профессиональной образовательной организации
Сегодня система среднего профессионального образования развивается в жестких условиях сокращения бюджетного финансирования. Вместе с тем в ней происходят существенные изменения, которые нацелены на изменение содержания профессиональной подготовки, модульную организацию учебной деятельности, переподготовку педагогических и управленческих кадров, готовых использовать в обучении лучшие международные практики и методики подготовки.
БАКАЕВА
Полина Евгеньевна,
заместитель директора по учебно-методической работе Уральского политехнического колледжа (Межрегиональный центр компетенций), Екатеринбург
Аннотация
В статье
представлены подходы к оценке потенциала профессиональной образовательной организации (на примере оценки потенциала преподавательского состава колледжа), получившей право стать Межрегиональным центром компетенций
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование, преподаватель колледжа, профессиональная образовательная организация, компетенции, WoridSkiUs
В декабре 2015 года Свердловская область вошла в число семи победителей конкурсного отбора Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы по мероприятию «Разработка и распространение в системе среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса».
Основные подходы
Рассмотрим подходы к оценке потенциала профессиональной образовательной организации (на примере оценки потенциала преподавательского состава колледжа), получившей право стать Межрегиональным центром компетенций в области промышленных и инженерных технологий, специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработки материалов» (далее — МЦК).
В экономической литературе существуют различные подходы к оценке потенциала образовательного учреждения (работы И. А. Гуни-ной, М. С. Власовой, О. В. Ильиной, И. Ф. Ильиной, А. М. Рубанова, М. Д. Матюшкиной, В. И. Морохиной и других). Так, И. А. Гунина под потенциалом организации понимает совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности.
В экономической теории, отраслевых и специальных экономических науках используются понятия кадрового, ресурсного, экономического, финансового, производственного, интеллектуального и других потенциалов организации. В работах Н. Ф. Ильиной, М. Д. Матюшкиной исследуется инновационный потенциал организации и предлагается набор признаков инновационного потенциала [3, с. 53]: интеллектуальный потенциал коллектива; креативность, готовность к риску, желание что-то менять;
готовность к повышению интенсивности труда; профессионализм коллектива; маркетинговый опыт, сплоченность коллектива; готовность к взаимообучению; положительный опыт исследовательской, проектной деятельности; информационная культура коллектива.
М. С. Власовой, О. В. Ильиной, В. И. Морохи-ной выделены основные подходы к оценке потенциала образовательных организаций через оценку экономического, научно-технического и научно-педагогического, конкурентного потенциалов [2, с. 19]. В качестве объектов выбраны: профессорско-преподавательский состав, студенты, материально-техническая база образовательной организации. Потенциал образовательной организации оценивается через материальные, кадровые, финансовые и интеллектуальные ресурсы.
Межрегиональный центр компетенций
МЦК — это автономная профессиональная образовательная организация, в нашем случае Уральский политехнический колледж, осуществляющий подготовку кадров по перечню профессий и специальностей из ТОП-50, утвержденных Минтрудом РФ. Также перед МЦК ставится задача организации тренировок национальных сборных команд по восьми компетенциям ШогЫЗкйк.
С января 2016 года в МЦК начата разработка пяти экспериментальных образовательных программ (из 12 закрепленных за МЦК) с учетом ФГОС, профессиональных стандартов и методик по компетенциям ШогЫ8кйк по профессиям: «Токарь-универсал», «Фрезеровщик-универсал», «Сварщик» и специальностям: «Аддитивные технологии», «Технология машиностроения».
Каждая из образовательных программ представляет собой целостную образовательную систему и предусматривает внедрение в обучение новых технологий и методик подготовки, например, в случае специальностей — технологий проектного обучения. Реализация двух образовательных программ по специальностям
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
Модель оценки шпешгналн MILK
МДДСЛЬ OUCH КН IWT.'INJH.L'.L МЦЬГ
1}ш111«.1а оценки потенциала МЦК
а
S
I
I
§
£
I IpcnpjisnaTi. :н и O^iChttJ МЦК
Ресурсы
MittphujitiMp .....J«*»» ("Ш jn
г h|£iii_i fijjinfaMMiiu
i Mid;
Ol£WU lIlllt^jllH-llll >1»
ik>;.iiiiiij ■> miik
ЫИНЧлИЧ |1;<Я1.М11чГц-ЧЮВфПЦ H'iMliJrikrlLv М>.-ИНЧТ["> |.|ц:!.1Л1йяИ|ц|| ПI -ч 1111 - ■ 11 ,■ -11 ■ 11 "ч н«ирнщ
VtaldAilb unimttpg ifni.>.tn4ic.idl'Hniiqi...... тлньимщяеЛ-тцси^И!» ирчислшп; цчнклни
лii."ii. fc<-M4i.v гмц-'n ил.чь-ч ц-'КП иышнщп дан ниц и.' шивлытн содишьпюяч tamnei'iK
uilnlulm» ejfyk ii йчкиимгй ¡гп*ои лпмн
¡H
<ihl\^hl'h .ilkiuuii чй [ q ■ 11± I MB KTtunnvf н
или Ml IK
<rfllUJ 4irCniJlllilit.1L CCy.^HIOii MI"K ЧС1. I'.'. IIIT'AFIO III Jil^LKII IIKl'll M ЦК Mj ■Illf^li" ¡1* ilT^TL^JlL JtMllllLiptlUfillKbJfl X'VI II H^nM Ud thllcr JW <411111* MM lOO-bMtl ВШС. Щ bllltolM
11\Д|.11Смк .................. ЧЦК, щшащ ЧКП 14 SMKypig дофесапшшнто IUU lifting
■ MlVj^vm;-: мг^^тлс: полы <"^Ч"■-rfdS-tiI:i\|v>hji очТТ^т |ЩШ#ага.таоЕп n tenffup1'1^^1
tpuwal Wfl . ичнчппы иу.жиккь'нмиумиимш МЦК, имсюныи чс.тлиь нрпфАхжншыкни мк-гс]«ifm
\\Nl\lM.. 4WI., L i Ml IЧ LV11111 LiyililMlIU, iqillLhiMlbllllfL HI jpyill* '-'n'll.L'k l-.'i, ]'■ 1_L lllh-hLdl itK-Mqidlulll .1 Jl ■WVIilUH |M .. l|l|--1 I. 'lilllJUIipCM]M4^JJ
mininnilhl fcnimkimcufl iii! 7#c[m.Ulk*h lvlf ljsiulk i" i k>"i iftjj* uh i" ik m> lib iwhiu ■ ■.hh.y.l.l.lh:
ufliJUICflfHIkJiCIt lr*MilJWifcfll пн>^г :;ж|Ег||м Ml ¡К vi i^i н i 1 liy.Jl'iiii (talMiipiiiHiitDlc
kcl'linc^ i! - ■ ic^miticchm "с1м1мгмпых v'lf^n 4s mfllj|4l 'tllll l:k'4cli' !l 1 llthiattl шц[
nluc MILK
ШП1КОМ Lt>4llL'l-JllllMI iv- Elipapuu |lll|'.*4>lllNJ Ч^и:?ИЧс11Г.ГИ.1Ш1' iHj^j h-llllL-'lUllJi
iipvipflHuu. KiKTM'iLt'rnik Ki'viiLnciEiiirii n Hi4iatm klLM^T>T^nkH kb.i|w* MI (K IK1 и^ .^ич
|EJ фаГы |31МЛ 1 WJKIUTChUJ. MLlriWini *л1ЫН\~1Т]|11лП I KF I I'M I WUl
Lj ЦКИ !".'.I N.< КЛППШ -."■J .-ЬЧ-'.llLI! |'Лн4|Ш Jl 111 KlHllJ^ ■□l.|ll--4 IVI-. I'IfllC.lllLlJC 1 [l|III LIM I l"Il"MII-. I:
it lir- l-'iv .1 il IIUL'I JIL1II!. VKiHlMuCib rTL 1П1 Ц'ННССКЬк ]4l6<rtiU№Clh HfcTiMU I. I И I -1| - пк'1||ш\ 1КНШШС11ИТ .... .................. ME1K ■■"■ ■■ ЙШЧ11 |"VK- ■■■ ....................[ЧНС1Ц h ........... ■„■ Ulim
иг 'ilk ■ ш .1" -iiikiiiMlsK
Финансовые
uipaiu Milk
oiiiiiki iv.-ivnnilj.ij
iljv - 4 Ш1АЮ iuCUll
^UIV [ гоммют i-mi
IhfcaiF» сту.тпгкччн*!
il1 i .'мим i и
I ¡reuira члк]чч.1Н|<> Епшит^И^^ь1 il пиИлН
ф-41-L HfiinHnil ll'lniU k imvuric 11 n vm |||ЧНЛ.1дЫГМИ -Ilimiil H.I №»HIIICII№ Пнчифншнми:
uipiu ill ctiotjhwd ирак^шш! L'.'Kfl' ^KMWML upciio^jHaipjtrft'iTMiKpca, фонд щлЛлжис и ркчгге щ WlHITJU Curp.uilliu. Ч.1--/ : !l"-: '.■.+ чГ,!Л lHII?.!ii L]4l|lf|||, MIL UEIJ 171V.I,I IUC. I £111Л ШПНВТ |ЯГЧ11 МГК1Н1 MILK
фм1да^1я^е11са1?|||||п:г1л||>^|ш|| n |uwif im ■■ ulnu m.xinn. 1'fhmcii.ii^ijiijii i|'.un гк- мп 4nnim cty.wtrtj; M^MiiJ 1 JI>ihn 1 II^IJM > м MLI MIEk .
cnocihtmhuc m.timiulme и rvhuiitllhhu mn!|4c-ji[llir. u|t^:kllvuiiajc 1ш1яшп m ciciawcihilm ры|лжг111111.
■ 11к.1___:n.it ikuim i^'ajkx1 ■.kh^iv.ih i'- ни-- n ri'm 4111:4.■ ■uiujciilqhm к'ц/ш1..! n l r^icvmriiimi iiijfi±iviiliii:
hm.^nmmh ikmll. .1 i ||a>ii.i h iluh^mk llh'4 i«|'m.+.l-ii! :
«Аддитивные технологии», «Технология машиностроения» начнется с сентября 2016 года.
Понять, насколько готовы управленческая команда, педагогический коллектив, материально-техническая база колледжа к предстоящим изменениям, можно лишь после оценки потенциала образовательной организации. Модель оценки потенциала МЦК, практическая значимость которой направлена на достижение поставленных перед ним задач, представлена на рисунке.
Оценка потенциала преподавательского состава
Рассмотрим «входные точки» оценки потенциала преподавательского состава колледжа, который претендует стать преподавательским составом МЦК (см. таблицу).
Как видно из таблицы, складывается новый образ преподавателя (мастера), работающего в МЦК. Педагог (мастер) должен иметь стаж производственной деятельности по специальности, владеть современными педагогическими технологиями, иностранным языком, уметь работать на современном высокотехнологичном оборудовании (в том числе выполнять задания чемпионского уровня WorldSkills International).
Для достижения такого уровня необходима серьезная регулярная подготовка преподавателя (мастера) через систему повышения квали-
фикации, а также создание условий, мотивирующих и поддерживающих его профессиональный рост. С этой целью в колледже создается новая структура — Центр повышения квалификации и переподготовки кадров.
Мы рассмотрели лишь один аспект оценки потенциала образовательной организации (МЦК) — оценку потенциала преподавательского состава. Оценить потенциал образовательной организации в целом представляется возможным после представления концептуальной основы формирования и становления МЦК, но эта общая совместная работа управленческой команды и групп педагогического коллектива.
«Входные точки» оценки Название показателя потенциала преподавательского
состава колледжа, чел.
Число преподавателей - экспертов WoгldSkills 4
Число преподавателей - национальных экспертов WoгldSkills 0
Число преподавателей-экспертов, преподавателей-тренеров, прошедших процедуру сертификации 1
Число преподавателей, имеющих дипломы по нескольким специальностям 10
Число кандидатов наук и соискателей ученой степени 7
Вывод: Первоначальный задел имеется
Литература
1. Бондаренко В. В. Оценка системы управления интеллектуальным потенциалом организаций дополнительного профессионального образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2011. — № 2 (18). — С. 152-160.
2. Власова М.С., Ильина О.В., Морохина В. И. Разработка методики расчета интегрального показателя оценки потенциала образовательного учреждения // Общество. С. 19-25.
3. Ильина Н. Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. университета (TSPU Bulletin). — 2009. — Вып. 5 (83). — С.53-56.