Таштамиров М.Р.1, Барзаева М.А.2 ©
1Старший преподаватель, кафедра «Банковское дело»;
2Бакалавр, факультет экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ В СРАВНЕНИИ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ
Аннотация
В данной статье авторами рассматриваются проблемы управления финансовой устойчивости малого бизнеса, структура малого бизнеса, поддержка зарубежных программ малому бизнесу, процентные ставки и сумма кредитования малого и среднего бизнеса, а так же необходимость развития малого и среднего бизнеса.
Summary
In this article the authors discusses management challenges the financial sustainability of small business, small business, support structure overseas programs to small businesses, interest rates and the amount of lending to small and medium-sized businesses, as well as the need for the development of small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, процентные ставки, сумма кредитования малого и среднего бизнеса, структура малого и среднего бизнеса, необходимость развития.
Keywords: small and medium business, interest rates, the amount of lending to small and mediumsized businesses, small and medium-sized business structure, the need for development.
Развитие малого и среднего бизнеса для любого государства является приоритетной задачей в достижении социального благополучия и экономического развития. Поскольку именно малый бизнес выступает в виде внутреннего стратегического резерва экономики, который позволяет реализовать экономический потенциал и создать конкурентоспособные преимущества. Однако, по словам одного из российских банкиров, Андрея Костина -президент-председатель правления ВТБ, «кредитование малого и среднего бизнеса в России бессмысленно», сообщает РБК. Подобное высказывание одного из крупнейших банкиров России связано с тем, что создаются риски для кредитных учреждений по кредитованию сфер малого бизнеса, поскольку возрастает величина просроченных кредитов и невозврат ссуд, причина которых вероятнее всего в завышенных процентных ставках банковского сектора. При ключевой ставке Банка России в 11 %, коммерческие банки повышают ставку по своим кредитам боле чем на 10 п.п., хотя разница как правило должна составлять 3-4 п.п.. Возможно, подобное утверждение может иметь место в рамках российской действительности, однако исключать того факта, что роль малого бизнеса для государства остается значительной не стоит. Самым ярким примером необходимости развития и поддержки малого бизнеса для современной российской экономики является объявленный курс на импортозамещение. Подобный курс не может быть достигнут исключительно благодаря крупным предприятиям, так как каждый уровень и масштаб деятельности фирм соответствует определенному сектору потребления в экономике. Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о значительной роли малого бизнеса для эффективного развития экономики и социальной стабильности. Например, в Германии в послевоенные годы (50-60 гг.) рост экономики произошел благодаря развитию малого и среднего бизнеса. [7]
© Таштамиров М.Р., Барзаева М.А., 2015 г.
В России ежегодно создаются более 5500 компаний, большинство из которых относится к микропредприятиям. Микропредприятия играют значительную роль в экономике, связывая экономику в единое целое, образуя тем самым своего рода
«фундамент». Не секрет, что проблема доступа микропредприятий к источникам финансирования характерна не только для российской экономики, но и для экономики других стран. В качестве меры государственного регулирования в развитых странах были созданы системы поддержки сектора малого и среднего предпринимательства (далее МСП), главную роль в которых играют государственные банки развития. Большинство таких банков являются участниками различных национальных, региональных и международных ассоциаций. На государственном уровне часто анонсируют новые виды поддержки и помощи, но в действительности, к сожалению, в реальных условиях они не всегда корректно работают. Поэтому программы по поддержке субъектов малого и среднего
предпринимательства в нашей стране существенно проигрывают по показателям эффективности европейским аналогам. [4]
Россия лишь догоняет развитые страны по показателям развития МСП, уступая ведущим развитым странам, таким как США, которые являются абсолютным лидером в мире в этой области. Доля МСП в ВВП страны находится на уровне 52% ( или 5,6 трлн долларов США), в общем количестве действующих предприятий показатель достигает 97,6%, в общей численности экономически активного населения — 50,6%, по числу ориентированных на экспорт предприятий — более 30 %, инновационных — примерно 55-60 %. Для сравнения доля МСП в ВВП России составляет 21%, по общей численности занятых — 23,4%, доля же в общем количестве предприятий приблизительно 40%. Доминирующая позиция — у предприятий, работающих в области оптовой и розничной торговли — 45,8 % и недвижимости — 18,6%. Однако лишь 0,8% малых и средних компаний в России можно назвать инновационными. Объем потенциального спроса, существующего на сегодняшний день на рынке, составляет около $30 млрд. Объемы уже освоенного рынка колеблются от $8 млрд до $12 млрд.
По итогам прошедшего полугодия российские банки сократили выдачу кредитов малому и среднему бизнесу более чем на треть. По сравнению с первыми шестью месяцами 2014 года объем выдачи снизился на 36% до 2,5 триллиона рублей в текущем году. Таким образом, портфель кредитов МСБ сократился на 12 % по сравнению с данными прошлого года и составил 4,7 триллиона рублей. Банки предпочитают работать с крупными компаниями, а не с микропредприятиями.
Главная троица крупнейших по объему портфеля кредитов МСБ не изменилась, тем не менее, эти финучреждения показали отрицательные темпы прироста. Так, лидер в списке — Сбербанк сократил этот показатель на 20,4 %, ВТБ24 — на 2,3 %, а Промсвязьбанк — на 39,5 %. Сильнее всего ухудшил этот показатель Московский кредитный банк, сократив темпы прироста портфеля на 58,9 %.
В развитых странах величина задолженности МСП также является высокой. Например, объем задолженности сберегательным и кредитным кооперативам и народным кассам Канады составляет порядка 22 млн. долл. А во Франции общий объем кредитных средств, предоставленных кредитными учреждениями предприятиям, составил в совокупности 233,5 миллионов евро. Вместе с тем по предприятиям, оборот которых составляет от 1,5 до 50 миллионов евро, либо предприятиям с меньшим оборотом, у которых размер полученных кредитов равен или более 1 миллиона евро, этот показатель составил 162,4 миллиона евро, что в сумме равно 395,8 миллионов евро. Общий объем кредитной задолженности в США по ссудам малому бизнесу (определяемых как ссуды размером менее 1 миллиона долларов) составляет 634 миллиарда долларов. Фактически он составляет две трети от общего размера кредитов, предоставленных предприятиям в США, что составило в соответствующем периоде 1 848,4 миллиардов долларов. Кроме того, следует учитывать различные факторы, оказывающие влияние на ставки процентов по кредитам для малых и средних предприятий. Среди них можно назвать кредитоспособность заемщика, степень
конкуренции на рынке кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, степень кредитного риска и объем кредита. Также в странах ЕС существует наиболее благоприятные программы поддержки микропредприятий. К основной категории которых относятся:
Таблица 1
Зарубежные программы поддержки МСБ
Дешевое фондирование банков Funding for Lending Scheme (Великобритания)
Прямое финансирование и/или софинансирование кредитов The Pierwszy Biznes (Польша) KfW-Unternehmerkredit (Германия) PPA (Франция) ALMI (Швеция)
Государственные гарантии по кредитам FP (Польша) SBA 7a Loan Program (США) InnovFin SMEG (EC) InnovFin MCG (EC) COSME LG (EC) EFG (Великобритания) GO (Нидерланды)
Поддержка при привлечении на финансовых рынках AlterNext (Франция) NewConnect (Польша) LSE High Growth Segment (Великобритания)
Поддержка при привлечении венчурного капитала Groeifaciliteit (Нидерланды) SSF (Великобритания) InnovFin SME VC (EC)
Такие программы, как, например, KfW-Unternehmerkredit 1 (Германия) или Innovatiekrediet, (Нидерланды), чаще всего спроектированы для поддержки довольно узкой группы компаний (например, только инновационного бизнеса или только старт-апов). Еще одна категория программ данного направления способствует диверсификации источников финансирования и предлагает более сложные инструменты, например Contrat de Developpement Participatif3 (мезонинное финансирование под управлением банка Oseo, Франция). Если говорить о России, то специализированные программы по кредитованию малого и среднего бизнеса здесь осуществляет ОАО «МСП Банк» (далее —МСП Банк). На данный момент в работе 1 Программа направлена на поддержку компаний с групповой выручкой не более 500 млн. евро. Срок кредита — до 20 лет, размер кредита —до 10 млн. евро, процентная ставка фиксируется на пер - вые 10 лет. Распределение рисков между KfW и банком-партнером ~ 50/50 2 Программа направлена на поддержку инновационных проектов и/или стартапов. Доля привлекаемых средств фонда в объеме финансовых ресурсов проекта может составлять от 25% (для крупного бизнеса) до 45% (для малого бизнеса). Срок кредита — до 10 лет, размер кредита — до 5 млн. евро 3 Программа направлена на поддержку компаний с групповой выручкой не более 1,5 млрд. евро, котирующихся на фондовых биржах не более 5 лет. Срок кредита — до 7 лет, размер кредита —до 3 млн. евро МСП Банка можно отметить такие системные проблемы, как отсутствие целевой ниши на рынке кредитования, неэффективная система разделения рисков между МСП Банком и банками-партнерами (сейчас основной кредитный риск лежит на банке-партнере, что обуславливает нежелание большинства банков заключать агентские договоры) и достаточно низкий срок предоставляемого финансирования (в среднем 3—4 года). На настоящий момент программа позволяет существенно снизить процентные ставки по выдаваемым банками-партнерами кредитам малому и среднему бизнесу, однако в отсутствие механизма разделения кредитных рисков массовое преодоление проблемы кредитного рационирования не представляется возможным.
Если предприниматель не имеет финансовых ресурсов, то возможно получение инновационного ваучера, который, по сути, является сертификатом и денежным эквивалентом для оплаты услуг в области консалтинга, инжиниринга, сертификации, связанных с поддержкой инновационного проекта, реализуемого малый бизнес. При этом
финансовая помощь и гранты доступны только для тех, кто работает в приоритетных отраслях, имеет интеллектуальную собственность или «ноу-хау» и соответствует определенным требованиям: например, три года безупречной и непрерывной деятельности компании, оборот компании должен быть не меньше 1,5 млн. австр. долл.
Важно, что предприниматель имеет «удаленный доступ» к бизнес-услугам в течение 24 часов и семь дней в неделю.
Стимулирование МСП в развитых странах более результативно, особенно в США. Эта страна, как свидетельствует приведенная выше статистика, является абсолютным лидером по уровню развития МСП. Американские ученые и экономисты справедливо отмечают, что экономика такой страны, как США, которая основана на предпринимательстве и справедливой конкуренции, может успешно развиваться только со здоровыми предприятиями сферы МСП.
Американское законодательство не выделяет специальных налоговых режимов для малых предприятий. Предприятия, ведущие деятельность в данной стране, ведут стандартный учет GAAP, в том числе для целей исчисления налогов. Но как в любой стране США предлагает небольшим предприятиям следующие преференции в сфере налогообложения:
• снижение ставки подоходного налога до 15%, если прибыль составляет сумму менее 50 000 долл. в год. Если прибыль составляет от 50 000 до 70 000 долл., то используется специальная ставка 25%. Если прибыль находится в диапазоне от 75 000 до 10 000 000 долл., то используется ставка 34%. Для предприятий, чья прибыль выше 10 000 000 долл., используется ставка подоходного налога 35%.
• владельцы МСП не обязаны платить налоги на доходы, полученные вследствие
увеличения собственных средств: т. е. налоговые послабления распространяются на доходы от реализации акций «квалифицированных малых предприятий». Термин
«квалифицированное малое предприятие» обозначает компанию, активы которой составляют менее 50 000 000 долл., и которая не ведет бизнес в таких сферах, как банкинг, страхование, управление проектно-конструкторскими работами, консультирование по юридическим вопросам, бухучет, консалтинг или аудит, нефтегазовая сфера, а также гостиничное и ресторанное дело. В противоположность США, Франция, как и РФ, признает за МСП право на налогообложение по специальным льготным режимам.
В Великобритании есть своя специфика в части МСП: там нет четкого определения малого или среднего бизнеса. Небольшие компании, как правило, руководствуются теми же правилами исчисления и декларирования дохода, как и остальные налогоплательщики, но с некоторыми послаблениями. К таким послаблениям можно отнести, к примеру, облегченные требования к финансовой отчетности. По законам Великобритании компании с чистым доходом до 15 000 фунтов могут подавать упрощенную налоговую декларацию, не приводя подробных данных о своих активах и различных аспектах деятельности. Также малые предприятия избавлены от необходимости авансовых платежей при определенной сумме кредиторской задолженности. Из налоговых льгот Великобритании можно отметить временные льготы, которые вводятся на ограниченный временной период. Так, до середины двухтысячных годов существовала льгота для небольших компаний, которые закупали высокотехнологичную продукцию, такую как ПК, серверы, ПО и другую ИТ- продукцию.
Проанализировав практику налогового стимулирования в России и в развитых странах Запада, мы пришли к такому заключению: грамотная налоговая практика является важным фактором развития МСП. При этом развитые страны имеют более давние традиции налогового стимулирования малого бизнеса, чем Россия, и поэтому достигли в этой области больших результатов. [2]
На наш взгляд, основными препятствиями успешного развития налогового стимулирования небольших предприятий на сегодняшний день являются:
• небольшое количество вариантов льготных режимов — и, как следствие, неэффективность их использования в интересах предприятий;
• бюрократизация деятельности регулятивных институтов и, как следствие возрастание нагрузки по подготовке налоговой отчетности. 616
Другим важным моментом является успешное развитие инноваций и инновационного потенциала российских компаний небольших размеров. Передовая технологическая база напрямую влияет на производительность бизнеса, а, следовательно, на налоговые поступления в бюджет. Следует еще отметить, что экономика страны должна опираться на эффективность предприятий, в том числе МСП. По этой причине направление на развитие подобных компаний является стратегически важным для обеспечения экономической стабильности страны.
Несмотря на сложившуюся сложную политическую ситуацию в России, малый и средний бизнес развивается, но проблемы сохраняются. На сегодняшний день для развития в России малого и среднего бизнеса в Российской федерации существенную роль играет наличие и доступность финансовых ресурсов. В марте 2015 года президентом В.В. Путиным разработан комплекс мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России. Для стабилизации развития бизнеса в нашей стране будет создан антикризисный фонд в объеме около 234 млрд рублей. [8]
Финансовая помощь в развитии и поддержке малого предпринимательства ряда зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что подобная практика как со стороны банков, так и со стороны государственных учреждений стимулирует предприятия малого и среднего звена для обеспечения экономического роста, увеличению научно-технического прогресса, технологической модернизации, импортозамещению в отдельных отраслях.
Эффективное применение зарубежного опыта поможет России вывести МСБ на качественно новый уровень, что окажет положительное воздействие на национальную экономику страны. Подобный процесс займет длительное время и большое количество средств, однако, его результат позволит вывести экономику РФ из сырьевой колонии экспортно-ориентированного характера на постиндустриальную стадию развития.
Литература
1. Филимонов, Р. Г. Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка результатов / Р.Г. Филимонов // Вестник Краснодарского университета. 2010. № 333.
2. О проблемах и перспективах развития МСП в России в налоговом аспекте// Налоговая политика . 2014. № 16
3. «Самая масштабная проблема для малого бизнеса - нехватка персонала» Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1661216 Дата обращения 25.11.2015.
4. Морозко Н. И. Системные исследования финансовых проблем малого бизнеса // Финансы и кредит, 2010. №11.
5. Глобальный форум по развитию микро-, малых и средних предприятий. [Электронный ресурс] -Режим доступа: www.themontrealgroup.org
6. Китайский банк развития. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.cdb.com.cn.
7. Глава VI. Особенности становления и развития рыночной экономики Германии (XVI - XX) века [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/519335/
8. Таштамиров М.Р., Калаева З.З. Уровень развития малого бизнеса в России в сравнении с развитыми странами // Современные научные исследования и инновации. №10 (54). 2015 [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58240