Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6,pp. 1070-1078. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1070-1078. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
УДК 336.71(517.3)
DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(6).1070-1078
О. ЭНХЧИМЭГ
Коммерческий банк «Хаан», г. Улан-Батор, Монголия
О. Ю. ОНОШКО
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МОНГОЛИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Аннотация. В настоящее время в Монголии на фоне замедления роста экономики страны, спада производства, снижения темпов роста валового внутреннего продукта проблема активизации банковского кредитования малого и среднего бизнеса является чрезвычайно актуальной, поскольку малое и среднее предпринимательство занимает в монгольской экономике большую долю, в этом секторе занята основная часть населения. Кроме того, мировой опыт доказал, что гармоничное развитие экономики без активного развития малого и среднего предпринимательства невозможно. В статье исследуется динамика основных показателей состояния финансово-кредитной сферы Монголии в 2011-2015 гг., изменения объемов банковского кредитования предприятий малого и среднего бизнеса коммерческими банками Монголии, проблемы монгольских предпринимателей при ведении бизнеса, в том числе проблемы, препятствующие получению кредитов; анализируется политика, проводимая государством и частными зарубежными фондами, нацеленная на помощь коммерческим банкам, кредитующим субъекты малого и среднего бизнеса; приводятся рекомендации по возможному дальнейшему стимулированию развития банковского кредитования малого и среднего бизнеса в Монголии. Ключевые слова. Коммерческий банк; банковское кредитование; малый и средний бизнес. Информация о статье. Дата поступления 6 сентября 2015 г.; дата принятия к печати 23 октября 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 декабря 2015 г.
O. ENKHCHIMEG
Commercial Bank «Haan», Ulaanbaatar, Mongolia
O. YU. ONOSHKO
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
BANK LENDING TO SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN MONGOLIA:
PROBLEMS AND SOLUTIONS
Abstract. Currently in Mongolia on the background of the slowdown of the economy, decline in production, reduction in the rate of growth of gross domestic product the problem of the development of bank lending to small and medium businesses becomes extremely relevant, since small and medium businesses take the biggest part in the Mongolian economy, where the largest part of the population is employed. Besides, the international experience has shown that a harmonious development of the economy is impossible without active development of small and medium businesses. The paper investigates the dynamics of the main indicators of the financial and credit sphere of Mongolia in 2011-2015, the dynamics of change in bank lending to small and medium commercial banks of Mongolia, the Mongolian business challenges of doing business, including the availability of loans. The paper also analyzes the policies pursued by the government and private foreign funds aimed at helping commercial banks, loans to small and medium-sized businesses; provides recommendations on possible further stimulation of the development of bank lending to small and medium businesses in Mongolia.
Keywords. Commercial banks; bank lending; small and medium businesses.
Article info. Received September 6, 2015; accepted October 23, 2015; available online December 30, 2015.
Банковская система — одна из важнейших и неотъемлемых структур экономики Монголии. Кредитование является традиционной банковской операцией, а также одним из важнейших направ-
лений развития активных операций банков. Роль банковской системы в воспроизводственном процессе страны неуклонно возрастает. По состоянию на 1 января 2015 г. в Монголии зарегистри-
© О. Энхчимэг, О. Ю. Оношко, 2015
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 6,pp. 1070-1078. ISSN 1993-3541
O. ENKHCHIMEG, O. YU. ONOSHKO
ровано 14 коммерческих банков, которые через свои структурные подразделения и филиалы оказывают финансово-посреднические услуги. Основным показателем, характеризующим роль финансового посредничества в развитии экономики, служит доля банковских кредитов в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны (табл. 1).
На современном этапе развития монгольской экономики банковские кредиты составляют более 60 % от ВВП страны. Когда соотношение между денежной массой (М2), суммой предоставленных кредитов, депозитов, размещаемых коммерческими банками, и объемом ВВП уменьшается, то соотношение между суммой внебанковских денег и обьемом ВВП увеличивается. Это значит, что доверие граждан к коммерческим банкам уменьшается, т. е. они предпочитают хранить свои сбережения дома и в тех случаях, когда нужны денежные средства, ищут их не в банковском секторе, а пытаются получить из других источников. Динамика показателя «всего кредитов к валовому внутреннему продукту» составила 20,7 % (см. табл. 1), т. е. его величина выросла с 38,8 % в 2011 г. до 59,5 % в 2015 г. Примечательно, что динамика показателя «всего депозитов к валовому внутреннему продукту» составила лишь 3,3 %, увеличившись с 32,7 % до 36,0 %. При условии, что главный источник формирования кредитных ресурсов банка — это различные виды депозитов и вкладов, возникает вопрос, откуда монгольские коммерческие банки берут деньги.
Малое предпринимательство (индивидуальные и малые предприятия, микропредприятия) сосредоточено преимущественно в сфере торговли и услуг, средние компании работают в отраслях, создающих более высокую добавленную стоимость — в обрабатывающей промыш-
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 6. С. 1070-1078. ISSN 1993-3541
ленности, строительстве, сельском хозяйстве. Средний бизнес организовал с нуля или серьезно модернизировал такие отрасли, как сетевой ритейл, потребительское кредитование, сотовая телефония, частная медицина, информационные технологии, птицеводство, мясопереработка. Это, как правило, инновационные высокопроизводительные компании, поэтому им и отводится особая роль в экономике [4].
В настоящее время в Монголии в отношении субъектов экономики применяются различные государственные меры, через коммерческие банки реализуются программы поддержки и проекты зарубежных стран. Коммерческие банки, представляющие второй уровень банковской системы страны, формируют основную часть кредитных ресурсов за счет различных источников, осуществляют разного рода банковские операции, в том числе по предоставлению кредитов, и оказывают финансовые услуги. Об этом свидительствует динамика показателя «внебанковские деньги к денежной массе», его величина в 2011-2015 гг. упала с 8,3 до 4,7 % (см. табл. 1) т. е. доверие монгольского народа к банкам повышается.
В последние годы банковский сектор Монголии значительно увеличил объемы кредитования новых и наиболее рискованных секторов экономики, таких как сельское хозяйство, строительство, недвижимость, малый и средний бизнес [2, с. 140].
Роль малых и средних предприятий в экономике Монголии стремительно возрастает. Анализ динамики численности хозяйствующих субъектов — предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе (МСБ), за последние 5 лет указывает на рост производственного предпринимательства, услуг финансового посредничества и других важных направлений развития экономики при неизменном превалировании торговли
Таблица 1
Динамика основных показателей состояния финансово-кредитной сферы Монголии в 2011—2015 гг.
(по состоянию на 1 января), млрд тугриков
Показатели 2011 2012 2013 2014 2015
Валовой внутренний продукт 8 414,5 11 087,7 13 944,2 17 000,0 20 500,0
Денежная масса 4 680,0 6 412,3 7 616,3 9451,0 10 625,8
Денежная масса к валовому внутреннему продукту, % 55,6 57,8 54,6 55,6 51,9
Внебанковские деньги 388,2 517,5 603,3 582,0 499,3
Внебанковские деньги к денежной массе, % 8,3 8,1 7,9 6,1 4,7
Всего депозитов 2 756,2 3 890,3 4 922,8 6 393,4 7 380,0
Всего депозитов к валовому внутреннему продукту, % 32,7 35,0 35,3 37,6 36,0
Всего кредитов 3 264,8 5 641,2 6 990,5 10 407,8 12 199,9
Всего кредитов к валовому внутреннему продукту, % 38,8 50,8 50,1 61,2 59,5
Составлено по данным бюллетеня Национальной комиссии статистики Монголии за 2010-2014 гг. URL : http://www.nso. mn/book/6; отчета Центрального банка Монголии за 2010-2014 гг. URL : http://www.mongolbank.mn/liststatistic.aspx?did=4.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 6,pp. 1070-1078. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
и общественного питания [5, с. 85; 8, с. 11]. Их развитие и поддержка является важнейшим направлением государственной политики [12, с. 97]. Роль МСБ заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, лучше удовлетворяет спрос на локальных рынках. Однако на определенных этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток денежных средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, т. е. возникает необходимость в привлечении средств из вне. В такой ситуации самый логичный выход — получение банковского кредита. На практике такая задача зачастую оказывается для предприятий МСБ непосильной, поэтому создание привлекательных условий для банковского кредитования малых и средних предприятийв современной Монголии является актуальной задачей. В последние годы объемы кредитования претерпевали значительные изменения (табл. 2).
При замедлении удельного веса банковского кредитования МСБ монгольскими коммерческими банками, объем предоставленных банковских кредитов увеличивается (см. табл. 2). В целом по монгольскому банковскому сектору темпы прироста банковского кредитования малого и среднего предпринимательства снизились с 60,6 % в 2012 г. до 30,2 % в 2015 г. Это указывает на то, что коммерческие банки стали принимать меньшее участие в кредитовании МСБ, особенно в кредитовании физических лиц — субъектов МСБ. Темп прироста таких кредитов составил 58,3 % в 2012 г., по итогам 2015 г. он равен 19,8 %. Общий объем предоставленных кредитов субъектам МСБ увеличился, это подтверждает заинтересованность банков в кре-
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 6. С. 1070-1078. ISSN 1993-3541
дитовании, однако прирост наблюдался лишь в 2012 г., на протяжении последующих лет происходило его постепенное снижение, что связано с большими банковскими рисками. Данные риски снижаются с помощью государственного регулирования, когда большинство коммерческих банков предоставляют кредит субъектам МСБ за счет государственного бюджета, а также путем принятия специальных мер по минимизации кредитных рисков [7] и разработки специальных систем управления операционными рисками при кредитовании субъектов МСБ [10].
Однако и заемщики (монгольские преприни-матели — субъекты МСБ) встречаются с большими трудностями и проблемами при ведении бизнеса, а также при получении банковского кредита. Перечень и значимость проблем, с которыми они сталкиваются, выявлены в результате специального опроса (рис. 1).
Прочие проблемы
Недостаточность технической оснащенности
Высокий уровень в бизнесе
Нестабильность экономической ситуации
Низкий уровень государственной поддеркжи
Трудность в получении кредитных ресурсов
Нехватка финансовых ресурсов
Рис. 1. Основные проблемы монгольских предпринимателей при ведении малого и среднего бизнеса, % (Составлено по данным [1])
Таблица 2
Динамика изменения объемов банковского кредитования МСБ коммерческими банками Монголии за 2011—2015 гг. (по состоянию на 1 января), млрд тугриков
Показатели 2011 2012 2013 2014 2015
Всего кредитов 3 264,8 5 641,2 6 990,5 10 407,8 12 199,9
Всего кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего бизнеса 2 214,4 3 557,6 4 674,7 6 335,1 8 246,3
Темп прироста, % - 60,6 31,4 35,5 30,2
Кредиты, предоставленные физическим лицам — субъектам малого и среднего бизнеса 1 257,8 1 990,9 2 456,9 3 050,1 3 653,2
Темп прироста, % - 58,3 23,4 24,1 19,8
Кредиты, предоставленные юридическим лицам — субъектам малого и среднего бизнеса 956,6 1 566,7 2 217,7 3 285,0 4 590,9
Темп прироста, % - 63,8 41,5 48,1 39,7
Составлено по данным отчета Центрального банка Монголии за 2010-2014 гг. URL : http://www.mongolbank.mn/ liststatistic.aspx?did=4.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6,pp. 1070-1078. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1070-1078. ISSN 1993-3541
O. ENKHCHIMEG, O. YU. ONOSHKO
Среди основных проблем, отмеченных предпринимателями, наибольший удельный вес занимает нехватка финансовых ресурсов, так считают 48,6 % опрошенных. Второй по значимости проблемой является трудность получения кредитных ресурсов, это отмечают 28,8 % респондентов. Данная ситуация связана в первую очередь с низким уровнем прозрачности МСБ, на некоторых предприятиях еще используются серые схемы ведения бизнеса и черная касса, а бухгалтерская отчетность направлена на минимизацию налоговых выплат. Это приводит к тому, что многие предприниматели не могут подтвердить необходимый официальный уровень своих доходов и платежеспособность, а монгольские коммерческие банки не имеют возможности провести необходимый анализ и оценку финансового состояния заемщика.
Третья по значимости проблема — низкий уровень государственной поддержки, ее выделяют 27,8 % предпринимателей. Предлагаемые законодательные проекты содержат лишь общие тезисы о поддержке и развитии МСБ Монголии, конкретные действия и меры, направленные на их реализацию, ограничены. Коммерческие банки предоставляют льготный кредит субъектам МСБ от имени Фонда поддержки малого и среднего бизнеса Монголии, однако в этом случае от предпринимателей требуется наличие опыта работы (минимум 1 год). Кроме того, коммерческие банки устанавливают требование к сроку осуществления бизнеса — 6 мес. Требование, связаное с опытом работы, слишком жестко для тех, кто только планирует начать свой бизнес.
В Улан-Баторе 28 января 2014 г. «Банк Китая» открыл свое представительство. Председатель банка Дай Син Жун в своем докладе отметил, что Китайская Народная Республика является одним из самых крупных внешторговых партнеров Монголии. В настоящее время в Монголии примерно 6 тыс. хозяйствующих субъектов, возглавляемых китайцами, осуществляют свою деятельность. Китай не планирует соперничать с коммерческими банками Монголии, а намерен привлекать денежные средства монгольских народов во вклады и осуществлять деятельность, связанную с предоставлением денежных средств хозяйствующим субъектам, финансировать различные программы и проекты Правительства Монголии1. В 2014 г. актив «Банка Китая» превы-
1 О деятельности представительства «Банка Китая» // Дневная новость Монголии : офиц. сайт. URL : http://www. dnn.mn/bank-of-china.
сил 4 трлн юаней2, если он начнет кредитовать по более низким процентным ставкам, то состояние внутренного банковского сектора Монголии в целом ухудшится.
В данной ситуации со стороны государства срочно должны быть приняты меры по оказанию финансовой помощи тем предпринимателям, которые планируют начать свой бизнес, и тем, которые уже взяли кредит под высокую процентную ставку, пока бизнесмены не перешли на обслуживание в «Банк Китая».
Проблемы нестабильности экономической ситуации и высокого уровня конкуренции в бизнесе оцениваются предпринимателями почти как равные — 22,4 и 22,1 % соответственно. В стабильной экономической ситуации спрос опережает предложение, что дает возможность предпринимателям получать прибыль, в нестабильной экономической ситуации происходит замедление роста или спад производства. Таким образом, результат исследования показывает, что МСБ Монголии остро нуждается в финансовых ресурсах и поддержке со стороны государственных и банковских организаций.
Главными проблемами, препятствующими получению банковского кредита, 34,9 % предпринимателей МСБ называют отсутствие собственности, которую можно было бы предложить в качестве залога и 32,8 % — наличие высокой процентной ставки (рис. 2). Помещения, оборудование, транспорт, как правило, арендуются, они считаются более ликвидным имуществом, однако производимые товары предпринимателей МСБ не обладает достаточной степенью ликвидности.
В Монголии нет банковских кредитных продуктов и государственных программ, которые не предусматривают залогового обеспечения. В России некоторые банки предлагают такие кредитные продукты, но за это заемщику МСБ придется платить повышенные проценты, к тому же будут ограничены сумма и срок кредитования, что не все могут себе позволить. Например, русский банк «Центр-инвест» предоставляет беззалоговый кредит для малого предпринимательства. Максимальная сумма кредита 500 тыс. р., процентная ставка от 16 % годовых, срок кредита до одного года. При этом банк «Центр-инвест» требует поручительство связанного заемщика, супруга/супруги (если бизнес оформлен на индивидуального предпринимателя).
2 Исследование активов «Банка Китая» в 2012-2014 г. // Инспектор в Китае : офиц. сайт. URL : http://asiainspector. ru/blog/banki-kitaya.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 6,pp. 1070-1078. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
Прочие проблемы 6,1
Оформление документов
Трудность погашения кредита в срок
Жесткие условия крединого договора
Высокая
процентная ставка
Отсутствие залога 34,9
Рис. 2. Основные проблемы, препятствующие получению кредитов субъектами малого и среднего бизнеса в Монголии, % (Составлено по данным [1])
В 2014 г. в Монголии банковские процентные ставки кредитования МСБ в национальной валюте варьировались в пределах 15,6-27,6 %. Тенденции в движении банковских процентных ставок, которые наблюдались в 2012-2014 гг., можно проанализировать сравнив среднегодовые процентные ставки коммерческих банков, входящих в пятерку лидеров монгольского банковского сектора по размеру активов (табл. 3).
Таблица 3
Динамика среднегодовых банковских
процентных ставок по кредитам в монгольских банках за 2012-2014 гг., %
Наименование банка 2012 2013 2014
Голомт 15,6 16,7 17,6
Хас 20,1 22,6 22,8
Хаан 17,0 19,5 22,2
Банк развития торговли 14,5 15,6 17,1
Государственный банк 17,1 17,7 18,9
Составлено по данным бюллетеня Национальной комиссии статистики Монголии за 2010-2014 гг. URL : http:// www.nso.mn/book/6.
Таким образом, в банковском секторе Монголии в указанный период наблюдалось увеличение среднегодовых процентных ставок по кредитам. На размер процентной ставки коммерческих банков влияет множество факторов [3], однако в основном она формируется под воздействием мер по рефинансированию кредита (коммерческие банки получают краткосрочные межбанковские кредиты центрального банка, чтобы обеспечить своим клиентам кредит по относительно невысоким процентным ставкам). Начиная с 31 июля 2014 г. Монголбанк увеличил размер ставки рефинансирования, на сегодняшний день она составляет 13,0 % .
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 6. С. 1070-1078. ISSN 1993-3541
Кроме того, банковские процентные ставки зависят от уровня инфляции. При увеличении/ понижении индекса цен в стране они, соответственно, повышаются или понижаются. От инфляции теряют доходы держатели денежных средств на расчетных, текущих и лицевых счетах (деньги обесцениваются и стоимость сбережений уменьшается). Погашение кредита осуществляется за счет средств, потерявших свою покупательную стоимость. Коммерческий банк не может предоставить кредит со ставкой ниже уровня инфляции в стране, иначе он начнет работать себе в убыток, следовательно, чтобы не обанкротиться и получить прибыль, коммерческие банки стараются установить процентную ставку выше, чем уровень официальной инфляции (в Монголии с 2013 г. наблюдается снижение инфляции, в январе 2015 г. она составила 9,8 %).
Среди проблем, возникающих при получении кредита, 25,3 % опрошенных предпринимателей выделяют жесткие условия кредитного договора и 24,3 % — трудность погашения кредита. Практически все документы, требуемые банками, являются платными, т. е. заемщики вынуждены нести расходы еще до фактического получения кредита.
Низкая финансовая грамотность предпринимателей также не способствует росту рынка кредитования МСБ в Монголии. Часть заемщиков не планирует свои кредитные займы, другие не знают, как правильно потратить денежные средства, третьи не могут подготовить бизнес-план; некоторые предприниматели просто не имеют расчетного счета и из-за отсутствия правильно оформленной бухгалтерской отчетности не могут предоставить документы, необходимые для банковского кредитования.
Итак, при ведении бизнеса многие монгольские предприниматели МСБ сталкиваются с проблемой нехватки денежных средств. Ее решением может стать предоставление кредитов с низкой процентной ставкой как можно на более длительный срок.
В соответствии с постановлением Правительства Монголии от 10 июня 2009 г. утверждена «Программа поддержки малого и среднего предпринимательства»1. Целями данной программы являются:
- создание благоприятной нормативно-правовой среды для субъектов МСБ;
1 Программа поддержки малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства Монголии от 10 июня 2009 г. № 178. URL : http://www. legalinfo.mn/ pages/1/page 1. php.
32,8
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6,pp. 1070-1078. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1070-1078. ISSN 1993-3541
O. ENKHCHIMEG, O. YU. ONOSHKO
- обеспечение оперативности и прозрачности услуг, оказываемых организациями исполнительной власти;
- поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) через финансово-кредитную и налоговую политику;
- формирование системы поддержки консалтинговых услуг;
- обеспечение информацией, проведение учебных тренингов, отвечающих требованиям и спросу субъектов МСП.
В рамках реализации данной программы и создания общих благоприятных условий для МСП инициированы следующие меры:
- принят закон «О финансовой аренде» от 22 июня 2006 г.;
- принят закон «О специальных фондах Правительства» от 29 июня 2006 г. и создан Фонд поддержки малого и среднего бизнеса Монголии;
- утвержден закон «О малых и средних предприятиях» от 27 июля 2007 г.;
- принят закон «О правом статусе технопарка» от 17 декабря 2009 г.;
- внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство в части снижения налоговой нагрузки на субъектов МСП и др.
С 2009 г. началось более активное развитие механизмов поддержки МСП в рамках государственных программ, что дало возможность увеличить объемы его кредитования.
В связи с этим, Правительством и Министерством труда Монголии разработана программа льготного кредитования МСП, ее особенность — более низкая процентная ставка по сравнению со ставкой, устанавливаемой коммерческими банками [1, с. 25; 8, с. 31].
Из бюджета Монголии для развития МСП (на льготное кредитование) в 2010 г. было выделено 60,85 млрд тугриков, в 2011 г. — 88,79 млрд. В 2012 г. в качестве источника финансирования льготных кредитов для предпринимателей МСБ [1] согласно плану мероприятий обновления бизнес среды, реализуемому в течении года, предусматривался бюджет в размере 100 млдр тугриков.
В Монголии льготный кредит выдается Фондом поддержки малого и среднего бизнеса.Средства фонда формируются за счет государственного бюджета, бюджета аймаков, столицы и регионов, долевого участия коммерческих банков, а также возвращенных кредитных ресурсов, ранее выданных из фонда. Он является специальным фондом правительства, средства из которого выделяются предпринимателям МСБ для создания рабочих мест и расширения производства (рис. 3).
140.
40 20 0
2014
2010 2011 2012 2013
□ Столица ИАймаки и регионы
Рис. 3. Динамика объемов льготного кредитования за счет Фонда поддержки малого и среднего бизнеса Монголии с 2010 г. по октябрь 2014 г., млрд тугриков (Составлено по данным Фонда поддержки малого и среднего бизнеса Монголии. URL: hffp://mi.gov.mn/bidnii-fuhai/jijig-dund-uildveriig-hugjuuleh-san.html)
В 2010 г. в качестве льготного кредитования МСБ Фонд поддержки предоставил 38,63 млрд тугриков, из них 25,79 млрд было отдано городским предпринимателям и 12,84 млрд сельским. К 2012 г. объем льготного кредитования сильно вырос, затем, начиная с 2013 г., резко сократился. Это в первую очередь связано с уменьшением выделяемых государством бюджетных средств на поддержку предпринимательства.
Несмотря на то, что происходило снижение объема средств государственного бюджета, Правительство Монголии ставило задачу обеспечения уверенного роста кредитования МСБ и макроэкономической стабильности. Суть этой задачи заключалась в снижении налогового бремени [6, с. 24].
В соответствии с налоговым законодательством Монголии, льготами по налогам признаются льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере.
В области льготного налогообложения в 2009 г. был утвержден закон «Об освобождении от налога на добавленную стоимость и таможенных платежей оборудования и запчастей, предназначенных для малого и среднего пред-принимательства»1, он вступил в силу с 16 июля
1 Об освобождении от налога на добавленную стоимость и таможенных платежей оборудования и запчастей, предназначенных для малого и среднего предпринимательства : закон Монголии от 16 июня 2009 г. URL : http://www. legalinfo.mn/pages/1/page 1. php.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 6,pp. 1070-1078. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
2009 г. и будет действовать до 31 декабря 2016 г. Кроме того, в Монголии предприниматель МСБ полностью освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость, если он производит оборудование, а также снаряжение для внутрен-ных нужд страны.
Увеличение объема льготного кредитования за счет Фонда поддержки малого и среднего бизнеса в 2014 г. связано с поступлением средств от реализации правительственных бондов Монголии (правительственная ценная бумага) в размере 65 млрд тугриков, а также средств от выплат ранее выданных кредитов. Механизм льготного кредитования малых и средних предприятий заключается в следующем:
1. Государство выделяет средства в Фонд поддеркжи малого и среднего бизнеса.
2. Предприятие предоставляет документы на получение кредита. Первоначальный отбор потенциальных заемщиков осуществляется в фонде, за этим тщательно следит комиссия, которая включает представителей нескольких министерств, комитетов, общественных и предпринимательских структур.
3. Проекты, поддержанные комиссией, вместе с соответствующим пакетом документов отправляются коммерческому банку, который будет их кредитовать.
4. Монгольские коммерческие банки работают с Фондом поддержки малого и среднего бизнеса на договорной основе. Договор закрепляет ответственность за коммерческим банком в случае невозврата кредита заемщиком, устанавливает заемщику плату за кредит и размер комиссионных выплат коммерческому банку (табл. 4).
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 6. С. 1070-1078. ISSN 1993-3541
5. Анализ операции по кредитованию и контроль за использованием средств осуществляется в коммерческом банке, он берет на себя все кредитные риски. Ставки льготного кредитования для заемщика устанавливаются на самом низком уровне. В настоящее время кредитование МСБ на договорной основе осуществляется через 6 коммерческих банков (Голомт, Капитрон, Национальный инвестбанк, ХасБанк, УлаанБаатар и Капитал банк). Эти банки в 20092011 гг. получили из Фонда поддержки малого и среднего бизнеса средства под 2-3 % годовых в качестве комиссионных за выполнение кредитных операций, что увеличило процентную ставку для заемщиков, получающих льготный кредит. С 2012 г. коммерческим банкам запрещено это взыскание, однако с 2014 г. они начали повышать процентную ставку по льготныму кредиту и на сегодняшний день ее размер составляет 9 % (7 % ставка, установленная фондом, плюс 2 % — ставка коммерческого банка).
Из государственного бюджета Монголии в 2015 г. на льготное кредитование для развития МСБ выделены средства в размере 70 млрд тугриков.
В 2015 г. в проектную документацию льготного кредита внесено изменение, предусматривающее освобождение предпринимателя от выплаты суммы основного долга в первый год, ее выплата начнется со второго года действия кредитного договора. Кроме того, предпринимателям МСБ предоставляется возможность покупать оборудование для предприятий с помощью лизинга (финансовой аренды). Данный льготный кредит и лизинг предоставляется коммерческим банком.
Таблица 4
Условия льготного кредитования Фонда поддержки малого и среднего бизнеса Монголии
в 2011-2015 гг.
Год Показатель Проект
Местного По развитию Регионального
значения столицы значения
2011-2012 Максимальная сумма кредита, млн тугриков 50 100 500
Годовая ставка, % 6 6 6
Срок кредита, лет 5 5 5
2013-2014 Максимальная сумма кредита, млн тугриков 200 200 200-2 000
Годовая ставка, % 7 7 7
Срок кредита, лет 5 5 5
2015 Максимальная сумма кредита, млн тугриков Зависит от финансового состояния заемщика
Годовая ставка, % 9 9 9
Срок кредита, лет 5 5 5
Составлено по данным Фонда поддержки малого и среднего бизнеса Монголии. URL : http://mi.gov.mn/bidnii-tuhai/ jijig-dund-uildvenig-hugjuuleh-san.html.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6,pp. 1070-1078. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1070-1078. ISSN 1993-3541
O. ENKHCHIMEG, O. YU. ONOSHKO
Однако до сих пор из-за отсутствия залога не все желающие предприниматели МСБ могут получить кредит в требуемом размере. С апреля 2015 г. в Монголии организована работа по ознакомлению предпринимателей с деятельностью «Фонда гарантий по кредитам».
В рамках развития кредитования МСБ одним из наиболее востребованных мероприятий поддержки является предоставление льготного кредита его субъектам. Государство старается содействовать расширению деятельности пред-
принимателей и поддерживает банковский сектор, предлагая различные программы.
Со стороны государства принимаются меры по стимулированию рынка банковского кредитования и финансовой поддержке МСП Монголии, однако этого недостаточно. Необходимо улучшать систему благоприятных правовых, экономических и администравитных условий деятельности малых и средних предприятий, совершенствовать законодательство Монголии, создавая благоприятную среду для работы банков, кредитующих субъекты МСБ.
Список использованной литературы
1. Ариунтуяа Ц. Активизация банковского кредитования малого и среднего бизнеса в Монголии / Ц. Ариунтуяа, О. Ю. Оношко. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 154 с.
2. Базархуу А. Банковская система Монголии и ее особенности/А. Базархуу, Б. Дэлгэрбаяр// Финансы и кредит. — 2010. — № 48. — С. 38-42.
3. Борисов Е. Ф. Экономика : учебник / Е. Ф. Борисов. — М. : Проспект, 2009. —161 с.
4. Грибанова Н. С. Основные положения поддержки в развитии малого и среднего бизнеса России / Н. С. Грибанова, Н. Н. Грибанова // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 5. — DOI : 10.17150/2411-6262.2015.6(5).1.
5. Даваасурен А. Становление предпринимательства в Монголии / А. Даваасурэн. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 219 с.
6. Мунхжаргал М. Налоговое регулирование поддержки предпринимателей малого и среднего бизнеса в Монголии : магистерская работа / М. Мунхжаргал. —Уланбатор, 2012.
7. Оношко О. Ю. Кредитные деривативы как инновационный инструмент минимизации кредитного риска / О. Ю. Оношко, Н. Х. Ахмедова // Проблемы модернизации экономики Монголии и России : материалы междунар. науч.-прак. конф. Иркутск, 12-13 мая 2011г. / под ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — Ч. 1. — С. 175-179.
8. Оношко О. Ю. Критерии классификации предприятий малого и среднего бизнеса в Монголии / О. Ю. Оношко, Ц. Ариунтуяа // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 3 (83). — С. 30-33.
9. Оношко О. Ю. О формах кредитования в современном коммерческом банке / О. Ю. Оношко, Л. М. Толпыги-на // Развитие финансово-кредитной системы в регионе : сб. науч. тр. / И. С. Абуздин, Ю. В. Бондарь, В. В. Братищен-ко [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. — С. 246-254.
10. Оношко О. Ю. Система управления и оценки операционными рисками в кредитной организации / О. Ю. Оношко, Н. Х. Ахмедова // Развитие рынка оценки и проблемы оценочной деятельности в современных условиях : сб. материалов 1 Конгресса оценщиков Дальнего Востока / под ред. А. Р. Плоткиной. — Хабаровск : Хабар. акад. экономики и права, 2010. — С. 73-79.
11. Оношко О. Ю. Управление банковским кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства в России: исследование тенденций развития / О. Ю. Оношко, В. Ю. Далбаева // Управление экономикой: методы, модели, технологии : материалы Четырнадцатой междунар. науч. конф. Уфа, Красноусольск, 9-11 окт. 2014 г. — Уфа : Изд-во Уфим. гос. авиац. техн. ун-та, 2014. —Т. 2. — С. 39-45.
12. Чистякова О. В. Инновационные аспекты повышения конкурентоспособности предпринимательских структур / О. В. Чистякова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 204 с.
References
1. Ariuntuyaa Ts., Onoshko O. Yu. Aktivizatsiya bankovskogo kreditovaniya malogo i srednego biznesa vMongolii [Ac-tivization of bank lending to small and medium businesses in Mongolia]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 154 p.
2. Bazarkhuu A., Delgerbayar B. Banking system of Mongolia and its features. Finansy i kredit = Finance and credit, 2010, no. 48, pp. 38-42. (In Russian).
3. Borisov E. F. Ekonomika [Economics]. Moscow, Prospekt Publ., 2009. 161 p.
4. Gribanova N. S., Gribanova N. N. Basic provisions supporting development of small and medium-sized businesses in Russia. Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 5. DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(5).1. (In Russian).
5. Davaasuren A. Stanovlenie predprinimatel'stva v Mongolii [Business development in Mongolia]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 219 p.
6. Munkhzhargal M. Nalogovoe regulirovanie podderzhki predprinimatelei malogo i srednego biznesa v Mongolii [Tax regulation support of small and medium business in Mongolia]. Ulanbator, 2012.
7. Onoshko O. Yu., Akhmedova N. Kh. Credit derivatives as an innovative tool to minimize credit risk. In Samarukha V. I. (ed.). Problemy modernizatsii ekonomiki Mongolii i Rossii. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6,pp. 1070-1078. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1070-1078. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
[Problems of economic modernization of Mongolia and Russia. Materials of International Science and Practice Conference]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011, pt. 1, pp. 175-179. (In Russian).
8. Onoshko O. Yu., Ariuntuyaa Ts. Classification criteria of small and medium-sized businesses in Mongolia. Izvestiya Ir-kutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 3 (83), pp. 30-33. (In Russian).
9. Onoshko O. Yu., Tolpygina L. M. On the forms of lending in the modern commercial bank. In Abuzdin I. S., Bondar' Yu. V., Bratishchenko V. V. et al. Razvitie finansovo-kreditnoi sistemy v regione [Development of the financial system in the region]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011, pp. 246-254. (In Russian).
10. Onoshko O. Yu. Akhmedova N. Kh. Control and evaluation of operational risk in the credit institution. In Plotkina A. R. (ed.). Razvitie rynka otsenki iproblemy otsenochnoi deyatel'nosti v sovremennykh usloviyakh. Materialy 1 Kongressa otsen-shchikov Dal'nego Vostoka [Development of assessment and problems of valuation activity in modern conditions. Materials of the 1st Congress of the appraisers of the Far East]. Khabarovsk State Academy of Economics and Law Publ., 2010, pp. 73-79. (In Russian).
11. Onoshko O. Yu., Dalbaeyva V. Yu. Management of banking crediting of small and medium-sized business entities in Russia: investigation of tendency development. Upravlenie ekonomikoi: metody, modeli, tekhnologii. Materialy Chetyrnadt-satoi mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Ufa, Krasno-usol'sk, 9—11 oktyabrya 2014 g. [Manageent of economy: methods, models, technologies. Materials of the 14th International Science Conference, Ufa, Krasnousol'sk, 9-11 October 2014]. Ufa State Aviation Technical University Publ., 2014, pr. 2, pp. 39-45. (In Russian).
12. Chistyakova O. V. Innovatsionnye aspekty povysheniya konkurentosposobnosti predprinimatel'skikh struktur [Innovative aspects of improving the competitiveness of business structures]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 204 p.
Информация об авторах Оросоо Энхчимэг — кредитный инспектор, коммерческий банк «Хаан», 14250, г. Улан-Батор, ул. Сеула, 25, e-mail: [email protected].
Оношко Ольга Юрьевна — кандидат экономических наук, доцент, профессор, кафедра банковского дела и ценных бумаг, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи Энхчимэг О. Банковское кредитование малого и среднего бизнеса в Монголии: проблемы и решения / О. Энхчимэг, О. Ю. Оношко // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 6. — С. 1070-1078. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(6).1070-1078.
Authors
Orosoo Enkhchimeg — Credit Officer, Commercial Bank «Haan», 25 Seoul St., 14250, Ulaanbaatar, Mongolia, e-mail: [email protected].
Olga Yu. Onoshko — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Banking and Securities, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article
Enkhchimeg O., Onoshko O. Yu. Bank lending to small and medium businesses in Mongolia: problems and solutions. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 6, pp. 1070-1078. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(6).1070-1078. (In Russian).