Научная статья на тему 'Условия функционирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом'

Условия функционирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / SUPPORT MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепурнова Екатерина Петровна

В статье рассматриваются условия внешней среды для развития института предпринимательства в целом и малого бизнеса в частности, действующие в ряде зарубежных стран и созданные в нашей стране. Проводится сопоставление основных показателей вклада малого и среднего бизнеса в России и западных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чепурнова Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF FUNCTIONING OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA AND ABROAD

The article discusses environmental conditions for the development of the institution of entrepreneurship in general and small business in particular, operating in a number of foreign countries and created in our country. A comparison is made of the main indicators of the contribution of small and medium-sized businesses in Russia and Western countries.

Текст научной работы на тему «Условия функционирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом»

УДК 338.1

Чепурнова Е.П.1

условия функционирования малого и среднего бизнеса

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В статье рассматриваются условия внешней среды для развития института предпринимательства в целом и малого бизнеса в частности, действующие в ряде зарубежных стран и созданные в нашей стране. Проводится сопоставление основных показателей вклада малого и среднего бизнеса в России и западных стран.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, меры поддержки.

Chepurnova E.

CONDITIONS OF FUNCTIONING OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

IN RUSSIA AND ABROAD

Abstract. The article discusses environmental conditions for the development of the institution of entrepreneurship in general and small business in particular, operating in a number of foreign countries and created in our country. A comparison is made of the main indicators of the contribution of small and medium-sized businesses in Russia and Western countries.

Keywords: small and medium-sized businesses, support measures.

Во всем мире, малый и средний бизнес выступает основой развития национальной экономики и имеет наибольший вклад в совокупный валовой внутренний продукт в сравнении с крупным бизнесом. Так сложилось исторически в ходе эволюционного развития экономических систем и представляет интерес опыт западных стран в создании условий для развития института предпринимательства и полученных в результате эффектов. Рассмотрим несколько примеров.

В США малый бизнес является по сути образом жизни населения, поскольку по разным оценкам примерно треть семей так или иначе участвует в малом бизнесе. Надо сказать, что к категории малого бизнеса относят частную формы хозяйствования с численностью до 500 человек и годовым оборотом до 7 млн. долл. Конечно, это довольно общая категория, которая именуется малым бизнесом, но в составе данной общности существует некое разделе-

ние в зависимости от числа нанятых сотрудников. Для США таких категорий насчитывают три: до 20 чел., от 20 до 100 чел., от 100 до 500 чел. По аналогии с российскими подходами выделяют малый бизнес без наемных работников, что является аналогией российского самозанятого населения. Более половины рабочих мест страны создается малым бизнесом и около четверти объема экспорта также принадлежит малому бизнесу.

Мерами государственной поддержки малого бизнеса в США занимается государственная организация, созданная еще в 1953 году под названием «Администрация по делам малого бизнеса». Среди мер поддержки следует указать прямые инвестиции под более низкий процент, чем на рынке кредитования и выдачу государственных гарантий под коммерческие займы.

Помимо прямых финансовых мер поддержки, администрация малого бизнеса органи-

1 Чепурнова Екатерина Петровна, менеджер отдела реализации ООО «Техмашсервис», e-mail: ekarymova@list. ru, т. +7(928)376-60-42

Ekaterina Chepurnova, Manager, Sales Department, Techmashservice LLC, e-mail: [email protected], tel. +7(928)376-60-42

зует и проводит различные образовательные и тренинговые мероприятия, конференции, выпуск информационных материалов с результатами исследования проблем и практик управления.

Еще одним показательным примером может выступать структура организации поддержки малого бизнеса в Японии. Здесь интересен подход к классификации бизнес-структур на основе отраслевой принадлежности. Так, например, в горнодобывающих отраслях к малому бизнесу относят компании с численностью сотрудников до 1000 человек, до 100 человек в оптовой торговле, до 50 чел. - в розничном сегменте, а во всех остальных отраслях до 300 человек. В отношении объема выручки отнесение к категории малого бизнеса также основано на видах деятельности: розничная торговля до 10 млн. иен, оптовая - до 50 млн. иен, и все другие в своем большинстве до 100 млн. иен.

Показатели участия или вклада малого бизнеса Японии в экономике, следующие: до 80% рабочих мест создано малым бизнесом, 55% реализованной в стране продукции и до 90% общего числа компаний составляют малые предприятия. Такое положение дел безусловно свидетельствует об эффективной государственной политике поддержки предпринимательства. Например, до 60% всех кредитов приходится на долю малого бизнеса, поскольку правительство ввело налоговые льготы кредитным учреждениям при реализации программ кредитования малого бизнеса. Поэтому меры поддержки в Японии используются не только со стороны государства, но и стороны различных негосударственных структур. Со стороны государства также есть меры поддержки в виде прямых инвестиций по сниженным ставкам, государственным гарантиям. Кроме того, правительством созданы специализированные организации по поддержке в дополнение, к которым, предприниматель может рассчитывать на программы управления внешней торговли и промышленности и торгово-промышленных палат. Надо отметить, что в процессе активно задействованы местные бюджеты, что делает путь получения поддержки довольно коротким.

Очень важным элементом развития является подготовка кадров для малого бизнеса. Предусмотрены механизмы компенсации расходов работодателям при повышении квалификации своих сотрудников. Здесь, помимо качественного профессионального эффекта для компании, заложен и мотивационный механизм роста самого сотрудника.

Для малого бизнеса правительством Японии предусмотрены еще два значимых процедурных решения для начинающего бизнеса: упрощенная процедура банкротства, которая снимает психологический барьер в начинании любого стартапа, поскольку даже в случае неудачи в начинании, проблем с закрытием компании не возникает. Второй элемент - это возможность открытия компании без начального капитала, а точнее с одной иеной.

Как известно, самым сложным фактором в начинании стартующего предпринимателя выступает страх непринятия рынком его бизнес-идеи, в результате которой понадобятся значительные ресурсы на закрытие компании и страх недостаточности стартового капитала, необходимого для формального открытия бизнеса. Создав условия нивелирования данных негативных моментов, правительство Японии побудило сотни тысяч начинающих предпринимателей начать собственное дело.

В Германии на текущий момент насчитывается 2,4 миллиона малых и средних предприятий, которые составляют 99% от общего числа компаний и 61% занятых трудоспособного возраста работает в малом и среднем бизнесе. На микропредприятиях занято около 19% активных людей, 23,2% на малых предприятиях и еще 19,3% на средних предприятиях [1]. Таким образом, крупный бизнес составляет всего 1%.

Критерии отнесения к категории МСП утверждены для всех стран Европейского союза еще в 2003 году. В соответствии с данными рекомендациями выделяют:

- микропредприятия с числом сотрудников не более 9 человек и годовым оборотом не более 2 млн. евро;

- малые предприятия с численностью сотрудников от 10 до 49 человек включительно и годовым оборотом не более 10 млн. евро;

- средние предприятия с численностью сотрудников от 50 до 249 человек включительно и годовым оборотом до 50 млн. евро.

Конечно, есть еще сектор индивидуальных предпринимателей, и в целом система классификации перекликается с российской.

В целом в Германии 98% предприятий относится к сектору малого бизнеса, обеспечивая 50% рабочих мест в стране и 25% оборота в национальной экономике [2]. Из этого числа большую часть (65%) составляют индивидуальные предприниматели и 18% хозяйственные общества.

Как указывается в статье [2] в Германии насчитывается около 2000 мер поддержки для МСП, описать которые будет довольно затруднительно. В целях общего понимания предложена их систематизация на институциональные, организационные, инфраструктурные и финансовые.

В качестве институциональных мер поддержки рассматриваются нормативно регулирование, соблюдение прав и свобод частной собственности.

Организационные меры поддержки состоят в упрощении многих процедур открытия или ведения бизнеса, в частности для самозанятых граждан с доходом до 17,5 тыс. евро в год предусмотрено освобождение от всех налогов за предпринимательскую деятельность Единственное что платит гражданин - это налог на доходы с разницы, превышающей расходы. Ремесленные профессии, к примеру, пивоварение, чистка текстильных изделий, производство мороженного и другие переведены в категорию, не требующих допуска.

Инфраструктурные меры поддержки подразумевают развитие транспортно-логисти-ческих хабов, социальной инфраструктуры, инфраструктуры содействия малому бизнесу. В рамках этого созданы программы консультационной поддержки бизнеса, применимые на совершенно разных этапах его развития: составление бизнес-плана, открытие предприятия. Для случаев сложной экономической ситуации в компании предусмотрена единовременная субсидия в размере 4 тыс. евро.

Финансовые меры поддержки состоят в кредитовании малого бизнеса по понижен-

ным процентным ставкам на федеральном уровне и на уровне земель. При этом размер кредита не должен превышать 25 млн. евро и предоставляется на 10 лет. Примечательно, что в первые 2 года кредит свободен от погашения, и банк берет на себя 50% риска, что крайне важно для проектов производственной направленности.

В России также предусматривается широкий перечень мер поддержки МСП на федеральном и региональном уровнях. В то же время, вклад МСП в отечественной экономике значительно ниже всех зарубежных партнеров и на текущий момент составляет всего 22% по уточненным оценкам Росстата. По-прежнему остается проблемой отсутствие кредитных ресурсов для сектора реального производства, что на финансовом языке звучит как отсутствие «длинных денег». Такая ситуация, несомненно, тормозит развитие малого бизнеса в производственном секторе, где выше уровень риска, нежели в торговле, и где требуются значительные объемы инвестиций.

Стратегическая роль поддержки развития малого и среднего предпринимательства состоит в достижении национальных целей и выполнения задач социально-экономического развития региона.

Устойчивость национальной и региональной экономики также обусловлено фундаментальной основой в виде малого и среднего бизнеса, выступающего буфером, обеспечивающим защиту экономической системы и фактором создания рабочих мест, улучшения сервиса и пионером во внедрении инновационных технологий и продуктов.

Краткое описание условий функционирования малого бизнеса в США, Японии, Германии, выполненное выше, подтверждает актуальный тезис о необходимости развития малого и среднего предпринимательства. Данный вывод актуален также и для регионов Северо-Кавказского федерального округа и Ставропольского края в частности.

Ставропольский край входит в состав Северо-Кавказского федерального округа и перечень мер поддержки обусловлен рамками действующей программы развития СКФО до 2024 года. В целях исполнения программы

развития созданы институты развития. В частности, по аналогии с Дальневосточным федеральным округом, в СКФО работает министерство по делам Северного Кавказа (далее Минкавказ), которое является учредителем акционерного общества «Корпорация развития Северного Кавказа» (далее КРСК).

Минкавказ и КРСК осуществляют на конкурсной основе финансирование инвестиционных проектов развития территорий федерального округа, в том числе Ставропольского края.

На рис. 1 представлена структурно логическая цепочка организации поддержки сферы малого и среднего предпринимательства средствами созданных институтов развития. Помимо указанных ранее, специально для поддержки проектов в области туризма создано акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» и корпорация МСП.

Как следует и логической схемы организации поддержки МСП рис. 1, можно выделить федеральный и региональный уровни.

Региональный уровень разделяется на уровень субъекта и уровень федерального округа. Так, например, на уровне СКФО действуют

АО «Корпорация развития Северного Кавказа» и АО «Курорты Северного Кавказа». Указанные структуры оказывают поддержку проектов развития всех субъектов, входящих в состав федерального округа.

На уровне самих субъектов работают территориальные подразделения корпорации развития. Так, в частности, на территории Ставропольского края - АО «Корпорация развития Ставропольского края», также, как и в каждом субъекте федерального округа.

К федеральному уровню относятся Мин-кавказ и Корпорация малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим их подробнее.

Минкавказ финансирует проекты стоимостью более 100 млн. руб., общий объем финансирования может составлять до 80% от суммы необходимых инвестиций с долей участия в уставном капитале до 49%.

При этом подразумевается также финансовое участие субъекта РФ, которое должно быть на уровне 5% и более. Финансирование предоставляется исключительно в пределах срока действия госпрограммы, то есть до 2025 года [3].

Рисунок 1 - Структурная схема организации поддержки МСП в СКФО

Существуют определенные ограничения по целевому использованию средств. Финансовая поддержка институтов развития не может быть направлена на:

- оплату предпроектных работ и подготовку проекта;

- разработку проектной документации инвестиционного проекта, инженерные изыскания;

- приобретение земельных участков под строительство;

- проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов;

- проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий;

- проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Действующий алгоритм действий процедуры отбора, рассмотрения и финансирования инвестиционных проектов Минкавказом (рис. 2) включает 7 шагов.

Рисунок 2 — Алгоритм отбора инвестиционных проектов Минкавказом [4]

В пакете документов должен быть бизнес-план инвестиционного проекта, по которому проводится дополнительно внешняя экспертиза обоснованности расчетов.

К инициатору предъявляются стандартные требования об отсутствии задолженности по налогам, о не нахождении в процедуре банкротства и/или ликвидации, отсутствии акционеров в офшорных зонах, отсутствие отрицательной кредитной истории и отсутствие других признаков недобросовестного хозяйствующего субъекта.

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) создано без ограничения срока и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по

дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Корпорация МСП осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» после изменения наименования акционерного общества «Небанковская де-позитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» [5].

Корпорация МСП осуществляет реализацию мероприятий поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

- обеспечение доступа субъектов малого бизнеса к закупкам крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации;

- развитие Бизнес-навигатора МСП и Портала Бизнес-навигатора МСП;

- развитие сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации;

- реализация поддержки субъектов малого бизнеса в сфере образования;

- реализация кредитно-гарантийной поддержки малого бизнеса в рамках негосударственного страхования;

- консолидация мер поддержки за счет оказания поддержки институтами развития субъектам малого бизнеса в сфере импортоза-мещения, и (или) высокотехнологичного производства, и (или) несырьевого экспорта.

Учитывая широкий спектр обозначенных направлений поддержки корпорацией субъектов МСП, имеет смысл классифицировать их на меры организационной, финансовой, правовой, имущественной и информационной поддержки.

В качестве мер финансовой поддержки, корпорация МСП:

- организует выдачу поручительств и гарантий субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП;

- организует финансирование кредит-

ных организаций и прямое кредитование субъектов МСП со стороны АО «МСП Банк»;

- организует лизинговую поддержку субъектов МСП;

- организует иные формы финансовой поддержки субъектов МСП, включая развитие факторинговых операций, разработку механизмов рефинансирования долговых обязательств субъектов МСП;

- организует комплексное финансирование субъектов МСП совместно с другими институтами развития, а также финансирование стартап-проектов.

В качестве мер информационной поддержки разработан портал Бизнес-навигатор, позволяющий начинающему и действующему предпринимателю узнать меры поддержки в конкретном регионе, уровень развития конкурирующих видов бизнеса, алгоритм регистрационных действий нового бизнеса.

Имущественная поддержка субъектов МСП относится к нефинансовым формам поддержки развития малого и среднего бизнеса и оказывается путем предоставления представителям бизнеса в долгосрочную аренду, как правило, по льготным ставкам арендной платы государственного и муниципального имущества.

Примером реализации правовой поддержки МСП могут служить действия корпорации по повышению качества закупочной деятельности и информационной открытости процедуры закупок. Кроме того, корпорация проводит работу по формированию «базы правовых решений для субъектов МСП», которая включает типовые проблемные кейсы, возникающие при реализации субъектами МСП бизнес-проектов, и содержит описание юридических механизмов выхода из таких ситуаций.

Организационные меры поддержки проявляются в виде координации усилий с институтами развития, инвесторами и производителями машиностроительного и сельхозоборудования в целях оказания адресной поддержки.

В заключении надо отметить, что в целом по СКФО для развития субъектов МСП действуют меры региональной и федеральной поддержки. В каждом субъекте СКФО действуют региональные корпорации развития. Создан и

функционирует отраслевой институт развития туристической сферы на основе АО «Курорты Северного Кавказа». Предусмотрены меры прямой финансовой поддержки со стороны Минкавказа для проектов до 100 млн. руб. и

для более капиталоемких проектов со стороны АО «КРСК». Помимо прямых финансовых мер, предусмотрен широкий перечень правовых, информационных и имущественных мер поддержки со стороны корпорации МСП.

библиографический список

1. Статистическая служба Германии - URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Branchen-Unternehmen/Unternehmen/ Kleine-Unternehmen-Mittlere-Unternehmen/_inhalt. html;jsessionid= A256879E5D5D3D1B03A7AD8A0B21A55D.internet722

2. Маркварт Э. Поддержка малого бизнеса в Германии // Экономика. - 2017. - №4. - URL: http ://buj et.ru/article/319541 .php

3. Публичная декларация целей и задач министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа на 2019 год // URL: http://minkavkaz.gov.ru/upload/iblock/270/6.-Deklaratsiya-Minkavkaza-Rossii-2019.pdf

4. Общие сведения о задачах и структуре работы на основе открытой информации официального сайта Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа http:// minkavkaz. gov. ru/mini stry / activiti es/

5. Условия оказания мер поддержки с официального сайта АО «Корпорация МСП». - URL: https ://corpmsp. ru/about/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.