УДК 334.722
М.Р. Таштамиров
ст. преподаватель, кафедра «Банковское дело», Институт экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
г. Грозный
М.А. Барзаева
бакалавр,
Институт экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
г. Грозный
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ КОНЪЮНКТУРЫ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы влияния современной модели экономического устройства России на развитие малого и среднего предпринимательства. Проведен сравнительный анализ уровня деятельности малого и среднего бизнеса в России и в развитых странах. Рассмотрены направления политики экономического блока руководства страны в отношении развития малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, барьеры в развитии малого и среднего предпринимательства, оценка состояния малого и среднего предпринимательства, модель развития.
M.R. Tashtamirov, Chechen State University, Grozny
M.A. Barzaeva, Chechen State University, Grozny
THE CURRENT STATE OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE DIFFICULT CONDITIONS OF THE CONDITIONS OF THE RUSSIAN ECONOMY
Abstract. This article discusses the impact of modern model of economy of Russia on development of small and medium-sized businesses. A comparative analysis of the level of activity of small and medium business in Russia and in developed countries. The directions of the economic policy unit of the country's leadership in the development of small and medium business.
Keywords: small and medium enterprises, barriers in development of small and medium business, assessment of small and medium enterprises, development model.
Развитие экономики России в последние несколько лет сопровождалось стагнацией, а по итогам 2014-2015 гг. обернулось полноценным кризисом [8]. Замедление экономического развития прослеживается с 2013 года. Темп роста ВВП в 2013 году составил 1,3%, против 3,4% в 2012 г. [2] Хотя в период 2000-2011 гг. средний темп роста экономики составлял 5-6%. Подобное замедление явилось значительным сигналом к тому, что в экономике возникли структурные проблемы, связанные с деиндустриализацией. Рост ВВП страны замедлился в условиях высоких цен на основной экспортируемый ресурс (углеводородное сырье). Нефтяные котировки в период 2012 - середина 2014 гг. находились в диапазоне 100-110 долларов/баррель, однако развитие экономики замедлилось, что в свою очередь показало окончание эпохи эффективности использования природной ренты для экономического развития и поддержания уровня потреби-
тельского спроса. На протяжении последних 15 лет темп экономического развития задавался исключительно высокими ценами на энергоресурсы, это объясняет наращивание зависимости народного хозяйства в 6 раз и бюджета более чем в 5 раз от экспорта нефти. Так, доля доходов от экспорта нефти в бюджете страны увеличилась с 9% в 2000 году до 51% в 2015 году, а доля нефти в ВВП с 2,9% до 17% соответственно [2; 3].
Высокая стоимость нефти с наращиванием экспортно-сырьевой зависимости сформировали модель экономического развития не ориентированную на обеспечение конкурентоспособности экономики и качественного внутреннего производства. Не было создано благоприятных условий и предпринимательского климата для стимулирования малых бизнес структур, которые являются основой экономического развития, двигателем научно-технического прогресса и фундаментальным звеном рыночной экономики для демократически развитых стран. Результатом подобного построения «рыночной» экономики постсоциалистического типа стала неразвитость малого и среднего бизнеса. Так, доля малого бизнеса в ВВП России составляет 21%. Для сравнения:
• Япония - 63%,
• США - 62%,
• Китай и Италия - 61%,
• ЕС - 50% [10].
В таких странах как Италия и Китай 80% населения занято в секторе малого и среднего предпринимательства, а в России этот показатель составляет 21,4% [11]. Другим показателем, отражающим уровень развития малого бизнеса в стране, является соотношение количества действующих малых предприятий на 1000 жителей. В России этот показатель за 2015 год составляет 14 единиц, в США - 86, в Великобритании - 81, в ЕС - 35-40, в Китае - 11 [11].
Также, немаловажным фактором по оценке уровня развития малого бизнеса в стране является дифференциированность налогообложения. Например, в России налог на прибыль предприятий по крупному, среднему и малому бизнесу составляет 20%. Наибольшая дифференциация наблюдается в Канаде, где ставка налога на прибыль для крупных корпораций составляет 43%, а для малого бизнеса - 22%. В США - 34% и 15%, в Англии - 30% и 20% соответственно [4].
Таким образом, уровень развития малого бизнеса в России в сравнении с развитыми странами незначителен. Подобная ситуация в условиях кризисных явлений в экономике требует наращивания предпринимательских инициатив и стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Однако многолетняя модель построения сырьевой экономики наложила значительный отпечаток на деятельности малых бизнес структур, которая проявилась, прежде всего, в возникновении барьеров и проблем на пути в развитии малого бизнеса.
Предпринимательский климат формируется из множества отдельных факторов -положительных и отрицательных, некоторые из которых становятся для предпринимателей проблемами, тормозящими развитие их бизнеса. Многие из этих проблем не меняются из года в год, изменяется лишь степень их остроты. Однако в условиях кризиса
проблемы приобретают более острый характер и вызывают еще большие потери и ухудшение предпринимательского климата.
Рисунок 1 - Оценки предпринимателей в отношении изменения условий для ведения предпринимательской деятельности
Как видно из рисунка 1 последние три года для предпринимателей характеризуются ухудшением предпринимательской среды или ее неизменностью.
Ключевой проблемой для предпринимателей уже много лет подряд остается острая конкуренция на рынке - этот вариант отмечают 27% предпринимателей. Степень остроты этой проблемы в 2014-2015 годах была обусловлена, не только активизацией прочих участников рынка, но и сокращением совокупного спроса, вызванного проблемами в экономике. По итогам 2015 года объем розничной торговли снизился на 10% [5], что стало самым низким показателем с 1998 года. Прежде всего, подобное снижение объясняется двумя основными причинами: с одной стороны высоким ростом инфляции и цен на товары, в связи с девальвационными волнами в период 2014-2015 гг. [9], с другой стороны значительным снижением реальных доходов населения (на 4%). В совокупности этих двух факторов наблюдается увеличение числа бедных в России, если в 2014 году численность бедных составляла 16,1 млн человек (11% от всей численности) [1] то по итогам 2015 года - 19,2 млн человек (13,4% соответственно). То есть, из-за уменьшения числа платежеспособных клиентов, за каждого из них приходится вести борьбу. Конкурируют предприниматели в основном с участниками рынка примерно такого же размера - 74% конкуренцию с субъектами острой или умеренной, для сравнения: аналогичный показатель для крупного бизнеса составляет 38%. При этом основная форма конкурентной борьбы - конкуренция по цене, ее отметили 41% предпринимателей, второй по популярности вариант - конкуренция с дешевой импортной продукцией - набрал всего 15%. Это объясняется девальвацией рубля и удорожанием импортной продукции в последние годы. Доля предпринимателей, считающих конкуренцию с дешевым импортом наиболее важной формой конкурентной борьбы, за год сократилась почти в два раза.
Ухудшение уровня доступа к заемным ресурсам в 2015 году стало второй по
значимости проблемой - 29,5%. Сказалось повышение процентных ставок и ужесточение требований банков к заемщикам в части залогового обеспечения и финансового. Повышение процентных ставок связано с увеличением ключевой ставки Банком России в 2014 году до 17%. В результате Средневзвешенные процентные ставки по кредитам МСП выросли с 11% в 2014 г. до 18% в 2015 г. Удорожание кредитного ресурса для МСП с низким уровнем рентабельности в 2015 году привело к снижению кредитования МСП на 42% по сравнению с предыдущим годом. При этом доля кредитов МСП в общем объеме кредитования юридических лиц снизилась на 4,5% до 18,4%. Одной из основных проблем в сфере кредитования МСП становится рост просроченной задолженности по выданным кредитам, доля которой по итогам 2015 года составила 14%, что больше на 8,6% предыдущего периода [7]. Все в совокупности объясняет возрастание проблемы финансово-кредитного аспекта в деятельности малых и средних бизнес структур. Проблема с привлечением внешних источников финансирования за год переместилась на одну позицию вверх, сместив на третье место в рейтинге проблему с высоким налоговым бременем.
Уровень налоговой нагрузки, впрочем, также остается для предпринимателей весьма значимой проблемой - 21% предпринимателей указали, что именно этот фактор сдерживает развитие их бизнеса.
Плохое
Очень плохое
10
15
30
35
40
Очень плохое Плохое Среднее Хорошее Очень хорошее
■ 2015 25 40 3
■ 2014 2,4 18 38 18 1
■2013 4,3 15 40 15 2
Рисунок 2 - Оценки предпринимателей в отношении текущего финансового состояния их компаний
Все перечисленные выше факторы естественным образом сказываются на ожиданиях предпринимателей. Сложно оставаться оптимистично настроенным, если в течение столь короткого периода (а один год - все-таки достаточно короткий промежуток времени для бизнеса) ситуация ухудшается практически по всем направлениям, а открывающиеся возможности, связанные прежде всего с ослаблением национальной валюты и повышением за счет этого привлекательности продукции собственного производства на внутреннем и внешнем рынках, требуют значительных затрат, на которые готов пойти далеко не каж-
дый предприниматель в столь нестабильных условиях, а привлечь для этих целей заемное финансирование невозможно из-за дороговизны кредитов.
Примечателен тот факт, что компании, которые указали на наличие у них инновационной активности, оказались более финансово устойчивыми, а ухудшение их финансового состояния за прошедший год было менее резким, чем у субъектов МСП, не внедряющих инновации. Основные показатели деятельности субъектов МСП оказались затронуты негативными изменениями в различной степени.
На фоне развивающегося структурного кризиса российской экономики наиболее уязвимым является малый и средний бизнес, поскольку именно этот сегмент болезненно реагирует на негативные системные сдвиги в народном хозяйстве. С другой стороны для благоприятного экономического и социального развития государства, выхода из кризиса, требуется уделить наибольшее внимание именно субъектам малого и среднего предпринимательства. Однако политика экономического блока государственной власти направлена больше на поддержку наиболее крупных участников народного хозяйства. При рассмотрении антикризисного плана Правительства РФ на 2015 год и расходов на социальное обеспечение был заложен объем средств 2,7 трлн рублей, из которых всего 5 млрд рублей было направлено на поддержку малых инновационных предприятий, что составило всего 0,18% от всех средств. Даже финансирование отдельной отрасли всего сельского хозяйства составило лишь 50 млрд рублей (1,85% от объема). Для сравнения, наиболее приоритетным направлением расходования средств антикризисного плана явился банковский сектор, докапитализация которого составила более 50% (1 560 млрд рублей) всего объема запланированных средств. В рамках этой финансовой помощи средства были направлены в основном крупнейшим банкам страны: Газпромбанк - 100 млрд рублей, Банк ВТБ - 150 млрд рублей, Внешэкономбанк (ВЭБ) - 300 млрд рублей и еще 1 трлн рублей направлен на докапитализацию основных отраслевых банков и компаний. Ключевыми направлениями этого плана являлись:
- поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
- создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;
- компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);
- снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости;
- оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
- повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.
Всего план включал 60 пунктов. Однако указание ключевым направлением со-
действие развитию малых и средних предприятий при фактическом финансировании менее 1% из всего объема средств выглядит некорректным и весьма сомнительным. Также докапитализация крупнейших банков страны преследовала цель профинансировать через банки исключительно приоритетные отрасли экономики (добывающая отрасль, машиностроение, энергетика, сельское хозяйство). Соответственно крупные банки не работают с малыми бизнес структурами, поэтому содействие развитию малого предпринимательства в результате не реализовалось. Кроме того, по итогам 2015 года из 60 заявленных пунктов фактически реализовано всего 17-28% плана. По данным Счетной палаты РФ частично исполнен 21 пункт, а не выполнено 22 пункта [6]. Также 18,1% средств банки выделили на кредитование регионов, 79,2% ушли на пополнение собственных средств и рефинансирование банковских обязательств. В результате ни одно ключевое направление антикризисного плана не реализовалось. Более того, состояние предпринимательской активности значительно ухудшилось, что было отмечено ранее.
В результате проведенного исследования конъюнктуры предпринимательства малых и средних бизнес структур на современном этапе стагнирующей экономики России ясно, что экономический менеджмент страны не предпринимает сколько-нибудь значимых попыток оказать поддержку развитию МСП, поддерживая наиболее крупных игроков финансового рынка и промышленного хозяйства. Это объясняется тем, что именно добывающая промышленность, в частности нефтяная, и крупные государственные отраслевые банки способствовали поддержанию стабильности экономики и обеспечивали рост в условиях супер-цикла высоких нефтяных котировок. Однако современная реальность заставляет пересмотреть модель дальнейшего развития экономки для выхода из структурного кризиса и обеспечения роста в средне- и долгосрочной перспективе. Этого возможно будет достичь при проведении реальных мероприятий по поддержке развития МСП в части доступа к дешевым кредитным ресурсам, обеспечении здоровой конкуренции на рынке, снижении налоговой нагрузки, административного давления и послаблении законодательства. Только системный подход к решению проблемы развития МСП позволит обеспечить благоприятные условия для развития экономики в целом.
Список литературы:
1. Ашаганов А.Ю., Таштамиров М.Р. Бедность - экономическая проблема России // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 353-356.
2. Валовой внутренний продукт, годовые данные (в текущих ценах) 1998-2015 гг. [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/130116/tab1.htm (дата обращения: 03.06.2016).
3. Внешняя торговля: экспорт отдельных товаров за период 1998-2015 гг. [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vnesh-t/exp-to.htm (дата обращения: 03.06.2016).
4. Митрофанова И.А., Эрентраут А.А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. - 2012. - № 1, Т. 1. - С. 130-135.
5. Оборот розничной торговли [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 03.03.2016).
6. РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/spravka/ 20151021/1304635592.html#ixzz45QoFYJRX (дата обращения: 5.04.2016).
7. Таштамиров М. Р., Вахаева Х.С. Малый и средний бизнес в России и перспективы развития в условиях санкций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение» / DOI: 10.15862/125EVN615. 2015. Т. 7, № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/125EVN615.pdf (дата обращения: 03.06.2016).
8. Таштамиров М.Р. Взгляд на состояние экономики России через призму «санкционных войн» // Вестник Чеченского государственного университета. 2015. № 2. С. 40-45.
9. Таштамиров М.Р., Ашаганов А.Ю. Расходы населения России в условиях санкций и девальвации рубля // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXII международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015. С. 183-188.
10. Таштамиров М.Р., Барзаева М.А. Подходы к определению необходимости развития малого бизнеса России в сравнении с развитыми странами // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-3. С. 141-145.
11. Таштамиров М.Р., Калаева З.З. Уровень развития малого бизнеса в России в сравнении с развитыми странами // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58240 (дата обращения: 03.03.2016).