Аношкин Артем Николаевич ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ...
УДК 338.2
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ГОСУДАРСТВА
© 2016
Аношкин Артем Николаевич, аспирант
Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (105318, Россия, Москва, улица Измайловский вал, 2, e-mail: [email protected])
Аннотация. Малое и среднее предпринимательство в развитых странах рассматривается как один из основных источников экономического роста и социального благополучия. Динамичное развитие малого и среднего предпринимательства создает в стране новые рабочие места, позволяет гражданам самореализоваться, увеличивает поступления в центральные и региональные бюджеты. В последние годы малое и среднее предпринимательство в России развивалось относительно незначительными темпами. Это проявлялось в увеличении численности малых и средних предприятий, занятых на них работников, оборотов и прочих показателей. Однако развитие малого и среднего предпринимательства в России сдерживается рядом проблем. Значительная часть таких проблем связана с проводимой государством экономической политикой в отношении малого и среднего предпринимательства. Под государственной экономической политикой нами понимается деятельность органов государственной власти, осуществляемая для достижения долгосрочных и краткосрочных задач в экономической сфере и поддержания экономической безопасности государства. Под экономической политикой в отношении малого и среднего предпринимательства понимается система правовых, организационных, финансовых, институциональных и иных мер, направленных на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. В статье выделены основные группы проблем развития малого и среднего предпринимательства, обусловленные проводимой экономической политикой. Раскрыты основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса. Указана проблема нестабильности правовой базы, регулирующей деятельность организаций малого и среднего бизнеса. Выделена проблема доступа к новым рынкам сбыта в сфере государственных заказов. Охарактеризована проблема неблагоприятной налоговой среды для организаций малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, проблемы, Россия, экономическая политика, государственная экономическая политика, государственное регулирование, налогообложение, кредитование, законодательство.
PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA RELATED TO THE ECONOMIC
POLICY OF THE STATE
© 2016
Anoshkin Artem Nikolaevich, post-graduate student
Moscow University for Industry and Finance "Synergy" (105318, Russia, Moscow, IzmaylovskyVal st., 2, e-mail: [email protected])
Abstract. Small and medium enterprises is regarded as one of the main sources of economic growth and social well-being in the developed countries. The dynamic development of small and medium-sized businesses create new jobs in the country, allows citizens to fulfill your potential, increase revenues to the central and regional governments. In recent years, small and medium entrepreneurship in Russia has developed relatively modest pace. This is manifested in the increase in the number of small and medium-sized enterprises, of their employees, turnover and other indicators. However, the development of small and medium business in Russia is constrained by a number of problems. A large part of the problems connected with the State's economic policy in relation to small and medium-sized businesses. Under the government's economic policy we understand the activities of public authorities carried out in order to achieve long-term and short-term objectives in the economic sphere and maintaining economic security. Under the economic policy in relation to small and medium enterprises is a system of legal, organizational, financial, institutional and other measures aimed at stimulating the development of small and medium-sized businesses. The article highlights the main groups of problems of development of small and medium enterprises, due to economic policy. It outlines the main problems of crediting of small and medium-sized businesses. These problems instability of the legal framework governing the activities of small and medium-sized businesses. Highlighted the problem of access to new markets in the field of public contracts. Characterized by the adverse tax environment for small and medium businesses.
Keywords: SME problems, Russia, economic policy, state economic-cal policy, government regulation, taxation, lending legislation.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Малое и среднее предпринимательство (далее МСП) играет важнейшую роль во всех национальных экономических системах, построенных на основе рыночной модели, что обусловлено выполняемыми им социальными и экономическими задачами. Динамичное развитие сферы МСП является условием и фактором роста занятости населения, поиска гражданами направлений самореализации, роста собираемости налогов в центральные и региональные бюджеты, стимулирования развития инвестиционной и инновационной деятельности.
Предприятия МСП решают ряд задач, которые в силу своей инертности, не могут решить крупные бизнес-структуры. Некоторые исследователи указывают, что МСП имеет даже больше социальное значение, чем экономическое, отмечая, что «основные функции малого предпринимательства носят преимущественно социальный характер, с его развитием связывается не столько его вклад в «удвоение ВВП», но, прежде всего, снижение социальной напряженности в обществе, повышение
занятости и как следствие повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса и так далее»[1].
Как бы не оценивалась роль предприятий МСП - с большим уклоном в социальные или экономические функции - необходимость развития данной сферы экономики и совершенствования методов управления ею не вызывает сомнений. Связано это как с состоянием сферы МСП в России, выражающемся в показателях его развития, так и с конкретными проблемами, препятствующими действенному функционированию организаций малого и среднего бизнеса в стране.
Как показывают данные авторитетных международных исследований, Россия всё ещё значительно отстаёт от многих стран по условиям ведения малого и среднего бизнеса. К примеру, по данным исследования Всемирного Банка, отставание наблюдается по таким аспектам ведения бизнеса как [2]:
- регистрация новых компаний и открытие бизнеса (26 место в мире);
- получение разрешений на строительство (115 место в мире);
Аношкин Артем Николаевич I экономические
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ... науки
- подключение к энергоснабжению (30 место в мире);
- регистрация собственности предпринимателей (9 место в мире);
- доступность кредитования (44 место в мире);
- защита интересов акционеров и акционеров (53 место в мире);
- налогообложение (45 место в мире);
- состояние экспортных операций (140 место в мире);
- исполнение контрактов (12 место в мире);
- ликвидация предприятий (51 место в мире).
Значительная часть из проблем функционирования
МСП в России прямо или косвенно связана с проводимой в государстве экономической политикой. В таких условиях возникает научная и практическая потребность глубокого анализа состояния малого и среднего предпринимательства, и четкого выделения конкретных проблем, характерных для него и обусловленных проводимой в государстве экономической политикой.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России исследуются уже третье десятилетие, в связи с чем в теории накоплен существенный объем трудов, посвященных исследованию и решению проблем МСП в стране. Среди многочисленных исследований, посвященных вопросам и проблемам развития МСП в России во взаимосвязи с проводимой экономической политикой государства, можно выделить труды А.А. Афониной [3], Р.Г. Ахмадеева[9], М.А. Барзаевой[15],А.О. Блинова[4], Т.И. Бухтияровой[4], Т.В. Захаровой[5], И.А. Ильиных[6], Е.И. Карташовой[7], Г.М. Кашиповой[8], М.Е. Косова[9], А.С. Крутяковой[10], В.В. Малачевой[11], Д.П. Никитиной[12], И.И. Огородниковой[13], В.Э. Полетаева[14], О.Н. Савиной[12], М.Р. Таштамирова[15], В.В, Терёшина[16], И.Г. Юдаева[17] и др.
Несмотря на наличие значительного пласта научных и прикладных исследований, посвященных вопросам развития МСП, проблемы данной сферы постоянно видоизменяются, они тесно связаны с конкретными экономическими условиями в стране, требуют систематического научного мониторинга и формирования направлений для их устранения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в выделении наиболее значимых проблем развития малого и среднего предпринимательства в России во взаимосвязи с проводимой в стране экономической политикой.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Анализ официальных статистических данных, характеризующих развитие предприятий малого и среднего бизнеса в России (таблица 1) позволяет сделать предварительный вывод о том, что в последние годы, несмотря на множество негативных событий, происходил постепенный рост основных показателей деятельности малых и средних предприятий в России.
Таблица 1 - Динамика основных показателей деятельности малых и средних предприятий в России за 2011-2015 гг. [18]
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Число предприятий, тыс. 1 670 1 852 2017 2 077 2 113
Среднесписочная численность работников, тыс. 12 217 12 386 12 475 12 406 12 375
Оборот предприятий, млрд.руб. 26 350 27 761 28 174 29 499 31 420
Инвестиции в основной капитал, мггрд. руо. 730 694 731 849 949
Однако, несмотря на кажущийся динамичный рост показателей деятельности отечественного малого и среднего бизнеса, для него характерен ряд проблем, связанных в том числе с проводимой экономической политикой государства.
Для выделения наиболее значимых проблем развития малого и среднего предпринимательства, обусловленных проводимой экономической политикой, уточ-16
ним какой смысл вкладывается нами в понятие «экономическая политика», которое является многогранным и трактуется в научных источниках весьма разнообразно.
Понятие «политика» определяют как «...процесс управления объектом (государством или организацией) в соответствии с поставленными целями» [19]. Исходя из такого понимания, экономическую политику следует определить как деятельность органов государственной власти, осуществляемая для достижения долгосрочных и краткосрочных задач в экономической сфере и поддержания экономической безопасности государства. Экономическая политика государства может проводиться в отношении различных объектов управления - в соответствии с таким пониманием могут выделяться такие виды экономической политики как: социальная, конкурентная, региональная, ценовая, фискальная, инновационная, инвестиционная и другие виды экономической политики.
Под экономической политикой в отношении малого и среднего предпринимательства предлагается понимать систему правовых, организационных, финансовых, институциональных и иных мер, направленных на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Таким образом, субъектом экономической политики в отношении малого и среднего предпринимательства выступает государство в лице федеральных, региональных и муниципальных властей. Объектом такой политики является система экономических отношений, связанных с обеспечением функционирования предприятий малого и среднего бизнеса. Предметом экономической политики в отношении малого и среднего бизнеса является деятельность организаций малого и среднего бизнеса, организационно-институциональных структур, способствующих этой деятельности, а также инфраструктурных организаций тем или иным образом, участвующих в развитии предприятий малого и среднего бизнеса (кредитных, страховых и иных организаций).
Среди функций государственной экономической политики в отношении предприятий малого и среднего бизнеса можно выделить:
1. Управленческую, связанную с руководством контрольных и надзорных организаций, деятельность которых связана с функционированием предприятий малого и среднего бизнеса.
2. Концептуально-прогностическую, суть которой состоит в формировании концептуальных основ развития малого и среднего бизнеса на основе анализа и прогнозирования его развития.
3. Нормативную, предполагающую установление систем правил, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса или направленных на профилактику противоправного поведения представляющих его субъектов.
В последние годы в России в рамках проводимой государственной экономической политики в отношении малого и среднего предпринимательства принято множество мер, направленных на его поддержание. Всю совокупность таких мер можно разделить на следующие направления:
- нормативно-правовые меры, состоящие в изменении и совершенствовании системы законодательных норм, регулирующих различные аспекты деятельности предприятий МСП: вопросы приватизации недвижимого имущества предприятиями МСП, налоговое регулирование предприятий МСП, расширение доступа субъектов МСП к государственным закупкам, изменение требований к ведению бухгалтерского и статистического учета, изменения трудового законодательства и др.;
- прямые стимулирующие меры, основанные на принятии профильных программ по развитию малого и среднего предпринимательства и направленные на: поддержку начинающих субъектов МСП, поддержку субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере промышленного производства и разработки инновационной продукции и др.;
Аношкин Артем Николаевич ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ...
- создание инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства (инфраструктуры информационно-консультационной поддержки, инновационно-инвестиционной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры и др.).
Несмотря на комплекс предпринимаемых государством экономических мер в отношении развития малого и среднего предпринимательства в России, в современных условиях в этой сфере имеется ряд проблем, препятствующих эффективному развитию малого и среднего бизнеса в стране. Остановимся на наиболее значимых из таких проблем.
Среди проблем, обусловленных экономической политикой государства в отношении малого и среднего бизнеса, важно прежде всего выделить сложности доступа предприятий МСП к инвестиционному капиталу в виде займов финансово-кредитных учреждений. Так, если в России займы, предоставляемые малому и среднему бизнесу, составляют порядка 1,5 - 2 % от ВВП, то в других странах и регионах мира этот показатель значительно выше: к примеру, в Японии он составляет 35 %, в странах ЕС 32 %, в США 21 % от ВВП [20]. Среди конкретных проявлений проблем кредитования малого и среднего бизнеса в России можно выделить:
- недостаток у банков ресурсов для открытия субъектам МСП долгосрочных кредитных линий;
- значительно меньшая привлекательность субъектов МСП как потенциальных заёмщиков по сравнению с крупным бизнесом. Так, операционные затраты на выдачу кредитов крупному бизнесу и субъектам МСП приблизительно сопоставимы, но потенциальные выгоды ощутимо выше при взаимодействии с крупным бизнесом;
- зачастую низкая рентабельность представителей сферы МСП также снижает доступность кредитов для них;
- для предприятий МСП устанавливаются высокие требования по залоговому обеспечению.
Деятельность финансово-кредитных учреждений в существенной степени регулируется государством и, по сути, находится в поле проводимой государством экономической политики. В этой связи решение проблем, обусловленных недостаточным доступом к заемным ресурсам, требует принятия в дополнение к уже действующим мерам, новых стимулирующих решений, которые бы позволили увеличить распределение инвестиционного ресурса для предприятий МСП в России.
К проблеме развития МСП в России, связанного с экономической политикой государства, можно отнести недостаточный доступ предприятий малого и среднего бизнеса к условно «стабильным» рынкам сбыта продукции в сфере государственных заказов. Данная проблема, в свою очередь, связана с множеством прочих проблем - административных и организационных (сложностью документационного сопровождения процесса государственных закупок, сложностями доступа к государственным контрактам по ряду прочих административных причин), коррупционных (искусственными ограничениями конкуренции и прочими злоупотреблениями чиновников), экономических (высокими издержками участия МСП в государственных закупках и обусловленной этим низкой рентабельностью поставляемых государственным учреждениям услуг (работ, товаров). Принимаемые государством меры, направленные на решение данной проблемы имеют сегодня в большей степени декларативный характер, о чём свидетельствуют результаты опросов специалистов в данной сфере [21, 22]. Таким образом, ограничение дополнительных рынков сбыта для предприятий МСП не позволяет им повысить показатели экономической эффективности, нарастить финансовую устойчивость и, таким образом, снижают доступ к заемным ресурсам.
Нестабильность законодательства также существенно влияет на деятельность предприятий МСП в России.
В этом смысле повышаются издержки предприятий (на осмысление и переход к новым системам регулирования и контроля деятельности предприятий), вводятся новые сборы, снижающие рентабельность малых и средних предприятий.
К числу важнейших проблем МСП в России следует отнести и высокий уровень налоговых ставок для него. Если в большинстве развитых стран МСП отнесено к особому субъекту государственного регулирования, ввиду его экономической значимости, то экономическая политика в России только на пути к этому. В последние годы в России было принято множество законов и подзаконных актов, направленных на снижение налогового бремени для предприятий МСП. Однако, несмотря на это, проблема создания благоприятной налоговой среды для МСП в России ещё не разрешена. Связано это со следующими конкретными недостатками действующей системы налогообложения:
1. Сложностью системы налогообложения, что увеличивает финансовые и временные затраты предприятий МСП на квалифицированную оплату всех налогов и сборов без нарушений налогового законодательства.
2. Высокий уровень налогообложения. В современных условиях наблюдается явный приоритет фискальных интересов государства над прочими, что ведет к установлению налогов без проведения глубокого анализа эффектов от их снижения или повышения [23].
3. Нестабильность налогового законодательства -также вносит свой негативный вклад в состояние налоговой среды для малого и среднего предпринимательства в России. Частые изменения налогового законодательства затрудняют работы как налоговых служб, так и налогоплательщиков. По справедливому мнению исследователей, изменения в налоговом законодательстве должны сопровождаться внесением уточнения в бюджеты соответствующих уровней [24].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, сложившаяся в последние годы ситуация в сфере реализации государственной экономической политики в отношении предприятий малого и среднего бизнеса позволяет констатировать, что эффективное развитие сферы МСП сдерживается либо декларативными решениями органов государственной власти, либо недостаточно проработанными мерами, принимаемыми по ключевым аспектам деятельности предприятий МСП, либо ошибочными управленческими решениями, которые не способствуют развитию малого и среднего бизнеса в России. В таких условиях возникает необходимость дальнейших теоретических и прикладных изысканий, посвященных конкретным группам проблем, препятствующим развитию малого и среднего бизнеса в России: доступом к инвестиционному ресурсу, неблагоприятной налоговой среды, ограниченным рынком сбыта продукции предприятий МСП, нестабильностью правовой среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в современной России: монография / А.Ю. Манохин. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В. [Электронный ресурс]. URL - http://www.tambov-rosnou.ru/monograf/ (дата обращения 12.1l.2016)
2. DoingBusiness 2017 [Электронный ресурс] / URL - http://www.doingbusiness.org/~/media/wbg/doingbusi-ness/documents/profiles/country/rus.pdf (дата обращения 08.11.2016)
3. Афонина А.А. Современная экономическая политика государства в сфере развития малого и среднего предпринимательства (на примере Ульяновской области) // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 10. С. 99-102.
4. Блинов А.О., Бухтиярова Т.И. Государственная стратегия управления развитием малого и среднего предпринимательства // Социум и власть. 2016. № 4 (60). С. 108-113.
Аношкин Артем Николаевич ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО .
5. Захарова Т.В. Государственная поддержка малого бизнеса в Орловской области // Экономическая среда.
2014. № 2 (8). С. 33-37.
6. Ильиных И.А. Роль государственной политики развития малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 417-421.
7. Карташова Е.И. Налоговые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2012. № 4. С. 26-29.
8. Кашипова Г.М. Основные направления экономической политики государства в области поддержки малого предпринимательства // Евразийский союз ученых.
2015. № 8-1 (17). С. 33-36.
9. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Экономическое неравновесие российского предпринимательства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 14 (299). С. 33-43.
10. Крутякова А.С. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014.№ 12. С. 3137.
11. Малачева В.В. Совершенствование механизма инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Малачева Валерия Васильевна. - Санкт-Петербург, 2015. - 22 с.
12. Никитина Д.П., Савина О.Н. Специальные налоговые режимы для мсп: их роль и эффективность // Содействие развитию малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт и российская практика. 2015. № 2. С. 89-97.
13. Огородникова И.И. Государственное регулирование малого бизнеса: региональный аспект // Ямальский вестник. 2016. № 1 (6). С. 34-43.
14. Полетаев В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография/Полетаев В. Э. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 281 с.
15. Таштамиров М.Р., Барзаева М.А. Современное состояние малого и среднего предпринимательства в сложных условиях конъюнктуры экономики России // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 6 (58). С. 77-83.
16. Терёшина В.В. Экономическая политика как мера правового регулирования малого и среднего предпринимательства // Инновационное развитие экономики. 2013. № 4-5 (16). С. 263-265.
17. Юдаев И. Г. Формирование региональных стратегий развития малого и среднего предпринимательства : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Юдаев Ифраим Гаврилович. - Кисловодск, 2010. - 25 с.
18. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб./ Росстат. - М., 2015. - 96 с. [Электронный ресурс]. URL - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1139841601359 (дата обращения 20.11.2016)
19. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 882 с.
20. Хайретдинов Н.Р. Анализ инфраструктуры формирования финансовых ресурсов малых организаций. // Финансы и кредит. - 2014. - №31. - с. 74.
21. Козырная карта [Электронный ресурс] / Российская газета. [URL] - https://rg.ru/2013/06/11/gos-zakaz.html (дата обращения 24.11.2016);
22. Малый бизнес и закупки: что мешает открыть доступ? [Электронный ресурс] / Информационный портал «Торг уместен». [иАЪ] - http://www.b2b-center.ru/zak-upki/analytics/malyj-biznes-i-zakupki/ (дата обращения 24.11.2016)
23. Трунина В.Ф., Горбунова А.А. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса РФ и пути их решения // Международный научно-исследовательский
журнал. 2015. № 4-2 (35). С. 59-61.
24. Смогина И. А. Налогообложение малых предприятий / И. А. Смогина // Право и экономика. - 2012. - № 11. 74 - 79с.