Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ЗНАЧЕНИЮ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА'

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ЗНАЧЕНИЮ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / МНОЖЕСТВЕННОЕ ГРАЖДАНСТВО / ЗНАЧЕНИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пронякина С.Ю.

Рассмотрены основные теоретические подходы к определению категории «двойное гражданство» в правовой науке, исследованы причины возникновения двойного гражданства, проанализированы значение и роль двойного гражданства в современном мире, рассмотрена связь двойного гражданства и государственного суверенитета. Сделан вывод, что допустимость двойного гражданства можно рассматривать как суверенное право государства, отмечена необходимость заключения международных договоров по вопросам двойного гражданства. Предложено увеличение размера административных штрафов за сокрытие информации о наличии гражданства иностранного государства в связи со значимостью данных сведений для государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE DEFINITION AND SIGNIFICANCE OF DUAL CITIZENSHIP

The article discusses the main theoretical approaches to the definition of the category of "dual citizenship" in legal science, explores the causes of dual citizenship, analyzes the significance and role of dual citizenship in the modern world, considers the relationship between dual citizenship and state sovereignty. The author concludes that the admissibility of dual citizenship can be considered as a sovereign right of the state, noted the need to conclude international treaties on issues of dual citizenship. The author proposes an increase in the amount of administrative fines for concealing information about the citizenship of a foreign state in connection with the significance of this information for the state.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ЗНАЧЕНИЮ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА»

УДК 342.71

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/3/50-63

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ЗНАЧЕНИЮ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

С. Ю. Пронякина

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 3 августа 2022 г.

Аннотация: рассмотрены основные теоретические подходы к определению категории «двойное гражданство» в правовой науке, исследованы причины возникновения двойного гражданства, проанализированы значение и роль двойного гражданства в современном мире, рассмотрена связь двойного гражданства и государственного суверенитета. Сделан вывод, что допустимость двойного гражданства можно рассматривать как суверенное право государства, отмечена необходимость .заключения международных договоров по вопросам двойного гражданства. Предложено увеличение размера административных штрафов за сокрытие информации о наличии гражданства иностранного государства в связи со значимостью данных сведений для государства.

Ключевые слова: гражданство, двойное гражданство, множественное гражданство, значение двойного гражданства, государство, государственный суверенитет.

Abstract: the article discusses the main theoretical approaches to the definition of the category of "dual citizenship" in legal science, explores the causes of dual citizenship, analyzes the significance and role of dual citizenship in the modern world, considers the relationship between dual citizenship and state sovereignty. The author concludes that the admissibility of dual citizenship can be considered as a sovereign right of the state, noted the need to conclude international treaties n on issues of dual citizenship. The author proposes an increase in the amount of

Q| administrative fines for concealing information about the citizenship of a foreign

Z state in connection with the significance of this information for the state.

^ Key words: citizenship, dual citizenship, multiple citizenship, meaning of dual

g citizenship, state, state sovereignty.

см

Исследование правового феномена «двойное гражданство» и причин 50 его возникновения традиционно вызывает интерес у конституционали--стов разных стран. В отечественной науке конституционного права содержание термина «двойное гражданство» раскрывается по-разному, в связи с чем актуальным представляется изучение основных теоретических подходов к определению двойного гражданства. Кроме того, в условиях сложной геополитической обстановки актуально исследование роли и значения двойного гражданства в современном мире, в частности связи категорий двойного гражданства и государственного суверенитета.

Любое суверенное государство самостоятельно, независимо ни от какой другой власти или вне границ этого государства, регулирует во-

© Пронякина С. Ю., 2022

просы собственного гражданства1. Право государств самостоятельно устанавливать во внутреннем законодательстве право сохранения или утраты гражданства в случае, если граждане приобретают или имеют гражданство другого государства, закреплено Европейской конвенцией . о гражданстве 1997 г.2 Однако право государств самостоятельно решать ^ ключевые вопросы гражданства нередко приводит к противоречиям в их правовом регулировании, что, в свою очередь, является причиной воз- р никновения у человека гражданства двух и более государств. н

М. В. Варлен отмечает, что случаи двойного гражданства возникают и из-за применения государствами разных принципов при решении во- § просов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина — при выходе о замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна ы «следовать гражданству своего супруга»3. К. В. Арановский полагает, что * причиной бипатризма может быть несогласованность законодательства о гражданстве, приводя пример Китая, который до 1980 г. считал свои-

=1 о За

ми гражданами хуацяо (этнических китайцев, проживающих за преде- л

лами КНР) и не оговаривал статус тех из них, кто состоял в иностранном гражданстве. При вступлении женщины в брак с лицом, происходящим из страны, где «жена следует гражданству мужа», супруга такого лица, * сохраняя гражданство по законам своей страны, по исламским законам р

получит новое гражданство и утратит прежнее. Это фактическое двой- §

д

ное гражданство, когда ни одно из государств не признает альтернатив- о ного гражданства4. Т

Российское дореволюционное законодательство также признавало § принцип следования гражданству мужа, однако бипатризм был недопустим. Так, ст. 853 Закона от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства» гласила: «Само собой прекращается подданство в силу выхода русской подданной замуж за иностранца, но в случае вдовства или расторжения брака она имеет право возвратиться в русское подданство, представляя местному губернатору удостоверение о прекращении ею брака с иностранцем»5. Отрицательное отношение к двойному гражданству высказывалось и до революционными учеными. В. М. Гессен писал: «...с точки зрения меж дународного права явления двуподданства... должны быть признаны не

51

1 См.: Шевцов В. С. Гражданство в Советском союзном государстве. М., 1969. С. 55.

2 Европейская конвенция о гражданстве : заключена в г. Страсбурге 6 ноября 1997 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Варлен М. В. Гражданство : Россия и СНГ : учеб.-практ. пособие. М., 2010. С. 92-93.

4 См.: Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран : учеб. пособие. М., 2000. С. 353.

5 Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1908. Т. 1 : Введение и Общая часть. Изд. 6-е / под ред. З. Д. Авлова [и др.]. 1908. С. 273.

возможными, по существу. Каждый индивид в международном обороте является подданным определенного государства; каждый является подданным только одного государства»6.

Вместе с тем не только противоречия в законодательстве разных стран являются причиной возникновения двойного гражданства. Иногда имеет место осознанное стремление отдельных лиц стать гражданами разных государств с целью пользоваться правами, предоставленными гражданам в каждом государстве, чтобы передвигаться без получения визы или вида на жительство, быть «гражданами мира». Такой подход часто обосновывается принципом любого демократического общества, который отражен и в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Как указывает Л. В. Мицкевич, «признание двойного гражданства (хотя бы и под определенными условиями) выглядит более демократично, чем полный отказ от него»7.

Ведущий отечественный конституционалист С. А. Авакьян выделяет следующие варианты возникновения двойного гражданства: по решению компетентного органа государства по конкретному случаю; явочным путем (т. е. приобретение гражданства по собственному желанию, не спрашивая разрешения своего государства), но затем обращение к своему государству в целях признания второго гражданства; путем заключения соглашений о двойном гражданстве; в результате коллизии законодательства двух стран, при которой человек независимо от своей воли получает второе гражданство8.

В юридических словарях как синонимы рассматриваются следующие термины: «бипатризм» (от лат. bis — дважды и греч. patridos — Родина, Отечество), «двойное гражданство» и «многогражданство» (двугражданство, бипатризм), определяемые как принадлежность лица одновременно к оо гражданству двух и более государств9.

о: Анализируя научную литературу, можно сделать вывод, что в правовой науке существует множество определений двойного гражданства, при этом в каждом определении отражается подход конкретного автора к сч сущности двойного гражданства. Кроме того, несмотря на указанное разнообразие, можно выделить несколько устойчивых традиционных подхо-

дов к определению категории «двойное гражданство».

Первый подход заключается в том, что понятие «двойное гражданство» означает, что лицо имеет гражданство нескольких государств одновременно, при этом не имеет решающего значения: признан ли статус гражданина в данном государстве или нет, самого факта наличия у

6 Гессен В. М. Подданство, его установление и прекращение. СПб., 1909. Т. 1 С. 136.

7 Мицкевич Л. В. Комментарий законодательства государств — участников СНГ о гражданстве. М., 1996. С. 25.

8 См.: Авакьян С. А. Конституционный лексикон : государственно-правовой терминологический словарь. М., 2015. С. 241.

9 См.: Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1999. С. 376.

=1

о

лица нескольких гражданств достаточно, чтобы считать его бипатридом. С. А. Авакьян в терминологическом словаре определяет понятие двойного гражданства как «наличие у физического лица одновременно гражданства (подданства) двух государств»10. .

B. Н. Дурденевский и С. Б. Крылов раскрывают понятие «двуграж- ^ данство или кумуляция гражданства», обозначая его как случай одновременного состояния в гражданстве двух или нескольких государств. р Такое состояние может возникнуть при рождении от граждан страны, §

„я

применяющей право крови, на территории страны, применяющей право и

почвы, при определении гражданства происхождением11. §

А. С. Автономов указывает, что «под двойным (множественным) граж данством понимается принадлежность одного и того же лица одновре

менно двум (или более) различным государствам»12. о

C. В. Черниченко отмечает, что «двойное гражданство — правовое со- ы стояние лица, означающее, что данное лицо является гражданином двух * и более государств в соответствии с их законами». При этом С. В. Чер- § ниченко категорично определяет двойное гражданство как серьезную е проблему, требующую дальнейшего исследования и принятия соответ- л ствующих мер для устранения13. Ю. Р. Боярс также определяет двойное § гражданство как «правовой статус лица, при котором оно одновременно Ю обладает гражданством более чем одного государства»14. *

В рамках первого подхода некоторые ученые пытаются разграничить р

о

термины «множественное гражданство» и «двойное гражданство», при ^

д

этом критерием различия является не признание государствами этих гражданств, а только количество гражданств. С. А. Егоров указывает, что т множественное гражданство — это «наличие у лица гражданства двух или § более государств, в связи с чем термин «множественное гражданство» является более точным, чем термин «двойное гражданство»15.

Ю. А. Дмитриев, Е. Ю. Моисеева отмечают, что полигражданство (многогражданство) возникает в случае наличия у одного человека, помимо российского, гражданства иных государств. Их число не ограничивается законом, за исключением защиты интересов государственной тайны, безопасности и государственной службы. Во всех других случаях наличие иного гражданства определяется только соображениями практической целесообразности: ведение бизнеса в других странах, наличие

53

10 Авакьян С. А. Конституционный лексикон : государственно-правовой терминологический словарь. М., 2015. С. 241.

11 См.: Международное право : учебник / под ред. В. Н. Дурденевского и С. Б. Крылова. М., 1947. С. 178.

12 Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. М., 2007. С. 96-97.

13 См.: Черниченко С. В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968. С. 98-100.

14 Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. С. 17.

15 Международное право : учебник / Б. М. Ашавский [и др.] ; отв. ред. С. А. Егоров. М., 2015. С. 45.

зарубежной недвижимости, родственников — иностранных граждан и иными практическими соображениями16.

Второй подход к определению двойного гражданства исходит из того, что «двойное гражданство» означает, что государство заключило международное соглашение и признает особый правовой статус лица.

Так, Н. В. Витрук определяет двойное гражданство следующим образом: «...предусмотренное законодательством о гражданстве правовое состояние, при котором лицо имеет одновременно гражданство двух государств на основе соглашения этих государств»17.

Я. Л. Ванюшин придерживается позиции, согласно которой двойное гражданство предполагает наличие международного договора (соглашения) между государствами, определяющего статус бипатридов. Множественное гражданство (иногда именуемое еще как «второе гражданство», «двойное неурегулированное гражданство») не предполагает наличия таких договоренностей и, соответственно, допускает возможность истребования каждым государством одних и тех же обязанностей от человека18.

Некоторые ученые, например А. А. Югов, рассматривают «множественное гражданство» как конституционно-правовой статус лиц, имеющих документы о наличии у них гражданства двух или более государств. Этот правовой статус (статус гражданина двух или трех государств) принципиально отличается от правового положения лиц, имеющих двойное гражданство. В этом случае в условиях, когда у России с государствами, в которых лицо получило документы о втором или третьем гражданстве, нет договоров о признании двойного гражданства, обладатель нескольких гражданств по имеющимся у него документам может рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляются гражданам того государства, на территории которого он находится в данное время19. оо А. И. Казанник, А. Н. Костюков справедливо отмечают разделение двойного и второго гражданства по юридическому смыслу и считают, что . двойное гражданство предполагает юридическое признание со стороны государства специального статуса, второе гражданство — лишь констата-сч ция факта наличия гражданства иного государства20.

54 -

16 См.: Дмитриев Ю. А., Моисеева Е. Ю. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный). М., 2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17 Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С.143—144.

18 См.: Ванюшин Я. Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19 См.: Югов А. А. Гражданство в Российской Федерации : размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. 2009. № 1. С. 41.

20 См.: Конституционное право : университетский курс : учебник : в 2 т. / под ред. А. И. Казанника, А. Н. Костюкова. М., 2015. Т. 2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Данный подход представляется автору логичным и обоснованным, поскольку именно заключение международных соглашений означает фактическое признание государствами двойного гражданства с целью установления разграничений в правах и обязанностях лица в каждом из . договаривающихся государств21. Ю

А. С. Автономов отмечает, что следует отличать двойное гражданство

от многоуровневого гражданства в федеративных государствах, что в фе- р

о

дерациях союзное гражданство не может вступить в противоречие с граж- я данством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут и предоставляться лишь дополнительные гарантии прав, которые едины . для всех граждан союза и устанавливаться некоторые дополнительные ^ права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но ко- д торые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом д гражданина. В Швейцарии наряду с общешвейцарским и кантональным -гражданством имеется также и гражданство общин, т. е. муниципальных образований22. р К. В. Арановский вводит понятие «полулегальное двойное граж- д данство», понимая под ним ситуацию, когда «одна страна не возражает л против того, чтобы человек имел статус бипатрида, а другая не при- и знает двойное гражданство»23. Однако право государств самостоятель- . но решать вопросы гражданства в национальном законодательстве не нарушает принципа законности. В связи с чем употребление термина § «полулегальное» (синонимы — полуофициальный, полуподпольный, по- д лукриминальный, околозаконный)24 представляется в данном случае § неоправданным. в Полагаем, что двойное гражданство — это одновременно правовая и ° политическая категория, которая регулируется как национальным, так и международным правом. Значение института двойного гражданства не может быть неизменным на протяжении истории, поскольку всегда зависит от политического строя государств, от соотношения сил на международной арене, от геополитической обстановки в мире. С. А. Комаров обращает внимание на политическую природу гражданства: «Гражданство как членство в государстве понимается прежде всего не как союз_

55

21 Именно такой подход воплощен в проекте федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», находящемся на момент подготовки данной публикации на рассмотрении в ГД ФС РФ (см.: Законопроект № 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации»). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/49269-8 (дата обращения: 16.04.2022).

22 См.: Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. М., 2007. С. 96-97.

23 Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран : учеб. пособие. М., 2000. С. 353.

24 См.: Словарь синонимов ASIS / сост. В. Н. Тришин. 2013. URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/128554 (дата обращения: 08.04.2022).

всех, а как личностей, находящихся в устойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством»25.

В связи с этим, на наш взгляд, допустимость двойного гражданства можно рассматривать и как суверенное право государства, что подтверждено правовой позицией Конституционного Суда РФ: «.только суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина»26.

Следует согласиться с В. С. Шевцовым, который указывал: «Обладание лицом двойным или множественным гражданством нарушает государственный суверенитет, поскольку тем самым подрывается основополагающий принцип двойного гражданства — осуществление полной юрисдикции суверенной власти над своими гражданами»27.

В современном мире основная роль двойного гражданства, на взгляд автора, заключается в предоставлении возможности бипатриду извлекать максимальную выгоду из своего положения в зависимости от его жизненной ситуации и геополитической обстановки в мире, выбирать, какое государство в конкретный момент времени предоставит ему защиту и покровительство. Н. М. Коркунов справедливо отмечал: «Связь, соединяющая с государством его подданных, не обусловлена фактами нахождения их на государственной территории. Подданный, находясь и вне государства, не перестает быть его членом, они и за границей пользуются покровительством своих отечественных консулов и дипломатических миссий»28.

Отдельные ученые приводят ряд аргументов в пользу двойного гражданства. Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, получаса ют возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также о: во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо. Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпри-сч нимательства и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам. В-третьих, наличие двойного гражданства в некоторых странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением. 56 В-четвертых, в некоторых правопорядках вместе с получением гражданства приобретаются и льготы в налогообложении29.

25 Комаров С. А. Личность в политической системе российского общества. М., 1996. С. 105.

26 По запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации : определение Конституц. Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 250-0. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

27 Шевцов В. С. Гражданство в Советском союзном государстве. С. 55.

28 Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1893. С. 188—189.

29 См., например: Блинов А. Б., Чаплин Н. Ю. Гражданство России : проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 4. С. 4.

На взгляд автора, вышеуказанные обоснования преимуществ двойного гражданства представляются неоправданными, поскольку основополагающий признак гражданства — устойчивость политико-правовой связи с конкретным государством может сохраняться только при осуществлении . прав и обязанностей в одном и том же государстве, что способствует даль- ^ нейшему укреплению данной связи. Напротив, попытки индивида определить, в каком государстве «выгоднее» реализовывать свои права, а в р каком — исполнять обязанности, в конечном счете не могут способствовать Я развитию и усилению роли конкретного государства на международной и арене. Следует согласиться с советскими учеными, которые в категории q «гражданство» отмечали важность морального единения гражданина с —| государством30. Могут ли быть лица, имеющие двойное гражданство, в g частности гражданства государств, противостоящих друг другу, заинте- о ресованы одновременно в развитии обоих государств, в их укреплении? г Представляется, что это противоестественно и невозможно. Вместе с тем : большинство лиц чаще всего стремятся быть гражданами именно сильно- § го суверенного государства для максимально полного обеспечения защи- 1? ты прав и свобод человека и гражданина, для «уверенности в завтрашнем Л дне». Идеи глобализации мира, которые недавно рассматривались как Я прогрессивные, в настоящее время показали свою уязвимость. Пандемия § COVID-19 стала катализатором пересмотра государствами направлений : глобального развития. Иными словами, в настоящее время наблюдает- а ся поворот в сторону понимания, что только сильное государство, сохра- g нившее свой суверенитет, способно противостоять угрозам современного н мира. Еще Б. Н. Чичерин отмечал: «Как идеал свободы, объявление прав Q

DJ

человека и гражданина имело существенное историческое значение. В ° демократическом обществе оно составляет самый могучий оплот против социализма, стремящегося поглотить лицо в государстве. Но выставленный в нем идеал односторонний, ибо утверждение и развитие свободы не есть единственная цель государства; она должна быть согласована с другими, высшими началами»31.

Полагаем, для того чтобы государство развивалось и могло обеспечить потребности своих граждан, в этом должны быть заинтересованы, прежде всего, сами граждане. Председатель Конституционного Суда 57

РФ В. Д. Зорькин в своем выступлении от 18 мая 2021 г. подчеркивает:-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«... одной из ведущих тенденций стало своего рода возвращение прошлых практик или, если говорить более образно, возвращение назад к государству. Пьер Бурдье (Pierre Bourdieu) понимал государство двояко: с одной стороны, как некий бюрократический аппарат управления коллективными интересами, а с другой стороны — территориальная юрисдикция, на которой такое бюрократическое управление функционирует. Добавлю

30 См.: Международное право : учебник / под ред. В. Н. Дурденевского и С. Б. Крылова. М., 1947. С. 178.

31 Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М., 1894. Т. 1—3. Доступ из ин-форм.-правовой системы «Гарант».

сюда и третье значение — государство как механизм разрешения общих проблем и выполнения тех задач, которые частным субъектам или каким-то иным объединениям неинтересны, например борьба с бедностью, массовое здравоохранение»32.

Конституционный Суд РФ неоднократно высказывал правовую позицию о снижении для бипатрида значимости гражданства Российской Федерации: «... гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается»33.

А. И. Ковлер отмечает, что «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения — это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства»34.

С. А. Авакьян задает риторический вопрос: «В самом деле, какому государству служит человек, имеющий двойное гражданство, чьи интересы для него (явно и тайно) на первом плане?». Не будем забывать, что каждое государство требует от своих граждан верности себе и защиты интересов своего Отечества, а это плохо вяжется с фактом обладания иностранным гражданством, если человек имеет доступ к святая святых всех оборонных, стратегических и прочих аспектов безопасности государства35.

Недопустимость наличия двойного гражданства у государственных оо служащих была подчеркнута Президентом РФ в Послании Федераль-о I ному Собранию в 2020 г.: «.главы субъектов Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных сч федеральных органов, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет по-

58 -

32 Выступление Председателя Конституц. Суда РФ «Право и государство на перекрестке времен». URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem. aspx?ParamId=89 (дата обращения: 08.04.2022).

33 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Набиева Раша-да Гасан оглы на нарушение его конституционных прав подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» : определение Конституц. Суда РФ от 20 мая 2021 г. № 887-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

34 Ковлер А. И. Двойное гражданство : панацея или ловушка? // Актуальные проблемы гражданства : материалы Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам гражданства. М., 1995. С. 119.

35 См.: Авакьян С. А. Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 42.

стоянно проживать на территории другого государства. Смысл, миссия государственной службы именно в служении, и человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего для себя решить, что он связывает

свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полу- .

тонов и допущений»36. ю

Как справедливо отмечает Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С. И. Неве- р ров, «государство должно знать, находится ли гражданин в обществен- Я но-правовой связи с другой страной, какие у него есть обязанности. Ведь, и приобретая гражданство, человек наделяется не только правами, но и § обязанностями, в том числе воинской обязанностью, обязанностью отста- ^ ивать интересы этой страны и др.»37. д Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Фе- О дерации 2016 г. одним из направлений обеспечения информационной ы безопасности в области государственной и общественной безопасности -является повышение безопасности функционирования объектов инфор- § мационной инфраструктуры, в том числе в целях недопущения ино- е странного контроля за функционированием таких объектов»38. л В связи с этим для предотвращения информационных угроз необхо- § димо осуществление контроля за деятельностью лиц, состоящих в пра- Ю вовой связи одновременно с несколькими государствами, которые могут -осуществлять контроль за объектами информационной инфраструк- р туры РФ. ж Важно отметить, что за сокрытие информации о наличии граждан- о ства иностранного государства в Российской Федерации предусмотрена т административная (за нарушение порядка предоставления сведений о о наличии иностранного гражданства) и уголовная ответственность (за непредставление вышеуказанных сведений). Однако случаи привлечения к уголовной ответственности за данное преступление встречаются крайне редко. Из официальной статистики Судебного департамента Верховного Суда РФ следует, что в 2019 г. по ст. 330.2 УК РФ осудили 11 человек39, в 2020 г. - 2 человека40, в первом полугодии 2021 г. - только

36 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Рос. га- 59 зета. 2020. 16 янв. -

37 Цит. по: Остапец О. Г. Новеллы законодательства о гражданстве Российской Федерации : за и против // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3. С. 56-62.

38 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50. Ст. 7074.

39 Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2019 год. иКЬ: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259_(дата обращения: 06.04.2022).

40 Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2020 год. ИКЬ: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (дата обращения: 06.04.2022).

4 человека41. ГАС «Правосудие» по состоянию на апрель 2022 г. содержит всего 14 обвинительных приговоров по ст. 330.2 УК РФ42. В качестве примера можно привести уголовное дело С. Ю. Кулакова, вина которого заключалась в том, что он совершил неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства и иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, являясь при этом сотрудником органов внутренних дел, занимая различные должности в УМВД России по Васи-леостровскому району г. Санкт-Петербурга. С. Ю. Кулаков по личным мотивам умышленно скрывал наличие гражданства иностранного государства, умышленно не уведомил органы Федеральной миграционной службы о наличии у себя гражданства иностранного государства43.

Полагаем, что наказания за нарушение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, неоправданно незначительны. Так, размер административного штрафа определен ст. 19.8.3 КоАП РФ в 500—1000 рублей44, а ст. 330.2 УК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательные работы на срок до 400 часов45. Представляется, что необходимо прежде всего повышение размера административного штрафа для стимулирования добросовестного отношения гражданина к исполнению обязанности по уведомлению о наличии гражданства иностранного государства.

В результате проведенного исследования автором сделаны следую-^ щие основные выводы:

о I 1. Причины возникновения двойного гражданства могут быть разными, как и термины, обозначающие данное правовое явление.

2. Сравнительно-правовой анализ научной и учебной литературы сч показал, что понятия «двойное» и «множественное» иногда рассматри-

60 -

41 Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за I полугодие 2021 года. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5895 (дата обращения: 06.04.2022).

42 Поиск по делам и судебным актам ГАС «Правосудие». URL: https://bsr.sudrf. ru/bigs/portal.html (дата обращения: 16.04.2022).

43 Приговор суда по ст. 330.2 УК РФ № 1-374/2017. URL: https://sud-praktika. ru/precedent/454217.html (дата обращения: 06.04.2022).

44 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

45 Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2021). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

о

=1

а> за

ваются как синонимичные, что представляется неверным, в связи с чем необходимо их разграничение в научной и учебной правовой литературе.

3. Институт двойного гражданства можно рассматривать как неотъемлемую часть демократического общества, вместе с тем данный ин- . ститут не может способствовать укреплению государства как аппарата ^ управления обществом. Положительные стороны двойного гражданства можно рассматривать лишь с позиции бипатридов, которые заключаются р в возможности выбора: в каком государстве реализовывать свои права и § обязанности, а также получать защиту и покровительство. и 4. Необходимо повышение мер ответственности за сокрытие инфор- § мации о втором гражданстве в силу значимости данных сведений для ^ государства. д

5. В современном мире двойное гражданство объективно существует о

как правовое явление, которое устранить полностью невозможно, в связи ы

с чем необходимо расширение практики заключения международных до- -говоров о двойном гражданстве для его признания и устранения неопределенности в правах и обязанностях бипатридов в каждом государстве,

гражданином которого лицо является. л

е

Библиографический список ю

Авакьян С. А. Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб. : Юри- : дический центр Пресс, 2003. 643 с. р

Авакьян С. А. Конституционный лексикон : государственно-правовой Ж терминологический словарь. М. : Юстицинформ, 2015. 640 с. §

Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных с стран : учебник. М. : ТК Велби : Проспект, 2007. 560 с.

Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М : ФОРУМ, 2000. 488 с.

Блинов А. Б., Чаплин Н. Ю. Гражданство России : проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 4.

Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. М. : Между-нар. отношения, 1986. 157 с.

Ванюшин Я. Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 61

Варлен М. В. Гражданство : Россия и СНГ : учеб.-практ. пособие. М. : Про--

спект, 2010. 328 с.

Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М. : Норма, 2008. 448 с.

Гессен В. М. Подданство, его установление и прекращение. СПб. : Тип. Правда, 1909. Т. 1. 448 с.

Дмитриев Ю. А., Моисеева Е. Ю. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный). М. : Деловой двор, 2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Ковлер А. И. Двойное гражданство : панацея или ловушка? // Актуальные проблемы гражданства : материалы Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам гражданства. М., 1995.

го О

Комаров С. А. Личность в политической системе российского общества. М., 1996.

Конституционное право : университетский курс : учебник : в 2 т. / под ред. А. И. Казанника, А. Н. Костюкова. М. : Проспект, 2015. Т. 2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб. : Тип. М. М. Ста-сюлевича, 1908. Т. 1 : Введение и Общая часть. Изд. 6-е / под ред. З. Д. Авло-ва [и др.]. 573 с.

Международное право : учебник / под ред. В. Н. Дурденевского и С. Б. Крылова. М. : Юрид. изд-во Минюста СССР, 1947. 612 с.

Международное право : учебник / Б. М. Ашавский [и др.] ; отв. ред. С. А. Егоров. М. : Статут, 2015. 848 с.

Мицкевич Л. В. Комментарий законодательства государств — участников СНГ о гражданстве. М. : Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве РФ, 1996. 270 с.

Остапец О. Г. Новеллы законодательства о гражданстве Российской Федерации : за и против // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3. С. 56-62.

Черниченко С. В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968. 160 с.

Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М. : Типография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1894. Т. 1-3. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

Шевцов В. С. Гражданство в Советском союзном государстве. М. : Юрид. лит., 1969. 167 с.

Югов А. А. Гражданство в Российской Федерации : размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. 2009. № 1.

References

со

Avakyan S. A. Citizenship, foreigners, external migration. St. Petersburg :

Z Publishing house "Legal Center Press", 2003. 643 p.

c\i Avakyan S. A. Constitutional lexicon: state-legal terminological dictionary.

S M. : Yustitsinform, 2015. 640 p.

Avtonomov A. S. Constitutional (state) law of foreign countries: textbook. M.:

_TK Velby : Prospekt Publishing House, 2007. 560 p.

62 Aranovsky K. V. State law of foreign countries: Textbook. M. : INFRA-M :

-Publishing House "FORUM", 2000. 488 p.

Blinov A. B., Chaplin N. Yu. Citizenship of Russia: problems and prospects // Constitutional and municipal law. 2002. № 4.

Boyars Yu. R. Issues of citizenship in international law. M. : Intern. relations, 1986. 157 p.

Vanyushin Ya. L. Commentary to the Federal Law of May 31, 2002 № 62-FZ "On Citizenship of the Russian Federation" (item-by-article). Access from the reference legal system "ConsultantPlus".

Varlen M. V. Citizenship: Russia and the CIS: a training manual. M. : Prospekt, 2010. 328 p.

Vitruk N. V. General theory of the legal status of the individual. M. : Norma, 2008. 448 p.

Gessen V. M. Citizenship, its establishment and termination. St. Petersburg : Type. Pravda, 1909. T. 1. 448 p.

Dmitriev Yu. A., Moiseeva E. Yu. Commentary on the Federal Law "On Citizenship of the Russian Federation" (item-by-article). M. : Delovoy Dvor, 2014. Access from the reference legal system "ConsultantPlus".

Kovler A. I. Dual citizenship: a panacea or a trap? // Actual problems of citizenship: mater. intl. scientific-practical. conf. on issues of citizenship. M., 1995.

Komarov S.A. Personality in the political system of Russian society. M., 1996.

Constitutional law: university course: In 2 volumes: Textbook (vol. 2) (edited by A.I. Kazannik, A. N. Kostyukov). М. : Prospekt, 2015. Access from the reference legal system "ConsultantPlus".

Korkunov N. M. Russian state law / N.M. Korkunov. SPb. : Type. MM. Sta-syulevich, 1908. Vol. 1: Introduction and general part. Ed. 6th / Ed. Z. D. Avlova [et al.]. 573 p.

International law: textbook / ed. V. N. Durdenevsky and S. B. Krylov. M. : Legal publishing house of the Ministry of Justice of the USSR, 1947. 612 p.

International law: textbook / B. M. Ashavsky [et al.] ; resp. ed. S. A. Egorov. M. : Statut, 2015. 848 p.

Mitskevich L. V. Commentary on the legislation of the CIS member states on citizenship. M. : Institute of Legislation and Comparison. jurisprudence under the government of Ros. Federation, 1996. 270 p.

Ostapets O. G. Novels of legislation on citizenship of the Russian Federation: pros and cons // Actual problems of Russian law. 2016. № 3. P. 56—62.

Chernichenko S. V. International legal issues of citizenship. M., 1968. 160 p.

Chicherin B. N. The course of state science. Volumes I-III. M. : printing house of the partnership I. N. Kushnerev and Co., 1894. Access from the right. Garant systems.

Shevtsov V. S. Citizenship in the Soviet Union State. M. : Jurid. lit., 1969. 167 p.

Yugov A. A. Citizenship in the Russian Federation: Reflections on a Unique Legal Phenomenon // Advocate Practice. 2009. № 1.

Для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пронякина С. Ю. Подходы к определению и значению двойного гражданства // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 3 (50). C. 50-63. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/3/50-63

63

Recommended citation: -

Pronyakina S. Yu. Approaches to the definition and significance of dual citizenship // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 3 (50). P. 50-63. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/3Z50-63

Воронежский государственный университет

Пронякина С. Ю., аспирант кафедры конституционного и муниципального права

E-mail: svpronyakina@ya.ru

Voronezh State University Pronyakina S. Yu., Post-graduate Student of the Constitutional and Municipal Law Department

E-mail: svpronyakina@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.