Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / ПОДДАНСТВО / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / ИСТОРИЯ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пронякина С. Ю.

Исследуются вопросы становления и развития института двойного гражданства в России. Автор уделяет внимание соотношению понятий «гражданство» и «подданство», предлагает периодизацию, отражающую отношение к институту двойного гражданства в отечественной правовой науке и законодательстве. Сделан вывод об отрицании двойного гражданства дореволюционным и советским законодательством. Предложено выделять два вида конвенций по вопросам двойного гражданства: об урегулировании вопросов о двойном гражданстве и о предотвращении возникновения двойного гражданства, а также указаны характерные признаки каждого вида конвенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF DUAL CITIZENSHIP IN RUSSIA

The article examines the issues of formation and development of the institution of dual citizenship in Russia. The author pays attention to the relationship between the concepts of "citizenship" and "citizenship", offers a periodization that reflects the attitude towards the institution of dual citizenship in domestic legal science and legislation. The article concludes that dual citizenship was denied by pre-revolutionary and Soviet legislation. It is proposed to single out two types of conventions on issues of dual citizenship: on the settlement of issues of dual citizenship and on the prevention of dual citizenship, as well as the characteristic features of each type of convention.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ»

УДК 342.71

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/4/82-95

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ

С. Ю. Пронякина

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 26 сентября 2022 г.

Аннотация: исследуются вопросы становления и развития института двойного гражданства в России. Автор уделяет внимание соотношению понятий «гражданство» и «подданство», предлагает периодизацию, отражающую отношение к институту двойного гражданства в отечественной правовой науке и законодательстве. Сделан вывод об отрицании двойного гражданства дореволюционным и советским законодательством. Предложено выделять два вида конвенций по вопросам двойного гражданства: об урегулировании вопросов о двойном гражданстве и о предотвращении возникновения двойного гражданства, а также указаны характерные признаки каждого вида конвенций.

Ключевые слова: гражданство, подданство, двойное гражданство, история двойного гражданства, международные конвенции.

Abstract: the article examines the issues of formation and development of the institution of dual citizenship in Russia. The author pays attention to the relationship between the concepts of "citizenship" and "citizenship", offers a perio-dization that reflects the attitude towards the institution of dual citizenship in domestic legal science and legislation. The article concludes that dual citizenship was denied by pre-revolutionary and Soviet legislation. It is proposed to single out two types of conventions on issues of dual citizenship: on the settlement ^ of issues of dual citizenship and on the prevention of dual citizenship, as well as

ol the characteristic features of each type of convention.

~Z- Key words: citizenship, nationality, dual citizenship, history of dual citizen-

csj ship, international conventions.

см о

041 Исследование любого правового института будет неполным без рас_смотрения вопросов его становления и развития в конкретном государ-

82 стве и анализа политических, культурных и иных факторов, которые

-оказывали влияние на формирование данного института на протяжении

многих лет. В. В. Полянский справедливо отмечает: «История возникновения, развития и становления института гражданства неотделима от истории государства, возникшего в результате расслоения общества на антагонистические противостоящие классы»1.

В настоящее время в российской конституционно-правовой науке недостаточно изучен вопрос отношения государственной власти и научного сообщества к бипатризму в разные исторические периоды, в связи с

1 Полянский В. В. Советское гражданство (политико-правовые проблемы) : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1979. С. 6—7. © Пронякина С. Ю., 2022

Г)

т

Q

X

О

го

л

CD X

чем актуальным представляется исследование становления и развития института двойного гражданства в России и разработка периодизации отношения к институту двойного гражданства.

Не существует единого мнения ученых-конституционалистов по во- . просу соотношения понятий «гражданство» и «подданство». В. М. Гессен ^ считал, что «быть подданным значит принадлежать к государству, подчиняться его правотворческой власти, определяться нормами действую- р щего в нем права. Быть гражданином — значит нести права и обязанности § по отношению к государству»2. Ф. Ф. Кокошкин дефиниции «гражданин» и и «подданный» соотносил с понятиями «права» и «обязанности» соответ- g ственно. «Как субъекты обязанностей по отношению к государству, — писал Ф. Ф. Кокошкин, — они называются подданными (subditi, sujets, Unterthne), как субъекты прав по отношению к нему — гражданами (cives, citoyens, Staatsbrger), так что слова «гражданин» и «подданный» выражают две стороны одного и того же понятия»3. Н. О. Куплеваский в своих трудах использовал понятия «подданство» и «гражданство» как синонимичные, определяя их как постоянную связь отдельного лица с определенной страной и ее правительством, основанную на обязанности о

«верности» и «подчинения», и отмечая, что «только обязанность верности, U

т

основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих е сил всячески способствовать благосостоянию государства, отличает под- s даннические отношения от других случайных отношений»4. Т

С. А. Авакьян полагает, что «понятия «гражданство» и «подданство» мо- Т гут теоретически воплощать два разных состояния человека. Граждане — g это как бы свободные люди в свободном государстве — республике, сами ре- : шающие свои дела и управляющие собой. Подданный — существо, как бы не принадлежащее себе, а подчиненное воле другого человека - монарха...»5.

Для целей настоящего исследования и единой периодизации отношения к двойному гражданству понятия «гражданство» и «подданство» рассмотрены как разнозначные.

Во времена Московской Руси подданство законодательно не регламентировалось. В источниках этого периода отсутствовали правовые нормы, точно определявшие, кто именно являлся подданным, а кто иноземцем. Принадлежность к Русской православной церкви отождествлялась законодателем с принадлежностью к Русскому государству. Принятие православия было для иностранца единственным способом вступления в русское подданство6.

83

2 Гессен В. М. Подданство, его установление и прекращение. СПб., 1909. Т. 1. С. 4.

3 Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 182-183.

4 Куплеваский Н. О. Русское государственное право. Харьков, 1902. Т. 1. С. 134.

5 Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994. С. 5.

6 См.: Николаев В. Б. Подданство Российской империи : его установление и прекращение : историко-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 12-13.

Вестник ВГУ. Серия: Право

Термины «подданный», «подданство» были заимствованы из польского языка («poddany», «poddanstwo») и начали использоваться в России в конце XV — начале XVI в. Первые законодательные упоминания о подданстве следует отнести к эпохе Петра I, с которой и следует начать периодизацию отношения к институту двойного гражданства.

В истории становления и развития института двойного гражданства в России предлагается выделить четыре основных этапа отношения к данному институту:

— «ранний»: конец XV — конец XVIII в. — допустимость двойного (смешанного) подданства;

— «имперский»: конец XVIII в. — 1917 г. — непризнание (отрицание) двойного подданства;

— «советский»: 1917 — 1991 гг. — непризнание (отрицание) двойного гражданства, направленность на его ликвидацию;

— «современный»: 1991 г. — по настоящее время — допустимость двойного гражданства.

Отличительной особенностью первого этапа является то, что смешанное подданство отечественным правом допускалось. Для обозначения лиц, имеющих двойное подданство, использовалось специальное понятие «sujets mixtes», обозначающее жителей пограничных местностей с двойным гражданством7. Смешанные подданные появились при разделе Польши, что было связано с тем, что одни и те же лица владели недвижимым имуществом в разных частях бывшего Польского государства: в России и Пруссии.

Допустимость смешанного подданства была обусловлена, на наш взгляд, проводимыми российским императором реформами в сфере образования, военного дела, культуры. Манифест Петра I 1702 г. о приглашении иностранцев на поселение в Россию ставил целью привлечь как можно больше иностранцев, которым обещалось доброжелательное : отношение: «чтобы впредь приезжающим офицерам, никаким образом препятствия или беспокойства причинено не было, но чтобы, напротив сч того, им оказана была всякая добровольная готовность к услугам, равным образом купцы и художники, намеревающиеся въехать в Россию, имеют быть приняты со всякою милостию»8.

В 1762 г. Екатерина II издает Манифест «О позволении иностранцам селиться в России», который также призывал иностранцев к переселению в Россию: «.всем иностранцам дозволяем в Империю нашу въезжать и селиться, где кто пожелает, во всех наших Губерниях.»9.

84

7 См.: Исторический словарь галлицизмов русского языка / сост. Н. И. Епиш-кин. 2010 г. URL: http ://rus-yaz.niv.ru/doc/gallism-dictionary/fc/slov ar-204-16.htm (дата обращения: 19.04.2022).

8 О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания : манифест от 16 апреля 1702 г. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

9 О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованных им правах : манифест от 22 июля 1763 г. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

Существование упрощенных условий натурализации в ХШП в. объясняется стремлением русского правительства по соображениям, главным образом экономического характера, привлечь иностранные элементы в состав населения России... с целью заселения малонаселенных государ- . ственных земель (Поволжье, Петербургская губерния, южно-русские сте- ^ пи) пришлым элементом10.

Сенатским указом от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» был утвержден текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, и обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей... Госу- § дарыне. хочу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть и никуда. за границу не отъезжать и в чужестранную службу не вступать. с неприятелями вредительной откровенности

=1 TD О X

Г)

О

не иметь... против должности верного подданного Ее Императорского Ве- е личества не поступать»11. и

Формулировки в клятве верности «бывший подданный», «вечное под- Л данство России» явно свидетельствуют о том, что смешанное подданство х стало восприниматься государственной властью как недопустимое явле- з ние в России. U

Конвенция между Россией, Пруссией и Австрией об окончательном е разделе Польши, заключенная 15 января 1797 г. в г. Санкт-Петербурге s также содержит положения, указывающие на желание ликвидировать Т двойное подданство как правовое явление: «не терпеть более впредь, чтоб Т кто-либо из подданных почитался смешанным подданным, но чтоб как а само существование, так равно и название таковых впредь совсем унич- : тожены были; вследствие чего каждый из взаимных подданных, имеющий поместья в том и другом государстве, будет обязан в пятилетний срок за себя, детей и наследников своих объявить, за которым государством желает он остаться в подданстве»12.

Вместе с тем законодательные упоминания о смешанных подданных встречаются и позднее, что подтверждает факт сохранения данного института. Законом «О правилах для пропуска через границы России иностранцев и разного звания людей, как приезжающих, так и отъезжающих» 1817 г. было установлено: «Общие подданные (Sujets mixtes) и их поверенные имеют быть с нашей стороны снабжаемы для переездов их паспортами того Губернского Правления, где находится имение сих об-

85

10 См.: Гайдуков Д. Гражданство СССР. М., 1940. С. 9.

11 О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России : сенатский указ от 27 августа 1747 г. // Законодательство императрицы Елизаветы Петровны / сост. и авт. вступ. статей В. А. Томсинов. М., 2009. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

12 Конвенция между Россией, Пруссией и Австрией об окончательном разделе Польши от 15 января 1797 г. URL: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ Germany/XVIII/1780-1800/Kovenz_razdel_Polsci_1797/text.phtml?id= 13367 (дата обращения: 19.04.2022).

щих подданных, и с таковыми паспортами будут они внутрь и вне пропускаемы беспрепятственно»13.

Второй «имперский» этап характеризуется отрицательным отношением к двойному подданству как ученых-государствоведов, так и действующего законодательства.

Законодательное закрепление вопросов подданства содержится в Законах о состояниях (т. 9 Свода законов Российской империи) и Уставе о паспортах (т. 14 Свода законов Российской империи)14. Согласно ст. 1512 «иностранцами признаются все вообще подданные других Держав, не вступившие установленным порядком в подданство России». При этом иностранцем предоставлялось право просить о принятии в подданство России, которое совершалось через присягу. Интересным представляется факт, что вступающий в подданство России мог причислить к нему и своих детей или же «оставить их в звании иностранцев, о чем упомянуть в самой просьбе» (ст. 1538-1540). Статья 1554 предусматривала, что «иностранец, вступивший в подданство России, может оставаться в оном, доколе пожелает, и во всякое время властен возвратиться в свое отечество; но при оставлении Российского подданства, он обязан продать недвижимое свое имущество, заплатить трехлетнюю подать». Таким образом, смена подданства, в отличие от двойного подданства, законом допускалась.

Постепенно условия приема в русское подданство стали ужесточаться. Порядок приема иностранцев в русское подданство стал регулироваться Законом от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства». Иностранец, желающий укорениться, обязан был представить доказательства, что он отказался от прежнего своего подданства, а в некоторых случаях пред-^ ставить документы, что он: а) отбыл воинскую повинность у себя на родине; б) не скрывается от правосудия; в) обладает средствами к существо-

^ 15

ванию .

Впервые были закреплены основания приобретения русского поддан-сч ства:

- по рождению: «Всякое лицо, происшедшее от русского подданного, независимо от места рождения, считается подданным России до тех пор, пока не будет установленным законом порядком уволено из русского подданства»;

- натурализация: «Для принятия иностранца в русское подданство требуется предварительное его водворение в пределах Империи»;

86

13 Полн. собр. законов Российской империи (1649—1825). Т. 34 (1817). Законы (26589—27209). URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 19.04.2022).

14 Свод законов Российской империи. URL: http://www.consultant.ru/edu/ student/download_books/book/svod_zakonov_rossijskoj_imperii (дата обращения: 19.04.2022).

15 См.: Гайдуков Д. Указ. соч. С. 9.

— вступление в брак: «Иностранки, вступившие в брак с русскими подданными, а также жены иностранцев, принявших русское подданство, становились подданными России и не теряли его после смерти супруга»16.

Кроме того, в законе содержится закрепление принципа равенства . гражданства независимо от оснований его приобретения: «иностранцы, ^ принятые в подданство, вместе с тем приобретают все права и подвергаются всем обязанностям того состояния, к которому они причислены, без р

17 О

всего различия от коренных подданных»1'. Н

Ученые-государствоведы к двойному подданству в дореволюционной и России относились отрицательно. «Состояние в русском подданстве, — пи- § сал В. В. Сокольский, — исключает возможность состояния в подданстве ^ другой державы. Поступлением в русское подданство прежнее поддан- § ство прекращается. Множественное подданство считается явлением не 0 нормальным в современном развитом государственном строе»18. Б. Н. Чи- е черин отмечал: «Подданство есть отношение всецелое, которое делить- и ся не может. Человек может пользоваться теми или другими правами в разных государствах; он всегда обязан подчиняться законам той страны, х где он находится; но своим лицом он принадлежит только одному отече- з ству»19. Н. О. Куплеваский категорично указывает: «Подданство в одном U государстве несовместимо с подданством в другом государстве. Интере- е сы различных государств нередко бывают противоположны, а потому и s нельзя верно служить нескольким государствам»20. Т

Двойное подданство уже не просто не допускалось, а вступление рус- Т ского подданного в гражданство другого государства квалифицировалось § как тяжкое уголовное преступление, что следует из Уложения «О наказа- : ниях уголовных и исправительных» 1845 г.: «Кто, отлучась из отечества, войдет в иностранную службу без позволения правительства или вступит в подданство иностранной державы, тот за сие нарушение верноподданнического долга и присяги подвергается лишению всех прав состояния и вечному из пределов государства изгнанию или в случае самовольного потом возвращения в Россию — ссылке в Сибирь на поселение»21. Русский подданный обязан был вернуться из-за границы по первому требованию правительства; а в случае отказа «если кто самовластно останется за гра-

--87

16 О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского-

подданства : закон от 10 февраля 1864 г. // Свод законов Российской империи. Т. 9. URL: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/svod_zakonov_ rossijskoj_imperii (дата обращения: 19.04.2022).

17 Там же.

18 Сокольский В. В. Краткий учебник русского государственного права / [Соч.] В. В. Сокольского, орд. проф. Новорос. ун-та. Одесса, 1890. С. 152—153.

19 Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М., 1984. Т. 1—3. Доступ из ин-форм.-правовой системы «Гарант».

20 Куплеваский Н. О. Указ. соч. С. 134.

21 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб., 1845. Ст. 354— 356. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002889696/ (дата обращения: 19.04.2022).

ницей более пяти лет, тот считается безвестно отсутствующим и имение его берется в опекунское управление». Лишению прав подвергались и лица, подговаривающие каких-либо подданных империи к переселению за границу22.

Третий «советский» этап сохранил принцип отрицания одновременной правовой связи с несколькими иностранными государствами, который укоренился еще до революции. Однако его законодательное оформление произошло только после образования Советского Союза и принятия Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1925 г.

Термин «подданство» существовал вплоть до принятия Декрета ВЦИК от 23 ноября 1917 г. «Об уничтожении гражданских сословий и чинов», провозгласившего в ст. 2: «Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр., титулы - княжеские, графские и пр.) и наименование гражданских чинов (тайные, статские и пр. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование -граждан Российской Республики»23.

Каждый иностранец, проживающий в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, мог приобрести права российского гражданства, однако Народный комиссариат по внутренним делам в обязательном порядке регистрировал таких граждан, публиковал их списки для всеобщего сведения и извещал государства, гражданами которых ранее являлись лица, принятые в гражданство РСФСР. Такой порядок был установлен Декретом ВЦИК от 5 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» специально для того, чтобы контролировать случаи двойного гражданства24.

В первой российской Конституции 1918 г. была закреплена возможность предоставления иностранным гражданам российского гражданства. Глава 5 Конституции предусматривала, что «исходя из солидарности тру-01 дящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Со-^ ветская Республика предоставляет все политические права российских см граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Респу-о блики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными

-Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затрудни-

88 тельных формальностей, право российского гражданства»25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обращает на себя внимание формулировка «без всяких затруднительных формальностей», а также отсутствие каких-либо ограничений политических прав для иностранных граждан, т. е. конституционное закре-

22 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Ст. 357.

23 Об уничтожении сословий и гражданских чинов : декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10 ноября 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 3. Ст. 31.

24 О приобретении прав российского гражданства : декрет ВЦИК от 5 апреля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 405.

25 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики : принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

Г)

т

о

X

о

го л

а> х

пление доступности приема в российское гражданство. На наш взгляд, это было обусловлено прежде всего тем, что лишение отдельных прав у граждан было также допустимо «без лишних формальностей». Так, согласно п. 23 главы 5 Конституции РСФСР 1918 г. «Российская Социали- . стическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц ^ и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции». р

Положением о союзном гражданстве 1924 г. впервые было введено н

я

«единое союзное гражданство»: устанавливалось правовое положение и иностранных граждан, принятых в гражданство Союза ССР, было закре- § плено, что они не пользуются правами и не несут обязанностей, связанных с принадлежностью к гражданству других государств26. Таким образом, законодательно был закреплен принцип непризнания гражданства иностранного государства.

Анализируя последующие Конституции РСФСР 1925, 1937, 1978 гг., можно сделать вывод, что институт двойного гражданства в них отсутствует, т. е. гражданам РСФСР не было предоставлено право иметь гражданство иностранного государства. Основываясь на конституцион- о ных положениях, институт двойного гражданства отрицался и закона- и ми о гражданстве СССР 1936, 1978, 1990 гг. Закон о гражданстве СССР е 1938 г. устанавливал единое союзное гражданство для граждан СССР и х не регулировал вопросы двойного гражданства27. Закон о гражданстве Т СССР 1978 г. в ст. 8 закреплял: «.за лицом, являющимся гражданином Т СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного госу- § дарства»28. Аналогичные положения содержала и ст. 11 Закона о гражданстве СССР 1990 г.29

Советские ученые относились к институту двойного гражданства отрицательно. «Обладание лицом двойным или множественным гражданством, — указывает В. С. Шевцов, — нарушает государственный суверенитет, поскольку тем самым подрывается основополагающий принцип гражданства - осуществление полной юрисдикции суверенной государственной власти над своими гражданами»30.

С. В. Черниченко полагал, что двойное гражданство может препятствовать осуществлению общепризнанных принципов международного права. Например, если лицо обладает гражданством каких-либо двух государств, то хотя оба данных государства имеют в отношении его суверенные права, реализовать их сможет только одно из них, и сувере-

89

26 Положение о союзном гражданстве : утв. постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

27 О гражданстве СССР : закон СССР от 19 августа 1938 г. // Ведомости ВС СССР. 1938. № 11.

28 О гражданстве СССР : закон СССР от 1 декабря 1978 г. № 8497-1Х // Ведомости ВС СССР. 1978. № 49. Ст. 816.

29 О гражданстве СССР : закон СССР от 23 мая 1990 г. № 1518-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 23. Ст. 435.

30 Шевцов В. С. Гражданство в советском союзном государстве. М., 1969. С. 55.

нитету другого будет причинен ущерб. Двойное гражданство с международно-правовой точки зрения является злом, которое необходимо устранить31.

Таким образом, политика руководства СССР была направлена на то, чтобы не допускать двойного гражданства у советских граждан. С этой целью начиная с 30-х гг. XX в. была внедрена практика заключения международных конвенций по вопросам двойного гражданства.

В соответствии с соглашением между СССР и Монгольской Народной Республикой, подписанным 24 апреля 1937 г., стороны взаимно обязались не принимать на своей территории в гражданство лиц, состоящих в гражданстве другого договаривающегося государства без его согласия. Каждая из договаривающихся сторон обязывалась сообщать другой стороне список тех лиц, которые были приняты в ее гражданство32.

В 50-70-е гг. XX в. в СССР были заключены международные конвенции: с Югославией (1956 г.), Венгрией (1957, 1963 гг.), Албанией (1957 г.), Чехословакией (1957 г.), Болгарией (1957, 1966 гг.), Польшей (1958, 1965 гг.), Румынией (1978 г.) и др.33

В конвенциях часто использовались декларативные нормы для обозначения их целей: «.руководимые желанием ликвидировать на основе добровольного выбора гражданства заинтересованными лицами имеющиеся случаи двойного гражданства, а также предотвратить возникновение случаев двойного гражданства в будущем.» (например, Договор об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством 1969 г. между СССР и ГДР)34.

Между большинством государств, подписавших конвенции, сложился международно-правовой обычай, согласно которому ни одно из этих государств не принимало в свое гражданство граждан другого государ-^ ства, если они не имели соответствующего разрешения его компетентных о: органов. Этот обычай был воспринят, например, СССР, Чехословакией, Румынией, Польшей, Болгарией, КНДР, ГДР35.

На основе анализа заключенных Советским Союзом конвенций, мож-сч но выделить два вида международных конвенций по вопросам двойного гражданства: конвенции об урегулировании вопросов о двойном гражданстве и конвенции о предотвращении возникновения двойного граж-90 данства.

31 См.: Черниченко С. В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968. С. 99.

32 Документы внешней политики СССР. М., 1976. Т. 20. С. 190.

33 Ведомости СССР. 1956. № 12. Ст. 255; № 16. Ст. 353 ; 1957. № 27. Ст. 629 ; 1958. № 1. Ст. 2 ; № 2. Ст. 28 ; № 3. Ст. 57 и 60 ; № 4. Ст. 84 ; № 5. Ст. 103 ; № 6. Ст. 126-127 ; № 7. Ст. 139 и 141 ; № 9. Ст. 209 ; № 17. Ст. 209 ; № 35. Ст. 426 ; 1963. № 30. С. 340 ; 1966. № 15. Ст. 167 и 225 ; 1967. № 7. Ст. 78 ; 1970. № 6. Ст. 50 ; 1978. № 18. Ст. 331 ; 1979. № 18. Ст. 331 ; 1981. № 17. Ст. 827 ; № 32. Ст. 950 ; 1984. № 4. Ст. 60 ; № 17. Ст. 284.

34 Там же. 1970. № 6. Ст. 50.

35 См.: Кутафин О. Е. Российское гражданство. М., 2003. С. 353.

Г)

т

о

X

о

го л

а> х

Первый вид конвенций (например, с Румынией, Албанией) ставит своими целями ликвидацию уже имеющегося двойного гражданства у лиц и создание системы контроля за данными лицами. Основными признаками таких конвенций являются: .

— лица с двойным гражданством подают заявление о своем желании ^ избрать гражданство стороны в дипломатическое или консульское представительство этой стороны; р

— заявления об избрании гражданства могут подаваться совершенно- н

я

летними лицами в течение одного года со дня вступления соответствую- и щей конвенции в силу; §

— стороны конвенций обязаны представить другой стороне список лиц, избравших ее гражданство;

— лицам, избравшим гражданство одной из сторон, разрешается сохранить место жительство на территории другой стороны.

Второй вид конвенций (например, с Болгарией, Чехословакией) ставит своей целью предотвращение новых случаев возникновения двойного гражданства, т. е. направлены на ликвидацию двойного гражданства как х правового явления. Основными признаками данных конвенций являются: о

— приобретение двойного гражданства в результате вступления в и брак граждан государств, подписавших конвенции, невозможно, так как е принцип «жена следует гражданству мужа» сторонами не признается; х

— регламентация вопросов гражданства детей: выбор их гражданства Т будет осуществляться родителями, при отсутствии такого соглашения т они приобретают гражданство государства, на территории которого роди- § лись или на территории которого постоянно проживали его родители до выезда за границу;

— возникновение двойного гражданства при натурализации в государствах — участниках конвенций невозможно.

Переход от отрицания двойного гражданства к его конституционному закреплению и признанию происходил в России поэтапно. Принятие закона о гражданстве РСФСР 1991 г. существенно изменило отношение к двойному гражданству, в связи с чем можно говорить о наступлении четвертого этапа — «современного».

Первоначально Закон о гражданстве РСФСР 1991 г. открыто не предоставлял право иметь гражданство иностранного государства, однако впервые в ст. 3 «Двойное гражданство» было указано, что «гражданину РСФСР может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РСФСР»36. Необходимость подачи ходатайства позволяла трактовать норму о двойном гражданстве следующим образом: лицу нужно иметь разрешение на получение гражданства иностранного государства в дополнение к гражданству РСФСР, т. е. двойное гражданство может возникнуть только после одобрения со стороны государства.

91

36 О гражданстве РСФСР : закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243.

После распада СССР возникла необходимость сохранения за русскими - гражданами бывшего СССР связи с Российской Федерацией. Законом РФ от 17 июня 1993 г. № 5206-1 в Закон о гражданстве РСФСР 1991 г. были внесены изменения, которые исключили отказ от прежнего гражданства как обязательное условие для приобретения российского гражданства; в новой редакции закон содержал следующую правовую норму: «За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федера-

ции»37.

Принятая в 1993 г. Конституция РФ в ст. 62 установила возможность приобретения второго гражданства38. Однако была сделана оговорка, что это должно быть предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. В остальных случаях бипатрид рассматривается государством только как российский гражданин.

После конституционного закрепления возможности иметь гражданство иностранного государства изменилось отношение к двойному гражданству и в научном сообществе. К. В. Арановский отмечает, что <«эяд стран довольно спокойно относится к двойному гражданству. Такую позицию могут позволить себе влиятельные, благополучные страны, гражданство которых престижно, выгодно и легко выигрывает конкуренцию с иностранным гражданством»39. М. Б. Смоленский определил право гражданина РФ иметь гражданство иностранного государства как самостоятельный принцип правового института гражданства - принцип двойного гражданства40.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. сохранил институт двойного гражданства. В ст. 6 закона было отражено, что «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. сч Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации»41. Таким образом, гражданин России, имеющий двойное гражданство на

92

О!

37 О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» : закон РФ от 17 июня 1993 г. № 5206-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1112.

38 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.

39 Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран : учеб. пособие. М., 2000. С. 353.

40 См.: Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право России : учебник. М. ; Ростов н/Д., 2006. С. 178.

41 О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.

основании международного договора, может рассматриваться на территории иностранного государства именно как российский гражданин.

В настоящее время специальный федеральный закон по вопросам двойного гражданства не принят. Представляется, что его принятие не- . целесообразно, так как урегулирование вопросов двойного гражданства ^ должно осуществляться не в рамках национального законодательства Российской Федерации, а путем заключения Российской Федерацией р международных договоров. н

л *

В результате проведенного исследования истории становления и и развития института двойного гражданства можно сделать следующие §

Г)

выводы.

1. В истории России отношение государственной власти и научного сообщества к институту двойного подданства (гражданства) менялось. До ° начала XX в. допускалось смешанное подданство, которое впоследствии е было законодательно запрещено и квалифицировалось как преступле- и

2. Дореволюционное и советское законодательство следовало прин- х ципу непризнания двойного гражданства. Отрицательное отношение к о двойному гражданству характерно как для дореволюционных ученых и (В. М. Гессен, Н. О. Куплеваский, В. В. Сокольский), так и для советских е (В. С. Шевцов, С. В. Черниченко). х

3. Законодательное закрепление института двойного гражданства с произошло только в конце XX в. после распада Советского Союза. При- Т знание на конституционном уровне возможности иметь второе граждан- § ство, на взгляд автора, было обусловлено внешней политикой Российской : Федерации и связано с необходимостью сохранения за русскими — гражданами бывшего СССР связи с Российской Федерацией в результате приобретения российского гражданства.

4. В настоящее время с учетом сложной геополитической обстановки актуальным представляется возврат к правовому регулированию, направленному на сокращение случаев возникновения двойного гражданства. При заключении Российской Федерацией международных договоров по вопросам двойного гражданства целесообразно заимствовать правовые нормы международных конвенций СССР об определении гражданства детей граждан договаривающихся государств, в частности: если один из родителей имеет гражданство одной стороны, а второй родитель имеет гражданство другой стороны, гражданство их детей определяется соглашением родителей; в случае отсутствия такого соглашения дети приобретают гражданство государства, на территории которого они родились или имеют постоянное место жительства.

Библиографический список

Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. М. : Рос. юрид. изд. дом, 1994. 128 с.

Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М : ИД «ФОРУМ», 2000. 488 с.

93

Гайдуков Д. Гражданство СССР. М. : Изд. Ведомостей Верховного Совета РСФСР, 1940. 34 с.

Гессен В. М. Подданство, его установление и прекращение. СПб. : Тип. Правда, 1909. Т. 1. 448 с.

Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. 306 с.

Куплеваский Н. О. Русское государственное право. Харьков : Изд. А. Дре-дера, 1902. Т. 1. 353 с.

Кутафин О. Е. Российское гражданство. М. : Юристъ, 2003. 587 с.

Николаев В. Б. Подданство Российской империи : его установление и прекращение : историко-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Полянский В. В. Советское гражданство (политико-правовые проблемы) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1979.

Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право России : учебник. М. ; Ростов н/Д. : Наука-Пресс, 2006. 414 с.

Сокольский В. В. Краткий учебник русского государственного права / [Соч.] В. В. Сокольского, орд. проф. Новорос. ун-та. Одесса : Экон. тип. (б. Одес. вестн.), 1890. 334 с.

Черниченко С. В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968. 160 с.

Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Т. 1—3. М. : Типография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1894. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

Шевцов В. С. Гражданство в Советском союзном государстве. М. : Юрид. лит., 1969. 167 с.

References

Avakyan S. A. Citizenship of the Russian Federation. M. : Ros. Legal. ed. ^ house, 1994. 128 p.

Aranovsky K. V. State law of foreign countries: Textbook. M. : INFRA-M : cn| Publishing House "FORUM", 2000. 488 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Gaidukov D. Citizenship of the USSR. M. : Ed. Vedomosti of the Supreme ^ Council of the RSFSR, 1940. 34 p.

_ Gessen V. M. Citizenship, its establishment and termination. St. Petersburg :

94 Type. Pravda, 1909. T. 1. 448 p.

Kokoshkin F. F. Lecturer of the general state law. 2nh ed. M., 1912. 306 p.

Kuplevasky N. O. Russian state law. Kharkov : Ed. A. Dreder, 1902. Vol. 1. 353 p.

Kutafin O. E. Russian citizenship. M. : Yurist, 2003. 587 p.

Nikolaev V. B. Citizenship of the Russian Empire: its establishment and termination: historical and legal analysis of the author's : abstract. diss... cand. legal Sciences. M., 2008.

Polyansky V. V. Soviet Citizenship (Political and Legal Problems) : abstract of the thesis. diss... cand. legal Sciences. M., 1979.

Smolensky M. B. Constitutional (state) law of Russia: textbook. M. ; Rostov a/D. : Nauka-Press, 2006. 414 p.

Sokolsky V. V. Brief textbook of Russian state law / [Coll.] V.V. Sokolsky, order. prof. Novoros. University. Odessa : economy. type. (former Odessa Vestn.), 1890. 334 p.

Chernichenko S. V. International legal issues of citizenship. M., 1968. 160 p. Chicherin B. N. The course of state science. Vol. 1—3. M. : Printing house of the partnership I. N. Kushnerev and Co., 1894. Access from the right. Garant systems.

Shevtsov V. S. Citizenship in the Soviet Union State. M. : Jurid. lit., 1969. 167 p.

Для цитирования:

Пронякина С. Ю. Становление и развитие института двойного гражданства в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 4 (51). С. 82-95. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/4/82-95

Recommended citation:

Pronyakina S. Yu. Formation and development of the institute of dual citizenship in Russia // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 4 (51). P. 82-95. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/4/82-95

Воронежский государственный университет

Пронякина С. Ю., аспирант кафедры конституционного и муниципального права

E-mail: [email protected]

Voronezh State University Pronyakina S. Yu., Post-graduate Student of the Constitutional and Municipal Law Department

E-mail: [email protected]

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.