Научная статья на тему 'Правовое регулирование двойного гражданства в России'

Правовое регулирование двойного гражданства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4038
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / БИПАТРИД / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тесленко Анатолий Михайлович

Анализируются проблемы правового регулирования института двойного гражданства в Российской Федерации, формулируются предложения по совершенствованию законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование двойного гражданства в России»

А. М. Тесленко*

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ

Анализируются проблемы правового регулирования института двойного гражданства в Российской Федерации, формулируются предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: гражданство, двойное гражданство, бипатрид, правовое регулирование, законодательство Российской Федерации

The problems of legal regulation of dual citizenship in the Russian Federation are analyzed and formulate proposals for improving legislation

Key words: citizenship, dual nationality, dual nationals, regulation, legislation of the Russian Federation

Институт гражданства является основным связующим звеном отношений между государством и обществом. Данный институт относится к внутригосударственным правовым категориям, и каждое государство самостоятельно на национальном уровне осуществляет правовое регулирование вопросов, связанных с гражданством, в том числе в отношении лиц, обладающих двойным (бипатридов) или даже множественным гражданством.

Основная проблема двойного (множественного) гражданства заключается в отсутствии единых стандартов его правового регулирования как на национальном, так и на международном уровне. Несколько государств могут одновременно притязать на одно и то же лицо как своего гражданина, что влечет ряд проблем не только для лица в определенных ситуациях, но и для государств (военная служба, дипломатическая защита, налоги, экстрадиция и др.).

В научных исследованиях основные спорные вопросы связаны с понятийным аппаратом, причинами возникновения, правовыми последствиями, способами устранения двойного (множественного) гражданства, механизмом его правового регулирования.

Эффективно решить проблемы двойного гражданства можно путем комплексного подхода — посредством национального и согласованного международного правового регулирования. Осуществить это в ближайшем будущем вряд ли возможно по многим причинам, но работа в данном направлении должна идти.

Рассматривая вопросы двойного гражданства применительно к Российскому государству, необходимо внести ясность в используемый понятийный аппарат. В научной литературе, в правовых и неправовых (национальных и международных) документах встречаются различные понятия (термины, дефиниции), применяемые для обозначения лиц, имеющих гражданство иностранного государства (нескольких государств), или правового состояния таких лиц: бипатрид; двугражданный; полигражданство лица; лицо (гражданин), имеющее гражданство иностранного государства; гражданин, имеющий иное гражданство; гражданин, имеющий двойное (множественное) гражданство; лицо, имеющее множественное гражданство, и т. д.

В законодательстве Российской Федерации используется термин «гражданин Российской Федерации, имеющий двойное (множественное) гражданство», правовое состояние такого лица обозначается как двойное (множественное) гражданство, что соответ-

* Тесленко Анатолий Михайлович — кандидат юридических наук, доцент Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург). E-mail: Anatoliy_ttt@mail.ru.

ствует терминологии и смыслу международных договоров (например, Европейской конвенции о гражданстве), а также взглядам ученых1.

В Конституции Российской Федерации (ст. 62) применяется термин «гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства (двойное гражданство)». Поскольку лицо может обладать и несколькими иностранными гражданствами, то логичнее в нормативных актах РФ, в том числе в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»2 (далее — Закон о гражданстве РФ), использовать понятие «двойное (множественное) гражданство». Однако формулировка Конституции РФ ни в коей мере не противоречит сказанному, поскольку под двойным гражданством понимается и множественное. Но повторять термин, используемый в Конституции РФ, в иных нормативных актах совсем не обязательно.

Рассмотрим перспективу существования института гражданства на государственном уровне, поскольку практика государств, в том числе в рамках СНГ, в вопросе признания двойного гражданства весьма различна и в большинстве случаев отрицательна (двойное гражданство не приветствуется). В России этот институт находится на этапе становления.

Отношение Российской Федерации к институту двойного гражданства носит достаточно лояльный характер: российский гражданин может иметь двойное гражданство, если это предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Такой подход в целом для Российского государства, включая Российскую империю и СССР, не характерен. Двойное гражданство в эти исторические периоды не допускалось. Правда, в Российской империи в XIX в. законодательно закреплялась такая категория населения, как иностранцы, имеющие российское подданство («иностранцы вечно подданные»), и их правовой статус отличался от статуса «природных подданных» Российской империи. Отличие не было значительным и выражалось в ограничении прав, касающихся государственной службы3. Это напоминает статус современных бипатридов, но в то время в России двойное подданство юридически отсутствовало.

Законодательство СССР содержало норму о непризнании за гражданами СССР иностранного гражданства (двойного гражданства). В 1950—1980-х гг. заключались конвенции об урегулировании и предотвращении случаев приобретения двойного гражданства4.

Только в 1991 г. Закон о гражданстве разрешил в Российской Федерации двойное гражданство. В дальнейшем (в 1993 и 2002 гг.) Закон изменялся, но двойное гражданство по-прежнему допускалось.

В настоящее время институт двойного гражданства закреплен ст. 62 Конституции Российской Федерации, а значит, государство не намерено отказываться от того, чтобы российские граждане при определенных условиях могли иметь иностранное гражданство.

В ст. 6 Закона о гражданстве РФ особое внимание уделяется юридическому оформлению гражданства иностранного государства, в противном случае гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ.

Автор предлагает свое видение проблем двойного гражданства в России и пути их решения, по некоторым вопросам — с принципиально новым, хотя и небесспорным, подходом.

Анализ российского законодательства и международно-правовых актов с участием России применительно к правовому регулированию вопросов двойного (множественного) гражданства показывает, что в них остается ряд неопределенностей, которые требуют решения и нормативного урегулирования с учетом существующей практики, зарубежного опыта, а также международных обязательств Российской Федерации.

Представляется, что важным моментом в правовом регулировании двойного (множественного) гражданства является четкое и полное определение статуса (правового положения) граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство, включая вопросы внутригосударственного механизма его приобретения в сочетании с международным конвенционным механизмом регулирования. Для этого необходимо признать на государственном уровне и законодательно закрепить положение о том, что бипатриды с юридической точки зрения составляют самостоятельную категорию населения государства. Несмотря на то что Конституция РФ прямо не говорит об их особом правовом положении, она косвенно его признает (ч. 2 ст. 62), поскольку в некоторых сферах государственной деятельности их статус существенно отличается от статуса других граждан России. Ряд ученых считают, что человек, приобретший гражданство иностранного государства, не имеет в Российской Федерации особого статуса5. Н. В. Витрук отмечает, что личность в конкретном государстве обладает одним из трех правовых статусов: гражданин, иностранный гражданин либо лицо без гражданства6. В науке отечественного конституционного права не было отдельных научных работ по изучению конституционно-правового статуса граждан РФ, имеющих двойное (множественное) гражданство.

Специалисты по международному праву выделяют бипатридов в отдельную категорию населения (под населением в международном праве понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории конкретного государства). Наряду с такими категориями, как граждане данного государства, иностранные граждане, лица без гражданства, выделяют и лиц с двойным или множественным гражданством7, иногда их относят к так называемой промежуточной категории граждан8.

В российском законодательстве категории населения специально не выделяются, но они обозначены в ст. 3 Закона о гражданстве РФ в форме правового состояния лица или правового положения: «гражданство Российской Федерации», «двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства», «иностранный гражданин», «лицо без гражданства».

В России весьма четко и полно законодательно определен статус иностранных граждан и лиц без гражданства (ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), беженцев (Закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»), вынужденных переселенцев (Закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»), но отсутствует такой же подход к бипатридам. Именно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 6 Закона о гражданстве РФ дают основание для самостоятельного законодательного оформления статуса бипатридов. Что касается наступления юридических последствий двойного гражданства и его юридического оформления у гражданина РФ, то в Конституции содержится положение: «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Положение Закона о гражданстве РФ более категорично: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом». Вторая часть этих норм («если иное...», «за исключением случаев...») и дает право на выделение граждан РФ, имеющих двойное гражданство (независимо от того, оформлено ли оно юридически), в отдельную категорию, так как их права и свободы могут умаляться (ограничиваться) в отдельных правоотношениях, если это будет предусмотрено федеральным законом или международным договором. Нельзя забывать о том, что такие граждане являются одновременно и иностранными граж-

данами, а значит, их права и свободы вполне правомерно, без нарушений основополагающих международных документов в области прав человека (Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.) ограничиваются в некоторых сферах деятельности на основании законодательных актов.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве РФ закрепляют только общее понятие статуса бипатридов, а отдельные его элементы (нормы) рассредоточены по разным законам, которые зачастую носят нечеткий и неполный характер, дающий основания для их неоднозначного толкования. Необходимо признать, что в последнее десятилетие законодатель внес ряд поправок и дополнений в законы о государственной гражданской, правоохранительной и военной службе, муниципальной службе, государственной безопасности и т. д., ограничив права граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства. Так, запрещено иметь двойное гражданство Президенту РФ, Председателю Правительства РФ и его заместителям, членам Правительства, парламентариям (депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ), депутатам всех уровней власти, высшим должностным лицам субъектов РФ и местного самоуправления, членам Совета безопасности РФ и Счетной палаты РФ, сотрудникам аппарата федеральной исполнительной власти, судьям, прокурорским работникам и некоторым другим категориям государственных служащих.

Кроме того, для лиц, имеющих двойное гражданство, введено ограничение на прохождение военной службы по контракту на отдельных воинских должностях, запрещено прохождение военной службы по контракту в органах Федеральной службы безопасности, внешней разведки, федеральных органах государственной охраны.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» предусматривает особые правила для лиц с двойным гражданством при допуске к государственной тайне. Имеются ограничения и в предпринимательской деятельности.

Учитывая объем введенных государством ограничений для граждан РФ, имеющих двойное гражданство, можно говорить о них как о категории населения. По результатам общероссийской переписи населения, проведенной в октябре 2002 г., в Российской Федерации проживало 40 тыс. лиц с двойным гражданством9.

В научной литературе высказывалось предложение о заключении универсальной конвенции, посвященной правовому статусу бипатридов и механизму контроля над приобретением двойного гражданства10, но оно вряд ли выполнимо на международном уровне в обозримом будущем. Однако на национальном уровне в рамках федерального закона такой подход может быть приемлем.

На наш взгляд, возможна разработка и принятие федерального закона «О правовом положении граждан Российской Федерации, имеющих двойное (множественное) гражданство». Наименование закона может быть и иным: «О правовом положении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство)», «Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство» или «О регулировании двойного (множественного) гражданства и особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих двойное (множественное) гражданство», что не меняет его сути.

Такой закон будет находиться в конституционном поле, т. е. в рамках ч. 2 ст. 62 Конституции, которая и делает отсылку к федеральному закону: «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод... если иное не предусмотрено федеральным законом». В данном случае речь идет об отсылке к любому федеральному закону, который устанавливает ограничения для таких лиц, но это может быть и федеральный закон, посвященный статусу бипатридов.

В одной из научных работ о гражданстве подобная мысль все же высказывалась: «Приоритетным в теории и на практике является толкование возможности приобретать второе гражданство в том случае, когда это предусмотрено международным договором или специальным законом. Речь идет о принятии специального закона помимо Закона о гражданстве, в котором бы четко фиксировался порядок приобретения второго гражданства»11.

Возникает вопрос о предмете правового регулирования подобного закона. Он мог бы аккумулировать основные вопросы правового регулирования института двойного гражданства и определять особенности правового положения граждан Российской Федерации, имеющих двойное (множественное) гражданство, в тех сферах деятельности, которые государство определяет приоритетными в рамках его национальной безопасности, а не только порядок приобретения второго гражданства, как предлагается. К тому же порядок приобретения относится к предмету регулирования Закона о гражданстве РФ.

Предлагаемый к разработке закон позволит определить рамки тех ограничений, которые, по мнению государства, необходимо ввести для граждан РФ, имеющих иностранное гражданство, как субъектов различных правоотношений (сфер деятельности) на территории Российской Федерации, с учетом заключенных международных договоров по вопросам двойного гражданства.

Необходимо также предусмотреть обязанность гражданина РФ информировать государство о приобретенном иностранном гражданстве. В практике иностранных государств такие попытки предпринимались12. Но возможно и введение процедуры получения разрешения на приобретение иностранного гражданства, что не противоречит положению ч. 1 ст. 62 Конституции РФ. Назрела необходимость введения учета бипатридов и механизма контроля над приобретением двойного гражданства в Российской Федерации (такой учет ведется в Финляндии, Турции, Словении, Черногории, Японии). При этом не исключена возможность юридической ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

Указанные вопросы могут составлять содержание закона. При этом нет необходимости вторгаться в сферу регулирования непосредственно вопросов гражданства (приобретения, прекращения, производства по делам гражданства), входящих в предмет регулирования Закона о гражданстве РФ, хотя ряд вопросов, связанных с порядком приобретения второго гражданства, могут быть предметом регулирования нового закона.

Следует подчеркнуть, что подобных законов нет в других государствах, и, прежде чем решать вопрос о разработке законопроекта, требуются более глубокие научно-теоретические исследования и апробации некоторых его элементов (например, о введении учета бипатридов, процедуры приобретения двойного гражданства, юридической ответственности) через другие нормативные акты, в частности через Закон о гражданстве РФ и подзаконные акты Федеральной миграционной службы РФ (далее — ФМС).

Такой федеральный закон может послужить основой для нормативного регулирования статуса бипатридов в Российской Федерации. Принимаемые нормативные акты и работа соответствующих государственных органов, в первую очередь ФМС, применительно к статусу граждан РФ, обладающих множественным гражданством, будут ориентированы на указанный закон. Несовершенство законодательства не позволяет эффективно решать проблемы, связанные с двойным гражданством, начиная со стадии оформления гражданства. Негативно сказывается на решении указанной проблемы и недостаточное международно-правовое регулирование вопросов двойного гражданства.

Кроме того, данный закон может стать своеобразным правовым ориентиром для лиц, проживающих на территории Российской Федерации (иностранных граждан и граждан РФ), которые решили обзавестись двойным гражданством и должны знать о его негативных последствиях.

Анализ законодательства РФ о двойном гражданстве позволяет говорить о нечеткости формулировки ч. 1 ст. 62 Конституции РФ относительно условий наличия двойного гражданства: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Подобная формулировка (с использованием союза «или») не встречается в конституциях других стран. Как правило, в них идет речь только о международных договорах как основании получения иного гражданства.

На практике государство исходит из того, что гражданин РФ может иметь юридически оформленное двойное гражданство в соответствии и с федеральным законом, и с международным договором. Аналогичный подход обозначен и в некоторых научных трудах13. Ряд ученых комментируют ч. 1 ст. 62 Конституции РФ так: «В данном тексте кажется более уместным союз „и" вместо „или", поскольку для статуса двойного гражданства необходимы оба юридических компонента — как национальный закон, так и международный договор»14.

Если исходить из буквального толкования этого положения Конституции РФ (союз «или» понимать именно как союз «или», а не «и»), то государством признается и фактическое двойное гражданство (при отсутствии соответствующего международного договора). Таким образом, ч. 1 ст. 62 Конституции требует официального толкования Конституционным Судом РФ.

Поскольку внесение изменений в указанную статью Конституции не представляется реальным, а судебная практика по проблемам двойного гражданства практически отсутствует, то желательно внести некоторые дополнения и изменения в ст. 6 Закона о гражданстве РФ.

На наш взгляд, ч. 2 ст. 6 Закона о гражданстве РФ неполно отражает вопросы, связанные со способами приобретения двойного гражданства, точнее, не придает им должного внимания, хотя в деятельности Федеральной миграционной службы РФ это имеет большое значение.

В научной литературе отмечается, что Закон о гражданстве РФ 2002 г. в отличие от Закона о гражданстве 1991 г. (в ред. 1993 г.) ничего не говорит об инициативе гражданина в приобретении гражданства и о разрешении на приобретение иного гражданства, и делается вывод, что государство исходит из возможности возникновения двойного гражданства в коллизионных ситуациях, т. е. без волеизъявления гражданина15. Однако в жизни этот вывод не подтверждается. Двойное гражданство приобретается сознательно по инициативе граждан РФ, притом независимо от наличия международного договора о двойном гражданстве с тем или иным государством.

Закон о гражданстве РФ регламентирует ситуации только с юридически оформленным гражданством (гражданство de jure). А как быть с проблемой фактического гражданства (de facto), когда гражданин РФ имеет гражданство государства, с которым у Российской Федерации нет международного договора? Отсутствие законодательного регулирования фактического двойного гражданства вызывает неопределенность толкования этого понятия и в Законе о гражданстве РФ, и в ряде других законов. В частности, одним из оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации является отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения (п. «в» ст. 20 Закона о гражданстве РФ). В данном случае правоприменитель должен определить: будет ли наличие у гражданина РФ фактического двойного гражданства иметь юридическое значение для такого выхода? Исходя из смысла закона, нет, но в доктринальном толковании — будет, т. е. наличие у гражданина Российской Федерации иного непризнанного гражданства может иметь на территории РФ определенное юридическое значение. По мнению А. А. Яковлева, применение п. «в» ст. 20 рассчитано на фактическое наличие у лица,

желающего прекратить гражданство РФ, гражданства другого государства (даже если между Россией и этим государством нет договора о двойном гражданстве)16.

Но тот же автор понятие «двойное гражданство», используемое в ст. 191 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», толкует уже иначе: только как признаваемое двойное гражданство17. Эти случаи также должны иметь нормативное регулирование, причем на уровне федерального закона, чтобы толковаться однозначно, поскольку Закон о гражданстве РФ не может отрицать возможность двойного гражданства, раз уж оно предусмотрено Конституцией РФ. Такие ситуации ученые характеризуют как «правовой вакуум»18.

Государство все равно учитывает фактическое иностранное гражданство применительно к негативным последствиям, которые наступают для гражданина в соответствии с законодательством (например, при приеме на работу в органы государственной власти), и в то же время признает его исключительно как гражданина Российской Федерации. Данная ситуация в определенном смысле парадоксальна.

В противном случае, если государство не будет признавать фактическое двойное гражданство, например при приеме на государственную службу, то граждане РФ, имеющие юридическое двойное гражданство (приобретенное согласно международному договору), оказываются в неравном, худшем положении, чем те граждане РФ, которые приобрели иное гражданство без ведома государства (в отсутствие договора).

Двойное гражданство de facto необходимо ввести в юридическое поле законодательства о гражданстве.

Урегулирование ситуаций, связанных с фактическим двойным гражданством, можно предусмотреть в рамках предложенного к разработке ФЗ «О правовом положении граждан Российской Федерации, имеющих двойное (множественное) гражданство». В нем необходимо закрепить обязанность гражданина сообщать государству места своего постоянного проживания информацию о приобретенном иностранном гражданстве.

Проблема фактического двойного гражданства имеет несколько аспектов. Первый связан с приобретением гражданства Российской Федерации: речь идет о лицах, которые приобретают российское гражданство и при этом не оформляют юридический выход из прежнего гражданства при отсутствии международного договора. Этот вопрос регламентируется в гл. II Закона о гражданстве при приеме в гражданство РФ в общем порядке (п. «г» ч.1 ст.13) и в упрощенном порядке (чч. 3, 4 ст. 14), а также в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 132519 (в ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 15 соответственно).

Поскольку законодательство РФ требует от лица при приеме в гражданство в общем порядке и в некоторых случаях упрощенного порядка оформлять выход из прежнего гражданства, то лицо обязано предоставить документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в РФ либо иного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя с отказом от имеющегося гражданства (справка, извещение) либо невозможность отказа от иного гражданства, а также копию данного обращения, заверенную полномочным органом. Такой отказ не требуется, если это предусмотрено международным договором о двойном гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Могут не выходить из прежнего гражданства лица, имеющие особые заслуги перед Российской Федерацией (ч. 3 ст. 13 Закона о гражданстве РФ). Не требуется отказ от прежнего гражданства для ветеранов Великой Отечественной войны (ч. 5 ст. 14), а также детей (ч. 6 ст. 14). Здесь, по мнению некоторых авторов, имеет место пробел законодательства о гражданстве, что способствует возникновению фактического двойного гражданства20. Наверное, государство в таких случаях руководствуется общечеловеческими, а не юридическими мотивами. Формально можно согласиться

с этим замечанием. Обращает на себя внимание и тот факт, что в ч. 3 ст. 13 требование об отказе от иного гражданства носит альтернативный характер с формулировкой «может быть принято в гражданство Российской Федерации». Данная неопределенность Закона должна быть устранена.

В заполняемом лицом заявлении закрепляется обязательство в течение одного года со дня приобретения гражданства Российской Федерации представить документ о выходе из иного гражданства. Если иное гражданство прекращается вследствие приобретения гражданства РФ, дается обязательство представить соответствующий документ в течение трех месяцев со дня приобретения гражданства России.

Как показывает практика Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области, такие документы иностранцы (как правило, речь идет о гражданах стран СНГ) после получения гражданства РФ не представляют (за последние пять лет было представлено не более 5—6 документов). Юридическая ответственность за нарушение этих правил не предусмотрена. В результате часть этих теперь уже граждан РФ, не оформив окончательно выхода из прежнего гражданства, сохраняют его, являясь бипатридами, т. е. фактически имея два гражданства и два общегражданских паспорта. Учет таких граждан не предусмотрен законодательством РФ. Кроме того, без взаимных договоренностей между государствами, на уровне хотя бы межведомственных соглашений, он невозможен. Есть договоренность между министерствами внутренних дел и другими заинтересованными органами стран СНГ о механизме возврата национальных паспортов и обмена информацией о лицах, приобретающих гражданство в упрощенном порядке, и формировании базы данных, но эта договоренность ограничена и не всегда выполняется сторонами четырехстороннего Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства 1999 г.21

Второй аспект гражданства de facto касается уже граждан Российской Федерации, приобретающих гражданство иностранного государства. Несовершенство законодательства РФ и отсутствие международно-правового регулирования делает этот процесс бесконтрольным. Государство не обладает информацией о таких гражданах-бипатридах.

Очевидно, что успешное регулирование проблем двойного (множественного) гражданства возможно только при «встречном движении» национального и международного регулирования. Международно-правовая регламентация этого вопроса должна строиться на заключении международных соглашений двух видов: об урегулировании вопросов двойного гражданства и о взаимном обмене информацией по вопросам граж-данства22.

1 Варлен М. В. Гражданство: Россия и СНГ: учеб.-практ. пособие. М., 2012. С. 109.

2 СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

3 Тесленко А. М. Правовой статус иностранцев в России (вторая половина XVII — начало XX в.): моногр. Екатеринбург, 2007. С. 62.

4 См., например: Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством от 12 декабря 1957 г. Договоры о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства были заключены также с Венгрией (1963 г.), Польшей (1965 г.), Болгарией (1966 г.), ГДР (1969 г.), МНР (1975 г.), Румынией и Чехословакией (1978 г.).

5 Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 47; Яковлев А. А. Правовое регулирование вопросов гражданства: соотношение международного права и права Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. С. 27.

6 Витрук Н. В.Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 64, 111.

7 Международное право: учеб. / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухаметов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 277; Международное право: учеб. / под ред. Л. Н. Шестакова. М., 2005. С. 260; Международное право: учеб. / отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 166; Международное право: учеб. / под ред. А. Я. Капустина. М., 2008. С. 172; Международное право: учеб. для

вузов / отв. ред. Г. М. Мелков. М., 2009. С. 202; Международное право: учеб. / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. М., 2009. С. 246.

8 Международное право: учеб. / отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1998. С. 108.

9 Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов и др.; отв. ред. К. А. Бекяшев. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 232.

10 Белов А. В. Международно-правовые аспекты двойного гражданства: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 8.

11 Бархатова Е. Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 13.

12 Например, в 2008 г. был разработан проект закона Украины «О декларировании иностранного гражданства», но он так и не был принят.

13 Авакьян С. А. Указ. соч. С. 45; Витрук Н. В. Указ. соч. С. 146.

14 Международное право: учеб. / отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 501.

15 Авакьян С. А. Указ. соч. С. 45.

16 Яковлев А. А. Указ. соч. С. 27.

17 Там же.

18 URL: http://ww.advokat- miller.ru/fag.htm?id=636.

19 СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571.

20 Яковлев А. А. Указ. соч. С. 181.

21 Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3643.

22 Подробнее см.: Тесленко А. М. Международно-правовое регулирование вопросов двойного (множественного) гражданства с участием Российской Федерации: проблемы и перспективы // Право международной безопасности: современное видение и сопутствующие проблемы межгосударственного сотрудничества: межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург, 2011. С. 138—148.

< *

Ш Ш О

ц,

ш

т <

ш <

а с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.