Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ОНЛАЙН-КУРСОВ'

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ОНЛАЙН-КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-курс / ИКТ-компетенции / технологии в образовании / студент / преподаватель / online course / ICT competencies / technologies in education / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.В. Сорокопуд, Н.И. Соколова, Л.Д. Шишков

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с обучением будущих преподавателей созданию и применению онлайн-курсов в ходе их дальнейшей профессионально-педагогической деятельности. Демонстрируется польза достаточного уровня сформированности системы соответствующих знаний, умений и навыков с точки зрения эффективности действий будущего профессионала соответствующего профиля в условиях постиндустриального общества будущего. Далее приводятся наиболее эффективные, на наш взгляд, подходы к её формированию. Изучаются связи, существующие между ними. Кроме того, на страницах настоящей статьи описываются возможные пути развития данных подходов и рассматриваются ИКТ-технологии и сервисы, которые может использовать педагог в процессе создания онлайн-курсов и их сопровождения. Таким образом, цель данного исследования ‒ всестороннее освещение наиболее эффективных подходов к обучению будущих преподавателей созданию и работе с онлайн курсами и их связь с формированием ИКТ-компетенций в процессе подготовки студентов-педагогов в условиях магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.В. Сорокопуд, Н.И. Соколова, Л.Д. Шишков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO TRAINING FUTURE TEACHERS TO CREATE AND APPLY ONLINE COURSES

The article discusses some issues related to training of future teachers to create and use online courses in their further professional and pedagogical activity. It demonstrates the sufficient formation level of the relevant knowledge, skills and abilities system benefits from the effectiveness of the future appropriate profile professional actions in the post-industrial society conditions point of view. The work offers the most effective approaches to its formation. The connections existing between them are being studied. In addition, the article describes possible ways of developing these approaches and considers ICT technologies and services that a teacher can use to create online courses and their support process. Thus, the objective of the study is to provide comprehensive coverage of the most effective approaches to teaching future teachers to create and work with online courses and their connection with formation of ICT competencies in master students.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ОНЛАЙН-КУРСОВ»

Для государства Израиль также характерны достаточно сложные механизмы развития добровольческого движения [10, с. 208]. Данные механизмы функционируют благодаря деятельности органов местного самоуправления, образовательных учреждений, а равно и некоммерческих организаций. При этом важность дальнейшего развития добровольческой деятельности осознаётся не только общественным сектором, но и органами государственного управления на разных уровнях. Так, в структуре израильских муниципалитетов предусмотрены специализированные структурные подразделения, осуществляющие взаимодействие с волонтерами и поддержку соответствующего движения. В их задачи входит налаживание взаимодействия между волонтерами с одной стороны, благополучателями, нуждающимися в их помощи, - с другой. Занимаются подобные структуры и ресурсной поддержкой добровольческих организаций [10, с. 210].

Из вышеизложенного следует, что, так как два ближайших десятилетия спортивной жизни РФ были связаны с подготовкой и проведением ряда крупных событий, в том числе на международном уровне, естественным образом фиксируется существенное обострение проблем комплектования кадров, необходимых для оптимального хода соответствующих процессов. Главный на сегодня источник их пополнения - волонтерское движение. В свою очередь, на территории РФ это, последнее, имеет сравнительно недолгую историю. Отсюда следует, что необходимым условием дальнейшего поступательного развития данного феномена в нашей стране является анализ отечественного и зарубежного опыта реализации соответствующих программ.

Если говорить об отечественном опыте их воплощения, то в г Санкт-Петербурге таковое осуществляется совместными усилиями органов государ-

Библиографический список

ственного и муниципального управления, с одной стороны, некоммерческих структур, с другой. Подобные организационные особенности позволяют реали-зовывать комплексный подход к организации деятельности волонтеров в данном городе. Этому в немалой степени способствует работа городского Центра поддержки добровольческих инициатив, функционирующего на территории северной столицы, начиная с 2010-х гг.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа также реализуется целенаправленная деятельность по развитию и поддержке добровольчества в регионе. В неё вовлечены управленческие структуры, органы местного самоуправления, а также отдельные граждане, характеризующиеся высокой степенью инициативности. На территории республики Карелия реализуется дополнительная учебная программа «Доброкласс», направленная на вовлечение старших школьников в волонтерскую деятельность. Она представляет собой сетевую дополнительную учебную программу для школьников 14-15 лет (8 класс), желающих попробовать себя в волонтерской деятельности.

Из зарубежных практик определённый интерес представляет спортивное волонтерство в Федеративной Республике Германия. Там оно начало активно развиваться с 2002 г. Существенную роль в реализации соответствующих волонтерских программ играет Ассоциация спортивных клубов Геттингена. Её деятельность ориентирована в первую очередь на молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет, которые хотят понять, подходит ли им спортивная сфера. Достаточно сложные механизмы развития добровольческого движения характерны и для государства Израиль. Они функционируют благодаря деятельности органов местного самоуправления, образовательных учреждений, а равно - и некоммерческих организаций.

1. Бокова О.А., Лебедева К.С., Мельникова Ю.А. Волонтерская деятельность в начальном образовании: современное состояние, дефициты и перспективы развития. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 83-87.

2. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Моделирование волонтёрской деятельности: Актуальный тренд современного воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 257-262.

3. Леднев В.А. Волонтер - настоящее лицо Игр в Сочи. Качество образования. 2014; № 3: 52-55.

4. Краснова М.Ю., Ярычев Н.У Опыт привлечения студенческой молодёжи к спортивному волонтерству. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 77-1: 186-189.

5. Горлова Н.И. Мир спортивного волонтерства. Москва: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018.

6. Модельный закон о добровольчестве (волонтёрстве): принят на 42-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Available at: https://www.audar-info.ru/docs/pact/?sectId=408998

7. Краснова М.Ю. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» к организации деятельности спортивных волонтёров. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 168-170.

8. Глазкова Е.А. Формы осуществления волонтерской деятельности и виды волонтерства. Право и государство: теория и практика. 2019; № 2 (170): 25-28.

9. Минахметова А.З., Гатауллина РФ., Адигамова Э.Г Модель формирования психологической готовности студенческой молодежи к волонтерству. Казанский педагогический журнал. 2019; № 4 (135): 119-124.

10. Губина А.В. Методический сборник успешных практик по итогам обучающих стажировок программы мобильности в 2019 году. Москва: Ассоциация волонтерских центров, 2020.

11. Бабаян А.В., Варфоломеева З.С., Глухов Л.Ю. Спортивное волонтерство как социально-педагогическое явление. Сибирский учитель. 2020; № 3 (130): 37-42.

12. Кисиленко А.В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодёжи. Научный результат. Социология и управление. 2018; Т. 4, № 1: 63-71.

References

1. Bokova O.A., Lebedeva K.S., Mel'nikova Yu.A. Volonterskaya deyatel'nost' v nachal'nom obrazovanii: sovremennoe sostoyanie, deficity i perspektivy razvitiya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 83-87.

2. Bokova O.A., Mel'nikova Yu.A. Modelirovanie volonterskoj deyatel'nosti: Aktual'nyj trend sovremennogo vospitaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 257-262.

3. Lednev V.A. Volonter - nastoyaschee lico Igr v Sochi. Kachestvo obrazovaniya. 2014; № 3: 52-55.

4. Krasnova M.Yu., Yarychev N.U. Opyt privlecheniya studencheskoj molodezhi k sportivnomu volonterstvu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 77-1: 186-189.

5. Gorlova N.I. Mir sportivnogo volonterstva. Moskva: GBU goroda Moskvy «Mosvolonter», 2018.

6. Model'nyj zakon o dobrovol'chestve (volonterstve): prinyat na 42-m plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG. Available at: https://www. audar-info.ru/docs/pact/?sectId=408998

7. Krasnova M.Yu. Teoreticheskie aspekty professional'noj podgotovki buduschih bakalavrov profilya «Sportivnyj menedzhment» k organizacii deyatel'nosti sportivnyh volonterov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 168-170.

8. Glazkova E.A. Formy osuschestvleniya volonterskoj deyatel'nosti i vidy volonterstva. Pravo igosudarstvo: teoriya ipraktika. 2019; № 2 (170): 25-28.

9. Minahmetova A.Z., Gataullina R.F., Adigamova 'E.G. Model' formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti studencheskoj molodezhi k volonterstvu. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2019; № 4 (135): 119-124.

10. Gubina A.V. Metodicheskij sbornik uspeshnyh praktikpo itogam obuchayuschih stazhirovokprogrammy mobil'nosti v 2019 godu. Moskva: Associaciya volonterskih centrov, 2020.

11. Babayan A.V., Varfolomeeva Z.S., Gluhov L.Yu. Sportivnoe volonterstvo kak social'no-pedagogicheskoe yavlenie. Sibirskij uchitel'. 2020; № 3 (130): 37-42.

12. Kisilenko A.V. Volonterstvo: potencial samoorganizacii rossijskoj molodezhi. Nauchnyj rezultat. Sociologiya i upravlenie. 2018; T. 4, № 1: 63-71.

Статья поступила в редакцию 06.02.23

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia);

Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English and Professional Communication, Financial University

under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NSokolova@fa.ru

Shishkov L.D., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: dobrenow@gmail.com

APPROACHES TO TRAINING FUTURE TEACHERS TO CREATE AND APPLY ONLINE COURSES. The article discusses some issues related to training of future teachers to create and use online courses in their further professional and pedagogical activity. It demonstrates the sufficient formation level of the relevant knowledge, skills and abilities system benefits from the effectiveness of the future appropriate profile professional actions in the post-industrial society conditions point of view. The work offers the most effective approaches to its formation. The connections existing between them are being studied. In addition, the article describes

possible ways of developing these approaches and considers ICT technologies and services that a teacher can use to create online courses and their support process. Thus, the objective of the study is to provide comprehensive coverage of the most effective approaches to teaching future teachers to create and work with online courses and their connection with formation of ICT competencies in master students.

Key words: online course, ICT competencies, technologies in education, student, teacher.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, проф. кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Н.И. Соколова, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: NSokolova@fa.ru

ЛД. Шишков, аспирант, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: dobrenow@gmail.com

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ОНЛАЙН-КУРСОВ

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с обучением будущих преподавателей созданию и применению онлайн-курсов в ходе их дальнейшей профессионально-педагогической деятельности. Демонстрируется польза достаточного уровня сформированности системы соответствующих знаний, умений и навыков с точки зрения эффективности действий будущего профессионала соответствующего профиля в условиях постиндустриального общества будущего. Далее приводятся наиболее эффективные, на наш взгляд, подходы к её формированию. Изучаются связи, существующие между ними. Кроме того, на страницах настоящей статьи описываются возможные пути развития данных подходов и рассматриваются ИКТ-технологии и сервисы, которые может использовать педагог в процессе создания онлайн-курсов и их сопровождения. Таким образом, цель данного исследования - всестороннее освещение наиболее эффективных подходов к обучению будущих преподавателей созданию и работе с онлайн курсами и их связь с формированием ИКТ-компетенций в процессе подготовки студентов-педагогов в условиях магистратуры.

Ключевые слова: онлайн-курс, ИКТ-компетенции, технологии в образовании, студент, преподаватель.

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, обосновывается тенденцией, при которой онлайн-обучение в последнее время приобрело достаточно широкое распространение как эффективный способ получения образования [1, с. 18]. По мнению таких авторов, как Н.В. Гречуш-кина и И.В. Смирнова, указанная тенденция, в свою очередь, связана с двумя факторами:

- увеличение доступности ИКТ-технологий [2, с. 128];

- ограничения передвижения участников образовательного процесса, связанные с пандемией COVID-19 [3, с. 865-866].

Подобная ситуация, в свою очередь, способствует обострению ряда вопросов, связанных с формированием ИКТ-компетенций будущих педагогов. Ранее мы, рассуждая на эту тему, писали о том, что онлайн-курс - важнейший инструмент современного образования и одновременно - перспективное направление дальнейшего исследования [4, с. 284]. В связи с этим нас интересует проблема определения оптимальных методологических подходов к обучению будущих преподавателей созданию и применению онлайн-курсов. Её решение с определённой вероятностью будет способствовать достижению следующих положительных результатов:

- интенсификация процесса развития онлайн-образования как самой доступной формы организации образовательного процесса, позволяющей обучаться у лучших специалистов, находясь в разных местах планеты, располагая при этом стабильным интернет-соединением;

- повышение качества образования, доступного из любой точки мира, что подразумевает, в том числе, оптимизацию профессиональной деятельности педагогов, ведь при организации онлайн-образования существенной роли не играет местоположение всех субъектов образовательных отношений;

- дальнейшее поступательное развитие инновационных технологий, в том числе напрямую затрагивающих сферу образования, что, в свою очередь возможно, по нашему мнению, посредством расширения использования в образовательном процессе средств, предоставляемых онлайн-курсами [5, с. 267].

Согласно работам К.А. Татаринова, И.В. Трундаева, Л.Д. Шишкова, овладение будущими педагогами компетенциями, связанными с эффективным применением передовых ИКТ-технологий в образовательном процессе, делает их более конкурентоспособными на рынке труда, а также готовыми к дальнейшему поступательному развитию образовательных технологий [6, с. 825]. Иначе говоря, после появления нового инструмента, который придёт на смену онлайн-кур-сам, таким профессионалам будет намного легче адаптироваться и применять новые инструменты и методики в своей профессионально-педагогической деятельности.

В виду вышеизложенного цель данной статьи - освещение наиболее эффективных подходов к обучению будущих преподавателей созданию и работе с онлайн курсами и выявление связи этих подходов с формированием ИКТ-компе-тенций студентов в ходе усвоения программ магистратуры.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- определить место обучения созданию и применению онлайн-курсов в структуре процесса подготовки будущих педагогов на ступени магистратуры;

- рассмотреть основные подходы к развитию системы соответствующих компетенций;

- выявить соотношение данных подходов, оптимальное с точки зрения достижения максимальной эффективности процесса обучения будущих преподавателей созданию и применению онлайн-курсов.

При подготовке статьи авторами были использованы такие методы исследования, как рефлексия собственного педагогического опыта и изучение трудов педагогов-исследователей и практиков, так или иначе затрагивающих соответствующую тематику.

Её научная новизна заключается в выявлении того места, которое обучение созданию и применению онлайн-курсов занимает в структуре процесса подготовки будущих педагогов на ступени магистратуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении основных подходов к развитию системы соответствующих компетенций.

Практическая значимость состоит в демонстрации соотношения данных подходов, оптимального с точки зрения достижения максимальной эффективности процесса обучения будущих преподавателей созданию и применению он-лайн-курсов.

Обучение созданию и применению онлайн-курсов, на наш взгляд, должно проходить в рамках отдельного предмета. Необходимо, чтобы последний стал органичной частью системы подготовки будущих педагогов в магистратуре по направлению 44.04.01. Педагогическое образование. Более подробно об этом было сказано в выводах к прошлой статье [4, с. 288]. Современное состояние разработки интересующей нас проблематики позволяет выделить два подхода к решению данного вопроса.

Первый - проектно-творческий. Его суть заключается в том, что при обучении преподаватель не акцентирует внимание на конкретных сервисах и их особенностях, а также теории создания и продюсирования онлайн-курсов. Однако при этом уделяется больше внимания обсуждению конкретных ситуаций, в которых применение онлайн-курсов может наиболее эффективно помочь образова-

Таблица 1

Тематический план обучения студентов созданию и использованию онлайн-курсов, подразумевающий широкое использование проектно-творческого подхода

№ п/п Тема

1. Обзор сервисов создания онлайн-курсов, их плюсы и минусы [7]

2. Педагогические кейсы, в которых полезны онлайн курсы [6, с. 825-826]

3. Выполнение проекта 1

4. Защита проекта 1 [8]

5. Выполнение проекта 2

6. Защита проекта 2

7. Выполнение проекта 3

8. Защита проекта 3 [9]

9. Выполнение итогового проекта

10. Защита итогового проекта [10]

тельному процессу. Реализация рассматриваемого подхода также предполагает формирование у студентов умений и навыков, связанных с эффективным применением этих знаний. Другими словами, в данном случае можно согласиться с позицией такого автора, как А.Я. Ягнич, в том, что у современного педагога ещё на стадии профессиональной подготовки необходимо формировать умение непосредственно создавать онлайн-курсы или их фрагменты по заданным темам или условиям [7, с. 147]. В качестве таких фрагментов могут выступать:

- фрагмент онлайн-курса по конкретной теме;

- сегмент онлайн-курса, направленный на поддержку отстающих школьников [2, с. 130].

Представим примерный тематический план обучения студентов созданию и использованию онлайн-курсов, подразумевающих широкое использование про-ектно-творческого подхода (табл. 1).

Историко-информационный подход характеризуется следующими чертами:

- подробное теоретическое рассмотрение всех основных сервисов, предназначенных для работы с онлайн-курсами (Coursera, Stepik, Moodle и т. п.);

- знакомство обучающихся с основными научными результатами, связанными с пользой их применения.

Охарактеризовав данный подход, следует предложить примерный тематический план формирования у студентов интересующих нас компетенций, подразумевающий его широкое применение (табл. 2).

Таблица 2

Тематический план обучения будущих педагогов созданию и использованию онлайн-курсов при широкой интеграции

историко-информационного подхода в образовательный процесс

№ Тема

п/п

1. История развития онлайн-курсов. Определение и подходы [3, с. 866]

2. Обзор сервисов для создания онлайн-курсов, их плюсы и минусы

3. Знакомство с интерфейсом Coursera [8]

4. Знакомство с интерфейсом Moodle [9]

5. Знакомство с интерфейсом Stepik [10]

6. Педагогические кейсы, в которых полезны онлайн курсы

7. Выполнение проекта

8. Выполнение проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Выполнение проекта

10. Защита проекта

Отношение к проектной деятельности и проектам составляет принципиальное отличие между рассматриваемыми данных подходами. В первом случае реализуемые учебные проекты направлены на решение конкретных педагогических задач. В число таковых, считает В.А. Лапшин, могут входить:

- поддержка неуспевающих школьников по конкретному предмету;

- прохождение определённой темы с помощью онлайн-курса;

- обсуждение проектов между студентами [11, с. 17-18].

Как видим, проектно-творческий подход должен способствовать развитию способностей будущих педагогов к ведению педагогической дискуссии, а равно и к конструктивному обмену опытом и мнениями [12, с. 100]. Главная цель его использования в ходе учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы научить будущих магистров педагогики эффективно применять онлайн курсы в различных педагогических ситуациях. Именно поэтому при его использовании проектной деятельности уделяется повышенное внимание.

Если же мы говорим о широком применении историко-информационного подхода в процессе подготовки будущих педагогов к разработке и эффективно-

Библиографический список

му применению онлайн-курсов в их будущей профессиональной деятельности, то вслед за П.Д. Абдурахмановой, Т.П. Айсуваковой и Е.Н. Алексеевой должны признать, что в данном случае проект - целостный готовый пример онлайн-курса по некой объёмной теме [13, с. 42-43]. В качестве таких тем могут выступать:

- подготовка к ОГЭ;

- программа конкретного класса средней школы по предмету.

Главная цель создания такого проекта - научить будущих специалистов подробному методическому изложению материала и работе с сервисами для создания онлайн-курсов в целом [14, с. 217]. В связи с этим на него отводится больше времени. Кроме того, более подробно рассматриваются основные платформы для создания онлайн-курсов. Данный подход также полезен с методической точки зрения: будущий педагог начинает лучше понимать порядок изложения материала по предмету, связь между его разделами, а также возможные трудные моменты, которым может потребоваться более пристальное внимание [3, с. 867].

С другой стороны, в обоих случаях модуль, посвящённый изучению он-лайн-курсов, предполагает большую самостоятельную работу студентов и наличие компьютерной аудитории для проведения практических занятий по работе над проектами [13, с. 57].

Ни один из указанных подходов не является, по нашему мнению, полным и в действительности имеет смысл брать лучшее из каждого в зависимости от конкретной ситуации (профильного предмета, уровня студентов и т. п.). Кроме того, предлагаемый порядок тем допускает внесение уточнений и дополнений. Можно выделить следующие цели последнего:

- сохранение актуальности транслируемых студентам знаний, умений и навыков;

- учёт индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым конкретным обучающимся [12, с. 101-102].

Таким образом, мы можем с определённой долей уверенности констатировать, что в ходе обучения будущих магистров педагогики созданию и применению онлайн-курсов необходим учёт возможностей как проектно-творческого, так и историко-информационного подходов. В случае возникновения такой необходимости их элементы могут сочетаться.

Действительно, в зависимости от ситуаций, могущих возникнуть в ходе осуществления им будущей профессиональной деятельности на ступени магистратуры, обучающийся должен овладеть как правильной теоретической базой в данной области, так и умениями, связанными с её широким применением на практике. Это, в конечном итоге, обеспечивает необходимость и полезность обсуждаемого сегмента профессиональной подготовки студентов-педагогов на данной ступени.

Представленный материал будет полезен не только в смысле эффективного обучения будущих педагогов использованию онлайн-курсов. Внедрение в образовательную практику рассмотренных подходов будет также способствовать оптимизации процесса формирования их ИКТ-компетенций в целом.

Данная работа, с нашей точки зрения, перспективна для дальнейшего исследования по вопросам составления подробной программы предмета. В их числе:

- формирование информационной грамотности и ИКТ-компетенций будущего педагога в период подготовки в магистратуре;

- обучение современным образовательным технологиям, в том числе работе с онлайн-курсами;

- изучение профильных сервисов;

- изучение инструментов, полезных в дополнительном образовании.

Также, с нашей точки зрения, интересным представляется рассмотрение

указанных методологических подходов с точки зрения обучению будущих педагогов общим технологиям современного преподавания в школе (Московская электронная школа, электронный журнал, Российская электронная школа, библиотека МЭШ и т. п.). Данные проблемы, конечно, требуют отдельного рассмотрения.

1. Батайкина И.А. Онлайн-образование: новые возможности. Инновационная наука. 2019; № 11: 18-19.

2. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация. Высшее образование в России. 2018; № 6: 125-134.

3. Смирнова И.В. Создание и продюсирование онлайн-курсов. Экономика и предпринимательство. 2022; № 2 (139): 864-867.

4. Сорокопуд Ю.В., Шишков Л.Д., Сапачев В.А. Формирование ИКТ-компетенций в процессе подготовки будущих педагогов основного и дополнительного образования в условиях магистратуры. Современный учёный. 2022; № 6: 284-289.

5. Татаринов К.А. Принципы создания массовых онлайн-курсов. АНИ: педагогика и психология. 2020; № 2 (31): 265-268.

6. Трундаев И.В., Шишков Л.Д. Возможности онлайн-обучения в поддержке отстающих школьников по математике. Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. Москва: МПГУ 2022: 824-826.

7. Ягнич А.Я. Возможности онлайн-курсов: сильные и слабые стороны. Colloquium-journal. 2020; № 10 (62): 147-148.

8. Coursera. Центр поддержки учащихся. Available at: https://www.coursera.support/s/learner-help-center?language=en_US

9. Moodle. Контактный центр. Available at: https://moodle.com/contact/

10. Stepik. Справочный центр. Available at: https://support.stepik.org/hc/ru/articles/360000380594-Виды- практических-задач/

11. Лапшин В.А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2013.

12. Лапшин В.А. Пути развития человеческого потенциала под влиянием биомедицинских технологий (по мнению молодежи здоровой и с ограниченными возможностями по здоровью). Знание. Понимание. Умение. 2016; № 3: 97-102.

13. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

14. Алексеева Е.Н., Лапшин В.А., Сорокопуд Ю.В. Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 217-219.

References

1. Batajkina I.A. Onlajn-obrazovanie: novye vozmozhnosti. innovacionnaya nauka. 2019; № 11: 18-19.

2. Grechushkina N.V. Onlajn-kurs: opredelenie i klassifikaciya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; № 6: 125-134.

3. Smimova I.V. Sozdanie i prodyusirovanie onlajn-kursov. 'Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2022; № 2 (139): 864-867.

4. Sorokopud Yu.V., Shishkov L.D., Sapachev V.A. Formirovanie IKT-kompetencij v processe podgotovki buduschih pedagogov osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyah magistracy. Sovremennyj uchenyj. 2022; № 6: 284-289.

5. Tatarinov K.A. Principy sozdaniya massovyh onlajn-kursov. ANi: pedagogika i psihologiya. 2020; № 2 (31): 265-268.

6. Tmndaev I.V., Shishkov L.D. Vozmozhnosti onlajn-obucheniya v podderzhke otstayuschih shkol'nikov po matematike. Aktual'nye problemy metodiki obucheniya informatike i matematike v sovremennoj shkole: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj intemet-konferencii. Moskva: MPGU, 2022: 824-826.

7. Yagnich A.Ya. Vozmozhnosti onlajn-kursov: sil'nye i slabye storony. Colloquium-journal. 2020; № 10 (62): 147-148.

8. Coursera. Centrpodderzhki uchaschihsya. Available at: https://www.coursera.support/s/learner-help-center?language=en_US

9. Moodle. Kontaktnyj centr. Available at: https://moodle.com/contact/

10. Stepik. Spravochnyj centr. Available at: https://support.stepik.org/hc/ru/articles/360000380594-Vidy- prakticheskih-zadach/

11. Lapshin V.A. Chelovecheskij potencial molodezhi kak istochnik sociokul'turnyh izmenenij. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2013.

12. Lapshin V.A. Puti razvitiya chelovecheskogo potenciala pod vliyaniem biomedicinskih tehnologij (po mneniyu molodezhi zdorovoj i s ogranichennymi vozmozhnostyami po zdorov'yu). Znanie. Ponimanie. Umenie. 2016; № 3: 97-102.

13. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

14. Alekseeva E.N., Lapshin V.A., Sorokopud Yu.V. Sovremennye podhody k formirovaniyu lichnosti buduschih molodyh specialistov v usloviyah vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 217-219.

Статья поступила в редакцию 06.02.23

УДК 378

Mikhailova A.I., postgraduate, teaching assistant, Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: alexsandra9898@bk.ru.

DESCRIPTION OF FEATURES OF DEVELOPMENT OF GAMIFIED RESOURCES TO PREPARE FUTURE SPECIALISTS FOR THE DIGITAL TRANSFORMATION OF PRESCHOOL EDUCATION. Digital technologies expand the boundaries of the educational process, they allow to draw up documentation quickly and efficiently, gain new knowledge, expand the horizons of pupils, conduct classes in a bright and colorful way, use and vary new methods in the educational process, design websites, stands, booklets, maintain social pages for parents about their pupils, compose their portfolio and portfolio of preschoolers. The article analyzes the research of national and foreign scientists and defines the role of digital technologies in the educational process. The main principles for the development of gami-fied resources are highlighted: the use of sound, animation and color effects, the ability to check the correctness of completing tasks, navigation through the game, multi-series, student involvement, the presence of open, creative tasks, the possibility of a corporate game, the effect of "the player's presence" in the game, etc.

Key words: individual educational needs, preschool children, digital technologies, multimedia games, Microsoft PowerPoint, information and communication technologies, gamified resources.

А.И. Михайлова, аспирант, асс. ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: alexsandra9898@bk.ru

ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗРАБОТКИ ГЕЙМИФИЦИРОВАННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цифровые технологии расширяют границы образовательного процесса, они позволяют быстро и качественно оформлять документацию, получать новые знания, расширять кругозор воспитанников, проводить занятия в яркой и красочной форме, использовать и варьировать новые методы в образовательном процессе, оформлять сайты, стенды, буклеты, вести социальные странички для родителей про своих воспитанников, составлять свое портфолио и портфолио дошкольников. В статье проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых, определена роль цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе. Выделены основные принципы разработки геймифицированных ресурсов: задействование звуковых, анимационных и цветовых эффектов, возможность проверки правильности выполнения заданий, навигация по игре, многосерийность, вовлеченность обучающихся, наличие открытых, творческих заданий, возможность корпоративной игры, эффект «присутствия игрока» в игре и др.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные потребности, дети дошкольного возраста, цифровые технологии, мультимедийные игры, MicrosoftPowerPoint, геймифицированные ресурсы.

Личность ребенка уникальна, и система образования должна способствовать развитию этой уникальности, неповторимости, индивидуальности. В современном образовании появилось уникальное средство, позволяющее учитывать индивидуальные культурные и образовательные потребности детей - цифровые технологии, которые выступают одним из способов учета индивидуальных образовательных потребностей, предоставления права ребенку выбора индивидуальной траектории своего развития.

Образовательный процесс учитывает современных детей поколением «Альфа». Это поколение детей растет в век искусственного интеллекта и виртуальной реальности. Поэтому в атласе профессий 3.0. в разделе «Образование» представлена профессия киберпедагога, у которого должны быть сформированы надпрофессиональные навыки. Данная профессия направлена на грамотное использование геймифицированных ресурсов в образовательном процессе [1].

К надпрофессиональным навыкам XXI века принято относить компетенции «4К»: креативность, коммуникабельность, командная работа, критическое мышление, а также еще две группы. В универсальные навыки также включены глобальные навыки и технологические компетенции. Глобальные навыки способствуют пониманию межкультурных проблем, помогают воспринимать разносторонние точки зрения, строить взаимодействие с разной категорией людей. Технологические компетенции необходимы для эффективного и безопасного использования цифровых технологий в бытовых условиях и профессиональной де-

ятельности. Данные навыки способствуют поиску, переработке, хранению и передачи электронных средств с соблюдением этических норм и правовых аспектов. Наиболее востребованные технологические компетенции - это сформированные цифровые компетенции и выработанная цифровая этика.

Но в высших учебных заведениях этому уделяется недостаточно времени, поэтому данная тема особенно актуальна.

Цель статьи заключается в изучении и описании методологии и особенностей разработки мультимедийных ресурсов, которые будущие педагоги будут создавать самостоятельно.

Основные задачи статьи: 1. Определить понятия «цифровые технологии», «геймифицированные ресурсы». 2. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых, обозначить особенности геймификации в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования. 3. На основе авторской разработки рассмотреть процесс создания мультимедийных игр с учетом гигиенических норм и правовых аспектов.

Методы исследования: анализ нормативно-правовой документации, исследований отечественных и зарубежных ученых, конкретизация данных; обобщение психолого-педагогической литературы; сравнение данных по данной проблематике; дедукция; содержательная интерпретация и анализ результатов, определение роли цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.