Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЛАСТИ ИКТ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ТРУДНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЛАСТИ ИКТ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущие учителя иностранного языка / гибридное обучение / формирование ИКТ-компетентности / трудности подготовки / future teachers of a foreign language / hybrid learning / the formation of ICT competence / training difficulties

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Наталья Валерьевна, Толстых Олеся Михайловна

В условиях пандемии, стремительного развития электронного обучения, модель гибридного обучения является наиболее актуальной. В статье рассматриваются технические, психологические и методические трудности организации гибридного обучения в рамках формирования ИКТ-компетентности будущих учителей иностранных языков и возможные способы их преодоления. Тщательное планирование и разумное сочетание технологий электронного обучения на занятиях онлайн и оффлайн позволит переориентировать роль студента из пассивного получателя информации в активного отправителя, организатора гибридного обучения и будет способствовать его подготовке к решению различных коммуникативных и методических задач средствами ИКТ в цифровой образовательной среде в условиях активного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Наталья Валерьевна, Толстых Олеся Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES IN THE FIELD OF ICT IN THE CONDITIONS OF HYBRID LEARNING

In the pandemic, rapid development of e-learning, the hybrid learning model is the most relevant. The article discusses the technical, psychological and methodological difficulties of organizing hybrid learning for the formation of ICT competence of future teachers of foreign languages and possible ways to overcome them. Careful planning and a reasonable combination of e-learning technologies in online and offline classes will allow reorienting the role of a student from a passive recipient of information to an active sender, organizer of hybrid learning and will help prepare him for solving various communicative and methodological tasks using ICT in a digital educational environment in conditions of interaction of all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЛАСТИ ИКТ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК:37.018.43:4, ББК 74.489 © Н. В. Петрова, О. М. Толстых Б01: 10.24412/2225-8264-2022-4-73-81

Н. В. Петрова, О. М. Толстых

ТРУДНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЛАСТИ ИКТ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ

В условиях пандемии, стремительного развития электронного обучения, модель гибридного обучения является наиболее актуальной. В статье рассматриваются технические, психологические и методические трудности организации гибридного обучения в рамках формирования ИКТ-компетентности будущих учителей иностранных языков и возможные способы их преодоления. Тщательное планирование и разумное сочетание технологий электронного обучения на занятиях онлайн и оффлайн позволит переориентировать роль студента из пассивного получателя информации в активного отправителя, организатора гибридного обучения и будет способствовать его подготовке к решению различных коммуникативных и методических задач средствами ИКТ в цифровой образовательной среде в условиях активного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: будущие учителя иностранного языка, гибридное обучение, формирование Некомпетентности, трудности подготовки.

Р

еалии современного

мира

неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, приводящая к карантинным мерам в условиях пандемии, а также стремительное развитие технологий электронного обучения актуализируют гибридное обучение, как одну из самых перспективных моделей обучения.

Для будущих учителей иностранного языка гибридное обучение является дополнительной возможностью для дальнейшего развития их Некомпетентности. В существующих исследованиях по проблеме формирования НКТ-компетентности учителя иностранного языка (М.В. Бовтенко, М.Н. Дегтярева, М.Н. Евстигнеев, Е.Н. Зайцева, Е.С. Полат, С.В. Титова и др.) отмечается необходимость овладения

телекоммуникационными средствами,

социальными сервисами, обучающими,

тренировочными, контролирующими

программами, развитие способности и готовности к решению различных коммуникативных и методических задач средствами НКТ в цифровой образовательной среде в условиях активного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса. Будущие учителя иностранного языка должны быть готовы к применению гибридного обучения в современных условиях, поэтому им необходимо из роли пассивного получателя информации перейти к роли активного организатора учебного процесса.

Под гибридным обучением следует понимать синхронный процесс обучения, когда во время очного аудиторного занятия обучающиеся делятся на два типа - студенты, присутствующие на занятии очно, и студенты, присоединяющиеся к аудиторному занятию виртуально с помощью технологии видеоконференций [2]. Исследователи Qi and Tian [17] выделили 4 свойства гибридного обучения:

1. сочетание коллективного и индивидуального обучения;

2. сочетание синхронного и асинхронного обучения;

3. сочетание самостоятельного и группового обучения;

4. сочетание формального и неформального обучения.

К достоинствам гибридного обучения можно отнести увеличение результативности учебного процесса, уменьшение финансовых расходов, повышение доступности материалов, повышение уровня НКТ-компетентности всех участников образовательного процесса [9]. На наш взгляд, модель гибридного обучения - одна из наиболее перспективных моделей обучения современных студентов в силу того, что данное поколение молодежи относится к так называемым «цифровым аборигенам», которые воспринимают цифровые технологии, цифровую среду в качестве естественной, отличаются способностью к многозадачности и умеют выполнять несколько задач одновременно. Более того, студенты являются активными пользователями сетей и готовы к изменениям быстро развивающихся технологий.

Несмотря на многообразие существующих образовательных технологий, их подбор -качественный и соответствующий поставленным задачам, решаемым онлайн и оффлайн и требующих высоких результатов обучения -является основной проблемой. Кроме этого, многие исследователи [5, 9, 13] отмечают трудности в организации гибридного обучения, к которым относят трудности технического, психологического и методического характера. Рассмотрим данные трудности и возможные способы их преодоления в условиях формирования НКТ-компетентности будущих учителей иностранных языков.

Технические трудности и способы их преодоления.

Нами было выделено два основных типа технических проблем гибридного обучения: форс-

мажорные и организационного характера. К первой группе можно отнести внезапное отключение электричества, обрыв связи или низкое качество и нестабильное соединение сети Интернет по причинам сбоя канала связи. Зачастую решение трудностей данного характера невозможно, и занятие должно быть перенесено. Проблемы организационного характера в первую очередь связаны с качеством материально-технического оснащения аудитории. Так, качество звука и изображения зависят от разрешающей способности микрофона и видеокамеры. Более того, если мультимедиа устройства статичны, то всем участникам учебного процесса необходимо находиться в непосредственной близости к ним, что невозможно в группах с количеством более 5-7 человек.

Решением трудностей подобного характера может служить применение такого технического оборудования как:

• PTZ-камеры или камеры с автотрекингом. PTZ-камеры, оснащены системой поворота, наклона, оптического зума имеют ручное и дистанционное управление и транслируют изображение преподавателя, где бы он ни находился.

• Аудиопанели, установленные на потолке, способные передавать звук из любой точки аудитории.

• Интерактивные панели/экраны. На экранах выводятся все обучающиеся онлайн с включенными камерами. Необходимо осуществлять постоянный мониторинг включенности всех студентов в занятие, своевременно отвечать на возникающие вопросы.

Если решение проблем затруднено в силу недостаточного обеспечения, то рекомендуется минимизировать их на занятии за счет увеличения объема работы в парах и минигруппах. При такой организации обучения задача преподавателя носит характер мониторинга и менторства. Кроме того, студентам и преподавателю предлагается прикрепить петличные микрофоны на воротник, что увеличивает качество и громкость звука.

Кроме того, мы рекомендуем предусмотреть возможность одновременной видеозаписи мероприятия. В случае технических проблем непреодолимого характера, студенты не имевшие возможность присутствовать на занятии и не имевшие возможность напрямую принять в нем участие, смогут посмотреть его в записи. Для образовательных учреждений - это удобный способ создавать одновременно материалы для онлайн-курсов MOOC (massive online courses), которые требуются сегодня от всех вузов. Преподавателям не придется тратить времени на запись, дальнейшую ее обработку, и иногда озвучку материалов. Одновременная запись в ходе занятия позволит экономить время и ресурсы, и сделает учебный материал более живым.

Трудности применения программного обеспечения и сервисов. Глобальная сеть

Интернет стала кладезью разнообразных онлайн сервисов, позволяющих создавать различные опросы и голосования, использовать виртуальные доски и другие инструменты для совместной работы. С одной стороны, все эти перечисленные материалы обеспечивают мультимодальное взаимодействие участников офлайн- и онлайн-аудиторий.

С другой стороны, занятие превращается в калейдоскоп переходов от программы к сервису. Студенты, использующие мобильные устройства для участия в гибридном занятии сталкиваются с проблемой перегрева устройства, отсутствие достаточного количества оперативной и встроенной памяти.

Во избежание таких трудностей мы рекомендуем интеграцию существующих программ и сервисов с системой управления обучением (LMS). Так, используемая нами платформа Moodle позволяет интегрировать существующие сервис посредством их внедрения в код HTML или применения SCORM пакетов. Это позволяет не только упростить процесс управления и распространения учебных материалов, но и формирования отчетности и аналитики контента.

Психологические трудности и способы их преодоления.

Нами было выделено несколько психологических сложностей:

Сложность концентрации внимания. Вопрос концентрации внимания студентов является одной из наиболее сложных психологически проблем, обсуждаемых специалистами из различных областей науки и практики. Внимание, будучи составной частью всех психических процессов личности, занимает особое место. Во-первых, оно отвечает за ясность мыслительной деятельности, что позволяет сделать ее более успешной. Кроме того, при значительном развитии таких навыков внимания как организованность и произвольность, обеспечивается качество и успешность обучения.

Обучение из дома сопряжено с множеством отвлекающих факторов. Так Данилов О. Е. [3] отмечает, что студенты затрудняются удерживать внимание более 6-9 минут, после чего из активность значительно снижается. Во-первых, это связано с общим стилем клипового мышления поколения Z, так как развитие многозадачности снижает уровень концентрации внимания. Во-вторых, в эпоху перегрузки информацией и гипервключенности распространяется синдром дефицита внимания. Более того, проведенный нами опрос студентов показал, что 79% обучаемых сложно разделять «домашнее» и «учебное» пространство, что отрицательно влияет на эффективность учебных занятий в режиме онлайн.

Как было сказано выше, внимание является лакмусовой бумажкой психологических процессов проходящих в развитии человека и является основой продуктивной познавательной

деятельности студентов. Интенсивность

сосредоточения на объекте изучения во многом зависит от интересов, потребностей, установки и направленности личности на процесс обучения. За последние 10-15 лет наблюдается формирование психологической зависимости «комфортного поколения» от мобильных цифровых устройств, что отрицательно отражается на степени концентрации внимания на учебном процессе. Отмечается два вида колебаний внимания при обучении в гибридном формате: эндогенное (внутреннее) и экзогенное (внешнее). Первое связано с переключением мыслей обучаемого на потребность во взаимодействии с мобильным устройством. Второй вид колебания внимания происходит, когда поступают внешние сигналы, такие как звуковые оповещения и поступившем сообщении, инициирующие взаимодействие с телефоном. Исследования [18] показывают, что эффективность выполнения задания при подобных колебаниях значительно сокращается, а также время, требуемое на выполнение поставленной задачи увеличивается в 4 раза.

С целью решения данной проблемы нами были предложены следующие стратегии:

Соблюдение рабочего режима обучения: проведение занятий строго по расписанию учебного заведения. При этом, учитывая большую утомляемость студентов, находящихся перед компьютером, предлагается делать 5-минутные перерывы и смены видов деятельности. Так, выполнение заданий предполагающих обсуждение необходимо чередовать упражнениями на практику применения сервисов или программ, составление интеллектуальных карт или выполнение лабораторных работ.

Соблюдение дресс-кода. Правильный стиль одежды, вне зависимости от того находится ли обучаемый в аудитории или занимается дистанционно, настраивает студентов на рабочий лад, им легче сконцентрировать внимание на учебном процессе.

Создание и сохранение ритуалов учебного процесса. Сюда в первую очередь следует отнести вопросы организации учебного занятия, такие как приветствие, постановка и обсуждение конкретных и практиориентированных целей обучения, этапов занятия. Компетентностный подход к обучению значительно увеличивает значимость

представляемого материала. Моделирование ситуаций, применение технологии ролевой игры или решение кейсов являются наиболее эффективными способами обучения применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам.

Организация учебного пространства

студента: необходимо попросить студентов отключить оповещения социальных сетей, заблаговременно приготовить необходимые учебные материалы.

Контроль и обратная связь: стимулирование к обучению посредством более

частого контроля и получения обратной связи от студентов. Так, например, при дистанционном формате преподаватель, объясняя учебный материал, может попросить всех студентов отреагировать на какое-то высказывание в чате в виде символа «плюс» или «минус», или использовать какой-либо эмотикон.

Активизация разных способов восприятия информации. Одним из способов преодоления проблемы смещения внимания является активизация всех способов восприятия студентами информации: аудиального, визуального и моторного. Так, применение интерактивной видеолекции или видео, где наряду с восприятиям аудио и видео ряда, студент должен выполнять ряд простых действий, таких как применение эмотиконов или других видов реакций на получаемую информацию, может способствовать увеличению интенсивности образовательного процесса

Тем не менее, стоит обратить внимание, что активное задействование множества анализаторов, повышается уровень утомляемости обучаемых, и это диктует необходимость сформулировать требования к форме и объему предлагаемых обучаемым видеолекций [8]:

1. Учебная видеозапись должна ограничиваться раскрытием только одной мысли или идеи: это может быть доказательство или тезис, проведение опыта, решение проблемы и т.д.; в то время как полнота и целостность традиционной лекции определяется раскрытием целой темы, а также связь и ее место в рамках всего учебного курса. В силу выше сказанного, в гибридном обучении рекомендуется записывать и демонстрировать видеолекции длительностью не более 6-9 минут.

2. Деятельность студентов во время работы должна иметь методически обоснованный алгоритм: требуется сопровождение лекции аннотацией и сопутствующими заданиями на понимание.

3. В случаях превышения длительности воспроизведения лекции 9-минутного ограничения, рекомендуется предусмотреть возможность навигации по ключевым содержательным частям изучаемого материала.

Изменение уровня громкости речи является способом сохранения внимания студентов: в процессе длительного объяснения материала, более 5 минут, при относительно монотонном изложении информации отмечается смещение внимания студентов на сторонние объекты. Для увеличения сосредоточенности внимания обучаемых рекомендуется снижение уровня громкости и дальнейшее его увеличение, что приведет к волнообразному изъяснению.

Наглядные материалы, такие как презентации, интеллектуальные карты, графики, инфографики, короткие виде и Дополнительным условием повышения сфокусированности внимания студентов в дистанционном формате

обучения может стать применение наглядных материалов, таких как таблицы, графики, инфографики, презентации, короткие видеоролики, элементы дополненной реальности могут значительно повысит концентрацию внимания обучаемых. Все перечисленное может не только вызвать интерес у обучаемых, но и удержать их внимание. Тем не менее, стоит отметить, что качество используемых материалов должно быть достаточно высоким и отвечать критериям эстетики и дизайна. Применение более 7-9 графических элементов приведет к том, что внимание будет смещено только на часть из них.

Благоприятная атмосфера является ключевым элементом удержания внимания обучаемых при гибридном формате обучения. Необходимо, чтобы студенты, находящиеся по ту сторону экрана не чувствовали себя забытыми, чаще получали положительную обратную связь. Стоит переключиться на наставнический стиль обучения, то есть преподаватель не только объясняет материал, дает задания и контролирует их выполнение, а обеспечивает обучающихся необходимой, особенно в цифровом формате, поддержкой, что создает благоприятную среду обучения. Благоприятная атмосфера может также быть улучшена за счет создания и сохранения локальных ценностей в группе: поощрение за креативные идеи и решения поставленных задач, вклад в групповую работу, взаимопомощь, работа в команде и так далее.

Однако, мы считаем необходимым выделить некоторые требования к организации занятий в дистанционной форме:

• во время изложения теоретического материла или чтения лекции необходимо настроить возможность переписки студентами в групповом

чате с целью получения от них комментариев и их реакций на задаваемые лектором вопросы или на объясняемый материал;

• обозначить скорость реакции студентов на задаваемые вопросы и инициативы студентов;

• задействовать разнообразные форматы общения в процессе обучения (доступные форумы и чаты, дискуссии предметного содержания в сети, конфиденциальные каналы связи и видеоконференции и т.п.);

• создать благоприятный деловой микроклимат в учебной группе за счет организации групповой деятельности в цифровом пространстве;

• владеть одинаково высоким уровнем ИКТ-компетенции, что позволит педагогу и студентам свободно общаться в цифровом пространстве [4]

Отсутствие визуального контакта. Как известно, зрительный контакт - это тот инструмент посредством которого преподаватель и обучаемый устанавливают психологическую связь,

формируется ощущение доверия с собеседником. Зрительный контакт выполняет не только контролирующую и когнитивную функции, но и регулятивную и эмотивную. Отмечается, что установление визуального контакта при дистанционной форме обучения осложняется направлением взгляда собеседников. В силу того, что подсознательно участники образовательного процесса смотрят в «глаза» друг другу, а не в камеру, создается ощущение, что человек смотрит в сторону. Еще одним минусом отсутствия визуального контакта является невозможность проконтролировать текущую деятельность студентов, соответственно, достаточно трудно предвосхитить потенциальные трудности, возникающие с тем или иным заданием.

Нами был проведен опрос который показал, что в рамках лекционных занятий зрительный контакт между преподавателем и студентов востребован только у 43% реципиентов в аудитории и 41% в дистанционном формате обучения. При этом практические занятия

показывают значительный прирост необходимости визуального контакта с собеседником. Так 84% реципиентов отметили, что при зрительным контакте с собеседником у них снижается напряжение, создается ощущение присутствия и взаимодействия (см. Рис. 1).

Рис. 1. Результаты опроса значимости зрительного контакта между преподавателем и студентами в

разных форматах обучения

Проблема отсутствия визуального контакта и трудностей с контролем за деятельностью студентов, присутствующих онлайн, может быть решена с помощью назначения одного из обучающихся очно, ответственным за контроль и

оказание помощи в дистанционной работе. Это позволит студентам приобретать опыт организации дистанционного обучения.

Кроме того, следует предложить студентам, находящимся за рамками аудиторного занятия,

расположить камеру непосредственно над окном видеоконференции. Таким образом, взгляд обучаемого будет направлен на камеру и при этом он будет видеть собеседников, следовательно, будет смоделировано общение лицом к лицу.

Состояние тревоги. Не смотря на тот факт, что дистанционное обучение минимизировало количество стрессовых ситуаций при выполнении контрольных заданий, студенты могут испытывать тревогу по причине отсутствия мгновенной обратной связи в силу технических причин. Консультирование по выполнению заданий может проводиться опосредованно, что зачастую занимает определенное время. Соответственно, длительное ожидание помощи по выполнению задания или усвоению материала может создать психологический дискомфорт. А

психоэмоциональное состояние обучаемых оказывает влияние не только на общее самочувствие студента, но также и на его способности усваивать материал в целом.

Для того чтобы снять состояние тревоги рекомендуется не только вербальное объяснение предстоящего вида работы, а также рекомендуется демонстрация экрана / доски с заданием и последовательное пояснение задачи. Кроме того, можно сопроводить задание обратной связью, которая может быть формирующей, возможно, в форме самооценки или взаимной оценки, и нужна не столько для контроля, сколько для мотивации обучаемых к дальнейшим учебным действиям.

Методические трудности и способы их преодоления.

Организация дискуссий. В отличие от традиционного образовательного процесса, проведение занятий в гибридном формате требует от педагога более тщательного планирования и соответствующей подготовки. Так, преподаватель методически выстраивающий гибридное занятие может столкнуться со сложностью организации дискуссий. Если во время занятия все студенты находятся в аудитории или обучаются дистанционно, то организация обсуждений ограничивается разъяснением задания для обсуждения и разделением участников образовательного процесса на мини группы в аудитории или в классе. В условиях гибридного обучения, когда часть студентов находится в аудитории, а часть обучается удаленно, организация дискуссий может быть осложнена. Кроме того, если в аудитории на очном занятии обучающиеся работают в группах, и у преподавателя есть возможность отслеживать ход дискуссии, то проведение контроля за обсуждениями в чате будет уже проблематично.

Необходимым условием решения проблем в организации дискуссий, проведении контроля является высокая активность обучающихся в регулировании процесса обучения. Очень важным является изменение от ведущей роли педагога к автономии обучающегося [10]. Выполнение заданий по созданию продуктов

учебной деятельности с использованием средств НКТ, таких, как форум, глоссарий, вики, групповые проекты, позволяет реализовать технологии взаимного рецензирования, оценки работ других студентов и переориентировать роль студента из пассивного получателя информации в активного отправителя.

Организация контроля. Проведение текущего и итогового контроля также может вызвать определенные трудности. Студенты, обучающиеся онлайн и оффлайн, находятся в неравных условиях, в силу того, что отследить консультируются ли студенты с дополнительными источниками, списывают работу, выполняют ее совместно невозможно. Более того, мы не можем утверждать, что работа выполнена тем, кто находится по ту сторону экрана [5].

Решением сложившейся сложности может послужить смещение контрольных мероприятий на выполнение практических заданий по дисциплине НКТ, проведение коллоквиумов и решение методических кейсов. Данный подход позволит создать одинаковые условия для всех участников образовательного процесса, а также увидеть на практике уровень развиваемой компетенции, а не ограничиться проверкой знаний и умений, как это делается при тестах.

Следует подчеркнуть, что каких-либо существенных данных, доказывающих, что современные студенты подходят к процессу обучения принципиально по-другому, не существует. Фактическая статистика показывает, что студенты не признают, что нуждаются в педагогической поддержке. Результаты обучения не определяются ранним опытом знакомства с цифровыми технологиями. Более того, некоторые педагоги видят опасность в некритических источниках информации. Ситуации, когда студенты переоценили свои возможности, приводят к тому, что они некорректно выстраивают свою учебную деятельность, а также недооценивают необходимость педагогического сопровождения [16].

Содержательно курс по подготовке будущих учителей иностранных языков по использованию средств НКТ в профессиональной деятельности, осваиваемый студентами педагогического вуза, обучающимися по направлению «Педагогическое образование» - магистрантами профиля «Языковое образование» в первом семестре первого года обучения или бакалаврами профиля «Нностранный язык» 7 семестра 4 года обучения, может включать в себя такие виды деятельности, как активное участие в различных сетевых сообществах, организация дистанционных проектов по иностранному языку, отбор и создание электронных образовательных ресурсов, наполнение контента информационной среды электронными ресурсами, организация и управление коммуникацией. Для подготовки будущих учителей иностранного языка, присутствующих на занятиях по НКТ онлайн и

оффлайн, мы разработали следующую схему

средств обучения (см. Рис. 2):

Рис. 2. Средства обучения будущих учителей иностранного языка в области ИКТ в условиях гибридного

обучения

На занятиях, организуемых онлайн, в процессе теоретического обучения студентам предлагается серия интерактивных лекций, продолжительностью по 10 минут, со встроенными вопросами на понимание содержания. Для освоения новых программных средств педагогом предварительно записываются скринкасты. Студентам, присутствующим очно, предлагаются традиционные проблемные лекции, лекции с ошибками, проводимые с использованием средств ИКТ. Таким образом, теоретическое обучение в режимах онлайн и оффлайн может проводиться независимо.

Организация практического обучения, включая дискуссии, проектные задания, требует более тщательного планирования. Педагогу одновременно будет достаточно трудно эффективно отслеживать деятельность всех студентов. Таким образом, закрепление за различными студентами ответственности за контроль и организацию деятельности онлайн и оффлайн, можно способствовать снятию этой трудности и формированию опыта обучающихся в

организации гибридного обучения. К средствам практического обучения можно отнести различные тренажеры по созданию викторин, заданий на заполнение пропусков, установление соответствия и др. Коммуникационные средства включают социальные сети, программы для проведения вебинаров, форумов, чатов и др. К инструментальным средствам можно отнести программы по созданию сайтов, блогов, видео, аудио ресурсов, лент времени, интеллектуальных карт, онлайн досок и т.д.

Модель гибридного обучения, находящаяся в стадии своего становления, имеет огромный потенциал для подготовки будущих учителей иностранного языка, не только в области ИКТ, но и в области решения коммуникационных и методических задач, стоящих перед современными педагогами. В данной статье были предложены одни из возможных способов решения трудностей организации гибридного обучения, которые могут уточняться с развитием образовательных технологий и средств ИКТ.

Библиографический список

1. Алаева, М. В. Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека / М. В. Алаева. - Текст: электронный // Вестник МГУ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-kak-odin-iz-instrumentov-ponimaniya-psihicheskogo-sostoyaniya-drugogo-cheloveka (дата обращения: 12.04.2022).

2. Бекишева, Т. Г. Эффективность применения гибридной и смешанной форм обучения иностранному языку в ВУЗе / Т. Г. Бекишева. - Текст: непосредственный // Язык. Общество. Образование : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические аспекты

современного инженерного образования», Томск, 10-12 ноября 2020 г. — Томск : Изд-во ТПУ, 2020. — [С. 207210]..

3. Данилов, О. Е. Решение проблемы отсутствия мотивации к обучению у учащихся при дистанционном обучении I О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный II Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 35-38. — URL: https^Imoluch.ruIth^Iarchivem^I (дата обращения: 29.03.2022).

4. Долганина, В. В. Условия повышения устойчивости внимания у студентов в рамках дистанционного обучения I В.В. Долганина, А. Э. Ширванян II Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69 -1. URL : https://cyberleninka. ru/article/n/usloviya-povysheniya-ustoychivo sti-vnimaniya-u-studentov-v-ramkah-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 08.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Иванова, Т. С. К проблеме организации занятий по английскому языку в условиях гибридного и дистанционного формата обучения в вузах I Т.С. Иванова, А.В. Шустова. - Текст: электронный II Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2021. № 04 (57). -URL:https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-probleme-organizatsii-zanyatij-po-anglijskomu-yazyku-v-usloviyakh-gibridnogo-i-distantsionnogo-formata-obucheniya-v-vuzakh.html (Дата обращения: 09.04.2021)

6. Игнатова Н. Ю. Цифровые аборигены: взгляд со стороны I Н.Ю. Игнатова. - Текст: непосредственный II Открытое и дистанционное образование. - 2017. - № 1 (65). - С. 58-65.

7. Игропуло, И. Ф. Организационно-педагогические особенности новых моделей обучения при переходе к цифровой экономике I И. Ф. Игруполо. - Текст: электронный II Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2018. №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-osobennosti-novyh-modeley-obucheniya-pri-perehode-k-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 13.04.2022).

8. Лазаренко, В. А. Технология оценки эффективности видеолекции I А.В. Лазаренко, О.Ф. Природова, В. Б. Никишина, А. А. Кузнецова. - Текст: электронный II Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №1 (29). URL: https:IIcyberleninka.ru/article/n7tehnologiya-otsenki-effektivnosti-videolektsii (дата обращения: 06.04.2022).

9. Ресенчук, А. А. Использование гибридного обучения в многонациональных группах студентов вуза I А. А. Ресенчук, Н. В. Тунёва. - Текст: электронный II Вестник кемеровского государственного университета: электронный научный журнал. - 2021. - URL: https://www.researchgate.net7publication7355212932_Ispolzovanie_gibridnogo_obucenia_v_mnogonacmnogonac_grup pah_studentov_vuza (дата обращения: 16.03.2022)

10. Рощина, Я. М. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования I Я. М. Рощина, С. Ю. Рощин, В. Н. Рудаков. - Текст: электронный II Вопросы образования. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru7article/n/spros-na-massovye-otkrytye-onlayn-kursy-mooc-opyt-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 13.04.2022).

11. Рудинский, И. Д. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения I И. Д. Рудинский, А. В. Давыдов. - Текст: непосредственный II Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2021. - №1. - URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/gibridnye-obrazovatelnye-tehnologii-analiz-vozmozhnostey-i-perspektivy-primeneniya (дата обращения: 16.03.2022).

12. Толстова, О. С. Гуманистический подход в зарубежных теориях дистанционного обучения I О.С. Толстова. - Текст: электронный II Вестник ТГПУ. 2010. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskiy-podhod-v-zarubezhnyh-teoriyah-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 08.04.2022).

13. Тухватулина, Л. Р. Коммуникативные особенности гибридного обучения I Л. Р. Тухватулина. — Текст : непосредственный II Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 811-815. — URL: https:IImoluch.ru/archiveI92I20413I (дата обращения: 16.03.2022).

14. Шабалин, Ю. Е. Создание учебных видеолекций как дидактическая проблема I Ю.Е. Шабалин. -Текст: непосредственный II Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. № 5. С. 162-169.

15. ЮНЕСКО, Обеспечение эффективного дистанционного обучения в период пандемии COVID-19: Руководство для учителей I ЮНЕСКО. - Текст: электронный. - 2021. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000375_116_rus. (дата обращения: 13.04.2022).

16. Sánchez J., Salinas A., Contreras D., Meyer E. Does the new digital generation of learners exist? A Qualitative Study // British journal of educational technology. - 2011. - № 42 (4). - P. 543-556. - URL: https://www. researchgate. net/ publication/227793574

17. Qi, L., & Tian, A. (2011). Design and Application of Hybrid Learning Platform Based on Joomla. In M. Zhou, & H. Tan (Eds.), Advances in Computer Science and Education Applications (pp. 549-556)

18. Wilmer H. H. Sherman L. E., Chein J. M. Smartphones and cognition: a review of research exploring the links between mobile technology habits and cognitive functioning. Frontiers in Psychology. 2017 Apr 25. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28487665/ (дата обращения: 08.04.2022).

References

1. Alaeva, M. V. Empatiya kak odin iz instrumentov ponimaniya psihicheskogo sostoyaniya drugogo cheloveka [Empathy as one of the tools for understanding the mental state of another person] / M.V. Alaeva. - Tekst: elektronnyj // Vestnik MGU. 2011. №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-kak-odin-iz-instmmentov-ponimaniya-psihicheskogo-sostoyaniya-drugogo-cheloveka (дата обращения: 12.04.2022).

2. Bekisheva, T. G. Effektivnost' primeneniya gibridnoj i smeshannoj form obucheniya inostrannomu yazyku v VUZe [The effectiveness of the use of hybrid and mixed forms of teaching a foreign language at a university] / T. G. Bekisheva. - Tekst: neposredstvennyj // YAzyk. Obshchestvo. Obrazovanie : sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Lingvisticheskie i kul'turologicheskie aspekty sovremennogo inzhenernogo obrazovaniya», Tomsk, 10-12 noyabrya 2020 g. — Tomsk : Izd-vo TPU, 2020. — [S. 207-210]

3. Danilov, O. E. Reshenie problemy otsutstviya motivacii k obucheniyu u uchashchihsya pri distancionnom obuchenii [Solving the problem of lack of motivation for learning among students in distance learning] / O. E. Danilov. — Tekst : neposredstvennyj // Pedagogika vysshej shkoly. — 2016. — № 1 (4). — pp. 35-38. - URL: https://moluch. ru/th/3/archive/21/726/ (дата обращения: 29.03.2022).

4. Dolganina, V. V. Usloviya povysheniya ustojchivosti vnimaniya u studentov v ramkah distancionnogo obucheniya [Conditions for increasing the stability of attention among students in the framework of distance learning] / V.V. Dolganina, A.E. SHirvanyan // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. №69-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-povysheniya-ustoychivosti-vnimaniya-u-studentov-v-ramkah-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 08.04.2022).

5. Ivanova, T. S. K probleme organizacii zanyatij po anglijskomu yazyku v usloviyah gibridnogo i distancionnogo formata obucheniya v vuzah [On the problem of organizing English classes in a hybrid and distance learning format in universities] / T. S. Ivanova, A.V. SHustova. - Tekst: elektronnyj // Mir pedagogiki i psihologii: mezhdunarod-nyj nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2021. № 04 (57). - URL:https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-probleme-organizatsii-zanyatij-po-anglijskomu-yazyku-v-usloviyakh-gibridnogo-i-distantsionnogo-formata-obucheniya-v-vuzakh.html (Дата обращения: 09.04.2021)

6. Ignatova N. YU. Cifrovye aborigeny: vzglyad so storony [Digital Natives: An Outside View] / N.YU. Igna-tova. - Tekst: neposredstvennyj // Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. - 2017. - № 1 (65). - pp. 58-65.

7. Igropulo, I. F. Organizacionno-pedagogicheskie osobennosti novyh modelej obucheniya pri perekhode k cifrovoj ekonomike [Organizational and pedagogical features of new learning models in the transition to a digital economy] / I.F. Igrupolo. - Tekst: elektronnyj // Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -2018. №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-osobennosti-novyh-modeley-obucheniya-pri-perehode-k-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 13.04.2022).

8. Lazarenko, V. A. Tekhnologiya ocenki effektivnosti videolekcii [Technology for evaluating the effectiveness of video lectures] / A. V. Lazarenko, O.F. Prirodova, V.B. Nikishina, A.A. Kuznecova. - Tekst: elektronnyj // Profes-sional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018. №1 (29). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-otsenki-effektivnosti-videolektsii (дата обращения: 06.04.2022).

9. Resenchuk, A. A. Ispol'zovanie gibridnogo obucheniya v mnogonacional'nyh gruppah studentov vuza [The use of hybrid learning in multinational groups of university students] / A.A. Resenchuk, N.V. Tunyova. - Tekst: elektronnyj // Vestnik kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta: elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2021. - URL: https://www.researchgate.net/publication/355212932_Ispolzovanie_gibridnogo_obucenia_v_mnogonacmnogonac_grup pah_studentov_vuza (дата обращения: 16.03.2022)

10. Roshchina, YA. M. Spros na massovye otkrytye onlajn-kursy (MOOC) opyt rossijskogo obrazovaniya [Demand for massive open online courses (MOOCs) experience of Russian education] / YA.M. Roshchina, S.YU. Roshchin, V.N. Rudakov. - Tekst: elektronnyj // Voprosy obrazovaniya. 2018. №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spros-na-massovye-otkrytye-onlayn-kursy-mooc-opyt-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 13.04.2022).

11. Rudinskij, I. D. Gibridnye obrazovatel'nye tekhnologii: analiz vozmozhnostej i perspektivy primeneniya [Hybrid educational technologies: analysis of opportunities and prospects for application] / I.D. Rudinskij, A.V. Da-vydov. - Tekst: neposredstvennyj // Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. - 2021. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnye-obrazovatelnye-tehnologii-analiz-vozmozhnostey-i-perspektivy-primeneniya (дата обращения: 16.03.2022).

12. Tolstova, O. S. Gumanisticheskij podhod v zarubezhnyh teoriyah distancionnogo obucheniya [Humanistic approach in foreign theories of distance learning] / O.S. Tolstova. - Tekst: elektronnyj // Vestnik TGPU. 2010. №10. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskiy-podhod-v-zarubezhnyh-teoriyah-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 08.04.2022).

13. Tuhvatulina, L. R. Kommunikativnye osobennosti gibridnogo obucheniya [Communicative features of hybrid learning] / L. R. Tuhvatulina. - Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2015. — № 12 (92). — S. 811815. - URL: https://moluch.ru/archive/92/20413/ (дата обращения: 16.03.2022).

14. Shabalin, Yu. E. Sozdanie uchebnyh videolekcij kak didakticheskaya problema [Creating educational video lectures as a didactic problem] / YU.E. SHabalin. - Tekst: neposredstvennyj // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2012. № 5. pp. 162-169.

15. UNESCO, Obespechenie effektivnogo distancionnogo obucheniya v period pandemii COVID-19: Rukovod-stvo dlya uchitelej [Ensuring Effective Distance Learning During the COVID-19 Pandemic: A Guide for Teachers] /

YUNESKO. - Tekst: elektronnyj. - 2021.- URL: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000375_116_rus. (дата обращения: 13.04.2022).

16. Sánchez J., Salinas A., Contreras D., Meyer E. Does the new digital generation of learners exist? A Qualitative Study // British journal of educational technology. - 2011. - № 42 (4). - P. 543-556. - URL: https://www. researchgate. net/ publication/227793574

17. Qi, L., & Tian, A. (2011). Design and Application of Hybrid Learning Platform Based on Joomla. In M. Zhou, & H. Tan (Eds.), Advances in Computer Science and Education Applications (pp. 549-556)

18. Wilmer H. H. Sherman L. E., Chein J. M. Smartphones and cognition: a review of research exploring the links between mobile technology habits and cognitive functioning. Frontiers in Psychology. 2017 Apr 25. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28487665/

DIFFICULTIES OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES IN THE FIELD OF ICT IN THE CONDITIONS OF HYBRID LEARNING Natalia V. Petrova

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of Computer Science and Methodology of Teaching Computer Science of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Omsk State Pedagogical

University» Olecya M. Tolstykh

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department the Russian and English languages of the Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education «Russian University of Transport»

Abstract. In the pandemic, rapid development of e-learning, the hybrid learning model is the most relevant. The article discusses the technical, psychological and methodological difficulties of organizing hybrid learning for the formation of ICT competence of future teachers of foreign languages and possible ways to overcome them. Careful planning and a reasonable combination of e-learning technologies in online and offline classes will allow reorienting the role of a student from a passive recipient of information to an active sender, organizer of hybrid learning and will help prepare him for solving various communicative and methodological tasks using ICT in a digital educational environment in conditions of interaction of all participants in the educational process.

Keywords: future teachers of a foreign language, hybrid learning, the formation of ICT competence, training difficulties

Сведения об авторах:

Петрова Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информатики и методики обучения информатике ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, е-mail: wiki. admi@gmail. com).

Толстых Олеся Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранных языков и коммуникативных технологий» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС» ), (119526, Российская Федерация, г. Москва, ул. Ленинский пр-т., 4, е-mail: [email protected]).

Статья поступила в редакцию 12.09 2022г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.