УДК 37.022
ГИБРИДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
И. Д. Рудинский, А.В. Давыдов
HYBRID EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: ANALYSIS OF OPPORTUNITIES AND
PROSPECTS FOR APPLICATION
I.D. Rudinsky, A.V. Davydov
Аннотация. В статье рассматриваются возможности и перспективы применения смешанных и гибридных образовательных технологий в учреждениях профессионального образования. Исследуются модели смешанного и гибридного обучения и возможности их интеграции в образовательный процесс. Предлагается типология моделей обучения, характеризуются возможные комбинации этих моделей и анализируется их дидактический потенциал. Демонстрируются примеры реализации гибридных образовательных технологий и формулируются предложения по их совершенствованию и развитию.
Ключевые слова: образование; гибридная технология; смешанное обучение; гибридное обучение; электронное обучение; интерактивное обучение.
Abstract. The article discusses the possibilities and prospects of using mixed and hybrid educational technologies in vocational education institutions. Models of mixed and hybrid learning and the possibilities of their integration into the educational process are investigated. A typology of teaching models is proposed, possible combinations of these models are characterized and their didactic potential is analyzed. Examples of the implementation of hybrid educational technologies are demonstrated and proposals for their improvement and development are formulated.
Keywords: education; hybrid technology; blended learning; hybrid learning; e-learning; online learning.
Важным фактором прогресса в любой сфере общества является эффективность использования современных средств информационных и коммуникационных технологий. Наряду с развитием экономики, медицины, политики модернизируется и система образования, к которой в полной мере направлен запрос общества на применение новых технологий, выводящих ее на более высокий уровень развития.
Значимая тенденция совершенствования современной системы образования - поиск инновационных подходов, позволяющих сделать обучение более динамичным и соответствующим запросам его получателей. В настоящее время активно развиваются так называемые системы электронного обучения, основанные на преимущественном применении современных информационных и коммуникационных технологий. Специалисты ЮНЕСКО дали следующее определение электронному обучению - это обучение с помощью интернета и мультимедиа [1]. А.В. Логинова в публикации [2] анализирует развитие этих систем и характеризует проблемы, обусловленные таким обучением. Б. Томлинсон и К. Виттейкер в пособии «Смешанное обучение в преподавании английского языка: разработка и реализация курса» [3] предложили четырехэлементную классификацию систем электронного обучения:
1) Смешанное обучение (до 45% онлайн-обучения).
2) Гибридное обучение (40-80% в режиме онлайн-обучения).
3) Дистанционное обучение (более 80 % онлайн-обучения).
4) Обучение с помощью сети Интернет (минимум онлайн-обучения).
Ряд авторов предпринимают попытки противопоставлять электронное обучение традиционному (лицом к лицу с преподавателем) [4, 5]. По нашему мнению, такое противопоставление не является корректным и оправданным, поскольку это совершенно разные формы обучения, со своими достоинствами и недостатками, но взаимодополняющие друг друга. Например, работа студентов с преподавателем в аудитории (практическая часть) дополняется дистанционным освоением лекционного материала (теоретическая часть). Практика свидетельствует, что наибольший эффект достигается в сочетании этих двух видов обучения [6, 7]. Гораздо более конструктивной и целесообразной представляется концепция смешанного обучения (англ. blended learning), предполагающая сочетание традиционных методов обучения в аудитории (Face-To-Face Learning) с обучением в режиме онлайн (Online Learning). В частности, К.Дж. Бонка и Ч.Р. Грэхем в 2006 году в книге «Hаndbook of В^дед Lеarning» определили смешанное обучение как форму обучения, совмещающую традиционное обучение в ходе личного общения (лицом к лицу, Face-To-Face) с обучением посредством применения компьютерных технологий [8, с. 42]. На наш взгляд, одним из главных достоинств концепции смешанного обучения является применение различных по своей природе образовательных технологий, обеспечивающих получение синергетического эффекта.
Наряду с понятием «смешанное обучение» можно встретить термин «гибридное обучение» (англ. hybrid learning) [7]. На первый взгляд, эти два термина кажутся синонимами, но это не так. Смешанное обучение фокусируется на обязательном сочетании традиционного «человеко-ориентированного» и онлайн-обучения, в то время как гибридное обучение заключается в том, чтобы найти подходящую комбинацию образовательных технологий вне зависимости от того, реализуются они в режиме онлайн или оффлайн.
При реализации гибридных образовательных технологий большая часть курса изучается в режиме онлайн. В отличие от смешанного обучения, сценарий гибридного обучения предполагает преимущественное взаимодействие обучающегося с образовательным онлайн-ресурсом, тогда как общение с преподавателем, в значительной степени, выполняет консультативную либо вспомогательную функцию.
По мнению авторов [9], технология гибридного обучения предполагает уникальное управление временем обучающегося при предоставлении ему методической поддержки, в частности, посредством:
1) синхронного обучения, подобного онлайн-классу, которое можно осуществлять на основе индивидуального обучения;
2) асинхронного обучения, которое обеспечивает идеальную платформу реализации дистанционного обучения.
Гибридное обучение характеризуется четырьмя свойствами, выгодно отличающими его от иных образовательных технологий [10]:
1) сочетание коллективного обучения и индивидуального обучения;
2) сочетание синхронного обучения и асинхронного обучения;
3) сочетание самостоятельного и группового обучения;
4) сочетание формального и неформального обучения с точки зрения его реализации в течение всей жизни (англ. Lifetime Learning).
Автор публикации [11] выделяет в качестве наиболее востребованных и перспективных следующие модели гибридного обучения:
• Ротационная (the Rotation Model). Чередование электронного обучения (как правило, занятия за компьютером или веб-обучение) и работы в аудитории совместно с преподавателем;
• Гибкая модель (the Flex Model). Преимущественно электронное обучение с редкими встречами с преподавателем для восполнения выявленных пробелов, исправления ошибок;
• Смешай сам (the Self-Blend Model). Студент самостоятельно выбирает степень использования онлайн обучения либо взаимодействия с преподавателем;
• Расширенная виртуальная модель (the Enriched Virtual Model). Студенты изучают дисциплину в режиме онлайн с периодическим посещением образовательной организации для участия в аудиторных занятиях.
Фактически, технология гибридного обучения может рассматриваться как определенное развитие смешанного обучения. Однако в настоящее время многие ВУЗы рассматривают возможность имплементации модели именно смешанного обучения, более разработанной с методических позиций и позволяющей повысить эффективность учебного процесса за счет сочетания традиционных и онлайн образовательных технологий.
Выделим особенности образовательного процесса при реализации модели смешанного обучения:
1) Изменяется роль преподавателя, который выступает в роли тьютора-наставника, координирующего и направляющего самостоятельную образовательную деятельность студентов в процессе освоения образовательной программы. Освоение лекционного материала переходит в режим онлайн, как и получение большей части ответов на типовые вопросы студентов.
2) Студент вырабатывает в себе самостоятельность. Взаимодействие с электронными средствами обучения осуществляется в удобное время и в удобном для него месте. Студент целенаправленно ищет и анализирует необходимую информацию, что способствует развитию критического мышления и аналитических способностей, а также повышает мотивацию и тягу к знаниям.
3) Формируется и интенсивно развивается навык онлайн общения между студентами и преподавателями. При смешанном обучении многие вопросы решаются при удаленном взаимодействии в онлайн режиме. Формируются и развиваются умения удаленной групповой работы, направленной на совместное выполнение проектов, участие в вебинарах, онлайн-дискуссиях и иных образовательных мероприятиях.
По нашему мнению, в качестве важнейших достоинств смешанного обучения можно отметить:
- повышение мотивации обучающихся;
- самостоятельность подготовки студентов к участию в образовательном процессе;
- гибкость образовательного процесса;
- удобный контроль прогресса студентов;
- возможность выбора удобного графика учебы;
- снижение затрат на обучение;
- получение синергетического эффекта за счет применения различных по своей природе образовательных технологий.
Тем не менее, как и любая образовательная технология, смешанное обучение имеет ряд ограничений [12]:
- студенты должны обладать базовыми компетенциями в сфере информационных и коммуникационных технологий, а также высокой мотивацией к обучению;
- информационно-образовательная среда многих вузов не готова к поддержке технологии смешанного обучения;
- отсутствие достаточного количества высококвалифицированных ИТ-специалистов для решения разнообразных и неординарных задач информатизации образовательной деятельности университета;
- неготовность многих преподавателей к реализации и применению технологии смешанного обучения, в том числе по причине непонимания ее перспективности и нежелания осваивать новые образовательные технологии;
- недостаточное обеспечение онлайн обучения соответствующими учебно-методическими материалами.
http://vestnik-
;-nauki.ru
ISSN 2413-9858
Инновационность и перспективность применения в учебном процессе смешанной и гибридной образовательных технологий обусловлена несомненным синергетическим эффектом от взаимного дополнения различных по своей природе традиционных и онлайн форм и средств обучения. Тем не менее, спектр технологий, уже применяемых либо перспективных для применения в образовательном процессе, не ограничивается упомянутыми выше. Систематизируем и охарактеризуем технологии, различные (причем, не только парные) комбинации которых перспективны, на наш взгляд, для реализации многокомпонентных гибридных образовательных систем.
1. Face to Face (FtF) - традиционная образовательная технология, состоящая в прямой передаче знаний и умений от преподавателя к обучающемуся;
2. Face to Book (FtB) - традиционная образовательная технология, основанная на самостоятельном получении знаний из опубликованных бумажных источников;
3. Face to Ebook (FtEb) - образовательная технология, предусматривающая самостоятельное получение знаний из электронных источников;
4. Computer Learning (CL) - образовательная технология, предусматривающая реализацию учебного процесса исключительно с помощью средств информационных и коммуникационных технологий, т.е. без участия преподавателя;
5. Online Learning (OnL) - вариант технологии CL, предусматривающий реализацию всего образовательного процесса либо его конкретных этапов в режиме реального времени, т.е. онлайн. Синонимом термина «Online Learning» считается термин «Синхронное обучение» [13];
6. Offline Learning (OfL) - вариант технологии CL, предусматривающий реализацию всего образовательного процесса либо его конкретных этапов в режиме онлайн. Синонимом термина «Offline Learning» считается термин «Асинхронное обучение» [13];
7. Face to Equipment (FtEq) - получение умений и навыков работы на реальном оборудовании либо в непосредственном контакте с реальными объектами деятельности;
8. Face to Equipment Model (FtEqM) - получение умений и навыков работы на натурных (физических) моделях реального оборудования либо реальных объектов деятельности;
9. Face to Computer Model (FtCM) - получение умений и навыков работы на компьютерных моделях (симуляторах) реального оборудования либо реальных объектов деятельности;
10. Face to Virtual Reality (FtVR) - получение умений и навыков работы в пространстве виртуальной реальности [14];
11. Face to Augmented Reality (FtAR) - получение умений и навыков работы в пространстве дополненной реальности [14].
Анализ приведенного перечня позволяет утверждать, что подавляющее большинство образовательных систем (а не только смешанные) имеют многокомпонентный гибридный характер. Так, например, при изучении физики в МГТУ им. Н.Э. Баумана преподаватели для эффективного усвоения дисциплины предоставляют студентам конспекты лекций в электронном виде (в формате «Word») или в виде презентации (в формате «PowerPoint»), т.е. реализуются элементы технологии FtEb. На практических занятиях в процессе непосредственного общения с преподавателем (FtF) проводится анализ самых важных и интересных тем курса, решаются контрольные или вызвавшие затруднения задачи. Также в университете создана Библиотека МГТУ им. Н.Э. Баумана, где размещены курсы лекций и рекомендуемая литература, что позволяет говорить о реализации элементов технологии FtВ. Доступны такие OnL и OfL инструменты, как чаты, форум, e-mail, Skype, с помощью которых осуществляется в удаленном режиме общение между преподавателями и студентами.
Еще одним примером может послужить организация образовательного процесса на кафедре анестезиологии, интенсивной терапии и медицины неотложных состояний ГУ
http://vestnik-
;-nauki.ru
ISSN 2413-9858
«Днепропетровская медицинская академия». Они используют гибридную комбинацию технологий OnL, OfL, FtCM и FtF в сочетании с лекциями-дискуссиями, посещением действующих лечебных учреждений либо практической работой в них, а также с обсуждением возникающих вопросов в социальных сетях.
Российские вузы в результате реализации проекта 2017 года «Вузы как центры пространства создания инноваций» начали активно внедрять в образовательный процесс технологии виртуальной и дополненной реальности. Так, образовательная программа «Технологии дополненной и виртуальной реальности в печатной продукции», реализуемая в ФГБОУ ВО «Московский Политехнический университет», с помощью технологий FtF, FtB и FtEb предоставляет студентам возможность познакомиться с разработкой приложений виртуальной (FtVR) и дополненной (FtAR) реальности, позволяет получить навыки работы с необходимыми аппаратно-программными комплексами. Студенты учатся создавать интерактивные приложения для мобильных устройств и печатную продукцию с элементами дополненной реальности [15].
В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого реализуется образовательная программа «Технологии виртуального прототипирования в машиностроении». Студенты на базе технологий FtF, FtB и FtEb изучают методологию и инструментарий виртуального прототипирования, основанные на представлении электронных образов моделей создаваемого изделия средствами программно-аппаратных комплексов виртуального окружения типа CAVE 3D [15].
Тем не менее, возможности комбинирования современных образовательных технологий реализуются на практике далеко не полностью [16]. Предложим несколько перспективных, на наш взгляд, комбинаций образовательных технологий, реализация которых для соответствующих направлений подготовки или конкретных дисциплин могла бы принести существенный образовательный эффект.
На кафедре иностранных языков заметный эффект может быть получен благодаря комбинированию компонентов Face to Virtual Reality, Online Learning, Computer Learning, Face to Face и Face to Ebook. Занятия проводились бы в режиме видео-/аудиолекций, видеоуроков, презентаций в "PowerPoint" подготовленными преподавателем. Они могли бы проходить как в университете, так и вне его (самостоятельно дома). Для эффективности изучения иностранного языка необходимо было бы использовать виртуального собеседника, например, с помощью VR-приложений. При помощи них учащийся «переносится» в виртуальную среду, где может взаимодействовать с виртуальными персонажами с помощью технологии распознавания речи. Примером таких приложений могут служить программные комплексы MondlyVR [17] и MyET [18]. Также отметим, что систематическое применение средств оценивания результатов обкчения, реализованных в этих программных продуктах, позволит существенно повысить объективность контроля учебных достижений [19, 20].
При изучении исторических дисциплин может оказаться эффективным дополнение традиционных технологий FtF и FtB комбинацией технологий Face to Virtual Reality, Face to Ebook и Face to Augmented Reality. С их применением занятия могут проводиться в пространстве виртуальной реальности, создаваемом для воспроизведения конкретного исторического события или эпохи. Виртуальное погружение в ситуацию либо среду, с необходимой достоверностью реконструирующую изучаемый исторический период, активизирует чувственное восприятие и результативно дополняет знания, получаемые из иных источников.
В медицинских образовательных учреждениях существенный образовательный эффект может быть получен сочетанием технологии компьютерного моделирования (FtCM) с технологиями Face to Virtual Reality и Face to Augmented Reality. С одной стороны, такие модели будут обладать большей реальностью и наглядностью, чем «традиционные» компьютерные модели организма в целом либо отдельных органов. С другой стороны, такие комбинированные модели могут оказаться полезными при формировании первичных
хирургических или физиотерапевтических навыков, поскольку даже грубые ошибки, допускаемые студентами, не будут приводить к нежелательным либо катастрофическим последствиям, легко устраняемым возвратом модели в исходное состояние.
На наш взгляд, совместное применение в учебном процессе различных по своей природе образовательных технологий способно принести значительный синергетический эффект. Источниками такого эффекта оказываются, в первую очередь, более полное и целенаправленное использование образовательного потенциала конкретных дидактических средств, а также повышение мотивации обучающихся к применению инновационных технологий и возможность построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий. В то же время, создание подобных - гетерогенных по структуре и гибридных по содержанию - многокомпонентных образовательных сред сопряжено с определенными сложностями, обусловленными необходимостью значительных финансовых затрат, недостаточной развитостью инфраструктуры образовательных организаций, а также консервативностью и недостаточной подготовленностью многих преподавателей к применению инновационных форм организации образовательного процесса. Тем не менее, развитие общества не остановить, и создание многокомпонентных образовательных сред -одно из стратегических направлений модернизации образовательной системы в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Электронное обучение [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B E%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0 %BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 27.10.2019).
2. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой учёный. 2015. №7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 06.11.2019).
3. Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. British Council-2013. 258 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/D057_Blended%20learning_FINAL_WEB %200NLY_v2.pdf (дата обращения: 06.11.2019).
4. Дорофеева М.Ю., Велединская С.Б. Эффективность электронного обучения: система требований к электронному курсу // Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2(62). С. 62-68.
5. Фомина А. С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 272-279.
6. Мишота И.Ю. Применение «смешанного» обучения ("blended learning") в образовательном процессе в ВУЗах // Сборник трудов Историко-архивного института. Москва, 2012. Т. 39. С. 452-456.
7. Huang K.L. Planning and implementation framework for a hybrid e-learning model: The context ofa part-time LIS // Journal of Librarianship and Information Science. 2010. № 42. P. 48.
8. Bonk C.J., Graham C.R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. Pfeiffer. 2006. 624 с.
9. Wang F.L., Fong J., Zhang L., Lee V.S. Hybrid Learning and Education. 2nd International Conference. 2009.
10. Qi L., Tian A. Design and Application of Hybrid Learning Platform Based on Joomla. Advances in Computer Science and Education Applications. In M. Zhou, & H. Tan (Ed.). 2011, pp. 549-556.
11. Профессиональная инициатива [Электронный ресурс]. URL: http://profesiniciative.ru/index.php/onv1/549-gibridnye-tekhnologii-v-obuchenii -inostrannomu-yazyku-est-li-perspektivy (дата обращения 08.10.2019).
12. Краснова Т.И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы // В мире научных открытий. 2014. № 11. С. 10-26.
13. Современные информационные технологии в образовании: вперед в будущее! // Комсомольская правда. 03.07.2019. Режим доступа: URL: https://www.kp.ru/образование (дата обращения: 20.10.2019).
14. Технологии виртуальной и дополненной реальности для образования [Электронный ресурс]. URL: http://prodod.moscow/archives/6428 (дата обращения 20.10.2019).
15. Виртуальная реальность в вузах [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/postupi.online/v-rossiiskih-vuzah-poiavilis-programmy obrazovaniia-po-virtualnoi-realnosti-5c54c04f989f6500ad82a8b6 (дата обращения 20.11.2019).
16. Кизилова А.С. Гибридное образование: оценка в категориях информационно-аксиологического подхода // Вестник Мининского ун-та. 2018. Том 6. № 1. С. 210-238.
17. VR по-английски или как учить языки в виртуальной реальности [Электронный ресурс]. URL: https://ntinews.ru/in_progress/likbez/vr-po-angliyski-ili-kak-uchit-yazyki-v-virtualnoy-realnosti.html (дата обращения 06.12.2019).
18. Рудинский И. Д., Абдулхамид Т. Технология автоматического распознавания речи и перспективы ее применения для обучения иностранному языку // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. № 2 (36). С. 42-48.
19. Рудинский И. Д., Клеандрова И. А. Как оценить объективность контроля знаний? // Педагогическая диагностика. 2003. Т. 3. С. 107-116.
20. Аскеров Э.М., Рудинский И.Д. Многокритериальный подход к оцениванию учебных достижений // Информационные технологии моделирования и управления. 2008. № 1 (44). С. 4-11.
REFERENCES
1. Elektronnoe obuchenie [E-learning]. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0% BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5% D0%BD%D0%B8%D0%B5 (date accessed: 27.10.2019)
2. Loginova A.V. Smeshannoe obuchenie: preimushchestva, ogranicheniya i opaseniya ]. [Blended learning: advantages, limitations and concerns]. Molodoj uchyonyj. 2015. No.7. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/ (date accessed: 06.11.2019).
3. Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. British Council-2013. 258 p. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/D057_Blended%20learning_FINAL_WEB %200NLY_v2.pdf (date accessed: 06.11.2019).
4. Dorofeeva M.Yu., Veledinskaya S.B. Effektivnost' elektronnogo obucheniya: sistema trebovanij k elektronnomu kursu [The effectiveness of e-learning: a system of requirements for an electronic course]. Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. 2016. No. 2(62), pp. 62-68.
5. Fomina A.S. Smeshannoe obuchenie v vuze: institucional'nyj, organizacionno-tekhnologicheskij i pedagogicheskij aspekty [Blended learning at the university: institutional, organizational, technological and pedagogical aspects]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. No. 21, pp. 272-279.
6. Mishota I.Yu. Primenenie «smeshannogo» obucheniya ("blended learning") v obrazovatel'nom processe v VUZah [The use of "blended learning" in the educational process at universities]. Sbornik trudov Istoriko-arhivnogo instituta. Moscow, 2012. V. 39, pp. 452-456.
7. Huang K.L. Planning and implementation framework for a hybrid e-learning model: The context ofa part-time LIS. Journal of Librarianship and Information Science. 2010. No. 42, p. 48.
8. Bonk C.J., Graham C.R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. Pfeiffer. 2006. 624 p.
9. Wang F.L., Fong J., Zhang L., Lee V.S. Hybrid Learning and Education. 2nd International Conference. 2009.
10. Qi L., Tian A. Design and Application of Hybrid Learning Platform Based on Joomla. Advances in Computer Science and Education Applications. In M. Zhou, & H. Tan (Ed.). 2011, pp. 549-556.
11. Professional'naya iniciativa [Professional initiative]. [Elektronnyj resurs]. URL: http://profesiniciative.ru/index.php/onv1/549-gibridnye-tekhnologii-v-obuchenii -inostrannomu-yazyku-est-li-perspektivy (date accessed: 08.10.2019).
12. Krasnova T.I. Smeshannoe obuchenie: opyt, problemy, perspektivy [Blended learning: experience, problems, prospects]. Vmire nauchnyh otkrytij. 2014. No 11, pp. 10-26.
13. Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: vpered v budushchee! [Modern information technologies in education: forward to the future!]. Komsomol'skaya pravda. 03.07.2019. URL: https://www.kp.ru/obrazovanie (date accessed: 20.10.2019).
14. Tekhnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti dlya obrazovaniya [Technologies of virtual and augmented reality for education]. [Elektronnyj resurs]. URL: http://prodod.moscow/archives/6428 (date accessed: 20.10.2019).
15. Virtual'naya real'nost' v vuzah [Virtual reality in universities]. [Elektronnyj resurs]. URL: https://zen.yandex.ru/media/postupi.online/v-rossiiskih-vuzah-poiavilis-programmy obrazovaniia-po-virtualnoi-realnosti-5c54c04f989f6500ad82a8b6 (date accessed: 20.11.2019).
16. Kizilova A.S. Gibridnoe obrazovanie: ocenka v kategoriyah informacionno-aksiologicheskogo podhoda [Hybrid education: assessment in the categories of information-axiological approach]. VestnikMininskogo un-ta. 2018. V. 6. No. 1, pp. 210-238.
17. VR po-anglijski ili kak uchit' yazyki v virtual'noj real'nosti [VR in English or how to learn languages in virtual reality]. [Elektronnyj resurs]. URL: https://ntinews.ru/in_progress/likbez/vr-po-angliyski-ili-kak-uchit-yazyki-v-virtualnoy-realnosti.html (date accessed: 06.12.2019).
18. Rudinskij I.D., Abdulhamid T. Tekhnologiya avtomaticheskogo raspoznavaniya rechi i perspektivy ee primeneniya dlya obucheniya inostrannomu yazyku [Technology of automatic speech recognition and the prospects of its application for teaching a foreign language]. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016. No. 2 (36), pp. 42-48.
19. Rudinskij I.D., Kleandrova I.A. Kak ocenit' ob"ektivnost' kontrolya znanij? [How to evaluate the objectivity of knowledge control?]. Pedagogicheskaya diagnostika. 2003. V. 3, pp. 107-116.
20. Askerov E.M., Rudinskij I.D. Mnogokriterial'nyj podhod k ocenivaniyu uchebnyh dostizhenij [Multi-criteria approach to the evaluation of educational achievements]. Informacionnye tekhnologii modelirovaniya i upravleniya. 2008. No. 1 (44), pp. 4-11.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Рудинский Игорь Давидович
Балтийский Федеральный университет им. И. Канта, доктор педагогических наук, профессор.
E-mail: [email protected]
Rudinskiy Igor Davidovich
Immanuel Kant Baltic Federal University, Doctor of Pedagogical Sciences, professor.
E-mail: [email protected]
Давыдов Артем Витальевич Калининградский государственный технический университет, г. Калининград, Россия, аспирант.
E-mail: [email protected]
Davydov Artem Vitalievich Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, Russia, graduate student. E-mail: [email protected]
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 236003, Калининград, Тверская ул., 21, Давыдов А.В. 8 981 464 36 58