Научная статья на тему 'ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1925
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное обучение / мобильное обучение / сетевое обучение / смешанное обучение / информационные технологии / совмещенный формат обучения / e-learning / mobile learning / network learning / blended learning / information technology / combined learning format

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагаева И. А., Кузнецов И. А.

Введение. Обсуждаются способы адаптации существующих моделей электронного обучения под условия отечественной системы вузов. Предлагаются рекомендации по внедрению гибридного обучения, способствующие быстрой интеграции традиционных методов и инновационных информационно-коммуникационных технологий. Цель статьи — анализ возможностей гибридного обучения как интегрированной модели с привлечением методов электронного обучения. Методология и методы исследования. Методологическим базисом исследования выступили концепции электронного обучения, основы цифровой трансформации образования. Методы исследования: теоретический анализ научно-практических литературных источников, анализ, синтез, обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа. В данной работе проводился обзор научных публикаций, непосредственно связанных с различными аспектами электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий. Результатами исследования являются: модель совмещенного формата обучения; общие рекомендации к применению технологий гибридного обучения; перечень педагогических задач, решаемых посредством технологий гибридного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYBRID LEARNING AS A POTENTIAL MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Introduction. The adaptation’s ways of e-learning existing models to the conditions of the Russian higher education system are discussed. Recommendations are offered for the implementation of hybrid learning, facilitating the rapid integration of traditional methods and innovative information and communication technologies. The purpose of the article is capability analysis of hybrid learning as an integrated model involving e-learning methods. Research methods. The methodological basis of the research were the elearning concepts, the basics of digital education transformation. Research methods: theoretical analysis of scientific and practical literature, analysis, synthesis, summary of practical experience, experimental work. In this paper, a review of scientific publications directly related to various aspects of e-learning, the application of different distance learning technologies. Results: model of the combined format of learning; general recommendations for the application of hybrid learning technologies; a set of pedagogical problems solved by hybrid learning technologies.

Текст научной работы на тему «ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

. А. Нагаева

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3. С. 126-139. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 3. P. 126-139.

Научная статья УДК 37.022

doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-126-139.

ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И.А.Кузнецов

Ирина Александровна Нагаева1, Игорь Александрович Кузнецов2

1 2 Московский международный университет, Москва, Россия

1 i.nagaeva@mmu.ru

2 i.kuznetsov@mmu.ru

Аннотация. Введение. Обсуждаются способы адаптации существующих моделей электронного обучения под условия отечественной системы вузов. Предлагаются рекомендации по внедрению гибридного обучения, способствующие быстрой интеграции традиционных методов и инновационных информационно-коммуникационных технологий.

Цель статьи — анализ возможностей гибридного обучения как интегрированной модели с привлечением методов электронного обучения.

Методология и методы исследования. Методологическим базисом исследования выступили концепции электронного обучения, основы цифровой трансформации образования. Методы исследования: теоретический анализ научно-практических литературных источников, анализ, синтез, обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа. В данной работе проводился обзор научных публикаций, непосредственно связанных с различными аспектами электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий.

© Нагаева И. А., 2022 © Кузнецов И. А., 2022

Результатами исследования являются: модель совмещенного формата обучения; общие рекомендации к применению технологий гибридного обучения; перечень педагогических задач, решаемых посредством технологий гибридного обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, смешанное обучение, информационные технологии, совмещенный формат обучения

Для цитирования: Нагаева И. А., Кузнецов И. А.. Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 126-139. аок 10.24412/2224-0772-2022-84-126-139.

Original article

Hybrid Learning as a Potential Modern Educational Process

Irina A. Nagaeva1, Igor A. Kuznetsov2 1 2 Moscow International University, Moscow, Russia

1 i.nagaeva@mmu.ru

2 i.kuznetsov@mmu.ru

Abstract. Introduction. The adaptation's ways of e-learning existing models to the conditions of the Russian higher education system are discussed. Recommendations are offered for the implementation of hybrid learning, facilitating the rapid integration of traditional methods and innovative information and communication technologies.

The purpose of the article is capability analysis of hybrid learning as an integrated model involving e-learning methods.

Research methods. The methodological basis of the research were the e-learning concepts, the basics of digital education transformation. Research methods: theoretical analysis of scientific and practical literature, analysis, synthesis, summary of practical experience, experimental work. In this paper, a review of scientific publications directly related to various aspects of e-learning, the application of different distance learning technologies.

Results: model of the combined format of learning; general recommendations for the application of hybrid learning technologies; a set of pedagogical problems solved by hybrid learning technologies.

Keywords: e-learning, mobile learning, network learning, blended learning, information technology, combined learning format

For citation: Nagaeva I. A., Kuznetsov I. A. Hybrid learning as a potential modern educational process. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(3):126-139. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2022-84-126-139.

Введение. Электронное обучение студентов в XXI веке обусловлено динамичным развитием общества. Современный темп жизни определяется доминированием информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих условия получения образовательных услуг с минимальными временными потерями в рамках традиционного очного обучения.

Смена парадигмы обучения, где обучающийся из объекта воздействия преподавателя становится сотрудником и организатором, опирается на федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Потенциальные возможности организации образовательной деятельности с опорой на средства электронного обучения нормативно прописаны в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ред. от 30.12.2021) [1]. Например, к компетенции образовательной организации относятся использование и совершенствование методов электронного обучения (ст. 28); при реализации образовательных программ используются дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ст. 13); организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии (ст. 16).

В ст. 16, п. 1 сказано: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1].

ЮНЕСКО трактует E-Learning как обучение с помощью интернета и мультимедиа. В научных исследованиях зарубежных и отечественных ученых и в педагогической практике используются многочисленные формы электронного обучения: Blended Learning — гибридное или смешанное обучение с фазой присутствия и дистанционной фазой; е-learning; Learning Communities — обучение, направленное на создание общей системы знаний о некоторой предметной области для группы людей

с одинаковыми целями и/или специфическими интересами; Content Sharing — обучение на основе веб-страниц, позволяющих реализовать обмен учебными материалами; Virtual Classroom (виртуальная классная комната) — синхронная форма обучения, в которой глобальная сеть WWW представляет собой средство коммуникации территориально удаленных друг от друга преподавателей и обучающихся; Web Based Collaboration (коллективная работа) — обучение, предполагающее коллективную образовательную деятельность участников учебного процесса в глобальной сети WWW; Business TV (бизнес-телевидение) — обучение со специально приспособленными к некоторой целевой группе программами телевидения и др.

Обзор научной литературы по проблеме. Анализ научно-педагогических исследований позволил выделить основные направления электронного обучения в работах отечественных ученых: е-learning, электронное обучение (В. П. Тихомиров); дистанционное обучение (А. А. Андреев, Е. С. Полат); дистанционное образование (А. В. Густырь, В. И. Овсянников, В. П. Тихомиров); сетевое обучение (Ч. Д. Данофф, Д. Корнели); сетевое образование (А. А. Овчинников, Е. Д. Патаракин); интернет-образование (А. А. Андреев, В. И. Солдаткин); открытое обучение (С. А. Щенников); веб-обучение (онлайн-обучение) (М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, Е. С. Полат); обучение при помощи информационных технологий (Е. И. Машбиц); компьютерно-опосредованные коммуникации (А. Н. Тихонов); информационно-коммуникационные технологии (В. В. Гура); виртуальное обучение (М. Е. Вайндорф-Сысоева); виртуальные классы (К. С. Гамбург); телеобучение (Л. М. Невдяев); распределенное обучение (А. В. Хуторской); мобильное обучение (В. А. Куклев и др.) и многие другие [2; 3; 4; 5; 6; 10; 11; 13].

Технологии электронного обучения рассматривались зарубежными исследователями: моделирование учебной деятельности в процессе формирования сети (П. Верхаген, С. Доунс, И. Иллич, Д. Сименс); ризо-матическое обучение при проектировании и внедрении онлайн-курсов (Д. Кормье); обучение вне аудитории (С. Френе); интеграция очного и онлайн-формата с разной степенью модальности (Х. Стейкер, М. Хорн); интеграция технологий, методов, средств и ресурсов традиционного и электронного обучения (Т. Стоун); метод обучения, основанный на комбинации различных ресурсов очного и электронного обучения (Д. Макклеллан, Г. Крудыш); консультационная модель, модель кор-

респонденции, модель регулируемого (управляемого) самообучения (Р. Тайнинга, И. Сейнен) и многие другие [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22].

В зарубежных исследованиях обучение с применением технологий традиционного подхода называется teacher-centered (обучение, ориентированное на преподавателя), где преподаватель является управляющим, контролирующим, действующим участником учебного процесса. Обучение с применением информационно-коммуникационных технологий называется student-centered (обучение, ориентированное на студента). Active Student (активный студент) планирует учебное время и, следовательно, выстраивает собственную образовательную траекторию в учебном процессе. Под руководством преподавателя или самостоятельно обучающийся студент изучает учебные материалы онлайн или офлайн, взаимодействует с группой или другими участниками учебного процесса в чатах и форумах, по электронной почте, осуществляет проверку своих компетенций путем электронного тестирования и т.д.

Результаты исследования. В современной педагогике обсуждается новый термин — «гибридное обучение». На данный момент понятийный аппарат не сформировался. Основная концепция гибридного обучения заключается в выборе оптимальной комбинации образовательных технологий в режиме онлайн и/или офлайн для достижения образовательных целей. Оптимальное сочетание информационных технологий зависит от преподаваемых дисциплин, количества присутствующих — очно или удаленно — студентов.

В гибридном обучении применение методов и технологий контактного и электронного формата получения знаний предоставляет возможности одновременного использования преимуществ различных форм учебного процесса. Компоненты контактного формата используются для мотивации студентов, т.к. традиционные формы взаимодействия участников образовательного процесса основаны на прямом личном общении. Разнообразные комбинации онлайн- и офлайн-компонентов обучения ориентированы на то, чтобы учебный процесс был интерактивным, личностно-ориентированным для обучающихся.

При переходе на гибридное обучение преподавателю необходимо адаптировать содержание своих занятий для размещения и интерактивной демонстрации в локальной или глобальной сети. Вместо конспектирования учебных материалов студенты уделяют больше времени его самостоятельному освоению, более активно участвуют в групповом

онлайн- и офлайн-занятии.

Одним из преимуществ данного перехода является улучшение информационно-коммуникационных навыков обучающихся. Кроме этого, занятия, проводимые в гибридном формате, ориентируют студентов на самостоятельное изучение предоставляемых учебных материалов, мотивируют проявление инициативности, способствуют развитию критического мышления и самоконтроля по управлению временными ресурсами.

Гибридное обучение характеризуется совмещением различных типов обучения: персонального, индивидуального и коллективного; формального и неформального; синхронного и асинхронного; самостоятельного и группового [12].

Ниже перечислены модели гибридного обучения:

- Rotation (ротационная): варьирование онлайн-занятий и контактной работы в аудитории;

- Flex (гибкая): преобладание видов электронного обучения над контактной работой совместно с преподавателями;

- Self-Blend (самостоятельное смешивание): самостоятельное выстраивание обучаемым чередования онлайн-занятий и контактного взаимодействия с преподавателем;

- Enriched Virtual (расширенная виртуальная): изучение учебных дисциплин в онлайн-формате совместно с преподавателями и в очном формате по расписанию образовательной организации [12].

В гибридном обучении для организации теоретических и практических занятий (одновременное проведение семинаров и вебинаров, лекций и видеоконференций) предлагаем использовать совмещенный формат обучения, который предусматривает взаимодействие «ведущий преподаватель, модератор, дистанционная аудитория, очная аудитория». Основными задачами ведущего преподавателя, модератора являются: организация трансляции очной аудитории, управление докладчиками и аудиториями (очными и удаленными), подключение докладчиков и сетевой аудитории, контроль трансляции, взаимодействие участников мероприятия. Проведение видеоконференций в реальном времени становится формой взаимодействия как между преподавателем и обучаемыми, так и между самими обучающимися (очной и удаленной аудиторий).

Авторами проводятся лекционные и практические занятия в совмещенном формате по дисциплинам математического и информационного

направления в АНОВО «Московский международный университет». Рассмотрим пример организации учебного занятия любой формы обучения (очной, заочной и очно-заочной) в совмещенном формате. Учебное занятие представляет собой совмещение семинара (практическое занятие) и вебинара, лекции и видеоконференции. В аудитории образовательного учреждения преподаватель организует теоретическое или практическое занятие. Гибридное обучение реализуется за счет различных форматов присутствия обучающихся:

- контактный формат — очное взаимодействие с присутствующими;

- онлайн-формат — дистанционное взаимодействие с возможностью задавать вопросы, участвовать в обсуждении; доступное для обучающихся, которые не смогли присутствовать очно в силу объективных обстоятельств;

- онлайн-формат в режиме слушателей — дистанционное подключение обучаемых (других форм обучения) для получения дополнительной информации.

В данном случае расписание занятий должно быть дополнено информацией о тематике, формате подключения.

Модель «Совмещенный формат обучения» рекомендуется применять на занятиях, запланированных по расписанию, для любой из форм обучения (очной, заочной, очно-заочной, по индивидуальному плану). Данный формат предполагает контактную работу преподавателя в аудитории с группой и одновременно онлайн-взаимодействие в режиме реального времени с обучаемыми, которые не смогли присутствовать на занятиях.

Поддержка гибридного обучения осуществляется различными видами электронного обучения: смешанным, мобильным, сетевым, электронными ресурсами.

Термины «гибридное обучение» и «смешанное обучение» не являются синонимами, т.к. в гибридном обучении присутствует оптимальное сочетание образовательных технологий, а в смешанном — обязательное сочетание технологий традиционного и онлайн-обучения.

Концепция смешанного обучения опирается на интеграцию технологий электронного обучения и классно-урочной системы [8].

Перечислим ключевые компоненты моделей смешанного обучения:

- аудиолекции;

- видеолекции;

- анимации;

- симуляции;

- лекционный онлайн-курс;

- лекция в виде презентации;

- объединение семинарских и лекционных занятий;

- мультимедийные приложения;

- учебники и методические пособия в печатном и электронном виде;

- онлайн-взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;

- индивидуальные онлайн-проекты;

- групповые онлайн-проекты;

- виртуальная классная комната [8].

При смешанном обучении осуществляется перенос основной части занятий из очного формата в удаленный, сокращается временной и аудиторный фонд. Студенты самостоятельно готовятся к онлайн-занятиям: изучают предложенный учебный материал, выполняют практические задания в определенный период времени. Онлайн-занятия могут проходить в форме обсуждения ключевой темы, ответов на вопросы студентов.

Рассмотрим технологии сетевого обучения как компонент гибридного обучения. Данные технологии опираются на концепцию «горизонтальной» учебной деятельности, которая базируется на идее массового сотрудничества с использованием открытых образовательных ресурсов в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников. Сетевое обучение основано на идеях взаимного обучения (т.е. учения и обучения по модели «равный к равному») [7].

Модель «равный к равному» реализуется при активном взаимодействии участников учебного процесса. Посредством информационно-коммуникационных технологий и «управляемой» коммуникации со стороны преподавателя осуществляется совместное проектирование, разработка электронных учебных ресурсов в образовательном пространстве.

Следующий компонент гибридного формата обучения — мобильное обучение, цель которого — становление гибкого, доступного и персонализированного образовательного процесса. Мобильное обучение имеет ряд ключевых особенностей: наличие мобильной доступности образовательных ресурсов; взаимодействие со всеми участниками учебного процесса посредством мобильной связи; передача информации на мобильное устройство; хранение и обработка информации на

мобильном устройстве [9].

Перечислим основные характеристики мобильного обучения:

- доступность образовательных сервисов без ограничения времени и пространства в режиме реального времени;

- ограничение «аудитории» пределами досягаемости беспроводной сети;

- создание универсального сетевого пространства взаимодействия;

- актуальное предоставление информации;

- интерактивное взаимодействие с преподавателем и сокурсниками;

- мгновенный взаимообмен информацией между участниками учебного процесса;

- предъявление информации в соответствии с индивидуальным уровнем подготовки обучаемых;

- адаптация учебной траектории и темпа обучения к персональным возможностям обучаемых;

- использование разнообразных форм подачи электронной информации;

- обучение людей с ограниченными возможностями здоровья;

- взаимопроникновение реального и виртуального миров посредством технических средств (сенсоров, датчиков и т.д.) [9].

Опыт использования различных инновационных технологий электронного обучения показал, какие инструменты нужны преподавателям и обучаемым для того, чтобы лекционные и практические занятия были интересными, сохранялась вовлеченность в процесс, был возможен контроль за усвоением учебного материала. Важным фактором использования мобильного обучения являются широкие возможности по преобразованию в учебное пространство различных культурных площадок, таких как музеи, библиотеки, выставки, парки и т.п.

Реализация гибридного обучения осуществляется посредством использования специализированного программного обеспечения и преподавателями, и обучаемыми. Применение соответствующего обеспечения позволяет решить основные педагогические задачи: создание, хранение и передача учебных материалов; проведение онлайн и офлайн теоретических и практических занятий; совместное проектирование; мотивация; обсуждение, консультация и т.д.

Среди существующих системных платформ следует выделить: Online Test Pad, Moodle, Open edX, 3KL (русский Moodle), Битрикс24, 1С Вуз, МЭШ (Московская электронная школа), РЭШ (Российская электронная школа), Stepik, Learme, Lectorium, Minerva Knowledge.

Для профессиональной записи учебных материалов рекомендуется использовать специальные приложения: Eduardo.Studio, Stepik, Learme, Adobe Spark, Adobe Animate, PowToom, Аvimoto.

Для организации онлайн-лекций в режиме реального времени могут быть использованы следующие инструменты: Microsoft Teams, Zoom, Bizon36S, IVA, Jazz, Webinar Meetings, Pruffme, TrueConf, VideoUnion, iMind, Видеозвонки@mail.ru, Видеомост, CберMитап, Сферум, Яндекс. Телемост, Видеозвонки Вконтакте, ТамТам, Dialog, Сибрус.

Инструменты, предназначенные для совместной работы обучаемых, подразделяются на три основные группы: доски, диаграммы, документы. Приведем примеры используемых досок в обучении: YouGile, Pruffme, Sboard и getLocus, Битрикс-24, Weeek, Kaiten. Для оптимальной работы с досками рекомендуется использовать цифровую ручку или интерактивный экран.

Создание ячеек или контейнеров для заполнения данными, например математическими формулами, предусмотрено в диаграммах. Данный инструмент представлен следующим программным обеспечением: АCMОграф, Google Drawings, Figma, Microsoft Visio, Онлайн Диаграммы, LibreOffice Draw. Необходимым инструментарием, предназначенным для работы с текстами, являются: Microsoft Office 36S Education, Google Docs, Google Sheets, Google Workspace, LibreOffice, OpenOffice, Яндекс 360, Mой Офис.

Инструментарий, обеспечивающий совместную деятельность с преподавателем и обратную связь при работе над учебными материалами: Mentimeter, Kahoot, Triventy, Plickers, Poll Everywhere, Nearpod, Google Forms, Wooclap.

Для выполнения задачи обсуждения учебных материалов используются инструменты Online Test Pad, Let's test, КонструкторТестов.ру, Testograf, Anketolog, Яндекс.Взгляд, Sli.do, Google Forms, Quizizz [9].

Mы предлагаем использовать не только зарубежные, но и российские разработки, поддерживающие деятельность участников образовательного процесса в гибридном обучении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Предлагаем апробированные общие рекомендации к применению технологий гибридного обучения.

1. Разработка структуры занятия с ориентацией на различные виды учебной деятельности на основе совмещенного формата обучения.

2. Использование системного подхода в выборе технологий, целевой

аудитории, организации занятий.

3. Разработка системы контроля на базе проектной деятельности и электронного тестирования.

4. Выбор учебной активности: совместная работа, онлайн-симуля-ции, интерактивные электронные курсы, коучинг, виртуальные классы, проектная деятельность.

5. Построение индивидуальных траекторий и разных схем организации обучения для групп обучающихся.

6. Подготовка документации с описанием использованных методов и средств поддержки обучения, требований к кадровому обеспечению.

Введение технологий гибридного обучения решает ряд педагогических задач:

1) для обучающихся:

- расширение образовательного потенциала на основе доступности и гибкости учебного процесса;

- реализация учебных планов с выбором способов организации учебной деятельности;

- объективность оценивания результатов;

- мотивация познавательной деятельности;

- повышение самостоятельности и социальной активности;

2) для преподавателей:

- формирование квалификационных компетенций, ориентированных на использование новых технологий контроля и коммуникации в педагогическом процессе;

- переход от трансляции знаний к интерактивной коммуникации;

3) для организации учебного процесса:

- повышение результативности учебной деятельности.

Таким образом, гибридное обучение характеризуется сохранением традиционных принципов построения учебного процесса и внедрением инновационных информационно-коммуникационных технологий электронного обучения. Применение данного обучения определяется техническим уровнем готовности образовательного учреждения и техническими возможностями обучающихся, мотивацией и стремлением быть востребованным в профессиональной области.

Гибридное обучение — перспективная система обучения, сочетающая в себе потенциальные возможности традиционного и электронного

обучения. На наш взгляд, развитие этой формы образования может стать одним из важнейших направлений модернизации всей сферы образования.

Список источников

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ (garant.ru)

2. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. М.: Юрайт, 2020. 194 с.

4. Гура В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориенти-рованных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2007. 320 с.

5. Густырь А. В. Понятие, модели и методологические принципы дистанционного образования. Понятие дистанционного образования. Аналитика [Электронный ресурс] URL: http://academy.odoportal.rU/documents/akadem/bibl/russia/5.html (дата обращения: 15.05.2015).

6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.

7. Нагаева И. А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3-4 (16-17). C. 31-37.

8. Нагаева И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6 (33). С. 56-67.

9. Нагаева И. А., Фролов А. Б., Кузнецов И. А. Программное обеспечение мобильного обучения в образовательном процессе // Информатизация и связь. 2021. № 2. С. 95-100.

10. Патаракин Е. Д. Построение учебной среды из множества личных «кирпичиков» // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 59-65.

11. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. 3-е изд. М.: Юрайт, 2020. 392 с.

12. Рудинский И. Д., Давыдов А. В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Т. 7, № 1. С. 1-9 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-nauki.ru (дата обращения: 07.11.2021).

13. Тихомиров В. П. Мир на пути Smart Education. Новые возможности для развития // Открытое образование. 2011. № 3. С. 22-28.

14. Benkler Y. Common wisdom: Peer production of educational materials [Электронный ресурс]. URL: http://www.benkler.org/Common_Wisdom.pdf (дата обращения: 02.02.2013).

15. Dave's Educational Blog. Building a better rhizome [Электронный ресурс]. URL: http://davecormier.com (дата обращения: 15.02.2013)

16. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago, 1980. P. 43.

17. Mijares I. Blended learning: Are we getting the best from both worlds? Literature Review for EDST 561 [Электронный ресурс]. URL: http://elk.library.ubc.ca/bitstream/handle/2429/44087/ EDST561-LRfinal-1.doc.docx?sequence=1 (дата обращения: 03.08.2014).

18. Siemens G. What are Learning Analytics? [Электронный ресурс]. URL: http://www.elearns-pace.org/blog/2010/08/25/what-are-learning-analytics/ (дата обращения: 02.02.2013).

19. Siemens G. Knowing Knowledge [Электронный ресурс]. URL: http:// www.elearnspace.org/ KnowingKnowledge_LowRes.pdf (дата обращения: 02.02.2013).

20. Smith B. L., MacGregor J. T. What Is Collaborative Learning? // Evergreen. Olympia. Washington [Электронный ресурс]. URL: http:/ /www.evergreen.edu/washcenter/natlc/pdf/collab.pdf (дата обращения: 17.02.2013).

21. The Knowledge Hunters by Stephen Downes [Электронный ресурс]. URL: http://halfanhour. blogspot.com/2010/12/knowledge-hunters.html (дата обращения: 09.02.2013).

22. Verhagen P. Connectivism: a new learning theory? [Электронный ресурс]. URL: surfspace.nl/ nl/Redactieomgeving/Publicaties/Documents/Connectivism%20a%20new%20theory.pdf (дата обращения: 09.02.2013).

References

1. Federal"ny"j zakon ot 29.12.2012 N273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (s izmeneni-yami i dopolneniyami) | GARANT (garant.ru)

2. Andreev A. A., Soldatkin V. I. Distancionnoe obuchenie: sushhnost", texnologiya, organizaciya. M.: ME"SI, 1999. 196 s. [In Rus].

3. Vajndorf-Sy'soeva M. E., Gryaznova T. S., Shitova V. A. Metodika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov / pod obshh. red. M. E. Vajndorf-Sy"soevoj. M.: Yurajt, 2020. 194 s. [In Rus].

4. Gura V. V. Teoreticheskie osnovy" pedagogicheskogo proektirovaniya lichnostno-orientirovanny" x e"lektronny"x obrazovatel" ny"x resursov i sred. Rostov n/D: Izd-vo Yuzhnogo federal"nogo un-ta, 2007. 320 s. [In Rus].

5. Gusty'r' A. V. Ponyatie, modeli i metodologicheskie principy" distancionnogo obrazovaniya. Ponyatie distancionnogo obrazovaniya. Analitika. [E"lektronny"j resurs] URL: http://academy.odopor-tal.ru/documents/akadem/bibl/russia/5.html (data obrashheniya: 15.05.2015)

6. MashbiczE. I. Psixologo-pedagogicheskie problemy" komp"yuterizacii obucheniya. M.: Pedagogika, 1988. 192 s. [In Rus].

7. Nagaeva I. A. Setevoe obuchenie: stanovlenie i perspektivy" razvitiya // Nauchnoe obespechenie sistemy" povy"sheniya kvalifikacii kadrov. 2013. № 3-4 (16-17). C. 31-37. [In Rus].

8. Nagaeva I. A. Smeshannoe obuchenie v sovremennom obrazovatel" nom processe: neobxodi-most" i vozmozhnosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. № 6 (33). S. 56-67. [In Rus].

9. Nagaeva I. A., Frolov A. B., Kuzneczov I. A. Programmnoe obespechenie mobil"nogo obucheniya v obrazovatel"nom processe // Informatizaciya i svyaz". 2021. № 2. S. 95-100. [In Rus].

10. PatarakinE.D. Postroenie uchebnoj sredy" iz mnozhestva lichny"x «kirpichikov» // Vy"sshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 8. S. 59-65. [In Rus].

11. Pedagogicheskie texnologii distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov / pod red. E. S. Polat. 3-e izd. M.: Yurajt, 2020. 392 s. [In Rus].

12. Rudinskij I. D., Davy'dov A. V. Gibridny"e obrazovatel" ny" e texnologii: analiz vozmozhnostej i perspektivy" primeneniya // Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. 2021. T. 7, № 1. S. 1-9 [E"lektronny"j resurs]. URL: http://vestnik-nauki.ru (data obrashheniya: 07.11.2021).

13. Tixomirov V.P. Mir na puti Smart Education. Novy"e vozmozhnosti dlya razvitiya // Otkry"toe obrazovanie. 2011. № 3. S. 22-28. [In Rus].

14. Benkler Y. Common wisdom: Peer production of educational materials [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.benkler.org/Common_Wisdom.pdf (data obrashheniya: 02.02.2013).

15. Dave's Educational Blog. Building a better rhizome [E"lektronny"j resurs]. URL: http://dav-ecormier.com (data obrashheniya: 15.02.13 g.)

16. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago, 1980. P. 43.

17. Mijares Illiana. Blended learning: Are we getting the best from both worlds? Literature Review for EDST 561 [E"lektronny"j resurs]. URL: http://elk.library.ubc.ca/bitstream/handle/2429/44087/ EDST561-LRfinal-1.doc.docx?sequence=1 (data obrashheniya: 03.08.2014).

18. Siemens G. What are Learning Analytics? [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.elearnspace. org/blog/2010/08/25/what-are-learning-analytics/ (data obrashheniya: 02.02.2013).

19. Siemens G. Knowing Knowledge [E"lektronny"j resurs]. URL: http:// www.elearnspace.org/ KnowingKnowledge_LowRes.pdf (data obrashheniya: 02.02.2013).

20. Smith B. L., MacGregor J. T. What Is Collaborative Learning? // Evergreen. Olympia. Washington [E"lektronny"j resurs]. URL: http:/ /www.evergreen.edu/washcenter/natlc/pdf/collab.pdf (data obrashheniya: 17.02.2013).

21. The Knowledge Hunters by Stephen Downes [E"lektronny"j resurs]. URL: http://halfanhour. blogspot.com/2010/12/knowledge-hunters.html (data obrashheniya: 09.02.2013).

22. Verhagen P. Connectivism: a new learning theory? [E'lektronny'j resurs]. URL: surfspace.nl/ nl/Redactieomgeving/Publicaties/Documents/Connectivism%20a%20new%20theory.pdf (data obrash-heniya: 09.02.2013).

Информация об авторах

И. А. Нагаева — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой естественно-научных дисциплин И. А. Кузнецов—старший преподаватель кафедры естественно-научных дисциплин

Information about the authors

I. A. Nagaeva — PhD (Education), Associate Professor, Head of the Chair of Natural Sciences I. A. Kuznetsov—Senior lecturer at the Chair of Natural Sciences

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 09.03.2022; принята к публикации 04.05.2022. The article was submitted 16.02.2022; approved after reviewing 09.03.2022; accepted for publication 04.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.