Развитие системы дистанционного обучения в вузовском образовании в период пандемии
Смирнова Вера Анатольевна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Романо-германская филология и межкультурная коммуникация», Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]
Ограничительные меры, наложенные на высшие учебные заведения в РФ в первой половине 2020 года в связи с эпидемиологической ситуацией в стране и в мире, потребовали экстренного перехода на формат дистанционного обучения, чтобы обеспечить непрерывность обучения. Вузам приходилось срочно приспосабливаться к новым условиям работы. Цель этой статьи - изучение и оценка опыта образовательной деятельности в вузе в условиях пандемии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Научная новизна исследования состоит в освещении опыта организации дистанционного обучения в Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ), в том числе опыта обучения иностранным языкам студентов очной формы обучения. В результате уточнены правовые аспекты дистанционного обучения в РФ; выявлены основные особенности применения ДОТ в вузах до начала 2020 года и в условиях пандемии; рассмотрены успехи и проблемы организации дистанционного обучения в ТОГУ в период пандемии; сделан вывод о том, что пандемия повысила приемлемость онлайн-обучения, не гарантируя его дальнейшего распространения, а в обучении иностранному языку использование ДОТ возможно в качестве дополнительного, а не основного инструмента.
Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, Zoom, Moodle, образовательные платформы, пандемия, иностранный язык.
Введение
Актуальность темы статьи обусловлена серьёзными общественными потрясениями, вызванными пандемией COVID-19. В сфере вузовского образования администрации и педагогам поручили обеспечить «педагогическую преемственность», а студентов попросили продолжить обучение дома. Дистанционное обучение резко заменило очное обучение и стало широко распространённой практикой. С учётом этой беспрецедентной ситуации, необходимым представляется выявление проблем организации образовательной деятельности в вузе при переходе на дистанционный формат обучения и поиск их эффективного решения.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правовые основы и тенденции развития дистанционного обучения в РФ до начала и в условиях пандемии;
- изучить опыт, накопленный вузами РФ в решении проблем организации дистанционного обучения в условиях пандемии;
- описать практический опыт решения вопросов технического, организационного и методического характера при реализации дистанционного обучения в ТОГУ, в том числе при обучении иностранному языку.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ законодательной базы, теоретических источников, практического опыта применения электронного обучения ДОТ различными вузами, а также анализ практического опыта организации обучения студентов ТОГУ в условиях пандемии, включая опыт организации обучения иностранному языку в группах студентов очной формы обучения.
Материалом для анализа послужили официальные документы, публикации зарубежных и российских авторов по теме исследования, а также личный опыт применения ДОТ в преподавании иностранного языка в вузе.
Теоретической базой исследования послужили официальные документы, а также публикации, в которых рассматриваются вопросы организации образовательной деятельности вузов с применением ДОТ, в том числе в условиях пандемии (Пьянников, 2010; Петькова, 2015; Титова, Александрова, 2018; Нагаева, 2018; Гафуров, Ибрагимов, Калимуллин, Алишев, 2020; Герасименко, Ни-жельской, Зайцева, 2020; Гуреева, Валяева, 2020; Насонова, Соколов, Кварацхелия, 2020; Ргои1х, 2005; Briand, 2014).
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть применены для выработки программы действий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, реализуемого вузом как в дистанционном, так и в очном формате.
Основная часть
Дистанционное образование в мире активно развивается со второй половины ХХ века благодаря применению новых технологий и поддержке ЮНЕСКО (Петькова, 2015). Появление Интернета, по мнению некоторых учёных, может рассматриваться как вектор экономических и социальных инноваций. Интернет произвёл «эффект рычага» в социально-экономической реорганизации индустриального общества (Ргои1х, 2005). Расширение сети Интернет вывело на новый уровень и дистанционное образование.
В России становлению дистанционного образования способствовало подписание в 1993 году Меморандума о взаимодействии Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и издание в 1995 году Постановления Госкомвуза РФ, в котором отмечается перспективность дистанционного образования для решения вопроса образования широких слоёв населения страны в XXI веке (Меморандум, 1993; О состоянии и перспективах..., 1995).
В 1997 году приказом № 1050 Минобразования России отдельным вузам было разрешено в порядке эксперимента вести образовательную деятельность в сфере высшего профессионального образования по технологиям дистанционного образования сроком на 2 года (п. 5.1) (О проведении эксперимента., 1997). В тексте положения было отмечено, что дистанционное образование рассматривается как один из методов получения образования по заочной форме обучения, были раскрыты понятие дистанционного образования и его характерные черты, а именно, гибкость, модульность, экономическая эффективность, изменение роли преподавателя, введение новых форм контроля качества знаний, использование специализированных технологий и средств обучения.
В 1998 году выходит Инструктивное письмо Минобразования РФ, заменяющее термин «дистанционное образование» термином «дистанционное обучение» (О дистанционном обучении., 1998). Последний термин использовался в официальных документах и специальной литературе до вступления в силу в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В статье 16 Главы 2 Федерального закона были 5 введены новые для сферы образования понятия электронного обучения и дистанционных образо-е^ вательных технологий, которые актуальны до на-еЗ стоящего времени (Об образовании в Российской Ц Федерации., 2012).
Как отмечает Пьянников М.М., термины «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» до сих пор не всегда разграничиваются и используются как синонимы (Пьянников, 2010).
Долгое время в российских вузах наблюдалось сосуществование двух способов организации учебного процесса. Доминировала очная форма, которая предусматривает непосредственное общение преподавателя с обучающимися в рамках занятий в вузовской аудитории. При этом в ходе приобретения студентами знаний, навыков и компетенций происходит их социализация, связанная с определёнными воспитательными задачами. Очно-заочная и заочная формы обучения также подразумевают, хотя и в меньшей степени, непосредственный контакт с преподавателями на вечерних занятиях, во время установочных сессий, консультаций и экзаменов.
Второй способ - дистанционное обучение, являющееся разновидностью заочной формы обучения, с помощью сети Интернет и электронных образовательных ресурсов даёт возможность обучаться удалённо, не выезжая из дома. Дистанционное обучение широко применяется в сфере дополнительного образования и в организации профессиональной переподготовки (Герасименко, Нижельской, Зайцева, 2020)
Пандемия вынудила вузы в экстренном порядке трансформировать формат обучения. Жизненно необходимым стало использование информационных технологий. В условиях продолжающейся пандемии и очередного перехода вузов на «уда-лёнку» возникает необходимость дополнительно осмыслить возникшие трудности организационного, методического и психологического порядка и эффективные пути их преодоления.
В этой связи по инициативе Минобрнауки России огромная работа была проделана коллективом авторов 13 ведущих вузов РФ, её результаты были представлены на расширенном заседании Общественного совета при Минобрнауки РФ 3 июля 2020 года в форме обширного аналитического доклада (Уроки «стресс-теста»., 2020).
В докладе вместе с положительным опытом были констатированы недостаточная обеспеченность вузов цифровыми ресурсами, отсутствие должного опыта их применения на практике, отстающая от современных требований квалификация преподавателей и несовершенство цифровой инфраструктуры вузов. Было отмечено также, что серьёзного внимания требуют вопросы социальной и психологической поддержки преподавателей и обучающихся. Назрела необходимость разработки новой комбинированной модели образовательного процесса. Было высказано мнение о невозможности полного перенесения реализации образовательных программ в виртуальное пространство.
В ТОГУ образовательным технологиям уделялось значительное внимание задолго до начала пандемии. В 2005 году был создан (ныне переименованный) Центр дистанционных образователь-
ных технологии, конкретные достижения которого отражены в журнале «Мой университет» (У истоков дистанционного образования., 2011)
В вузе используется платформа дистанционного обучения LMS (Learning Management System) Moodle (Румановский, 2020). Создана система электронного обучения университета (EOS), электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) ТОГУ https://eos.pnu.edu.ru содержит необходимые учебные материалы, доступ к которым предоставляется в индивидуальном порядке через личный кабинет пользователя.
С начала пандемии ТОГУ применяет технологии дистанционного обучения для студентов всех форм обучения. Это стало возможным благодаря оперативной организации весной 2020 года консультаций для всех преподавателей по таким вопросам функционирования вузовской системы электронного обучения, как создание собственных электронных учебных курсов (ЭУК) по всем дисциплинам, использование инструментов Moodle, организация онлайн-занятий в системах видеокон-ференцсвязи ZOOM, TrueConf, Google-Meet и др.
Как никогда актуальными стали вопросы наполнения ЭУК электронными версиями учебников и пособий, создания кейсов - максимально полного набора учебной, методической, справочной и тестовой информации по каждой дисциплине. Используя компьютерные технологии, преподаватели создают свои учебные курсы, содержание которых наполняется и корректируется в соответствии с рабочей программой дисциплины. А студенты получают доступ к материалам курсов дисциплин, на которые они подписаны. Так обеспечивается соответствие содержания обучения учебным планам подготовки бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов.
Поскольку коронавирус так и не был побеждён, осенью 2020 года и осенью 2021 года вузы были вынуждены вернуться к дистанционному формату обучения. В связи с этим возникла необходимость дальнейшего совершенствования образовательного процесса и повышения квалификации педагогов. С этой целью в ТОГУ было организовано обучение преподавателей по программам «Создание электронного учебного курса в LMS Moodle» (2020 г.) и «Современные методы преподавания в условиях цифровизации» (2021 г.).
Большую популярность приобрела практика проведения занятий при помощи систем видео-конференцсвязи. Преподаватели ТОГУ сами принимают решение о выборе той или иной платформы для проведения онлайн-занятий в рамках созданных ими ЭУК. При необходимости занятия могут записываться и использоваться в дальнейшем в режиме оффлайн.
Отметим, что ТОГУ удалось достаточно успешно и в короткие сроки перейти в дистанционный формат обучения благодаря многолетнему опыту внедрения ДОТ в учебный процесс. Сначала они были апробированы для заочной формы обучения, а затем распространены на программы всех форм
и уровней обучения. Этому способствовали планомерная подготовка материально-технического и программного обеспечения и повышение квалификации персонала вуза.
Тем не менее, в дистанционном формате обучения выявились трудности организационного, материально-технического, методического и психологического характера. Отдельные проблемы нашли оперативное решение. Так, например, были расширены возможности дата-центра для обеспечения бесперебойной работы в ЭИОС большого количества обучающихся и преподавателей. (Румановский, 2020).
Ряд проблем требует времени для их устранения. К ним относятся недостаточное оснащение удалённых рабочих мест студентов и преподавателей, неустойчивая интернет-связь, в ряде случаев - низкая скорость Интернета. Не все обучающиеся психологически готовы к учёбе вне аудитории, недостаточно дисциплинированы и организованы. Многие жалуются на зрительную усталость, возникающую из-за длительной работы с цифровыми устройствами, на нехватку «живого» общения с преподавателями и студентами.
Минусы для преподавателей заключаются в росте нагрузки из-за осуществления учебного процесса в смешанной форме: онлайн-занятия студентов очной формы обучения проводятся по расписанию на платформе ZOOM, и одновременно преподаватели ведут работу через ЭУК, которая предполагает обновление учебных материалов, проверку и оценку выполнения различных заданий.
В отдельных вузах часть проблем решалась за счёт изменения принципов нормирования учебной нагрузки, временного обеспечения пользователей ноутбуками, веб-камерами, предоставления доступа к облачным платформам (Штыхно, Константинова, Гагиев, 2020).
Переход вуза на дистанционный формат обучения повлёк за собой необходимость пересмотра содержания, форм и средств обучения иностранному языку.
В связи с отсутствием условий для проведения полноценных очных занятий дистанционное обучение иностранному языку в ТОГУ осуществляется через образовательный интернет-портал вуза, а также с использованием облачной платформы ZOOM для организации видеоконференций.
Опыт показал, что при дистанционном обучении иностранному языку очень важно сохранять смешанную форму: проведение онлайн-занятий в режиме видеоконференцсвязи и широкое использование ЭУК для размещения разнообразных информационных и справочных материалов, практических заданий, тестов, материалов для зачетов и экзаменов.
Как отмечает С.И. Денисенко, активная работа в рамках ЭУК требует затраты значительного времени. Разработка ЭУК предполагает полноту содержательного наполнения, выбор эффективных педагогических и методических приемов сообще-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ния информации, способов контроля и стимулирования познавательной деятельности обучаемых (Денисенко, 2017).
В ЭУК по иностранному языку преподаватель даёт гиперссылку на виртуальную аудиторию для проведения онлайн-занятий. Большинство преподавателей иностранного языка ТОГУ используют платформу ZOOM. В начале пандемии, когда была надежда на восстановление очного формата обучения, преподаватели устанавливали бесплатную версию, что приводило к необходимости повторного подключения к виртуальной аудитории каждые 40 минут. Такой режим работы не всегда приемлем, особенно при проведении контрольных устных или письменных работ. Поэтому в дальнейшем для удобства работы некоторые преподаватели предпочли перейти на платную версию ZOOM, позволяющую без ограничения по времени вести групповую конференцию, к которой может присоединиться до ста человек. В таком случае преподаватели сами оплачивают выбранный тарифный план.
Платформа ZOOM привлекательна по многим причинам. К видеоконференции можно подключиться при помощи компьютера, ноутбука, и мобильного телефона, что позволяет студентам, совмещающим учёбу и работу, принять участие в онлайн-занятии, находясь не дома, а на своём рабочем месте. Не секрет, что студенты-договорники часто работают, чтобы оплатить своё обучение.
К плюсам облачной платформы Zoom можно также отнести возможность установления групповой видео- или аудиосвязи достаточно высокого качества, возможность организации работы в малых группах при помощи создания и открытия сессионных залов, обеспечение интерактивности за счёт ведения коллективного чата, совместное использование экрана, совместный доступ к файлам различных форматов, демонстрация рабочего стола, возможность комментирования текста, использования белой доски и т.д.
В ходе занятия на платформе ZOOM преподаватель имеет возможность использовать учебно-методические и контрольные материалы, размещённые на сайтах с бесплатными интернет-ресурсами, в том числе актуальные аутентичные материалы телевизионных информационно-образовательных интернет-каналов, доступные для просмотра и скачивания. Благодаря наличию выхода в Интернет занятия по иностранному языку проходят интересно и эффективно.
Следует, однако, отметить специфику дисциплины «Иностранный язык», которая заключается в том, что её содержание предусматривает обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, которое 5 может полноценно осуществляться только в жи-§ вом общении, при слуховом и визуальном персону нальном контакте, сопровождаемом психоэмоци-
= г-.
~ ональными реакциями. В связи с этим примени-5в тельно к обучению иностранному языку ДОТ мо-
гут служить лишь дополнением к образовательным технологиям очной формы обучения.
Как видно из проведённого анализа, переход университета к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий повлёк за собой необходимость пересмотра содержания, форм и средств подготовки студентов.
Заключение
Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы.
Правовые основы применения современных дистанционных образовательных технологий разрабатывались и совершенствовались, начиная с 90-х годов ХХ века. С началом пандемии нормативно-правовая база претерпела ряд изменений. Однако отдельные вопросы организации смешанного и дистанционного форматов обучения в вузе нуждаются в дополнительном изучении и регулировании.
Практика экстренного перехода вузов РФ к обучению с применением ДОТ позволила выявить слабые места этого процесса: недостаточная техническая оснащённость ряда вузов, недостатки формирования ЭИОС, неготовность некоторых преподавателей и обучающихся к цифровизации образовательного процесса. В настоящее время принимаются определённые меры, направленные на ликвидацию цифрового неравенства вузов и решение выявленных проблем.
Опыт организации дистанционного обучения в ТОГУ в период пандемии в целом можно признать успешным. Заблаговременно в вузе была создана ЭИОС, серьёзное внимание уделяется повышению квалификации преподавателей. Возникающие вопросы технического, организационного и методического характера решаются достаточно оперативно. Дистанционные образовательные технологии применяются с учётом особенностей преподаваемой дисциплины. Так, в обучении иностранному языку практикуется смешанный формат: онлайн-занятия в режиме видеоконференц-связи и использование ЭУК для размещения обучающих и контрольно-измерительных материалов. Однако в перспективе после снятия вызванных пандемией ограничений, применение ДОТ в обучении иностранному языку может рассматриваться лишь как дополнение к очной форме обучения.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в изучении динамики решения вопросов организации обучения с применением ДОТ в условиях изменяющейся внешней среды. Перспективным также представляется анализ возможностей сочетания традиционной очной формы обучения с элементами ДОТ.
Литература
1. Гафуров И. Р., Ибрагимов Г.И., Калимул-лин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обуче-
ния в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101-112.
2. Герасименко М. Ю., Нижельской В.А., Зайцева Т.Н. Проблемы дистанционного обучения в период эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 в высшем и дополнительном профессиональном образовании // Педагогика профессионального медицинского образования. Научно-методический электронный журнал. 2020. № 2. URL: https://www.profmedobr. ru/articles/problemy-distancionnogo-obuchenija-v-period-jepidemii-novoj-koronavirusnoj-infekcii-covid-19-v-vysshem-i-dopolnitelnom-professionalnom-obrazovanii/
3. Гуреева А. В., Валяева Е.Ф. Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-zoom-v-protsesse-distantsionnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku
4. Денисенко С.И. Электронные учебные курсы в образовательном процессе вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 5 (782). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-uchebnye-kursy-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza
5. Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (Москва, 25 июля 1993 года) URL: https://docs.cntd.ru/document/901945354
6. Нагаева И.А. Дистанционные образовательные технологии в современном образовании: монография. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 158 с.
7. Насонова Н. А., Соколов Д.А., Кварацхе-лия А.Г. Облачная платформа ZOOM - одна из форм дистанционного обучения // Дистанционное обучение: актуальные вопросы: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 июля 2020 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 51-53.
8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 0174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f005 5ca4/
9. О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании: Инструктивное письмо Минобразования РФ от 3 июля 1998 г. № 41 URL: https://base.garant. ru/181404/
10. О проведении эксперимента в области дистанционного образования: Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 № 1050 // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/
online.cgi? from=274341-114&req=doc&rnd=bL3 nfw&base=EXP&n= 345302#SD61tvSyyNHODYj3
11. О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России: Постановление Госкомвуза РФ от 31.05.1995 № 6. URL: http://base.garant. ru/181033/#ixzz6bPqvHqiQ
12. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. URL: https:// natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763
13. Пьянников М. М. К вопросу о понятиях «Дистанционное обучение» и «Дистанционное образование» // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. № . 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatiyah-distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnoe-obrazovanie
14. Румановский И.Г. Технологии дистанционного образования успешно внедрены в ТОГУ: интервью // Новости и события ТОГУ. 24.03.2020. URL: https://pnu.edu.ru/ru/news/2020-03-24-pnu/
15. Титова С. В., Александрова К.В. Теоретико-методические основы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. https://msupress.com/catalogue/magazines/ archiv/vestnik-moskovskogo-universiteta-seriya-19-lingvistika-i-mezhkulturnaya-kommunikatsiya/2404/
16. У истоков дистанционного образования стояли профессор, доцент... студент // Мой университет: журнал Тихоокеанского государственного университета. № 4 (6). 2011. URL: https://pnu. edu.ru/media/filer_public/6e/a4/6ea4a557-ec81-405f-ba02-91cf53a49233/myuniver06.pdf
17. Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее: Аналитический доклад. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/ 003_%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0 %B0%D0%B4.pdf
18. Штыхно Д. А., Константинова Л.В., Гаги-ев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020;24(5):72-81. URL: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81
19. Briand M. L'école numérique. Retours d'expériences. URL: https://www.innovation-pedagogique. fr/article76.html
20. Proulx S. Penser les usages des TIC aujourd'hui: enjeux, modèles, tendances // Enjeux et usages des TIC: aspects sociaux et culturels, t. 1. Bordeaux: Presses universitaires de Bordeaux, 2005. URL: https://sergeproulx.uqam.ca/wp-content/ uploads/2010/12/2005-proulx-penser-les-usa-43. pdf
C3
о
CD
-a
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING SYSTEM IN HIGHER EDUCATION DURING THE PANDEMIC
Smirnova V.A.
Pacific State University
The restrictive measures imposed on higher education institutions in the Russian Federation in the first half of 2020 in connection with the epidemiological situation in the country and in the world required an emergency transition to the format of distance learning in order to ensure the continuity of education. Universities urgently needed to adapt to new working conditions. The purpose of this article is to study and evaluate the experience of educational activities at a university in a pandemic with the use of e-learning and distance learning technologies (DOT). The scientific novelty of the research consists in highlighting the experience of organizing distance learning at the Pacific State University (PNU), including the experience of teaching foreign languages to full-time students. As a result, the legal aspects of distance learning in the Russian Federation have been clarified; the main features of the use of DOT in universities before the beginning of 2020 and in the conditions of a pandemic have been identified; the successes and problems of organizing distance learning at TOGU during the pandemic have been examined; it is concluded that the pandemic has increased the acceptability of online learning, without guaranteeing its further spread, and in teaching a foreign language, the use of DOT is possible as an additional, rather than the main tool.
Keywords: Distance education, Distance learning, Zoom, Moodle, Educational platforms, Pandemic, Foreign language.
References
1. Gafurov I. R., Ibragimov G.I., Kalimullin A.M., Alishev T.B. Transformation of education in higher education during a pandemic: pain points // Higher education in Russia. 2020. V. 29. No. 10. S. 101-112.
2. Gerasimenko M. Yu., Nizhelskoy V.A., Zaitseva T.N. Problems of distance learning during the epidemic of a new coronavirus infection COVID-19 in higher and additional professional education // Pedagogy of professional medical education. Scientific and methodical electronic journal. 2020. No. 2. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/problemy-distancionnogo-obuchenija-v-period-jepidemii-novoj-koronavirusnoj-infekcii-covid-19-v-vysshem-i-dopolnitelnom-professionalnom -education/
3. Gureeva A. V., Valyaeva E.F. The practice of using Zoom in the process of distance learning a foreign language // Modern Pedagogical Education. 2020. No. 6. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-zoom-v-protsesse-distantsionnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku
4. Denisenko S.I. Electronic training courses in the educational process of the university // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2017. No. 5 (782). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-uchebnye-kursy-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza
5. Memorandum of Cooperation between the Russian Federation and the United Nations on Education, Science and Culture
1. (UNESCO) (Moscow, 25 July 1993) URL: https://docs.cntd.ru/ document/901945354
6. Nagaeva I.A. Distance learning technologies in modern education: monograph. Moscow; Berlin: Direct-Media, 2018. 158 p.
7. Nasonova N. A., Sokolov D.A., Kvaratskhelia A.G. The ZOOM cloud platform is one of the forms of distance learning. scientific-
practical. conf. (Cheboksary, July 16, 2020). Cheboksary: Publishing House Sreda, 2020, pp. 51-53.
8. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on December 30, 2021) (as amended and supplemented, effective from January 1, 2022) // ConsultantPlus. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d-6986b5301ab79c23f0055ca4/
9. On distance learning in secondary and higher professional education: Instruction letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated July 3, 1998 No. 41 URL: https://base. garant.ru/181404/
10. On conducting an experiment in the field of distance education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 30, 1997 No. 1050 // Consultant Plus. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? from=274341-114&req=-doc&rnd=bL3nfw&base=EXP&n= 345302#SD61tvSyyN-HODYj3
11. On the state and prospects of creating a unified system of distance education in Russia: Decree of the State Committee for Higher Education of the Russian Federation dated May 31, 1995 No. 6. URL: http://base.garant.ru/181033/#ixzz6bPqvHqiQ
12. Petkova Yu.R. The history of the development of distance education. Positive and negative aspects of the MEP // Successes of modern natural science. 2015. No. 3. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763
13. Pyannikov M.M. On the issue of the concepts of "Distance learning" and "Distance education" // Humanitarian vector. Series: Pedagogy, psychology. 2010. no. 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatiyah-distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnoe-obrazovanie
14. Rumanovsky I.G. Distance education technologies successfully implemented in PNU: interview // News and events of PNU. 03/24/2020. URL: https://pnu.edu.ru/ru/news/2020-03-24-pnu/
15. Titova S. V., Aleksandrova K.V. Theoretical and methodological foundations of the use of electronic educational resources in teaching a foreign language // Bulletin of the Moscow University. Series 19. Linguistics and intercultural communication. 2018. No. 3. https://msupress.com/catalogue/magazines/ar-chiv/vestnik-moskovskogo-universiteta-seriya-19-lingvistika-i-mezhkulturnaya-kommunikatsiya/2404/
16. At the origins of distance education were a professor, associate professor ... student // My University: Journal of the Pacific State University. No. 4 (6). 2011. URL: https://pnu.edu.ru/media/filer_ public/6e/a4/6ea4a557-ec81-405f-ba02-91cf53a49233/myuni-ver06.pdf
17. The lessons of the "stress test". Universities in the context of the pandemic and after it: Analytical report. URL: https://www.hse. ru/data/2020/07/06/1595281277/003_%D0%94%D0%BE%D0 %BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf
18. Shtykhno D. A., Konstantinova L.V., Gagiev N.N. The transition of universities to remote mode during the pandemic: problems and possible risks // Open Education. 2020;24(5):72-81. URL: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81
19. Briand M. L'école numérique. Retours d'experiences. URL: https://www.innovation-pedagogique.fr/article76.html
20. Proulx S. Penser les usages des TIC aujourd'hui: enjeux, models, tendances // Enjeux et usages des TIC: aspects sociaux et culturels, t. 1. Bordeaux: Presses universitaires de Bordeaux, 2005. URL: https://sergeproulx.uqam.ca/wp-content/ uploads/2010/12/2005-proulx-penser-les-usa-43.pdf
o d
u
CM CM