Научная статья на тему 'Высшее хореографическое образование в условиях дистанционного обучения: опыт Казахстана'

Высшее хореографическое образование в условиях дистанционного обучения: опыт Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
факультет хореографии / дистанционное образование в хореографии / КазНАИ имени Т. К. Жургенова / высшее хореографическое образование / ДОТ / хореографическое онлайн-обучение / опыт внедрения дистанционных технологий / Faculty of Choreography / distant studies in choreography / T. K. Zhurgenov KazNAA / choreographic education / DET / choreographic online training / experience in the implementation of distance technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразымбетов Дамир Дуйсенович, Терехова Татьяна Викторовна

Возникшие в связи с мировой пандемией в марте 2020 года карантинные меры обозначили переломный этап в педагогической и организационной деятельности факультета хореографии Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова. Несмотря на вынужденное внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ), полученный опыт выявил перспективы в поиске новых форм сотрудничества преподавателя и студента. Целью настоящего исследования является аналитическое осмысление и анализ внедрения ДОТ на факультете хореографии. Объектом исследования выступила система дистанционного образования, применяемая для подготовки специалистов в области хореографического искусства. Авторы опирались на научные труды зарубежных и отечественных исследователей из Азербайджана, Великобритании, Казахстана, Китая, Марокко, России, Сербии, США, Филиппин, Фландрии, Чили и других стран, а также на материалы социологических опросов и онлайн-мероприятий факультета. Основой методологии исследования стали методы: аналитики, сопоставления, наблюдения, анкетирования, а также метод обработки данных для выявления общих закономерностей, в опоре на которые выполнены диаграммы и графики. Авторами изучен существующий опыт применения ДОТ в республиканских и зарубежных образовательных организациях; выявлены достоинства и недостатки ДОТ при получении высшего хореографического образования; через метод опроса определено отношение студентов, профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений к ДОТ; обоснованы возможности применения ДОТ для подготовки специалистов в области хореографического искусства. Научная новизна заключается в первичном анализе опыта внедрения ДОТ на основе материалов научных работ в области высшего образования, а также на материалах социальных опросов, определивших в совокупности объективное видение проблем дистанционного обучения в высшем хореографическом образовании Казахстана. Практическая значимость проведенного исследования заключается в изучении и анализе полученного опыта внедрения ДОТ и в обосновании условий применения дистанционного обучения в образовательном процессе. В заключении авторы формулируют тезисы, которые могут стать основой отдельных тематических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choreography Academic Education in Terms of Distant Studies: the Experience of Kazakhstan

The quarantine measures that arose during the global pandemic in March 2020 marked a turning point in the pedagogical and organizational activities at the Faculty of Choreography of T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts. The necessary introduction of distance education technologies (DET) forced to gain the experience that revealed prospects in the search for new forms of cooperation between the teacher and the student. The purpose of this study is to understand and analyse the implementation of DET at the Faculty of Choreography. The object of the study was a system of distance studies that is used to train specialists of choreographic art. The authors relied on the scientific works of foreign and local researchers from Azerbaijan, Great Britain, Kazakhstan, China, Morocco, Russia, Serbia, the USA, the Philippines, Flanders, Chile and other countries, as well as on the materials of sociological surveys and online events held at the Faculty. The research methodology was based on the following methods: analytics, comparisons, observations, questionnaires, as well as data processing to identify common patterns, on which diagrams and graphs are based. The authors studied the existing experience of using DET in local and foreign institutions; identified the pluses and minuses of DET in getting choreographic academic education. The survey helped to identify the attitude to DET of students, faculty staff and head boards and the possibilities of using DET for training specialists of choreographic art are substantiated. The scientific novelty lies in the primary analysis of DET implementing experience based on the materials of scientific works on academic education, as well as on the social surveys, which together determined an objective vision of the problems of distant studies in choreography in Kazakhstan. The practical significance of the research lies in learning and analysing the experience gained in the DET implementation and also in justification the terms to use distance studies in the educational process. In conclusion, the authors formulate theses that can form the basis of individual case studies.

Текст научной работы на тему «Высшее хореографическое образование в условиях дистанционного обучения: опыт Казахстана»

ш

(СЛ

t-

0£ <

CSCSTI 14.35.07 + 18.49

UDC 378 + 793

DOI 10.47940Aajas.v6i4.509

ВЫСШЕЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ

КАЗАХСТАНА

Дамир Уразымбетов1, Татьяна Терехова2

1 Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова (Алматы, Казахстан)

2 Независимый исследователь (Нижний Новгород, Россия)

28

Аннотация. Возникшие в связи с мировой пандемией в марте 2020 года карантинные меры обозначили переломный этап в педагогической и организационной деятельности факультета хореографии Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова. Несмотря на вынужденное внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ), полученный опыт выявил перспективы в поиске новых форм сотрудничества преподавателя и студента. Целью настоящего исследования является аналитическое осмысление и анализ внедрения ДОТ на факультете хореографии. Объектом исследования выступила система дистанционного образования, применяемая для подготовки специалистов в области хореографического искусства. Авторы опирались на научные труды зарубежных и отечественных исследователей из Азербайджана, Великобритании, Казахстана, Китая, Марокко, России, Сербии, США, Филиппин, Фландрии, Чили и других стран, а также на материалы социологических опросов и онлайн-мероприятий факультета. Основой методологии исследования стали методы: аналитики, сопоставления, наблюдения, анкетирования, а также метод обработки данных для выявления общих закономерностей, в опоре на которые выполнены диаграммы и графики. Авторами изучен существующий опыт применения ДОТ в республиканских и зарубежных образовательных организациях; выявлены достоинства и недостатки ДОТ при получении высшего хореографического образования; через метод опроса определено отношение студентов, профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений к ДОТ; обоснованы возможности применения ДОТ для подготовки специалистов в области хореографического искусства. Научная новизна заключается в первичном анализе опыта внедрения ДОТ на основе материалов научных работ в области высшего образования, а также на материалах социальных

опросов, определивших в совокупности объективное видение проблем дистанционного обучения в высшем хореографическом образовании Казахстана. Практическая значимость проведенного исследования заключается в изучении и анализе полученного опыта внедрения ДОТ и в обосновании условий применения дистанционного обучения в образовательном процессе. В заключении авторы формулируют тезисы, которые могут стать основой отдельных тематических исследований.

Ключевые слова: факультет хореографии, дистанционное образование в хореографии, КазНАИ имени Т. К. Жургенова, высшее хореографическое образование, ДОТ, хореографическое онлайн-обучение, опыт внедрения дистанционных технологий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Для цитирования: Уразымбетов, Дамир, и Татьяна Терехова. «Высшее хореографическое образование в условиях дистанционного обучения: опыт Казахстана». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 4, 2021, с. 28-54. DOI: 10.47940/cajas.v6i4.509.

Благодарности. Авторы статьи выражают признательность рецензентам статьи, редакционной коллегии журнала, а также всем респондентам, кто поделился мнением и оценкой о дистанционном образовании в хореографическом искусстве.

Введение

Факультет хореографии Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова (далее — КазНАИ имени Т. К. Жургенова), основанный в 1994 году, стал первым в Казахстане в сфере подготовки специалистов для профессиональных хореографических школ и музыкальных театров, флагманом, задающим стандарты в стране. На факультете осуществляется подготовка специалистов по четырем образовательным программам: балетмейстерское искусство (с 1994 года), педагогика хореографии (с 1994 года), педагогика спортивного бального танца (с 2001 года), педагогика современной хореографии (с 2018 года)1. За весь период подготовлено более 200 специалистов, работающих в вузах и средних специальных учебных организациях, в театрах и частных

1 В силу специфики образовательных программ факультета хореографии студенческие группы укомплектованы небольшим количеством человек (в среднем 4—7 человек приходится на одну группу). При этом важно подчеркнуть, что на факультете готовят педагогов и балетмейстеров, а не исполнителей хореографии.

школах искусств. Многие из выпускников занимают руководящие должности в различных сферах хореографического искусства не только в Казахстане, но и во многих странах мира.

Возникновение в связи с мировой пандемией в марте 2020 года карантинных мер и, как следствие, внедрение дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ) обозначили переломный этап в педагогической и организационной деятельности факультета. Они показали перспективы, дали возможность поиска новых форм работы преподавателей со студентами. Так, В. А. Плешаков, Т. В. Склярова констатируют, что «чрезвычайные условия тотальной киберсоциализации и глобальный переход практически всех систем образования мира на обязательный дистантный (удаленный) формат работы и дистанционное взаимодействие всех субъектов образования, вызванный угрозой распространения COVID-19, породил новое явление в педагогике — так называемое «Emergency remote teaching» (Плешаков и Склярова).

Задолго до введения чрезвычайных мер в системе образования Казахстана на основании статьи Закона № 319-III

29

30

Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года было введено в действие Положение по использованию дистанционных образовательных технологий в учебном процессе. В КазНАИ имени Т. К. Жургенова внедрение ДОТ для реализации учебного процесса в условиях пандемии было произведено на основании Положения № 137, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года, а также в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 13 апреля 2020 года № 141 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан».

Организация учебного процесса в КазНАИ имени Т. К. Жургенова регламентируется законом «Об образовании», который гласит: «В зависимости от содержания образовательных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения каждого уровня образования обучение осуществляется в форме очного, вечернего, заочного, экстерната и дистанционной форме обучения для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями» (Закон об образовании РК, 2020). Вместе с этим приказом Министра образования и науки РК от 13 апреля 2020 года № 141 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан» конкретизируются некоторые моменты: «Нормы времени по видам учебной работы при планировании и организации учебного процесса с использованием ДОТ устанавливаются организациями образования самостоятельно. При этом организации образования (в случае чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, включающих предупреждение и лечение

заболеваний населения, санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия) обеспечивают обучение с использованием ДОТ для обучающихся по согласованию с уполномоченным органом в области образования» (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан № 141).

Авторы статьи обратились к исследованию ДОТ в сфере высшего хореографического образования в Казахстане: степень их освоения, внедрения, изученности как в системе образования Казахстана, так и в других странах. Было выявлено, что формы и варианты дистанционного обучения применяются для многих категорий граждан в различных сферах — от дошкольной подготовки до послевузовского образования.

До наступления пандемии эта форма не только была достаточно известна и развита, но и поддерживалась всевозможными платформами. Первые предпосылки ДОТ появились еще в XVIII веке, когда люди не могли добраться в силу разных причин до образовательного учреждения. Тогда педагоги задания им отправляли почтой, в ответ получая выполненные.

В сфере хореографического образования дистанционные технологии использовались фрагментарно, время от времени, что определялось спецификой обучения специалистов в данной области искусства. Между тем исследователи полагают, «что дистанционное образование технологично, инновационно и, что очень важно для конкурентоспособности современных университетов, экономически эффективно» (Бондарева и Телегина). Л. М. Максимова же замечает следующее: «Дистанционные технологии, применение которых зачастую делает обучение дешевле, быстрее и проще в организации, должны выйти на передний план в системе

дополнительного профессионального образования» (Максимова). Вышесказанное, возможно, применимо в иных сферах образования, но в творческом — «экономия» на ДОТ может привести к снижению показателей качества образования.

Осуществляя подготовку специалистов в сфере культуры и искусства на основе кредитной технологии, действующей в зарубежных вузах, факультет хореографии КазНАИ имени Т. К. Жургенова продемонстрировал достаточный уровень готовности к вызовам времени. Возможность внедрения дистанционного обучения в вузе обсуждалась ранее и планировалась факультетом и учебно-методической службой академии как перспективное направление развития образовательных услуг. Полученный опыт кризисного перехода на новую форму обучения дал результаты, требующие глубокого анализа и осмысления для дальнейшего развития ДОТ на факультете хореографии.

В настоящем исследовании авторами поставлена цель — проанализировать внедрение дистанционных образовательных технологий на факультете хореографии КазНАИ имени Т. К. Жургенова и описать полученный опыт. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:

1. Изучить существующий опыт применения дистанционных технологий в различных образовательных организациях, в том числе зарубежных.

2. Выявить достоинства и недостатки ДОТ в хореографическом образовании.

3. Определить через метод социологического опроса отношение студентов, профессорско-преподавательского состава

и руководителей структурных подразделений к ДОТ.

4. Обосновать возможности применения ДОТ для подготовки специалистов в области высшего хореографического образования.

Методы и материалы

Материалами настоящего исследования стали образовательный процесс факультета хореографии КазНАИ имени Т. К. Жургенова (г. Алматы, Казахстан) в условиях пандемии; научные труды зарубежных и отечественных исследователей по вопросам дистанционного образования, включивших в себя работы авторов из Азербайджана, Великобритании, Казахстана, Китая, Марокко, России, Сербии, США, Филиппин, Фландрии, Чили и др.); мнения участников ДОТ в вузах Казахстана, а также онлайн-мероприятия, проведенные факультетом за время карантина.

В работе над статьей авторы применили аналитический и сопоставительный методы, позволившие провести изучение опыта применения ДОТ, а также резюмировать научные работы на подобную или смежную тематику; метод наблюдения, благодаря которому составлено общее представление о реализации ДОТ на факультете хореографии; метод социологического опроса, опирающийся на анкетирование непосредственных участников ДОТ и способствовавший выявлению и связи статистических данных, метод обработки данных для выявления общих закономерностей, в опоре на которые выполнены диаграммы и графики.

Дискуссия и обзор литературы

В настоящее время особую актуальность ДОТ приобрели во всех странах. Пандемия объединила все континенты и выявила общие проблемы в образовании

31

32

в условиях карантина. Особое развитие и широкое распространение дистанционная система получила с появлением информационно-коммуникационных технологий и Интернета. Часто используют другое ее название — электронное обучение (е-1еагшп§).

Изучение проблематики ДОТ в научном дискурсе уже не ново, написан ряд кандидатских и докторских диссертаций, опубликовано большое количество статей. Для авторов статьи, опирающихся на личный преподавательский опыт, особый интерес представили зарубежные исследования, посвященные высшему образованию в целом и в частности обучению в сфере творческих специальностей с практическим уклоном.

А. М. Бондарева и О. В. Телегина в своей статье в 2018 году указывали, что «термин "дистанционное обучение" до сих пор не получил единого определения в педагогической среде, <...>, дистанционные технологии, применяемые собственно в дистанционном образовании как в виде заочной формы обучения и в качестве дополняющих традиционные методы обучения в иных формах, призваны поддержать и облегчить процесс обучения» (Бондарева и Телегина 2). Другие исследователи замечают: «Рассматривая дистанционные образовательные технологии, можно столкнуться с тем, что порой происходит подмена понятий, нет четкого понимания, в чем отличие дистанционного образования от дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий» (Кузьменкова и Демочкин 17). Неоднозначно трактуемый термин дает неоднозначное понимание не только его сути, но и его места в системе образования. Авторы настоящей статьи ДОТ понимают как образование на основе дистанционного обучения. «При этом дистанционное обучение может быть как полным, так и частичным. Также наряду с понятиями

дистанционное обучение и дистанционные технологии будем использовать термины онлайн-обучение и онлайн-технологии» (Кузьменкова и Демочкин 17). В статье М. Е. Белобородовой констатируется, что ДОТ постепенно входят в традиционную систему образования, где «информационные технологии позволяют преподавателям и учащимся взаимодействовать на расстоянии, обеспечивая непосредственную и интерактивную коммуникацию между ними, которая была всегда определяющей в системе очного обучения и являлась ее неоспоримым преимуществом» (Белобородова 35).

Педагоги и ученые выявляют возможности ДОТ, создаваемых для интенсификации образовательного процесса, ориентированного на развитие личности обучающегося. Исследователи из Азербайджана пишут, что «компьютеризация учебных организаций создает значительные изменения в образовательной системе. <...> С быстрым ростом информации, требования к содержанию и учреждению образования также меняются <...> Обучение сегодня должно научить студентов не запомнить много, а научить решать проблемы независимо, критически и эффективно» (Иазапоуа, е1 а1. 401). Авторы статьи также говорят о важности использования информационных и коммуникационных технологий в улучшении когнитивной функции в процессе обучения. К такому результату приводит использование мультимедийных средств в учебном процессе, для возможности работы с которыми требуется специальное обучение.

Сербские ученые в своем исследовании дистанционного обучения констатируют: «Ведущие университеты указывают, что онлайн-обучение имеет решающее значение для их долгосрочного роста, и сообщают, что увеличение спроса на онлайн-курсы или программы выше, чем в режиме очного обучения»

(Bojovic, et al. 1468). Казахстанские ученые не остались в стороне от проблем образования на современном этапе. Помимо отрицательных они отмечают и положительные факторы: «Применение дистанционных образовательных технологий во всем мире признано одним из наиболее эффективных путей достижения цели... <...> ДОТ обеспечивают беспрецедентную гибкость и удобство для желающих получить высшее профессионального образование, разрушая ограничения пространства и времени» (Тажигулова, и др. 11).

В условиях ДОТ важное значение приобретает обеспеченность цифровым контентом, в том числе учебными программами, методическими материалами, книгами. В вынужденной автономии от библиотек учащиеся не имели доступ к необходимой учебной литературе во время карантина. С такими трудностями столкнулись в Purdue University's College of Education (г. Уэст-Лафейетт, США). Джудит М. Никсон в результатах своего исследования приводит сведения, что «библиотека не может обеспечить даже 50% потребности в электронных копиях книг или глав в книгах, потому что многие издания просто не были доступны для покупки в электронном формате» (Nixon 304). Это породило проблему оцифровки учебной и специализированной литературы.

Интересен опыт применения ДОТ, описанный российским исследователем А. А. Каратаевым в статье «Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий». Автор работы провел эксперимент применения дистанционного обучения, для которого он использовал материально-техническое оборудование. Для «удаленного» педагога: «помещение площадью 15м2, ноутбук со встроенной веб-камерой, USB-модем МТС, со средней скоростью передачи данных 1—2 Мбит/с,

приложение Skype»; для «удаленных» учащихся и ассистента: «помещение площадью 50м2, оборудованное для занятий хореографией, ноутбук, веб-камера, USB-модем МТС, со средней скоростью передачи данных 1—2 Мбит/с, приложение Skype, музыкальный центр, акустические колонки» (Каратаев 852). Автор эксперимента подчеркивает, что обязательным условием для эффективного удаленного обучения является «осознанный подход учащихся к образованию и самообразованию», при этом «эффективность применения форм удаленного обучения напрямую зависит от качества технических средств — скорости передачи данных, освещенности помещений, разрешении устройств видеосъемки» (Каратаев 854).

Существуют разные подходы и мнения о преимуществах смартфонов, социальных сетей, интерактивных технологий онлайн-обучения в преподавании и обучении в хореографическом искусстве. По мнению М. Пэрриш, исследователя из США, «мы только начинаем понимать сложные последствия использования технологий в танцевальном образовании <...>. Некоторые преподаватели считают, что технологиям нет места в танцевальной студии, в то время как другие полагают, что технологические инструменты должны быть приняты и внедрены в балетный зал» (Parrish 168). Преподаватели и артисты «осознают цифровой сдвиг через расширение возможностей коммуникации во всех аспектах профессии, творчества, обучения и исполнительства» (Parrish 168). В Бостонской консерватории в Беркли преподаватели могут загружать видео, которое включает авторскую хореографию, на частный канал YouTube и коммуницировать через Google Hangouts. Опытные пользователи как наставники помогают знакомиться с инструментами онлайн-обучения менее опытным. Доцент кафедры танца Алисса

33

34

Кардоне считает, что «это прекрасный момент для разговоров о танцах в Интернете», ведь можно брать онлайн-уроки у тех (например, звезд эстрады или театра), чьи уроки обычно недоступны в офлайн-формате (Ritzel).

Подавляющее большинство современных студентов давно использует и применяет мобильные технологии, что говорит об их технической и психологической готовности к участию в ДОТ. По результатам исследований индонезийских ученых, обучающиеся регулярно пользуются смартфоном (более 6—7 часов в день) для сбора информации или загрузки учебных материалов. «Использование мобильных устройств помогает при освоении нового материала, а также положительно влияет на психологические и культурные аспекты студентов. Кроме того, педагоги должны поддерживать цифровую культуру учащихся, интегрируя ресурсы цифровых материалов и использование смартфонов в учебный процесс» (Sari, et al. 25).

Исследователи из Марокко среди преимуществ мобильного обучения называют возможность заниматься в любое время и в любом месте, что позволяет преподавателям персонализировать учебный процесс, а студентам — регулировать его. Мобильное обучение — важнейший технологический компонент в высшем образовании. Это создает возможность студентам учиться, сотрудничать и обмениваться идеями (Naciri, et al.).

К. М. Токеро пишет, что на Филиппинах Комиссия по высшему образованию (CHED) приостановила онлайн-форму обучения через три дня после ее начала, потому что «многочисленные высшие учебные заведения, как частные, так и государственные колледжи и университеты на Филиппинах, не готовы внедрить эту онлайн-систему» (Toquero). Хотя некоторые педагоги записывали и загружали свои уроки в Интернет для учащихся, а некоторые

подошли более новаторски и использовали Google Classrooms, WebQuest и другие онлайн-сайты, но подавляющее большинство учителей не готовы заниматься онлайн-образованием (Toquero).

Майкл Б. Кахапей, педагог и исследователь из Филиппин, в своей статье «Переосмысление образования в новую нормальную эру после COVID-19: Перспективы учебных программ» предлагает опираться на разработку учебной программы с точки зрения требований к ней, подходящих в любой период и при любых обстоятельствах. Главными приоритетами в ней выступают цель, содержание, подход, оценка. Благодаря чему, по его мнению, преподаватели на местах будут лучше информированы о проблемах и способах их решения по мере приближения к новой эре (Cahapay). Среди целей для пересмотра подходов к образованию М. Б. Кахапей называет учебную программу, которая должна быть «"актуальной, уместной и чуткой", то есть адаптированной для «стихийных бедствий, болезней и чрезвычайных ситуаций» (Cahapay).

Педагог из Китая Ч. Жу провел исследования в 2007 году и 2012 году, которые были сосредоточены на сравнении мнений фламандских и китайских студентов об электронном обучении. Обе группы студентов положительно отнеслись к совместной работе в онлайн-формате. Однако китайские студенты больше нуждались в присутствии педагога и в обратной связи с ним, где причиной могло послужить отсутствие доступа к компьютеру и Интернету в отличие от фламандских студентов. Ч. Жу считает, что «существуют значительные культурные различия в удовлетворенности студентов и академических достижений в инновационной среде электронного обучения» (Zhu 133). Исследователь и педагог из Чили И. Сильва Пенья

пишет о дифференцированной (несправедливой) инфраструктуре, в которую попали учащиеся без приемлемого доступа в Интернет, без необходимого компьютерного оборудования; педагоги с их импровизированными рабочими местами и другое. Преподаватели вынуждены были скорректировать учебный план и осваивать новую виртуальную среду для работы со студентами, кто традиционно привык встречаться с ними очно, а не онлайн. Все это поставило всех в стрессовую ситуацию (Peña).

Большое значение в общем образовательном пространстве Казахстана играет качество и транспарентность. Прозрачность системы образования практикуется и в учебном процессе КазНАИ имени Т. К. Жургенова: студенты в любой момент имеют доступ к электронной библиотеке, журналу, оценкам и т. д. При этом «повышение качества в открытом образовании требует системного подхода, при котором непредвиденные обстоятельства обеспечивают интеграцию оцифровки и технологии в управлении и руководстве» (Ossiannilsson 161).

Изучив опыт отечественных и зарубежных коллег, можно сделать вывод: на сегодняшний момент не существует однозначных определений и однозначного отношения исследователей и педагогов к ДОТ. Но уже выявлено большое количество проблем и вопросов, возникающих в образовательном процессе, которые, несомненно, будут находить отклики и у студентов, и у преподавателей, и у руководителей структурных подразделений и университетов, а также у компетентных органов в сфере образования.

2 Преподаватели факультета хореографии КазНАИ имени Т. К. Жургенова преподают у студентов всех специальностей и всех курсов в зависимости от модульной образовательной программы.

Обсуждение

Результаты проведенной работы могут быть применены при организации учебного процесса специалистов хореографических специальностей в вузах. Необходимо оговорить важную особенность настоящего исследования, в котором речь идет о национальном бюджетном вузе. Студенты КазНАИ имени Т. К. Жургенова в преобладающем своем большинстве обучаются за счет государственных образовательных грантов. В частных вузах и дистанционных школах может быть иное положение дел.

В рамках настоящего исследования авторами проведено три социологических опроса, представивших панораму мнений студентов, преподавателей и руководящих административных сотрудников — тех, кто стал вынужденным участником ДОТ.

Первый опрос сосредоточен на преподавателях факультета хореографии (кафедр педагогики хореографии и балетмейстерского искусства)2 КазНАИ имени Т. К. Жургенова. Количество опрошенных — 24 человека, что составляет стопроцентный охват преподавателей, занятых в образовательном процессе. С объявлением пандемии большая часть педагогов была вынуждена работать в новых для них условиях, напрямую связанных с Интернетом и средствами дистанционной коммуникации. В вузах Казахстана и зарубежья используется модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда (Moodle — Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment) — система управления содержимым сайта, предназначенная для создания онлайн-курсов. Эта же система была внедрена и в КазНАИ имени Т. К. Жургенова.

Проведенный опрос содержал вопросы о средствах коммуникации, техническом оборудовании, отношении к ДОТ и прочие. На вопрос, какими

35

средствами коммуникации со студентами пользовались преподаватели, из 100% опрошенных ответили, что смартфоном — 79%, компьютером — 75%, планшетом — 4%. Это показывает, что большинство преподавателей применяли несколько видов связи в организации учебных занятий. Некоторые педагоги пользовались не личными компьютерами и ноутбуками, а взятыми напрокат либо в академии. Отсюда следует вывод, что педагог должен быть заинтересован в оснащенности средствами и навыками владения ДОТ, к которым можно отнести не только компьютерное оборудование и программное обеспечение.

Опрос показал, что преподаватели до пандемии пользовались только платформой РМопиэ, которая предусматривала учет посещений занятий студентами, контроль их успеваемости, загрузку учебных программ и методических материалов. Другими образовательными или дистанционными технологиями преподаватели пользовались незначительно (см. диаграмму 1).

использовались недостаточно как среди педагогов, так и среди студентов (см. диаграмму 2).

Использование интернет-платформ напрямую связано с качеством связи. Опрос показал, что качеством интернета среди опрошенных преподавателей довольны — 33%, не всегда довольны — 20%, не довольны — 29%.

Из общего числа педагогов 75% — проводили со студентами видеоконференции, 25% — не проводили. Форма онлайн-занятий использовалась следующая: лекционные — 79%, практические — 66%, семинарские — 25%, никакие — 8% (только задания в МооШе). Это говорит об отсутствии стопроцентного охвата всех форм занятий, предусмотренных программой, чему способствовал стресс и внедрение ДОТ, которые осваивались постепенно. Из анализа данных о качестве интернета и техническом оснащении студентов видно, что возможности педагогов не всегда совпадали с возможностями студентов. Для того чтобы процесс обучения на расстоянии состоялся, необходимо

Диаграмма 1. Платформы, используемые преподавателями до карантина

36

WhatsApp

Platonus

YouTube

ЕШ

Telegram

Email

Никакими

Опыт дистанционной формы обучения показал, что использование различных интернет-платформ увеличилось. При этом возможности электронной почты

техническое обеспечение обеих сторон, иначе происходит ухудшение результата.

Результаты опроса показали, что большинство педагогов считают, что

Диаграмма 2. Платформы, используемые преподавателями при работе со студентами

юо% юо% юо%

ZOOM WHATSAPP Р LATO N US MOODLE

SKYPE TELEGRAM

WEBEX MEETINGS

EMAIL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нагрузка на преподавателей в новых условиях многократно возросла (см. диаграмму 3). Кроме того, стрессовые условия снижают работоспособность коллектива и препятствуют поддержанию высокого уровня. Имеет смысл предпринять ряд мер, позволяющих изменить не только учебно-методическую подготовку, отвечающую новым формам работы, но и предпринять определенные организационные мероприятия, направленные на снижение рисков при переходе в режим ДОТ.

В условиях пандемии большое значение имело правильное распределение и последовательное добросовестное выполнение обязанностей. В стрессовых

условиях в академии был найден определенный алгоритм решения этих задач, который обеспечило руководство, методические службы, технические отделы и педагогический коллектив. К результатам можно причислить, прежде всего, положительные итоги переводных и государственных экзаменов.

Диаграмма 4 демонстрирует мнения преподавателей об эффективности дистанционного образования. Сведения о различных направлениях подготовки незначительно отличаются итоговыми показателями.

Вопрос «Возможно ли вашим дисциплинам обучать студентов в дистанционном режиме?» стал самым важным для понимания стратегии

37

Диаграмма 3. Мнение преподавателей о нагрузке во время карантина (в %)

Не изменилась

Увеличилась

Уменьшилась

Нагрузка на студентов ■ Нагрузка на педагогов

3

п

и

Диаграмма 4. Мнение преподавателей об эффективности дистанционного образования

Как дополнительная форма Не эффективно Скорее не эффективно Скорее эффективно Эффективно

Для студентов -балетмейстеров

| Для студентов -педагогов

38

дальнейшего использования ДОТ. Все педагоги сошлись во мнении, что для освоения практической составляющей хореографических дисциплин необходим «живой» контакт, который позволяет, при наличии навыка, уточнить методику исполнения движений, а в случае несформированности такового добиться максимально качественного исполнения в традиционном формате обучения.

Практический показ важен для будущих педагогов, так как именно этого они будут добиваться от своих учеников. Тот же вопрос касается и балетмейстеров. В хореографии издавна сформировалась традиция — основы мастерства передаются от мастера к ученику через объяснение, показ педагога, замечания, используя эмоциональную подачу. Пока на сегодняшний день современные технологии не могут передать манипуляции, которые производят педагоги руками, поправляя ученика. Непосредственное физическое взаимодействие дает всегда качественные и быстрые результаты в обучении3.

Несмотря на то, что большинство педагогов не приемлет онлайн-форму обучения в высшем хореографическом образовании, онлайн как дополнительную форму большинство из них не отрицает (см. диаграмму 5). При этом преподаватели отметили положительные стороны

применения компьютерных технологий в учебном процессе.

На вопрос «Будете ли вы после окончания пандемии использовать в своей работе образовательные онлайн-ресурсы?» педагоги таких хореографических дисциплин, как «Искусство балетмейстера», «Композиция классического танца», «Теория и методика преподавания казахского танца», «Методика преподавания латиноамериканских танцев», «Танцы народов мира» и др., ответили отрицательно, указав неэффективность освоения учебной программы из-за отсутствия возможности педагогу делать корректные и полноценные замечания студентам при неправильном исполнении движения и т. п. Еще одна причина, из-за которой педагоги отрицают применение нового формата занятий, — ограниченные размеры помещений, в которых находятся студенты во время онлайн-занятий.

3 В этой связи нельзя не затронуть вопрос роботизации многих человеческих сфер деятельности. Уже придуманы роботы, которые могут составлять определенные комбинации движений и таким образом «сочинять» новую хореографию. Это отдельный вопрос, требующий междисциплинарного рассмотрения с точки зрения философии, культурологии, антропологии и других наук.

Диаграмма 5. Будете ли применять ДОТ после пандемии?

Скорее да, чем нет Сложно сказать Скорее нет, чем да

Нет

Все это препятствует в полной мере оценить качество практического показа, который является одной из важнейших компетенций, вырабатываемой в процессе формирования будущего специалиста. Ответы на вопрос «Какие недостатки ДОТ вы можете назвать?» еще раз подтвердили, что хореографические дисциплины требуют непосредственного контакта с педагогом, определенного размера помещения и хорошего технического оснащения как у студентов, так и у педагогов.

Второй этап исследования был сосредоточен на опросе руководителей структурных подразделений. Авторами настоящей статьи опрошено 12 заведующих кафедрами и деканов факультетов из всех десяти казахстанских вузов, где готовят специалистов по образовательным траекториям в сфере хореографии. Это вузы Актобе, Алматы, Кызылорды, Нур-Султана, Тараза, Туркестана, Уральска, Шымкента.

Результаты распределились следующим образом. На вопрос «Необходимо ли дистанционное обучение в высшем хореографическом образовании?» респонденты считают: 40% — да, 60% — нет. На вопрос «Каким должно быть высшее образование в хореографии?» мнения таковы: 60% — смешанным, 40% — только офлайн.

90% руководителей сошлись во мнении, что в дальнейшем обучение педагогов онлайн-технологиям необходимо, но точечно (по определенным темам); 10% считают, что остро необходимо. Это говорит о том, что большая часть преподавателей уже владеет основными навыками работы с программным обеспечением и компьютером в целом, но им еще необходимо получить дополнительные специфические знания. Однако постоянно появляются новые программы, платформы и интернет-каналы для дистанционной работы, что предполагает выявление новых трендов в дистанционном образовании.

На вопрос «Нужно ли обучать студентов и преподавателей этикету дистанционного обучения (подготовка внешнего вида, рабочего пространства, владение техникой — знать, когда включать аудио и видео в ВКС и т. д.)?» руководители считают, что нужно. Половина опрошенных считает, что правила цифрового этикета можно объяснять каждый раз при входе в ВКС(видео-конференц-связь); вторая половина считает, что обязательно в отдельных беседах.

Третий этап исследования проводился среди студентов и выпускников факультета хореографии КазНАИ имени

39

Т. К. Жургенова. В опросе приняло участие 226 человек. Из них 91% респондентов выступает за офлайн-форму обучения. При этом за освоение в онлайн-формате практических дисциплин — 29%, 71% — против; при онлайн-обучении теоретическим дисциплинам: 63% — за, 37% — против.

На вопрос «Нужно ли соблюдать цифровой этикет общения» 88% считают, что да; 12% считают, что нет. О лучших платформах для онлайн-обучения мнения студентов разделились таким образом: Zoom — 55,5%, Skype - 5,3%, Moodle - 4,8%, WhatsApp -34,4% (см. диаграмму 6).

круглый стол «Национальные балеты и хореографы Казахстана» с участием студентов трех кафедр (педагогики хореографии, балетмейстерского искусства, теории и истории театрального искусства); социальный короткометражный видеоклип «Журавли» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне силами студентов и преподавателей. Подобные разноплановые мероприятия продолжили воспитательную работу среди студентов в условиях ДОТ. Они позволили сформировать не только профессиональные качества и компетенции обучающихся,

Диаграмма 6. Лучшие платформы для онлайн-обучения по мнению студентов

55,596 НН

НН 34,4%

ZOOM WHATSAPP

40

тч На основе проведенного исследования

8 авторами настоящей статьи

! в обсуждении и заключении выведены

£ тезисы, которыеопределяютусловия

® применения дистанционного обучения

I в образовательном процессе.

о

За время карантина (с 20 марта по 15 мая 2020 года) факультетом £ хореографии проведен ряд онлайн-< мероприятий: совместный видеопроект ° «Единый мир танца» с вузами России, Е Италии, Испании, Турции, Литвы, ^ Чехии, Кыргызстана; пять онлайн-.1 лекций совместно с Казахской

сл

^ национальной академией хореографии

и Государственным академическим о театром танца Республики Казахстан;

шшш илм

М0001.Е вКУРЕ

но и обеспечили их социализацию, чувство гражданственности и патриотизма, уважение к истории и т. д.

Онлайн-круглый стол на тему «Дистанционное хореографическое образование», организованный 22 мая 2020 года Д. Д. Уразымбетовым, привлек зарубежных и отечественных ученых и педагогов Санкт-Петербурга, Москвы, Каунаса, Нур-Султана и Алматы, а также студентов. Круглый стол был посвящен внедрению дистанционных технологий в период пандемии в творческое образование. Исследователь из Литвы А. Янкаускас поделился мнением: «Если бы меня поставили перед выбором, я был бы против. Потому что живая

встреча с педагогом подразумевает целый ряд психологических, философских и социальных аспектов, которые он порционно вкладывает в сознание ученика в процессе общения. Не только по профессии, но и касающихся целой бездны эстетики культуры» («Дистанционное хореографическое образование»). Его мнение поддержали коллеги С. Т. Махлина (Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург) и А. Е. Меловатская (Институт современного искусства, г. Москва).

После дискуссии была принята резолюция:

1. Дистанционные образовательные технологии возможны как дополнительная форма творческого образования.

2. Педагог, преподающий практические хореографические дисциплины, должен работать со студентами офлайн для качественного формирования образования специалиста.

3. Проводить совместные онлайн-встречи между профессорско-преподавательским составом

и студентами вузов для обмена опытом и знаниями в сфере хореографического искусства и образования (Янкаускас). Еще одним звеном ДОТ стал новый формат проведения вступительных экзаменов факультета хореографии. Исходя из эпидемиологических условий, был отменен традиционный прием экзаменов в офлайн-форме. Преподавателями факультета в соответствии со спецификой образовательных программ факультета были разработаны алгоритмы подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам. Для реализации был создан call-центр, велся специально созданный Telegram-канал (@talapker. ballet), где выкладывались офлайн-видео консультаций преподавателей и другая необходимая информация, а также публиковались материалы

на официальной странице факультета в Instagram (@kaznai_ballet). Кроме этого, консультации проводились в онлайн-режиме ВКС на платформе Zoom по составленному графику. Ежегодный набор новых абитуриентов был осуществлен в соответствии с необходимыми предписаниями как в отношении вступительных требований, так и санитарных норм.

Приобретенный опыт применения ДОТ обозначил новый виток развития факультета хореографии КазНАИ имени Т. К. Жургенова, который можно использовать в дальнейшей работе при определенном осмыслении и необходимых условиях.

Обобщая полученные в ходе исследования результаты, следует заметить, что опыт работы в условиях онлайн-обучения выявил некоторые недостатки и проблемы: 1. Не все студенты одинаково успешно справлялись с учебной программой. У некоторых студентов слабо сформированы навыки самостоятельной работы, недостаточен опыт работы с различными источниками, не развито умение находить и анализировать информацию, ограничен уровень владения компьютером. Кроме того, студенты мало стимулированы для слушания онлайн-лекций, зачастую у них отсутствует навык организации и планирования учебного времени. При этом нужно отметить, что при традиционной системе обучения эти же студенты показывали неплохие результаты. Т. Л. Кузьменкова и А. В. Демочкин приводят такие сведения: «Примерно 48% студентов плохо работают с большим объемом информации, не умеют анализировать тексты, сокращать и даже выбирать главное, формулировать четкие и конкретные ответы на поставленные вопросы» (Кузьменкова и Демочкин 18).

41

42

2. В образовательном процессе важно отношение каждого участника, его заинтересованность, добросовестность, желание получить лучший результат. В этом контексте важно понимать, что не всегда и не все хотят самостоятельно поддерживать уровень оснащенности. Важно создать в таких условиях необходимые рычаги, позволяющие регулировать уровень образовательного процесса, основанные не только на подборе кадров, но и формирующие у них необходимые компетенции.

3. Процесс обучения невозможен без четкой и слаженной работы многих систем, обеспечивающих достойный уровень дистанционного образования. Необходимо определить, кто входит

в круг участников процесса, и создать механизм их взаимодействия, способствующий развитию, улучшению и повышению качества подготовки будущих специалистов в области хореографического искусства.

4. Несмотря на достаточно высокий уровень профессионализма педагогов факультета хореографии, учебно-методическую оснащенность учебного процесса, переход в карантин привел

к стрессовому состоянию специалистов. Неожиданность и внезапность перехода потребовала от всех собранности и полной мобилизации. Одной из особенностей ДОТ является увеличение нагрузки на преподавателей. Создание и загрузка контента на образовательную платформу, чем всем пришлось заниматься, — процесс трудоемкий и энергозатратный. От педагога требуются не только его знания, опыт и умение работать со специализированной и художественной литературой, но и владение новыми информационно-коммуникативными технологиями. Этот вопрос стоит остро для многих

педагогов старшего поколения в Казахстане, невзирая на их высокую компетентность и достаточный практический опыт. От преподавателя требуется дополнительное время на проверку заданий через учебные платформы, «переписка со студентами, участие в форумах и чатах, онлайн-консультации в удобное для студентов время, что в большинстве случаев происходит за счет свободного времени. Преподаватели также отмечают, что на подготовку материалов и организацию учебного процесса с использованием ДОТ уходит больше времени, чем на "настоящий" урок» (Тажигулова, и др. 121). Традиционное офлайн-обучение сопровождается многими важными дидактическими функциями, социализацией, передачей жизненного и педагогического опыта. Существуют специальности, где дистанционное образование приемлемо. Однако, что касается области хореографии, то возникает проблема качества выпускаемых специалистов. Специфика хореографического искусства не предполагает дистанционное образование априори. Потому что без практического освоения телом всех возможных ошибок и неточностей исполнения, студенты не смогут овладеть всеми педагогическими и балетмейстерскими приемами и техниками. Это может привести к неполному освоению профессиональных компетенций и нивелированию специальности.

Студент должен слушать музыку, работать с концертмейстером в живом творческом процессе, видеть нотный материал, ему необходимо специально оборудованное пространство для постановки (балетный зал со специальным напольным покрытием, зеркалом, станками).

У преподавателей список несколько иной: нежелание работать с помощью

ДОТ (в большей степени у старшего поколения) в силу объективных и субъективных причин, в том числе в начале пандемии из-за их неготовности проводить занятия в онлайн-режиме. Сегодня уже есть осознание, что подобный формат работы не дает стопроцентной реализации педагогов-практиков хореографических дисциплин. Отчасти педагог превращается в машину (во многом благодаря тому, что находится «по ту» сторону экрана). Существует тенденция, что педагог на традиционных лекциях может позволить отступления от темы лекции, рассказывая студентам о посторонних вещах. Дистанционные технологии же предполагают структурирование и значительную организацию преподавателя для фокусирования на предмете и теме образовательной программы. Иначе он рискует потерять доверие современного студента, априори мыслящего междисциплинарно и по сути могущего не посещать его занятия (либо отключать видео и аудио, «оставаясь» на занятии, но занимаясь другими делами).

Помимо человеческого фактора, существует и технологический. В некоторых вузах встает проблема недостаточного уровня инфраструктурного снабжения или его отсутствия: высокоскоростной интернет, телестудии со всем необходимым световым и звуковым оборудованием, техническое и программное обеспечение для создания видеолекций, серверы или облачные хранилища для хранения видеоматериалов, информационная безопасность, технологии прокторинга и другое.

Необходимо отметить положительный опыт, полученный при подготовке курсовых и дипломных работ студентов, который показал удобство дистанционных технологий: научный руководитель и студент могут одновременно работать над текстом, редактировать его (например, в Google Docs).

Это оптимизирует процесс и дает возможность сотрудничества в любое для двух сторон время. В свою очередь, научно-исследовательская деятельность прививает умение анализировать и структурировать информацию, работать с источниками, формулировать текст — все это относится к организации мыслительного процесса и развитию логики, напрямую связанных с профессиональной деятельностью хореографов.

Еще один важный вопрос, возникающий в работах исследователей ДОТ, — это вопрос частной жизни. В статье «Как танцевальные программы колледжа адаптируются к новым нормам онлайн-обучения» зафиксирован опыт работы американских педагогов Goucher College (г. Таусон, штат Мэрилэнд), School of Dance в George Mason University (округ Фэрфакс, Виргиния), Boston Conservatory в Berklee (г. Бостон, штат Массачусетс) в условиях пандемии. Сложности организации учебного процесса в перечисленных учреждениях такие же, как и у всех педагогов, преподающих хореографические дисциплины. Педагоги George Mason University не имеют возможности преподавать через Zoom или другие танцевальные видеоплатформы из-за федерального закона о конфиденциальности под названием FERPA, предназначенного для защиты информации студентов. «Другие школы толкуют закон более широко, но в Mason преподаватели могут общаться со студентами только через онлайн-платформу Blackboard» (Ritzel).

Вместе с этим встают и вопросы этического и эстетического характера. Большинство преподавателей и студентов оказались совершенно не подготовлены для работы в ДОТ. Они могут выйти в онлайн в домашней одежде, непричесанными, отчего во многом нарушается этикет общения в вузе. Кроме этого, не у всех есть пространство

43

44

для занятий хореографией: домашняя мебель, маленькие комнаты делают невозможным исполнение необходимых для развития в профессии движений. Для решения поставленного вопроса потребовалось уделять время на кураторских собраниях со студентами, а также в процессе общих собраний факультета хореографии, которые проводились деканом при участии заведующих кафедрами и преподавателей.

Заключение

М. Пэриш замечает: «Средства массовой информации изменили способы взаимодействия, общения, педагогики и обучения. Технологии способствовали преобразованию экономики и навсегда изменили наш образ жизни» (РатэЬ 168). Современная система образования с внедрением новшеств требует принципиально иной образовательной среды и структуры управления ею. Необходимы новые учебные программы, адаптированные для современной реальности, которые были бы близки молодежи, и навыки, полученные в ходе их освоения, востребованы в их будущей профессии. Несомненно, требуется особое внимание уделить междисциплинарным связям.

Кризисная ситуация карантина стала стимулирующим фактором для многих нововведений и усовершенствований административных и организационных процессов КазНАИ имени Т. К. Жургенова. Руководством академии сделаны определенные шаги в сторону создания цифрового вуза. 1 июня 2020 года открыт отдел дистанционного обучения, в задачу которого входит организация и кураторство работы кафедр в сфере онлайн-образования. Оптимизирована работа по цифровизации фондов и хранилищ библиотеки. Преподавателям была поставлена задача: загрузить все

учебные и методические материалы, а также образовательные ссылки на платформу МооШе к началу нового учебного года, что привело практически к стопроцентному структурированию учебных программ.

При этом ключевым фактором для качественного применения ДОТ является техническая оснащенность преподавателей и студентов оборудованием, программным обеспечением и высокоскоростным интернетом. Многое зависит от того, кто обучает, какое качество лекций и семинарских (практических) занятий, которые проводятся в онлайн-режиме. Эту же интенцию подтверждают другие исследователи: «Эффективность применения ДОТ зависит от таких факторов, как нормативно-правовое, инфраструктурное, программное, контентное и кадровое обеспечение» (Тажигулова, и др. 120). Возможно, для КазНАИ имени Т. К. Жургенова было бы результативным создание корпоративной (локальной) сети, объединившей бы студентов и преподавателей в более оптимальном процессе коммуникации для решения задач образовательного процесса помимо существующих платформ РМопиэ и МооШе, а также стандартной связи по электронной почте и мессенджерам.

Таким образом, можно вывести четыре тезиса на тему высшего хореографического образования в условиях ДОТ:

1. Специфика высшего хореографического образования подразумевает личный вербально-тактильный контакт педагога

и студента — это касается всех образовательных программ.

2. Киберпедагогика может выступать в качестве вспомогательной платформы для практических занятий в виде онлайн- и/или офлайн-лекций, коллоквиумов, дополнительных устно-теоретических заданий.

3. Киберпедагогика может быть временной вынужденной или антикризисной мерой в условиях, невозможных для личного контакта преподавателей и студентов.

4. ДОТ возможны при написании студентами текстовых работ — курсовых или дипломных — и для лиц, получающих высшее образование

на основе большого исполнительского и, возможно, педагогического опыта. Поставленная в начале исследования авторами статьи цель достигнута, задачи выполнены. Результаты могут стать основой для применения ДОТ как дополнительного вида обучения при традиционной офлайн-форме или основной формой в ситуациях чрезвычайного характера. Исследователи считают: «Учреждения образования должны быстро адаптироваться к новой ситуации, применять модель дистанционного обучения и разрешить

45

с\| о с\|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

СО Ш

Е

з

о >

СЛ

3

Зо <

о с

3

о

с й

сл <

<и О

удаленный доступ к компьютерным инфраструктурам и ресурсам. Нарушение в образовании молодежи будет серьезной угрозой качеству их жизни в посткризисном обществе. Необразованное и, можно сказать, "потерянное поколение" не будет готово к обновлению экономических, образовательных и общих социальных потоков по окончании кризиса» (Ворук, е1 а1. 1467). Это мнение дает почву для размышления о текущей ситуации в мире и о перспективах развития образования будущего.

Вряд ли в постпандемический период будет осуществлен возврат к привычному укладу жизни. Новый уровень цифрового мышления определяет изменение парадигмы высшего хореографического образования в сфере коммуникаций, технологий, методики, науки, психологии, экономики, которые еще предстоит осмыслить и освоить.

Авторлардьщ улеа

Д. Д. Уразымбетов - зерттеу тужырымдамасын эзiрлеу, бвлiмдердi курастыру, алынган мэлiметтердi жинау жэне талдау, корытындыларды дайындау жэне жазу, мэтш мен аннотацияны видеу.

Т. В. Терехова - респонденттердщ пiкiрлерiн жинау, талдау жэне интерпретациялау, эдебиеттерге шолу дайындау, мэтiндi видеу, аннотация жасау.

Вклад авторов

Д. Д. Уразымбетов - разработка концепции исследования, составление разделов, сбор и анализ полученных данных, подготовка и написание выводов, редактирование текста и аннотации.

Т. В. Терехова - сбор, аналитика и интерпретация мнений респондентов, подготовка обзора литературы, редактура текста, составление аннотации.

Contribution of authors

D. D. Urazymbetov - development of the research concept, compilation of sections, collection and analysis of the data obtained, preparation and writing of conclusions, editing of text and abstract.

46

T. V. Terekhova - collection, analytics and interpretation of the opinions of respondents, preparation of a literature review, text editing, compilation of abstract.

Список источников

Bojovic, Zivko, et al. "Education in times of crisis: Rapid transition to distance learning." Computer Applications in Engineering Education, vol. 28, iss. 6, 2020, pp. 1467-1489. DOI: 10.1002/cae.22318.

Cahapay, Michael. "Rethinking Education in the New Normal Post-COVID-19 Era: A Curriculum Studies Perspective." Aquademia, vol. 4, iss. 2, 2020. DOI: 10.29333/ aquademia/8315.

Hasanova, Jamila, et al. "Digital Technology Development: Distance Education." Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth (MTDE 2020). Advances in Economics, Business and Management Research, proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference, vol. 138, 2020, pp. 401-404. DOI: 10.2991/ aebmr.k.200502.066.

Naciri, Aziz, et al. "Mobile Learning in Higher Education: Unavoidable Alternative during COVID-19." Aquademia, vol. 4, iss. 1, 2020. DOI: 10.29333/aquademia/8227.

Nixon, Judith. "E-Books and a Distance Education Program: A Library's Failure Rate in Supplying Course Readings for One Program". Ward, Suzanne M., et al. E-Books in Academic Libraries: Stepping up to the Challenge. West Lafayette, Purdue University Press, 2015, pp. 299-304, library.oapen.org/bitstream/id/f6e7ad79-cdcf-4218-a30a-6ebcd3a06c5b/626970.pdf. Accessed 15 July 2020.

Ossiannilsson, Ebba, et al. "Transformation of Teaching and Learning in Higher Education towards Open Learning Arenas: A Question of Quality." Blessinger, Patrick, and TJ Bliss. Open Education: International Perspectives in Higher Education. Cambridge: Open Book Publishers, 2016, pp. 159-177, books.openedition.org/ obp/3559Ossiannilsson. Accessed 20 July 2020.

Parrish, Mila. "Toward Transformation: Digital Tools for Online Dance Pedagogy." Arts Education Policy Review, vol. 117, iss. 3, 2016, pp. 168-182. DOI: 10.1080/10632913.2016.1187974.

Peña, Ilich Silva. "No son clases a distancia, son clases de emergencia." Opinion Education, 08 abr 2020, opinion.cooperativa.cl/opinion/educacion/no-son-clases-a-distancia-son-clases-de-emergencia/2020-04-08/101021.html. Accessed 20 May 2020.

Ritzel, Rebecca. "How College Dance Programs Are Adapting to the New Online-Learning Normal." Dance Magazine, published online: 30 March 2020, www.dancemagazine.com/college-dance-programs-coronavirus-2645576267.html. Accessed 15 May 2020.

Sari, Ayu I., et al. "Digital learning, Smartphone Usage, and Digital Culture in Indonesia Education." Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education, vol. 24 (1), 2020, pp. 20-31. DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.020-031.

48

Toquero, Cathy Mae. "Challenges and Opportunities for Higher Education amid the COVID-19 Pandemic: The Philippine Context." Pedagogical Research, vol. 5, iss. 4, 2020. DOI: 10.29333/pr/7947.

Zhu, Chu. "Student Satisfaction, Performance, and Knowledge Construction in Online Collaborative Learning." Educational Technology & Society, vol. 15, no. 1, 2012, pp. 127-136, www.jstor.org/stable/jeductechsoci.15.1.127. Accessed 20 July 2020.

Белобородова, Марина. «Дистанционные технологии в образовательном процессе вуза». Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании, вып. 12, 2012, с. 35-39.

Бондарева, Анна, и Ольга Телегина. «Дистанционные технологии в образовательном процессе высшей школы». Научное обозрение, № 2, 2018, srjournal.ru/wp-content/uploads/2018/04/ID107.pdf. Дата доступа 28 мая 2020.

Доклад Александраса Янкаускаса на онлайн-круглом столе «Дистанционное хореографическое образование» 20.05.2020. YouTube, загружено Факультет хореографии, 8 июня 2020, youtu.be/wan7oyMedEM. Дата доступа 20 августа 2020.

Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.).

Каратаев, Алексей. «Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий» Молодой ученый, № 12 (92), 2015, с. 851-854.

Кузьменкова, Татьяна, и Андрей Демочкин. «Опыт применения онлайн-технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе». Мир науки, культуры, образования, № 2 (81), 2020, с. 17-19.

Максимова, Лидия. «Преимущества и недостатки применения обучающих вебинаров в дополнительном профессиональном образовании». Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus», № 1 (8), 2020, journal. homocyberus.ru/Maximova_LM_1_2020. Дата доступа 26 мая 2020.

Плешаков, Владимир, и Татьяна Склярова. «"Форс-мажорная киберпедагогика", или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19». Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus», № 1 (8), 2020, journal.homocyberus.ru/ Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020. Дата доступа 26 мая 2020.

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 апреля 2020 года № 141 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137» «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям».

Тажигулова, Альмира, и др. «Проблемы применения дистанционных образовательных технологий в высшем образовании Казахстана». Вестник КазНУ. Серия педагогическая, том 62, № 1, 2020, с. 116-127. 001: 10.26577/ JES.2020.v62.i1.11.

References

Beloborodova, Marina. "Distance Technologies in the Educational Process of the University." Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education, no. 12, 2012, pp. 35-39. (In Russian)

Bojovic, Zivko, et al. "Education in Times of Crisis: Rapid Transition to Distance Learning." Computer Applications in Engineering Education, vol. 28, iss. 6, 2020, pp. 1467-1489. DOI: 10.1002/cae.22318.

Bondareva, Anna, et al. "Distance Learning in the HEIs Educational Process". Scientific Review, no. 2, 2018, srjournal.ru/wp-content/uploads/2018/04/ID107.pdf. Accessed 28 May 2020. (In Russian, abstract in English)

Cahapay, Michael. "Rethinking Education in the New Normal Post-COVID-19 Era: A Curriculum Studies Perspective." Aquademia, vol. 4, iss. 2, 2020. DOI: 10.29333/ aquademia/8315.

Education Act of the Republic of Kazakhstan (with amendments and additions as of 07.07.2020). (In Russian)

Hasanova, Jamila, et al. "Digital Technology Development: Distance Education." Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth (MTDE 2020). Advances in Economics, Business and Management Research, proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference, vol. 138, 2020, pp. 401-404. DOI: 10.2991/aebmr.k.200502.066.

Karatayev, Alexei. "Teaching choreographic creativity using modern information technologies." Molodoi uchenyi = Young scientist, no. 12 (92), 2015, pp. 851-854, moluch.ru/archive/92/19859/. Accessed 24 June 2020. (In Russian)

Kuzmenkova, Tatiana, and Andrei Demochkin. "Experience of Using Online Technologies in Teaching Humanitarian Disciplines at a Technical University." The World of Science, Culture and Education, vol. 2, no. 81, 2020, pp. 17-19, cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-onlayn-tehnologiy-v-prepodavanii-

49

gumanitarnyh-distsiplin-v-tehnicheskom-vuze. Accessed 30 June 2020. (In Russian, abstract in English)

Maximova, Lidiya. "The Advantages and Disadvantages of Educational Webinars for Supplementary Professional Education." Electronic scientific journal"Homo Cyberus", vol. 1, no. 8, 2020, journal.homocyberus.ru/Maximova_LM_1_2020. Accessed 26 May 2020. (In Russian, abstract in English)

Naciri, Aziz, et al. "Mobile Learning in Higher Education: Unavoidable Alternative during COVID-19." Aquademia, vol. 4, iss. 1, 2020. DOI: 10.29333/aquademia/8227.

Nixon, Judith. "E-Books and a Distance Education Program: A Library's Failure Rate in Supplying Course Readings for One Program". Ward, Suzanne M., et al. E-Books in Academic Libraries: Stepping up to the Challenge. West Lafayette, Purdue University Press, 2015, pp. 299-304, library.oapen.org/bitstream/id/f6e7ad79-cdcf-4218-a30a-6ebcd3a06c5b/626970.pdf. Accessed 15 July 2020.

Online round table "Distance Choreographic Education" of the Choreography Faculty of the T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, 22 May 2020. YouTube, uploaded by Choreography Faculty, 8 June 2020, youtu.be/wan7oyMedEM. Accessed 20 August. (In Russian)

Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated April 13, 2020 No. 141 'On Amendments and Additions to the Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated March 20, 2015, No. 137' 'On approval of the Rules for organizing the educational process in distance educational technologies'. (In Russian)

Ossiannilsson, Ebba, et al. "Transformation of Teaching and Learning in Higher 50 Education towards Open Learning Arenas: A Question of Quality." Blessinger, Patrick,

--and TJ Bliss. Open Education: International Perspectives in Higher Education.

^ Cambridge: Open Book Publishers, 2016, pp. 159-177, books.openedition.org/

° obp/3559Ossiannilsson. Accessed 20 July 2020.

1 Parrish, Mila. "Toward Transformation: Digital Tools for Online Dance Pedagogy."

w Arts Education Policy Review, vol. 117, iss. 3, 2016, pp. 168-182. DOI:

e 10.1080/10632913.2016.1187974.

O

> Peña, Ilich Silva. "No Son Clases a Distancia, Son Clases de Emergencia." Opinion

Education, 08 abr 2020, opinion.cooperativa.cl/opinion/educacion/no-son-clases-a-

£ distancia-son-clases-de-emergencia/2020-04-08/101021.html. Accessed 20 May

5 2020.

o

■3 Pleshakov, Vladimir, and Tatiana Sklyarova. "'Force Majeure Cyberpedagogy', or c

a Extraordinary Conditions of Education of the Age of COVID-19." Electronic scientific

o

£ journal "Homo Cyberus", vol. 1, no. 8, 2020, journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_

Sklyarova_TV_1_2020. Accessed 26 May 2020). (In Russian, abstract in English)

Ritzel, Rebecca. "How College Dance Programs Are Adapting to the New Online-Learning Normal." Dance Magazine, published online: 30 March 2020, www.dancemagazine.com/college-dance-programs-coronavirus-2645576267.html. Accessed 15 May 2020.

Sari, Ayu I., et al. "Digital Learning, Smartphone Usage, and Digital Culture in Indonesia Education." Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education, vol. 24 (1), 2020, pp. 20-31. DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.020-031.

Tazhigulova, Almira. "Problems of the Application of Distance Education Technologies in Higher Education in Kazakhstan." Journal of Educational Sciences, vol. 62, no. 1, 2020, pp. 116-127. DOI: 10.26577/JES.2020.v62.i1.11 (In Russian, abstract in English)

Toquero, Cathy Mae. "Challenges and Opportunities for Higher Education amid the COVID-19 Pandemic: The Philippine Context." Pedagogical Research, vol. 5, iss. 4, 2020. DOI: 10.29333/pr/7947.

Zhu, Chu. "Student Satisfaction, Performance, and Knowledge Construction in Online Collaborative Learning." Educational Technology & Society, vol. 15, no. 1, 2012, pp. 127-136, www.jstor.org/stable/jeductechsoci.15.1.127. Accessed 20 July 2020.

51

tH CN O CN

<=t <D 3

<fi —

CO <D

E

3

o >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<Sl

u T3

3 <

© "cO

c

3

©

c

CO

<S) <

Id "c

oj <J

Дамир Уразымбетов

Т. К- Жургенов атындагы Казак, улттык енер академиясы (Алматы, Казакстан)

Татьяна Терехова

Тэуелсiз зерттеуШ (Нижний Новгород, Ресей)

52

КАШЫКТЫКТАН ОКЫТУ ЖАРДАЙЫНДАРЫ ЖОРАРЫ ХОРЕОГРАФИЯЛЫК Б1Л1М: КАЗАКСТАН ТЭЖ1РИБЕС1

Ачдатпа. 2020 жылдын наурыз айында жа1пандык пандемияга байланысты туындаган карантиндiк шаралар Т. К- ЖYPгенов атындагы Казак улттык енер академиясынын хореография факультетшщ педагогикалык жэне уйымдастырушылык кызметiнде бетбурысты кезенд белгшедг Кашыктыктан бiлiм беру технологияларын (КББТ) мэжбYPлеп енгiзуге карамастан, жинакталган тэжiрибе окытушы мен студент арасындагы ынтымактастыктын жана формаларын iздеуде перспективаларды ашты. Бул зерттеудщ максаты — хореография факультетшде КББТ енгiзудi аналитикалык тусшу жэне талдау. Зерттеу нысаны — хореографиялык енер саласындагы мамандарды даярлау Yшiн колданылатын кашыктыктан бiлiм беру жYйесi. Авторлар Эзербайжан, ¥лыбритания, Казакстан, Кытай, Марокко, Ресей, Сербия, АКШ, Филиппин, Фландрия, Чили жэне баска елдердщ шетелдiк жэне отандык зерттеуштершщ гылыми енбектерше, сондай-ак социологиялык сауалнамалар материалдары мен факультеттщ онлайн ю-шараларына сYйендi. Зерттеу эдiстемесi келесi эдютерге негiзделдi: аналитика, салыстыру, бакылау, сауалнама жасау, сонымен катар жалпы зандылыктарды аныктау Yшiн деректердi ендеу эдiсi. Осылардын негiзiнде диаграммалар мен графиктер жасалды. Авторлар республикалык жэне шетелдт бiлiм беру уйымдарында КББТ колдану тэжiрибесiн зерттедi; жогары хореографиялык б^м алуда КББТ артыкшылыктары мен кемштттерш аныктады; сауалнама эдiсi аркылы студенттердщ, окытушы-профессорлар курамынын жэне курылымдык белiмшелердiн басшыларынын КББТ-га катынасы аныкталды; хореографиялык енер саласындагы мамандарды дайындау Yшiн КББТ пайдалану мYмкiндiктерiн негiздедi. Рылыми жаналык жогары бiлiм саласындагы гылыми жумыстар материалдары, сондай-ак элеуметтiк сауалнамалар материалдары непзшде КББТ енгiзу тэжiрибесiн бастапкы талдауда жатыр, олар бiрге Казакстандагы жогары хореографиялык бiлiмдегi кашыктыктан бЫм беру мэселелерiне объективтi кезкарасты аныктады. Зерттеудiн практикалык маныздылыгы КББТ енпзуде жинакталган тэжiрибенi зерделеу мен талдауда жэне оку процесшде кашыктыктан окытуды пайдалану шарттарын негiздеуде. Корытындылай келе, авторлар жеке зерттеулердiн непзш кура алатын тезистердi тужырымдайды.

Трек свздер: хореография факультету хореография мамандыгы бойынша кашыктыктан бiлiм беру, Т. К. ЖYргенов атындагы Каз¥0А, жогары хореографиялык б^м, КББТ, хореографиялык онлайн окыту, кашыктык технологияларды енгiзу тэжiрибесi.

Авторлар мYДделер нантыгысыныц жонтыгын мэл\мдейд\. Барлын авторлар нолжазбаныц соцгы нуснасын онып, манулдады.

Дэйексез уш1н: Уразымбетов, Дамир, жэне Татьяна Терехова. «Кашыктыктан окыту жагдайындагы жогары хореографиялык бЫм: Казакстан тэжiрибесi». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 4, 2021, 28-54 б. DOI: 10.47940/cajas.v6i4.509.

Алгыс. Макала авторлары макаланын рецензенттерше, журналдын редакциясына, сондай-ак хореография енершдеп кашыктыктан бЫм беру туралы пiкiрлерi мен багаларымен белiскен барлык респонденттерге алгыстарын бiлдiредi.

Damir Urazymbetov

T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan)

Tatiana Terekhova

Independent researcher (Nizhny Novgorod, Russia)

CHOREOGRAPHY ACADEMIC EDUCATION IN TERMS OF DISTANT STUDIES: THE EXPERIENCE OF KAZAKHSTAN

Abstract. The quarantine measures that arose during the global pandemic in March 2020 marked a turning point in the pedagogical and organizational activities at the Choreography Faculty of T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts. The necessary introduction of distance education technologies (DET) forced to gain the experience that revealed prospects in the search for new forms of cooperation between the teacher and the student. The purpose of this study is to understand and analyse the implementation of DET at the Choreography Faculty. The object of the study was a system of distance studies that is used to train specialists of choreographic art. The authors relied on the scientific works of foreign and local researchers from Azerbaijan, Great Britain, Kazakhstan, China, Morocco, Russia, Serbia, the USA, the Philippines, Flanders, Chile and other countries, as well as on the materials of sociological surveys and online events held at the Faculty. The research methodology was based on the following methods: analytics, comparisons, observations, questionnaires, as well as data processing to identify common patterns, on which diagrams and graphs are based. The authors studied the existing experience of using DET in local and foreign institutions; identified the pluses and minuses of DET in getting choreographic academic education. The survey helped to identify the attitude to DET of students, faculty staff and head boards and the possibilities of using DET for training specialists of choreographic art are substantiated. The scientific novelty lies in the primary analysis of DET implementing experience based on the materials of scientific works on academic education, as well as on the social surveys, which together determined an objective vision of the problems of distant studies in choreography in Kazakhstan. The practical significance of the research lies in learning and analysing the experience gained in the DET implementation and also in justification the terms to use distance studies in the educational process. In conclusion, the authors formulate theses that can form the basis of individual case studies.

Key words: Choreography Faculty, distant studies in choreography, T. K. Zhurgenov KazNAA, choreographic education, DET, choreographic online training, experience in the implementation of distance technologies.

Authors declare that there is no conflict of interests. All authors have read and approved the final version of the manuscript.

Cite: Urazymbetov, Damir, and Tatiana Terekhova. "Choreography Academic Education in Terms of Distant Studies: the Experience of Kazakhstan." Central Asian Journal of Art Studies, vol. 6, no. 4, 2021, pp. 28-54. DOI: 10.47940/cajas.v6i4.509.

Acknowledgements. The authors of the article express their gratitude to the reviewers, the editorial board, as well as to all respondents who shared their opinions and assessments about distance education in choreography art.

53

Авторлар туралы мэлiмет:

Сведения об авторах:

Authors' bio:

Дамир Дуйсенулы Уразымбетов — енертану кандидаты, Т. К Жургенов Казак, улттык, енер академиясыньщ Fылыми-редакциялык, белiмнщ басшысы, Казак,стандык, енер сыншылары гильдиясыныц мYшесi, Казакстандык, ЮНЕСКО Клубтарыныц улттык, федерациясыныц мYшесi, Нурсултан Назарбаев Корыныц мэдениет жешндеп кецесшщ мYшесi (Алматы, Казакстан)

Дамир Дуйсенович Уразымбетов — кандидат искусствоведения, руководитель научно-редакционного отдела Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова, член Казахстанской гильдии критиков искусства, член Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО, член Совета по культуре при Фонде Нурсултана Назарбаева (Алматы, Казахстан)

Damir D. Urazymbetov —

PhD in Arts, Head of the Academic-Editorial Department, T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, Member of the Kazakhstan Guild of Art Critics, Member of the Kazakhstan National Federation of UNESCO Clubs, Member of the Council for Culture of the Nursultan Nazarbayev Foundation (Almaty, Kazakhstan)

ORCID ID: 0000-0001-8471-1405 етаП: damir.urazymbetov@gmail.com

Татьяна Викторовна Терехова —

тэуелаз зерттеуш^ «Казакстан Республикасыныц ТэуелаздИне 25 жыл» мерекелж медалшщ иегерi (Нижний Новгород, Ресей)

Татьяна Викторовна Терехова —

независимый исследователь, обладатель юбилейной медали «25 лет Независимости Республики Казахстан» (Нижний Новгород, Россия)

Tatiana V. Terekhova —

Independent Researcher, holder of the jubilee medal "25 years of Independence of the Republic of Kazakhstan" (Nizhny Novgorod, Russia)

ORCID ID: 0000-0001-9872-1516 email: t_terekhova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.