Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
Искусство / Covid 19 / Дистанционное обучение / Образовательные программы / Формирование профессиональной компетенции (ФПК) / платформа MOODLE / Art / Covid19 / Distance Learning / Educational Programmes / Formation of Professional competence (FPC) / MOODLE platform

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жангужинова М.Е.

В статье рассматривается проблема модернизации методических аспектов дистанционного обучения по программам Искусства в высших учебных заведениях (ВУЗах) Казахстана. Актуальность исследования отражает карантинные меры по нераспространению коронавирусной инфекции Covid 19 в художественных вузах Казахстана при современном состоянии дистанционного обучения. Новизна исследования заключается в реализации образовательной политики по Государственной программе Казахстана «Духовное возрождение» в условиях дистанционного обучения. Цель исследования выявить методические аспекты студентов, обучающихся по программам Искусства в рамках дистанционного обучения в соответствии с актуальными проблемами образования, основанными на новых технологиях и методах цифровизации. Основные методы исследования основаны на тематических исследованиях, которые включают теоретический обзор практического применения платформы MOODLE в дистанционном обучении. Результатом исследования является раскрытие опыта преподавателей в области искусства по ведению учебного процесса в рамках дистанционной технологии обучения (ДОТ). Исследование иллюстрирует пример учебного процесса кафедры Сценография Казахской Национальной Академии Искусств имени Т.К. Жургенова на базе образовательных программ бакалавриата: Художественное оформление сцены, Мультимедийная сценография, Художник постановщик кино и ТВ, Сценический костюм, Театральный грим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жангужинова М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERNIZATION OF ART PROGRAMMES IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article discusses the problem of methodical aspects modernization in distance learning for Art’s educational programmes in Higher Educational Institutions (HEI) in Kazakhstan. The relevance of research reflects the quarantine measures for the non-proliferation of coronavirus infection Covid19 in Art's universities of Kazakhstan in current state of distance learning. The novelty of the research is the implementation of educational policy according to the Kazakhstani state program within the conditions of distance learning. The aim of research is to reveal the methodological aspects for training Art students within distance learning in accordance with the topical problems in education, based on the new technologies and methods of digitalization. Primary methods of research are based on Case studies, which include theoretical review of the practical application of the MOODLE platform into distance learning. The result of the research is disclosure of the experience of the Art’s teachers in conducting the study process within the framework of distance learning technologies (DLT). The research illustrates the example of study process of the Department of Scenography of T.K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts based on the bachelor educational programs: Stage decoration, Multimedia scenography, Film and TV director, Stage costume, Theatrical makeup.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Жангужинова М.Е.

Казахская национальная академия искусств имени Т.К.Жургенова

Аннотация: В статье рассматривается проблема модернизации методических аспектов дистанционного обучения по программам Искусства в высших учебных заведениях (ВУЗах) Казахстана. Актуальность исследования отражает карантинные меры по нераспространению коронавирусной инфекции Covid 19 в художественных вузах Казахстана при современном состоянии дистанционного обучения. Новизна исследования заключается в реализации образовательной политики по Государственной программе Казахстана «Духовное возрождение» в условиях дистанционного обучения. Цель исследования - выявить методические аспекты студентов, обучающихся по программам Искусства в рамках дистанционного обучения в соответствии с актуальными проблемами образования, основанными на новых технологиях и методах цифровизации. Основные методы исследования основаны на тематических исследованиях, которые включают теоретический обзор практического применения платформы MOODLE в дистанционном обучении. Результатом исследования является раскрытие опыта преподавателей в области искусства по ведению учебного процесса в рамках дистанционной технологии обучения (ДОТ). Исследование иллюстрирует пример учебного процесса кафедры Сценография Казахской Национальной Академии Искусств имени Т.К. Жургенова на базе образовательных программ бакалавриата: Художественное оформление сцены, Мультимедийная сценография, Художник постановщик кино и ТВ, Сценический костюм, Театральный грим.

Ключевые слова: Искусство, Covid 19, Дистанционное обучение, Образовательные программы, Формирование профессиональной компетенции (ФПК), платформа MOODLE.

THE MODERNIZATION OF ART PROGRAMMES IN CONDITIONS OF

DISTANCE LEARNING

Zhanguzhinova M.Ye.

T.K.Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts

Abstract: The article discusses the problem of methodical aspects modernization in distance learning for Art's educational programmes in Higher Educational

Institutions (HEI) in Kazakhstan. The relevance of research reflects the quarantine measures for the non-proliferation of coronavirus infection Covid19 in Art's universities of Kazakhstan in current state of distance learning. The novelty of the research is the implementation of educational policy according to the Kazakhstani state program within the conditions of distance learning. The aim of research is to reveal the methodological aspects for training Art students within distance learning in accordance with the topical problems in education, based on the new technologies and methods of digitalization. Primary methods of research are based on Case studies, which include theoretical review of the practical application of the MOODLE platform into distance learning. The result of the research is disclosure of the experience of the Art's teachers in conducting the study process within the framework of distance learning technologies (DLT). The research illustrates the example of study process of the Department of Scenography of T.K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts based on the bachelor educational programs: Stage decoration, Multimedia scenography, Film and TV director, Stage costume, Theatrical makeup.

Keywords: Art, Covid19, Distance Learning, Educational Programmes, Formation of Professional competence (FPC), MOODLE platform.

Введение

Актуальность исследования обусловлена современными проблемами дистанционного обучения на всех уровнях образования в условиях ограничений по нераспространению коронавирусной инфекции Covid 19 в мире.

Цель исследования - выявить методические аспекты обучения студентов по программам Искусства в рамках дистанционного обучения в соответствии с актуальными проблемами образования, основанными на новых технологиях и методах цифровизации. Задача высшей школы Казахстана - соответствовать новым требованиям инновационного образования, интегрированного с исследовательской деятельностью, междисциплинарностью, а также тесной связью учебного процесса с потребностями производства и спросом на рынке труда.

Основные методы исследования основаны на тематических исследованиях, которые включают теоретический обзор практического применения платформы MOODLE при дистанционном обучении.

Базой исследования являются образовательные программы бакалавриата по искусству: Художественное оформление сцены, Мультимедийная сценография, Художник постановщик кино и ТВ, Сценический костюм, Театральный грим на кафедре Сценография в Казахской Национальной Академии Искусств имени Т.К.Жургенова.

Исследование опирается на стратегию модернизации образования, реализующуюся на основе научно-технического прогресса в рамках цифровизации образования [1].

Глобальные вызовы 2020 года поставили перед образовательными учреждениями всех уровней новые задачи по внедрению дистанционного обучения. В связи с масштабным карантином по нераспространению коронавирусной инфекции Covid 19 вузы Казахстана приняли решение перейти с очной формы обучения на дистанционную.

Методология

Методами исследования являются Case study (тематические кейсы), основанные на внедрении в учебный процесс методических аспектов дистанционного обучения в образовательных программах по Искусству. Методы анализа, основанные на качественном исследовании в SPSS: описательная статистика (mean). Методологическая база исследования содержит официальные международные, государственные и образовательные правила для образовательных учреждений Республики Казахстан как парадигму методических аспектов дистанционного обучения по образовательным программам Искусства.

Процесс исследования состоит из четырех этапов: формирование, штурм, нормирование, выполнение. Инструменты исследования включают в себя обзор документации, процедуру сбора данных, основанную на обширных возможностях анализа качественных данных. Некоторые из дополнительных модулей были собраны в формы объяснения, понимания и интерпретации Формирования профессиональной компетентности студентов по программам Искусства. Для образцов технологий дистанционного обучения и ресурсов образовательных программ Сценографии было дано описание.

Порядок сбора данных обусловлен Правилами организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (ДОТ), утвержденными в КазНаи им. Т.Жургенова [2]. Адаптация дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для освоения студентами образовательных программ в соответствии с академическим календарем реализована на принципах модернизации сознания - открытости, прагматизма и конкурентоспособности [3]. В соответствии с принципами Болонской декларации компетентностный подход интегрирован с кредитной системой обучения по модульным образовательным программам для индивидуализации направления обучения студента [4]. В рамках программы повышения качества образования [1, 5] в Казахской национальной академии искусств имени Т.К.Жургенова внедрена система дистанционного обучения и разработаны методические рекомендации по заполнению заданий в системе MOODLE [6].

В контексте системы дистанционного обучения реализуются основные цели Государственной программы [7]:

- обеспечение безопасной и комфортной среды обучения;

- внедрение обновленной системы оценки качества обучения студентов, преподавателей и образовательных организаций на основе лучших практик;

- модернизируется и цифровизируется научная инфраструктура;

- повышается эффективность научных разработок и обеспечивается интеграция в мировое научное пространство.

Результаты и обсуждение

Исследование ориентировано на поиск новых результатов по внедрению методов Case study при дистанционном обучении по образовательным программам Искусства. В ходе обсуждения раскрывается необходимость поиска оптимальных эффективных решений в условиях вынужденных ограничений жизненной ситуации. Специфика применения методов Case study для программ Искусства, основанных на формировании профессиональной компетентности студентов с практико-ориентированным подходом к обучению, идет в разрез с традиционным процессом дистанционного обучения. Тем не менее, сжатые условия ограничений Covid 19 вынудили принять оптимальные решения в учебном процессе:

1) Case study - исследование ситуации карантина Covid 19 во всем мире;

2) сбор и анализ недостающей информации о процессе обучения в рамках цифровизации по практически ориентированным программам Искусства;

3) обсуждение возможных решений проблемы с использованием нескольких платформ дистанционного обучения (Moodle, Platonus, Zoom, Skype, команды Microsoft, Google);

4) разработка оптимального решения, адаптированного для практических образовательных программ по Искусству.

Повышение качества образования и обеспечение будущего Казахстана высококвалифицированными кадрами, способными эффективно интегрироваться в изменившихся условиях мирового рынка, владеющими лучшими зарубежными стандартами и технологиями, возможно только в том случае, если образовательный процесс по дистанционным образовательным технологиям в вузах будет модернизирован [8].

Задачи инновационного развития образования в Казахстане диктуют необходимость внедрения в вузах методов и технологий обучения, позволяющих внедрять достижения науки и производства для повышения качества обучения в вузах. В обзоре и статистическом анализе глобальных тенденций в различных секторах и регионах Всемирный банк определил знания как «сердце и разум экономического развития» [9].

Для внедрения инноваций в образовании необходимо пересмотреть содержание знаний, применение и овладение методологией этих знаний, а также практические навыки, основанные на внедрении цифровых образовательных технологий (ДО^ в теорию и практику [10]. Становится очевидным, что для эффективной деятельности в современных условиях переходного периода система подготовки кадров должна модернизировать цели образования, содержание, технологии, подходы, дидактические принципы, методы и формы обучения [11]. Ниже будет рассмотрена часть технологий и ресурсов, приемлемых для ВУЗов искусств, рекомендованных Министерством образования и науки Республики Казахстан для ДОТ [6, 12], которые используются при подготовке студентов по образовательным программам Сценография.

Технологии и ресурсы образовательных программ Сценографии

КазНАИ им. Т.К. Жургенова, предоставляет образовательные услуги в Системе дистанционного обучения (СДО) MOODLE - образовательный портал -системно организованный, взаимосвязанный набор информационных ресурсов и интернет-сервисов, содержащий административно-академическую и учебно-методическую информацию, что позволяет организовать учебный процесс в ДОТ [6].

MOODLE содержит онлайн-прокторинг - систему проверки личности и подтверждения результатов сдачи онлайн-экзаменов [6, 12].

Проведение всех видов занятий (лекций, семинаров, учебных занятий) осуществляется посредством массового открытого онлайн-курса (МООС) -учебного курса с массовым интерактивным участием с использованием технологий электронного обучения и открытого доступа через Интернет [12].

• Специфика профессиональной подготовки студентов по образовательным программам Сценографии включает мультимедийные ресурсы - комплекс программно-аппаратных средств, позволяющих пользователю работать с разнородными данными (графикой, текстом, звуком и видео) [6, 13].

• Подавляющее большинство дисциплин образовательных программ Сценографии содержат цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это дидактические материалы по изучаемым дисциплинам, обеспечивающие обучение в интерактивной форме: фотографии, видеоролики, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и др. интерактивное моделирование, звукозаписи и другие цифровые обучающие материалы [11,14].

• Все дисциплины образовательных программ Сценографии содержат Цифровой контент - информационный контент цифровых учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и другой информационный контент) [11, 15].

Подходы и дидактические принципы образовательных программ сценографии будут рассмотрены ниже.

Подходы и дидактические принципы программ Сценографии

Изучение методического опыта преподавателей кафедры Сценографии позволило выявить подходы в обучении: творческие, практические, художественно-компетентностные, модульные, в том числе дидактические принципы, которые будут раскрыты ниже [8, 11, 12].

Подход творческой деятельности основан на учете ведущей роли творческой деятельности в процессе формирования характеристик Искусства, его внутренних структур на основе внутренних факторов [11, 13].

Практико-ориентированный подход указывает на приоритетность цели развития практических навыков в художественном образовательном процессе [1, 2, 3, 4, 11].

Компетентностный подход в искусстве ориентирован на Формирование учебного процесса как динамической системы, обусловленой взаимосвязанными компонентами (предметами педагогического процесса, содержанием обучения, материальной базой (технические средства, инструменты) [11].

Модульный подход к обучению студентов по образовательным программам Сценографии - актуальная концепция организации содержания модульных образовательных программ, направленная на овладение определенными компетенциями [11, 12], описываемая в виде результатов обучения [14, 15, 16].

Активация проблемных методов обучения в образовательных программах Сценографии будет раскрыта ниже.

Активация проблемных методов обучения в образовательных программах Сценографии

В контексте организации учебного процесса в ДОТ проблемное обучение -ключевой способ организации деятельности студентов по получению информации путем решения теоретических и практических задач в проблемных ситуациях, возникающих из-за внешнего воздействия. Активация проблемного обучения в ДОТ способствует активному взаимодействию студентов с проблемным содержанием образования, в ходе которого они знакомятся с объективными противоречиями научных знаний и способами их решения.

Использование подходов: деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, модульного, включая дидактические принципы, помогает обучающимся научиться мыслить творчески и усваивать знания. Ниже приведены принципы обучения в образовательных программах Сценографии:

1. Активные методы обучения, способствующие формированию:

- педагогического взаимодействия (студенты, преподаватели, работодатели);

- ценностного отношения и интересу к профессии, стимулирующие, коммуникативные, эвристические, познавательные знания, умения, установки студентов;

- проявляется в формах работы: лекции, спецкурс, информация, дискуссия, беседа, курсовой проект, мастер-классы, студийная работа;

2. Проблемные методы, направленные на:

- моделирование реальной ситуации / ролевой интерпретации для разработки креативных предложений / решений, ноу-хау, банка идей, мозгового штурма по темам Модульной образовательной программы;

- формирующие: авторский стиль, исследовательский, концептуальные, педагогические, производственно-технологические, деятельностно-практические, вариативные, междисциплинарные, проектные знания, умения, мироощущение студентов;

- проявляются в формах работы: индивидуальные / групповые занятия /тренинги, самообразование, проект, портфолио, интерпретация, применение новых информационно-интерактивных online технологий, Интернет-ресурсах, модулях, практических занятиях, самостоятельной работе студентов, профильном обучении, учебно-производственном обучении, практике;

3. Методы демонстрации сосредоточены на:

- статистическом, концептуальном обобщении, изложение фактов и результатов обучения студентов на основе методики;

- для формирования: системных, статистических, рациональных, прогностических знаний, умений, установок студентов;

- проявляется в формах работы: презентация, показ мод, перформанс, дефиле, экспонирование, демонстрация, экзамен, контрольное задание, итоговый / промежуточный контроль, проверка, анкетирование, тестирование, аттестация, мониторинг [11].

Выявленные методы организации педагогического процесса отражены в таблице 1:

Таблица 1 Схема методики формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по образовательным программам Сценографии

(Жангужинова, 2020)

Активные методы Методы проблемы Демонстрационные методы

Знакомство с информацией Развитие мотивов студентов Формирование знаний студентов

Раскрытие теоретических и практических основ Методики Раскрытие содержания Mодульной программы Развитие навыков студентов

Формирование профессиональной Формирование Формирование

компетентности специалистов практических навыков отношения студентов

студентов

На основе выявленных методов ниже представлены формы организации педагогического процесса по программам Сценографии.

Формы организации педагогического процесса для программ Сценографии

Изучение теоретических и практических основ для Методики образовательных программ Сценографии выявило формы работы в исследовании:

• лекции - на основе обмена информацией, обсуждения и обсуждения проблемы по теме Модульной образовательной программы;

• курсовой проект в рамках модуля - по Модульной образовательной программе;

• практические занятия - ориентированные на профильную, учебно-производственную подготовку и практику, а также на самообразование студентов и использование новых информационных технологий;

• портфолио - систематизация и наглядная демонстрация результатов проекта студента и его интерпретации концепции моделирования реальной ситуации;

• презентация - демонстрация практических результатов реализованного проекта (макетов) в материале в рамках перформанса, экспонирование;

• контроль (промежуточный / итоговый) - направлен на выявление результатов на разных этапах обучения с целью определения результатов обучения на основе оценивания, а также на выявление уровней профессиональной компетентности обучающихся.

Изучение методического опыта преподавателей кафедры Сценографии позволило определить, что формы работы способствуют реализации всех видов деятельности студентов по образовательным программам Сценографии в учебном процессе.

В результате исследования выявлены методы и формы организации педагогического процесса кафедры сценографии (Жангужинова, 2020). (см. таблицу 2.).

Таблица 2 Методы и формы организации педагогического процесса по программам

Сценографии (Жангужинова, 2020)

Традиционные методы Методы формирования профессиональной компетенции Формы работы

Вербальные - формируют теоретические знания обучающихся Активные - являются основой познавательной Лекции - являются основой устных методик

Проект - формируют проектные знания студентов деятельности специалистов Курсовой проект - является основой проектных и активных методов

Познавательные - формируют мотивацию обучающихся Проблемные - развивают профессиональные навыки специалистов Практические занятия -основаны на когнитивных, проблемных, организационно-управленческих, практических методах

Организационно-управленческие -являются основой практической деятельности студентов

Практические - формируют навыки студентов

Демонстрация - формируют отношение студентов Демонстрационные - формируют профессиональную компетентность специалистов Портфолио, презентация, контроль (текущий / итоговый) - является основой демонстрационных методов

Таким образом, Методы и формы организации педагогического процесса в образовательных программах Сценографии имеют свою специфику в связи с формированием профессиональной компетентности бакалавров Искусства, исходя из видов деятельности [11]. Все технологии, подходы, методы и формы организации педагогического процесса структурированы в соответствии с Правилами организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям [6, 15].

Заключение

Проведенное исследование на примере кафедры Сценография Казахской Национальной Академии Искусств имени Т.К. Жургенова по модернизации программ бакалавриата по Искусству - Художественное оформление сцены, Мультимедийная сценография, Художник постановщик кино и ТВ, Сценический костюм, Театральный грим в условиях дистанционного обучения выявило этапы Case study, включающие:

1. Этап формирования, который основан на статистическом анализе, определяющим цели, ориентирующим и структурирующим средства их достижения.

2. На этапе штурма, в котором выдвигаются гипотезы и возникает противостояние, выявляющее существующие противоречия, помогающее выявить баланс за счет глубокого исследования проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. На этапе нормирования, когда незамедлительно собранная информация, структурируя организационные принципы работы, выстраивает взаимодействие между студентами и преподавателями, в результате чего получается выгодное взаимодействие.

4. На этапе выполнения, основанном на хорошо продуманной, наглядной и качественной презентации с четко сформулированными задачами

образовательных программ по искусству, способствует сформулировать выводы и рекомендации.

Использованная литература

[1] Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. 17 января 2014 г. Дата обращения 15.04.2020. https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana- 17-yanvarya-2014-g

[2] Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 апреля 2015 года №2 10768. Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям. Эдшет. Дата обращения 15.04.2020. http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500010768

[3] Статья главы государства «Фокус на будущее: духовное обновление». 12 апреля 2017 г. Дата обращения 15.04.2020. http://www.akorda.kz/kz/events/akorda_news/press_conferences/memleket-basshysynyn-bolashakka-bagdar-ruhani-zhangyru-atty-makalasy

[4] Болонский процесс в Казахстане. Дата обращения 11.08.2017. https://iqaa.kz/bolonskij-protsess/bolonskij-protsess-v-kazakhstane

[5] Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 2 сентября 2019. Дата обращения 15.04.2020. https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana

[6] Методические рекомендации по оформлению заданий в системе MOODLE. А: КазНАИ. 01.02.2020. Дата обращения 15.04.2020. https: //kaznai. kz/online-kaznai/

[7] Государственная программа развития образования и науки РК на 2020 -2025 годы. Дата обращения 15.04.2020. https://www.zakon.kz/5002441-utverzhdena-gosudarstvennaya-programma.html

[8] Мухаметкалиев Т. Дублинские дескрипторы: как их реализовать в Казахстане. Современное образование, 3 (83). 2011.

[9] Innovation Policy: A Guide for Developing Countries / Washington DC. The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. 2010. -408 p.

[10] Аминов Р.А. Модели управления образованием и стили преподавания. Вопросы психологии, 2. 2004.

[11] Жангужинова M.E. Формирование профессиональной компетентности студентов на основе модульного обучения в вузе // Монография. Алматы: Лантар Трейд, 2020. -166c. ISBN 978-601-265-370-0.

[12] Омирбаев С.М. Модульное обучение и разработка модульных образовательных Программ. Вестник КарГУ. Педагогика. 2014.

[13] Coghlan D., Brannick T. Doing Action Research in Your Own Organization, 157. LosAngeles, London, NewDelhi, Singapoure: SagePublications. pp. 11-15. 2005.

[14] Глоссарий терминов Болонского процесса, 1999. Дата обращения 10.02.2016. http://www.tempus-russia.ru/bologna-rus/Bologna_glos.pdf

[15] Tuning Educatioal Structures in Europe. (2000). (http://www.unideusto.org/tuningeu/competences.html). Дата обращения 10.02.2016.

[16] Государственная программа развития образования и науки РК на 20162019 г. и проекта до 2025 года. 19.12.2019. Астана. Дата обращения 15.04. 2020. https://primeminister.kz/ru/news/gosprogramma-razvitiya-obrazovaniya-do-2025-goda-obnovlenie-uchebnyh-programm-podderzhka-nauki-i-elektronnoe-ent

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.