Особенности дистанционного обучения иностранному языку в вузе в условиях пандемии С0Ш-19
Остапенко Анна Борисовна,
кандидат социологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Тихоокеанский государственный университет
E-mail: ostapenko69@mail.ru
Уманец Ирина Фаритовна,
Кандидат социологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Тихоокеанский государственный университет
E-mail: 000089@pnu.edu.ru
В данной работе описаны особенности преподавания иностранного языка вузе в чрезвычайных условиях перехода на дистанционное обучение в период пандемии COVID-19. Описан опыт вуза федерального значения Тихоокеанского государственного университета по использованию электронной информационно образовательной среды, разработанной на платформе LMS Moodle. Автор анализирует преимущества и недостатки используемых методов и практик и делает вывод о наиболее эффективных и результативных технологиях обучения иностранным языкам в дистанционном формате, а также приводит данные о степени удовлетворенности студентов электронными учебными курсами. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью поиска новых и адаптации принятых ранее эффективных методов полного или частичного дистанционного обучения иностранному языку в вузе в условиях чрезвычайных ситуаций, подобных пандемии COVID-19.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронная образовательная среда, электронный учебный курс, пандемия, COVID-19.
2020 год стал для всего мира большим испытанием. Новые пути реализации социально-экономических задач пришлось искать во всех сферах профессиональной деятельности, в том числе образовательной.
Декабрь 2019 года ознаменовался появлением в мире неизвестного медицине вируса. Тогда речь шла о пневмонии неизвестного происхождения. С того времени начинается история самого значимого трагического для всего мира периода 21 века - пандемии COVID-19. Вирус распространялся с большой скоростью по всему миру, через туристический поток сквозь открытые границы. Количество заболевших и умерших от нового вируса во всех странах увеличивалось с каждым днем. 11 марта 2020 Всемирная организация здравоохранения признала, что распространение нового коронавируса COVID-19 обрело характер пандемии. На тот момент это заболевание затронуло 118 тысяч человек в 114 странах.
15 марта 2020 Минобрнауки рекомендовало российским вузам перейти на дистанционное обучение с 16 марта на фоне распространения нового коронавируса. Соответствующий приказ подписал глава ведомства Валерий Фальков. [5].
16 марта 2020 года один из самых крупных вузов Дальнего Востока Тихоокеанский государственный университет перешел на дистанционное обучение. В экстренном порядке необходимо было создать условия для качественного образования для студентов всех форм и программ обучения.
На платформе LMS Moodle в системе Электронной информационно-образовательной среды (далее - ЭИОС) ТОГУ необходимо было создать множество электронных учебных курсов (далее -ЭУК) по всем дисциплинам. Кафедра иностранных языков ТОГУ реализует программы по дисциплинам «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Подготовка к международным экзаменам IELTS/TOEFL», «Чтение и перевод иностранной литературы» и др. Электронные учебные курсы для бакалавриата и магистратуры создавались с учетом форм обучения и профиля.
Возникла необходимость адаптации старых и поиска новых методов и технологий для обучения иностранным языкам в дистанционном режиме.
Удаленное обучение иностранному языку, безусловно, не новая тенденция. С развитием информационных технологий онлайн обучение стало почти нормой и активно используется для индивидуальной и самостоятельной видов учебной нагрузки наряду с аудиторной.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Определенными недостатками дистанционного обучения являются следующие факторы:
- отсутствие зрительного контакта, который играет важную роль для формирования комфортной образовательной среды, создания атмосферы доверия между преподавателем и студентом, когда можно визуально поощрить и мотивировать на иноязычное речевое высказывание;
- невозможность энергетического обмена эмоциями и настроением, что является необходимым условием для построения безбарьерной языковой среды, поскольку именно страх допустить ошибки мешает свободной коммуникации на иностранном языке;
- замедленная рефлексия и интерактивный контакт «преподаватель - студент - преподаватель», связанная с особенностями видеокон-ференцсвязи (далее ВКС) и неравными техническими возможностями среди больших групп студентов;
- трудности использования доски, применения интерактивных методов работы, таких как парная работа, ролевая игра, решение проблемных ситуаций, когда необходима свободная безбарьерная коммуникация с партнерами по обучению;
- технические сложности, обусловленные отсутствием или плохим качеством интернета в разных населенных пунктах. В условиях карантина студенты ТОГУ обучались онлайн по месту жительства. Не во всех населенных пунктах была возможность качественного или вообще доступа к ЭИОС и ВКС. Кто-то был просто слушателем и отвечал при помощи текстовых сообщений в ВКС. У кого-то было полное отсутствие возможности работать онлайн, и они отправляли фото и аудио выполненных заданий при помощи мобильных мессенджеров;
Самую большую сложность в настоящих условиях представляет обучение иностранных студентов. Китайские студенты, уехавшие на новый год в Китай в декабре 2019 года, обучаются дистанционно до настоящего времени. Технические трудности создают особенности доступа к интернету, а также глобальная фильтр-стена в отношении некоторых браузеров и сайтов. Не все платформы ВКС доступны студентам из Китая. Надо отдать должное преподавателям нашего вуза, которые в столь экстремальных условиях предоставляют личные данные (личную электронную почту, личный телефон, скайп, аккаунты в мессенджерах и социальных сетях) для коммуникации и связи. Контакт с иностранными студентами не потерян, и они имеют возможность получения образования онлайн,находясь в Китае.
Для качественного и непрерывного обучения 5 в чрезвычайных ситуациях, таких как пандемия § COVID-19, необходимо разрабатывать и приме-^ нять технологии, отвечающие стандартам высше-еЗ го образования и способствующим развитию всех ав необходимых компетенций.
Как один из образовательных видов дистанционное обучение иностранному языку имеет много преимуществ, среди которых можно выделить следующие:
- возможности включения в учебный процесс аудио и видео материала без использования дополнительных технических средств;
- визуализация материала при помощи доступной в ВКС на любой платформе функции интерактивной доски и демонстрации экрана;
- использование во время сессии ВКС всех электронных учебников и ресурсных пакетов по иностранному языку, которые есть в открытом доступе в глобальной сети, без копирования и нарушения авторских прав;
- использование упражнений разного уровня для развития разных навыков;
- применение различных форм работы и методических технологий;
- использование разных видов и форм самостоятельной работы;
- включение в ЭУК в LMS Moodle цифровых опций и инструментов, делающих обучение иностранным языкам в ЭИОС разнообразным и эффективным.
Особенностью обучения иностранным языкам является структура учебной нагрузки, которая включает 70% аудиторной практической работы и только 30% внеаудиторной и самостоятельной работы. Для качественного обучения иноязычной речи в режиме онлайн необходимо разработать комплекс упражнений для развития навыков говорения, аудирования, чтения и письма с учетом индивидуальных способностей каждого участника курса [2]. То есть упражнения должны быть разного уровня сложности и восприятия.
В содержание электронного курса для дистанционного обучения должны быть включены различные по форме взаимодействия между преподавателем и студентом методы работы с осуществлением последующего промежуточного и итогового контроля. В таблице 1 представлены наиболее результативные методы обучения иноязычной речи, сгруппированные по форме взаимодействия между студентом и преподавателем и контролю [7].
Особое значение в условиях чрезвычайных ситуаций, подобных пандемии COVID-19, следует придать проектно-ориентированному обучению иностранному языку, который является одним из исследовательских методов обучения (см. таблицу 1). Гибкие и многогранные возможности проектной деятельности позволяют адаптировать цели рабочей программы дисциплины к учебной ситуации, а также сконструировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента. Большое преимущество проекта - его междисциплинарность. То есть в процессе реализации проекта исполнитель осваивает несколько дисциплин, развивая общепрофессиональные навыки и универсальные компетенции, необходимые в дальнейшей социально-общественной деятельности.
Таблица 1. Методы обучения иностранному языку по форме взаимодействия и контролю
Форма взаимо- Методы Контроль
действия
«студент- 1. Репродуктивные: Выполнение
преподаватель», - перцептивно- заданий на ос-
«студент-ИТ» репродуктивные (языко - нове использо
вые) упражнения: вания ИТ,
имитационные, подста- реализация
новочные, трансформа- рейтинговой
ционные; системы, тести -
- аннотация к текстам рование
с выявлением основного
смысла;
- электронный портфо-
лио;
- разноуровневое обу-
чение.
«студент-ИТ», 2. Эвристические. Выполнение
«студент- - репродуктивно- заданий на ос-
студент», продуктивные (условно - нове использо
«преподаватель речевые) упражнения вания ИТ,
студент ИТ» по чтению; реализация
- реферирование и анно - рейтинговой
тирование текстов; системы, тести -
- активные методы об - рование
учения в организации
СРС;
- электронный портфо
лио;
- обучение в сотрудни-
честве.
«студент- З.Исследовательские. Выполнение
ИТ», «студент Творческие. заданий на ос-
-студент», - Продуктивно - нове использо
«преподаватель творческие упражнения вания ИТ,
студент ИТ» по чтению; реализация
- Творческие задания рейтинговой
в сети; системы, тести
- Применение проектной рование
методики;
- Исследовательские
работы.
Учитывая направленность кафедры иностранных языков ТОГУ, мы активно реализуем исследовательский и организационный проекты, в результате которых продуцируем новые знания, компетенции и практики, улучшая и качественно изменяя образовательную среду [3].
Во время карантина COVlD-19 и позже в период полного и частичного дистанционного обучения активное участие в исследовательской проектной деятельности помогло нашим студентам - бакалаврам и магистрантам дневного и заочного обучения, продолжить изучение иностранного языка и успешно пройти итоговый контроль в качестве зачета и экзамена.
Метод проектов используется на всех направлениях и профилях университета. Выбор проекта или тема исследования, определение целей и постановка задач исходит от реальных заказчиков, руководящих действующими экономическими объектами в Дальневосточном регионе. То есть
теоретические знания, получаемые на всех уровнях обучения в вузе, апробируются на исследовании и поисках решений реальных социально-экономических проблем региона. Вовлекая студентов в научно-исследовательскую деятельность, преподаватель стимулирует развитие когнитивных способностей, а также организаторских и лидерских навыков участников проектов. Реализуя метод проектов в изучении иностранного языка, студент овладевает всем необходимым набором компетенций [6].
Переход на полное и частичное дистанционное обучение в начальный период пандемии способствовал активизации проектно-исследовательской деятельности студентов университета под наставничеством ППС. В рамках инициативного проекта кафедры иностранных языков ТОГУ магистранты поэтапно реализуют свои исследовательские проекты, результаты которых оцениваются в конце семестра в бальной системе.
Таблица 2. Универсальные компетенции, осваиваемые в процессе дистанционного обучения
Наименование категории (группы) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции студента
Системное и кри тическое мышление УК-1. Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Разработка и реализация проектов УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исхо -дя из действующих правовых норм, име -ющихся ресурсов и ограничений
Командная работа и лидерство УК 3. Способность осуществлять соци альное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Коммуникация УК-4 Способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (-ых) языке (ах)
Межкультурное взаимодействие УК-5. Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально -историческом,этическом и философском контекстах
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здо ровьесбережение) УК-6. Способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать тра екторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни УК-7. Способность поддерживать должный уровень физической подготовлен ности для обеспечения полноценной со циальной и профессиональной деятель ности
Самое главное преимущество дистанционного обучения иностранному языку, как показывает практика, - это непрерывное развитие навыков работы с информационными технологиями у преподавателя и студентов, совершенствование их при
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
U
помощи создания и использования новых электронных ресурсов и цифровых инструментов, освоение студентом в процессе обучения универсальных компетенций, представленных в таблице 2.
Таким образом, время вынужденного полного и частичного онлайн обучения не отразилось на качестве преподавания иностранного языка в вузе, а лишь способствовало совершенствованию старых и развитию новых методов работы со студентами, адаптируясь к новым социально-экономическим условиям.
И в заключении, нужно сказать, что мы должны продолжать исследования по развитию и совершенствованию электронной образовательной среды. Результаты вынужденного перехода на дистанционное обучение показали все его достоинства и недостатки. В своем исследовании о степени удовлетворенности студентов ТОГУ электронными курсами дисциплин иностранного языка И.Ф. Уманец сделала вывод, что большинство респондентов одобряют качество курсов и довольны результатами обучения в ЭИОС [8]. Также многие магистранты выразили желание выполнять большую часть заданий онлайн и в дальнейшем обучении. Учитывая все преимущества онлайн обучения, мы планируем использовать данный вид в сочетании с обычным очным обучением. Однако анализ особенностей дистанционного обучения иностранному языку показал, что полный переход на дистанционное обучение не желателен и носит чрезвычайный характер.
Мы не можем с точностью прогнозировать ситуацию с новым короновирусом. Пандемия идет на спад, но все еще продолжается. На сегодняшний день (20.03.2021) по данным онлайн-карты распространения коронавируса «Coronavirus COVID-19 (2019-nCoV)», которая была создана специалистами Университета Джонса Хопкин-са, вирус распространился в 192 странах, общее количество случаев заболевание - 122 416 036, со смертельным исходом - 2 703 125. [4]. Всё мировое сообщество с надеждой смотрит в будущее и надеется на прекращение пандемии и возврат к обычной социально-экономической деятельности. Однако мы должны учесть и исправить проблемные зоны во всех сферах жизнедеятельности человечества и быть готовыми к любым чрезвычайным ситуациям.
Литература
1. Барсукова Н.В. Критическое мышление и возможности развития его навыков на занятиях по иностранному языку. Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет: [редакционная коллегия: ответственный редактор И.Ф. Уманец и др]. - Хабаровск:
Изд-во Тихоокеан. Гос. Ун-та, 2020. - 461. [1]с. С323-329
2. Вершинина А.Р. Электронная образовательная среда: за и против. Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет: [редакционная коллегия: ответственный редактор И.Ф. Уманец и др]. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. Гос. Ун-та, 2020. - 461. [1]с. С.12-17
3. Воробьева, И.А. Психологические аспекты обучения магистрантов проектной деятельности в ходе изучения иностранного языка / И.А. Воробьева // Психология в системе социально-производственных отношений: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Красноярск, 17 апреля 2020 года. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Ре-шетнева», 2020. - С. 102-107.
4. Карта распространения коронавируса Coronavirus COVID-19 (2019-nCoV) URL: https:// www.arcgis.com/apps/opsdashboard/index.html#/ bda7594740fd40299423467b48e9ecf6 [Дата обращения 21.03.2021]
5. Коронавирус. Хроника распространения // Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/03/03/ koronavirus-hronika-rasprostraneniia.html [Дата обращения 21.03.2021]
6. Остапенко, А.Б. Проектная деятельность в обучении иностранному языку в вузе / А.Б. Остапенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2020. - № 6(149). - С. 56-62.
7. Сидорова, Л.В. Деятельностная модель организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в неязыковом вузе / Л.В. Сидорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 4-3(34). -С. 169-172.
8. Уманец, И.Ф. Создание активной лингво-культурной образовательной среды вуза / И.Ф. Уманец // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 1. - С. 28-31.
PECULIARITIES OF DISTANCE LEARNING FOREIGN LANGUAGES AT A UNIVERSITY IN CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC
Ostapenko A.B., Umanets I.F.
Pacific National University
This paper describes the features of teaching foreign language at a university in the emergency situation of distance learning transition during the COVID-19 pandemic. The article describes the experience of the Pacific National University in using the electronic information and educational environment developed on the LMS Moodle platform. The author analyzes the advantages and disadvantages
of the remote methods and practices and makes a conclusion about the most effective technologies for teaching foreign languages in a distance format, as well as provides data on the students' satisfaction with electronic training courses. The study is of great relevance because we should search some new effective techniques and adapt previously accepted methods of full or partial distance teaching foreign languages in universities in emergency situations such as the COVID-19 pandemic.
Keywords: distance learning, e-learning environment, e-learning course, pandemic, COVID-19.
References
1. Barsukova N.V. Critical thinking and possibilities of developing its skills in foreign language classes. Language and culture: issues of modern philology and methods of teaching languages in higher education institutions: materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Pacific National University: [editorial board: executive editor I.F. Umanets et al]. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific National University, 2020 - - 461. [1]p. P. 323-329
2. Vershinina A.R. Electronic educational environment: pros and cons. Language and culture: issues of modern philology and methods of teaching languages in higher education institutions: materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Pacific National University: [editorial board: executive editor I.F. Umanets et al].
Khabarovsk: Publishing House of the Pacific National University, 2020 - - 461. [1]p. P. 12-17
3. Vorobiyova, I.A. Psichological aspects of teaching magistrants of design activity in the course of studying a foreign language / I.A. Vorobiyova // Psychology in the system of social and industrial relations: Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, April 17, 2020. - Krasnoyarsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev", 2020. - P. 102107.
4. COVID-19 Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University (JHU) URL: https://www.arcgis.com/apps/opsdashboard/index.html#/ bda7594740fd40299423467b48e9ecf6 [Date of connection: 21.03.2021]
5. Coronavirus. Circulation timeline // Rossiyskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2020/03/03/koronavirus-hronika-rasprostraneniia. html [Date of connection: 21.03.2021]
6. Ostapenko A.B. Project activities in teaching foreign languages in higher educational institutions / A.B. Ostapenko // Iz-vestiya Volgogradskii state pedagogical university. - 2020. -№ 6(149). - Pp. 56-62.
7. Sidorova L.V. Pragmatist model of organizing students' self-study in foreign language in the non-linguistic higher educational institute / L.V. Sidorova / / Philological sciences. Questions of theory and practice. - 2014. - № 4-3(34). - P. 169-172.
8. Umanets I.F. Creating an active lingvocaltural educational environment at the university / I.F. Umanets // Modern Pedagogical education. 2021. - № 1. - P. 28-31.