Моделирование нестрессовой лингвострановедческой образовательной среды для студентов заочного обучения
Уманец Ирина Фаритовна,
доцент, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой «Иностранных языков» Факультета филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации Педагогического института Тихоокеанский государственный университет, [email protected]
Статья посвящена созданию структуры нестрессовой лингвострановедческой образовательной среды, её наполнению особенностями методической и психологической специфики вузовского обучения иностранным языкам в период трансформации вуза в Университет 3.0. Мировая практика показывает, что основные инновации рождаются в центрах университетской науки, где сосредоточена большая масса интеллектуальной молодежи и ученых, способных создавать новое и представлять этот продукт в виде диссертаций, дипломных проектов, научных публикаций и, что у нас гораздо реже, в виде законченных машин, аппаратов, технологий.
Автор статьи анализирует важность наличия активной лингвострановедческой среды вуза в решениях стратегических задач обучения иностранным языкам, которые реализуются при проведении инновационных образовательных реформ в одном из передовых вузов на Дальнем Востоке, Тихоокеанском государственном университете г. Хабаровска. В статье подчёркивается актуальность лингвострано-ведческого образования для всестороннего личностного развития в многомерном мультикультур-ном окружении; приводятся примеры подбора и актуализации электронных образовательных учебных курсов как основы моделирования лингвостра-новедческих компетенций.
Автор акцентирует внимание на особенностях обучения иностранным языкам студентов-заочников и умениях преподавателей использовать электронную информационно-образовательную среду вуза для совершенствования педагогической деятельности.
Ключевые слова: трансформация вуза, нестрессовая лингвострановедческая среда, личностно-ориентированный подход, компетентностная парадигма, модели эффективной реализации личных целей, стрессоустойчивость
Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели
Оскар Уайльд
В настоящее время происходит мультикультурное взаимодействие во всех системах человеческой жизнедеятельности, при этом язык и, следовательно, языковое образование превращается в важный инструмент понимания друг друга в поликультурном сообществе. В соответствии со стратегией Европейского Союза 2020 происходит дальнейшая либерализация и повышение качества образовательных услуг, дальнейшее усиление международной составляющей высшего образования [1].
При этом процесс иноязычного обучения должен иметь личностно-значи-мый характер, иметь общественную ценность, способствовать активному формированию личности через систему положительных межличностных отношений. Кроме того современные требования к обучению иностранным языкам включают подготовку выпускников к профессиональной самореализации, с профессиональным уровнем владения иностранным языком. Исходя из вышеизложенного, меняются требования к иноязычным компетенциям выпускников неязыковых вузов.
В данной работе речь пойдёт об актуальных проблемах обучения иностранному языку студентов заочного и факультативного обучения Тихоокеанского государственного университета в условиях трансформации вуза в университет 3.0 [2].
Тихоокеанский государственный университет имеет в своём составе факультет дистанционного, факультативного и заочного обучения, становление которого имеет свою уникальную педагогическую историю развития и требует дальнейшего изучения методов и технологий дистанционного, факультативного и заочного обучения.
Переход Тихоокеанского государственного университета на новый 3.0 уровень потребовал полной реорганизации всех структурных подразделений, в том числе кафедры иностранных языков. В этой связи возникает и вопрос возможностей использования информационных технологий для интенсификации самостоятельной работы студентов-заочников.
Не отвергая традиционные методики, всё чаще применяются теории личностно-ориентированных технологий при этом открытое представление обучаемому стандартов и способов их подтверждения превращает любой метод или технологию в «обучающий», а не в «обещающий».
Следуя данным теориям создание нестрессового педагогического окружения способно преобразовать стрессовые условия учебной среды и создать положительный морально-психологический климат. В создании студенческой стрессоустойчивости могут помочь действия педагогов, которые должны обладать помимо профессиональных умений такими общечеловеческими достоинствами как доброжелательность, выдержка, эмпатия, умениями определять специфику стресса и способами его преодоления, способностями контролировать собственное психологическое состояние и др.[3].
Таким образом, при создании нестрессовой окружающей обстановки, педагог сможет заранее преодолеть негативные признаки стресса и своевременно предупредить возникновение отрицательных последствий. Согласно современным обучающим технологиям, при изучении иностранных языков реко-
мендуется полное погружение обучаемого в гуманитарную лингвострановед-ческую среду.
В то же время в силу сложившихся повышенных требований, предъявляемых личности со стороны работодателей, упускается из виду её жизнеустойчивый потенциал, развитию которого способствует нестрессовое социально-педагогическое сопровождение студента на протяжении всего его пребывания в вузе. Недостаточное количество аудиторных часов у студентов-заочников целесообразно компенсировать факультативными занятиями по выбору, что позволяет повысить уровень изучения отдельных предметов и даёт возможность подготовки к конкурсам и предметным олимпиадам; формирует устойчивые положительные мотивации к предмету изучения; создаёт возможность для становления познавательных и социальных компетенций: способствует профессиональному самоопределению.
Поэтому создаётся новый тип образовательного пространства, так называемая лингвострановедческая среда, в которой интегрируются и развиваются иноязычные компетенции, обеспечивая тем самым переход от обучения к навыку усвоения. Идеи создания нестрессовой лингвострановедческой среды последовательно коррелируются с вузовской социальной средой, самой инфраструктурой вуза, его материально-технической базой, международными образовательно-культурными связями, профориентационными мероприятиями и многому другому, что прямо или опосредованно влияет на личностное развитие обучаемого и его общепрофессиональный культурный уровень.
Однако кафедра иностранных языков видит ряд проблем, связанных с обучением студентов заочного факультета (различный уровень языковой подготовки, низкая мотивация, концентрация большего внимания специальным дисциплинам, недостаточное количе-
ство выделяемых на дисциплину «Иностранный язык» учебных часов и т.д.) решить которые возможно лишь через разработку нового концептуального подхода к заочной форме обучения иностранным языкам [4], который в свою очередь не исключает рассмотрение и применения разнообразных педагогических технологий в создании нестрессовой лингвострановедческой среды.
В соответствии с концепцией обучения иностранным языкам в университете [5] в Тихоокеанском госуниверситете активно внедряются в образовательный процесс информационные методы и приёмы обучения, создаются собственные электронные курсы по всем общеобразовательным дисциплинам. Преподаватели, понимают, что помимо развития языковых компетенций, в задачи любого преподавателя входят развитие разносторонних интересов обучаемых, расширение их персональных горизонтов, воспитание в них уверенности в собственных возможностях, используя при этом информационные коммуникационные ресурсы и личностные примеры.
Факультативы также открыты для всех внешних заинтересованных слушателей независимо от возраста и уровня обучения.
В 2014 году Агентством стратегических инициатив на базе платформы Института развития лидеров LEADER-ID был разработан проект под названием «Точка кипения».
Точка кипения — это пространство коллективной работы, объединяющее представителей образования, науки, бизнеса и власти с целью обмена опытом, результатами деятельности, проработки новых моделей регионального развития отдельно и во взаимодействии друг с другом. Данный проект является площадкой для встреч лидеров проектов в сфере инноваций, бизнеса, промышленности и социального предпринимательства. Ведущие специалисты в разных областях проводят консультации, демонстрируют, взаимно обогащают и тиражируют идеи и практики.
Точки кипения призваны способствовать росту их участников через современные и эффективные образовательные форматы, развивать благоприятную среду для стартапов, обеспечивать быстрое внедрение новых разработок в производство, меняющих жизнь в России к лучшему.
21 мая 2019 г. состоялось открытие Университетской Точки Кипения (УТК) в Тихоокеанском государственном университете г. Хабаровска.
Университетская Точка Кипения -открытый интерфейс взаимодействия с потенциальными партнерами: предпринимателями, госкомпаниями, чиновниками, бизнесменами, деятелями культуры. Это площадка для новых образовательных проектов, проверки гипотез, оценки эффективности образовательных форматов. Ее задачей является сбор в образовательном сообществе тех идей и новшеств молодых ученых, которые еще не были реализованы в России, и использование их в дальнейшей деятельности. Данные идеи проходят апробацию на базе УТК, рассматриваются возможность их реализации и ожидаемые результаты.
При проведении конкурса факультативных дисциплин нужно учитывать разнообразие возможностей проведения факультативных занятий в следующих форматах:
1. Innovation boot camp - интенсивный практический семинар продолжительностью несколько дней, направленный на разработку эффективных бизнес-идей и передовых решений посредством самостоятельных командных проектов.
2. Хакатон - марафон разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением конкретной задачи.
3. Семинар-Тренинг - локальная коммуникация, организованное управляемое активное действие, обеспечивающее устойчивость выбранных к развитию индивидуальных или групповых
навыков. Обычно включают одного или нескольких экспертов по предмету, что повышает продуктивность деятельност-ных практик.
4. Мастер-класс - обучающий (демонстрационный) формат, направленный на получение и отработку практических навыков и проводимый признанным специалистом в конкретной технологического оборудования, направлений области деятельности, опыта работы и т. д.
5. Учебная фабрика - близкие к производственному процессу обучающие мероприятия на специализированном оборудовании, расположенном в академических учреждениях и/или компаниях, направленные на развитие теоретических и практических знаний обучающихся в реальной производственной среде.
6. Бизнес-кейс - комплексный метод обучения, направленный на командную работу и поиск решения реальной бизнес-задачи с использованием теоретических знаний, финансовых и математических расчетов и т.д.
В перспективе и уже в настоящем данный вид деятельности активно берётся на вооружение лидерами ТОГУ и успешно реализуется на студенческих факультативах.
Безусловно, что для эффективной реализации современных форм проведения факультативных занятий в Тихоокеанском государственном университете в первую очередь нужны инициативные творческие лидеры, необходима разработка четкая постановка конкретных целей и задач с учетом потребностей современной науки и бизнеса, и их дальнейшая адаптация под реалии Дальневосточного региона.
С целью изучения, анализа, апробации и соответствия уже разработанных электронных курсов поставленным задачам создания нестрессовой лингвост-рановедческой среды среди студентов заочного факультета ТОГУ было проведено анкетирование и получен ряд для анонимных откликов о качестве элек-
тронного учебного курса. Ниже приведены диаграммы с ответами студентов на поставленные вопросы.
Оцените общий уровень реализации электронного учебного курса
■ рг]цлк1т «инк« лучше., «ты Ч»1
■Ч Г0.1 ней ИГ&Г
свдарачнйн 1лг стро-тртв учМЬЬояЛ»
О це ни те по п я ти Балл ьно н ш кал« уро м нь л ре делам нны х сет« вы х м атериало в: л е кций, тестовых заданий нт+ д. (1 - самое низкое значение,
Б - самое высокое)
«
Оцените по пятибалльной шкале уровень реализации алектронного учебного курса в целом (1 -самое низкое значение, 5 - самое высокое)
Оцените по пятибалльной шкале доступность наложения материал Л (1-самое ни Экое значение, Б * самое высокое]
Анализ полученных результатов показал, что большинство ответивших одобряют качество разработанного электронного курса и их полностью устраивает возможность постоянного доступа к учебным материалам в ЭИОС. Кроме того студенты хотят предоставления дополнительных курсов по профилю дисциплины «Иностранный язык». Однако студенты против полного отказа от аудиторных занятий.
Значительное большинство респондентов считает, что электронные курсы дают возможность постоянного доступа к учебным материалам и заданиям. Большинство студентов полностью или скорее согласны с целесообразностью использования ЭОИС в учебном процессе. С тем, что ЭИОС в учебном процессе целесообразно для освоения дисциплины, дисциплинирует в самостоятельной работе (способствует самоорганизации и самоконтролю), положительно влияет на успеваемость, согласно более половины респондентов [6].
Таким образом, кафедре иностранных языков удалось осуществить первый этап создания нестрессовой линг-вострановедческой среды, определяющий в дальнейшем устойчивый положительный интерес не только к изучаемому языку, но и к неизменным общечеловеческим ценностям.
Литература
1. Сёмин Н. В., Артамонова Ю. Д., Демчук А. Л. Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение. М.: МГУ, 2007. 208 с.
2.Уманец И. Ф. Дальневосточный компонент в трансформации Университета 3.0 // Известия Волгоградского педагогического университета. 2020. №3 (146). С. 24-31.
3. Чудайкин А. М. Педагогический подход к рассмотрению проблемы стрессоустойчивости у обучающихся // Актуальные задачи педагогики. 2017. С.166-168.
4. Барсукова Н. В. Студент как ответственный субъект образовательного процесса // Известия Волгоградского педагогического университета. 2020. №3 (146). С. 20-23.
5. Сабурова Н. А., Уманец И. Ф., Сорокин Н. Ю. Концепция обучения иностранным языкам в университете // Проблемы высшего образования. 2006. №1. С. 122-125.
6. Формирование системы онлайн-обучения в Тихоокеанском государственном университете: социологический аспект / Володькин П. П., Уманец И. Ф. [и др.] // Социология. 2020. №1. С. 97.
Structural creating a non-stress linguistic and cultural educational environment for correspondence students Umanets I.F.
Pacific National University
The article is devoted to the creation of the structure of a non-stress linguistic and cultural educational environment, its filling with the peculiarities of the methodological and psychological specifics of the university teaching foreign languages during the transformation of the university into the University 3.0. World practice shows that the main innovations are born in the centers of university science, where a large mass of intellectual youth and scientists are concentrated, capable of creating new things and presenting this product in the form of dissertations, graduation projects, and scientific publications and, which is much less common in our country, in the form of finished machines, devices, technologies. The author of the article analyzes the importance of the presence of an active linguistic and cultural environment of the university in solving the strategic tasks of teaching foreign languages when carrying out innovative educational reforms in one of the leading universities in the Far East, the Pacific State University in Khabarovsk. The article emphasizes the relevance of linguistic and cultural education for the comprehensive personal development of a student in a multidimensional multicultural environment; examples of the selection and updating of electronic educational courses as the basis for modeling linguistic and cultural competences are given. The author focuses on the peculiarities of teaching foreign languages to part-time students and the ability of teachers to use the electronic information and educational environment of the university to improve pedagogical activity. Keywords: transformation of the university, non-stress linguistic and cultural environment, personality-oriented approach, competence-based paradigm, model of effective realization of personal goals, stress resistance
References
1. Syomin N. V., Artamonova Yu. D., Demchuk A. L. Academic mobility in Russia: guidelines and regulations. M.: MSU, 2007. 208 p.
2. Umanets I. F. Far Eastern component of the University 3.0 transformation // Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2020. №3 (146). P. 24-31.
3. Chudaikin A. M. Pedagogical approach to the problem consideration of students' stress tolerance // Actual pedagogical problems. 2017. P. 166-168.
4. Barsukova N. V. Student as a responsible subject of the educational process // Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2020. №3 (146). P. 20-23.
5. Saburova N. A., Umanets I. F., Sorokin N. Yu. The university foreign languages teaching concept // Higher education issues. 2006. №1. P. 122-125.
6. Creating an on-line learning system at Pacific National University / Volod'kin P. P., Umanets I. F. [etc.] // Sociology. 2020. №1. P. 97.