Научная статья на тему 'Использование технологий e-learning в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов заочной формы обучения'

Использование технологий e-learning в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов заочной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-LEARNING / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТ-ЗАОЧНИК / STUDENTS' AUTONOMOUS WORK / FOREIGN LANGUAGE / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC COURSE / EXTRAMURAL FORM OF STUDY / MOTIVATION / CORRESPONDENCE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широколобова Анастасия Георгиевна, Ларионова Юлия Сергеевна, Березина Анна Сергеевна

В статье говорится о внедрении технологий e-learning в образовательный процесс для студентов заочного направления подготовки в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева. Описывается опыт создания и апробации электронного курса для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине «Иностранный язык» в системе электронного обучения в техническом вузе. В работе раскрываются этапы и способы организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов-заочников в электронной среде Moodle, поскольку электронная среда является основной формой подачи материала при заочной форме обучения и позволяет организовать непрерывное, гибкое самостоятельное обучение студентов-заочников и повысить их мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широколобова Анастасия Георгиевна, Ларионова Юлия Сергеевна, Березина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING TECHNOLOGIES USE WHEN ORGANIZING CORRESPONDENCE STUDENTS’ AUTONOMOUS WORK ON FOREIGN LANGUAGE

The article tackles the problem of introducing e-learning technologies in the educational process of correspondence students of T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University. The authors describe an attempt of creation and approbation of an electronic course for correspondence students’ autonomous work on the discipline “Foreign Language” in the e-learning system of a technical higher education establishment. The paper considers the stages and means to organize correspondence students’ autonomous work on foreign language in the Moodle environment since electronic environment is the basic form of material presentation for correspondence students and allows organizing continuous flexible autonomous learning of correspondence students and raising their motivation.

Текст научной работы на тему «Использование технологий e-learning в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов заочной формы обучения»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.75

Широколобова Анастасия Георгиевна, Ларионова Юлия Сергеевна, Березина Анна Сергеевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ E-LEARNING В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

В статье говорится о внедрении технологий е-1еаттд в образовательный процесс для студентов заочного направления подготовки в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева . Описывается опыт создания и апробации электронного курса для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине "Иностранный язык" в системе электронного обучения в техническом вузе. В работе раскрываются этапы и способы организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов-заочников в электронной среде Moodle, поскольку электронная среда является основной формой подачи материала при заочной форме обучения и позволяет организовать непрерывное, гибкое самостоятельное обучение студентов-заочников и повысить их мотивацию. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/3/75.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 3. C. 353-358. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 378.018.43:654.1 Дата поступления рукописи: 08.12.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.75

В статье говорится о внедрении технологий e-learning в образовательный процесс для студентов заочного направления подготовки в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева. Описывается опыт создания и апробации электронного курса для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине «Иностранный язык» в системе электронного обучения в техническом вузе. В работе раскрываются этапы и способы организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов-заочников в электронной среде Moodle, поскольку электронная среда является основной формой подачи материала при заочной форме обучения и позволяет организовать непрерывное, гибкое самостоятельное обучение студентов-заочников и повысить их мотивацию.

Ключевые слова и фразы: е-1еагт^; самостоятельная работа студентов; иностранный язык; электронная обучающая среда; электронный курс; заочная форма обучения; мотивация; студент-заочник.

Широколобова Анастасия Георгиевна, к. филол. н., доцент Ларионова Юлия Сергеевна

Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева [email protected]; [email protected]

Березина Анна Сергеевна

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт berezina_1979@mail. ги

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ E-LEARNING В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время использование технологий е-1еагп1щ и системы электронного обучения находит широкое применение на всех уровнях образования. Такие формы обучения помогают обучающимся реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности, приобретение профессии и т.д., формировать навыки самообразовательной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ...» [7]. В частности, профессиональная подготовка студентов по заочной форме обучения обладает потенциалом к использованию систем и технологий электронного и дистанционного обучения.

Применение технологий е-1еагтщ в образовательном процессе требует особых подходов. Именно в осмысленном, технически и методически грамотном, эффективном управлении процессом обучения, в компетентной деятельности преподавателей, обеспечивающей результативный образовательный процесс, заключается главная задача организации обучения с использованием технологий e-learning. Таким образом, «технологии е-1еагт^ -это информационные, интерактивные, личностно-ориентированные, адаптивные технологии, предполагающие систему взаимодействия - "педагог - обучающая электронная среда - студент", которая может применяться как при индивидуальной, так и групповой форме обучения» [8, с. 2].

Учитывая особенности заочной формы обучения, при которой, согласно учебному плану, отводится максимальное количество часов на самостоятельную работу студентов (далее - СРС), есть необходимость эффективной организации самостоятельной работы студентов [3; 4]. Такая дисциплина, как «Иностранный язык», представляет особую сложность для студента-заочника. Опыт при работе со студентами-заочниками показывает, что при изучении иностранного языка они испытывают большие трудности на всех этапах процесса усвоения знаний [2].

Студенту технического вуза при изучении иностранного языка довольно затруднительно самостоятельно принять, осмыслить, переработать, оценить и зафиксировать необходимую информацию. Стараясь достичь высоких результатов обучения в условиях минимальных объемов аудиторной работы, преподаватель использует технологии е-1еагп1щ, дополняя традиционные методы обучения иностранному языку современными образовательными технологиями.

Актуальность создания электронного курса для студентов заочной формы обучения обусловлена слабой разработанностью организационно-педагогического сопровождения процесса подготовки студентов заочной формы обучения в электронной среде в техническом вузе.

Целью настоящей статьи является рассмотрение методологии организации самостоятельной работы студентов заочного направления подготовки при помощи курса «Иностранный язык для студентов заочного обучения», разработанного в системе электронного обучения Moodle. Разработанный курс является пилотным

проектом, апробация которого проходила на кафедре иностранных языков в 2016/2018 учебных годах в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева.

Целью учебно-методического эксперимента была необходимость организации самостоятельной работы студентов заочной формы подготовки с внедрением технологий е-1еагтщ в учебный процесс, повышение их мотивации к обучению и формирование навыков самообразовательной деятельности при помощи электронной образовательной среды Moodle.

Эксперимент проходил в четыре этапа. На первом этапе осуществлялась разработка модели электронного обучающего курса входящих в него компонентов с учетом направления подготовки следующих институтов: ИТМА, ГИ, ИЭУ. Структурные компоненты курса могут варьироваться. Их набор и количество зависят от цели и задач конкретной учебной дисциплины (или блока дисциплин), а также направления подготовки (см. Рис. 1) [9].

Рисунок 1. Структурные компоненты курса

На втором этапе эксперимента был разработан электронный курс по иностранному языку для студентов заочной формы обучения на платформе Moodle.

Цель курса - помочь студентам заочной формы обучения самостоятельно сформировать речевые умения по направлению подготовки, скорректировать уровень грамматической компетенции.

Курс состоит из пяти модулей: вводный модуль, модуль с методическими указаниями по работе с курсом, модули для студентов, изучающих иностранный язык, 1, 2 или 3 семестра в соответствии с их учебным планом, модуль итогового контроля.

Во вводном модуле представлены: анкета, аннотация курса, рабочие программы, план-навигатор, рейтинг-план, литература и форум, где студенты могут задать преподавателю вопросы в любое время.

Рисунок 2. Вводный модуль курса

План-навигатор (см. Рис. 2) представляет собой интерактивный инструмент, с помощью которого студент может самостоятельно сформировать траекторию обучения. В плане-навигаторе отражены цели каждого конкретного элемента курса и конечный результат его выполнения.

Рейтинг-план (см. Рис. 2) является инструментом, с помощью которого студент настраивает процесс обучения под свои запросы и потребности. В рейтинг-плане отражаются баллы, которые студент получит при выполнении заданий курса, включающих в себя как выполнение элементов курса, так и взаимодействие с преподавателем (работа на очных занятиях установочной сессии, активность в форумах) [1].

< ^ О □□ k kuzbtu-nj

Ç Яндекс Q f'rtWñлер

= ©I эо КузГТУ

Иностранный язык. ТСбэ-171.1 семестр (2017/2018)

Участники

Значки

Компетенции

Оценки

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КУЗГТУ РУССКИЙ (RU)

□ Рейтинг-план ^ Вопросы преподавателю & Литература

>z>

Д ф Широколобова Анастасия Георгиевна qjjf

ПРОГРЕСС ЗАВЕРШЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСА

Прогресс 0%

Mouse over or louch bar for info

m Вводный модуль

ш Методические указания по работа с курсом

m СЕМЕСТР 1

ш СЕМЕСТР II

m СЕМЕСТР III

Методические указания по работе с курсом

Рекомендуемый порядок работы по семестрам:

1. Просмотреть материал видеолекций.

2. Выполнить и прикрепить контрольную работу,

3. Выполнить тест,

4. Выполнить и прикрепить перевод текста.

® Инструкция го выполнению контрольной работы Видео файл (МР4), 6.8Мбайт

□ Инструкция: Как прикреплять выполненные задания в курс.

ф Инструкция как правильно написать тему о себе (упр.20) Видео файл (МР4), 4,8Мбайт

Overview of students

НАСТРОИКИ

V Управление курсом ф Редактировать настройки

£ Режим редактирования 0 Завершение курса

> Пользователи X Фильтры

> Отчеты

Ф Настройка журнала оценок

Рисунок 3. Раздел «Методические указания по работе с курсом»

Раздел «Методические указания по работе с курсом» включает в себя видеоинструкции по выполнению контрольной работы, прикреплению работы в курс для проверки и видеоинструкцию по составлению разговорной темы (см. Рис. 3).

) С оо А kuzstu.ru/course/vi- php > Ç?

Jj Яндекс Ц Рамблер

^ ЭО КузГТУ

Иностранный язык, ТСбэ-171.1 семестр (2017/2018)

Участники

Значки

Компетенции

Оценки

|| вводный модуль

Ш Методические

указания по работе с курсом

Ш СЕМЕСТР I

Ш СЕМЕСТР II

Ы СЕМЕСТР III

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КУЗГТУ РУССКИЙ (RU) * Д Щ

СЕМЕСТР I

Данный модуль предназначен для студентов, изучающих иностранный язык один семестр.

| Видеолекции

Контрольная работа №1 Тест к контрольной №1 Перевод к контрольной №1

□ Анкета для пользователей курса.

□ Ментальная карта

«5

Широколобова Анастасия Георгиевна

> Значки

Резервное копирование 1 Восстановить £ Импорт ^ Опубликовать £ Очистка

> Банк вопросов

□ □

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заполните подтемы или добавьте новые термины, соответствующие по смыслу теме «Инженерная деятельность».

^ Вставьте пропущенные слова О

^ Кроссворд по теме Present Simple and Present Progressive

Ментальная Карта D

Рисунок 4. Учебный модуль за l семестр

Структура рабочих модулей для студентов, изучающих иностранный язык, 1, 2 или 3 семестра единообразна (см. Рис. 4). Студенты должны выполнить контрольную работу за семестр, для чего они должны самостоятельно изучить грамматический материал из пособия, представленного во вводном модуле. Для упрощения задачи каждый модуль содержит серию видеороликов, в которых преподаватель объясняет темы на доступном языке.

Для повышения мотивации студентов и для формирования навыков по грамматике английского языка в представленном курсе интерактивные задания для студентов были разработаны при помощи программы Hotpot - инструментальной программы-оболочки, предоставляющей преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся. С помощью программы можно создать 5 типов упражнений и тестов с использованием текстовой, графической, аудио-и видеоинформации. Для нашего курса мы выбрали блоки «кроссворд» и «заполнение пропусков» (см. Рис. 5), т.к. эти виды упражнений выполняются в режиме самоконтроля.

Рисунок 5. Пример задания «Кроссворд» на грамматические темы

В курс встроен тест, позволяющий осуществить контроль пройденного материала за семестр. Тест является обязательным для выполнения, и студенты могут отследить результаты тестирования в журнале оценок курса [5]. Еще одним обязательным для выполнения заданием является перевод текста по направлению подготовки. Выполненные задания (контрольная работа, перевод) студенты загружают в систему на проверку преподавателем.

Модуль итогового контроля содержит требования к зачету/экзамену и образец итоговых заданий. Допуском на зачет/экзамен являются все выполненные задания за семестр. Зачет или экзамен проводится аудиторно. Студенту предлагают на выбор пройти тестирование в компьютерном классе или беседу с преподавателем.

В каждый семестр курса встроена шкала прогресса завершения элементов курса (см. Рис. 2), которая позволяет студентам видеть результаты выполнения заданий и является мотивирующим фактором в дальнейшей работе по освоению курса.

На третьем этапе эксперимента происходило внедрение электронного курса в учебный процесс.

В эксперименте активное участие приняли студенты 1 и 2 курсов горного института, института экономики и управления, института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта в период 2016-2018 учебных годов. Перед преподавателем системы заочного обучения ставится особая задача - оказание помощи студентам в организации учебной работы в межсессионный период, формирование у студентов навыков организации обучения по установленным срокам, формирование навыков самостоятельной работы. Отметим, что электронная обучающая среда Moodle в данном случае выступает эффективным инструментом реализации поставленных задач. На установочной сессии студенты знакомятся с курсом, получают право доступа, знакомятся с общими правилами работы по курсу и приступают к работе.

На четвертом этапе эксперимента был осуществлен сравнительный анализ учебной деятельности студентов, работающих без доступа к электронной системе, с группами студентов, обучающимися с доступом к электронной обучающей среде, с целью выявления степени эффективности использования ЭС и повышения мотивации студентов.

Рисунок 6. Динамика активности деятельности студентов без доступа в ЭС

На Рисунке 6 показана динамика активности деятельности студентов-заочников, не имеющих доступа в ЭС. Как видно из диаграммы, наиболее активны студенты в период экзаменационной сессии.

Рисунок 7. Динамика активности деятельности студентов с доступом в ЭС

На Рисунке 7 показана динамика активности деятельности студентов-заочников, обучающихся с доступом в ЭС. Как видно из диаграммы, наиболее активны студенты в период подготовки к экзаменационной сессии, т.к. электронная обучающая среда позволяет получить доступ ко всем материалам и дает возможность проконсультироваться с преподавателем, позволяет студентам общаться на форуме и видеть результаты своего прогресса.

Подводя итог, отметим, что в результате внедрения технологий е-learning в учебный процесс и апробации курса «Иностранный язык для студентов заочного обучения», разработанного в системе электронного обучения Moodle, были сформулированы рекомендации по организации самостоятельной работы, направленные на повышение качества организации учебной деятельности студентов заочной формы обучения, формирование навыков самообразовательной деятельности и повышение мотивации студентов.

Во-первых, внедрение технологий е-learning в образовательный процесс студентов заочной формы обучения дает возможность организовать непрерывный процесс обучения с использованием интерактивной обучающей среды для студента в любом месте и в любое время, поскольку e-learning охватывает весь спектр функций, начиная от поддержки процесса обучения до доставки учебного контента обучающимся.

Во-вторых, электронный курс в системе Moodle является основной формой подачи материала при заочной форме обучения, способствует выработке навыков самостоятельной работы, позволяет оптимизировать учебный процесс студентов, т.к. вся необходимая информация по дисциплине (задания, тесты, перевод, контрольная, требования к зачету/экзамену) находится в едином доступе в электронной обучающей среде.

В-третьих, электронный курс как основная форма e-learning позволяет формировать навыки самообразования - студент сам планирует свое учебное время в течение семестра, имеет возможность выполнить весь необходимый объем заданий к сессии, задать вопросы преподавателю во встроенном форуме. Электронный курс позволяет повысить мотивацию обучающихся, т.к. они имеют возможность видеть свою успеваемость (получить допуск к зачету или экзамену в электронной обучающей системе) и тем самым оптимизировать учебный процесс.

Список источников

1. Алешугина Е. А., Крюкова Г. К., Молькин Н. В. Интерактивные технологии в процессе преподавания теоретических языковых дисциплин // Великие реки - 2014: труды конгресса 16-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х т. Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно--строительный университет, 2014. Т. 2. С. 279-281.

2. Березина А. С., Славолюбова Я. В. Роль научно-исследовательской работы студентов в компетентностной модели образования // Высшее образование: традиции и инновации: сборник трудов. Кемерово, 2016. С. 68-72.

3. Ваганова О. И. Особенности преподавания педагогических дисциплин в контексте дистанционного образования // Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики: материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2015. С. 89-92.

4. Иванова С. Г. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 143-147.

5. Ларионова Ю. С., Широколобова А. Г. Тестирование в электронной образовательной среде как способ контроля сформированности компетенций студентов неязыковых направлений подготовки в иностранном языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5 (71). Ч. 3. С. 189-194.

6. Мошкина Е. В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения: дисс. ... к. пед. н. Красноярск, 2014. 185 с.

7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php (дата обращения: 03.02.2018).

8. Семеновских Т. В. Технологии e-learning обучения в проектировании электронных учебников по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Науковедение. 2014. № 6 (25). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/01PVN614.pdf (дата обращения: 03.02.2018).

9. Широколобова А. Г., Губанова И. В. Содержание и структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (67). Ч. 1. С. 212-216.

10. Clark R. C., Mayer R. E. E-learning and the science of instruction: Proven guidelines for consumers and designers of multimedia learning. 4th ed. San Francisco: Pfeiffer, 2016. 528 p.

11. Rice W. Moodle E-Learning Course Development: А Complete Guide to Successful Learning Using Moodle. Birmingham -Mumbai: Packt Publishing, 2011. 344 p.

E-LEARNING TECHNOLOGIES USE WHEN ORGANIZING CORRESPONDENCE STUDENTS' AUTONOMOUS WORK ON FOREIGN LANGUAGE

Shirokolobova Anastasiya Georgievna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Larionova Yuliya Sergeevna

T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University nastja_shirokolo@rambler. ru; julialari@rambler. ru

Berezina Anna Sergeevna

Kemerovo State Agricultural Institute [email protected]

The article tackles the problem of introducing e-learning technologies in the educational process of correspondence students of T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University. The authors describe an attempt of creation and approbation of an electronic course for correspondence students' autonomous work on the discipline "Foreign Language" in the e-learning system of a technical higher education establishment. The paper considers the stages and means to organize correspondence students' autonomous work on foreign language in the Moodle environment since electronic environment is the basic form of material presentation for correspondence students and allows organizing continuous flexible autonomous learning of correspondence students and raising their motivation.

Key words and phrases: e-learning; students' autonomous work; foreign language; electronic educational environment; electronic course; extramural form of study; motivation; correspondence student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.