ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
И.А. Нагаева
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий и высшей математики, Международный независимый эколо-го-политологическмй университет (Академия МНЭПУ).
E-mail: i.a.nagaeva@yandex.ru
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ
В статье анализируется потенциал и возможности метода смешанного обучения как дидактического средства реализации перехода с традиционной модели обучения на интегрированную с привлечением электронных сред и ресурсов. Рассматриваются существующие модели смешанного обучения, обсуждаются способы их адаптации к условиям российской вузовской системы. Выявляются проблемы, препятствующие эффективной и быстрой интеграции электронных образовательных сред, и предлагаются некоторые стратегические инициативы по их решению.
Ключевые слова: смешанное обучение, информационные технологии, электронное обучение, информатизация образования.
Современный этап развития образовательной деятельности определяется доминированием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют интенсифицировать формы и методы традиционных подходов к обучению. Все большее количество людей стремится получить образование с минимальными временными потерями, поскольку темп жизни оставляет все меньше времени для традиционного очного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ориенти-
Нагаева, И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности[Текст] / И.А. Нагаева// Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 56-67.
рует на переход от обучения, где обучаемый - объект воздействия обучающего, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а обучающий выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно меняются принципы организации образовательного процесса, создаются условия для реализации динамичного персонализированного обучения [4]. Возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в ст. 15 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014): «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» [1].
В ст. 16, п.1 указано: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1].
Одной из современных образовательных технологий является смешанное обучение, или blended learning, в основе которого лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы», электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Среди основных преимуществ данного обучения можно назвать следующие:
• каждый обучающийся получает возможность освоить нужные знания и умения в удобном формате;
• планирование и понимание того, какую потребность обучение должно удовлетворить и какие результаты принести;
• обеспечение эффективных инструментов управления обучением;
• снижение временных и финансовых затрат на обучение, не теряя при этом преимуществ традиционного подхода;
• технологии и преподавание обогащают и взаимно дополняют друг друга;
• активное социальное взаимодействие обучаемых и между собой, и с
преподавателями;
• доступность преподавателя практически постоянно;
• обучение возможно независимо от времени и места;
• разнообразие дидактических подходов;
• улучшение качества обучения (в том числе за счет использования более эффективных средств обучения);
• индивидуальный контроль за обучением;
• естественное освоение учащимися современных средств организации работы, коммуникаций;
• приоритет самостоятельной деятельности обучаемого;
• организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого обучаемого;
• использование организации групповой учебной деятельности;
• гибкость образовательной траектории;
• интеграция онлайнового и оффлайнового учебно-методического контента многократного использования.
Как мы видим, реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям ФГОС РФ, а значит, его можно и нужно применять на практике.
Приведем основные определения смешанного обучения:
1. Смешанное обучение - это формальные учебные программы, в рамках которых студенты, как минимум, частично обучаются в электронном, онлайновом формате, и при этом присутствуют некоторые элементы контроля над сроками, ходом и темпом обучения; частично же обучение происходит очно, вне дома обучающихся. В таком обучении используются разные модальности, чтобы обеспечить в итоге интегрированный учебный опыт (Staker/Horn, 2012).
2. Смешанное обучение - это интеграция электронного и традиционного обучения, которой присуща запланированность и педагогическая ценность (Sloan Consortium).
3. Смешанное обучение - это такой метод обучения, который комбинирует различные ресурсы, в частности, элементы очных учебных сессий и электронного обучения (MacMillan Dictionary) [5, 6, 7, 8].
Использование методов и технологий очного и электронного обучения позволяет одновременно использовать преимущества указанных форм обучения. Очные элементы используются для мотивации студентов. Традиционные формы обучения основаны на прямом личном общении обучаемого и обучающего.
Технологии электронного обучения предоставляют мультимедийный контент вне времени и места для обучающихся с разными возможностями и запросами. Сочетание онлайновых и оффлайновых элементов позволяет сделать обучение эффективным, экономичным и удобным, а учебный процесс интерактивным, личностно-ориентированным и адаптивным для всех заинтересованных в обучении сторон.
Безусловно, существует ряд причин неэффективного использования технологий дистанционного и электронного обучения:
• отсутствие эффективных средств управления образованием;
• отсутствие средств на разработку учебного контента;
• нехватка педагогических кадров в сфере технологий дистанционного обучения;
• специфика обучения;
• отсутствие современных средств обучения;
• плохая техническая и программная оснащенность обучаемых;
• отставание учебных программ от реальной жизни и т.д.
Следует принять во внимание, что образование с помощью Интернет -технологий - явление новое. Ещё не сформирована культура общения и работы через Интернет. Сегодня уже видны некоторые минусы использования новых технологий в образовании:
• большинство учебных материалов, созданных для традиционного обучения, не подходят для использования в онлайн или смешанном обучении.
• удалённый студент, обучаясь только с помощью средств информационных технологий, не получает возможности наработать те необходимые навыки, которые он мог бы нарабатывать на лекциях и семинарах;
• недостаток профессионализма при разработке учебных онлайн - материалов и необходимость специальной подготовки преподавателей для работы с новыми технологиями;
• необходимость оснащения учебного заведения компьютерным оборудованием и программным обеспечением, требующими постоянного обновления;
• разработанные курсы не соответствуют различным стандартам на интерфейс, графику и т.п., могут преподаваться только одним учебным заведением или только одним преподавателем;
• отсутствие системы поощрения за участие в повышении качества процесса образования, в освоении новых принципов преподавания с применением дистанционных образовательных технологий;
• проблемы развития навыков работы с информационными системами у
всех участников учебного процесса.
На фоне проблем внедрения очень выгодно смотрится смешанная модель обучения - можно совмещать технологии. У преподавателей и студентов появляется больше времени и возможностей для освоения новых технологий, т.к. количество онлайн-занятий увеличивается постепенно. В смешанной модели обучения появляется возможность для постепенной проектировки курсов, так как для этой модели не нужны полностью интерактивные и мультимедийные курсы. На начальном этапе внедрения инновационных технологий достаточно оформленных текстовых материалов, форума, чата, системы тестирования и системы обмена файлами.
Введение в образовательный процесс смешанного обучения позволяет решить ряд задач:
1) для обучаемых:
• расширение образовательных возможностей обучающихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
• реализация индивидуальных учебных планов с неограниченным выбором предметов, уровня их освоения и способов организации учебной деятельности;
• персонализация образовательного процесса: обучаемый самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности;
• максимальная объективизация процедуры и результатов оценивания;
• стимулирование формирования субъектной позиции обучающегося: повышение самостоятельности, социальной активности, мотивации познавательной деятельности;
• получение индивидуальных консультаций учителя для преодоления трудностей при освоении учебного материала и ликвидации пробелов в знаниях;
2) для преподавателей:
• повышение квалификации педагогических кадров;
• приобретение квалификационных компетенций, направленных на реализацию ФГОС нового поколения;
• повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов;
• использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;
• возможность организовывать качественную работу с высокомотивированными учениками;
• трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, что способствует конструированию обучающимся собственных знаний;
3) для организации учебного процесса:
• возможность экономии средств за счёт повышения уровня эффективности педагогической деятельности.
• привлечение дополнительного контингента обучающихся благодаря организации многопрофильного обучения;
• решение проблемы дефицита педагогических кадров;
• интенсификация учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных и культурных потребностей;
Примерами организации смешанного обучения служат электронные курсы, практическое обучение, работа над конкретными проектами, служебная ротация, электронные книги, мобильное обучение, коучинг, под-касты, очные курсы, выездное обучение, учебные игры и симуляции, формальное обучение с сертификациями и многое другое.
Существуют типичные модели смешанного обучения, которые можно выбрать за основу:
1. Модель «Face-to-Face Driver»: значительная часть учебной программы изучается в школе при непосредственном взаимодействии с обучающим; электронное обучение используется в качестве дополнения к основной программе.
2. Ротационная модель: чередование способов работы с учебными материалами при прохождении образовательной программы; учебное время распределено между индивидуальным электронным обучением и обучением в аудитории вместе с обучающим, который также осуществляет дистанционную поддержку при электронном обучении.
2.1. Классная ротация: чередование способов изучения материала по установленному расписанию (графику) или по усмотрению преподавателя, использование электронного обучения, вовлечение в деятельность группы обучаемых или индивидуально.
2.2. Лабораторная ротация: одним из способов работы с учебными материалами являются онлайн-лабораторные работы, наличие утвержденного расписания, перемещение обучаемых внутри учебного заведения.
2.3. Порционное обучение (Flipped Classroom - «Перевернутый класс»):
наличие утвержденного расписания очной учебной активности, в том числе, работы над проектами; преимущественное использование электронного обучения при определенном контроле над обучением; возможность выбора места для прохождения электронного обучения, использование для организации самостоятельной учебной деятельности.
2.4. Индивидуальная ротация: наличие индивидуального графика изучения предмета, обязательный онлайн-этап обучения.
3. Flex модель (Гибкая модель): преимущественное использование электронного обучения; обеспечение онлайновой, оффлайновой и очной поддержки обучаемых; наличие индивидуального расписания; работа в малых группах; организация групповых проектов; индивидуальное обучение.
4. Self-blend модель (Модель «учебного меню»): изучение одного или нескольких электронных учебных курсов полностью онлайн; возможно одновременное обучение в различных учреждениях.
5. Модель обогащенного виртуального обучения (Виртуально обогащенная модель): модель работы всего учебного заведения; необязательное каждодневное посещение учебного заведения; сочетание очных и дистанционных занятий.
Каждая модель отличается преобладанием одной из трёх составляющих технологии смешанного обучения:
1. Прямое личное взаимодействие участников образовательного процесса.
2. Интерактивное взаимодействие, опосредованное компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными ресурсами.
3. Самообразование.
Студенты становятся слушателями, преподаватели - тьюторами, сотрудники деканатов - организаторами учебного процесса.
Деятельность преподавателя заключается в координации деятельности учеников как очно, так и дистанционно в условиях высокотехнологичной информационно-образовательной среды, выстраивании индивидуальных образовательных траекторий; организации различных видов деятельности с использованием информационно-образовательных ресурсов; отбора электронного образовательного контента.
В условиях смешанного обучения преподаватель обеспечивает обратную связь посредством комментирования прогресса и скорости прохождения учебного материала, успешности его выполнения благодаря функционалу
и информационной образовательной среде : видеоконференции, форумы, чаты и др. Кроме того, преподаватель непрерывно осуществляет мониторинг учебного процесса и комплексный анализ промежуточных результатов деятельности каждого обучаемого посредством проверки сведений об активности работы в сети, качества выполненных в тестовой форме контрольных заданий, количества попыток выполнения того или иного задания, обращения к дополнительным образовательным ресурсам [2].
В зарубежных исследованиях традиционный подход называются teacher-centered (сфокусированный на преподавателя). При таком подходе действующим и управляющим лицом учебного процесса является преподаватель. При смешанной модели обучения подход меняется на student-centered (сфокусированный на студента). При традиционном обучении студента учат, при смешанном - студенту помогают учиться. Участник образовательного процесса - Active Student (активный студент), который может скорректировать учебный процесс и самостоятельно планировать учебное время. Самостоятельная работа обучаемого заключается в освоении онлайн учебных материалов, работы в чатах и форумах, в общении по электронной почте, прохождении онлайн тестирования и т.п.
Электронная почта, чат, форум являются основными элементами общения и работы при помощи информационно-коммуникационных средств. Основными отличиями данных элементов от личного общения являются: асинхронность, эффект анонимности, отсутствие «живого» общения, доступность большей аудитории.
Назовем основные элементы смешанной модели обучения:
1. Лекционные занятия: материалы лекций оформлены в виде презентаций и/или онлайн курса.
2. Семинарские занятия (face-to-face sessions): занятия могут быть объединены с лекционными. Обсуждение наиболее важных тем дисциплины, а также отработка практических навыков.
3. Учебные материалы дисциплин (учебники и методические пособия): материалы представлены в печатном и в электронном виде, используются различные мультимедийные приложения.
4. Онлайн - общение с преподавателями и студентами.
5. Индивидуальные и групповые онлайн - проекты (collaboration): развитие навыков работы в Интернете, анализа информации из различных источников, работы вместе с группой, распределения обязанностей и ответственности за выполнение работы.
6. Виртуальная классная комната: общение студентов с преподавателем
с помощью различных средств Интернет - коммуникаций.
7. Аудио и видеолекции, анимации и симуляции.
При смешанном обучении занятий в классе становится меньше - часть занятий переносится в режим онлайн. Для онлайн-занятий необходимо самостоятельное освоение определённого материала или выполнение заданий. Онлайн - занятия могут проходить по схеме » вопрос-ответ» или преподаватель может задавать темы для обсуждения, может предлагать студентам задавать тему. Сроки выполнения заданий в смешанном обучения фиксированные.
Онлайн-занятие разбивается на три этапа: работа «до», работа «во время», работа «после».
Работа «до»: студенты должны подготовиться к занятию, к контакту с другими обучаемыми и преподавателем, чтобы иметь возможность обсудить и проработать изученное, а также задать все необходимые вопросы.
Работа «во время» является контактной: обсуждение тем, заданий, закрепление и проверка полученных знаний при помощи тестов, вопросов или практических заданий.
Работа «после»: закрепление нового материала, выполнение домашнего задания, теста и т.д.
Оценка успеваемости студента может осуществляться как в режиме онлайн, так и в классе. В режиме онлайн может проводиться тестирование и выполнение различных проектов и заданий. Финальная оценка - зачёт или экзамен - проводится только в классе.
Для организации совместной работы студентов и преподавателей используются средства коллективной работы Web 2.0, такие как социальные сети, генерируемый пользователями контент, вики, блоги. Изменения технологии обучения включают в себя:
• обучение более чем в одной среде, расширение рамок учебного заведения;
• совместную работу над проектами, наполнение контента;
• использование вместо учебников электронных книг с мультимедийным контентом;
• активное дистанционное взаимодействие обучаемых между собой и с преподавателем;
• адаптацию традиционных способов обучения к новым реалиям.
Электронное обучение и применение дистанционных образовательных
технологий позволяют создать для студентов более доступную и гибкую среду обучения, которая значительно расширяет возможности совместной работы обучаемых [3].
Для эффективной реализации изучения дисциплины в системе смешан-
ного обучения необходимо, в первую очередь, разработать методическое обеспечение программы обучения, которое включает:
• учебно-методические материалы: содержание учебного предмета, соответствующее целям и задачам образования, направленное на усвоение обучающимися определенного объема научных знаний; материалы для формирования мировоззрения, познавательной активности, интереса к профессиональной деятельности;
• компьютерную поддержку, созданную на основе информационно-коммуникационных технологий: программное обеспечение учебного процесса (системные и прикладные программы и программные комплексы, используемые в том или ином виде, включая инструментальные среды для создания обучающих программ и программных комплексов); вычислительное, телекоммуникационное и другое оборудование; каналы передачи данных.
Интерактивные учебные курсы - это своего рода электронные учебники, наполненные текстом, анимацией, видео, звуком, симуляциями. Курсы можно записывать на диски, проходить в локальном режиме, загружать на сайты. Преимущество использования интерактивных учебных курсов заключается в следующем:
• развитие навыков самостоятельного обучения и самоконтроля;
• стимулирование активного обучения;
• интерактивная наглядность материала;
• изучение исследуемых процессов изнутри посредством различных симуляций;
• изучение невозможных, опасных для жизни или дорогих сценариев и ситуаций, таких как радиационное оборудование, операции, параллельные миры и проч.;
• использование видеоматериалов.
При очевидных плюсах использования видеокурсов, таких как разнообразие учебных материалов, демонстрация производственных процессов, контроль обучения - существуют и недостатки: снижение активной роли студентов при обучении; возможные технические проблемы с программным обеспечением или оборудованием.
Внедрение смешанной формы обучения связано с необходимостью внесения изменений в нормативную базу, требует инвестиций в разработку необходимого учебного контента, переподготовки кадров.
Сформулируем общие рекомендации, как сделать смешанное обучение эффективным.
1. Смешанное обучение должно быть целенаправленным. Программа смешанного обучения должна обладать продуманной архитектурой с последовательными переходами между разными видами и типами учебной активности.
2. В основе разработки смешанного обучения должен лежать системный подход, включающий: цели обучения, целевую аудиторию, потребности в обучении, расписание, технологии, архитектуру обучения.
3. Необходима система промежуточного и итогового контроля усвоения знаний, приобретения навыков и умений; разработка онлайновых тестов, тематики проектов.
4. Проведение анализа потребностей в обучении целевой аудитории, базовых знаний и умений, опыта, предпочитаемых стилей обучения.
5. Выбор одной из типичных целей программ смешанного обучения: охватить большее количество обучаемых (электронные курсы, виртуальные классы, обучение без отрыва от работы), повысить эффективность практического применения полученных знаний (коучинг, практические очные мастерские, онлайновые симуляции, обмен лучшими практиками, совместная работа), снизить расходы на обучение.
6. Оптимальное соотношение видов и типов учебной активности: 10% - формальное обучение и самостоятельная работа (виртуальные классы, классные занятия, вебинары, асинхронное электронное обучение, тесты); 20% - наставничество и тьюторство; 70% - неформальное обучение и практические задания (практическое обучение, совместные проекты, практические задания, лабораторные работы).
7. Построение различных траекторий и сценариев обучения для разных групп обучаемых.
8. Подготовка документации, включающей: главные цели обучения; иерархию необходимых результатов обучения; описание всех использованных методов обучения; сроки, которые отводятся на каждый компонент смешанного обучения; средства поддержки обучения; требования к бюджету и кадровому обеспечению.
Таким образом, для смешанного обучения характерно сохранение общих традиционных принципов построения учебного процесса с включением элементов интернет-обучения. Соотношение этих двух форм обучения определяется готовностью образовательного учреждения к подобному построению учебного процесса, а также желанием и техническими возможно-
стями обучающихся.
Технологии трансформируют образование, и их влияние постоянно растет. Смешанное обучение является перспективной системой обучения, которая совмещает преимущества традиционного и интерактивного обучения. На наш взгляд, развитие смешанной формы обучения может стать одним из ключевых направлений модернизации всей образовательной сферы.
Литература
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // СПС Гарант.
2. Нагаева И.А. Моделирование процесса преподавания в виртуальном образовательном пространстве вуза // Сетевой научно-практический журнал «Перспективы науки и образования». -№ 4 - 2013. - С. 79 - 92. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pnojournal.files.wordpress. com/2013/08/1304pno.pdf, свободный.
3. Нагаева И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития [Текст] / И.А. Нагаева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Ч.: ЧИППКРО - № 3 - 4 (16 - 17), 2013. - С. 31 - 37.
4. Орешкина А.К. Теоретические основы развития образовательного пространства системы непрерывного образования в контексте его социальных измерений // Инновационные образовательные технологии. - 2014. - №2(38). - С.4-7.
5. Larry Bielawski David Metcalf Blended eLearning: Integrating Knowledge, Performance, Support, and Online Learning, 2003 by HRD Press, Inc.
6. Means, B., Toyama, Y., Murphy, R., Bakia, M., & Jones, K. (2010, September). Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies.
7. Mijares Illiana. Blended learning: Are we getting the best from both worlds? Literature Review for EDST 561 [Электронный ресурс]. URL: http://elk.library.ubc.ca/bitstream/handle/2429/44087/EDST561-LRfinal-1.doc.docx?sequence=1 (дата обращения: 03.08.2014).
8. Richards Griff. Athabasca University. Learning Analitics: On the Way to Smart Education [Электронный ресурс]. URL: http://distant.ioso.ru/seminar_2012/conf.htm (дата обращения: 03.08.2014).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
У
А.К. Савина
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра педагогической компаративистики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» E-mail: alicja@list.ru
СТАНОВЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЫ В XX ВЕКЕ
В статье раскрыта эволюция развивающей функции зарубежной школы в течение ХХ столетия. На этот процесс оказали влияние основные психологические и педагогические теории того времени: педагогический натурализм, педагогический социологизм и конструктивизм.
Ключевые слова: развитие, школа, образование, натурализм, социологизм, конструктивизм.
Проблема функций, выполняемых школой, является исторической проблемой, изучением которой в течение многих столетий занимались мыслители, философы и педагоги, представлявшие разные течения и направления в науке. Современные авторы, разрабатывая теории развития человека, соответствующие процессам, происходящим в окружающем нас мире, обращаются к мировому опыту, накопленному педагогическим сообществом в этой области.
Исторически школа как социальный институт во все времена своего существования выполняла две основные, практически взаимоисключающие друг друга функции - адаптивную, приоритетную в течение длительного времени, приспосабливающую воспитанников к существующим условиям социальной среды, и развивающую, ориентированную на выявление и развитие природных данных ребенка,
Савина, А.К. Становление развивающей функции зарубежной школы в XX веке [Текст] / А.К. Савина // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 68-80.