УДК 001.8
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
© И. В. Кривопалова
Ключевые слова: смешанное обучение; электронное обучение; образовательный процесс; интерактивные учебные средства; адаптивное программное обеспечение; компьютерные телекоммуникационные технологии; электронные информационно-образовательные онлайн-ресурсы; самообразование; система дистанционного обучения.
Смешанное обучение — технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий "очной системы" и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. В статье рассматриваются модели смешанного обучения (blended learning), их преимущества в обучении, а также проблемы, которые могут возникать при их использовании.
Смешанное обучение получило широкое распространение в США и Европе. Это обусловлено наличием хорошего уровня Интернет коммуникаций и уровня компьютерной грамотности населения. Не малую роль сыграло и техническое (компьютерное) оснащение потенциальных студентов. Именно эти три фактора осложняют развитие Интернет образования в России — уровень Интернет коммуникаций сравним с европейским только в Москве и центральных городах России, уровень компьютерной грамотности и оснащения потенциальных студентов достаточно низкий. Однако это вовсе не значит, что университеты не должны развиваться и тем самым предоставлять своим студентам актуальные и новые знания и навыки. Новые технологии в образовании должны использоваться и развиваться.
Суть смешанной формы обучения заключается в том, что Интернет образовательные технологии используются в качестве поддержки традиционного очного образования. Студенты получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО) университета, в которой находится весь учебный материал, встроена система тестирования, есть доступ к различным онлайн библиотекам и источникам. В смешанной форме обучения часть контрольных мероприятий может проводиться онлайн, а также могут использоваться возможности СДО для групповых коммуникаций для выполнения различных проектов. На сегодняшний день такая форма образования используется во многих европейских университетах и является наиболее подходящей в сложившейся ситуации в России [1].
Однако опыт активного использования электронного обучения в западных странах и сравнение его с традиционными формами обучения, основанными на прямом личном общении преподавателя и обучающегося, выявил четко различимые сильные и слабые стороны каждой из этих форм.
К сильным сторонам можно отнести:
- гибкость. Время обучения не зависит от расписания занятий в вузе; место обучения не ограничено стенами кабинета; темп и ритм обучения не привязаны к темпу и ритму работы других студентов группы; обеспечивает вовлеченность в учебный процесс;
- адаптивность — возможность организации учебного процесса для студентов с разными возможностями и запросами;
- идивидуализация — учебный процесс реализуется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями обучаемых, методические подходы и педагогические технологии, используемые преподавателем, дополняются интерактивными учебными средствами и адаптивным программным обеспечением;
- интерактивность — использование вариативных форм и способов взаимодействия как участников образовательного процесса друг с другом, так и формы и способы их взаимодействия с контентом;
- глубина рефлексии: студенты имеют время для того, чтобы более внимательно и глубоко рассмотреть и обосновать собственные суждения.
К слабым сторонам относятся:
- спонтанность. Технология электронного обучения не способствует быстрому образованию цепочек ассоциативных идей и интуитивных открытий;
- отсрочка. Возможна тенденция к отсрочке учебных действий;
- личные (человеческие) связи. Данная среда воспринимается многими обезличенной, что может вызывать неудовлетворенность процессом.
Появление технологии смешанного обучения (blended learning) позволяет сочетать сильные стороны обеих форм обучения: электронного и традиционного [2].
Смешанное обучение состоит из трех основных компонентов:
- традиционное прямое личное взаимодействие участников образовательного процесса (face to face — F2F);
- интерактивное взаимодействие, опосредованное компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными онлайн-ресурсами (computer mediated — СМ);
- самообразование (self-study — SS).
Ключевым в определении смешанного обучения является слово взаимодействие.
Существует ряд задач, которые позволяют решить введение в образовательный процесс смешанного обучения:
- расширение образовательных возможностей студентов за счет увеличения доступности и гибкости образования, учета их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
- стимулирование формирования субъектной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в т. ч. в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
- трансформирование стиля работы преподавателя: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию со студентом, способствующему конструированию обучаемым собственных знаний;
- персонализация образовательного процесса, когда студент самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности [3].
Существует большое разнообразие моделей смешанного обучения в зависимости от доли F2F и CM в учебной деятельности, а также от местоположения обучаемого в процессе учебной деятельности (в вузе или за его пределами). Любая комбинация, кроме моделей организации учебного процесса без онлайн учебной деятельности (традиционные формы) и заочного обучения, в котором полностью отсутствует прямое личное взаимодействие между преподавателем и студентом, может быть отнесена к смешанному обучению.
Все модели могут быть реализованы в очной системе. СМ компонент может быть встроен в очную систему. Вместе с тем возможно его вынесение за рамки расписания и образовательного учреждения вообще.
В качестве основных моделей в данном исследовании предлагаются следующие разновидности моделей "Ротация" и модели, реализующие персонализированный подход [4].
Общим для моделей группы является то, что смешанное обучение в рамках одного предмета и группы подразумевает чередование прямого личного общения преподавателя и студента (Р2Р компонент) с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным телекоммуникационными технологиями (СМ компонент).
Порядок чередования может быть фиксированным или гибким по усмотрению преподавателя.
Предъявление (объяснение) нового учебного материала, его закрепление и отработка навыков может осуществляться как в рамках Р2Р, так и в рамках СМ компонентов (например, знакомство с новым учебным материалом осуществляется с использованием онлайн-ресурса, а закрепление и отработка навыков на паре в аудитории, или наоборот). Решение по этому вопросу принимает преподаватель. Групповая работа, проектная деятельность организуются преподавателем и осуществляются в рамках Р2Р компонента. Возможно участие студентов в межвузовских проектах в рамках СМ компонента [5].
Преимуществом данной разновидности модели является то, что со временем вырабатывается привязка определенного вида деятельности к определенному месту, что снижает временные затраты на включение студентов в соответствующий вид деятельности.
Модели, реализующие персонализированный подход. Модели данной группы идеально подходят для студентов, имеющих высокие мотивацию к учению, уровень сформированно-сти ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных навыков. В рамках этой группы модели деятельности и ответственности за ее результаты возлагается на обучаемого, т. к. процесс строится преимущественно с использованием ресурса дистанционного обучения. Задачи образовательного учреждения в этом случае сводятся к предоставлению временных (предусмотренные в расписании часы для онлайн-курса) и пространственных (помещение с компьютером и выходом в Интернет) ресурсов, а также к оказанию психологической и, при необходимости, педагогической поддержки. При определенных условиях (компоновка в расписании предметов, подразумевающих посещение вуза, в виде кластера) студент может осваивать онлайн-курсы вне вуза [6]. Модели этой группы различаются лишь способом формирования учебных групп:
- внутри параллели одного вуза с фиксированным набором курсов для изучения онлайн
— "Новый профиль" ;
- внутри параллели одного вуза с различным набором курсов для изучения онлайн — "Индивидуальный учебный план" ;
- внутри параллелей одного возраста разных вузов для изучения определенного онлайн-курса — "Межвузовская группа" .
Данная модель облегчает составление расписания при работе по индивидуальным учебным планам [7].
С использованием смешанного обучения у студента появляется ряд дополнительных возможностей:
1) повышение мотивации познавательной деятельности;
2) возможность реализации индивидуальных учебных планов с неограниченным выбором предметов, уровня их освоения и способов организации учебной деятельности;
3) возможность максимальной объективизации процедуры и результатов оценивания;
4) реализация индивидуальных запросов уровня учебных достижений с использованием ситуации успешности;
5) возможность интенсификации учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных и культурных потребностей;
6) возможность получения индивидуальных консультаций преподавателя для преодоления трудностей при освоении учебного материала и ликвидации пробелов в знаниях.
Для преподавателя:
1) повышение квалификации;
2) повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов;
3) использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;
4) преодоление "цифрового разрыва" между преподавателем и студентами;
5) возможность работать с высокомотивированными студентами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виртуальная образовательная среда: http://elms.eoi.ru/Pages/Default.aspx. агл. с экрана.
2. Костина Е.В. Модель смешанного обучения (Blended learning) // Известия вузов. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 1(2). С. 141-144.
3. Кривопалова И.В. Современные технологии информатизации образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 6. С. 1963-1965.
4. Десятова Л.В. Использование модели смешанного обучения (blended learning) для создания и апробирования курса ИКТ для поддержки обучения по базовой программе. М.: Издательский дом "Первое сентября"// Английский язык. 2010. № 13. С. 7.
5. Желнова Е.В. 8 этапов смешанного обучения: обзор статьи "Missed Steps"Дарлин Пейнтер // Training & Development. URL: http://www.obs.ru/interest/publ/?thread=57. Загл. с экрана.
6. Clarc D. Blended Learning: An EIC white Paper. Brighton, 2003. P. 23.
7. Dudney G, Hockly N. How to... Teach English with Technology // Harlow: Pearson Education Zdt., 2007. P. 15.
Поступила в редакцию 10 ноября 2012 г.
Krivopalova I.V. MIXED TRAINING AS AN INNOVATIVE WAY OF EDUCATIONAL SPHERE MODERNIZATION
Mixed training is a technology of educational process inside which there is the idea of combining the technologies of "intramural system" and e-learning based on new didactic possibilities, provided by IKT and modern educational means. In the article some models of mixed training, the advantages of using them in educational process as well as the concomitant problems one should be aware of are considered.
Key words: mixed training; electronic training; educational process; interactive educational means; adaptive software; computer telecommunication technologies; electronic information and educational online resources; self-education; system of distance learning.