Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ZOOM ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МАТЕМАТИЧЕКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ ВУЗА НА ФОНЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ЗА И ПРОТИВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ZOOM ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МАТЕМАТИЧЕКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ ВУЗА НА ФОНЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ЗА И ПРОТИВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / онлайн-обучение / высшая школа / пандемия коронавируса / distance education / online learning / high school / coronavirus pandemic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поладова Валентина Викторовна

Введение. Вспышка пандемии коронавируса в России привела к смене формата традиционной школы на онлайн-обучение. Статья рассматривает специфику применения приложения ZOOM применительно к математическим дисциплинам в условиях высшей школы как особого вида дистанционного образования. Материалы и методы. Произведен анализ научно-педагогической литературы по исследованию дистанционного и онлайн-образования. Изучены положительные и отрицательные стороны приложения ZOOM как формы онлайн-обучения. Результаты исследования. Двухступенчатый анализ использования программы ZOOM со стороны автора статьи и личного мнения студентов показал успешность ее функционирования в высшей школе применительно к математическим дисциплинам. Обсуждения и заключения. Приложение ZOOM как форма онлайн-обучения может быть рекомендована к широкому применению в сфере образовательных услуг в случае возникновения чрезвычайных ситуаци

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF USING REMOTE TECHNOLOGIES ON THE EXAMPLE OF THE ZOOM PROGRAM IN RELATION TO MATHEMATICAL DISCIPLINES IN HIGH SCHOOL CONDITIONS AGAINST THE BACKGROUND OF THE SPREAD OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC: PROS AND CONS

Introduction. The outbreak of the coronavirus pandemic in Russia has led to a change in the format of traditional schools to online education. The article considers the specifics of applying the ZOOM application in relation to mathematical disciplines in higher education as a special type of distance education. Materials and methods. The analysis of scientific and pedagogical literature on the study of distance and online education is made. The positive and negative aspects of ZOOM application as a form of online learning are studied. Research result. A two-stage analysis of the use of the ZOOM program by the author of the article and the personal opinion of students showed the success of ITS functioning in higher school in relation to mathematical disciplines. Discussions and conclusions. ZOOM application as a form of online learning can be recommended for wide use in the field of educational services in the event of emergencies.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ZOOM ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МАТЕМАТИЧЕКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ ВУЗА НА ФОНЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ЗА И ПРОТИВ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ZOOM ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МАТЕМАТИЧЕКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ ВУЗА НА ФОНЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: ЗА И ПРОТИВ

Поладова Валентина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: poladova@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10102

Аннотация:

Введение. Вспышка пандемии коронавируса в России привела к смене формата традиционной школы на онлайн-обучение. Статья рассматривает специфику применения приложения ZOOM применительно к математическим дисциплинам в условиях высшей школы как особого вида дистанционного образования.

Материалы и методы. Произведен анализ научно-педагогической литературы по исследованию дистанционного и онлайн-образования. Изучены положительные и отрицательные стороны приложения ZOOM как формы онлайн-обучения.

Результаты исследования. Двухступенчатый анализ использования программы ZOOM со стороны автора статьи и личного мнения студентов показал успешность ее функционирования в высшей школе применительно к математическим дисциплинам.

Обсуждения и заключения. Приложение ZOOM как форма онлайн-обучения может быть рекомендована к широкому применению в сфере образовательных услуг в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-обучение, высшая школа, пандемия коронавируса.

PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF USING REMOTE TECHNOLOGIES ON THE EXAMPLE OF THE ZOOM PROGRAM IN RELATION TO MATHEMATICAL DISCIPLINES IN HIGH SCHOOL CONDITIONS AGAINST THE BACKGROUND OF THE SPREAD OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC: PROS AND CONS

Poladova Valentina Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: poladova@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10102

Abstract:

Introduction. The outbreak of the coronavirus pandemic in Russia has led to a change in the format of traditional schools to online education. The article considers the specifics of applying the ZOOM application in relation to mathematical disciplines in higher education as a special type of distance education.

Materials and methods. The analysis of scientific and pedagogical literature on the study of distance and online education is made. The positive and negative aspects of ZOOM application as a form of online learning are studied.

Research result. A two-stage analysis of the use of the ZOOM program by the author of the article and the personal opinion of students showed the success of ITS functioning in higher school in relation to mathematical disciplines.

Discussions and conclusions. ZOOM application as a form of online learning can be recommended for wide use in the field of educational services in the event of emergencies.

Keywords: distance education, online learning, high school, coronavirus pandemic.

«Дистанционное обучение у нас.. .внедряется широко... Нам необходимо сделать это образование доступным, развивать современные технологии» В.В. Путин

Хорошая математическая подготовка, реализуемая в настоящее время в условиях вуза во всех ее формах: очной, заочной, вечерней, очно-заочной, дистанционной - основа успешной профессиональной работы специалиста во многих прикладных сферах деятельности человека, что подтверждено рядом законодательных актов на государственном уровне: ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом № 1367 от 19 декабря 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Концепцией развития математического образования на основе Распоряжения Правительства РФ и др. [6,7,9]. Однако ввиду ряда непредвиденных жизненных обстоятельств, стабильное функционирование высшей школы может быть нарушено. Блестящим подтверждением этому служит пандемия коронавируса, вспыхнувшая в России в марте 2020г. и приведшая к резкой смене формата обучения в образовательной системе РФ на всех ее уровнях: общеобразовательной, средней и высшей. В сложившейся чрезвычайной ситуации единственной обучающим методом, способствующим сохранению жизни человека и его здоровья, стала дистанционное образование, частным случаем которого является онлайн-обучение. Их суть очень верно выразил К. Васильев: «Современные достижения науки и техники открыли для человечества массу возможностей. Сегодня люди могут получать образование ... в удобных и комфортных условиях: дома, в кафе и пр. Достаточно иметь под рукой гаджет (ноутбук планшет, телефон и пр.) и выход в Интернет» [25].

Вопросы дистанционного образования и онлайн-обучения широко изучены в современной научно-педагогической литературе. Так, в работах Аюповой Л.И., Шарова В.С., Андрюхиной Т.С. и др. определены понятия дистанционного и он-лайн-обучения, рассмотрены аспекты их общности и отличительных особенностей [1,2,12,23,24]. «Дистанционное обучение - это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения студент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы» [23]. Его разновидностью является онлайн-обучение - « ... это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас». Этот формат обучения еще называют e-leaming или «электронное обучение». И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово «онлайн» лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со

студентом. Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса ... Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного - процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями. Понятие «дистанционное обучение» указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А «онлайн-обучение» означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов» [23]. В трудах Сагиндыковой А.С., Губского Е.Г., Герлингер Г.В. обоснована актуальность и необходимость использования дистанционного и онлайн-обучения [3,4,8]. Работы Шапсигова М.М., Дроновой Е.Н., Фоминой А.С. рассматривают специфику и широкие возможности применения онлайн-технологий в условиях современной высшей школы [5,10,11]. «В настоящее время (массовые открытые онлайн курсы) не только позволяют любому желающему изучить тот или иной курс и сдать экзамены в режиме онлайн. Платформа открыла специализации - серии онлайн курсов для углубленного обучения и развития навыков по определенным темам, завершающиеся созданием дипломных проекта и получением специального сертификата, удостоверяющего прохождение академической программы» [10, С. 1].

Анализ даже такого сравнительно небольшого по объему перечня научно-педагогических источников говорит об огромной значимости компьютерных технологий для образовательного процесса высшей школы. Но, как показала практика, спрос на онлайн-обучение резко возрастает в период нестабильного положения российского и, в целом, мирового социума. Примером тому является разразившаяся пандемия коронавируса 2020 года, спровоцировавшая ряд острых проблем в сфере дистанционных образовательных услуг общеобразовательной, средней и высшей школы. Главными из них явились выбор оптимального программного обеспечения для ведения плановых занятий, и как следствие из этого, подбор комплекса соответствующих педагогических средств и методов, обеспечивающих полноценный учебный процесс применительно к читаемым дисциплинам. Богатые возможности современного компьютера, включающие ряд специализированных коммуникационных приложений и программ - Office 365, Skype, ZOOM, WhatsApp и ряд др. позволили быстро перейти на платформу онлайн-обучения. В условиях ряда московских вузов предпочтение было отдано приложению ZOOM. Это объясняется рядом объективных факторов. Zoom является лидером в современной корпоративной видеосвязи с простой и надежной облачной платформой для видео- и аудиоконференций, чатов и вебинаров в формате высокой четкости. Программное обеспечение приложения достаточно надежно, работает в широком диапазоне операционных систем и обладает рядом технических особенностей, позволяющих их использовать применительно к учебному процессу:

- ZOOM не только обеспечивает видеоконференцсвязь, но и позволяет вести её запись длительностью до 40 минут. Количество видеозаписей не ограни-

чено. Сервис в бесплатной версии обеспечивает видеосвязь с 50-ю участниками.

- участников для видеоконференций ZOOM может вмещать 100 - 1000 человек, если использовать платные тарифы (в Skype только 30);

- конференции можно проводить неограниченное количество раз;

- есть функции для управления онлайн-конференциями;

- не нужна большая скорость Интернета, платформа работает стабильно;

- программу можно использовать на телефоне с ОС Андроид;

- у программы есть интерактивная онлайн доска для рисования и демонстрация экрана [21].

За время практической работы в программе ZOOM в качестве преподавателя математических дисциплин в марте-июне 2020г. в связи с переходом на дистанционную форму обучения из-за распространения пандемии коронавируса автором статьи был выявлен комплекс специфических достоинств и недостатков применения данного приложения. К многочисленным позитивным моментам программы ZOOM можно отнести следующие аспекты:

1. Достаточно малый «вес» программы (11,6 МВ) и сравнительная простота ее загрузки на электронный девайс с доступной пошаговой инструкцией по ее установке (см. Рис. 1. Вид в интернете для скачивания программы ZOOM (версия 5.0.2)).

Zoom 5.0.2 - для конференций l^Ll Программа для проведения он-лайн конференций. ^^^^^^ рейтинг 3.6 / голосов 678

(D X Информация о программе

#1 Backup and Recovery Veeam Software Backup reliably. Recover effortlessly. Replicate efficiently. Free Trial! Всего скачали Операционная система Последнее обновление Русская версия Размер файла Последняя версия Лицензия Разработчик более 100 000 All Windows 13.05.2020 Да « 11,6 MB 5.0.2 Бесплатная Zoom Video Communications,

Inc. □ □□13 Ш!9

Скачать Отзывы Г1331

Рис. 1. Вид в интернете для скачивания программы ZOOM (версия 5.0.2)

2. ZOOM - универсальная программа. Она может быть скачана и установлена на любые устройства: смартфоны, iPhone, IPad, планшеты, ноутбуки и компьютеры.

3. Мгновенный вход в программу по приглашению организатора конференции. Предусмотрен двухвариантный вход в программу: или через ссылку, или индификатор и пароль, высылаемые организатором конференции или по электронной почте, или по WhatsApp.

3. Удобный интерфейс и простота в обращении (см. Рис.2. Входное окно программы ZOOM, Рис. 3. Базовые функции ZOOM для вебинара [22]).

Рис. 2. Входное окно программы ZOOM

Рис. 3. Базовые функции ZOOM для вебинара

4. Возможность записи и планирования предстоящих учебных занятий со студентами.

5. Прямой контакт со всеми студентами по типу работы в учебной аудитории, возможность выслушать вопросы всех студентов и поочередно ответить на них.

6. Работа в подпрограмме «Демонстрация экрана» как особой составляющей ZOOM, позволяющей преподавателю показывать обширный учебный и учебно-методический материал, заложенный на его компьютере: презентации, схемы, математические алгоритмы, практические задания и т.д., причем ZOOM позволяет быстро «пролистывать» информацию и переключаться с одной темы на другую

(см. Рис. 3. Фрагмент слайда презентации в подпрограмме «Демонстрация экрана»).

Линейная алгебра

Практические задания

Рис. 3. Фрагмент слайда презентации в подпрограмме «Демонстрация экрана»

7. Оказание индивидуальных консультационных услуг студентам, имеющими проблемы с математическими дисциплинами, или со студентами, находящимися в сложной жизненной ситуации: болезнь, невозможность вести полноценный учебный процесс по уходу за пожилыми родителями или родственниками и т.д.

8. Сбор в одну учебную аудиторию студентов, находящихся в различных географических точках.

9. Комфортные условия работы для преподавателя, обусловленные пребыванием в домашней обстановке, и позволяющими ему увеличить время учебного процесса.

10. Наличие функции «Доски сообщений», позволяющей производить элементарные математические выкладки, корректировать их, вводить повторно, окончательно удалять.

11. Возможность использования ряда математических приложений через подпрограмму «Демонстрация экрана» - Math Editor, Excel, MathCAD и др.

Безусловно, процесс работы в программе ZOOM обладает и рядом негативных факторов:

1. Возникновение компьютерных неполадок в виде кратковременной потери звука или изображения на экране монитора.

2. Отсутствие возможности быстрой проверки индивидуальных практических работ студентов во время работы программы.

3. Отсутствие возможности поставить заработанную оценку за экзамен или зачет студенту в экзаменационную ведомость и в зачетку при работе преподавателя в домашних условиях.

4. Занятия студентов могут проводиться в разных временных поясах в виду их нахождения в различных географических точках.

5. Отсутствие режима «оффлайн», когда у студента возникает необходимость обратиться к преподавателю с личной просьбой.

Анализ показал тенденцию преобладания достоинств над недостатками обучения в приложении ZOOM в количественном эквиваленте.

Автору статьи было интересно и мнение студентов применительно к математическим дисциплинам. С этой целью мною был проведен педагогический мониторинг среди студентов группы в количестве 30 человек, состоящий из двух этапов:

- I-ый этап: выявление положительных и отрицательных аспектов обучения в приложении ZOOM, исходя из личного мнения студентов. Данные представлены Таблицей 1 (см. Таблица 1. Классификация типовых ответов студентов).

- II-ой этап: определение субъективного отношения студентов к онлайн-обучению посредством анкетирования на ряд предложенных вопросов в подпрограмме «Опрос» приложения ZOOM:

- не нравится учиться в режиме приложения ZOOM;

- нравится учиться в режиме приложения ZOOM;

- затрудняюсь ответить;

- безразлично, в какой форме учиться.

Данные представлены Таблицей 2 и Рис. 4. (см. Таблица 2. Подсчет количества ответов на вопросы анкеты, Рис. 4. Диаграмма опроса личного отношения студентов к обучению в приложении ZOOM).

Таблица 1

Классификация типовых ответов студентов

За Против

1. Комфортное обучение в домашних условиях. 2. Экономия времени, исключающая затраты на поездку в вуз. 3. Переброс математической информации студенту со стороны преподавателя в форме электронных документов: презентации, текстовых файлов, фотографий алгоритмических схем и т.д. 4. Возможность быстрой отправки практических, самостоятельных, тестовых, контрольных работ преподавателю на проверку через ZOOM и получения ответа в виде замечаний, отметок и т.д. 5. Коллективное и индивидуальное общение в чате. 1. Разница во времени занятий между Москвой и личным географическим местопребыванием, ввиду чего иногда занятия заканчиваются или очень поздно, или начинаются очень рано. 2. Затруднения при считывании математической информации с монитора при работе в приложении ZOOM. 3. Быстрая физическая утомляемость организма при длительной работе с компьютером.

Таблица 2 Подсчет количества ответов на вопросы анкеты

Вопросы Количество голосов студентов

- не нравится учиться в режиме приложения ZOOM 12 чел.

- нравится учиться в режиме приложения ZOOM 15 чел.

- затрудняюсь ответить 1 чел.

- безразлично, в какой форме учиться 2 чел.

Рис. 4. Диаграмма опроса личного отношения студентов к обучению в приложении ZOOM

Как мы видим, большинство изъявили позитивное отношение к обучению в режиме программы ZOOM.

Т.о. двухсторонний анализ обучения студентов с позиции преподавателя и обучающихся показал преобладание позитивных тенденций онлайн-обучения в форме приложения ZOOM в условиях высшей школы применительно к математическим дисциплинам, заменяющего традиционную школу в случае образования чрезвычайных ситуаций как внутри страны, так и в мировом эквиваленте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюхина, Т.Н. Дистанционное обучение в вузе // Вестник Самарского государственного технического университете. Серия: Психолого-педагогические науки, 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/distantsionnoe-obuchenie-v-vuze-1.

2. Аюпова, Л.И. // Электронный научно-образовательный Вестник «Здоровье и образование в XXI веке», 2016, том 18 (9). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnoe-obuchenie-i-rossiyskie-realii/viewer.

3. Герлингер, Г.В. Дистанционное обучение это возможность или необходимость? // Образовательный портал «PRODLENKA», 2019. - URL: https:// www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/365013-statja-distancionnoe-obuchenie-jeto-vozmozhno/.

4. Губский, Е.Г. Особенности эффективности и применение дистанционного образования // Энергобезопасность и энергосбережение, 2008. - URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-effektivnosti-i-primenenie-distantsionnogo-obrazovaniya.

5. Дронова, Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Журнал «Преподаватель XXI век», 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-distantsionnogo-obucheniya-v-vysshey-shkole-opyt-i-trudnosti-ispolzovaniya.

6. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Федерации от 24 декабря № 2506-р) // http://минобрнауки.рф/documents/3894/.

7. Приказ № 1367 от 19 декабря 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // http://минобрнауки.рф/documents/5242.

8. Сагиндыкова, А. С. Актуальность дистанционного образования / А. С. Сагиндыкова, М. А. Тугамбекова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). - С. 495-498. - URL: https://moluch.ru/archive/100/20703/ (дата обращения: 17.05.2020).

9. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // http://www. consultant.ru/document/cons_dHocH_LAW_140174/.

10. Фомина, А.С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Журнал «Общество: социология, психология, педагогика, 2016. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-v-vysshem-uchebnom-zavedenii-metodiki-kontent-tehnologii.

11. Шапсигов, М.М., Карданова Э.Ш., Гучапшев, Х.М. Особенности использования Интернет технологий в образовательном процессе вуза // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2014. -

URL: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-internet-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.

12. Шаров, В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство [Distance learning: form, technology, means] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo/viewer.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. https://lingoda.zendesk.com/hc/m/articles/360020564194-%D0%A10/oD00/o B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82 %D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 1%8F-Zoom

14. https://zoom.us/ru-ru/meetings.html

15. https://rightconf.ru/ustanovka-client-zoom

16. http://didaktor.ru/zoom-us-servis-dlya-provedeniya-videokonferencij/

17. https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/zoom-instrukciya/

18. http://www.elenasamsonova-school.com/zoom/

19. https://zen.yandex.ru/media/teacher/distancionnyi-urok-v-zoom-kak-organizovat-udobnoe-rabochee-mesto-5e79c698cfa7a16e2b6e50f6

20. https://www.youtube.com/watch?v=DKe3G7bwkDs

21. https://biz-iskun.ru/besplatnye-onlajn-videokonferenczii.html

22. https://social.hse.ru/data/2020/03/27/1553734999/%D0%98%D0%BD% D1%81%D1%82%D1%80%D 1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20 %D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0 %B5%20%D1%81%20Zoom%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1 %80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%8 2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B8%CC%86.pdf

24. https://finacademy.net/materials/article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya.

25. https://disshelp.ru/blog/otlichiya-onlajn-obucheniya-ot-distantsionnogo-obrazovaniya/.

26. https://disshelp.ru/blog/otlichiya-onlajn-obucheniya-ot-distantsionnogo-obrazovaniya/.

REFERENCES

1. Andrjuhina, T.N. Distancionnoe obuchenie v vuze [Distance education at a University] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universitete. Serija: Psihologo-pedagogicheskie nauki, 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnoe-obuchenie-v-vuze-1.

2. Ajupova, L.I. // Jelektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj Vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke», 2016, tom 18 (9). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ distantsionnoe-obuchenie-i-rossiyskie-realii/viewer.

3. Gerlinger, G.V. Distancionnoe obuchenie jeto vozmozhnost' ili neobhodimost'? [Is distance learning an opportunity or a necessity?] // Obrazovatel'nyj portal «PRODLENKA», 2019. - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/365013-statja-distancionnoe-obuchenie-jeto-vozmozhno/.

4. Gubskij, E.G. Osobennosti jeffektivnosti i primenenie distancionnogo obrazovanija [Features of effectiveness and application of distance education] // Jenergobezopasnost' i jenergosberezhenie, 2008. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-effektivnosti-i-primenenie-distantsionnogo-obrazovaniya.

5. Dronova, E.N. Tehnologii distancionnogo obuchenija v vysshej shkole: opyt i trudnosti ispol'zovanija [Distance learning technologies in higher education: experience and difficulties in using them] // Zhurnal «Prepodavatel' XXI vek», 2018. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-distantsionnogo-obucheniya-v-vysshey-shkole-opyt-i-trudnosti-ispolzovaniya.

6. Koncepcija razvitija matematicheskogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii

(utverzhdena rasporjazheniem Federacii ot 24 dekabrja № 2506-r) // http://

minobrnauki.rf/documents/3894/.

7. Prikaz № 1367 ot 19 dekabrja 2013 g. «Ob utverzhdenii porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija

- programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury» // http://minobrnauki.rf/documents/5242.

8. Sagindykova, A. S. Aktual'nost' distancionnogo obrazovanija [Relevance of distance education] / A. S. Sagindykova, M. A. Tugambekova. - Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. - 2015. - № 20 (100). - S. 495-498. - URL: https://moluch.ru/ archive/100/20703/ (data obrashhenija: 17.05.2020).

9. FZ ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 03.07.2016) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2016) // http://www.consultant.ru/ document/cons_dNocI_LAW_140174/.

10. Fomina, A.S. Onlajn-obuchenie v vysshem uchebnom zavedenii: metodiki, kontent, tehnologii [Online education in higher education institutions: methods, content, technologies] // Zhurnal «Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika, 2016.

- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-v-vysshem-uchebnom-zavedenii-metodiki-kontent-tehnologii.

11. Shapsigov, M.M., Kardanova Je.Sh., Guchapshev, H.M. Osobennosti

ispol'zovanija Internet tehnologij v obrazovatel'nom processe vuza [Features of the use of Internet technologies in the educational process of the University] // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-internet-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.

12. Sharov, V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tehnologija, sredstvo // Izvestija RGPU im. A.I. Gercena, 2009. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo/viewer.

13. https://lingoda.zendesk.com/hc/m/articles/360020564194-%D0%A10/oD00/o B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82 %D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 1%8F-Zoom

14. https://zoom.us/ru-ru/meetings.html

15. https://rightconf.ru/ustanovka-client-zoom

16. http://didaktor.ru/zoom-us-servis-dlya-provedeniya-videokonferencij/

17. https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/zoom-instrukciya/

18. http://www.elenasamsonova-school.com/zoom/

19. https://zen.yandex.ru/media/teacher/distancionnyi-urok-v-zoom-kak-organizovat-udobnoe-rabochee-mesto-5e79c698cfa7a16e2b6e50f6

20. https://www.youtube.com/watch?v=DKe3G7bwkDs

21. https://biz-iskun.ru/besplatnye-onlajn-videokonferenczii.html

22. https://social.hse.ru/data/2020/03/27/1553734999/%D0%98%D0%BD% D1%81%D1%82%D1%80%D 1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20 %D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0 %B5%20%D1%81%20Zoom%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1 %80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%8 2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B8%CC%86.pdf

24. https://finacademy.net/materials/article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya.

25. https://disshelp.ru/blog/otlichiya-onlajn-obucheniya-ot-distantsionnogo-obrazovaniya/.

26. https://disshelp.ru/blog/otlichiya-onlajn-obucheniya-ot-distantsionnogo-obrazovaniya/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.