Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БИЗНЕС-СТРУКТУРАХ - УЧАСТНИКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БИЗНЕС-СТРУКТУРАХ - УЧАСТНИКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ВНЕШНИЕ КОНТРАГЕНТЫ / САНКЦИОНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дачева С.Р., Пивень И.Г.

В статье рассмотрены основные подходы к формированию информационной базы внутреннего контроля формирования финансовых результатов в современных условиях. Обоснована их значимость для всех бизнес-структур. Выделены существенные составляющие такой информации, том числе для организаций-участников государственно-частного партнерства. Обоснована необходимость разделения финансово-экономических данных и данных о соблюдении компетенций в рамках внутреннего контроля операций бизнес-структур. Обоснована важность контроля управленческих решений в рамках взаимоотношений с внешними контрагентами в бизнес-структурах - ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE FORMATION OF AN INFORMATION BASE FOR INTERNAL CONTROL OF FINANCIAL RESULTS IN BUSINESS STRUCTURES PARTICIPATING IN PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the main approaches to the formation of the information base of internal control of the formation of financial results in modern conditions. Their significance for all business structures is substantiated. The essential components of such information are highlighted, including for organizations participating in public-private partnership. The necessity of separation of financial and economic data and data on compliance with competencies within the framework of internal control of business structures' operations is substantiated. The importance of controlling management decisions within the framework of relationships with external counterparties in business structures - PPP is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БИЗНЕС-СТРУКТУРАХ - УЧАСТНИКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БИЗНЕС-СТРУКТУРАХ -УЧАСТНИКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С.Р. Дачева, магистр

И.Г. Пивень, канд. экон. наук, доцент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-128-131

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к формированию информационной базы внутреннего контроля формирования финансовых результатов в современных условиях. Обоснована их значимость для всех бизнес-структур. Выделены существенные составляющие такой информации, том числе для организаций-участников государственно-частного партнерства. Обоснована необходимость разделения финансово-экономических данных и данных о соблюдении компетенций в рамках внутреннего контроля операций бизнес-структур. Обоснована важность контроля управленческих решений в рамках взаимоотношений с внешними контрагентами в бизнес-структурах - ГЧП.

Ключевые слова: внутренний контроль, финансовые результаты, бизнес-процессы, внешние контрагенты, санкционирование, государственно-частное партнерство.

Управление бизнес-структурами в современных условиях ведения бизнеса связано с большими рисками и неопределенностью, как в ближайшей, так и в далекой перспективе. Это не позволяет руководству бизнес-структур формировать стратегии развития бизнеса на длительный период, т.к. резкое и непредсказуемое влияние изменений политических и экономических факторов в стране и в мире оказывает в первую очередь негативное влияние на бизнес.

Формирование стратегий развития бизнеса в таких условиях требует наиболее полного и разностороннего учета многих факторов. Особое значение разработка стратегий развития в текущих условиях приобретает для тех бизнес-структур, которые уже являются или только планируют стать участниками государственно-частного партнерства (ГЧП). Важность такого стратегического партнерства для экономики страны и регионов и раньше оценивалась как высокая, а в современных условиях взаимодействие сторон в рамках ГЧП особо значимо. Развитие института ГЧП продолжается в России два десятилетия. В этот период формировалась законодательная и информационная база, регули-

рующая взаимоотношения участников ГЧП [1]. Таким образом, бизнес-структурам - участникам ГЧП при формировании стратегий развития необходимо учитывать не только особенности текущего момента в политической и экономической жизни страны, но и изменение условий взаимодействия с государством, перераспределение центров ответственности и расширение возможностей при создании различных объектов в рамках ГЧП, ключевые аспекты государственных программ развития.

Например, в планах на 2023-2028 гг. государство предполагает расширение участия бизнеса почти в два раза. По сообщениям замглавы Минэкономики И. Торосова планируется увеличить почти в 2 раза вложения в экономику России за счет расширения количества проектов в рамках ГЧП. Для этого предполагается частично использовать и ФНБ. Как и прежде, упор будет сделан на модернизацию объектов ЖКХ в рамках концессии [2].

Предусматривая стратегии развития, руководству таких структур необходимо наиболее широко и детально оценить устойчивость развития своего бизнеса, учитывая многофакторность воздействия

на них. Нестабильность экономического развития в рамках формирования стратегий развития бизнеса так же требует и оценки вероятности банкротства [3]. Таким образом, формирование полной стратегии развития бизнеса, в том числе в рамках участия в реализации проектов ГЧП, особенно с позиции обеспечения устойчивости развития бизнеса, требует от руководства развития и формирования соответствующей информационной базы.

Реализовать полно принятую стратегию развития возможно при системном и грамотном управлении бизнес-структурами. При выборе приоритетов и ориентиров в управлении ими ключевыми аспектами будут являться целевые установки в стратегии развития [4]. Для оценки и анализа достижения намеченных целей важной является информационная составляющая, которая должна наиболее полно отражать все важные показатели и пороговые значения в критических диапазонах, чтобы минимизировать риски бизнеса. Так же информационная база важна и для осуществления внутреннего контроля в таких бизнес-структурах, поскольку управление и контроль взаимосвязаны и имеют общее влияние на обеспечение устойчивости и эффективности стратегического развития бизнеса, что невозможно без организации системного и полного внутреннего контроля. Достигнуть такого уровня контроля возможно на основе формирования полного и оперативного получения информации о состоянии организации [5]. Представляется необходимым проведение систематической оценки финансового состояния бизнес-структуры с целью исключения рисков банкротства и своевременной оценки зоны риска - пороговых значений показателей, характеризующих финансовую неустойчивость бизнеса [3].

При этом, проведение оценки в динамике и сравнение величины прибылей с запланированным уровнем не позволит объективно и полно характеризовать причины успешного или неудачного руководства и управления бизнес-структурой, в частности, не будет характеризовать причины и действия лиц, ответственных за принятие необходимых управленческих решений.

Т.е. необходимо сформировать такую информацию базу, которая позволила бы оценивать факторы, влияющие на величину финансовых результатов бизнес-структур, в том числе с подробным анализом влияния внутренних факторов. Особое значение, при этом, необходимо уделить оценке деятельности различных должностных лиц, уполномоченных принимать решения на всех этапах формирования прибылей или убытков, т.к. от роли управленцев любого уровня зависит работа всего коллектива и должностные лица, имеющие обязанности руководителя отдельных подразделений, будут оказывать прямое или опосредованное влияние на конечный результат.

Рассматривая подходы к формированию информационной базы для внутреннего контроля финансовых результатов в бизнес-структурах - участниках ГЧП, можно выделить общие (финансово-

экономические показатели, аналитические сводные данные и др.) и специфические данные, характеризующие результативность и уровень компетенции принятия правленческих решений, в частности внутри бизнес-структуры и при взаимодействии с внешними контрагентами. Последнее условие особенно важно для бизнес-структур - участников ГЧП, т.к. на всех этапах ГЧП (заявки, отбора, участия в проекте ГЧП (реализации и сдачи объекта), согласовании значимых юридических и финансовых вопросов (кредитовании, доли участия бизнеса в финансировании проекта, льготирования, концессии и др.)) представители руководства бизнеса будут взаимодействовать с представителям государства, кредитных организаций и населения [6].

К общим информационным данным, формирующим оценочные показатели в части финансовых результатов, можно отнести:

1. Величину прибылей или убытков в динамике, как один из ключевых критериев оценки эффективности и результативности внутреннего контроля в целом и в части внутреннего контроля финансовых результатов;

2. Величину выручки от основного вида деятельности и величину прочих доходов;

3. Величину расходов по основному виду деятельности и по прочим расходам, в т.ч. в отношении имущества (основных средств и др.);

4. Рентабельность продукции, товаров, работ, услуг;

5. Другие общие экономические показатели, характеризующие взаимовлияние указанных выше показателей, а также влияющие на оценку финансовой устойчивости и вероятности банкротства. Набор показателей будет формироваться руководством и аналитиками бизнес-структуры с учетом стратегических целей, выбранных критериев оценки, масштабов и специфики ее деятельности и др. условий.

К числу специфических информационных данных можно отнести:

1. Санкционирование оформления и принятия документации для отражения фактов хозяйственной жизни в рамках ГЧП;

2. Соответствие должностных обязанностей руководителей различного уровня уровню принятия ими управленческих решений, влияющих на достоверность данных бизнес-структуры, представляемых в государственные и кредитные организации;

3. Контроль финансовой дисциплины и финансирования проектов ГЧП (наличие

графика расчетов, выделение должностных лиц, отвечающих за обеспечение финансирования и контакты по этим вопросам) и др.

Как видно из перечня специфических информационных данных, все они касаются прямо или косвенно финансовых результатов, очевидно и их взаимовлияние. Так же, для формирования полных и точных информационных данных, следует учитывать регламентацию бизнес-процессов и документооборот внутри самой организации [7]. Кроме этого, целесообразно предусмотреть источники данных для такой информации и указать их в регламенте внутреннего контроля финансовых результатов. В качестве источников рекомендуется использовать данные бухгалтерского учета, управленческого учета и оперативного учета [8]. Для качественного формирования информации и проверки достоверности данных необходимо привлекать внутренних аудиторов, т.к. эти специалисты могут оценить качество и полноту используемой информации [4, 7].

Такой подход позволит оценить множество составляющих эффективного управления финансовыми результатами всех бизнес-структур, в том числе и тех, который являются участниками ГЧП: риски бизнеса, резервы, качество и своевременность внутреннего контроля финансовых результатов, его результативность.

Библиографический список

1. Пивень И.Г. Институциональные особенности развития партнерства государства и бизнеса в регионах на современном этапе развития экономики // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-2 (69). - С. 257-261.

2. Крючкова Е. С государства и спрос. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5559571 (Дата обращения 11.02.2023).

3. Котлярова О.А., Бжассо А.А. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных моделей оценки и прогнозирования вероятности банкротства компаний: необходимость их применения в России в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 9-1 (67). - С. 155-159.

4. Бжассо А.А. Современные методы оценки эффективности управления компаниями в рамках государственно-частного партнерства // Экономика и предпринимательство. -2019. - № 6 (107). - С. 780-784.

5. Пивень И.Г. Государственно-частное партнерство сегодня: проблемы взаимодействия и риски бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 2 (115). - С. 137-141.

6. Бжассо, А.А., Пивень, И.Г. Особенности оценки эффективности управления бизнес-структурами в рамках государственно-частного партнерства в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 1 (114). - С. 51-55.

7. Бжассо А.А., Корниенко К.Д. Аудит сохранности и движения основных средств в организации: состав, классификация, этапы проведения аудиторской проверки // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 1-1 (71). - С. 49-52.

8. Гельвих М.В., Халяпина О.Г., Козюбро Т.И., Сафронова Я.М., Арутюнова А.А. Теоретические и методические аспекты оценки рисков деятельности малых предприятий // Экономика и предпринимательство. - 2020. - №2 (115). - С. 741-745.

APPROACHES TO THE FORMATION OF AN INFORMATION BASE FOR INTERNAL CONTROL OF FINANCIAL RESULTS IN BUSINESS STRUCTURES PARTICIPATING IN PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN MODERN CONDITIONS

S.R. Dacheva, Master

I.G. Piven, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the main approaches to the formation of the information base of internal control of the formation of financial results in modern conditions. Their significance for all business structures is substantiated. The essential components of such information are highlighted, including for organizations participating in public-private partnership. The necessity of separation offinancial and economic data and data on compliance with competencies within the framework of internal control of business structures' operations is substantiated. The importance of controlling management decisions within the framework of relationships with external counterparties in business structures - PPP is substantiated.

Keywords: internal control, financial results, business processes, external contractors, authorization, public-private partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.