Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РИСКИ БИЗНЕСА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивень И.Г., Козюбро Т.И.

В статье рассмотрены вопросы развития государственно-частного партнерства в России на современном этапе. Выделены особенности взаимодействия региональных властей и бизнес-структур. Дана оценка развитию государственно-частного партнерства в Краснодарском крае. Выделены вопросы оценки эффективности управления бизнес-структурами в рамках государственно частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP DEVELOPMENT IN THE KRASNODAR TERRITORY

The article deals with the development of public-private partnership in Russia at the present stage. The features of interaction between regional authorities and business structures are highlighted. The assessment of the development of public-private partnership in the Krasnodar Territory is given. The issues of assessing the effectiveness of managing business structures in the framework of public-private partnerships are highlighted.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В

КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

И.Г. Пивень, канд. экон. наук, доцент Т.И. Козюбро, канд. экон. наук, доцент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-2-226-229

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития государственно-частного партнерства в России на современном этапе. Выделены особенности взаимодействия региональных властей и бизнес-структур. Дана оценка развитию государственно-частного партнерства в Краснодарском крае. Выделены вопросы оценки эффективности управления бизнес-структурами в рамках государственно частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, развитие региона, концессионное соглашение, государственная поддержка, риски бизнеса, эффективность управления бизнес-структурами.

Состояние национальных экономик в современном периоде заставляет искать новые механизмы и подходы к реализации намеченных планов, в том числе и на региональном уровне. В условиях длящегося кризиса наблюдаем несоразмерность в ресурсах антикризисного управления и на фоне дисбаланса между инструментами антикризисного управления и финансовыми ресурсами. Так, даже федеральные средства не помогли регионам реализовать многое начатое. Одной из причин можно считать отсутствие действенных инструментов для управления имеющимися ресурсами [1].

Вместе с тем, стоит отметить, что многие регионы на собственных неудачах и некоторых успехах сделали выводы и постарались адаптироваться к новым условиям. Когнитивные инструменты управления региональной экономикой сегодня предполагают оценку кризисных состояний региональной экономикой, изменение направлений развития регионов, контроль результатов управления и др. [1]. Одним из вариантов решения текущих кризисных проблем регионального развития является формирование в регионах действенных механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

В последние десять лет в России ГЧП получило достаточно широкое развитие. Созданы на государственном уровне Ин-

ституты и Центры развития ГЧП. Постоянно развивается нормативная база, дополняется и корректируется с учетом вызовов времени. Краснодарский край не отстает от других регионов. В последние годы, не смотря на кризис, Край повысил свой инвестиционный рейтинг. Так, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» уровень кредитоспособности Краснодарского края гиАА-. Прогноз по рейтингу стабильный. Можно кратко обобщить выводы «Эксперт РА»: экономика региона признана высокодиверсифицированной, в которой выделены такие основные секторы, как торговля оптовая и розничная (они составляют около 18,7% в структуре ВРП), сфера услуг по транспортировке и хранение (она составляет 15,8% в структуре ВРП), чуть меньше в структуре ВРП занимают обрабатывающие производства (12,8%) и сельское хозяйство (11,0%) [2].

Необходимо так же отметить, что выросла доля безвозмездных поступлений в бюджет Краснодарского края за последние годы. Привлекателен Краснодарский край и с учетом своего территориально-географического положения, что позволяет ему развивать агропромышленную сферу, транспортную, туристическое направление и курортно-рекреационное. Сырьевая база Края позволяет поддерживать развитие и привлекать инвестиции в сфе-

ру пищевую и перерабатывающую промышленность [2].

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что Край вошел в ТОП-5 регионов России с наивысшим инвестиционным потенциалом по оценке рейтингового агентства ЯЛБХ по итогам 2020 г. Это позволяет оценивать работу руководства Края, как эффективную в отношении привлечения инвесторов и поддержки реального сектора экономики. Так по инвестиционному потенциалу Края занимает сегодня 4 место. При этом по такой оценке риска, как «инвестиционный риск», Край занимает 9 место. С учетом этих и многих других факторов по результатам оценки за прошедший 2020 г. Краю присвоен рейтинг А1, что означает «Максимальный потенциал - минимальный риск». Показательно, сегодня такой рейтинг имеют Москва, Санкт-Петербург, Московская область [3]. Стоит отметить, что постоянно ведется большая работа на уровне администрации региона и города Краснодара по привлечению инвесторов.

В условиях пандемии, когда средства федерального бюджета были направлены на незапланированные цели, проведена поддержка малого предпринимательства в стране, все больше требуется помощи от частных инвесторов. Сегодня необходимо разрабатывать новые подходы с учетом заинтересованности инвесторов, расширения гарантий от государства, пересмотреть и некоторые региональные законы, конечно, с учетом норм федерального законодательства [4]. В России успешно работает Национальный центр государственно-частного партнерства, работает институт развития государственно-частного партнерства. Для развития рынка ГЧП на базе «РОСИНФРА» создана платформа поддержки инициатив. Где можно увидеть базу проектов, партнеров, тренды, аналитические данные, а так же можно получить помощь в разработке проектов с самого начала или на любом этапе проекта. Государственно-частное партнерство и концессионные соглашения между государством и инвесторами сегодня помогают находить согласие в решении многих проблемных вопросов, т.к. за последние годы уже

сформировалась законодательная и институциональная база. Вместе с тем, разрабатываются и новые законодательные акты и меры поддержки инвесторов.

Правительство России в развитие концессии в стране подготовило проекты законодательных актов, которые предусматривают заключение концессионных соглашений по управлению коммунальной инфраструктурой вне конкурса. По мнению Правительства, такой подход позволит заинтересовать инвесторов и привлечет дополнительные средства для создания новых и реконструкции старых объектов жилищно-коммунального хозяйства. Вопросы тепло- и водоснабжения в России всегда были актуальны. Заключение соглашений вне конкурса позволит сократить время на сбор документов и их рассмотрение. Кроме этого, законопроект предусматривает для профильных концессий в городах с населением до 50 тысяч человек освобождение от налога на добавленную стоимость. По мнению Правительства такая льгота должна заинтересовать потенциальных инвесторов.

Одновременно, с учетом опыта прошлых лет (незавершенные объекты в рамках концессии и ГЧП), на совещании с членами Правительства Президент России поручил провести работу по обеспечению гарантий участия всех сторон: государства и инвесторов. Необходимо, по его мнению, предусмотреть условия и гарантии сторон в проектах ГЧП с целью обеспечить выполнение сторонами своих обязательств и исключить перекладывание на одну из сторон обязательств, взятых обеими сторонами.

На уровне регионов сегодня ведется такая же работа. Степень реализации намеченных планов и программ, конечно, разная. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев сообщил, что в рамках реализации Стратегии развития региона до 2030 года, Край приступает к разработке концепции по инвестиционному продвижению. Работу планируется провести с привлечением российских экспертов и представителей бизнеса. Власти планируют изучить мировой и российский опыт. Разработкой концепции будет заниматься структура Сбер-

банка - компания Strategy Partners (входит в экосистему Сбербанка). С учетом стабильного инвестиционного рейтинга Краснодарского края и новых серьезных стратегических целей, шагов, которые предпринимает администрация, можно не сомневаться в успехе и достижении максимально возможного положительного результата от этих мероприятий.

В качестве примера успешного соглашения между государством и частными инвесторами с учетом гарантий сторон, можно привести заключение в марте 2021 года трехстороннего соглашения о защите и поощрении капиталовложений по проекту строительства аэровокзального комплекса в Геленджике (администрация Краснодарского края, Министерство экономического развития России и Инфраструктурный холдинг ВТБ). Для Края объект является стратегически важен. Реализация принципа защиты инвестора позволит повысить степень доверия к региональной власти со стороны новых потенциальных инвесторов. Инвестор в рамках этого проекта уже выполнил 35 % работ. Завершить строительство в рамках проекта планируется до 2022 года. Открытие нового терминала не итоговая фаза проекта. Он предусматривает выполнение следующих этапов до 2036 года. Общий объем инвестиций в проект составит более 5,4 млрд. руб. Этот проект наглядно показывает как государство и на федеральном и региональном уровне может привлечь и заинтересовать инвесторов. По соглашению, заключенному в марте 2021 г. за счет средств федерального бюджета до 50 % затрат на обеспечивающую инфраструктуру инвестор сможет компенсировать. Так же данный инвестиционный проект планируют включить в реестр стратегических объектов. Для этого аэропорт Геленджик должен подготовить соответствующую документацию. Это поможет ему получить льготу на уровне края по уплате налога на имущество на срок до 7 лет.

Проекты, успешно реализуемые в рам-

жизни населения региона, создают перспективы для развития его экономики, позволяют создать дополнительные рабочие места в регионах, формируют интерес со стороны новых инвесторов, что позволит власти решить многие социальные проблемы и повысить качество жизни населения. Участие в таких проектах ГЧП реализует принцип социальной ответственности бизнеса, повышает рейтинг корпорации-инвестора (бизнес-структуры), формирует соответствующее позитивное отношение к руководству со стороны работников и населения региона, где создаются такие объекты. Эти стороны и факторы следует учитывать руководству инвесторов при оценке эффективности управления бизнес-структурами с учетом формирования общественного мнения и влияния на повышение качества жизни населения [5]. При этом, при проведении оценки эффективности корпоративного управления в рамках ГЧП необходимо учитывать и инвестиционные риски, особенно в условиях кризиса и тяжелых последствий пандемии [6]. Теперь с учетом новых подходов к обеспечению гарантий выполнения сторонами своих обязательств следует оценку рисков для инвесторов проводить с позиции государственного подхода, озвученного Правительством.

Оценивая развитие взаимоотношений сторон в рамках концессионных соглашений и государственно-частного партнерства в России и в регионах, можно сказать, что постепенно, с учетом международного опыта, формируется практика защиты инвестора. Это особенно важно при создании стратегических и социально-значимых объектов в регионах. Такую практику следует применять и в отношении взаимодействия сторон в создании экологических объектов, в которых сегодня заинтересованы все регионы и вопросы обеспечения их работы или возведения новых экологических объектов в некоторых регионах стоят особенно остро. Это касается и Краснодарского края.

ках ГЧП, позволяют улучшить условия

Библиографический список

1. Бжассо А.А. Когнитивные инструменты антикризисного управления региональной // Дис. ... канд. экон. наук. - Майкоп, 2015.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raexpert.ru/releases/2020/nov12e/ (Дата обращения 31.03.2021)

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dirmsp.krasnodar.ru/news/common/s/common/e/155197 (Дата обращения 31.03.2021)

4. Пивень И.Г. Институциональные особенности развития партнерства государства и бизнеса в регионах на современном этапе развития экономики // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-2 (69). - С. 257-261.

5. Бжассо А.А., Пивень И.Г. Подходы к формированию информационно-аналитического обеспечения для оценки эффективности корпоративного управления в рамках стратегического партнерства государства и бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №10 (99). - С. 1281-1285.

6. Бжассо А.А., Пивень И.Г. Особенности оценки эффективности управления бизнес-структурами в рамках государственно-частного партнерства в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2020. - №1 (114). - С. 51-55.

ISSUES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP DEVELOPMENT IN THE

KRASNODAR TERRITORY

I.G. Piven, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor T.I. Kozyubro, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the development of public-private partnership in Russia at the present stage. The features of interaction between regional authorities and business structures are highlighted. The assessment of the development of public-private partnership in the Krasnodar Territory is given. The issues of assessing the effectiveness of managing business structures in the framework of public-private partnerships are highlighted.

Keywords: public-private partnership, regional development, concession agreement, state support, business risks, business structure management efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.