Научная статья на тему 'Подходы к формированию и воспитанию волевых качеств в отечественной педагогике и психологии'

Подходы к формированию и воспитанию волевых качеств в отечественной педагогике и психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2247
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ / WILL / VOLITIONAL CONTROL / VOLITIONAL QUALITIES OF PERSONALITY / HISTORY OF DOMESTIC PSYCHOLOGY / VOLITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батыршина Альфия Робертовна

Рассматриваются два подхода к формированию и воспитанию волевых качеств, сложившихся в отечественной психологии и педагогической практике. С точки зрения исторического анализа описываются исследования отечественных психологов, раскрывающие пути, механизмы, способы формирования и воспитания воли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of will formation and training in Russian psychology

It is dealt with two approaches to the formation and education of volitional qualities existing in domestic psychology and educational practice. From the perspective of historical analysis it is described researches of local psychologists, revealing pathways, mechanisms, methods of formation and education of the will.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию и воспитанию волевых качеств в отечественной педагогике и психологии»

9. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина. — СПб. : Речь, 2006. - 260 с.

НЕЧЕПОРЕНКО Ольга Петровна, преподаватель кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Адрес для переписки: [email protected]

УФИМЦЕВА Ольга Владимировна, психолог Государственного бюджетного учреждения здравоохранения № 76 «Центр охраны репродуктивного здоровья», г. Санкт-Петербург. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.12.2014 г. © О. П. Нечепоренко, О. В. Уфимцева

УДК 159.9+37.032.2

А. Р. БАТЫРШИНА

Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ_

Рассматриваются два подхода к формированию и воспитанию волевых качеств, сложившихся в отечественной психологии и педагогической практике. С точки зрения исторического анализа описываются исследования отечественных психологов, раскрывающие пути, механизмы, способы формирования и воспитания воли.

Ключевые слова: воля, волевая регуляция, волевые качества личности, история отечественной психологии, воспитание волевой сферы.

Необходимость возврата в орбиту научного обсуждения проблемы воли в психологии определяется актуальностью вопросов воспитания и формирования волевой личности. Этот вопрос продолжает быть актуальным в силу усиливающейся ответственности молодого поколения за будущее общества, страны и государства. Социум всегда был заинтересован в разработке научно-обоснованной системы развития личности, формирующей волевую структуру и навыки саморегуляции. Многие ученые проблему воли считают центральной для психологии личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В. А. Иванников, Е. О. Смирнова и др.). Ввиду недостаточной разработанности теоретических вопросов психологии воли очевидна слабость предлагаемых педагогических форм и методов формирования волевых качеств и волевой сферы в целом, несмотря на то что данная проблема считается традиционной для отечественной психологии.

Основные формы, приемы и методы воспитания волевых качеств многими педагогами-психологами конца XIX века сводились к умению переносить как физические нагрузки (П. Ф. Каптерев), так и социальные лишения (Е. Н. Водовозова); соблюдению режима дня или труда; освоению навыков самоконтроля и самообладания (Е. Н. Водовозова); формированию способности управлять своими движениями, чувствами и мыслями (Е. Н. Водовозова, И. А. Си-корский, П. Ф. Каптерев). Основными механизмами формирования волевых качеств рассматривались: инстинкт, подражание, пример взрослых (И. А. Си-корский), трудовая деятельность (П. Ф. Каптерев).

Тематика, связанная с условиями, приемами и средствами воспитания волевой сферы личности,

была наиболее популярной в психологии и педагогике 40-60-х годов прошлого века. Наибольшее количество статей, брошюр и книг по данным вопросам принадлежит советскому психологу К. Н. Корнилову (более 15 работ). Пожалуй, ни в одной из работ того периода не было такой ясности и простоты в содержании правил, приемов и способов по формированию волевых качеств. При воспитании волевых свойств Корнилов советует строго соблюдать принцип постепенности, считая, что волевое усилие увеличивается или развивается только в том случае, если оно встречает преодолимое препятствие и падает, если препятствие является непреодолимым. Эту мысль он основывает на методическом положении о том, что «воля и характер не даются от природы в готовом виде, что это не врожденные особенности человека, а продукты конкретных условий жизни, воспитания и самовоспитания человека» [1, с. 16]. В последующем это положение прочно войдет в педагогику формирования воли, отвечая запросам идеологической системы педагогической практики. Среди условий, обеспечивающих успешность формирования волевых качеств, первым Корнилов считает выработку цельного мировоззрения, вторым — правильную организацию труда и создание строго определенного режима, третьим условием — путь упражнения и тренировки своего волевого усилия (К. Н. Корнилов, 1950).

Поскольку основополагающей точкой зрения в советской психологии являлась мысль о том, что волевые черты и характер не врожденные, а формируемые, большая часть исследователей разрабатывала программы воспитания и самовоспитания, а также рекомендации для учащихся-подростков, кото-

рые имели большое публицистическое распространение (см., например, работу В. А. Крутецкого «Воспитание воли и характера», 1960).

В 50 — 70-х годах XX века в советской психологии наблюдается чрезмерное приписывание волевым качествам характера лучших (по идеологическим соображениям) проявлений человека. Однако на данном этапе развития отечественной психологии это, наверное, было неизбежно. Только в учебниках психологии можно было встретить выделение более 30 волевых свойств личности, характеристика которых не всегда отличалась научностью (К. Н. Кор-нилов,1950; В. А. Крутецкий, 1960; А. Ц. Пуни, 1969 и др.).

Необходимость выделения волевых свойств в качестве отдельного объекта изучения объяснялась сложностью определений понятия воли, многообразием описываемых разными авторами проявлений личности, которые ставились как критерии наличия или степени проявления способности к волевым действиям, либо к волевым усилиям. «В качестве конкретных проявлений воли, — пишет А. Ц. Пуни, — должны рассматриваться не отдельные характеристики волевого действия, а волевые свойства личности» [2, с. 16]. «Правильнее говорить не о воле вообще, — считает Е. П. Ильин, — а о различных ее проявлениях, называемых волевыми качествами» [3, с. 74]. Волевые свойства личности большинство психологов начинают определять как «относительно постоянные, не зависимые от данной ситуации, устойчивые психические образования личности», в совокупности составляющие волю личности (В. И. Селиванов, 1974).

Большое число работ посвящено исследованию отдельных волевых качеств личности. Исследовались такие качества, как: настойчивость (А. В. Полтев, 1955; Д. Г. Ребизов, 1965; Е. П. Михайлов, 1969;

A. П.Чернышева, 1970; А. И. Высоцкий, 1979; Т. С. Конорева, 1987), выдержка (Н. С. Лукин, 1955; Р. Л. Кварцхава, 1968), решительность (И. П. Петяй-кин, 1978), выносливость (И. Э. Плотниек, 1967; М. Н. Ильина, 1976), инициативность (М. С. Говоров, 1962), смелость (Т. И. Агафонов, 1956; И. Д. Скрябин, 1977), активность (В. Н. Семин, 1973; А. И. Высоцкий, 1974), самостоятельность (Л. М. Пименова, 1960;

B. Е. Гавриличева, 1966; К. П. Кузавкова, 1971), целеустремленность (Д. О. Оганесян, 1959; К. М. Мали-ченко, 1972), дисциплинированность (В. И. Асин, 1956), организованность (В. А. Гольнева, 1970), уверенность (Ф. И. Иващенко, 1952), упрямство (А. П. Ларин, 1963), ответственность (З. Н. Борисова, 1953; Е. М. Кнохинов, 1971).

Выделение для исследования того или иного качества исходило из учета обстоятельств условий деятельности, в которых реализуются конкретные качества. «Конкретные проявления воли обусловлены особенностями препятствий, с преодолением которых приходится сталкиваться человеку. Препятствия многообразны, отсюда многообразны и волевые качества», — утверждает А. Ц. Пуни [2, с. 16].

Во всех исследованиях указывалось, что волевые черты складываются и закрепляются через организацию и обогащение соответствующего опыта, в процессе конкретной деятельности. В силу этого прак-тико-ориентированные исследования проводятся на материале учебной, трудовой, общественной и спортивной деятельности. Условиями воспитания волевых черт являлись две взаимосвязанные стороны: воспитание у учащихся соответствующих мотивов, запускающих механизм волевого действия и формиро-

вание умений и навыков сознательно направлять и регулировать свои поступки. Слабостью этих исследований явилось то, что в них волевые качества не рассматривались в системе и во взаимосвязи с другими структурами личности. Однако данное направление исследований являлось одним из многочисленных и представительных в советской психологии и педагогике этого периода.

Таким образом, основные положения «классической» теории воспитания воли сводятся к следующим:

1) воспитание волевых качеств наиболее эффективно проходит в коллективе в ходе выполнения коллективной деятельности;

2) формирование у детей установления связи между мотивом и целью;

3) содействие закреплению «правильных», «нужных», «приемлемых» для социума форм поведения и затормаживанию «неправильных» через систему естественных и специальных упражнений. При этом миссия взрослого заключается в контроле над обязательным выполнением поставленных задач.

На роль постоянных упражнений и повторений до выработки методичных привычек указывали еще в начале нашего столетия (Мейман, 1917; Полан, 1907). Однако так же было замечено, что, несмотря на множество удачных экспериментальных попыток развить у детей те или иные волевые качества, после снятия экспериментальной ситуации все навыки довольно быстро разрушались, и поведение детей приходило в прежнее состояние, что свидетельствовало о формировании в экспериментальной ситуации внешних форм проявления воли.

Все исследования приводили к формированию такой системы воспитания волевых качеств в массовой школе, которая затрагивает формальные стороны, внешнее их проявление. Вместо объяснения сути овладения волевым поведением предлагалось осуществлять, по сути, «социальный тренинг», направленный на овладение «верными» формами поведения. А суть процесса формирования и самосовершенствования волевой личности заключается в постепенном уменьшении самопринуждения к тому, что побуждает у человека необходимость (Орлов, 1987). Работа воли лишь в незначительной части содержит усилия, а главные составляющие — умение мыслить и представлять так, как необходимо для реализации цели (согласно гипотезе В. А. Иванни-кова). Поэтому многие «рекомендации» по воспитанию воли учили и учат скорее эффективному насилию над собой, а действительное самосовершенствование может реализовываться только на пути ненасилия, который способствует достижению целей путем усилий на грани приятного и желанного (А. Э. Пасниченко, 1995). Только тогда, когда воля перейдет на уровень «послепроизвольного внимания» (Н. Ф. Добрынин), можно говорить о действительном ее развитии. Поэтому формирование воли должно охватывать два этапа: формирование потребности к совершению волевого действия и/или усилия и затем «обучение» волевой регуляции, которое должно осуществляться не в поведенческом, а в смысловом поле значений. Так, еще Л. И. Божович отмечала, что ребенок, прекративший желать сразу после запрета взрослого, не обладает волей.

Таким образом, одним из подходов в решении проблемы формирования и воспитания волевых качеств, по мнению современных психологов (В. А. Иван-ников и др.), является формирование способов побуждения к волевому действию через изменение или

создание смысла действия. Необходимыми условиями волевого развития в данном случае являются самостоятельное формирование намерений и настойчивость в их реализации. Таким образом, на начальных этапах становления волевой сферы личности важным является полная реализация задуманной активности.

При таком подходе меняется роль взрослого, которая должна заключаться: во-первых, в формировании действенной мотивации; во-вторых, в оказании помощи ребенку в осуществлении намеченного; в-третьих, в ситуации столкновения ребенка с препятствиями (трудностями) либо предложение нескольких способов («на выбор») в преодолении возникших трудностей (при сохранении стремления завершить действие) либо актуализация первоначальных задач, оказание помощи в осознании мотивов (целей) или результатов будущей деятельности (при пропадании желания завершить действие). В силу этого контроль взрослых в процессе формирования и воспитания волевых качеств ребенка необходим, но не «вести за руку», а «идти рядом».

К сожалению, до сих пор «классический» подход по воспитанию волевых качеств сводятся педагогическим рекомендациям и советам: учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания и негативные эмоции. В результате воспитательная работа сводится к таким же призывам: не бояться трудностей, доводить дело до конца. Разработка «неклассической» психолого-педагогической сис-

темы по формированию и воспитанию волевых качеств еще требует своей разработки и очевидно, что без понимания психологических основ формирования воли данная задача не будет решена.

Библиографический список:

1. Корнилов, К. Н. Воспитание воли и характера / К. Н. Корнилов. - М., 1950. - 36 с.

2. Пуни, А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте : учеб. пособие / А. Ц. Пуни. - Л. : ИФК им. П. Ф. Лес-гафта, 1977. - 48 с.

3. Ильин, Е. П. Воля: миф или реальность / Е. П. Ильин // Человек как единство телесного, душевного и духовного : материалы VIII Рос. науч. конф. - Рязань, 1999. - С. 73-75.

БАТЫРШИНА Альфия Робертовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой гуманитарных наук, информационных технологий и сервиса Набережночелнинского государственного торгово-технологического института, докторант кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.11.2014 г. © А. Р. Батыршина

УДК 371.212:379.82:004.738.5

О. Ю. ГАВРИКОВА А. Н. ПРИЕШКИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ МЛАДШИХ КЛАССОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ_

Представлены данные опроса школьников младших классов об их информированности и использовании ресурсов сети Интернет, мобильной связи для проведения досуга и собственной образовательной деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости разработки педагогической программы для формирования умений моделирования безопасной информационной среды.

Ключевые слова: школьники, образовательная деятельность, досуг, педагогический контроль.

Сегодня информационно-коммуникационные ресурсы предоставляют детям широкие возможности для образования и творчества. Данный потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек,

музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов [1]. В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь [2]. Однако за последнее десятилетие в детской среде произошли серьезные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.