Научная статья на тему 'Информированность и особенности использования школьниками младших классов сети Интернет и мобильной связи'

Информированность и особенности использования школьниками младших классов сети Интернет и мобильной связи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
968
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / SCHOOL STUDENTS / EDUCATIONAL ACTIVITY / LEISURE / PEDAGOGICAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврикова Ольга Юрьевна, Приешкина Алена Николаевна

Представлены данные опроса школьников младших классов об их информированности и использовании ресурсов сети Интернет, мобильной связи для проведения досуга и собственной образовательной деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости разработки педагогической программы для формирования умений моделирования безопасной информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Awareness and use the Internet and mobile communications by primary school children

The survey of schoolchildren about their awareness and use of Internet resources for mobile leisure and own educational activities. The results of the study indicate the need to develop educational programs for skills for modeling a secure it environment.

Текст научной работы на тему «Информированность и особенности использования школьниками младших классов сети Интернет и мобильной связи»

создание смысла действия. Необходимыми условиями волевого развития в данном случае являются самостоятельное формирование намерений и настойчивость в их реализации. Таким образом, на начальных этапах становления волевой сферы личности важным является полная реализация задуманной активности.

При таком подходе меняется роль взрослого, которая должна заключаться: во-первых, в формировании действенной мотивации; во-вторых, в оказании помощи ребенку в осуществлении намеченного; в-третьих, в ситуации столкновения ребенка с препятствиями (трудностями) либо предложение нескольких способов («на выбор») в преодолении возникших трудностей (при сохранении стремления завершить действие) либо актуализация первоначальных задач, оказание помощи в осознании мотивов (целей) или результатов будущей деятельности (при пропадании желания завершить действие). В силу этого контроль взрослых в процессе формирования и воспитания волевых качеств ребенка необходим, но не «вести за руку», а «идти рядом».

К сожалению, до сих пор «классический» подход по воспитанию волевых качеств сводятся педагогическим рекомендациям и советам: учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания и негативные эмоции. В результате воспитательная работа сводится к таким же призывам: не бояться трудностей, доводить дело до конца. Разработка «неклассической» психолого-педагогической сис-

темы по формированию и воспитанию волевых качеств еще требует своей разработки и очевидно, что без понимания психологических основ формирования воли данная задача не будет решена.

Библиографический список:

1. Корнилов, К. Н. Воспитание воли и характера / К. Н. Корнилов. - М., 1950. - 36 с.

2. Пуни, А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте : учеб. пособие / А. Ц. Пуни. — Л. : ИФК им. П. Ф. Лес-гафта, 1977. — 48 с.

3. Ильин, Е. П. Воля: миф или реальность / Е. П. Ильин // Человек как единство телесного, душевного и духовного : материалы VIII Рос. науч. конф. — Рязань, 1999. — С. 73 — 75.

БАТЫРШИНА Альфия Робертовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой гуманитарных наук, информационных технологий и сервиса Набережночелнинского государственного торгово-технологического института, докторант кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Адрес для переписки: arb.71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2014 г. © А. Р. Батыршина

УДК 371.212:379.82:004.738.5

О. Ю. ГАВРИКОВА А. Н. ПРИЕШКИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ МЛАДШИХ КЛАССОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ_

Представлены данные опроса школьников младших классов об их информированности и использовании ресурсов сети Интернет, мобильной связи для проведения досуга и собственной образовательной деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости разработки педагогической программы для формирования умений моделирования безопасной информационной среды.

Ключевые слова: школьники, образовательная деятельность, досуг, педагогический контроль.

Сегодня информационно-коммуникационные ресурсы предоставляют детям широкие возможности для образования и творчества. Данный потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек,

музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов [1]. В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь [2]. Однако за последнее десятилетие в детской среде произошли серьезные

изменения, связанные с неограниченной доступностью электронных СМИ, а особенно средств мобильной связи и сети Интернет [3].

В условиях интенсивного развития новых информационных технологий (а именно сети Интернет, мобильной и иных видов электронной связи), их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей различные деструктивные влияния, что, в целом, несет информационную угрозу и нарушает безопасность информационной среды [4].

Для изучения информированности и особенностей использования ресурсов сети Интернет и мобильной связи младшими школьниками была разработана анкета для учащихся начальных классов. Помимо выявления общей ориентировки в новой области знания в анкету были включены вопросы, связанные с гигиеной использования информационных ресурсов (количество времени и частота использования сети Интернет), а также особенностей контроля над данным видом деятельности младших школьников (отношение родителей, установка компьютерного родительского контроля). В анкетном опросе приняли участие школьники начальных классов муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы (3-й класс) г. Омска в количестве 102 человека.

Результаты, полученные в ходе анкетирования, позволяют судить о следующем. Так, при ответах на вопросы анкеты, связанные с возможностью доступа к сети Интернет с домашнего персонального компьютера и наличием мобильного телефона 100 % респондентов ответили положительно. Действительно, в настоящее время практически все младшие школьники обладают мобильными телефонами, с помощью которых родители стараются контролировать их жизнедеятельность в течение дня. Многие из младших школьников получают самостоятельный доступ к мобильной связи в качестве подарка к поступлению в начальную школу. В данном случае несомненна польза мобильной связи, которая позволяет поддерживать детско-родительские отношения, сохранять родителям возможность управлять и участвовать в жизни ребенка. Мы не ожидали 100 % положительного ответа на вопрос о наличии стационарного компьютера, подключенного к Интернет, поскольку до сих пор в некоторых семьях по разным причинам персональный компьютер либо отсутствует, либо родители используют для подключения переносной ноутбук, который в рабочие часы, зачастую, дома отсутствует, либо мобильную флеш-карту для подключения. Однако, повторим, в нашем случае 100 % позитивный отклик респондентов.

Среди наиболее знакомых возможностей Интернета младшие школьники уверенно называют общение с людьми и онлайн-игры (100 % респондентов). Лидерами также могут считаться такие возможности, как «скачивание программ, музыки, фото, видео» (92 % школьников), «электронная почта» (88 % учащихся), «новости о событиях» (84 % опрошенных). Менее трети опрошенных школьников (24 % респондентов) информированы о такой возможности как «подготовка домашних заданий» и 26 % опрошенных знают о существовании Интернет-телевидения. Достаточное количество младших школьников знают о трансляции Интернет-радио (76 %) и 74 % респондентов знают о возможностях производить покупки и оплату услуг во Всемирной сети.

Среди освоенных возможностей сети Интернет младшие школьники называют такие, как «общение

с людьми» (86 % опрошенных) и «онлайн-игры» (82 % школьников).

Лидирующее положение занимают также «новости о событиях» (70 % респондентов). Вероятно, в связи с отсутствием специальных информационных навыков только 54 % учащихся активно скачивают программы, музыку, фото, видеоматериалы. 26 % младших школьников указали, что имеют возможность пользоваться электронной почтой. 22 % и 8 % респондентов соответственно занимают свой досуг прослушиванием Интернет-радио и просмотром Интернет-телевидения. Только 12 % опрошенных школьников используют возможности сети Интернет в подготовке домашних заданий. Минимальное количество младших школьников (2 %) совершают покупки через всемирную «паутину».

Данные, полученные на вопрос анкеты «Как твои родители относятся к твоей деятельности в Интернете?» — свидетельствуют, что почти треть родителей (28 %), со слов учеников, разрешают свободный доступ к сети Интернет и никак не лимитируют время, проведенное ребенком в сети.

42 % родителей следят и за временем, отведенным на посещение Интернета и за сайтами, с которыми знакомятся младшие школьники. 10 % родителей запрещают какую бы то ни было деятельность в Интернете вообще. 20 % родителей избрали стратегию личного присутствия и контроля в момент посещения младшим школьником сети Интернет.

Судя по распределению ответов на вопрос анкеты «Как часто ты пользуешься Интернетом?» можно констатировать, что почти половина опрошенных младших школьников характеризуется достаточной степенью активности Интернет-пользователя (48 % указали, что бывают в Интернете каждый день).

Немногим более чем треть обследуемых школьников посещают Интернет раз в два-три дня (32 % учащихся). Поровну разделились те, что посещает страницы Интернета только на выходных и по праздникам (10 % учеников), 10 % бывают во Всемирной сети реже, чем раз в неделю.

Анализ ответов на вопрос о том, сколько времени младшие школьники позволяют себе (позволяют родители) проводить во всемирной «паутине», позволяет судить о том, что меньшая часть школьников (16 %) пребывание в киберпространстве ограничивает (ограничивают родители) до 20 минут за сеанс.

Более половины опрошенных школьников, на наш взгляд, проводят в сети Интернет непозволительно и неоправданно превышенное количество времени в сети (62 % высказали диапазон времени от 1 до 3 часов). Однако 22 % младших школьников вообще за один сеанс в информационной среде Интернет могут превысить все разумные нормы пользования Интернетом в данном возрасте и совершать «веб-серфинг» более трех часов за сеанс.

Анализ ответов на вопросы, подразумевающие менее емкие ответы, чем на предыдущие вопросы, позволяет констатировать следующее. Только треть опрошенных школьников полагает, что сеть Интернет может нести угрозу и опасность (32 % школьников), большая часть (68 %) имеет детские представления о всемирной «паутине» и не связывает её с какой бы то ни было опасностью.

При этом примерно также распределились ответы на вопрос о вреде Интернета здоровью. А именно, только 38 % школьников выражают мнение, что Интернет-среда достаточно пагубна для здоровья человека.

Преобладающее число школьников (70 %) уверены, что деятельность в Интернете и низкая успеваемость в школе никак не связаны. При этом 12 % школьников не выразили свою позицию относительно влияния Интернет на успеваемость (ответ «не знаю»). Достаточно позитивен тот факт, что 66 % учащихся начальной школы все же считают, что Интернет — территория, регулируемая и делать всё, что заблагорассудится на пространствах Интернета, не стоит.

Небольшая часть младших школьников (14 %) информирована о том, что в домашнем компьютере установлены специальные «фильтры», ограничивающие доступ к вредным сайтам. При этом более половины учащихся уверены в обратном (64 % обучающихся). Характерно, что 22 % учеников затруднились с ответом на данный вопрос. На наш взгляд, либо они действительно не информированы родителями о контроле в сфере Интернет, либо не сталкивались с некими трудностями, что позволило бы им прийти к такому выводу самостоятельно.

Ещё больше школьников, чем в случае с сетью Интернет, уверены, что в использовании мобильной связи никакой опасности нет (88 %). Также подавляющее число обучающихся (90 % респондентов) выражают мнение об отсутствии вреда здоровью человека от использования мобильной связи.

Сфера контроля за использование сети Интернет со стороны родителей представлена крайне слабо. Только 8 % родителей знакомятся с содержанием телефона своих детей, особенностями эксплуатации мобильной связи младшими школьниками.

При анализе ответов на вопрос анкеты «Какие возможности мобильной связи ты знаешь?» — мы отметили, что в возможностях мобильной связи младшие школьники достаточно осведомлены. Так, все опрошенные учащиеся начальной школы (100 %) безоговорочно утвердительно ответили, что перечисленные возможности использования мобильного телефона им известны.

Так, безусловно, телефонные переговоры и передача коротких сообщений используется 100 % опрошенных. Сохраняются высокие тенденции использования игровых технологий в мобильном устройстве, так же как и в среде Интернет (92 % младших школьников). Вероятно, в зависимости от степени оснащенности мобильного телефонаученики используют медиа-приложения (84 % опрошенных). Передача цифровых сообщений используется половиной обследуемых младших школьников (52 %). Почти половина опрошенных учащихся имеет возможность доступа в Интернет посредством мобильной связи (28 %) и реализует её. Достаточно мало учащихся упорядочивает свою жизнедеятельность средствами приложений органайзера мобильного телефона (22 % школьников).

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что в настоящее время младшие школьники могут считаться членами современной электронно-коммуникационной среды, поскольку уже являются активными пользователями мобильной связи и имеют непосредственную возможность стать пользователями сети Интернет (100 % опрошенных). Подавляющее большинство младших школьников в достаточной степени информированы о возможностях сети Интернет, однако при этом приоритеты информированности связаны с проведением досуга и развлечениями (общение в сети, онлайн-игры, скачивание программ, видео-, фотоматериалов, Интер-

нет-радио). Характерно, что только 24 % школьников информированы о возможностях сети Интернет в собственной образовательной деятельности (в частности, подготовке домашних заданий). Реальное использование младшими школьниками ресурсов Интернет также указывает на то, что школьники ориентированы на удовлетворение потребностей в общении и игре. Обучающиеся широко информированы о возможностях мобильной связи (100 % респондентов) и активно используют её в основном в качестве средства общения (телефонные переговоры, 8т8-со-общения — 100 %) и средства игры (92 % школьников).

48 % младших школьников ответили, что бывают в Интернете каждый день и 62 % учащихся определили временной диапазон пользования сетью за один сеанс от 1 до 3 часов, что характеризует их как активных пользователей. Интересно отметить, что со слов 42% школьников, родители следят за лимитом времени деятельности в Интернет, содержанием сайтов, с которыми знакомятся младшие школьники. Только 14 % младших школьников информированы родителями о том, что домашний компьютер оснащен системой виртуального родительского контроля.

Отмечаем, что 68 % младших школьников не связывает деятельность в сети Интернет с какой бы то ни было опасностью, 62 % учащихся не имеют представлений об угрозе Интернета здоровью человека, 70 % полагают, что деятельность в Интернете не связана с успешностью их обучения. Также школьники уверены, что отсутствуют опасности, связанные с использованием мобильной связи (88 %) и легкомысленно полагают, что мобильная связь не влияет на здоровье (90 % респондентов).

Проведенное исследование позволяет констатировать, что существует необходимость создания и реализации специальной педагогической программы, направленной на формирование умений младших школьников моделирования безопасной информационной среды.

Библиографический список

1. Гаврикова, О. Ю. Формирование гуманистической педагогической позиции студентов физкультурного вуза на основе активизации нравственно-когнитивной и субъектной сфер : дис. ... канд. пед. наук / О. Ю. Гаврикова. — Омск, 2004. — 321 с.

2. Водопьянова, Н. А. Информационная культура младших школьников : по материалам исслед. / Н. А. Водопьянова. — Ставрополь, 2010. — С. 58.

3. Атчикова, М. С. Средства массовой коммуникации в системе современной информационной культуры / М. С. Ат-чикова. — Ростов-н/Д, 2010. — С. 89.

4. Чекалов, Д. А. Личность в контексте современной информационной культуры / Д. А. Чекалов. — Ростов, 2011. — С. 26.

ГАВРИКОВА Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Связи с общественностью и иностранные языки». Адрес для переписки: ivgav79@mail.ru ПРИЕШКИНА Алена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности. Адрес для переписки: scorpion-dixi@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2014 г. © О. Ю. Гаврикова, А. Н. Приешкина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.