Социальная педиатрия и организация здравоохранения
М.Э. Гурылева1, Г.З. Галимзянова2
1 Казанский государственный медицинский университет
2 ООО Медицинский научно-исследовательский центр «Третий глаз», Казань
Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование
Контактная информация:
Галимзянова Гузель Зуфаровна, врач-офтальмолог медицинского научно-исследовательского центра Адрес: 420029, Казань, ул. Кирпичникова, д. 6, тел.: (843) 264-42-87, e-mail: [email protected] Статья поступила: 18.07.2011 г., принята к печати: 22.08.2011 г.
Миопия — наиболее распространенный дефект зрения у школьников, формирующийся при нарушениях режима и условий труда, отдыха и двигательной активности, а также на фоне физических и психологических нагрузок. Цель исследования: изучить особенности образа жизни школьников с миопией. Методы: по специально разработанной анкете сплошным методом было опрошено 349 учащихся 5-9-х классов школы с углубленным изучением отдельных дисциплин. После профилактического осмотра в соответствии с заключением офтальмолога школьники были разделены на 2 группы, сопоставимые по полу и возрасту (162 больных миопией и 187 — без миопии). Результаты: все дети были мало информированы о заболевании миопией, о возможностях профилактических мероприятий, а также нерационально вели себя во время школьных перемен с позиции гигиены зрения. В домашних условиях школьники с миопией больше времени уделяли урокам и занятиям с репетитором, чтению дополнительной литературы, нежели учащиеся контрольной группы; несколько дольше смотрели телевизор и работали с компьютером; не соблюдали режим труда и отдыха: не умели переключаться по видам активности, работали в условиях нерациональной зрительной нагрузки. В отличие от сверстников контрольной группы школьники с миопией чаще «экономили» на отдыхе: меньше спали и гуляли. Заключение: выявленные особенности образа жизни современных школьников с миопией должны стать «мишенью» для профилактических мероприятий. Их нерациональный образ жизни можно корректировать изменением режима дня, условий реализации внешкольной занятости, гимнастикой для глаз, повышением информированности школьников о факторах риска заболевания.
Ключевые слова: школьники, миопия, факторы риска.
Миопия — наиболее частый дефект зрения, а ее осложнения — одна из главных причин инвалидности вследствие заболевания глаз у лиц молодого возраста [1]. За последние 50 лет миопия заметно «помолодела» [1, 2], появились новые факторы риска развития патологии, в первую очередь — использование компьютеров в обучении и воспитании детей. Коренным образом изменились привычные формы учебной и досуговой деятельности детей, что способствует увеличению пси-
хоэмоционального напряжения, доли статических нагрузок на фоне значительного увеличения объема информации, гипокинезии, напряжения органа зрения [3]. По данным стартовавшего проекта «Здоровье», лидирующее место в глазной заболеваемости детей и подростков занимают аномалии рефракции (до 75% всех выявленных случаев), а среди них доминирует миопия (80%) [1, 4]. В связи с этим профилактика миопии становится государственной задачей.
M.E. Gurileva1, G.G. Galimzyanova2
1 Kazan State Medical University
2 Medical scientific-research center «Tretiy glaz» Ltd, Kazan
Lifestyle peculiarities of modern myopic schoolchildren: a medico-social study
Myopia — is the most common vision defect, that is being formed due to impaired school routine, work and recreation conditions, motion activity and against the background of increased physical and psychological stress. Study objective: study lifestyle peculiarities of myopic schoolchildren. Methods: 349 pupils from 5-9 forms of a school with profound studying of various subjects were interviewed using a specially designed questionnaire. After a preventive examination the schoolchildren were divided into two groups according to ophthalmologists report, comparable by age and gender (162 myopic vs 182 without myopia). Results: all participants were poorly informed about myopia and possible preventive care, and during breaks behaved themselves in an unreasonable way judging from the positions of vision care. At home myopic children tended to spend more time doing their homework and on extracurricular studies, as well as on reading; these children in general spent more time watching TV or working on a computer; failed to rest properly, couldn’t switch from one type of activity to another, were working under conditions of unreasonable vision workload. In contrast to participants from control group, myopic schoolchildren spent less time resting: they were sleeping less and spent less time outdoors. Conclusion: revealed lifestyle peculiarities of modern myopic schoolchildren must become a target for preventive care. Their irrational lifestyle can be corrected by correction of daily routine, better organization of extracurricular exercises, visual exercises, better education of schoolchildren about disease risk factors.
Key words: schoolchildren, myopia, risk factors.
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
Одним из самых значимых периодов развития нарушений зрения у детей признан период школьного обучения [2]. За эти годы количество детей с нарушением зрения увеличивается в 2-3 раза [4-6], причем в инновационных и специализированных школах потеря зрения более существенна, чем в традиционных (50 против 35%) [3, 7]. Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей образа жизни современных школьников с миопией.
МЕТОДЫ
Место проведения
Исследование проведено на базе специализированной школы № 121 г. Казани с углубленным изучением иностранного языка, математики, физики и информатики в течение марта 2011 г.
Участники исследования
В исследование включали всех учащихся 5-9 классов, посещавших занятия в период проведения исследования и подписавших информированное согласие на участие. Лиц, отказавшихся от подписания информированного согласия, не было. Вместе с тем 13 детей и подростков не вошли в число респондентов, из них в силу отсутствия по болезни — 9, участия в спортивных сборах — 3, отсутствия в школе по семейным обстоятельствам — 1. Критериев невключения в настоящее исследование запланировано не было.
Клинические группы
Работа проводилась в рамках инициативного проекта Казанского государственного медицинского университета. Планировалось изучить информированность школьников о миопии, знания и выполнение рекомендаций по ее профилактике; исследовать различные составляющие образа жизни, которые могут оказывать влияние на риск развития заболевания. После анкетирования с учащимися проводились занятия по вопросам физиологии зрения, профилактики заболевания и викторина как контроль усвоения материала; повторное анкетирование (через 1 год) запланировано с целью изучения эффективности проведенной работы. Результаты первого этапа работы представлены в настоящей статье.
Все школьники были осмотрены врачом-офтальмологом Г. З. Галимзяновой (соавтор исследования) и в зависимости от диагноза распределены на 2 группы: страдающие миопией и школьники без миопии. Диагноз базировался на анамнезе и данных инструментальных исследований — субъективного и объективного метода определения рефракции (оценки остроты зрения с коррекцией и без нее с помощью набора оптических стекол по таблице Сивцева и скиаскопии).
Данные о составляющих образа жизни респондентов были получены из анкет, сведения о состоянии общего здоровья выкопированы из документации медицинского пункта школы (амбулаторных карт).
Анкетирование
Анкетирование проводилось по специально разработанному опроснику, составленному с учетом требований социологических исследований (М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги, 1985; И. А. Бутейко, 1989). Опросник содержал вопросы о заболевании миопией и образе жизни школьника: распорядке дня, распределении времени занятий и досуга, характере внешкольной деятельности, времени и условий их реализации; интенсивности обучения с использованием компьютера (время и назначение использования: написание рефератов, поиск инфор-
мации в сети Интернет, игры, переписка с друзьями, просмотр кинофильмов и др.), привычках по просмотру телепередач (длительность в течение дня, расстояние до телеэкрана, световой режим), времени прогулок на свежем воздухе, продолжительности сна, места и характера проведения каникул, характере питания. Анкета содержала вопросы как открытого, так и закрытого типа, т. е. имелась возможность формулировки собственного ответа или предлагался набор фиксированных вариантов ответов, в ряде случаев — развернутого (вид досуговой деятельности, посещение кружков по интересам, место проведения каникул). При интерпретации полученных данных мы сверялись с СанПиН 2.4.2.576-96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» и методическими рекомендациями «Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей (руководство для медицинских работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений санитарно-эпидемиологической службы)» [8].
Статистический анализ
Анализ различий в величине качественных признаков в сравниваемых группах выполнен с помощью критерия X2 по Пирсону. При числе наблюдений менее 5 в одной из ячеек 4-польной таблицы применялся двусторонний вариант точного критерия Фишера. Количественные признаки представлены в виде среднего арифметического значения ± стандартное отклонение. Их сравнение в независимых выборках выполнено с помощью соответствующего критерия Стьюдента. Статистически значимыми считали различия при р < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Характеристика участников исследования
В исследование было включено 349 детей и подростков. Из их числа миопия была диагностирована у 162 (46,4%): 70 детей (45,5%) в возрасте 10-12 лет, 92 (47,2%) — 13-15 лет. Девочек и мальчиков было поровну — по 81 (50,0%). В группу сравнения было включено 187 (53,6%) детей без нарушения зрения, сопоставимых с основной группой по возрасту: 84 (54,5%) и 103 (52,8%) ребенка в возрасте 10-12 и 13-15 лет, соответственно (р = 0,748), и полу: 85 (45,4%) девочек и 102 (54,6%) мальчика (р = 0,396).
Информированность о заболевании
О миопии (как о заболевании, встречающемся у человека) не знали 74 (54,3%) школьника, имеющих близорукость, и 94 (49,7%) — без нее (р = 0,392). Информированные школьники среди источников получения сведений о заболевании указали родителей, телевидение, медицинских работников, друзей, популярную литературу и интернет (рис.).
Только 74 респондента (40,9% информированных школьников, или 21,2% всех принявших участие в исследовании) указали на возможность профилактики миопии и 46 (25,4% информированных, или 13,2% всех проанкетированных детей и подростков) отметили, что чередуют зрительные нагрузки и отдых, следуют правилам обращения с телевизором и видеотерминалами, знают о гимнастике для глаз. Только каждый четвертый родитель (28,4%), по свидетельству школьников, разговаривал с ними о миопии, причем независимо от зрительных проблем их ребенка (р = 0,392). О принципах гигиены зрения знали 21,2% школьников из числа опрошенных, минимальные установки на самосохранительное поведение отмечены в 13,2% случаях.
Уровень соматического здоровья детей с нормальным зрением оказался более высоким, чем у сверстников с миопией: в 2,7 раза реже наблюдалась хроническая патология желудочно-кишечного тракта — у 55 (29,4%) и 128 (79%; р = 0,001); в 1,3 раза — патология сердечнососудистой системы — у 78 (48,0%) и 120 (64,2%; р = 0,001); в 1,6 раза — аллергические заболевания и различные проявления атопии — у 6 (3,7%) и 11 (5,9%; р = 0,214) школьников, соответственно.
Школьная занятость
Анализ использования времени перемен между занятиями показал, что все ребята, независимо от наличия у них зрительных проблем, нерационально использовали время отдыха. Они редко играли в подвижные игры, в том числе и на свежем воздухе, предпочитая игры, заложенные в их телефонах, повторение учебного материала, причем часто это делалось в условиях плохой освещенности (табл. 1).
Внешкольная занятость Дополнительные занятия
По форме внешкольной занятости группы детей с нарушением зрения и без него не различались: соответственно, 91 (56,2%) и 98 (52,4%) учащихся обеих групп (р = 0,481) занимались дополнительно в кружках различного рода; 25 (22,7%) и 62 (25,9%; р = 0,552) — посещали музыкальную, 12 (10,9%) и 15 (6,3%; р = 0,614) — художественную, 21 (19,1%) и 51 (21,3%; р = 0,622) — спортивную школы. Экстремальные виды спорта, способные негативно повлиять на функциональное состояние органов зрения (прыжки в воду, бокс, карате), выбрали 20 (12,4%) и 32 (17,1%; р = 0,212) школьника, соответственно. Существенных различий между учащимися с миопией и без нее по интенсивности дополнительных занятий с репетиторами не обнаружено: 48 (29,6%) и 39 (20,9%) человек, соответственно, занимались с репетиторами во внеурочное время (р = 0,059): из них 26 (16,1%) и 17 (9,1%) посвящали таким занятиям 1 ч в неделю (р = 0,049); 21 (13,0%) и 19 (10,2%) — 2 ч (по 1-1,5 ч дважды в неделю; р = 0,412); 3 (1,9%) и 3 (1,6%) — 3 ч (р = 1,000). Более 3 ч в неделю с репетиторами занимались 2 (1,2% с миопией) и 1 (0,5% здоровых) школьника (р = 0,599). Среди тех, кто занимался с репетиторами 1-2 ч в неделю, было 47 (29,0%) учащихся с миопией и 36 (19,3%) без миопии (р = 0,033). Среди занимающихся 3 ч и более — 5 (3,1%) и 4 человека (2,1%), соответственно (р = 0,738). В целом среднее время на одного
Рис. Источники информации о миопии
школьника, которое приходилось на занятия с репетитором, составляло 0,52 ± 0,88 ч — в группе близоруких учащихся и 0,36 ± 0,77 ч — у здоровых (р = 0,069).
Выполнение домашнего задания
По свидетельству учащихся на выполнение домашнего задания у них уходило от 1 до 4 ч в день. Менее 1 ч на приготовление уроков чаще затрачивали дети без нарушения зрения; более 3 ч — с нарушениями (табл. 2). В среднем школьник без патологии зрения затрачивал на выполнение домашнего задания 1,79 ± 0,68 ч, школьник с миопией — 2,08 ± 0,73 ч (р < 0,001).
Жалобы на усталость в мышцах спины и шеи, общий дискомфорт в конце занятий предъявляли 137 (84,6%) человек с нарушением зрения и 149 (79,7%) — без него (р = 0,236). Интересно, что дети с нормальным зрением предпочитали во время перерывов при выполнении домашнего задания заниматься тем, что не напрягает глаза (кушать, лежать на кровати с закрытыми глазами, гулять на улице), а близорукие дети не изменяли характер зрительной нагрузки: смотрели в это время телевизор, играли на компьютере (табл. 3).
Ежедневное время работы на компьютере менее 1 ч отметили 53 (34,6%) школьника с миопией и 49 (27,5%) — без нарушения зрения (р = 0,162). Проводили за компьютером от 1 до 2 ч — 72 (47,1% с нарушением зрения) и 100 (56,2%; р = 0,098); 3 ч и более — 28 (18,3%) и 29 (16,9%) детей (р = 0,654), соответственно. Среднее время, которое проводили у дисплея дети с миопией, составляло 1,73 ± 0,81 против 1,80 ± 0,76 ч в сутки —
Таблица 1. Занятия школьников во время перемен
Вид занятий Миопия (п = 162), абс. (%) Здоровые (п = 187), абс. (%) P
Играют с телефонами 25 (15,4) 34 (18,2) 0,494
Повторяют материал следующих занятий 77 (47,5) 90 (48,1) 0,911
Гуляют на улице 2 (1,2) 2 (1,1) 1,000
Играют в подвижные игры 30 (18,5) 25 (13,4) 0,188
Другое 41 (25,3) 50 (26,7) 0,762
Таблица 2. Время, затрачиваемое школьниками на выполнение домашних заданий (часов в сутки)
Время Миопия (п = 162), абс. (%) Здоровые (п = 187), абс. (%) P
^ 1 37 (22,8) 66 (35,3) 0,010
2 75 (46,3) 94 (50,3) 0,459
^ 3 50 (30,9) 27 (14,4) 0,001
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2011/ ТОМ 10/ № 4
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
Использование свободного времени Миопия (п = 162), абс. (%) Здоровые (п = 187), абс. (%) P
Лежит на кровати с закрытыми глазами 23 (14,2) 36 (19,3) 0,209
Играет на компьютере 23 (14,2) 6 (3,2) 0,001
Перекусывает 31 (19,1) 66 (35,3) 0,001
Смотрит телевизор 66 (40,7) 46 (24,6) 0,001
Гуляет на улице 8 (4,9) 24 (12,8) 0,011
Другое 21 (13,0) 20 (10,7) 0,512
Таблица 4. Продолжительность ночного сна школьников по данным анкетирования
Продолжительность ночного сна, ч Миопия (п = 162), абс. (%) Здоровые (п = 187), абс. (%) P
^ 6 13 (8,0) 8 (4,3) 0,142
7 38 (23,5) 26 (13,9) 0,021
8 71 (43,8) 88 (47,1) 0,545
^ 9 40 (24,7) 65 (34,8) 0,041
Таблица 5. Длительность прогулок детей с различным состоянием зрения
8
Прогулки Миопия (п = 162), абс. (%) Здоровые (п = 187), абс. (%) P
Ежедневно не менее 1-2 ч 82 (50,6) 126 (67,4) 0,001
1-2 раза в нед по 1-2 ч 48 (29,6) 40 (21,4) 0,077
Только в выходные 32 (19,8) 21 (11,2) 0,027
у здоровых детей (р = 0,459). При этом более рационально дозировали время нахождения у экрана учащиеся без патологии зрения: 112 (59,9%) из них довольствовались 30-40-минутными сеансами против 87 (53,7%) близоруких детей (р = 0,244); а 55 (29,4%) — 1,0-1,5-часовыми периодами работы против 63 (38,9%), соответственно (р = 0,062). Два и более часа непрерывно проводили за компьютером 12 (7,41%) детей с миопией и 21 (11,2%) — с нормальным зрением (р = 0,223).
Никто из учащихся не отказывался от просмотра телепередач. Время нахождения у экрана телевизора не зависело от остроты зрения ребенка: ежедневно и не менее 1-2 ч. В среднем школьники с миопией проводили у экрана телевизора 2,09 ± 0,72 ч, школьники без миопии — 2,14 ± 0,73 ч (р = 0,559). При этом школьники с нарушенным зрением садились ближе к экрану (в среднем 2,12 ± 0,64 против 2,42 ± 0,69 м; р < 0,001); 25 (15,4%) школьников с миопией и 18 (9,6%) без нее предпочитали сидеть на расстоянии менее одного метра от экрана телевизора (р = 0,099).
Страдающие миопией дети и подростки больше уделяли внимания внеклассной литературе: 111 человек (68,5%) против 94 (50,3%), соответственно, указывали на то, что любят и читают непредусмотренные школьной программой книги (р < 0,001). В среднем они затрачивали на это 0,99 ± 0,85 ч, а их сверстники без нарушения зрения — 0,64 ± 0,78 ч (р < 0,001); 41 (25,3%) школьник с низким зрением и 67 (35,8%) — с нормальным (р = 0,034) сообщили, что предпочитают читать лежа.
Все опрошенные отмечали достаточный уровень освещения и наличие местного света, но режим чтения оказался различным: ребята с хорошим зрением чаще устраивали перерывы и меняли специфику занятий (зрительную на физическую): 97 (51,9%) против 70 (43,2%) с миопией (р = 0,106). Респонденты с нарушением зрения отметили, что читают, не думая о физиологических пере-
рывах, в любое свободное время — 39 (35,5%) против 34 (14,2%; р = 0,120).
Учащиеся с заболеванием глаз отмечали более короткий сон (менее физиологической нормы), чем их здоровые сверстники (табл. 4).
Школьники без патологии зрения чаще проводили время на свежем воздухе, в 2,6 раза чаще — делали это регулярно (табл. 5). Учащиеся с нарушением зрения предпочитали проводить каникулы в городе — 45 человек (27,8%) против 39 (20,9%; р = 0,131), где нет условий для высокой двигательной активности и полноценного отдыха; не хотели менять привычек пользования электронными приборами. По характеру питания различий между изучаемыми группами не выявлено: 100% детей обеих групп отметили, что в их рацион регулярно входят овощи, фрукты, зелень, рыба и злаковые независимо от времени года. Более глубоко вопросы рациона питания в настоящем исследовании не изучались.
ОБСУЖДЕНИЕ
В основе профилактики любого заболевания лежат знания о причинах его возникновения, патогенезе, факторах риска, что дает возможность сформировать позицию самосохранительного поведения. Как показало наше исследование, учащиеся 6-9 классов мало информированы о заболевании миопией; они не знают как предупредить потерю зрения; об этом с ними не говорят учителя, роль медицинских работников также незначительна (8,8%). К сожалению, и родители (хотя дети указывают их в рейтинге источников информации о заболевании на 1-м месте) не уделяют этому вопросу серьезного внимания, причем поведение родителей здоровых детей и детей с миопией достоверно не различается. Лишь один из четырех родителей разговаривает с ребенком о профилактике потери зрения. Это приводит к тому, что только один из пяти школьников знает, что заболевания глаз
можно предупредить, а используют эти знания на практике лишь 13,2% всех участников опроса. Следовательно, необходимо повышать знания учеников школы о физиологии и патологии зрения и прививать им знания и умения по профилактике его потерь [4]. Нами были проведены занятия с ребятами в присутствии их классных руководителей с обеспечением обратной связи по профилактике нарушений зрения, а также запланировано повторное исследование для оценки их эффективности.
Некоторые авторы отмечают зависимость между здоровьем глаз и общим состоянием здоровья ребенка [2, 7]. При изучении школьников с миопией и без нее нами также были получены данные о более низком соматическом здоровье первых: дети с миопией в 2,7 раза чаще имели патологию желудочно-кишечного тракта и в 1,3 раза — сердечно-сосудистой системы.
Поиск взаимосвязей между различными компонентами образа жизни и наличием проблем со зрением заставил нас проанализировать различия в поведении детей и подростков с миопией и без нее в школе и дома. Было показано, что все школьники не умели рационально, с точки зрения гигиены глаз, использовать паузы между занятиями [4, 7]: они продолжали нагружать орган зрения играми, заложенными в их телефоны, или чтением материалов следующего урока.
Во внеурочное время ребята выполняли домашние задания, дополнительно занимались по отдельным предметам с репетиторами, посещали различного рода кружки и секции, реализовывали хобби, играли, т. е. проявляли все виды активности, характерные для их возраста. На выполнение домашнего задания школьники затрачивали от 1 до 4 ч ежедневно, при этом здоровые делали уроки быстрее (1,79 ± 0,68 против 2,08 ± 0,73 ч): различия между числом справляющихся с заданием за 1 ч в изучаемых группах и уделяющих этому более 3 ч было высоко достоверным. По числу дополнительных занятий, которые стали обязательным атрибутом жизни современных школьников [2], группы не имели существенных различий, зато близорукие школьники достоверно больше читали.
У детей с миопией, суммарно имеющих большую загрузку по поиску информации, чем их сверстники с нормальным зрением, чаще возникали жалобы на усталость в мышцах спины и шеи, появление общего дискомфорта в конце занятий, что объяснимо длительностью статических нагрузок [8] и более слабым общим здоровьем [2].
Все ребята отмечали, что работают в условиях достаточной общей освещенности, с обязательным источником местного света, тем не менее более физиологически оправданным оказалось поведение детей без патологии глаз. Дети и подростки с миопией достоверно чаще читали лежа и располагались на близком расстоянии у экрана телевизора, реже устраивали перерывы во время работы и меняли специфику занятий со зрительной на физическую, что вызывало перенапряжение зрительного анали-
затора и могло отрицательно сказаться на остроте зрения [7]. Здоровые ребята в перерывах между занятиями валялись на диване с закрытыми глазами, гуляли или перекусывали, а их сверстники с наличием миопии в это время играли на компьютере или смотрели телевизор; эти различия имеют высокую достоверность. Кроме того, ребята с миопией несколько чаще выбирали такие виды спорта, как прыжки в воду, бокс и карате, которые могут неблагоприятно влиять на состояние органа зрения. Такой выбор можно объяснить желанием занять уважаемую позицию в подростковой среде, уметь постоять за себя. В данном случае различия между группами детей с миопией и без не являются достоверными, но, видимо, сказывается комплекс взаимных влияний факторов малой интенсивности, последствия которого могут не укладываться в общепринятые границы влияния каждого из них в отдельности и оказывать пагубное влияние на организм [7]. В целом можно констатировать, что привычки чтения, «общения» с телевизором и выбор вида спорта у школьников с нарушением рефракции не способствуют сохранению зрения. Учащиеся с заболеванием глаз не умели отдыхать: у них достоверно более короткий сон, чем у их здоровых сверстников, и меньше возможностей для времяпровождения на свежем воздухе, что обусловлено их большей занятостью. Каждый третий ребенок с миопией спал менее 7 ч в сутки, каждый пятый бывал на свежем воздухе только в выходные. Близорукие школьники чаще, чем дети с нормальным зрением, проводили каникулярное время в городе, где не меняли своих привычек и просиживали свободное время за компьютером и телевизором, что также могло оказывать негативное влияние на состояние органа зрения [7]. Такой образ жизни школьников с миопией можно объяснить нежеланием тратить время впустую и их общей неинформированностью о сути собственных проблем со здоровьем. Нерациональный образ жизни таких детей можно корректировать изменением режима дня и проведением стандартного комплекса профилактических мероприятий для глаз с учетом понимания школьниками процессов формирования заболевания [7, 8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной работы можно сделать вывод, что в образе жизни школьников с миопией и без нее имеются различия. Они выражаются во времени, затрачиваемом на усвоение школьного материала и чтение дополнительной литературы, в выборе вида спорта, условиях просмотра телепередач и времени работы на компьютере, режиме дозирования зрительных нагрузок. Дети с миопией экономят на отдыхе: они достоверно меньше спят и гуляют. Полученные данные позволили сформулировать рекомендации по необходимости проведения санитарно-просветительной работы с учащимися, установлению режима дня и контроля зрительной нагрузки для детей с заболеваниями глаз.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова Л. П. О профилактике близорукости у детей // Вестник офтальмологии. — 2006; 2: 24-27.
2. Нефедовская Л. В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. — М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. — 240 с.
3. Сидоренко Е. И. Проблемы и перспективы детской офтальмологии: Доклад по охране зрения детей // Вестник офтальмологии. — 2006; 1: 41-42.
4. Ермолаев А. В. Социологическое обоснование комплекса мероприятий по профилактике глазной патологии у детей. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Астрахань, 2004. — 23 с.
5. Синев П. А. Состояние офтальмологического здоровья детского населения Иркутской области за 2003 год / Материалы
8-го съезда офтальмологов России. — М.: Центр МНТК «Микрохирургия глаза», 2005. — С. 365-366.
6. Беляева М. Ю. Комплексная реабилитация детей с патологией органа зрения в условиях городского профильного летнего оздоровительного лагеря / Материалы НПК «Детская офтальмология: итоги и перспективы», 2006. — М., 2006. — С. 297-298.
7. Кучма В. Р Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами. — М.: Медицина, 2000. — 160 с.
8. Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений санитарноэпидемиологической службы. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. — 528 с.
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2011/ ТОМ 10/ № 4