Научная статья на тему 'Факторы, способствующие формированию миопии у школьников'

Факторы, способствующие формированию миопии у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
708
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / МИОПИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / SCHOOLCHILDREN / MYOPIA / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галимзянова Гузель Зуфаровна, Гурылева М. Э.

В статье представлены результаты анализа качества и образа жизни школьников с миопией в сравнении со здоровыми сверстниками. Образ жизни изучали методом социологического опроса по специально разработанной анкете, качество жизни (КЖ) по специальной анкете PedsQL (варианты для ребенка / подростка и родителей), валидизированной и адаптированной для условий России. В ходе исследования установлено, что: КЖ детей и подростков с миопией сравнимо с КЖ их здоровых сверстников. Миопия начинает влиять на КЖ подростков лишь с 13-летнего возраста, особенно на параметры эмоционального и школьного благополучия. Установлено, что родители склонны занижать качество жизни своих детей. Противоречия в оценках КЖ детьми с патологией зрения и их родителями с возрастом школьника уменьшаются, а в группе здоровых респондентов, напротив, увеличиваются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галимзянова Гузель Зуфаровна, Гурылева М. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS CONTRIBUTING TO THE DEVELOPMENT OF MYOPIA IN SCHOOLCHILDREN

The paper analyzes the style and quality of life (QL) in schoolchildren with myopia versus healthy persons of the same age. Their lifestyle was studied through a sociological survey, by using the specially developed questionnaire; their life quality was examined according to the special questionnaire PedsQL (variants for a child/an adolescent and parents) validated and adapted to Russia. The study established that QL in children and adolescents with myopia was comparable with that of healthy persons of the same age. Myopia began to affect QL in adolescents only at the age of 13 years, which was especially obvious in terms of emotional and school well-being. Their parents were found to be inclined to reduce the QL of their children. Contradictions in the assessment of QL by children with visual impairment and by their parents diminished with a schoolchild ’s age; by contrast, they increased in the group of healthy respondents.

Текст научной работы на тему «Факторы, способствующие формированию миопии у школьников»

Г Г Галимзянова, М. Э . Гурылева

-47 —

© Г. Г. ГАЛИМЗЯНОВА, М. Э. ГУРЫЛЕВА, 2012 УДК 617.753.2-02-057.874-07

Г. Г. Галимзянова1, М. Э. Гурылева2

факторы, способствующие формированию миопии у школьников

'ООО Медицинский научно-исследовательский центр «Третий глаз», 420029, Казань, ул. Кирпичникова, 6; 2ГОУ ВПО Казанский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития РФ, 420061, Казань, ул. Бутлерова, 49

В статье представлены результаты анализа качества и образа жизни школьников с миопией в сравнении со здоровыми сверстниками. Образ жизни изучали методом социологического опроса по специально разработанной анкете, качество жизни (КЖ) - по специальной анкете PedsQL (варианты для ребенка / подростка и родителей), валидизированной и адаптированной для условий России.

В ходе исследования установлено, что: КЖ детей и подростков с миопией сравнимо с КЖ их здоровых сверстников. Миопия начинает влиять на КЖ подростков лишь с 13-летнего возраста, особенно на параметры эмоционального и школьного благополучия. Установлено, что родители склонны занижать качество жизни своих детей. Противоречия в оценках КЖ детьми с патологией зрения и их родителями с возрастом школьника уменьшаются, а в группе здоровых респондентов, напротив, увеличиваются.

Ключевые слова: школьники, миопия, качество жизни

G. G. Galimzyanova1, M. E. Guryleva2

FACTORS CONTRIBUTING TO THE DEVELOPMENT OF MYOPIA IN SCHOOLCHILDREN

'OOO "Third Eye" Medical Research Center, 6 Kirpichnikov St., Kazan 420029; 2Kazan State Medical University, Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, 49 Butlerov St., Kazan 420061

The paper analyzes the style and quality of life (QL) in schoolchildren with myopia versus healthy persons of the same age. Their lifestyle was studied through a sociological survey, by using the specially developed questionnaire; their life quality was examined according to the special questionnaire PedsQL (variants for a child/an adolescent and parents) validated and adapted to Russia.

The study established that QL in children and adolescents with myopia was comparable with that of healthy persons of the same age. Myopia began to affect QL in adolescents only at the age of 13 years, which was especially obvious in terms of emotional and school well-being. Their parents were found to be inclined to reduce the QL of their children. Contradictions in the assessment of QL by children with visual impairment and by their parents diminished with a schoolchild's age; by contrast, they increased in the group of healthy respondents.

Key words: schoolchildren, myopia, quality of life

роблема охраны здоровья подрастающего поколения является приоритетной для Российской Федерации, что нашло отражение в реализуемой программе "Здоровье".

Нарушение зрения у детей и подростков относится к числу наиболее важных медико-социальных проблем современного общества в силу как распространенности (10,1-14,7 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения по данным обращаемости за медицинской помощью по Российской Федерации), что превышает показатели среди взрослых и имеет тенденцию к росту, так и условий, диктуемых современностью (изменение среды обитания человека, экологии, условий жизни и трудовой деятельности), что значительно усилило нагрузку на зрительный анализатор (повышение роли аудиовизуальных средств в жизни человека, внедрение компьютерных средств обучения, использование системных телекоммуникаций) [4]. Для ребенка и подростка стали не просто доступны, а жизненно необходимы информационные технологии дистанционного обучения (работа с текстовыми документами, в том числе и поиск информации в интернете), инновационного обучения в связи с внедрением в учебный

Для корреспонденции: Галимзянова Гузель Зуфаровна, врач-офтальмолог, e-mail: guzgal21@rambler.ru

процесс занятий и лабораторных работ с применением компьютерных моделей современного высокотехнологичного оборудования для изучения процессов микро-, макромира, биосистем на основе компьютерного моделирования, наблюдения в удобном масштабе времени различных физических, химических, биологических процессов, в реальности протекающих с очень большой или крайне малой скоростью, использованием компьютерных тренажеров для накопления словарного запаса при изучении иностранных языков, проведение контроля знаний с использованием компьютерной техники, а также многочисленные игры на основе мультимедиа и технологии виртуальной реальности [3].

Использование компьютеров в обучении и воспитании детей коренным образом меняет привычные формы их учебной и досуговой деятельности: возрастают психоэмоциональное напряжение, доля статических нагрузок, изменяются области интересов - все это не может не отразиться на здоровье и качестве жизни подрастающего поколения.

В последние десятилетия понятие "качество жизни" (КЖ) стало неотъемлемой частью здравоохранения, прочно вошло в клинические и медико-социальные исследования. в зарубежной педиатрии этот показатель активно используется для мониторинга различных категорий детей и подростков, определения влияния хронических заболеваний и

эффективности профилактических мероприятий. В России он стал доступен благодаря разработке и внедрению соответствующей методологии [1, 2].

Нами было проведено исследование качества и образа жизни 349 детей и подростков Казани, обучающихся в школе с углубленным изучением иностранных языков, из них 110 учащихся с патологией зрения в виде миопии и 239 здоровых сверстников.

Школьники, принявшие участие в исследовании, а также их родители подпис али информированное согласие и заполнили 2 анкеты: медико-демографическую, дающую возможность оценить образ жизни, привычки и предпочтения учеников относительно организации трудового процесса и свободного времени, питания, реализации хобби, и анкету качества жизни PedsQL (вариант для ребенка/подростка и для родителя). Последняя является валидизированным и адаптированным к российским условиям инструментом для оценки КЖ по следующим параметрам: физическое, психологическое, социальное функционирование, функционирование в школе, психосоциальное здоровье и общая комплексная оценка КЖ респондента.

Среди школьников с миопией 25% составили пациенты в возрасте 8-12 лет и 75% - 13-17 лет. Девочек было чуть более половины - 54%. В качестве группы сравнения проанкетировано 239 детей без нарушения зрения, сопоставимых с основной группой по возрасту и полу. Ответы детей и подростков сравнивали с ответами одного из их родителей.

В группе детей 8-12 лет отличий в КЖ респондентов с миопией от здоровых не выявлено ни по одному параметру (табл. 1).

Дети данной возрастной группы не испытывали никаких неудобств, чувствовали себя наравне со сверстниками в плане как физического, так и психосоциального здоровья. У респондентов с миопией даже отмечались несколько более высокие значения показателей ролевого функционирования в школе. В соответствии с общероссийской тенденцией пациенты с нарушением рефракции выше оценили такие аспекты КЖ, как физическое и социальное функционирование, ниже - эмоциональное и школьное [5]. Результаты анкетирования родителей детей данной возрастной группы показали, что они склонны занижать КЖ детей с нарушением зрения по всем аспектам, кроме школьного функционирования (см. табл. 1).

У более старших детей 13-17 лет анализ самооценки также не выявил достоверных различий между изучаемыми группами, хотя тенденция к более низким значениям КЖ респондентов с миопией все же отмечалась (табл. 2).

наибольшая разница была зафиксирована по аспекту школьного функционирования, что объяснимо для этой возрастной группы: подростки с миопией начинают ощущать дискомфорт в учебе, связанный с низким зрением, а также обращать внимание на свой внешний вид.

при сравнении параметров КЖ детей с миопией в возрастном аспекте установлено, что с возрастом значимо снижаются показатели эмоционального (70,0 ± 18,6 у подростков 13-17 лет против 75,7 ± 18,2 у детей 8-12; лет р < 0,05) и особенно школьного

Таблица 1

Параметры Кж (в баллах) по результатам опроса детей 8-12 лет и их родителей (М ± а)

Аспект КЖ Дети с миопией Здоровые

Физическое функционирование 84,0 ± 16,0 82,0 ± 11,5

76,6 ± 17,1 78,6 ± 12,3

Эмоциональное функционирование 75,7 ± 18,2 76,0 ± 16,6

67,9 ± 18,3 72,8 ± 15,7

Социальное функционирование 87,7 ± 18,8 87,4 ± 13,3

75,6 ± 19,5 83,4± 15,4

Школьное функционирование 80,7 ± 17,3 75,5 ± 15,0

68,5 ± 17,6 68,6 ± 15,0

Психосоциальное здоровье 81,4 ± 18,1 79,6 ± 15,0

70,7 ± 18,5 74,9 ± 15,4

Общий балл 82,4 ± 14,4 80,7 ± 10,8

72,9 ±15,5 76,3 ±10,8

Примечание. Здесь и в табл. 2: числитель — результат опроса детей, знаменатель — родителей. Различия между группами недостоверны.

Таблица 2 Параметры Кж (в баллах) по результатам опроса детей 13—17 лет и их родителей (М ± а)

Аспекты КЖ Дети с миопией Здоровые

Физическое функционирование 82,4 ± 11,7 84,6 ± 11,9

75,8 ± 14,9 76,2 ± 16,9

Эмоциональное функционирование 70,0 ± 18,6 72,5 ± 16,5

± 17,7 ТО- ± 16,3

Социальное функционирование 85,9 ± 13,4 88,4 ± 12,2

83,2 ± 16,9 84,5 ± 14,7

Школьное функционирование 69,3 ± 16,6 72,7 ± 14,2

63,2 ± 14,5 64,7 ± 15,9

Психосоциальное здоровье 75,1 ± 16,2 77,9 ± 14,3

71,8 ± 16,4 73,2 ± 15,6

Общий балл 77,8 ± 11,3 80,4 ± 9,7

73,8 ± 11,8 73,2 ± 15,6

(69,3 ± 16,6 против 80,7 ± 17,3 соответственно; р < 0,05) благополучия. При этом значения физического и социального здоровья существенно не меняются (рис. 1). У здоровых детей такие выраженные возрастные различия отсутствуют.

Г Г Галимзянова, М. Э . Гурылева

---О--- 8-12 лет

—•— 13-17 лет

Рис. 1. Профили КЖ респондентов с миопией в зависимости от возраста (по результатам опроса детей).

Здесь и на рис. 2, 3: ФФ - физическое функционирование, ЭФ - эмоциональное функционирование СФ - социальное функционирование, ШФ - школьное функционирование, ПСЗ - психосоциальное здоровье, ОБ - общий балл.

90 -1

й Дети 8-12 лет с миопией И Родители детей 8-12 лет с миопией □ Здоровые дети 8-12 лет Н Родители здоровых детей 8-12 лет

Рис. 2. Сравнение параметров качества жизни детей 8-12 лет по результатам анкетирования детей и родителей.

И Дети 13-17 лет с миопией И Родители детей 13-17 лет с миопией □ Здоровые дети 13-17 лет Ш Родители здоровых детей 13-17 лет

Рис. 3. Сравнение параметров КЖ детей 13--17 лет по результатам анкетирования детей и родителей.

При сравнении ответов родителей подростков 13— 17 лет с миопией и родителей их здоровых сверстников разногласий не установлено (см. табл. 2).

Анализ proxy-problem показал, что в возрастной группе 8-12 лет родители занижают КЖ своих детей с миопией по параметрам социального и школьного благополучия, что отражается на общем балле (p < 0,05; (рис. 2).

В группе здоровых детей противоречия выявлены только по аспекту школьного функционирования (p < 0,05; см. рис. 2).

В подгруппе более старших подростков 13-17 лет ситуация обратная. Больше противоречий выявлено в ответах родителей и детей без нарушений зрения (рис. 3). Родители достоверно более низко оценили все аспекты функционирования, кроме эмоционального.

У детей с миопией различия определялись по шкалам физического, школьного благополучия, а также общему баллу.

Резюмируя полученное можно констатировать:

• высокое КЖ детей и подростков с миопией сравнимо с кж их здоровых сверстников;

• миопия оказывает влияние на КЖ подростков лишь начиная с 13-летнего возраста, наиболее значительно это влияние по параметрам эмоционального и школьного благополучия;

• оценка КЖ школьником и его родителями различна: родители склонны занижать КЖ своих детей;

• противоречия в оценках КЖ детьми и родителями в группе респондентов с нарушениями зрения уменьшаются с возрастом, в группе здоровых, напротив, увеличиваются.

параллельно с качеством жизни детей и подростков нами был изучен образ их жизни.

Так, находясь в школе, все учащиеся нерационально использовали перемены между занятиями: редко играли в подвижные игры или дышали свежим воздухом (14,3 и 14,7% в группах детей с миопией и здоровых соответственно), предпочитая игры, заложенные в их телефонах, или повторяли учебный материал следующего урока (59,3 и 39,5% соответственно) (рис. 4).

При анализе расписания занятий бросилось в глаза, что у школьников, имеющих близорукость, сдвоенные уроки встречались почти вдвое чаще, чем у детей, не имеющих нарушения зрения (42,5% против 22,5%; p < 0,05).

По внешкольной занятости группы детей с нарушением зрения и без него достоверно не различались. Чуть больше половины учащихся обеих групп занимались дополнительно музыкой, рисованием, спортом, иностранными языками. Следует отметить, что учащиеся с близорукостью в 1,5 раза чаще выбирали такие экстремальные виды спорта, как прыжки в воду, единоборства (бокс, каратэ).

Каждый пятый ребенок без нарушения зрения и каждый третий с миопией занимался с репетиторами во внеурочное время. Половина из них посвящала таким занятиям 1-1,5 ч в неделю, для 40% обычными были 2-3 ч занятий (по 1-1,5 ч дважды в неделю), каждый десятый тратил на подобную подготовку более 4 ч в неделю.

Рис. 4. Занятия школьников во время перемен.

Близорукие учащиеся более ответственно относились к самостоятельному выполнению домашнего задания: среди них оказалось в 1,5 раза меньше лиц, затрачивающих на домашнюю работу менее 1 ч ежедневно, чем среди здоровых одноклассников, и вдвое больше тех, кто тратил на это более 3 ч в сутки. Во время занятий часто испытывал усталость в мышцах спины и шеи, общий дискомфорт каждый третий ребенок с нарушением зрения и каждый четвертый без него. Интересно, что дети с нормальным зрением предпочитали во время перерывов при выполнении домашнего задания перекусывать или лежать на кровати с закрытыми глазами, а близорукие дети - смотреть телевизор (разница в 1,7 раза).

Каждый седьмой школьник независимо от остроты зрения просиживал перед компьютером более 3 ч в день. Интенсивность работы оказалась выше на 1/3 у респондентов с нарушенным зрением, а более рационально дозировали время нахождения у экрана учащиеся без патологии зрения: 60% из них довольствовались 30-40-минутными сеансами (против 53,7% у близоруких детей), а 28,9% - 1-1,5-часовыми периодами работы (против 38,9% соответственно).

время нахождения у экрана телевизора не зависело от остроты зрения ребенка: ежедневно и не менее 1-2 ч. При этом школьники с нарушением зрения садились ближе к экрану, каждый седьмой ребенок с миопией и каждый десятый без нее находился на расстоянии менее одного метра от экрана телевизора. Соблюдали рекомендованную дистанцию половина здоровых школьников и лишь четверть близоруких.

страдающие миопией дети и подростки больше уделяли внимания внеклассной литературе (68,5% против 50,3%). Так, если близорукий школьник в среднем на чтение дополнительной литературы тратил 53 мин ежедневно, то его здоровый одноклассник - только 41 мин. Достоверных различий между группами по условиям чтения выявлено не было. В то же время ребята с хорошим зрением чаще устраивали перерывы в чтении и меняли специфику занятий (зрительную на физическую).

Учащиеся с заболеванием глаз достоверно мень-

ше спали, чем их здоровых сверстники (табл. 3).

Школьники без патологии зрения в 1,3 раза больше времени проводили на свежем воздухе, в 2,5 раза интенсивнее реализуя двигательную активность.

Общее здоровье детей с нормальным зрением оказалось более высоким, чем их сверстников с низкой остротой зрения: у них в 1,6 раза реже наблюдалась хроническая патология желудочно-кишечного тракта, в 1,5 раза - патология сердечно-сосудистой системы, в 1,4 раза - различные аллергические заболевания и проявления.

по рациону питания различий между группами выявлено не было.

По результатам однофакторного анализа удалось выявить критерии, по которым исследуемые группы (страдающие миопией и здоровые) достоверно значимо отличались друг от друга. Ими стали:

• длительное выполнение домашнего задания (р < 0,001);

• длительный просмотр телевизора (р < 0,001);

• продолжительность ночного сна менее 8 ч в сутки (р < 0,05);

• продолжительность прогулок менее 3 ч в неделю (р < 0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таким образом, для профилактики миопии у детей и подростков родителям необходимо обращать внимание на продолжительность ночного сна школьника, который должен быть не менее 8 ч в сутки, и длительность пребывания на свежем воздухе (не менее 3 ч в неделю), ограничивать время просмотра ребенком телевизора и выполнение домашних заданий в разумных пределах, а также влиять на выбор хобби, в том числе и спортивной секции, обращать внимание на режим труда и отдыха ребенка.

Поиск взаимосвязей между образом и качеством жизни не дал достоверных результатов. Показатель КЖ школьников не имел корреляции ни с одним из изучаемых параметров.

таким образом, в результате проведенного исследования установлено следующее.

1. КЖ школьников с близорукостью и без нее существенно не различается.

2. Патология зрения в виде миопии в большей степени влияет на качество жизни подростков 13-17 лет, нежели на качество жизни детей более младшего возраста. В первую очередь при этом состоянии с воз-

Таблица 3 Продолжительность ночного сна школьников по данным анкетирования (% к числу ответов)

Длительность ночного сна, ч Дети с миопией Здоровые

Менее 6 8,0 4,3

7 23,5 13,9

8 43,8 47,1

9 и более 24,7 34,8

С . Б . Лазуренко, Н . В . Мазурова, Л . С . Намазова-Баранова

растом снижается эмоциональное и школьное благополучие.

3. Оценка КЖ ребенком (подростком) и его родителями имеет различия: родители склонны занижать КЖ своих детей.

4. Противоречия в оценках КЖ детьми и родителями в группе респондентов с нарушениями зрения уменьшаются с возрастом, в то же время в группе здоровых они, напротив, усиливаются. Это свидетельствует о повышенной тревожности родителей в отношении своих детей даже при отсутствии нарушений со стороны здоровья.

5. Достоверные различия в образе жизни между страдающими миопией и здоровыми школьниками были выявлены по следующим критериям: длительное выполнение домашнего задания, длительное нахождение у экрана телевизора, продолжительность ночного сна менее 8 ч и продолжительность прогулок менее 3 ч в неделю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винярская И. В. Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование): Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2008.

2. Гурылева М. Э., Ахунов И. Н. // Научные труды 3-го Всероссийского съезда (национального конгресса) по медицинскому праву. Россия, Москва, 2007. - С. 18-22.

3. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами. - М., 2000.

4. Нефедовская Л. В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. - М., 2008.

5. Нефедовская Л. В., Винярская И. В. // Общественное здоровье и здравоохр. - 2008. - № 1. - С. 32-35.

Поступила 19.10.11

Сведения об авторах:

Гурылева М. Э., д-р мед. наук, проф. каф. биомедицинской этики и мед. права с курсом истории медицины КазГМУ e-mail: meg4478@ mail.ru

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2:316.356.2:314.37

1,2

С. Б. Лазуренко1, Н. В. Мазурова1, Л. С. Намазова-Баранова

многодетная семья: медико-психолого-педагогический аспект изучения

'Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2/62; 2Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, 119435, Москва, ул. Трубецкая, 8

Представлены результаты многопрофильного обследования детей из многодетных семей Москвы и Московской области. Цель данного обследования - выявить основные медико-психолого-педагогические проблемы многодетной семьи для определения направлений комплексной помощи.

Ключевые слова: многодетная семья, комплексное обследование, состояние соматического и психического здоровья детей, медико-психолого-социальная поддержка семей

S. B. Lazurenko', N. V. Mazurova', L. S. Namazova-Baranova1,2

LARGE FAMILY: THE MEDICO-PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF A STUDY

'Children's Health Research Center, Russian Academy of Medical Sciences, 2/62 Lomonosovsky Prosp., Moscow 119991; 2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 8 Trubetskaya St., Moscow 119435

The paper presents the results of a multi-profile examination of children from the large families of Moscow and its region. The purpose of the examination was to reveal the major medico-psychological and pedagogical problems of a large family to define the directions of complex care.

Key words: large family; complex examination; the somatic and mental health status of children; socio-medico-psychological support of families

В

последнее время в средствах массовой информации широко обсуждается тема демографической ситуации в России. На первый план выходит вопрос о количестве детей в современных семьях. Многодетная семья рассматривается как один из наиболее эффективных вариантов решения проблемы демографического спада. Рождение в се-

Для корреспонденции: Лазуренко Светлана Борисовна, канд. пед. наук, зав. лаб. специальной психологии и коррекционного обучения, e-mail: preeducation@gmail.com

мье третьего ребенка необходимо для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Установки части семей на многодетность обеспечивают относительную плавность в графике снижения рождаемости. Однако до сих пор не проводилось серьезного научного исследования этого феномена. Нет ответа на вопросы о причинах многодетности, о положительных и отрицательных сторонах жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.