УДК 612.84:616-053.5
А.Д. ЧУПРОВ, А.Е. ВОРОНИНА, Э.А. ПЕТРОСЯН
Оренбургский филиал НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» МЗ РФ, 460047, Оренбург, ул. Салмышская, д. 17
Состояние зрения детей начальной школы
Чупров Александр Дмитриевич — доктор медицинских наук, профессор, директор, тел. (3532) 36-44-59, e-mail: ofmntkmg@esoo.ru, ORCID ID: 0000-0001-7011-4220
Воронина Александра Евгеньевна — кандидат медицинских наук, заведующая научно-образовательным отделом, тел. (3532) 65-06-82, e-mail: nauka@ofmntk.ru, ORCID ID: 0000-0002-0222-6033
Петросян Эмилия Аветиковна — научный сотрудник, тел. (3532) 65-06-82, e-mail: nauka@ofmntk.ru, ORCID ID: 0000-0001-5526-436Х
Плохое зрение ограничивает физические возможности ребенка, снижает качество жизни. Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется, снижается успеваемость, возрастает школьная тревожность.
Цель: оценить состояние зрения школьников и факторы, на него влияющие.
Материал и методы. На 1-м этапе выполнялся опрос родителей школьников: анкета о наличии симптомов синдрома сухого глаза у детей, которая также включала в себя вопросы о зрительной нагрузке. На 2-м этапе проводился опрос школьников по той же анкете и диагностическое обследование.
Результаты и обсуждения. По результатам обследования все школьники были разделены на 3 группы: 1 группа — имеющие очки или линзы; 2 группа — не имеющие ни очков, ни линз, но с некорригируемой остротой зрения (НКОЗ)<0.8; 3 группа — не имеющие ни очков, ни линз, но с НКОЗ>0,8. Зрительная нагрузка у школьников 2,3,4 классов увеличивается по мере взросления детей, при этом родители во всех возрастных группах не осведомлены в полной мере, сколько времени их дети проводят за телефоном, компьютером, телевизором. Школьники 2 и 3 классов увеличивают зрительную нагрузку преимущественно за счет телевизоров и телефонов, а школьники 4 классов только за счет телефонов. Симптомы синдрома сухого глаза (ССГ) более выражены у детей с большей зрительной нагрузкой.
Заключение. Число детей, не имеющих ни очков, ни линз и имеющих НКОЗ>0,8 уменьшается от 2 класса к 4 классу, тогда как число детей с НКОЗ<0,8 в 2 раза увеличивается. Причиной ношения очков у большинства детей явилась миопия.
Ключевые слова: рефракция, школьники, зрение, миопия, гиперметропия, астигматизм. DOI: 1032000/2072-1757-2018-16-4-189-193
(Для цитирования: Чупров А.Д., Воронина А.Е., Петросян Э.А. Состояние зрения детей начальной школы. Практическая медицина. 2018, том 16, № 4, C. 189-193)
A.D. CHUPROV, A.E. VORONINA, E.A. PETROSYAN
Orenburg branch of S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution, 17 Salmyshskaya Str., Orenburg, Russian Federation, 460047
State of vision in primary school children
Chuprov A.D. — D. Sc. (medicine), Professor, Director, tel. (3532) 36-44-59, e-mail: ofmntkmg@esoo.ru, ORCID ID: 0000-0001-7011-4220 Voronina A.E. — PhD (medicine), Head of Research and Academic Department, tel. (3532) 65-06-82, e-mail: nauka@ofmntk.ru, ORCID ID: 0000-0002-0222-6033
Petrosyan EA — Researcher, tel. (3532) 65-06-82, e-mail: nauka@ofmntk.ru, ORCID ID: 0000-0001-5526-436Х
Poor vision limits the physical capabilities of a child, reduces the quality of life. Children suffer from the need to wear glasses, their communication with their age-mates is hampered, progress is reduced, school anxiety increases. Objective: to assess the state of vision in schoolchildren and the factors affecting it.
л
TREMPORARY ISSUES Of OPHTHALMOLOGY
m
190 ^tL ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
Том 16, №4. 2018
Material and methods. At the first stage, a survey of schoolchildren's parents was carried out: a questionnaire on the presence of symptoms of dry eye syndrome in children, which also included questions about the visual load. At the 2nd stage, a survey of schoolchildren on the same questionnaire and a diagnostic examination was conducted.
Results and discussion. According to the results of the survey, all schoolchildren were divided into 3 groups: group 1 - with glasses or lenses; group 2 - without glasses or lenses, but with uncorrected visual acuity (UVA) < 0.8; group 3 - without glasses or lenses, but with UVA > 0.8. The visual load of the 2, 3, 4 grade schoolchildren increases with the growth of children, while parents in all age groups are not fully aware of how much time their children spend with a phone, computer, or TV. The increase of 2 and 3 grades schoolchildren's visual load is mainly due to TVs and telephones, and schoolchildren of 4 grade only to telephones. Symptoms of dry eye syndrome (DES) are more pronounced in children with greater visual load. Conclusion. The number of children who do not have glasses or lenses and who have UVA > 0.8 decreases from grade 2 to grade 4, while the number of children with UVA < 0.8 increases 2 times. The reason for wearing glasses in most children is myopia.
Key words: refraction, schoolchildren, vision, myopia, hypermetropia, astigmatism.
(For citation: Chuprov A.D., Voronina A.E., Petrosyan E.A. State of vision in primary school children. Practical Medicine. 2018, Vol. 16, no. 4 , P. 189-193)
В последние 20 лет отмечается постоянное ухудшение состояния здоровья детей и подростков в Российской Федерации, а также рост заболеваемости по всем классам болезней [1]. С помощью зрения человек получает около 90% всей информации об окружающем мире. Человеческий глаз теснейшим образом связан и взаимодействует со всеми органами и системами организма человека [2].
Болезни глаза и его придаточного аппарата находятся на третьем по распространенности месте в структуре всей заболеваемости детей и составляют 9200 на 100 тыс. детского населения. За время пребывания в школе у детей увеличивается частота и степень снижения зрения в 2-3 раза. Более 50% всех случаев патологии глаз составляет миопия, распространенность которой среди учащихся общеобразовательных учреждений достигает 25-30% [1,3].
В России около 15 млн близоруких людей, половина из которых имеют прогрессирующую форму, приводящую к слепоте и инвалидности. Если раньше близорукость особенно интенсивно развивалась у учеников старших классов, то в последнее время происходит сдвиг обнаружения патологии в сторону более младшего возраста [4].
По данным общероссийской статистики, близоруких детей среди первоклассников - 3%, среди школьников 3 классов - 10%. В 9 классе
этим заболеванием страдают уже 16% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени. Около 20% выпускников школ страдают так называемой школьной, прогрессирующей близорукостью. В целом количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает в 1,5 раза с 2009 года [5].
Формирование правильных зрительных поведенческих навыков и привычек у детей — залог хорошего зрения на всю жизнь. Необходимо создать устойчивые стереотипы здорового образа жизни, позволяющие сохранить зрение ребенка, привить культуру зрительной работы. Эти вопросы следует решать безотлагательно и сообща, что возможно только при условии объединения усилий родителей, педагогов и медицинских работников [6].
Плохое зрение ограничивает физические возможности ребенка, снижает качество жизни. Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется, снижается успеваемость, возрастает школьная тревожность [7].
Цель: оценить состояние зрения школьников и факторы на него влияющие.
Материал и методы. С начала 2018 г. врачами Оренбургского филиала выполнялось комплексное офтальмо-психологическое исследование. Иссле-
Рисунок 1.
Распределение школьников по группам, согласно остроте зрения (Цветная иллюстрация на стр. 208)
Рисунок 2.
Распределение школьников 1 группы по причине ношения очков или линз (Цветная иллюстрация на стр. 208)
2 класс 3 класс 4 класс
■ Миопия ■ Гиперметропия И Астигматизм
Рисунок 3.
Распределение школьников 3 группы по рефракции (Цветная иллюстрация на стр. 209)
100
2 класс (9 лет) 3 класс (10 лет) 4 класс (11 лет)
■ Миопия ■ Гиперметропия ■ Астигматизм
дование проводилось на базе начальной школы лицея №5 г. Оренбурга. Данное исследование включало в себя несколько этапов. Так, на 1 этапе выполнялся опрос родителей школьников: анкета о наличии симптомов синдрома сухого глаза у детей, которая также включала в себя вопросы о зрительной нагрузке. На 2 этапе проводился опрос школьников по той же анкете по симптомам синдрома сухого глаза и зрительной нагрузке, а также диагностическое обследование, включающее в себя авторефрактометрию на ручном бинокулярном авторефрактометре Plusoptix A09, визометрию с помощью таблиц Головина-Сивцева и скрининговую визометрию с помощью компьютерной программы. Если ребенок носил очки, также проверяли остроту зрения с имеющейся коррекцией.
Симптомы ССГ оценивались в сумме баллов от 0 (их полного отсутствия) до 16 баллов (максимально выраженных проявлениях). Зрительная нагрузка оценивалась в часах по каждому виду нагрузки: «чтение», «телевизор», «телефон», «компьютерные игры».
В исследовании приняли участие 649 детей и родителей (262 ребенка 2 класса (9 лет), 223 ребенка
3 класса (10 лет), 164 ребенка 4 класса (11 лет)).
Результаты и их обсуждение
По результатам обследования все школьники были разделены на 3 группы: 1 группа — имеющие очки или линзы; 2 группа — не имеющие ни очков, ни линз, но с НКОЗ менее 0.8; 3 группа — не имеющие ни очков, ни линз, но с НКОЗ более 0,8 (рис. 1).
Среди обследованных школьников 9 лет (2 класс) 5,3% носили очки, среди 10-летних (3 класс) школьников 4,8% обследованных носили очки или линзы, а из осмотренных школьников
4 класса уже 14,2% детей были в очках. У половины детей 2 класса (50%) причиной ношения очков явилась миопия разных степеней, 25% — астигматизм, в 25% — гиперметропия средней степени. В 66,6% случаев причиной ношения очков у детей 10 лет (3 класс) явилась миопия разных степеней, у 22,2% — гиперметропия средней степени, а в 11,2% случаев — астигматизм. Причиной ношения
ITREMP0RARY ISSUES Of OPHTHALMOLOGY
m
192 ^ ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА Том 16, №4. 2018
Рисунок 4.
Распределение школьников 2 группы по рефракции (Цветная иллюстрация на стр. 209)
2 класс (9 лет) 3 класс (10 лет) 4 класс (11 лет)
■ Миопия ■ Гиперметропия ■ Астигматизм
Рисунок 5.
Результаты опроса школьников и их родителей о зрительной нагрузке и симптомах синдрома сухого глаза (Цветная иллюстрация на стр. 209)
0
2 класс 3 класс 4 класс
■ Зрительная нагрузка по опросу детей (часы)
■ Зрительная нагрузка по опросу родителей (часы) Симптомы синдрома сухого глаза по опросу детей (баллы)
■ Симптомы синдрома сухого глаза по опросу родителей (баллы)
очков и линз у школьников 4 класса чаще всего явилась миопия разных степеней (77,7%), в 16% — гиперметропия средней степени, а в 6,3% — астигматизм (рис. 2).
У школьников 9 лет (2 класс), не носивших очки, имеющих НКОЗ > 0,8, в 16,5% случаев рефракция была отрицательной, а 82,4% имели гиперметропи-ческую рефракцию, 1,1% — астигматизм. У более старших школьников 3 класса с высокой остротой зрения (2 группа) в 16,66% случаев была миопи-ческая рефракция, в 76,3% — гиперметрическая, 7,04% имели астигматизм. Дети 11 лет с НКОЗ >0,8 в 13,2% были с миопической рефракцией, 83,9% — с гиперметрической, 2,9% - с астигматизмом (рис. 3).
Самую сложную, но не многочисленную группу составила 2 группа школьников, имеющих НКОЗ < 0,8 и не имеющих ни очков, ни линз. У детей 2 класса причиной снижения НКОЗ в 4 % явилась гиперметропическая рефракция, 88,46% имели миопическую рефракцию, при этом максимально было зафиксировано sph- 3,0, а 7,54% детей имели астигматизм. У 78% миопическая рефракция стала причиной снижения НКОЗ среди детей 3 клас-
са, в 12% случаев гиперметрическая рефракция, у 10% — астигматизм. Школьники 4 класса, имеющие НКОЗ < 0,8, так же чаще имели миопическую рефракцию — 93,3%, максимально sph -9,75, 6.06% — гиперметропическую, а 0,64% — астигматизм (рис. 4).
При этом дети 2 класса с очками (1 группа) указывали суммарную нагрузку от 1 до 9 часов (в среднем 3,8 ч), родители данных детей указывали меньшую или такую же нагрузку (3,5 ч).
Школьники параллели 2 класса 3 группы указывали нагрузку от 0 до 11 часов (3,8), родители — от 0 до 16 часов (3,6), при этом около половины школьников данной группы указывали меньшую зрительную нагрузку, чем их родители.
Дети из 2 группы 2 класса указывали зрительную нагрузку от 0 до 8 часов (3,8 ч), родители же указывали нагрузку от 0 до 12 часов (3,4 ч), но также, как и в предыдущей группе, более половины школьников преуменьшали зрительную нагрузку.
Зрительная нагрузка в среднем у школьников 2 класса умеренная (3,8 часов), но у 13 школьников превышает возрастную норму на 3-4 часа, опрос родителей показал неполную осведомленность о
том, какую зрительную нагрузку имеет их ребенок. Преимущественно у школьников 2 класса увеличение зрительной нагрузки происходит за счет телефонов, планшетов и телевизоров. Симптомы ССГ наиболее выражены у школьников, имеющих очки или линзы, причем дети чаще предъявляли жалобы на наличие данных симптомов, нежели думают их родители.
Школьники 3 класса имели уже большую нагрузку (в среднем 4,3 часа), но у половины детей она составляет более 7 часов, в данной группе преимущественно за счет телефонов и планшетов. Опрос родителей данных детей показал общую низкую осведомленность о том, сколько дети проводят за гаджетами, у 9 детей родители указывали нагрузку более 12 часов в день, тогда как данные дети писали в 2 раза меньше. У детей из 3 класса также симптомы ССГ более выражены среди тех, кто носит очки или линзы, родители также менее осведомлены о состоянии детей.
Дети из параллели 4-х классов в среднем имели зрительную нагрузку 4,6 часов, почти половина детей указали нагрузку в 10 часов преимущественно за счет телефона, что непременно приведет к проблемам со зрением в недалеком будущем. Родители же данных детей указывают гораздо меньшую нагрузку, чем дети. Наиболее выражены симптомы ССГ у детей 1 группы (2,1 балла), родители также указывают меньшие проявления.
Зрительная нагрузка у школьников 2,3,4 классов увеличивается по мере взросления детей, при этом родители во всех возрастных группах не осведомлены в полной мере о том, сколько времени их дети проводят за телефоном, компьютером, телевизором. Школьники 2 и 3 классов увеличивают зрительную нагрузку преимущественно за счет телевизоров и телефонов, а школьники 4 классов только за счет телефонов. Симптомы ССГ более выражены у детей с большей зрительной нагрузкой (рис. 5).
Выводы:
1. Число детей, не имеющих ни очков, ни линз и имеющих НКОЗ более 0,8, уменьшается от 2 класса к 4 классу, тогда как число детей с НКОЗ менее 0,8 в 2 раза увеличивается.
2. Во всех возрастных группах 9-11 лет причиной ношения очков или линз у большинства явилась миопия (50% — в 9 лет, 77,7% — в 11 лет).
3. Дети, не носившие ни очки, ни линзы, НКОЗ которых была больше 0,8, уже во 2 классе (9 лет) имели в 16,5 % миопическую рефракцию
4. У школьников с НКОЗ менее 0,8, не носивших ни очки, ни линзы, причиной снижения зрения явилась миопия у абсолютного большинства во всех группах, при этом во всех классах были дети, имеющие миопию средней и высокой степени, не носившие очки никогда.
5. Основным фактором, влияющим на состояние зрения школьников у детей 9 и 10 лет, явился чрезмерный просмотр телевизора, а у школьников 11 лет - игры в телефон и планшет.
6. Выявлена низкая осведомленность родителей о количестве зрительной нагрузки у их детей.
7. Симптомы синдрома сухого глаза более выражены у детей, имеющих очки и линзы, родители не в полной мере осведомлены об их наличии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний органа зрения у современных школьников // Вопросы современной педиатрии. — 2014. - Том 13, № 3. — С. 44-50
2. Ермаков В.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохраненным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения. — М.: ВЛАДОС, 2015. — 143 с.
3. Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Диагностика, профилактика и оздоровление учащихся с рефракционными нарушениями и заболеваниями глаз. // Школа здоровья. — 2012. — №1. — С. 41-51.
4. Либман Е.С., Рязанов Д.П., Калеева Э.В. Инвалидность вследствие нарушений зрения в России. // V Росс. общенац. офтальмол. Форума // Сб. научн. трудов науч.-практ. конф. с междунар. участием. — М.: — 2012. — №2. — С. 797-798.
5. Жукова Е.А., Циркин В.И. Две тенденции в возрастной динамике остроты зрения мальчиков и девочек на протяжении обучения в средней школе // Сенсорные системы. — 2008. — № 3. — С. 241-247.
6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа. — 2008. — 432 с.
7. Васильева Н.Н. Острота зрения детей предшкольного и младшего школьного возраста // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». — 2011. — Т.13, № 4. — С. 163-164.