Научная статья на тему 'Современные аспекты образа жизни учащихся школ'

Современные аспекты образа жизни учащихся школ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1028
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВНЕУЧЕБНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА / PUPILS / HEALTHY LIFESTYLE / OUT-OF-SCHOOL RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гурьев А. В., Сон И. М., Алексеенко С. Н.

В статье анализируется состояние здоровья современных учащихся на этапе начального, основного и среднего (полного) общего образования. Представлены основные подходы к определению здорового образа жизни детей и подростков. Рассматривается роль и значение отдельных аспектов образа жизни современных школьников. На основании данных научной литературы и собственного исследования выделяются внеучебные факторы риска, способные оказать негативное влияние на состояние здоровья ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гурьев А. В., Сон И. М., Алексеенко С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF PUPILS’ LIFESTYLE

The article analyzes the health of pupils in primary and secondary school. It provides main approaches to the concept of healthy lifestyle of children and teenagers. Several aspects of pupils’ lifestyle have been considered and evaluated. Scientific data and the results of the research determine out-of-school risk factors which can have a negative effect on the health condition of a child.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты образа жизни учащихся школ»

УДК 613.955

© А.В. Гурьев, И.М. Сон, С.Н. Алексеенко, 2012

А.В. Гурьев1, И.М. Сон2, С.Н. Алексеенко3 СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ

гГБОУ ВПО «Академия социального управления Московской области», г. Москва 2ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения»

Минздрава России, г. Москва 3ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Краснодар

В статье анализируется состояние здоровья современных учащихся на этапе начального, основного и среднего (полного) общего образования. Представлены основные подходы к определению здорового образа жизни детей и подростков. Рассматривается роль и значение отдельных аспектов образа жизни современных школьников. На основании данных научной литературы и собственного исследования выделяются внеучебные факторы риска, способные оказать негативное влияние на состояние здоровья ребенка.

Ключееые слова: учащиеся, здоровый образ жизни, внеучебные факторы риска.

A.V. Guriev, I.M. Son, S.N. Alekseenko MODERN ASPECTS OF PUPILS’ LIFESTYLE

The article analyzes the health of pupils in primary and secondary school. It provides main approaches to the concept of healthy lifestyle of children and teenagers. Several aspects of pupils’ lifestyle have been considered and evaluated. Scientific data and the results of the research determine out-of-school risk factors which can have a negative effect on the health condition of a child.

Key words: pupils, healthy lifestyle, out-of-school risk factors.

На основании данных Министерства здравоохранения и социального развития РФ «...абсолютно здоровыми в настоящий момент можно назвать только 10% выпускников школ. Более половины детей имеют ослабленное здоровье, и значительная часть ребят в возрасте до 14 лет уже приобретают хронические болезни» [6]. Анализ состояния здоровья учащихся в динамике с 1 по 11 класс показывает [1]:

- значительное снижение числа детей, относящихся к первой группе здоровья, когда половина школьников 7-9 лет (младший школьный возраст или по другой классификации дети первого-второго периода детства) и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни;

- изменение структуры хронической патологии: увеличение вдвое заболеваний пищеварительной системы, в 3 раза - болезней выделительной системы и в 4 раза - опорнодвигательного аппарата;

- увеличение числа школьников, приобретающих в процессе обучения несколько диагнозов - в среднем от 2-х на уровне начальной школы и до 4-х в возрасте 16 - 17 лет.

Доля абсолютно здоровых детей сегодня не превышает среди младших школьников 10%, детей среднего и старшего возраста -6% и 3% соответственно [9]. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья, удельный вес образа жизни человека оценивается в пределах 25 - 50%, экологических факторов - от 20 до 40%, факторов наследственной природы

- от 15 до 20% [5]. На сегодняшний день предлагаются два подхода к формированию понятия здорового образа жизни (ЗОЖ).

Первый вводит его обобщенное определение: «ЗОЖ - это поведение, стиль [жизни], способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья» [7].

Второй подход ограничивается перечислением элементов ЗОЖ, к числу которых относятся: рационально организованный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, основы психогигиены, физкультурно-

оздоровительные мероприятия, закаливание, физиологически обоснованный двигательный режим, продуманная организация досуга, отказ от вредных привычек, экологическое воспитание [3].

Целью проведенного исследования является повышение уровня профилактической работы, организуемой в рамках общеобразовательного учреждения, а в качестве задач выступают анализ образа жизни учащихся и характеристика так называемых внеучебных факторов риска (ВФР) - факторов, систематически влияющих на здоровье детей в рамках проведения ими досуга.

Последнее имеет важное значение для формирования содержательного аспекта здо-ровьесбережения и организации этого процесса с привлечением учителей и родителей учащихся.

Материал и методы

Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений Московской области. Объем выборки составил 425 чело-

век - учащихся на этапе начального (n=183), основного (n=137) и среднего (полного) общего образования (n=105) (соотв. начальной, основной и старшей школы). В исследовании приняли участие 185 респондентов мужского и 240 женского пола: 69 мальчиков и 114 девочек младшего школьного возраста, 73 мальчика и 64 девочки подросткового возраста, 43 юноши и 62 девушки 10 - 11 классов.

На основании анализа результатов анкетирования были сделаны выводы о характерных особенностях ЗОЖ учащихся с учетом таких критериев оценки, как рациональное питание, профилактика гипокинезии, отказ от вредных привычек, занятия физкультурой и спортом, обеспечение полноценного ночного отдыха. Анкетирование использовалось и в ходе определения рейтинга внеучебных факторов риска. При необходимости конкретизации того или иного ответа проводилось собеседование.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ «Microsoft Excel» и программы «Статистика 7.0» для Windows XP (версия 2002 года).

Результаты и обсуждение

С 1 по 11 класс наиболее распространенными формами проведения досуга были признаны общение с друзьями (84,5%, 98,9% и 78,3% респондентов в классах начальной, основной и старшей школы соответственно) и использование персонального компьютера (97,3%, 80,5% и 83,6% респондентов в классах начальной, основной и старшей школы соответственно).

С возрастом уменьшается количество детей, посвящающих досуг чтению литературы, - с 17,5% в начальных классах до 4,2% в 10 - 11 классах. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении теледосуга - свободное время ему посвящают 55,4% учащихся начальных классов и 25,6% учащихся старших классов.

Занятия в спортивных секциях популярны у 54,7% респондентов основной школы; в начальных классах аналогичный показатель - 6,2%, в старших - 9,7%.

В будние дни 48,6% учащихся младшего школьного возраста используют персональный компьютер от 1 до 2 часов/сут; в основной и старшей школе среднестатистический школьник проводит у персонального компьютера от 2 до 3 часов/сут. На этот диапазон накладывает свое ограничение необходимость выполнения домашнего задания, потребность в двигательной активности, посе-

щение учебных курсов и/или спортивных секций.

В воскресные дни продолжительность пребывания за монитором персонального компьютера увеличивается у учащихся начальных и старших классов. 46,7% респондентов младшего школьного возраста проводят за персональным компьютером более 2 часов/сут (в будние дни - 19,5%), а среди юношей и девушек 44,3% - более 3 часов/сут (в будние дни - 24,7%). По мнению специалистов, длительное, никак не регламентируемое использование персонального компьютера, способствует развитию у человека миопии, синдрома длительной статической нагрузки, признаков запястного синдрома [8] и стойких нарушений психического здоровья [10].

Наибольшее количество времени, отводимого на просмотр телевизионных передач, отмечается у учащихся основной школы - на долю 76,9% респондентов приходится от 2 и более часов. В выходные дни этот показатель увеличивается до 87,1%. В начальной школе количество детей, посвящающих свободное время телевизионному досугу более 2 часов/сут составляет 18,5% в будни и 1% в выходные дни; аналогичный показатель для старшеклассников - 7,3% в будни и 11,4% в выходные дни. Причиной этого можно назвать жесткую регламентацию режима дня со стороны родителей учащихся начальных классов и рост самостоятельности в деле планирования своего досуга учащимися 10-11 классов.

Как следует из вышеизложенного, в обеих возрастных группах аудитория, систематически выбирающая теледосуг, уступает по количеству пользователей, предпочитающих проводить свободное время за монитором персонального компьютера.

К числу электротехнических устройств, используемых детьми весьма интенсивно, относятся мобильный телефон и персональный аудиоплейер. Пользуются мобильным телефоном уже дети младшего школьного возраста. Число контактов со средствами сотовой связи учащимися всех возрастных групп составляет не более 5 звонков/сут. Более 5 звонков/сут принимают 8,8% абонентов в начальной школе, 43,7% - в основной (р< 0,05) и 58,6% - в старшей. Продолжительность одного звонка (в среднем) оказывается примерно одинаковой - от 1 до 5 мин (для начальной, основной и старшей школы). Это признают 87,3%, 77,5%, 82,5% респондентов соответственно.

По мере взросления отмечается тенденция все большего использования 8М8-сообщений: в начальной школе ими охвачено 13,5% учащихся, в основной - 92,1% (р< 0,05), в старшей - 100%. В связи с этим некоторые специалисты отмечают ухудшение письменной грамотности.

Среди учащихся основных классов 53,3% используют персональный аудиоплейер несколько раз в течение месяца; продолжительность прослушивания у 66,2% респондентов колеблется от 1 до 2 час/сут. В старших классах 60,9% учащихся используют персональный аудиоплейер едва ли не каждый день, причем обычное время прослушивания у большинства составляет от 2 до 3 часов/сут: 22,7% учащихся 10 - 11 классов слушают музыку более 3 часов/сут, что чревато сначала временным, а затем и постоянным нарушением работы слухового анализатора.

Что касается питания, то суточный рацион большинства респондентов в каждой из возрастных групп характеризуется трехкрат-

ным приемом пищи. Для 85,1% учащихся начальной школы, 62,3% подростков и 43,8% старшеклассников к столу во время обеда регулярно подается первое блюдо; в общей сложности 59,6% респондентов отмечают преобладание в структуре своего ежедневного рациона колбасных изделий и полуфабрикатов. Обращает внимание невысокий процент учащихся, посещающих сети ресторанов быстрого питания: 15,3 начальной школы, 18,4 основной и 23,3 старшей.

Особую проблему представляет дефицит ночного отдыха, симптомы которого особенно часто проявляются у учащихся старшей школы (рис.1). Средняя его продолжительность в начальных классах составляет примерно 11 часов/сут, в основной школе она уменьшается до 9 часов, а в старшей - 8,5 - 9 часов/сут. Причиной неудовлетворительного качества сна может быть назван целый ряд обстоятельств, связанных как с гипокинезией, так и с продолжительностью вечернего времени общения с персональным компьютером.

100%

90%

0 В0% Ї 70%

1 60%

о 50% ш

“ 40% | 30% Д 20% 10% 0%

1=

□ Л чувствуй себя хорошо

Е Ы СП Э ЕШИ М СЯ Е теч ен не всей н едал и

■ Я чув стаута себя хорошо ЕЫСПЭЕШИМСЯ большинство дней Е недели

□ Я чув стаута се&я НВЕЫСПаЕШИМСЯ в теч ение Есей недели

начальная основная старшая

школа школа школа

Рис. 1. Удовлетворенность качеством ночного отдыха учащихся начальной, основной и старшей школ, %

Последствиями систематического дефицита ночного отдыха могут быть увеличение веса тела, снижение иммунной резистентности, нарушение выработки в организме анаболических гормонов (например, гормона роста) [4]. В перспективе речь может идти о формировании так называемого метаболического синдрома, когда «... пациенты страдают от избыточного веса, у них резко повышены содержание липидов сыворотке крови, а также кровяное давление, наблюдается склонность к сахарному диабету.» [11].

С 1 по 11 класс увеличивается количество учащихся, приобщающихся к вредным привычкам - алкоголизму и табакокурению.

В начальных классах 98% анкетированных заявили, что никогда не пробовали курить; при этом вкусом алкоголя на практике интересовались 1,8% учащихся 3 класса и 1,4% 4 класса. В классах основной школы

20% учащихся постоянно с различной периодичностью используют табачные изделия; в старшей школе аналогичный показатель составляет 90,5% (р<0,05). В первом случае об употреблении детьми табачных изделий догадываются (или подозревают) 26,4% родителей, во втором - 69,1%.

В отношении алкогольных напитков наблюдается рост их употребления в динамике от основных к старшим классам. На вопрос: «Догадываются ли родители об употреблении тобой алкогольных напитков?» -положительный ответ дали 24,5% респондентов в классах основной школы и 67,1% старшей (р<0,05), что может служить доказательством безразличного отношения родителей к состоянию здоровья собственных детей.

В качестве основных источников информации по вопросам ЗОЖ для учащихся младшего школьного возраста выступают

учителя, родители и средства массовой информации (СМИ); для учащихся основной школы советы преподавателей находятся на третьем месте после рекомендаций ближайших друзей и сведений, почерпнутых из научно-популярной литературы. Большинство учащихся 10 - 11 классов доверяют СМИ, при этом 70,2% старшеклассников получают сведения по аспектам сохранения здоровья на уроках биологии и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

В процессе исследования нами была установлена шкала вредных факторов риска (ВФР). На первом месте находятся вредные привычки, такие как алкоголизм, наркомания и табакокурение, поскольку работа профилактического направления, проводимая образовательными учреждениями, начинается еще с дошкольного возраста.

На второе место учащиеся ставят нарушение своего психо-эмоционального состояния вследствие конфликтов с близкими людьми - родителями и/ или друзьями.

Третью позицию рейтинга занимает дискомфортное состояние по причине дефицита ночного отдыха.

На четвертой позиции находится нарушение правил рационального питания, что, по мнению детей, зачастую имеет вынужденный характер.

Информирование, чаще случайное, чем сознательно организованное, о вреде нерегла-ментированного использования персонального компьютера позволило респондентам занести его в пятую строчку рейтинга.

На шестом месте стоит риск формирования нехимических аддикций («компьютерно-ориентированной личности»), отражая справедливые опасения детей по части длительного и систематического интереса к компьютерным играм и использованию Интернета.

Седьмое и восьмое места занимают частый просмотр телевизионных программ и использование средств сотовой связи соответственно.

Таким образом, вред от этих форм пассивного отдыха расценивается учащимися намного меньше, чем от использования персонального компьютера.

Пассивные формы отдыха в структуре детского досуга находятся на девятом месте, являясь, с одной стороны, отражением их широкой распространенности, с другой - результатом недостаточной информированности детей о последствиях гипокинезии.

Недостаточная информированность отмечается и в отношении здоровьесбережения, связанного с использованием обучающимися персонального аудиоплейера (десятое место рейтинга).

С учетом анализа научной литературы нам кажется оправданным выделение такого ВФР, как занятие ребенка неадекватной его психо-возрастным особенностям трудовой деятельностью.

В настоящее время 26,4% юношей и 13,9% девушек совмещают учебу с работой [2]. По результатам нашего исследования, трудовая практика охватывает в первую очередь контингент выпускников школ и, по словам последних, заключается в распространении рекламных материалов возле торговых точек. По отзывам детей, эта работа носит для них временный и необременительный характер, существенно не сказываясь на качестве школьной успеваемости.

Выводы

Полученные результаты позволяют сделать вывод о низком уровне знаний учащихся по вопросам регламентации использования таких видов электробытовых устройств, как персональный компьютер, мобильный телефон и персональный аудиоплейер. В связи с вышеизложенным может быть признана насущно необходимой организация работы в отношении формирования знаний учащихся по вопросам продолжительности и обеспечения комфортных условий ночного отдыха.

Результаты исследования выявили очевидную неэффективность мероприятий по профилактике вредных привычек, реализуемых в ходе образовательного процесса. Школьные знания плохо переходят в практику каждодневного применения, тогда как в семейных условиях речь может идти о низкой заинтересованности в их предупреждении со стороны родителей, особенно в отношении детей-старшеклассников.

На сегодняшний день отмечается минимальная информированность обучающихся о деятельности специалистов Центра здоровья и кабинета медицинской профилактики, входящего в структуру лечебно-профилактических учреждений. Об их деятельности осведомлены менее 2% опрошенных.

Практически никто из респондентов не смог дать определение понятия самодиагностики и указать свои навыки по данному вопросу. Последнее требует со стороны взрослых участников образовательного процесса формирования у учащихся и этой компетенции.

Таким образом, следует продолжить ра- учетом ранее высказанных замечаний органи-

боту по проведению анализа современного зационных мер, направленных на сохранение,

образа жизни учащихся на предмет выявления укрепление и мониторинг состояния детского

его актуальных особенностей и разработки с здоровья.

Сведения об авторах статьи:

Гурьев Андрей Вячеславович - ст. преподаватель кафедры комплексной безопасности ГБЭУ ВПЭ «Академия социального управления Московской области». Адрес: г. Москва, Староватутинский проезд, 8. E-mail: [email protected].

Сон Ирина Михайловна - зам. директора по пауке ФГБУ «ЦНИИЭИЗ» Минздрава России. Адрес: 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11. Тел. 8(495) 619-о0-70. E-mail: [email protected].

Алексеенко Сергей Николаевич - ректор ГБЭУ ВПЭ КубГМУ Минздрава России. Адрес: 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: [email protected].

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа/ М.М.Безруких - М.: Московский психолого-педагогический институт, 2004 -240с.

2. Давыденко, Л.А. Обоснование дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни школьников/ Л.А.Давыденко// Гигиена и санитария. - №1. - 2010. - С.80 - 82.

3. Профессиональная подготовка будущего учителя к сохранению здоровья школьников/ Г.А.Засобина [и др.] - Иваново: Изд-во Иван-кого гос. ун-та, 2001. - 215 с.

4. Ковальзон, В.М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрствование-сон»/ В.М. Ковальзон. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 239 с.

5. Проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся в образовательных учреждениях/ В.Р.Кучма [и др.]// Гигиена и санитария. - 2о0о. - .№3. - С. 52 - 56.

6. Китова, И. Здоровье детей - приоритетное направление государственной политики/ И. Китова// Концептуальные основы здорового образа жизни в детской и подростковой среде. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». - 2011.- №°2 -С.4 - 10.

7. Кучма, В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников/ В.Р.Кучма - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 528 с.

8. Маньков, В.Д. Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ/ В.Д. Маньков. - СПб.: Политехника, 2004. - 277 с.

9. Образование в целях гармоничного развития учащихся// Официальные документы в образовании. - 2006. - .№23(235). - С. 4 -29.

10. Руководство по аддиктологии/ под ред. В.Д.Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.

11. Шпорк, П. Сон. Почему мы спим?/ П. Шпорк: пер. с нем./ под ред. В.М.Ковальзона. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.