СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 15999 О. П. НЕЧЕПОРЕНКО
О. В. УФИМЦЕВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ГБУЗ № 76 «Центр охраны репродуктивного здоровья», г. Санкт-Петербург
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЫХ СУПРУГОВ В ПАРАХ С ДЕТЬМИ И БЕЗ ДЕТЕЙ
В исследовании представлен анализ гендерных особенностей ролевых установок молодых супругов на начальном этапе развития семьи. В работе проанализированы индивидуальные показатели ролевых ожиданий и притязаний мужа и жены; изучена согласованность семейных ценностей супругов; выявлена ролевая адекватность супругов в семьях с детьми и без детей.
Ключевые слова: гендерные особенности, семейные роли, согласованность семейных ценностей, семейные пары с детьми и без детей.
Изучение особенностей супружеских взаимо- семейных кризисов свидетельствуют также много-
отношений на начальных этапах становления семьи численные исследования отечественных и западных
является актуальной задачей, поскольку семья явля- психологов, психотерапевтов: Алешиной Ю. И.,
ется самым первым социальным институтом, оказы- Андреевой Т. В., Посысоева Н. Н., Крюковой Т. Л.,
вающим значимое влияние на жизнь и дальнейшее Силяевой Е. Г., Бодалёва А. А., Шнейдера Л. Б.,
развитие человека. Согласно В. Сатир: «Хорошо Эйдемиллера Э. Г., Олифирович Н. И, Фишмана Ч.,
налаженные семейные отношения — это вопрос Сатир В., и др. [2 — 5].
выживания, вопрос первостепенной жизненной важ- Авторы, исследующие семейные отношения,
ности» [1, с. 156]. О важности изучения семьи, брака, такие как Сысенко В. А., Харчев А. Г. и др. подчерки-
Сравнительный анализ тендерных особенностей ролевых ожиданий и притязаний супругов без детей
Роли Жены (баллы) Мужья (баллы) Показатель критерия Стьюдента
Ожидания Хозяйственно-бытовая 5,3 (±1,3) 6,4 (±1,7) 2,1*
Родительско-воспитательная 6,8 (±1) 6,9 (±2,4) 0,1
Социальная активность 5,6 (±2,3) 5,1 (±2,2) 0,64
Эмоционально-психотерапевтическая 6,9 (±1,6) 6,9 (±2,5) 0,1
Внешняя привлекательность 7,1 (±1,5) 6,8 (±2,1) 0,48
Притязания Хозяйственно-бытовая 6,4 (±2,1) 4,8 (±1,9) 2,3*
Родительско-воспитательная 5,2 (±1,6) 6,5 (±2,2) 1,9*
Социальная активность 6,5 (±1,5) 7,4 (±1,4) 1,8
Эмоционально-психотерапевтическая 5,8 (±1,8) 5,1 (±1,5) 1,1
Внешняя привлекательность 7,2 (±1,6) 5,8 (±2,6) 1,9*
Интимно-сексуальная 4,4 (±1,3) 5,1 (±2) 1,2
Личностная идентификация с партнером 6,3 (±1,3) 5,3 (±2,5) 1,5
Примечание: *различия достоверно значимы (р£0,05)
вают важность начального периода развития семьи: «Как и все живое, семья бывает наиболее слабой в момент возникновения» [6, с. 56].
В современном мире ценность семьи и брака утрачивается, и все меньшее количество молодых людей стремится вступить в брак. Среди тех, кто создаёт семью, с каждым годом растет процент разводов на начальных этапах развития брака. Даже вступая в брак, партнеры думают в большей степени о своих выгодах и преимуществах, чем о построении удовлетворяющих обоих отношений, и требуют от своего партнера больше, чем готовы дать сами. Завышенные требования и непонимание потребностей друг друга ведут к семейным противоречиям, трудностям, неудовлетворенности и в конечном счете могут служить причиной распада семьи.
В рамках нашей работы в качестве важного фактора, влияющего на благополучие семьи, рассматриваются ролевые установки супругов, их сбалансированность и адекватность. Так, сбалансированность ролевых ожиданий и притязаний в супружеских взаимоотношениях, по словам А. Н. Волковой, служит крепкой основой для поддержания и развития брака, а согласованность семейных ценностей характеризует «степень схожести представлений супругов о важных сферах жизнедеятельности семьи» [7, с. 76]. В свою очередь, адекватность ролевого поведения мужа и жены зависит от соответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям супругов (вычисляется путем подсчета разницы баллов между ролевыми ожиданиями одного из супругов и ролевыми притязаниями другого).
Еще один аспект проблемы распределения ролей в современных супружеских взаимоотношениях заключен в стирании границ между мужскими и женскими ролями в браке, андрогению. В сфере быта и воспитания детей, считавшейся традиционно женской, в настоящее время активно реализуются мужчины, в то время как области социальной активности и карьеры перестали быть мужской прерогативой. В сущности, патриархальные ценности все больше утрачивают свое влияние, в то время как новые ценности — равноправия — еще не стали устойчивой
жизненной позицией молодых людей, вступающих в брак. В результате в современных семьях можно наблюдать ролевую дезориентацию: супруги часто не понимают, какую роль они должны выполнять и ответственность за какие конкретные семейные сферы ложится на их плечи. Разделение семейных ролей (семейные роли — «это свод неписаных правил и норм поведения каждого из супругов» [8, с. 576]) на женские и мужские ставится под сомнение, больший упор делается на индивидуальные предпочтения каждого из супругов. Последствия этих изменений в настоящее время предугадать достаточно сложно, как сложно и ответить на вопрос, какие семейные ценности и роли впоследствии будут усваивать дети. Проблема ролевой согласованности и ролевой адекватности в молодых семьях до сих пор остается нерешенной и не теряет своей актуальности [9].
Целью нашей работы является изучение гендер-ных особенностей ролевых установок у молодых супругов с детьми и без детей. Исследуемая выборка состояла из 64 человек с высшим образованием в первом браке: 16 супружеских пар с детьми (25 — 32 года, брачный стаж 2 — 5 лет, маленькие дети от 1,6 до 4 лет) и 16 супружеских пар без детей (23 — 27 лет, брачный стаж 6 мес. — 1 год, детей нет).
Анализ ролевых установок супругов, проведенный нами с помощью опросника А. Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке», осуществлялся нами в три этапа: анализ индивидуальных показателей ролевых ожиданий и притязаний мужа и жены; выявление согласованности семейных ценностей супругов; выявление ролевой адекватности супругов.
В процессе исследования мы сравнили ролевые ожидания и притязания в браке у супругов без детей с помощью критерия Стьюдента (табл. 1).
Согласно полученным результатам, у мужчин в парах без детей ожидания во всех супружеских сферах не выходят за норму. В браке они видят своих жен, в первую очередь, хорошими матерями (ожидания от родительско-воспитательной роли жены составляют 6,9 балла), уделяющими время и внимание воспитанию детей, эмоциональной опорой и под-
держкой семьи (ожидания от эмоционально-психотерапевтической роли составляют 6,9 балла) и своему внешнему виду. Для мужчин важно, чтобы их партнерши следили за поддержанием привлекательности (ожидания от внешней привлекательности жены составляют 6,8 балла). При этом самореализация жены в карьере и социуме не является для них ведущей, уступая место другим ценностям (ожидания от жены в сфере социальной активности составляют 5,1 балла).
Притязания к себе относительно выполнения различных супружеских ролей также не выходят у мужчин в парах без детей за норму, за исключением роли социальной активности (7,4 балла). Мужчины полагают, что их основная семейная функция — это материальное обеспечение семьи. Стоит отметить, что мужчины, состоящие в браке, но не имеющие детей, готовы помогать жене, заниматься воспитанием ребенка и уходом за ним, насколько это возможно (притязания к собственной родительско-воспитательной роли составляют 6,5 балла). При этом мужчины не считают, что должны полноценно брать на себя функцию «семейного психотерапевта» (притязания к эмоционально-психотерапевтической роли составляют 5,1 балла), оставляя эту роль за женой; у них также нет желания активно заниматься бытовыми вопросами (4,8 балла). По сравнению с другими семейными ценностями отходят на второй план у мужчин в парах без детей и вопросы интимно-сексуального характера (5,1 балла).
Анализ ожиданий молодых жен в парах без детей относительно функций мужа в различных супружеских сферах показал, что большинство из них находится в норме, исключение составляют только ожидания от внешней привлекательности мужчины (7,1 балла — выше нормы). Молодые жены в парах без детей также хотят, чтобы их спутники реализо-вывали себя в семье в роли отца (ожидания от роди-тельско-воспитательной роли мужа составляют 6,8 балла) и брали на себя роль семейного психотерапевта (6,9 балла). Таким образом, в представлениях женщин в парах без детей роль мужа в браке сводится к поддержанию внешней презентабельности в глазах окружающих, выполнению родительско-вос-питательной функции и функции психологической опоры и поддержки семьи. При этом ожидания от мужей относительно традиционно мужской роли — социальной активности — у женщин в таких парах невысоки (5,6 балла).
Притязания относительно собственного выполнения различных супружеских ролей у женщин в парах без детей в норме, за исключением фактора внешней привлекательности (7,2 балла). Молодым женам в парах без детей также важно полноценно выполнять функцию поддержания социального статуса семьи и материального обеспечения (притязания к собственной социальной активности составляет 6,5 балла): эта функция в иерархии притязаний стоит выше, чем родительско-воспитательная и эмоционально-психотерапевтическая.
Как показал сравнительный анализ ролевых ожиданий и притязаний в браке без детей у мужчин и женщин, достоверно значимые гендерные различия существуют в отношении хозяйственно-бытовой роли: женщины готовы в большей степени, чем мужчины, выполнять эту роль ^ = 2,1 (р £0,05)) и ждут от своих мужей меньше активности в этом вопросе, чем мужья — от жен ^ = 2,3 (р £0,05)). Таким образом, женщины охотнее берут на себя традиционно женские вопросы быта и ведения хозяйства и не ждут
особой инициативы от своих спутников, в то время как мужчины готовы предоставить женам право отвечать за быт и меньше вмешиваться в этот процесс со своей инициативой.
Достоверно значимые различия существуют также в сфере притязаний супругов без детей относительно родительско-воспитательной роли и внешней привлекательности: мужья по сравнению с женами готовы принимать большее участие в воспитании детей ^=1,9 (р£0,05)), в то время как жены предъявляют большие требования к своей внешности, чем мужья — к своей ^=1,9 (р £ 0,05)). Обобщая выявленные закономерности, можем сказать следующее: материнский инстинкт у современных молодых женщин без детей развит слабо, и они не готовы брать на себя главную ответственность за родительскую роль, в то время как мужчины в браках без детей подходят к вопросам воспитания более ответственно. Фактор внешней привлекательности играет большую роль для женщин, чем для мужчин, при оценке собственного образа: мужчины спокойнее относятся к своему «неидеальному» облику, в то время как для женщин в парах без детей гораздо важнее ощущать себя ухоженной и привлекательной.
В процессе работы мы также сравнили ролевые ожидания и притязания в браке у супругов с детьми с помощью критерия Стьюдента (табл. 2).
Как показали результаты нашей работы, в семьях с маленьким ребенком мужчины ждут от своих жен, в первую очередь, выполнения роли «семейного психотерапевта» (ожидания от эмоционально психотерапевтической роли составляют 7,8 балла), поддержания внешней привлекательности (7,6 балла) и осуществления родительско-воспитательных функций (7,3 балла): все перечисленные параметры имеют высокие значения. Мы считаем, что на такие однозначные взгляды на женское предназначение в семье могло оказать влияние появление ребенка. Во-первых, у женщин актуализировался материнский инстинкт, и, в связи с тем что ребенок еще маленький, женщины посвящают ему свое свободное время, закрепляя у мужей представление о том, что главной фигурой в воспитании ребенка является мать. Тот факт, что после нескольких лет семейной жизни роль психологической поддержки и опоры семьи делегируется мужьями своим женам, может говорить о двух вещах: с одной стороны, данная функция в семьях опрошенных ложится в основном на плечи женщины, с другой — высокая требовательность мужей к психологической поддержке от своих жен, возможно, обусловлена нехваткой внимания с их стороны, неудовлетворением у мужчин потребности в принятии. Требовательность к внешнему виду жены также, в свою очередь, может быть обусловлена наличием в семье маленького ребенка и уменьшением в связи с этим количества времени, которое женщина тратит на уход за собой. На первый план у женщин выходят другие обязанности, а поддержание привлекательности теряет свою значимость.
Наименее выраженной ролевой установкой у мужчин с маленьким ребенком является интимно-сексуальная установка (5,4 балла). Она входит в норму, но по сравнению с другими ее значимость у испытуемых снижена, вероятно, в силу актуализации других важных семейных вопросов и новых обязанностей.
В сфере притязаний к собственной личности у молодых мужей превышает норму установка на социальную активность (7,7 балла). Куда меньшее внимание по сравнению с другими сферами мужчины
Сравнительный анализ тендерных особенностей ролевых ожиданий и притязаний супругов с детьми
Роли Жены (баллы) Мужья (баллы) Показатель критерия Стьюдента
Хозяйственно-бытовая 5,5 (±1) 6,7 (±1,8) 2,3*
к и Родительско-воспитательная 7 (±1) 7,3 (±1,3) 0,75
и « < Социальная активность 6,1 (±2,2) 6,1 (±2) 0,08
0 Эмоционально-психотерапевтическая 7,3 (±1) 7,8 (±1,1) 1,37
Внешняя привлекательность 7,3 (±1,6) 7,6 (±1,7) 0,64
Хозяйственно-бытовая 5,9 (±2,1) 4,9 (±2) 1,27
к я Родительско-воспитательная 6,4 (±1,4) 6,9 (±1,4) 0,89
а п я Социальная активность 6,8 (±1,8) 7,7 (±1,2) 1,7
и р С Эмоционально-психотерапевтическая 6,3 (±2) 5,6 (±2,2) 1,01
Внешняя привлекательность 5,7 (±1,9) 4,8 (±2,4) 1,25
Интимно-сексуальная 4,3 (±1,8) 5,4 (±2,2) 1,7
Личностная идентификация с партнером 5,6 (±1,9) 6,3 (±2,2) 1,03
Примечание: *различия достоверно значимы (р<0,05)
готовы уделять своей внешней привлекательности (4,8 балла) и решению хозяйственно-бытовых вопросов (4,9 балла), полагая, что этими вопросами должна заниматься их вторая половина.
В целом, мы можем сказать, что семейные ролевые установки молодых мужчин с ребенком можно назвать традиционными: они хотят видеть рядом с собой ухоженных жен, занимающихся хозяйством, детьми и поддерживающими мужа в начинаниях, а сами, как правило, готовы брать на себя вопросы обеспечения семьи.
Интересно, что у женщин норму превышают показатели тех же ожиданий от партнера, что и у мужчин: ожидания от родительско-воспитательной функции (7 баллов), эмоционально-психотерапевтической (7,3 балла) и внешней привлекательности (7,3 балла). Как и у мужчин, у женщин с маленьким ребенком наименее выраженной ролевой установкой является интимно-сексуальная установка (4,3 балла).
В сфере притязаний к собственной личности у опрошенных женщин в семьях с маленьким ребенком все параметры находятся в норме. Наиболее выраженной среди других является установка на социальную активность (6,7 балла). При этом по своему показателю эта установка превышает значение даже родительско-воспитательной функции, несмотря на то что в семьях есть маленькие дети. Мы склоняемся к мысли, что женщины, вступив в брак, не реализовали себя полноценно в социальной сфере, и эта неудовлетворенная потребность говорит об определенной личностной неготовности молодых женщин к браку и детям.
Стоит отметить и сниженные по сравнению с другими притязания женщин к своей внешности (5,7 балла): при вступлении в брак и появлении ребенка вопросы привлекательности отошли для них на второй план.
Как показал сравнительный анализ ролевых ожиданий и притязаний в браке у мужчин и женщин, имеющих ребенка, достоверно значимые гендерные различия существуют в отношении хозяйственно-бытовой роли: мужья ждут от своих жен значительно большего участия в решении вопросов быта,
чем наоборот (1 = 2,3 (р<0,05)). Таким образом, мы можем говорить о том, что изменения, происходящие в ролевой структуре современных семей, в меньшей степени затронули хозяйственно-бытовую сферу.
Как показал сравнительный анализ ролевых ожиданий и притязаний у женщин в парах без детей и с детьми, достоверно значимые различия существуют в отношении родительско-воспитательной роли и внешней привлекательности: женщины, у которых уже есть ребенок, готовы вкладывать в его воспитание гораздо больше сил и времени, чем женщины, у которых ребенка нет (1 = 2,3, р<0,05); в то же время для женщин без детей значительно важнее привлекательность их внешности, чем для женщин с детьми (1 = 2,4, р<0,05). Достоверно значимых различий в показателях ролевых ожиданий и притязаний мужчин в парах с детьми и без детей не выявлено.
Изучение семейных ценностей представляет собой изучение значимости различных семейных ролей для супругов. Соответственно, чем более схожи их взгляды на важные аспекты жизнедеятельности семьи, тем более согласованными считаются их семейные ценности. Анализ согласованности семейных ценностей в молодых семьях с ребенком показал, что острых конфликтных сфер у них в большинстве своем нет: расхождения во взглядах есть, но они несущественны (разница менее 3 баллов). Менее согласованной по сравнению с другими можно считать хозяйственно-бытовую сферу, причем как в браках без детей (разница 1,9 балла), так и в браках с детьми (разница 1,8 балла): для мужчин она более важна, чем для женщин. Вероятно, у них сформированы определенные представления о домашнем уюте и ведении хозяйства, в то время как женщины считают, что вопросы быта не обладают первостепенной значимостью. Значимых различий в показателях ролевой согласованности супругов с детьми и без детей выявлено не было.
Общая ролевая адекватность у молодых супругов во всех сферах является достаточно высокой (табл. 3). Наиболее адекватными ролевыми представлениями у мужей являются представления относительно хозяйственно-бытовой (1,5 балла) сферы: их
Сравнительный анализ тендерных особенностей ролевой адекватности супругов без детей
Роли Ролевая адекватность (баллы) Показатель критерия Стьюдента
Жены (баллы) Мужья (баллы)
Хозяйственно-бытовая 1,6 (±1,4) 1,5 (±1,5) 0,2
Родительско-воспитательная 1,6 (±1,2) 2,7 (±1,5) 2,3*
Социальная активность 2,3 (±1,6) 2,4 (±1,8) 0,3
Эмоционально-психотерапевтическая 2,5 (±1,4) 2,8 (±1,3) 0,7
Внешняя привлекательность 2,3 (±1,7) 2,1 (±1,6) 0,3
Примечание: * различия достоверно значимы (р£0,05)
ожидания от жен в этой сфере наиболее соответствуют притязаниям самих жен. У женщин адекватность в хозяйственно-бытовой сфере также высока (1,6 балла). В сфере родительско-воспитательной у мужчин ролевая адекватность ниже, чем у женщин (2,7 балла): они ждут от жен большей активности в этом вопросе, чем готовы проявлять сами жены.
Достоверно значимые гендерные различия ролевой адекватности супругов без детей выявлены в ро-дительско-воспитательной сфере: она гораздо ниже у мужей, чем у жен ^ = 2,3 (р £0,05). Следовательно, ожидания жен от мужей в отношении воспитания детей наиболее соответствуют притязаниям самих мужей, в то время как у мужей эти ожидания значительно ниже того, что готовы давать женщины родительской сфере. В целом, у мужчин еще до появления ребенка взгляды на родительскую функцию соответствуют традиционным, согласно которым воспитывать детей должны женщина. В то же время женщины в период становления брака не готовы уделять этой сфере так много внимания и усилий, как этого ожидают мужчины.
Общая ролевая адекватность у молодых супругов во всех сферах является достаточно высокой, за исключением ролевой адекватности женщин в вопросе внешней привлекательности (3,4 балла): мужья рес-понденток с маленькими детьми следят за своей внешностью гораздо меньше, чем этого хотелось бы самим женам. Наиболее адекватными ролевыми представлениями у мужей являются представления относительно хозяйственно-бытовой (1,6 балла), ро-дительско-воспитательной (1,6 балла) сфер и сферы социально активности (1,5 балла): их ожидания от жен в этих сферах наиболее соответствуют притязаниям самих жен. У женщин адекватность в хозяйственно-бытовой (1,6 балла) и родительско-воспита-тельной (1 балл) сферах также высоки: учитывая ранее полученные данные, мужчины возлагают на женщин ответственность за выполнение бытовых вопросов и воспитание детей, а женщины готовы взять ее на себя.
В процессе исследования мы также сравнили ролевую адекватность у женщин без детей и женщин с детьми, а также у мужчин без детей и с детьми. Достоверно значимых различий нами выявлено не было. В целом, вне зависимости от того, есть ли в паре ребенок, как женщины, так и мужчины предъявляют к своим партнерам такие требования, которые другая сторона готова в той или иной степени выполнить.
Таким образом, на основе анализа гендерных особенностей ролевых установок молодых супругов нами сформулированы следующие выводы:
1. В браке без детей женщины больше, чем мужчины, готовы выполнять хозяйственно-бытовую роль, и ждут от своих мужей меньше активности в этом вопросе, чем мужья от жен. У мужей в парах без детей, по сравнению с женами, выше притязания в родительско-воспитательной сфере, в то время как жены предъявляют большие требования к своей внешности, чем мужья — к своей.
2. В семейных парах, где есть дети, мужья ждут от жен значительно большего участия в решении хозяйственно-бытовых вопросов, чем жены от мужей.
3. У женщин-матерей, по сравнению с женщинами в парах без детей, значительно выше притязания в родительско-воспитательной сфере и ниже притязания в сфере внешней привлекательности. Ролевые ожидания и притязания мужчин-отцов и мужчин в парах без детей не отличаются.
4. Менее согласованной во всех семьях является хозяйственно-бытовая сфера. Ролевая адекватность в родительско-воспитательной сфере гораздо ниже у мужей, чем у жен.
Выявленные нами результаты исследования могут быть полезны при диагностике жизненных трудностей молодых супругов, как с детьми, так и без детей в кризисный период, при оказании им психологической помощи, связанной с принятием новых социальных ролей. Также данные знания могут использовать молодые семьи, пары, желающие создать семью, для лучшего понимания семейной жизни и своих новых функций.
Библиографический список
1. Слабинский, В. Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия : практ. рук. / В. Ю. Слабинский. — СПб. : Наука и техника, 2009. — 464 с.
2. Бодалёв, А. А. Семья в психологической консультации / А. А. Бодалёв, В. В. Столин. - М. : Педагогика, 1989. - 208 с.
3. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — М. : КСП, 1996. — 158 с.
4. Малёнова, А. Ю. Основы семейной психологии : учеб.-метод. пособие / А. Ю. Малёнова, И. Н. Рассказова. — Омск : ОмГУ, 2009. — 124 с.
5. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Це-луйко. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
6. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. — СПб. : Речь, 2004. — 244 с.
7. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — СПб. : Питер, 2000. — 656 с.
8. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. — Минск : АСТ, 2001. — 800 с.
о
ел
Е
о
9. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина. — СПб. : Речь, 2006. — 260 с.
НЕЧЕПОРЕНКО Ольга Петровна, преподаватель кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Адрес для переписки: [email protected]
УФИМЦЕВА Ольга Владимировна, психолог Государственного бюджетного учреждения здравоохранения № 76 «Центр охраны репродуктивного здоровья», г. Санкт-Петербург. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2014 г. © О. П. Нечепоренко, О. В. Уфимцева
УДК 159.9+37.032.2
А. Р. БАТЫРШИНА
Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ_
Рассматриваются два подхода к формированию и воспитанию волевых качеств, сложившихся в отечественной психологии и педагогической практике. С точки зрения исторического анализа описываются исследования отечественных психологов, раскрывающие пути, механизмы, способы формирования и воспитания воли.
Ключевые слова: воля, волевая регуляция, волевые качества личности, история отечественной психологии, воспитание волевой сферы.
Необходимость возврата в орбиту научного обсуждения проблемы воли в психологии определяется актуальностью вопросов воспитания и формирования волевой личности. Этот вопрос продолжает быть актуальным в силу усиливающейся ответственности молодого поколения за будущее общества, страны и государства. Социум всегда был заинтересован в разработке научно-обоснованной системы развития личности, формирующей волевую структуру и навыки саморегуляции. Многие ученые проблему воли считают центральной для психологии личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В. А. Иванников, Е. О. Смирнова и др.). Ввиду недостаточной разработанности теоретических вопросов психологии воли очевидна слабость предлагаемых педагогических форм и методов формирования волевых качеств и волевой сферы в целом, несмотря на то что данная проблема считается традиционной для отечественной психологии.
Основные формы, приемы и методы воспитания волевых качеств многими педагогами-психологами конца XIX века сводились к умению переносить как физические нагрузки (П. Ф. Каптерев), так и социальные лишения (Е. Н. Водовозова); соблюдению режима дня или труда; освоению навыков самоконтроля и самообладания (Е. Н. Водовозова); формированию способности управлять своими движениями, чувствами и мыслями (Е. Н. Водовозова, И. А. Си-корский, П. Ф. Каптерев). Основными механизмами формирования волевых качеств рассматривались: инстинкт, подражание, пример взрослых (И. А. Си-корский), трудовая деятельность (П. Ф. Каптерев).
Тематика, связанная с условиями, приемами и средствами воспитания волевой сферы личности,
была наиболее популярной в психологии и педагогике 40 — 60-х годов прошлого века. Наибольшее количество статей, брошюр и книг по данным вопросам принадлежит советскому психологу К. Н. Корнилову (более 15 работ). Пожалуй, ни в одной из работ того периода не было такой ясности и простоты в содержании правил, приемов и способов по формированию волевых качеств. При воспитании волевых свойств Корнилов советует строго соблюдать принцип постепенности, считая, что волевое усилие увеличивается или развивается только в том случае, если оно встречает преодолимое препятствие и падает, если препятствие является непреодолимым. Эту мысль он основывает на методическом положении о том, что «воля и характер не даются от природы в готовом виде, что это не врожденные особенности человека, а продукты конкретных условий жизни, воспитания и самовоспитания человека» [1, с. 16]. В последующем это положение прочно войдет в педагогику формирования воли, отвечая запросам идеологической системы педагогической практики. Среди условий, обеспечивающих успешность формирования волевых качеств, первым Корнилов считает выработку цельного мировоззрения, вторым — правильную организацию труда и создание строго определенного режима, третьим условием — путь упражнения и тренировки своего волевого усилия (К. Н. Корнилов, 1950).
Поскольку основополагающей точкой зрения в советской психологии являлась мысль о том, что волевые черты и характер не врожденные, а формируемые, большая часть исследователей разрабатывала программы воспитания и самовоспитания, а также рекомендации для учащихся-подростков, кото-