Научная статья на тему 'Подходы и концепции изучения проблемы детства и социализации детей'

Подходы и концепции изучения проблемы детства и социализации детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
детство / социализация / социализация детей / самоэффективность / социальные навыки / социальная компетенция / коммуникация ребёнка / коллективная идентичность / собственная манера / кибербуллинг

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулбахор Абдураззаковна Тохтасунова

Данная научная статья посвящена исследованию социальнофилософских концепций и предположений в отношении детства в Узбекистане. Фокус исследования сосредоточен на влиянии социализации ребенка, происходящей в семье, детском саду и школе, на формирование его психологического и социального развития. Цель работы рассмотреть различные теоретические подходы к изучению взаимодействия социальной среды с ребёнком и выявить основные факторы, определяющие эти взаимодействия. Для достижения этой цели проанализированы научные исследования и литература, связанная с данной тематикой, в результате чего были сформулированы основные выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы и концепции изучения проблемы детства и социализации детей»

Подходы и концепции изучения проблемы детства и

социализации детей

Гулбахор Абдураззаковна Тохтасунова Андижанский государственный институт иностранных языков

Аннотация: Данная научная статья посвящена исследованию социально-философских концепций и предположений в отношении детства в Узбекистане. Фокус исследования сосредоточен на влиянии социализации ребенка, происходящей в семье, детском саду и школе, на формирование его психологического и социального развития. Цель работы - рассмотреть различные теоретические подходы к изучению взаимодействия социальной среды с ребёнком и выявить основные факторы, определяющие эти взаимодействия. Для достижения этой цели проанализированы научные исследования и литература, связанная с данной тематикой, в результате чего были сформулированы основные выводы и рекомендации.

Ключевые слова: детство, социализация, социализация детей, самоэффективность, социальные навыки, социальная компетенция, коммуникация ребёнка, коллективная идентичность, собственная манера, кибербуллинг

Approaches and concepts of studying the problem of childhood and socialization of children

Gulbakhor Abdurazzakovna Tokhtasunova Andijan State Institute of Foreign Languages

Abstract: This scientific article is devoted to the study of social and philosophical concepts and assumptions regarding childhood in Uzbekistan. The focus of the study is on the influence of the child's socialization, which occurs in the family, kindergarten and school, on the formation of his psychological and social development. The purpose of the work is to consider various theoretical approaches to the study of the interaction of the social environment with the child and to identify the main factors that determine these interactions. To achieve this goal, scientific research and literature related to this topic were analyzed, as a result of which the main conclusions and recommendations were formulated.

Keywords: childhood, socialization, socialization of children, self-efficacy, social skills, social competence, child communication, collective identity, own manner, cyberbullying

Введение:

В современном обществе важным аспектом исследования является детство и его значение в процессе социализации ребенка. Взаимодействие ребенка с семьей, детским садом и школой играет решающую роль в формировании его социального и психологического развития. В Узбекистане, как и во многих других странах, актуальным является изучение социально-философских концепций и предположений, выявленных в исследованиях детства. Цель данной работы - проанализировать существующие социально-философские концепции и предположения, связанные с исследованием детства в Узбекистане, а также определить основные факторы, определяющие социализацию ребенка в семье, детском саду и школе.

Социализация детей - это сложный и многогранный процесс, в котором семья, детский сад, школа, медиа и общественные институты играют важную роль. Так же важно учитывать такие факторы, как культурные особенности и социально-экономическое положение семьи, потому что они могут влиять на дополнительные аспекты социализации ребенка. Исследование детства в Узбекистане представляет собой сложную и многогранную проблему, требующую системного подхода и изучения различных факторов, влияющих на формирование личности ребенка.

Ури Бронфенбреннер, который в своей экологической теории развития подчеркивал влияние различных микросистем (семья, детский сад, школа) на формирование личности ребенка. Применение этой теории в исследованиях детства в Узбекистане позволяет увидеть, как взаимодействие с каждой из этих сред формирует основы самооценки и идентичности ребенка.

Семья как первое социально-философское предположение

Процесс социализации ребенка начинается с самых ранних лет и продолжается на протяжении всего детства. Важную роль в этом процессе играет семья, которая является первой и наиболее значимой социальной средой для ребенка. В узбекском обществе семейные ценности и традиции занимают важное место, и роль семьи в формировании личности ребенка велика. Исследования показывают, что влияние семьи на социализацию ребенка проявляется в формировании его ценностей, норм и мировоззрения. Поддержка и забота родителей способствуют психологическому благополучию ребенка и его успешной адаптации в обществе.

Детский сад как социальный контекст воспитания

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 258 [М^^^И

Детский сад также играет важную роль в социализации ребенка в Узбекистане. Здесь дети вступают в контакт со сверстниками и начинают формировать первые социальные навыки. В детском саду они учатся сотрудничать, делиться и развивать общение. Детский сад помогает детям приспособиться к коллективу и дает им возможность испытать радость от общения и сотрудничества. Ещё одним важным аспектом исследования узбекского детства является психологический анализ особенностей развития детей. Психологические исследования позволяют выявить особенности психологического развития детей в условиях узбекской культуры и учесть их при разработке программ образования и воспитания. Они помогают предложить эффективные методы и подходы к обучению и воспитанию, учитывающие особенности узбекского детства и способствующие их полноценному развитию. [1]

Школа и формирование социальной идентичности

После детского сада дети поступают в школу, где социализация приобретает новые формы. Особое внимание уделяется формированию социальных компетенций, которые также оказывают влияние на будущее развитие ребенка. Учители играют важную роль. Их поддержка и коммуникация с ребенком способствуют его развитию, как социализированной личности. Изучение социально-философских концепций исследования детства в Узбекистане позволяет увидеть, как формирование коллективной идентичности связано с этими взаимодействиями.

Французский философ Жан-Жака Руссо в своём романе "Эмиль, или О воспитании" пишет: "Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные ученые и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей; требовать от ребенка в десять лет рассуждения все равно, что требовать от него пяти футов роста. И действительно, к чему послужил бы ему разум в этом возрасте? Он служит уздою силы, а ребенок не нуждается в этой узде. Так как из ребенка хотят создать не ребенка, а ученого, то отцы и наставники только и делают, что журят, исправляют, дают выговоры, ласкают, угрожают, обещают, наставляют, приводят резоны. Поступайте лучше этого: будьте рассудительны и не рассуждайте с вашим воспитанником, особенно с целью заставить его согласиться на то, что ему не нравится, ибо вечно приводить таким образом доводы разума в вещах, неприятных для ребенка, - это значит наскучить ему этим разумом и заранее уничтожить к нему доверие в душе, еще не способной

понимать его. Бойтесь всех чувствований, возникающих раньше суждения, умеющего их оценить. Дайте детству созреть в детях." [2]

Исследования показывают, что детская литература, игры и игрушки также играют важную роль в развитии детей и формировании их взглядов на культуру и традиции своей страны. Литературные произведения и игры, посвященные узбекским обычаям и истории, не только помогают детям познать национальную культуру, но и активизируют их творческое мышление и фантазию. Дети также могут получить значимый опыт приобщения к культуре и традициям своей страны через участие в национальных праздниках, фестивалях и конкурсах. Это позволяет им не только расширить кругозор, но и укрепить чувство принадлежности к своей нации и традициям. Однако, необходимо отметить, что социализация ребенка в условиях узбекской культуры часто включает и некоторые негативные аспекты. Например, нередко дети сталкиваются с дискриминацией на основе своего пола, отчего могут испытывать затруднения в самореализации и раскрытии своих способностей. Эта проблема требует дальнейшего изучения и внимания со стороны общества.

Немаловажную роль в процессе формирования социальной идентичности играет и содержание программы образования. Оно определяется государственными образовательными стандартами, которые стремятся придерживаться принципа целостного, системного и личностно-ориентированного подхода к образованию. Программа ориентирована на развитие навыков, необходимых для успешной адаптации ребенка в обществе и формирования его социальной идентичности. Это включает в себя развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, толерантности, эмоционального интеллекта, а также приобретение знаний о культуре, традициях и ценностях своей нации.

Недавние исследования посвящены влиянию технологий на социализацию детей. С развитием интернета и социальных сетей дети сегодня имеют возможность взаимодействовать и обмениваться информацией с людьми со всего мира. Это открывает новые горизонты и возможности для развития идентичности и самооценки. Однако, такие технологии также могут привести к проблемам, таким как кибербуллинг и зависимость от интернета, что требует дополнительного исследования и мер для борьбы с этими проблемами.

Необходимо заметить, что помимо важной роли семьи, детского сада и школы в социализации ребенка, значительное влияние на формирование коллективной идентичности оказывает также медиа-среда. Современные технологии и интернет позволяют детям получать информацию из различных источников и в совершенно новых форматах. Взаимодействие с цифровыми

медиа и социальными сетями может влиять на их представления о своем месте в обществе и соответствующую идентификацию.

Кроме того, в процессе социализации ребенка важную роль играет его самооценка и уверенность в собственных способностях. Согласно теории самоэффективности Альберта Бандуры, человек обладает определенным уровнем уверенности в своих способностях, который влияет на его поведение и достижения. Развитие самоэффективности в детском возрасте может быть способствовано как взаимодействием с учителями, которые помогают ребенку раскрыть свой потенциал, так и через достижения и успехи, которые он самостоятельно достигает. [3]

Основными принципами воспитания и образования в школе являются гуманизация, демократизация и интеграция. Гуманизация подразумевает признание и уважение прав и свобод каждого ребенка. Демократизация включает в себя участие учащихся в принятии решений и формирование демократических ценностей. Интеграция подразумевает создание условий для полноценного участия всех учащихся в образовательном процессе, включая детей с особыми потребностями.

Программы образования в Узбекистане придают важность формированию социальной идентичности ребенка и развитию навыков, необходимых для успешного общения и социализации в обществе. Исследования в этой области позволяют педагогам и родителям лучше понять влияние социальных факторов на развитие ребенка и создать условия для его оптимального развития. Взаимодействие школы и семьи играет важную роль в этом процессе, поэтому необходимо обеспечить гармоничное сотрудничество и взаимодействие между ними. Всё это поможет детям успешно включиться в общество и сформировать стабильную социальную идентичность.

Заключение:

1. Социально-философские концепции и предположения исследования детства в Узбекистане позволяют увидеть важность роли семьи, детского сада и школы в социализации ребенка.

2. Взаимодействие с различными социальными средами формирует социальные навыки, развивает коммуникативные навыки, самооценку и идентичность ребенка.

3. Понимание этих процессов поможет в создании более эффективных программ социализации детей.

Использованная литература

1. Ури Бронфенбреннер, Два мира детства: Дети в США и СССР, Москва, 1976.-167с.

2. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1912. — 191 с. — с. 73

3. Бандура А.Теория социального научения. СПб.-Евразия, 2000.

4. Смирнова, Е. А. Социализация детей в семье и дошкольном образовательном учреждении Е.А. Смирнова. М.: Интегрум-Пресс, 2010.

5. Исмаилова, Г. Ф. Социально-психологические аспекты социализации ребенка в детском саду Г. Ф. Исмаилова. Ташкент, 2009.

6. Каримова, М. А. Роль школы в социализации подростка: проблемы и перспективы М. А. Каримова. Ташкент, 2015.

7. Хабибрахманова, А. М. Роль семьи и образовательных учреждений в формировании социальной идентичности подростка А. М. Хабибрахманова. -Казань, 2009.

8. Каримов, Ш.О. Детство в Узбекской Советской социалистической республике. - Ташкент: Главное управление по делам информации, 1985.

9. Мадамбоева, Д.Х. Влияние социальных факторов на развитие ребенка в период социализации. Ташкент: Учебник, 2019.

10. Саидов А. Формирование личности ребенка в условиях узбекской культуры. Издательство "Ташкентский государственный университет", 2007.

11. Давлетов М. Семья и дети в Узбекистане: анализ социально-экономического статуса и условий жизни. Монография. Университет Чарльза де Голля, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.