Научная статья на тему 'СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МЕДИА-СРЕДЕ'

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МЕДИА-СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕДИАТИЗАЦИЯ / СМИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалевская Яна Валерьевна

В статье автор рассматривает специфику процесса самореализации личности с учетом развития современных социальных медиа. Предлагаются научные подходы к развитию понимания самореализации в социологии, а также анализируются особенности поведения личности в медиа среде по сравнению с повседневной жизнью. Гуманистическая психология выдвинула ряд фундаментальных теорий о человеческой личности и ее развитии. Видные представители, такие как А. Маслоу, К. Роджерс или Р. Ассаджолли, наряду с психоаналитиком К. Юнг определил основные понятия, которые помогают нам сегодня лучше понять индивидуальный эволюционный путь от интуитивных структур мышления и первичной групповой интеграции к элементам метапознания, творчества и интеграции в общество через высокие моральные ценности. Самореализация-это сложный процесс, который необходимо рассматривать с разных точек зрения, чтобы дать более сложную и верную картину того, как происходит индивидуальное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковалевская Яна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МЕДИА-СРЕДЕ»

■ ■ ■ Специфические черты социальной самореализации личности в медиа-среде

Ковалевская Я.В.

Студии современного танца ART FORCE CREW, Москва, Российская Федерация.

Аннотация: В статье автор рассматривает специфику процесса самореализации личности с учетом развития современных социальных медиа. Предлагаются научные подходы к развитию понимания самореализации в социологии, а также анализируются особенности поведения личности в медиа среде по сравнению с повседневной жизнью.

Гуманистическая психология выдвинула ряд фундаментальных теорий о человеческой личности и ее развитии. Видные представители, такие как А. Маслоу, К. Роджерс или Р. Ассаджолли, наряду с психоаналитиком К. Юнг определил основные понятия, которые помогают нам сегодня лучше понять индивидуальный эволюционный путь от интуитивных структур мышления и первичной групповой интеграции к элементам метапознания, творчества и интеграции в общество через высокие моральные ценности. Самореализация-это сложный процесс, который необходимо рассматривать с разных точек зрения, чтобы дать более сложную и верную картину того, как происходит индивидуальное развитие.

Ключевые слова: социальная самореализация, самоактуализация, социальные медиа, социальные сети, медиатизация, СМИ, социализация.

Для цитирования: Ковалевская Я.В. Специфические черты социальной самореализации личности в медиа среде// Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 5. №3. С.67-75.

Сведения об авторе: Ковалевская Яна Валерьевна, PR-менеджер Студии современного танца ART FORCE CREW. Адрес: 143007, Россия, г. Москва, Привокзальная площадь 1А. E-mail: yanakova9457@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 24.08.2020. Принята к печати: 19.09.2020.

Медиатизация современного общества

Современные общества характеризуются быстрыми социальными изменениями, которым способствует развитие средств массовой информации и технологий. Медиатизация как социальный процесс, считается «преобразующим процессом»; это относится к тому, как происходят изменения, когда коммуникативные модели трансформируются благодаря коммуникационным инструментам и технологиям.

Медиатизация не только изменила повседневную жизнь взрослых, но и сопровождает далеко идущие изменения в жизни детей и подростков. По крайней мере, в западных обществах СМИ являются вездесущими спутниками в повседневной жизни молодых людей, дома и в школе, во время обучения и в свободное время. С самого раннего детства сегодняшняя молодежь сталкивается с мультимедийными устройствами и мультимедийным контентом в огромном разнообразии, которое было бы почти немыслимо для предыдущих поколений.

Растущая медиатизация означает, что нам необходимо понять, как она трансформирует взаимодействие структурных и индивидуальных аспектов повседневной жизни молодых людей.

В связи с растущей актуальностью медиатизации в обществе в целом и для молодежи в частности, ученые должны обратить внимание на то, как подростки относятся к средствам массовой информации в ходе повседневной социализации. Кажется довольно очевидным утверждение, что использование средств массовой информации и их доступ к мультимедийному контенту не происходит в вакууме, это происходит в более широком контексте, в котором они живут.

Роль медиа в социализации личности

Исследование роли медиа в социализации требует интегративного подхода, который концептуализирует социализацию как контекстуальный, взаимосвязанный процесс, в котором дети и подростки выстраивают свой подход к жизни на фоне конкретного социального места, в котором они растут, и их психосоциальное развитие как личности. Исходя из этого, мы будем утверждать, что нам необходимо концептуализировать и операционализировать социализацию с точки зрения взаимодействия между отдельным ребенком или, соответственно, подростком и соответствующими контекстами его взросления. Это кажется необходимым из-за двух основных дисциплин, лежащих в основе предыдущих исследований социализации: психологии, которая обсуждает индивидуальную сторону процессов социализации, и социологии, которая проливает свет на социально-структурную сторону. Однако у них есть две общие черты: во-первых, они рассматривают несколько агентов социализации как «находящихся рядом» с другими, особенно родители и сверстники, образовательные учреждения и агенты внеклассной социализации, а также такие как молодежные центры. Во-вторых, исследования процесса социализации мало обращают внимания на СМИ. Это неудовлетворительно, потому что дети растут в переплетенных контекстах, насыщенных медиа.

Прежде чем мы рассмотрим процессы социализации в их связи со СМИ и коммуникациями, мы обсудим соответствующие точки зрения психологии и социологии, чтобы подкрепить наш аргумент о

необходимости интерактивной точки зрения на процесс социализации в целом. Психология и/или социология разработали теории социализации с индивидуальной и/или социальной точки зрения, и дальнейшие исследования процессов социализации вытекают из них.

Многие современные теории и модели, касающиеся психологии личности, имеют существенные биологические компоненты. И область, ставшая недавно популярной, нейробиология и генетика, также предлагает идеи, которые играют важную роль в понимании человеческого поведения. Здесь основное внимание уделяется взаимозависимости между биологическими условиями и опытом, что также актуально для исследований социализации.

История психологии предполагает, что психоанализ имел тенденцию пренебрегать тем, как люди действуют как активные агенты. Перспектива агентности не считалась актуальной в психологии восприятия и когнитивной психологии до когнитивного поворота последних сорока лет. Эти теории затем продолжили отвергать биологические модели развития личности и вместо этого исследовали социальные и социальные влияния, возвращаясь к активному субъекту в качестве предпосылки. Агентство также считается важным в психологии развития, впервые разработанной Пиаже, которая фокусируется на «физических, когнитивных и социально-эмоциональных изменениях, которые происходят в течение жизни».

Экология личности и теория экологических систем

Бронфенбреннер развил мысли Пиаже в «экологической модели», поместив экологию человеческого развития в контекст «прогрессивного взаимного приспособления на протяжении всей жизни растущего человеческого организма и меняющейся окружающей среды, в которой он живет. на процесс влияют отношения, складывающиеся внутри и между этими непосредственными окружениями, а также более широкие социальные контексты, как формальные, так и неформальные, в которые встроены эти установки. Эта точка зрения рассматривает человеческое развитие в рамках «набора социальных контекстов, включая местные, такие как семья, домашнее хозяйство и район, и более отдаленные, такие как социальная структура и политика» [Бронфенбреннер].

Пересмотренная теория экологических систем (EST) описывает развитие детей в контексте нескольких систем окружающей среды, которые можно рассматривать как наложение структур. Эта модель конструирует социальные контексты как «среду», в которой люди развивают свою идентичность на основе социальных паттернов. Согласно этим теориям, социализация - это «двунаправленный процесс»: «Этот сдвиг является частью более общего перехода от нисходящей точки зрения ранних бихевиористов и психоаналитических теорий к интерактивным

точкам зрения, в которых все больший акцент делается на действия ребенка, а также на родителей в социализации». Однако EST не охватывает процесс преобразования социальных контекстов в личные характеристики.

Первоначальные теории социологии о социализации рассматривали, как индивид может успешно усвоить социальные ценности и нормы. Абельс подчеркивал, что глагол «общаться» впервые появился в 1846 году и означает «делать пригодным для жизни в обществе» [Абельс Х].

Социология искала аспекты социального порядка и исследовала различные формы социальности и социального контроля. В течение многих лет социология фокусировалась на людях как на объектах (или даже жертвах) внешних, социально детерминированных влияний на их социализацию.

Согласно функционалистской точке зрения [Дюркгейм Э], считалось, что люди просто принимают данные им роли. Парсонс сосредоточился на актуальности ролей и норм, доминирующих в обществе; в этом смысле социализация означает интеграцию в социальный порядок по умолчанию [Парсонс Т.].

Тем не менее, концепция социализации изменилась с конца 1960-х годов, инициированная идеей «активного субъекта. Теории действия были разработаны Бергером и Лукманном [Бергер П., Лукман Т], которые основывали свою работу на исследованиях Вебера и Мида. Бергер и Лукманн описали реальность повседневной жизни как «интерсубъективный мир, мир, который я разделяю с другими». Они показали, как социальная реальность конституируется через социальные действия и может пониматься как практика повседневной жизни, которая, в свою очередь, влияет на развитие отдельных акторов.

В 1980-е годы исследователь социализации Клаус Хуррельманн развил эти идеи в модель «продуктивной обработки реальности», которая соединяет социологические и психологические элементы. Хуррельманн утверждает, что «личность не формируется независимо от общества ни в одной из своих функций или измерений, но непрерывно формируется в конкретном, исторически переданном жизненном мире на протяжении всего периода жизни» [Хуррельманн К].

Эта модель помещает человека в социальный и экологический контекст, который субъективно воспринимается и обрабатывается. В то время как социальный и экологический контексты влияют на людей, последние также всегда влияют, изменяют и совместно создают первых. Таким образом, для данного подхода характерна многомерная перспектива, учитывающая как субъективные, так и объективные факторы развития личности. Объективные факторы - это обстоятельства социальной и физической среды (внешняя реальность), тогда как субъективные факторы охватывают телесные и психические качества и

черты субъекта (внутренняя реальность). С этой точки зрения дети не являются ни «становлениями», ни «полноценными существами», но «активные конструкторы социального знания».

Независимо от того, делается ли акцент на индивидуальной или социальной перспективе, социализация всегда является «интерактивным процессом» и контекстуализируется в динамическом процессе взаимосвязанных макро- и микроструктурных факторов в рамках социального взаимодействия между людьми и конкретного социального контекста их повседневной жизни. Конкретные практики социализации в основном развиваются в социальном контексте (например, семья, сверстники или дружба), в институциональном контексте (например, детский сад, школа, профессиональное обучение) или в неинституциональном, рекреационном контексте. Коммуникативные практики, в том числе медиа-практики, развиваются как неотъемлемые части этих социальных практик.

Поведение в повседневной жизни проявляется в социальной среде, где люди пытаются реализовать свои конкретные цели в жизни, включая свои собственные планы и желания. Здесь решающее значение имеет субъективное восприятие человеком доступных

вариантов действий, основанное на его функционировании в социальной среде; равно как и то, как человек формирует свои планы действий в рамках идентифицированных вариантов действий. Таким способом человек приобретает компетенции для действия, которые позволяют ему применить свои ресурсы к задаче реализации планов действий.

Таким образом, необходимо объединить следующие три концепции.

Таблица 1. Варианты действий, схемы действий и компетенции для

действий

Варианты действий • Связаны с конкретными социально-структурными условиями человека и с социально-структурными аспектами общества в целом (политический, экономический, культурный и медийный контексты) • Опишите объективные характеристики социальных условий человека, которые определяются правилами социального поля (полей), в котором он / она работает. • Представьте упорядоченное расположение возможных (и невозможных) действий

План действий • Связано с субъективным восприятием социальных условий • Представлять способы, которыми субъект трансформирует объективные характеристики своей жизненной ситуации в субъективное руководство к действию. • Отразите то, что имеет смысл для субъекта, и укажите точки зрения, с которых он / она структурирует восприятие и

интерпретацию мира.

Компетенция к действию • Связаны с ресурсами, находящимися в распоряжении человека • Отражать компетенции, характеризуемые материальными, культурными и социальными ресурсами человека. • Представлять когнитивные или мотивационные предпосылки для действий человека, включая использование средств массовой информации. • Отражать компетенции в реализации индивидуальных планов действий.

• Варианты действий, с одной стороны, связаны с конкретными социально-структурными условиями человека, а с другой - с социально-структурными аспектами общества в целом и его политическим, экономическим, культурным и медийным контекстами. Варианты действий описывают объективные характеристики социальных условий человека, которые определяются правилами социального поля (полей), в котором он действует. Варианты действий представляют собой упорядоченное расположение возможных (и невозможных) действий.

• Схема действий связана с субъективным восприятием социальных условий и представляет способы, которыми субъект трансформирует объективные характеристики своей ситуации в субъективное руководство к действию. Эти очертания отражают то, что имеет смысл для субъекта, и указывают точки зрения, с которых он / она строит свое восприятие и интерпретацию мира. Таким образом, все цели и планы семьи или человека тесно связаны с субъективным восприятием социальной среды.

• Компетенция к действию связана с ресурсами, имеющимися в распоряжении человека для выполнения изложенных выше схем действий. Как утверждает Бурдье, эти компетенции характеризуют материальные, культурные и социальные ресурсы, доступные человеку, и служат когнитивными или мотивационными предпосылками для его действий, включая использование средств массовой информации. Эти компетенции отражаются в реализации индивидуальных планов действий [Бурдье П].

Выводы

На основе вариантов действий, схем действий и компетенций для действий, теоретически и эмпирически можно понять связь между социальной средой и субъективной структурой осмысления своей жизни.

Такой подход помогает исследовать повседневные структуры жизни человека, которые формируются социальной ситуацией в семье, чтобы описать «меры» для ведения повседневной жизни и процесс создания семьи. Именно благодаря этим договоренностям формируются практики, в том числе практики СМИ, а действия СМИ приобретают структуру и смысл. Таким образом, можно реконструировать процесс передачи, а именно, как социально-структурные условия трансформируются в индивидуальное субъективное восприятие и (связанные со СМИ) действия, и как это восприятие приводит к независимой ориентации на мир.

Современные исследования направлены на то, чтобы выделить отличительные элементы процесса самореализации с разных точек зрения. Мы находим сложный подход к личности, начиная с уровня бессознательного и преодолевая го через осознание и самопознание (Юнг, Ассаджоли). Самоактуализация, интимная концепция, связанная с самореализацией, открывает путь нонконформизма

и свободомыслия, достижения личной самореализации и профессиональной деятельности (Роджерс). Стадия самосознания, преодоление эго, оправдывает наш доступ к эстетическим, моральным ценностям, к мета-потребностям и мета-ценностям, к Истине, Добру Прекрасному древнегреческой философии. Особая сложность требует самореализации на... Вклад этой работы состоит в том, чтобы подчеркнуть необходимость придавать значение всем уровням сознания, быть способным постоянно преодолеваться и достигать самореализации и самоактуализации. Современное образование должно интегрировать в свои структуры обращение к идеалу жизни, к индивидуальному развитию, соответствующему его собственным тенденциям и способностям. Представленные теории представляют собой столпы, на которых построена современная психология, и их фундаментальные концепции остаются актуальными и сегодня в подходе и понимании человеческой личности. Таким образом, для понимания роли медиасреды в самовыражении личности необходимо концептуализировать и реализовать самореализацию как взаимодействие между личностью и обществом посредством социальных медиа.

Источники

Абельс Х. (2017). Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологии. М., Издательство «Алетейя»,.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности //[электронный ресурс]:Шр8://ук.сот/ёос5787984_478828817?Ьа8к=480Г6а0М68е4еса4&ё1=50ее2Г673е0 42358а6

Бронфенбреннер У. (2017). Психология развития. М.

Бурдье П. Социология социального пространства // [электронный ресурс] кйр8://8ос1о11пе.т/Ше8/5/39/8ос1о1о§1уа_8ос1а1по§о_рго81;гап81;уа.рёГ

Дюркгейм, Э. (1991). О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. Наука, С.72-75.

Парсонс, Т. (1998). Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: Аспект-Пресс, С.15-23.

Хуррельманн К. Социальная структура и развитие личности: введение к теорию социализации.// [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/97-01-050-hurrelmann-k-sotsialnaya-struktura-i-razvitie-lichnosti-vvedenie-k-teoriyu-sotsializatsii-hurrelmann-k-einfuhrung-in-die

Assagioli, R. (1965). Psychosynthesis: A Manual of Principles and Techniques (p. 38, 95, 193). London: Aquarian/Thorsons.

Brinich, P., & Shelley, C. (2002). The Self and Personality Structure. London: Open Furnham, A. (2017). Personality and Intelligence in a High Ability Sample. Psychology, 8. 1355-1362. https://doi.org/10.4236/psych.2017.89088

Jung, C. G. (2016). Psihologie §i alchimie—Opere Complete (Vol. 12, pp. 199-214). Editura TREI.

Maslow, A. H. (1970). Motivation and Personality (pp.19-33). New York: Harper & Row.

Rogers, C. (2012). Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory. London: Little, Brown Book Group.

Thorne, B., & Sanders, P. (2012). Carl Rogers (3rd ed., pp. 119-120). Thousand Oaks, CA: SAGE Publications. https://doi.org/10.4135/9781446289051 University Press.

■ ■ ■ Specific features of social self-realization of an individual in the media environment

Kovalevskaya Y.V.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.

Abstact. In the article, the author examines the specifics of the process of self-realization of an individual, taking into account the development of modern social media. The author examines scientific approaches to the development of understanding of self-realization in sociology, as well as analyzes the characteristics of personality behavior in the media environment in comparison with everyday life. Humanistic psychology has advanced a number of fundamental theories about the human personality and its development. Prominent representatives, such as A. Maslow, K. Rogers, or R. Assagiolli, along with the psychoanalyst K. Jung identified the basic concepts that help us today to better understand the individual evolutionary path from intuitive structures of thought and primary group integration to elements of metacognition, creativity, and creativity. integration into society through high moral values. Self-realization is a complex process that needs to be viewed from different perspectives in order to give a more complex and accurate picture of how individual development occurs

Keywords: social self-realization, self-actualization, social media, social networks, mediatization, mass media, socialization.

For citation: Kovalevskaya Y.V. Specific features of social self-realization of an

individual in the media environment // Kommunikologiya electronic scientific journal.

2020. Vol. 5 № 3. P.67-75.

Inf. about the author: PR-manager. Dance studio ART FORCE CREW, 1A

Privokzalnaya ploshad str., Moscow, Russia, 143007.

Received: 24.08.2020. Accepted: 19.09.2020. References

Abels H. (2017). Interaction, identity, presentation. Introduction to Interpretive Sociology. M., Aleteia Publishing House. (In Rus.).

Assagioli, R. (1965). Psychosynthesis: A Manual of Principles and Techniques (p. 38, 95, 193). London: Aquarian/Thorsons.

Berger P., Lukman T. Social construction of reality / / [electronic resource] -https://vk.com/doc5787984 478828817?hash=480f6a0fbf68e4eca4&dl=50ee2f673e042358a6

Bourdieu P. Sotsiologiya sotsialnogo prostranstva. In: [Electronic resource] https://socioline.ru/files/5/39/sociologiya_socialnogo_prostranstva.pdf (In Rus.).

Brinich, P., & Shelley, C. (2002). The Self and Personality Structure. London: Open

Bronfenbrenner W. (2017). Developmental psychology. M. (In Rus.).

Durkheim, E. (1991). On the division of social labor / E. Durkheim. Nauka, pp. 72-75.

Furnham, A. (2017). Personality and Intelligence in a High Ability Sample. Psychology, 8. 1355-1362. https://doi.org/10.4236/psych.2017.89088

Hurrelmann K. Social structure and personal development: introduction to the theory of socialization. In: [electronic resource] https://cyberleninka.ru/article/n/97-01-050-hurrelmann-k-sotsialnaya-struktura-i-razvitie-lichnosti-vvedenie-k-teoriyu-sotsializatsii-hurrelmann-k-einfuhrung-in-dieReferences (In Rus.).

Jung, C. G. (2016). Psihologie §i alchimie—Opere Complete (Vol. 12, pp. 199-214). Editura TREI.

Maslow, A. H. (1970). Motivation and Personality (pp.19-33). New York: Harper & Row.

Parsons, T. (1998). The system of modern societies / T. Parsons. M.: Aspect-Press. P. 15-23. (In Rus.).

Rogers, C. (2012). Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory. London: Little, Brown Book Group.

Thorne, B., & Sanders, P. (2012). Carl Rogers (3rd ed., pp. 119-120). Thousand Oaks, CA: SAGE Publications. In: https://doi.org/10.4135/9781446289051 University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.