Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАННЕЕ ДЕТСТВО / ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Савенкова Татьяна Дмитриевна

Актуальность проблемы позитивной социализации детей раннего возраста обусловлена неослабевающим научным интересом к процессам социогенеза в раннем и дошкольном детстве, овладению ребенком социальным опытом в условиях постоянно изменяющейся социокультурной ситуации. Семья, являясь первым агентом социализации ребенка, испытывая негативное влияние факторов современной социокультурной среды, сама нуждается в педагогической помощи и сопровождении для выполнения функции социального воспитания ребенка, формирования у него адекватных возрасту навыков социального поведения. Цель исследования: на основе аналитического обзора научных источников выявить первичные механизмы социализации ребенка в раннем возрасте, разработать модель педагогического сопровождения позитивной социализации детей раннего возраста в условиях социально-педагогического партнерства детского сада и семьи, проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента. Апробация модели педагогического сопровождения позитивной социализации детей раннего возраста в условиях социально-педагогического партнерства детского сада и семьи с включением родителей в образовательный процесс способствует успешному прохождению детьми всех стадий социальной адаптации, включая уменьшение сроков каждой стадии, и становление у детей в адаптационный период ожидаемых форм социального поведения. Материал исследования может быть полезен для дальнейших прикладных исследований в области педагогического сопровождения становления у детей в раннем детстве адекватных возрасту механизмов позитивной социализации в условиях общественного воспитания и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Савенкова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL PARTNERSHIP OF KINDERGARTEN AND FAMILY AS A CONDITION FOR POSITIVE SOCIALIZATION OF YOUNG CHILDREN

The urgency of the issue of positive socialization of young children is due to the growing scientific interest in the processes of sociogenesis in early and preschool childhood, the child’s mastery of social experience in a constantly changing socio-cultural situation. The family as the first agent of the child’s socialization experienced the negative influence of factors of the modern socio-cultural environment; itself needs pedagogical assistance and support to perform the function of social education of the child, the formation of age-appropriate social behavior skills. The purpose of the study: based on an analytical review of scientific sources, to identify the primary mechanisms of socialization of a child at an early age, to develop a model of pedagogical support for positive socialization of young children in the conditions of social and pedagogical partnership of kindergarten and family, to test its effectiveness during a pedagogical experiment. The approbation of the model of pedagogical support for positive socialization of young children in the conditions of socio-pedagogical partnership of kindergarten and family with the inclusion of parents in the educational process contributes to the successful passage of children through all stages of social adaptation, including reducing the timing of each stage, and the formation of expected forms of social behavior in children during the adaptation period. The material of the research can be useful for further applied research in the field of pedagogical support for the formation of age-appropriate mechanisms of positive socialization in children in early childhood in the conditions of public education and education.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.24+37.035

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-73-83

Поступила в редакцию / Received 28.09.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.11.2021 Принята к публикации / Accepted 01.12.2021

оригинальная статья

Социально-педагогическое партнерство детского сада и семьи как условие позитивной социализации детей раннего возраста

Карпова Светлана Ивановна ® , Савенкова Татьяна Дмитриевна ©

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1 ^ karpova svetlana@inbox.ru

Аннотация. Актуальность проблемы позитивной социализации детей раннего возраста обусловлена неослабевающим научным интересом к процессам социогенеза в раннем и дошкольном детстве, овладению ребенком социальным опытом в условиях постоянно изменяющейся социокультурной ситуации. Семья, являясь первым агентом социализации ребенка, испытывая негативное влияние факторов современной социокультурной среды, сама нуждается в педагогической помощи и сопровождении для выполнения функции социального воспитания ребенка, формирования у него адекватных возрасту навыков социального поведения. Цель исследования: на основе аналитического обзора научных источников выявить первичные механизмы социализации ребенка в раннем возрасте, разработать модель педагогического сопровождения позитивной социализации детей раннего возраста в условиях социально-педагогического партнерства детского сада и семьи, проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента. Апробация модели педагогического сопровождения позитивной социализации детей раннего возраста в условиях социально-педагогического партнерства детского сада и семьи с включением родителей в образовательный процесс способствует успешному прохождению детьми всех стадий социальной адаптации, включая уменьшение сроков каждой стадии, и становление у детей в адаптационный период ожидаемых форм социального поведения. Материал исследования может быть полезен для дальнейших прикладных исследований в области педагогического сопровождения становления у детей в раннем детстве адекватных возрасту механизмов позитивной социализации в условиях общественного воспитания и образования.

Ключевые слова: раннее детство; позитивная социализация; социально-педагогическое партнерство; педагогическое сопровождение; модель

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Карпова С.И., Савенкова Т.Д. Социально-педагогическое партнерство детского сада и семьи как условие позитивной социализации детей раннего возраста // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 73-83. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-73-83

© Карпова С.И., Савенкова Т.Д., 2021

original article

Social and pedagogical partnership of kindergarten and family as a condition for positive socialization of young children

Svetlana I. Karpova ® e , Tatiana D. Savenkova

©

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystveny Ave., Moscow 129226, Russian Federation ^ karpova svetlana@inbox.ru

Abstract. The urgency of the issue of positive socialization of young children is due to the growing scientific interest in the processes of sociogenesis in early and preschool childhood, the child's mastery of social experience in a constantly changing socio-cultural situation. The family as the first agent of the child's socialization experienced the negative influence of factors of the modern socio-cultural environment; itself needs pedagogical assistance and support to perform the function of social education of the child, the formation of age-appropriate social behavior skills. The purpose of the study: based on an analytical review of scientific sources, to identify the primary mechanisms of socialization of a child at an early age, to develop a model of pedagogical support for positive socialization of young children in the conditions of social and pedagogical partnership of kindergarten and family, to test its effectiveness during a pedagogical experiment. The approbation of the model of pedagogical support for positive socialization of young children in the conditions of socio-pedagogical partnership of kindergarten and family with the inclusion of parents in the educational process contributes to the successful passage of children through all stages of social adaptation, including reducing the timing of each stage, and the formation of expected forms of social behavior in children during the adaptation period. The material of the research can be useful for further applied research in the field of pedagogical support for the formation of age-appropriate mechanisms of positive socialization in children in early childhood in the conditions of public education and education. Keywords: early childhood; positive socialization; social and pedagogical partnership; pedagogical support; model

There is no conflict of interests

For citation: Karpova S.I., Savenkova T.D. Sotsial'no-pedagogicheskoe partnerstvo detskogo sada i sem'i kak uslovie pozitivnoy sotsializatsii detey rannego vozrasta [Social and pedagogical partnership of kindergarten and family as a condition for positive socialization of young children].

Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 73-83. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-73-83 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы позитивной социализации детей раннего возраста обусловлена неослабевающим научным интересом к процессам социогенеза в раннем и дошкольном детстве, овладения ребенком социальным опытом в условиях постоянно изменяющейся социокультурной ситуации. Такие факторы современной социокультурной среды, как: трансформация системы ценностей и моделей поведения, культ потребительства, глубокое социальное неравенство, постоянный риск потери работы и др., оказывают негативное

влияние на межличностные отношения в семье, в которой живет и воспитывается ребенок и где у него формируются первичные механизмы социализации. Современная семья, являясь первым агентом социализации ребенка, связующим звеном между ребенком и обществом, сама нуждается в педагогической помощи и сопровождении для выполнения своей функции социального воспитания ребенка, формирования у него адекватных возрасту навыков социального поведения.

Поступление ребенка раннего возраста в детский сад связано с трудным адаптацион-

ным периодом приспособления к новым условиям социальной среды (изменение режима, вступление в новую систему социальных отношений, разлука с близкими взрослыми и др.), в результате многие дети испытывают стресс, угнетенное эмоциональное состояние, становятся безразличными к педагогическим воздействиям. Неразрывность связи между близким взрослым и ребенком до трех лет, интимный характер их отношений придают особую значимость взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи в процессе социальной адаптации к измененным условиям жизнедеятельности.

Наиболее продуктивной формой взаимодействия является социально-педагогическое партнерство, предполагающее включение семьи как социального партнера и активного субъекта в образовательную среду (Е.П. Арнаутова, В.Г. Алямовская, И.Ф. Дементьева, А.Н. Ганичева, Т.А. Данилина, Т.Н. Доронова, И.В. Кощиенко, М.Н. Недвецкая и др.) [1].

В то же время педагогическое партнерство на практике достаточно трудно реализуемо. Родители часто не готовы к активному участию в образовательном процессе (не сформирована внутренняя позиция, готовность к освоению педагогических знаний и методов взаимодействия с детьми, отсутствие времени и т. д.). Для организации продуктивного сотрудничества педагогов дошкольного образования с семьями воспитанников следует спроектировать систему педагогического сопровождения, предусматривающую включение в адаптационный период родителей (близких взрослых) в образовательный процесс как полноправных партнеров и участников образовательных отношений.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании использовались следующие методы: теоретические (сравнительный анализ, обобщение, моделирование), эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент), статистическая обработка экспериментальных данных.

Теоретический анализ научных источников показал, что к настоящему времени проведено большое количество исследований по проблемам развития, воспитания и обучения

детей раннего возраста, в том числе в условиях общественного и семейного воспитания. Исследованы вопросы: онтогенеза нервно-психического развития детей на разных этапах раннего детства (В.М. Бехтерев, М.П. Денисова, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Н.Л. Фигу-рин, А.М. Фонарев и др.); особенности развития детей раннего возраста в различных социальных условиях (А. Адлер, П.П. Блонский, Дж. Боулби, М. Винце, Л.Н. Галигузова, Р. Липтон, С.Ю. Мещерякова-Замогильная, С. Прованс, Е.О. Смирнова, Л.М. Царегород-цева, А. Фрейд, К. Хевеши, А.Ш. Шахманова и др.); педагогические подходы к организации режима дня детей (Н.М. Аксарина, Л.Н. Павлова, Н.В. Щелованов и др.); в настоящее время ведутся активные поиски педагогических технологий всестороннего развития детей в группах раннего возраста (А.Н. Ганичева, Г.В. Пантюхина, Е.И. Радина, А.М. Фонарев, Э.Л. Фрухт и др.).

В то же время остаются малоизученными механизмы социализации, позволяющие ребенку раннего возраста выйти за пределы семейного круга и включиться в широкий социальный контекст взаимодействия с другими людьми, ориентироваться в системе социальных отношений, усваивать ее специфические законы, нормы и правила.

Отечественными исследователями (Т.В. Ермолова, М.С. Кирюшкина, Е.О. Смирнова) экспериментально выявлены и описаны ранние этапы развития межличностных отношений у детей от 1 года 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев, названные ими особыми социоцен-трическими формами поведения: «вежливость, появление инициированного общения со сверстниками, ревностное исполнение просьбы взрослого, коррекция поведения сверстника при его отклонении от правила, строгое следование усвоенной норме, преодоление импульсивного поведения и др.» [2, с. 42-431. Ученые обращают внимание на невозможность стихийного становления данных форм социального поведения у ребенка раннего возраста, даже при наличии его пребывания в группе сверстников необходимо участие взрослого, который организует детское взаимодействие.

Нами было выдвинуто предположение о том, что включение в образовательный процесс близких взрослых и выстраивание педагогического сопровождения с ориентацией на коллективный субъект сопровождения (ребе-

нок и его семья) будет способствовать активному становлению у детей адекватных возрасту форм социоцентрированного поведения как показателя позитивной социализации в раннем возрасте.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Педагогическое сопровождение является особым видом взаимодействия участников образовательных отношений, направленным на создание и реализацию педагогически целесообразной системы мер воздействия на значимые для участников образовательных отношений педагогические явления и процессы [3].

На основе результатов теоретического анализа нами была спроектирована модель педагогического сопровождения позитивной социализации детей раннего возраста в условиях социально-педагогического партнерства детского сада и семьи, структуру которой образуют целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный компоненты:

- целевой компонент включает определение цели, задач, теоретических подходов и принципов к проектированию и организации педагогического сопровождения позитивной социализации детей раннего возраста, а также разработку содержания педагогического мониторинга;

- содержательный компонент представлен тремя взаимосвязанными этапами педагогического сопровождения, каждый из которых отражает возрастную динамику становления социоцентрированного поведения у детей в период от 1 года 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев и содержит педагогически целесообразную систему мер воздействия на процессы появления и становления у детей ожидаемых форм социоцентрированного поведения;

- организационный компонент предполагает создание системы методического обеспечения образовательного процесса (разработка методических рекомендаций, материалов для организации и проведения семинаров, тренингов, мастер-классов и других форм методической работы) с целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов и формирования педагогических компетенций родителей (семьи) ребенка;

- оценочно-результативный компонент включает анализ и обобщение информации о динамике социального развития ребенка на основе данных педагогического мониторинга, общую оценку эффективности педагогического сопровождения позитивной социализации ребенка раннего возраста в образовательной среде детской организации.

Модель педагогического сопровождения позитивной социализации ребенка раннего возраста в условиях социально-педагогического партнерства детского сада и семьи представлена на рис. 1.

Модель педагогического сопровождения позитивной социализации ребенка раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации базируется на положениях деятельностного, личностно-ориентирован-ного, системного, гуманистического, диалогического и компетентностного подходов и опирается на принципы: природосообразности, комплексности, непрерывности, контроля и корректировки, прогнозирования динамики развития ребенка, субъект-субъектного взаимодействия. Педагогический мониторинг является важной составляющей педагогического сопровождения, его цель - анализ и обобщение получаемой информации о состоянии социального развития детей, контроль и оценка результатов.

С целью проверки эффективности модели педагогического сопровождения нами в 2020 г. был организован педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие две первых младших группы (40 детей 3-го года жизни) из автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Центр развития ребенка «Детский сад № 26 Незабудка» городского округа Долгопрудный Московской области. Сформированный диагностический инструментарий включал систему критериев и показателей для оценки начального уровня социальной адаптации детей 3-го года жизни к детскому саду и ряд диагностических методик Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, Е.О. Смирновой, Т.В. Ермолаевой [4].

Диагностика проводилась на второй неделе посещения детьми детского сада, результаты показали, что многие дети практически не проявляют инициативы в отношении взаимодействия с педагогом, с трудом

выполняют его инструкции и не чувствительны к его оценке. К сверстникам относятся равнодушно, а некоторые дети даже проявляют агрессию. У большинства детей не развита речь и не сформированы адекватные

возрасту элементарные навыки самообслуживания. В целом анализ данных первичной диагностики свидетельствовал о преобладании низких и средних значений в показателях социальной адаптированности детей к

Рис. 1. Модель педагогического сопровождения позитивной социализации детей раннего возраста в условиях социально-педагогического партнерства детского сада и семьи Fig. 1. Model of pedagogical support for positive socialization of young children in the conditions of social and pedagogical partnership of kindergarten and family

Ось значимости

Рис. 2. Ось значимости: отсутствие статически значимых различий в значениях показателей социальной адаптированности детей к условиям детского сада в обеих группах, эмпирическое значение t (0,1) находится в зоне незначимости Fig. 2. Significance axis: absence of statically significant differences in the values of indicators of children's social adaptation to kindergarten conditions in both groups, empirical value of t (0.1) is in the zone of insignificance

условиям детского сада. С целью выявления различий в значениях показателей социальной адаптированности детей в двух группах мы использовали /-критерий Стьюдента. Результаты представлены на рис. 2.

На формирующем этапе эксперимента мы стремились подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что включение в период адаптации в режимные моменты и непосредственно образовательной деятельности близкого ребенку взрослого приведет к своевременному становлению у ребенка адекватных возрасту форм социоцентрированного поведения и сокращению сроков адаптационного периода.

В научных источниках социальная адаптация детей раннего возраста определяется как динамический процесс, включающий три последовательно сменяющие друг друга стадии: начальная (3-8 недель), частичная (8-18 недель), полная (18-36 недель) [5]. На первой стадии действует рефлекторно-регулятивный механизм, происходит перестройка динамических стереотипов, влекущая за собой изменения в вегетативной регуляции, эмоциональном состоянии и поведении детей. Практика показывает, чем внезапнее происходят изменения в окружающей среде, тем серьезнее сдвиги в эмоциональном состоянии ребенка. Основной педагогической задачей является снятие эмоционального напряжения у ребенка, создание положительной установки к общению с взрослыми и позитивного отношения к сверстникам. На второй стадии (частичной адаптации) ребенок постепенно начинает устанавливать социальные контакты с другими детьми, участвовать в совмест-

ных действиях на занятиях в играх, на прогулке. Вступает в действие другой механизм социализации - подражание. Когда ребенок усвоил нормы и правила поведения, руководствуется ими в своих действиях, включается в совместные виды деятельности со сверстниками и взрослыми, завершается третья стадия социальной адаптации (полная).

В начале формирующего этапа эксперимента мы провели два семинара с педагогами детского сада, в ходе которых обсудили результаты диагностики с целью проектирования содержания педагогического сопровождения с включением близких детям взрослых в образовательный процесс. Структура педагогического сопровождения включает: программу социального развития детей раннего возраста, педагогический мониторинг, позволяющий увидеть динамику (положительную, отрицательную или ее отсутствие) в социальном развитии каждого ребенка и при необходимости своевременно внести коррекцию в образовательный процесс, изменяя его методы и формы в случае их неэффективности и методическое обеспечение образовательного процесса. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, целями и задачами основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (1-я младшая группа, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») [6].

Разрабатывая систему показателей для педагогического мониторинга, мы выделили девять показателей для оценки уровня социального развития каждого ребенка, которые отражались в специальном журнале наблю-

дений. Фрагменты системы показателей социального развития детей и журнала наблюдений за динамикой социального развития каждого ребенка представлены в табл. 1 и 2.

Основным методом педагогического мониторинга является пролонгированное наблюдение за каждым ребенком в соответст-

вии с выделенными показателями социального развития. В процессе формирующего этапа эксперимента наблюдение за каждым ребенком планировалось и проводилось два раза в месяц результаты (баллы) заносились в специальный журнал наблюдений.

Фрагмент системы показателей педагогического мониторинга социального развития ребенка раннего возраста

Fragment of the system for pedagogical monitoring indicators of social development of a young child

Таблица 1

Table 1

Показатели социального развития ребенка Indicators of child's social development Характеристика стадии развития Characteristics of development stage Баллы Scores

Ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в общении (инициирует коммуникативные действия) The child demonstrates a pronounced need for communication (initiates communicative actions) Начальная стадия: данное качество или умение только начинает проявляться Initial stage: this quality or skill is just beginning to manifest itself 1 балл 1 point

В развитии: данное качество или умение ребенка проявляется редко In development: this quality or skill of the child is rarely manifested 1,5 балла 1.5 points

При умеренной поддержке со стороны педагога: данное качество или умение ребенка проявляется при небольшой поддержке педагога With moderate support from the teacher: this quality or skill of the child is manifested with a little support from the teacher 2 балла 2 points

Самостоятельно: данное качество или умение ребенок проявляет самостоятельно часто, но иногда требуется напоминание педагога Independently: the child shows this quality or skill on his own often, but sometimes a teacher's reminder is required 2,5 балла 2.5 points

Устойчиво: данное качество или умение ребенок проявляет самостоятельно всегда, в любых ситуациях Stable: the child shows this quality or skill independently always, in any situations 3 балла 3 points

Проявляет сочувствие сверстнику (попытка утешить) Shows sympathy to a peer (attempt to comfort) Начальная стадия: данное качество или умение только начинает проявляться Initial stage: this quality or skill is just beginning to manifest itself 1 балл 1 point

В развитии: данное качество или умение ребенка проявляется редко In development: this quality or skill of the child is rarely manifested 1,5 балла 1.5 points

При умеренной поддержке со стороны педагога: данное качество или умение ребенка проявляется при небольшой поддержке педагога With moderate support from the teacher: this quality or skill of the child is manifested with a little support from the teacher 2 балла 2 points

Самостоятельно: данное качество или умение ребенок проявляет самостоятельно часто, но иногда требуется напоминание педагога Independently: the child shows this quality or skill on his own often, but sometimes a teacher's reminder is required 2,5 балла 2.5 points

Устойчиво: данное качество или умение ребенок проявляет самостоятельно всегда, в любых ситуациях Stable: the child shows this quality or skill independently always, in any situations 3 балла 3 points

Примечание. Значения: высокий уровень - 2,5-3,0; средний уровень - 2,0-2,4; низкий уровень - 1,5-1,9. Note. Values: high level - 2.5-3.0; medium level - 2.0-2.4; low level - 1.5-1.9.

Таблица 2

Фрагмент журнала наблюдений за динамикой социального развития ребенка. Имя и фамилия ребенка, дата рождения

Table 2

Fragment of the journal of observations of the dynamics of the child's social development. First and last name of the child, date of birth

Показатели социального развития Даты проведения наблюдений (месяц, число, баллы) Dates of observations (month, date, points) ИТОГО TOTAL

Indicators of social development октябрь October ноябрь November декабрь December январь January февраль February март March Среднее значение

07 31 15 29 12 27 16 30 13 27 12 26 Average value

Ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в общении (инициирует коммуникативные действия) The child demonstrates a pronounced need for communication (initiates communicative actions) 1,5 1,5 2,0 2,0 2,0 2,0 2,5 2,5 2,5 3,0 3,0 3,0 Начало года 1,6 Конец года 2,9 Beginning of the year 1.6

Проявляет сочувствие сверстнику (попытка утешить) Shows sympathy to a peer (attempt to comfort) 1,5 1,5 1,5 1,5 2 2 2,5 2,5 2,5 3,0 3,0 3,0 End of the year 2.9

Для родителей был составлен и реализован план методического сопровождения, включающий обучающие семинары, мастер-классы, консультации по вопросам, касающихся периода социальной адаптации детей, кризиса трех лет, сенсорного развития, методов взаимодействия родителей с детьми, воспитания навыков самостоятельности и др.

Согласно разработанной модели педагогического сопровождения на всех трех этапах родители (близкие взрослые) были включены в образовательный процесс как партнеры ребенка. На занятиях продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, конструирование) родители вместе с детьми овладевали навыками работы с красками, пластилином, бумагой; на физкультурных занятиях - разучивали упражнения, играли в подвижные игры; на музыкальных занятиях - пели песни, выполняли музыкально-ритмические движения, участвовали в музыкальных играх. Родители также принимали участие в прогулках, на которых мы показывали, как организовать наблюдения детей за погодой, сезонными явлениями, за птицами, на что обращать внимание, как ис-

пользовать художественное слово (стихи, поговорки).

Наблюдения за детьми на каждом этапе педагогического сопровождения выявили положительную динамику в становлении у них ожидаемых форм социального поведения. В конце третьей недели первого этапа педагогического сопровождения у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, отсутствовали негативные аффективные реакции, дети положительно воспринимали друг друга и взрослых (воспитателей и профильных специалистов), повторяли вместе с родителями действия за педагогом на занятиях. Были отмечены инициативные действия детей в адрес сверстников (предложение игрушки, проявление эмпатии). Завершение первой стадии социальной адаптации у детей произошло через три недели с начала посещения ими детского сада.

В конце второго этапа - дети стали проявлять инициативу в общении со сверстниками, вовлекать их в совместную деятельность, ориентироваться в своих действиях на реакцию педагога, исполнять его просьбы, большинство детей вступали в игровое взаи-

модействие друг с другом и воспитателем без поддерживающего участия близкого взрослого. У родителей были сформированы представления об особенностях развития ребенка в период раннего детства, способах общения с ним, методах воспитания, навыки педагогического взаимодействия с ребенком на занятиях. Взаимодействие с семьями детей приобрело черты настоящего педагогического партнерства. У педагогов детского сада был установлен с семьями воспитанников доверительный деловой контакт, деятельно-стно-диалоговая форма сотрудничества (вместе обсуждали содержание занятий, составляли сценарии развлечений, анализировали результаты, обсуждали поведенческие проявления детей и т.д.). Произошедшие изменения на восьмой недели свидетельствовали о завершении второй стадии социальной адаптации (частичной) и переходе к третьей заключительной стадии, которая была завершена на 24-й неделе третьего этапа педагогического сопровождения. Об этом свидетельствовали следующие признаки в поведении детей: реакция всех детей на инициативные действия педагога посредством выполнения его инструкции, отсутствие негативных реакции на инициативные действия со стороны сверстников, вступление с ними в контакт, игра рядом друг с другом, не ссорясь, проявление чувства привязанности к сверстнику. Дети стали намного самостоятельнее, наблюдения за детьми выявили у каждого ребенка положительную динамику в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Данные мониторинга, фиксируемые в журнале наблюдений, свидетельствовали о том, что в конце 24-й недели проведения формирующего эта-

па эксперимента у 17-ти из 20-ти детей экспериментальной группы значения всех показателей социального развития находились в диапазоне 2,5-3,0 баллов, что означает достижение высокого уровня.

Повторная диагностика на контрольном этапе педагогического эксперимента и анализ ее результатов с применением коэффициента /-критерий Стьюдента, показала наличие статистически значимых различий в значениях показателей социального развития детей экспериментальной и контрольной групп (рис. 3).

Таким образом, анализ результатов педагогического эксперимента позволил подтвердить нашу гипотезу о том, что включение в период адаптации в режимные моменты и НОД близкого ребенку взрослого способствует своевременному становлению у ребенка адекватных возрасту форм социо-центрированного поведения и сокращению сроков адаптационного периода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные дети раннего возраста, воспитывающиеся в семье, имеющей, как правило, одного ребенка, недостаточно социализированы, малое количество социальных контактов негативно отражается на своевременном становлении у детей адекватных возрасту форм социального поведения. Родители (близкие ребенку взрослые) в силу ограниченности представлений о возрастных особенностях детей раннего возраста и значимости периода раннего детства для позитивной социализации ребенка, нуждаются в организации партнерского взаимодействия с педагогами образовательной организации, в

Ось значимости

Рис. 3. Ось значимости: полученное эмпирическое значение t Эмп. 3,8 находится в зоне значимости Fig. 3. Significance axis: empirical value of t Emp. 3.8 is in the zone of significance

процессе которого формируются их педагогические компетенции, происходит овладение педагогическим опытом взаимодействия с детьми. Проведенное исследование показало, что педагогическое сопровождение позитивной социализации детей раннего возраста в детском саду следует выстраивать в усло-

виях социально-педагогического партнерства педагогов и родителей воспитанников с учетом данных возрастной психологии о поэтапном становлении у детей в раннем возрасте специфических форм социоцентриро-ванного поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ганичева А.Н., Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 291 с.

2. Ермолова Т.В., КирюшкинаМ.С. Связь социоцентрированного поведения детей раннего возраста с особенностями их адаптации к детскому саду // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 41-45.

3. Карпова С.И., Дешкович Т.В. Программа педагогического сопровождения социальной адаптации детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2020. № 6. С. 26-35.

4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития ребенка от рождения до 3 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 144 с.

5. Королева С.В. Реализация проекта процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении // Известия РАО. 2010. № 2. С. 117-124.

6. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2019. 336 с.

REFERENCES

1. Ganicheva A.N., Zvereva O.L. Semeynaya pedagogika i domashnee vospitanie detey rannego i doshkol-nogo vozrasta [Family Pedagogy and Home Education of Children of Early and Preschool Age]. Moscow, Yurayt Publ., 2020, 291 p. (In Russian).

2. Ermolova T.V., Kiryushkina M.S. Svyaz' sotsiotsentrirovannogo povedeniya detey rannego vozrasta s osobennostyami ikh adaptatsii k detskomu sadu [Link between socio-centered child's behavior and his/her capacity to adapt in preschool educational establishment]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2013, no. 3, pp. 41-45. (In Russian).

3. Karpova S.I., Deshkovich T.V. Programma pedagogicheskogo soprovozhdeniya sotsial'noy adaptatsii detey rannego vozrasta v gruppe kratkovremennogo prebyvaniya [The program of pedagogical support of social adaptation of young children in the group of short-term stay]. Doshkol'nik. Metodika ipraktika vospitaniya i obucheniya - Preschooler. Methodology and Practice of Education and Training, 2020, no. 6, pp. 26-35. (In Russian).

4. Smirnova E.O., Galiguzova L.N., Ermolova T.V., Meshcheryakova S.Yu. Diagnostika psikhicheskogo razvitiya rebenka ot rozhdeniya do 3 let [Diagnosis of Mental Development of a Child from Birth to 3 Years]. St. Petersburg, Detstvo-Press Publ., 2005, 144 p. (In Russian).

5. Koroleva S.V. Realizatsiya proekta protsessa sotsial'noy adaptatsii detey rannego vozrasta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Implementation of the project of the process of social adaptation of young children in a preschool educational institution]. Izvestiya RAO - RAEBulletin, 2010, no. 2, pp. 117-124. (In Russian).

6. Veraksy N.E., Komarova T.S., Dorofeeva E.M., eds. Ot rozhdeniya do shkoly. Innovatsionnaya programma doshkol'nogo obrazovaniya [From Birth to School. Innovative Preschool Education Program]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2019, 336 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Карпова Светлана Ивановна - доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: karpova svetlana@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592 Вклад в статью: общая идея статьи, систематизация и обобщение литературы, написание текста.

Савенкова Татьяна Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: tdpichik! @yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8179-6033 Вклад в статью: поиск и анализ литературы, проведение исследования, написание статьи.

Svetlana I Karpova - Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: karpova svetlana@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592 Contribution: main study conception, literature classification and evaluation, text writing.

Tatiana D. Savenkova - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: tdpichikl @yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8179-6033 Contribution: literature search and analysis, research processing, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.