Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ МЕГАПОЛИСА КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ МЕГАПОЛИСА КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / МЕГАПОЛИС / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романова Марина Александровна

В статье представлены различные позиции представителей отечественной и зарубежной психологии в отношении феномена мегаполиса, который предоставляет разнообразные возможности для позитивной социализации детей и подростков. Наличие разных научных подходов к самому процессу социализации свидетельствует о неизменном научном интересе к существованию и функционированию человека в обществе. Актуальность данного теоретического исследования обусловлена тем, что среда мегаполиса определяет общий вектор деятельности человека во всех жизненных сферах, приоритетные ценности в обществе, социальные нормы и культурные традиции. В статье анализируются разные подходы к трактовке терминов «социализация» и «позитивная социализация». Наличие разных научных подходов к самому процессу социализации свидетельствует о неизменном научном интересе к существованию и функционированию человека в обществе. Несмотря на различие научных подходов к понятию социализации, ученые единодушны во мнении, что именно социум определяет единообразие общественного поведения его членов. Практически с момента рождения ребенка происходит усвоение моделей поведения, правил и требований данного типа общества, причем многие из этих правил диктует именно среда. В нашем случае мы имеем в виду условия проживания в городах-миллионниках и мегаполисах. В статье описываются позитивные и негативные факторы, влияющие на социализацию детей, проживающих в мегаполисах, подчеркивается роль образовательной среды в процессе социализации детей и подростков, обсуждаются инструменты социализации молодежи в мегаполисах для эффективного функционирования в обществе. Анализ и обобщение отечественного и международного опыта изучения социокультурных ресурсов мегаполиса и их использования в процессе социализации детей и подростков позволяет констатировать, что ученые во всем мире заняты поиском оптимальных инструментов и механизмов социализации детей и подростков в условиях мегаполиса. Актуальность проблематики усиливается из-за процессов глобализации и цифровизации, происходящих в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Романова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL RESOURCES OF THE MEGALOPOLIS AS A FACTOR OF POSITIVE SOCIALIZATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article presents various positions of representatives of domestic and foreign psychology in relation to the phenomenon of the megapolis, which provides a variety of opportunities for positive socialization of children and adolescents. The presence of different scientific approaches to the process of socialization itself indicates a constant scientific interest in the existence and functioning of a person in society. The relevance of this theoretical study is due to the fact the environment of a megalopolis determines the general vector of human activity in all spheres of life, determines the priority values in society, what social norms and cultural traditions are. The article analyzes different approaches to the interpretation of the term's «socialization» and «positive socialization)). The presence of different scientific approaches to the process of socialization itself indicates a constant scientific interest in the existence and functioning of a person in society. Despite the difference in scientific approaches to the concept of socialization, scientists are unanimous in the opinion that society specifically determines the uniformity of social behavior of its members. Almost from the moment of birth, the child learns the patterns of behavior, rules and requirements of this type of society, and the environment, in our case, dictates many of these rules we mean the living conditions in cities with millions of people and megacities. The article describes the positive and negative factors that affect the socialization of children living in megacities. The article emphasizes the role of the educational environment in the process of socialization of children and adolescents; discusses the tools of socialization of young people in megacities for effective functioning in society. The analysis and generalization of domestic and international experience in studying the socio-cultural resources of the megapolis and their use in the process of socialization of children, adolescents and youth allows us to state that scientists around the world are searching for optimal tools and mechanisms for the socialization of children and adolescents in the conditions of the megapolis. The relevance of the problem is increasing due to the processes of globalization and digitalization taking place in modern society.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ МЕГАПОЛИСА КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

УДК 37.035

DOI 10.25688/2076-9121.2021.56.2.07

М. А. Романова

Социокультурные ресурсы мегаполиса как фактор позитивной социализации детей и подростков

В статье представлены различные позиции представителей отечественной и зарубежной психологии в отношении феномена мегаполиса, который предоставляет разнообразные возможности для позитивной социализации детей и подростков. Наличие разных научных подходов к самому процессу социализации свидетельствует о неизменном научном интересе к существованию и функционированию человека в обществе. Актуальность данного теоретического исследования обусловлена тем, что среда мегаполиса определяет общий вектор деятельности человека во всех жизненных сферах, приоритетные ценности в обществе, социальные нормы и культурные традиции. В статье анализируются разные подходы к трактовке терминов «социализация» и «позитивная социализация». Наличие разных научных подходов к самому процессу социализации свидетельствует о неизменном научном интересе к существованию и функционированию человека в обществе. Несмотря на различие научных подходов к понятию социализации, ученые единодушны во мнении, что именно социум определяет единообразие общественного поведения его членов. Практически с момента рождения ребенка происходит усвоение моделей поведения, правил и требований данного типа общества, причем многие из этих правил диктует именно среда. В нашем случае мы имеем в виду условия проживания в городах-миллионниках и мегаполисах. В статье описываются позитивные и негативные факторы, влияющие на социализацию детей, проживающих в мегаполисах, подчеркивается роль образовательной среды в процессе социализации детей и подростков, обсуждаются инструменты социализации молодежи в мегаполисах для эффективного функционирования в обществе. Анализ и обобщение отечественного и международного опыта изучения социокультурных ресурсов мегаполиса и их использования в процессе социализации детей и подростков позволяет констатировать, что ученые во всем мире заняты поиском оптимальных инструментов и механизмов социализации детей и подростков в условиях мегаполиса. Актуальность проблематики усиливается из-за процессов глобализации и цифрови-зации, происходящих в современном обществе.

Ключевые слова: позитивная социализация; социализация детей и подростков; мегаполис; социальный интеллект; эмоциональный интеллект; образовательная среда.

© Романова М. А., 2021

Введение

Процессы глобализации и урбанизации предъявляют человечеству все новые вызовы и риски. Экзосреда мегаполиса оказывает опосредованное влияние на социализацию личности во всех жизненных сферах, предоставляет огромные социокультурные ресурсы для позитивной социализации. Социальный и эмоциональный интеллект как базовые характеристики, определяющие позитивную социализацию детей и подростков, служат основой социальной компетентности и позитивной социализации и являются важными условиями жизненной успешности.

Методологические основания: системный и субъектный подходы; метод сравнительного анализа.

Процессы урбанизации, переселение значительной части населения планеты в мегаполисы задали новый вектор изучению проблематики процессов позитивной социализации детей и подростков. Отечественные и зарубежные ученые, работающие в области педагогики, социологии, антропологии, психологии, активно интересуются этими вопросами, рассматривая в качестве основного фактора социализации личности особенности и ресурсы современных мегаполисов.

Несомненно, процесс вхождения индивида в общество, функционирование личности в социуме был интересен философам, социологам, психологам, педагогам задолго до того, как появилось понятие «социализация». С момента, как социализация установилась как самостоятельная область научной мысли, не потеряв при этом своей междисциплинарности, исследование самого этого процесса происходило в двух основных направлениях, характеризующих роль самого человека в ходе его социальной адаптации. Речь идет о субъект-объектном и субъект-субъектном подходах. Приверженцы субъект-объектного подхода рассматривают социализацию как процесс, в котором личность играет пассивную роль, она лишь приспосабливается к обществу, в котором находится — к его морально-нравственному кодексу, культурно-историческому контенту, менталитету, обычаям и традициям, нормам поведения. Человек, принявший окружающий его социум как данность и следующий его законам и правилам, становится полноправным членом общества, его частью, считается адаптированным в этом обществе, т. е. социализированным. Этот подход структурно разработан американским социологом, представителем структурного функционализма Э. Д. Т. Парсонсом [Парсонс, 1966].

Представители субъект-субъектного подхода в процессе социализации личности считают доминирующими внутренние факторы личности: осмысление процессов, происходящих в его общественном окружении, нахождение собственного места в мире, принятие ответственности за свои поступки (ин-тернальность), опора на собственный жизненный опыт и др. Яркими представителями этого подхода являются зарубежные ученые [Томас, 1966; Кули, 2019; Steinberg, 2001; Matthews, 2007; и др.]. В отечественной психологии

исследованием роли самой личности в процессе социализации занимались многие ученые [Алтунина, 2016; Бодалев, 1995; Кон, 1989; Максимова, 2019; Роджерс, 1986; Романова, 2000; и др.]

Любое понятие, появляющееся в научной терминологии, достаточно скоро начинает сочетаться с эпитетами. Социализацию стали характеризовать как позитивную и негативную в зависимости от целей той или иной научной разработки.

По мнению сторонников субъект-объектного подхода к социализации, характером социальной среды, в которой растет индивид, приобретает умения и навыки и затем применяет их во всех жизненных сферах, обусловливается процесс социализации. Именно общество, окружающее индивида, определяет приоритетное направление его жизнедеятельности. Социализация ребенка начинается практически с момента его рождения; как только проявляется его сознание, он начинает усваивать правила и модели поведения данного общества, осознает, какие требования предъявляет ему окружение. В процессе социализации у человека формируются социально значимые качества личности, им усваиваются социальные нормы и ценности, формируется ментальность и культура той общности, частью которой он становится. Индивид в процессе социализации усваивает языковую структуру, речевые нормы, стереотипы речевого поведения.

Процесс социализации обеспечивает вступление человека в одну или несколько социальных групп и устойчивое членство в них. Индивиды развивают социальные и культурные компетенции посредством:

а) взаимодействия с другими индивидами и социальными институтами;

б) реагирования на их макро- и микросоциокультурные контексты.

Социализация не происходит в вакууме: этот процесс протекает в социальных пространствах, которые одновременно обеспечивают и ограничивают взаимодействие и возможности. Механизмы и результаты социализации зависят от геополитических факторов, социокультурного контекста и социально-исторического времени. Кроме того, процессы социализации могут варьироваться в пределах общества в зависимости от социального статуса его членов, их подгрупповых идентичностей. Многие члены общества дополнительно ориентируются на порой конкурирующие влияния доминирующей культуры и маргинальных субкультур.

Изучая процессы социализации личности детей дошкольного возраста, ряд зарубежных авторов [Denham et а1., 2012] акцентируют внимание на взаимосвязи между переменными эмоционального развития и последующей адаптацией в обществе для детей, живущих в мегаполисах. Эмоциональная компетентность детей младшего возраста (от рождения до 10 лет) — регулирование эмоциональной выразительности и опыта, когда это необходимо, а также осознание собственных эмоций и понимание эмоций других людей — имеют решающее значение для социальной и академической успешности личности. В этой связи важно понять механизмы развития эмоциональной компетентности у детей младшего возраста. И родители, и учителя, по справедливому

утверждению этих исследователей, считаются важными социализаторами эмоций, предоставляя детям опыт, который способствует развитию эмоциональной компетентности ребенка или сдерживает его. Роль родителей в этом процессе достаточно хорошо изучена, при этом роль воспитателей в социализации, развитии эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста, как считают авторы, требует дальнейших исследований.

Результаты лонгитюдных исследований процессов позитивной социализации детей и подростков, проведенных зарубежными учеными, показывают, что пережитые и осознанные индивидом эмоции, сформировавшиеся эмоциональные знания положительно связаны с социальной компетентностью формирующейся личности, но они отрицательно коррелируют с мерой интер-нализующего поведения, что позволяет предотвратить развитие ненормальных поведенческих тенденций, которые связаны с эмоциональным интеллектом, социальной адаптацией и тревожностью у детей и подростков.

Российские исследователи Т. Д. Марцинковская и И. В. Чумичева в своих работах выделяют уровни детерминации процесса социализации детей и подростков в современном мегаполисе [Марцинковская, Чумичева, 2015]. Муль-тикультурное пространство современного мегаполиса, по их справедливому утверждению, с одной стороны, предоставляет детям и подросткам широкий спектр сфер позитивной социализации для их осознанного выбора, различные группы, в которых они могут обрести социальную идентичность и социализироваться в одной из них; с другой стороны, «сам мегаполис является транслятором общекультурных ценностей, гражданских эталонов и социальных норм» [Марцинковская, Чумичева, 2015: с. 10]. Благоприятные социальные пространства мегаполисов, разнообразные социокультурные и этнические эталоны социализации являются дополнительными факторами позитивной социализации детей и подростков.

Аналогичный взгляд на социокультурные ресурсы мегаполиса и их роль в развитии и функционировании социализации в жизни детей и подростков просматривается и в работах ряда зарубежных исследователей [Saras, Perez-Felkner, 2018; и др.], изучающих потенциал социального пространства мегаполиса с акцентом на механизмах и последствиях социализации. В данном подходе рассматриваются теоретические перспективы:

- того, как дети и подростки изучают социальные роли;

- роли учебных заведений в социальном развитии;

- социального контекста, в котором происходит социализация;

- социализации на протяжении всей жизни;

- влияния социально-исторических изменений на процесс социализации.

Российский исследователь А. И. Савенков называет преимущества и недостатки проживания ребенка в мегаполисе [Савенков, 2016]. К преимуществам в сфере социальных услуг относятся:

- «комплексная доступность образовательных услуг для физического, духовного и творческого развития ребенка;

- разнообразие образовательных услуг и возможность их выбора;

- наличие новых подходов к социализации и процессу формирования идентичности все более культурно диверсифицированного сообщества детей;

- доступность информации об образовательных услугах на иностранных языках» [Савенков, 2016, с. 7].

Сама поликультурная социальная среда мегаполиса, по мнению А. И. Савенкова, является определяющим фактором позитивной социализации детей и подростков. Кроме того, проживание в мегаполисе, как правило, предполагает высокий уровень образования семей, а следовательно, и высокие ожидания родителей в отношении уровня образования детей, следствием чего является готовность сотрудничать с образовательными учреждениями. Однако социальная среда мегаполиса обладает и характеристиками, которые отрицательно влияют на позитивную социализацию детей и подростков. Это:

- «интенсификация притока мигрантов;

- многонациональное^, часто встречающаяся интолерантность к представителям другой национальности;

- трудная социокультурная ассимиляция (присвоение социокультурных норм в качестве составной части в уже имеющиеся схемы ребенка) и адаптация детей-мигрантов в московских образовательных организациях;

- социальная разобщенность жителей;

- отсутствие "дворовой" среды воспитания и, как следствие — трудности в социализации, налаживании дружеских отношений с детьми разного возраста и разных национальностей» [Савенков, 2016, с. 7].

Некоторые особенности экологии городской среды также отрицательно влияют на социализацию городского ребенка, в первую очередь это многолюдность, из-за которой дети, проживающие в мегаполисе, испытывают страх и тревожные состояния; кроме того, агрессивная информационная среда большого города не обеспечивает информационную безопасность детей и подростков.

В сфере социальных услуг А. И. Савенков отмечает «неравнозначные образовательные и социальные возможности развития и образования в разных районах города; неоднородность социального заказа к образованию, критериев и возможностей выбора образовательной организации» [Савенков, 2016, с. 8].

Результаты изучения теоретических источников позволяют сделать вывод о том, что в первой половине XXI века интенсивно разрабатываются разные подходы к решению задачи использования социокультурных ресурсов мегаполиса для развития позитивной социализации детей и подростков. Особое место в исследованиях отечественных и зарубежных ученых отводится педагогическим воздействиям, т. е. созданию условий успешности процессов социализации в образовательной среде мегаполисов.

Изучение процессов позитивной социализации с междисциплинарной точки зрения вынуждает исследователей рассматривать мегаполисы как биологические системы, с особым образом протекающими психологическими процессами, специфическим социальным контекстом и социокультурным опытом.

Подчеркивая двунаправленный механизм процесса социализации, создаваемый различными способствующими факторами и взаимодействиями, авторы рассматривают и более традиционное социологическое понимание социализации, имеющее психологические и биологические ограничения [Denham et al., 2012].

Зарубежные исследования процесса позитивной социализации личности в подростковом возрасте сосредоточены в основном на трех широких вопросах. Во-первых, в какой степени дети, подростки и юноши подвержены влиянию различных факторов социализации, таких как семья или группа сверстников? Во-вторых, на какие аспекты развития подростков, детей и юношей (например, успеваемость в школе, колледже, вузе, употребление наркотиков, просоциаль-ное поведение) больше всего влияют эти различные факторы социализации? Наконец, какие характеристики людей (например, возраст, пол, воспитание) делают их более или менее восприимчивыми к различным источникам влияния? [Munywoki, 1998; Saras, Perez-Falkner, 2018; Steinberg, 2001].

Рассматривая особенности социализации молодежи для эффективного функционирования в обществе, ученые обсуждают четыре методических инструмента социализации — наказание, подкрепление, ролевое моделирование и диалог [Munywoki, 1998].

Теории социализации поочередно определяют детей как пассивных получателей социализирующих сообщений или активных агентов, вовлеченных в процесс адаптации к обществу. Теории пассивной социализации изображают податливого ребенка, которого можно приспособить к обществу. В модели экологической психологии У Бронфенбреннера индивиды развиваются в процессе приспособления к своему окружающему контексту: от семьи до микрорайонов и школ и до культурно-образовательной среды мегаполиса [Бронфенбреннер, 1976].

Большая часть психологических исследований социализации сосредоточена на раннем детстве, когда дети наиболее чувствительны к адаптации, когда проявляются врожденные предрасположенности или когда биопсихосоциальные процессы развития твердо установлены [Smetana et al., 2015]. В то же время авторы отмечают, что существуют уникальные аспекты социализации в подростковом возрасте. В частности, воспитание детей все чаще происходит на расстоянии, так как дети становятся более независимыми, появляются новые формы взаимоотношений со сверстниками, в том числе в условиях информационной среды.

Отечественные педагоги и психологи преимущественно сосредоточены на двух парадигмах: функционировании механизмов социокультурного развития индивида в образовательной среде и закономерностях процессов психосоциального развития [Божович, 2019; Ермолова, 2019, Зарецкий, Холмогорова, 2020; Мудрик, 2007; Савенков, 2016] и на содержании процесса социализации детей и подростков в образовательной среде мегаполиса [Вербицкий, 2017; Карпушина, Соколова, 2012; Шогина, 2020].

В современной педагогике и детской психологии все чаще предметом изучения становится социальный интеллект как одна из базовых характеристик, определяющих позитивную социализацию детей и подростков. В современной

науке социальный интеллект прицельно рассматривается представителями разных научных направлений [Белова, 2004; Бодалев, 1995; Савенков, 2018; Steinberg, 2001 и др.]. В исследованиях американского психолога Г. Гарднера, в работах отечественных авторов Ю. Д. Бабаевой, Т. М. Марютиной и Н. С. Лей-теса; С. И. Карповой, Т. Д. Савенковой и З. В. Пархимович социальный интеллект вполне обоснованно дифференцируется от других видов интеллекта [Гарднер, 2007; Бабаева и др., 2000; Карпова и др., 2018].

Во многих отечественных и зарубежных исследованиях рассматривается эмоциональный интеллект (понятие близкое, но не тождественное социальному интеллекту) как характеристика, от которой зависит социализация личности. Эмоциональный интеллект с разных аспектов изучен в работах О. А. Айгуновой, Н. Б. Полковниковой и Т. Д. Савенковой; А. И. Савенкова; З. В. Пархимович и многих других авторов [Айгунова и др., 2016; Matthews, 2007; Савенков, 2018; Пархимович, 2018; Alwaely et al., 2020].

Позитивный подход к социальному развитию молодежи подкрепляется растущим объемом исследований, посвященных семьям, школам и районам мегаполисов как важному фактору позитивной социализации подростков и оказанию помощи в развитии и использовании потенциала. Этот подход признает, что все подростки обладают сильными сторонами и что дети и молодежь будут развиваться позитивным образом, когда эти сильные стороны будут согласованы с ресурсами мегаполиса для здорового развития и социализации.

Не тождественен, но близок к позиции отечественных ученых подход зарубежных исследователей Николь Заретт и Ричарда Лернера, описанный в монографии «Позитивное развитие молодежи» [Zarrett, Lerner, 2008]. Их многолетние изыскания, так же как и исследования А. И. Савенкова [Савенков, 2016; 2018], А. В. Мудрика [Мудрик, 2007], М. Е. Романовой [Романова, 2020], показывают, что дети (дошкольники и младшие школьники) и подростки в большей степени подвержены позитивной социализации. Поэтому физические и эмоциональные ресурсы должны присутствовать в социальной среде для поддержания нормальной социализации детей и подростков. Авторы считают, что дети и подростки, которые занимаются различными видами деятельности, социализируются и в будущем живут лучше, более успешны, чем их сверстники, не занимающиеся ничем или вовлеченные в какую-то одну сферу деятельности.

Многие авторы рассматривают развитие и функционирование социализации в жизни детей и подростков с акцентом на механизмах и последствиях социализации [Smetana et al., 2012; и др.]. В теоретическом аспекте решаются следующие вопросы:

а) как дети и подростки усваивают социальные роли;

б) роль общества в социальном развитии;

в) социальные контексты, в которых происходит социализация;

г) социализация на протяжении всей жизни;

д) влияние социально-исторических изменений на процесс социализации.

Исследовательскими методами (психолого-педагогические эксперименты, этнографические изыскания, опросы и интервьюирование) изучаются

социальные контексты социализации, включая семьи, сверстников и социальные сети, образовательные учреждения, территориальные объединения. Важно отметить, что особое внимание уделяется влиянию социализации на поведенческие и образовательные результаты [Smetana et al., 2015].

Эмоциональной компетентности детей младшего возраста посвящена работа [Denham et al., 2015]. Авторы подчеркивают, что регуляция эмоциональной выразительности и переживания, когда это необходимо, а также знание своих и чужих эмоций имеет решающее значение для социального и академического (то есть школьного) успеха.

В контексте нашего исследования обращают на себя внимание работы приверженцев урбанистической социальной теории, которые определяют мегаполис прежде всего как место экономики и политики [Bounds, 2003; и др.]. Урбанистическая теория описывает феномен формирования города, в котором приоритет отдается способности «генерировать и накапливать богатство», акцент делается на будущих доходах [Bounds, 2003]. Урбанистика по умолчанию ставит экологические и социальные проблемы в подчиненное положение.

Результаты

Анализ работ авторов — отечественных и зарубежных педагогов и психологов — позволил сделать выводы о тех проблемах, которые ученые обсуждают в связи с особенностями социализации детей и подростков в условиях мегаполиса. Авторы однозначны во мнении, что города-миллионники, с одной стороны, предоставляют большие возможности для реализации личности в любом возрасте, в отличие от провинциальных городов и поселений — доступность и разнообразие образовательных услуг, огромный культурный потенциал; с другой стороны, особенности геополитики и инфраструктуры города могут повлиять на социализацию детей и подростков с отрицательной стороны: это и экологические проблемы, и риски в плане безопасности жизнедеятельности, и психологические страхи и тревожности.

Есть две полярные точки зрения в вопросе социализации личности: одни ученые считают, что личность пассивна в этом процессе, она приспосабливается к социуму, принимает его правила, требования, этические и моральные законы (субъект-объектный подход), другие отдают индивиду ведущую роль в построении собственной судьбы и выстраивании жизненной стратегии (субъект-субъектный подход).

Дискуссионные вопросы

Какой должна быть образовательная среда мегаполиса, чтобы обеспечить позитивную социализацию личности в младшем, среднем школьном и подростковом возрасте? Какими должны быть педагогические и психологические условия

и методы, которые позволили бы избежать негативного влияния города? Как регулировать эмоциональную выразительность детей, чтобы направить ее на достижение академической и жизненной успешности? Эти и другие вопросы требуют тщательной и объективной проработки.

Заключение

Проблемы социализации детей и подростков в условиях урбанизации, вызванной переселением значительной части населения планеты в мегаполисы, постоянно находятся в поле зрения отечественных и зарубежных ученых. Исследователи изучают и описывают позитивные и негативные факторы, влияющие на социализацию детей, проживающих в больших городах.

Однако адаптация и интернализация социальных норм, ценностей и моделей поведения продолжается на протяжении всей взрослой жизни: индивиды переживают изменения и переходы идентичности, семьи, образования и карьеры. В результате их социальные роли могут меняться на протяжении всей жизни. Социализация способствует процессам включения и участия в жизни общества различных индивидов и групп.

Социализация также способствует стабилизации социального порядка, что может включать в себя воспроизводство существующей стратификации по расе, полу и социальному классу. Процессы социализации продолжают формировать динамику поколений и различные социальные институты. Таким образом, социализация подготавливает индивидов к членству в обществе и связана со стабильностью и поддержанием общества в целом [Saras et al., 2018].

Можно утверждать, что именно общество является определяющим единообразия социального поведения индивидов.

Литература

1. Айгунова О. А., Полковникова Н. Б., Савенкова Т. Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 4 (38). С. 25-34.

2. Алтунина И. Р. Социальная психология: учебник для академического бакалавриата / под ред. Р. С. Немова. М.: Юрайт, 2016. 427 с.

3. Бабаева Ю. Д., Марютина Т. М., Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / под. ред. Н. С. Лейтеса. М.: Academia, 2000. 332 с.

4. Белова С. С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. Серия «Труды Института психологии РАН»; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 109-119.

5. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

6. Божович Е. Д. Гармоническая личность: структура, механизмы развития, индивидуальные различия // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 91-98. DOI: 10.17759/chp.2019150211

7. Бронфенбреннер У Два мира детства: Дети в США и СССР М.: Прогресс, 1976. 167 с.

8. Вачков И. В., Вачкова С. Н., Воропаев М. В. Представления родителей о качестве образования детей в мегаполисе и их установки в отношении родительского контроля // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3. С. 19-31. URL: https://psyiournals.ru/files/107241/pse_2019_n3_Vachkov_Vachkova_Voropayev.pdf (дата обращения 17.06.2021).

9. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учеб. пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.

10. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков / Е. Б. Пучкова [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 27-36. URL: https://psyjournals.ru/files/110337/pse_2019_n5_Puchkova_Temnova_ Sorokoumova_Kurnosova.pdf (дата обращения 17.06.2021).

11. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. 512 с.

12. Ермолова Т. В., Балыгина Е. А., Литвинов А. В., Гузова А. В. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 7-18. DOI: 10.17759/ jmfp.2019080201

13. Зарецкий В. К., Колмогорова А. Б. Связь образования, развития и здоровья с позиций культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 2. С. 89-106. URL: https://psyjournals.ru/kip/2020/n2/Zaretskii_ Kholmogorova.shtml (дата обращения: 17.06.2021).

14. Карпова С. И., Савенкова Т. Д., Пархимович З. В. Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 174. С. 99-107.

15. Карпушина Л. П., Соколова П. Ю. Моделирование процесса социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=5097 (дата обращения: 17.06.2021).

16. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с. URL: http://static.iea.ras.ru/books/Kon_psihologiya_yunosti.pdf (дата обращения: 17.06.2021).

17. Кули Ч. Х. Избранное: сб. переводов / РАН, ИНИОН, Центр социал. научн.-ин-форм. исследований, Отд. социологии и социальной психологии; сост. и переводчик В. Г. Николаев; отв. ред. Д. В. Ефременко. Серия: Теория и история социологии. М., 2019. 234 c. URL: http://inion.ru/site/assets/files/3917/2019_sp_kuli_izbrannoe.pdf (дата обращения: 17.06.2021).

18. Марцинковская Т. Д., Чумичева И. В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 39. С. 10. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1094-martsinkovskaya39.html (дата обращения: 17.06.2021).

19. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. 287 с.

20. Мудрик А. В. Город как фактор социализации подрастающих поколений // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 134-140.

21. Пархимович З. В., Савенкова Т. Д. Методики развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка средствами игровой и художественной деятельности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2 (44). С. 107-120.

22. Развитие личности дошкольника в условиях мегаполиса: монография / А. И. Савенков [и др.]; науч. ред. А. И. Савенков. М.: Перо, 2016. 206 с.

23. Региональная идентичность в юношеском возрасте как маркер личностной связи с территорией проживания / Л. А. Максимова [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 82-92. DOI: 10.17759/pse.2019240208

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Роджерс К. К науке о личности: История зарубежной психологии 30-е -60-е годы XX в.: Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986.

25. Романова М. Е. Позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста в процессе развития диалогической речи // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 147-158. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-3-147-158

26. Савенков А. И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7-15. DOI: 10.17759/jmfp.2018070201

27. Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников. М.: Юрайт, 2020. 146 с.

28. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология): монография. М.: Флинта, 2015. 711 с.

29. Шогина Г. И. Педагогические условия формирования ответственности у подростков // Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности: сб. трудов XIII Меж-дунар. научно-практич. конф. (14-16 апреля 2020 года, Москва) / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. С. 173-178. URL: https://conference. perekrestok.info/wp-content/uploads/2020/09/Sbornik-2020-s-ISBN.pdf (дата обращения: 20.09.2020).

30. Alwaely S. A., Yousif N. B. A., Mikhailov А. Emotional development in preschoolers and socialization // Early Child Development and Care. 2020. DOI: 10.1080/03004430.2020.1717480

31. Bounds M. Urban social theory: city, self, and society // Oxford University Press. South Melbourne, Vic. Oxford. 2003. 384 p. URL: https://scholar.google.com/citations?us-er=CBXkzsEAAAAJ&hl=ru (дата обращения: 11.10.2004).

32. Denham S. A., Bassett H. H., Zinsser K. Early Childhood Teachers as Socializers of Young Children's Emotional Competence. 1 February 2012. Springer Science + Business Media, LLC, 2012. P. 138-143. DOI: 10.1007/s10643-012-0504-2

33. Matthews S. A. Window on the 'New' Sociology of Childhood. Sociology Compass. Volume1, Issue1. P. 322-334. DOI: 10.1111/j.1751-9020.2007.00001.x

34. Munywoki S. Socialization for development. Journal of African Research & Development. Vol. 27/28. 1997/1998. P. 72-87. URL: https://www.semanticscholar.org/au-thor/S-Munywoki/11855565 (дата обращения: 17.06.2021).

35. Parsons T. Societies, evolutionary and perspectives. Pablisher. 1996. DOI: 10.2307/2091069

36. Perez-Felkner L. Socialization in childhood and adolescence // Handbook of social psychology / ed. by J. Delamater, A. Ward. 2d ed. New York: Springer, 2013. P. 119-149. DOI: 10.1007/978-94-007-6772-0_5

37. Saras E., Perez-Falkner L. Sociological Perspectives on Socialization. Oxford Bibliographies in Sociology. Oxford: Oxford University Press, 2018. URL: https://www. researchgate.net/publication/327779660_Sociological_Perspectives_on_Socialization (дата обращения: 17.06.2021).

38. Smetana J. G., Robinson J., Rote W. M. Socialization in adolescence // Handbook of socialization: Theory and research Guilford Press, 2015. P. 60-84. URL: http://link. springer.com/chapter/10.1007%2F978-94-007-6772-0_5 (дата обращения: 17.06.2021).

39. Steinberg M. L. Socialization in Adolescence. International Encyclopedia of the Social // Behavioral Sciences 2001. P. 14513-14516. DOI: 10.1016/B0-08-043076-7/01688-0

40. Thomas W. I. Social Organization and Social Personality. University of Chicago Press, 1966, 311 p. URL: https://archive.org/details/withomasonsocial0000thom (дата обращения: 17.06.2021).

41. Zarrett N., Lerner R. M. Ways to Promote the Positive Development of Children and Youth //Research-to-Results Brief. Publication. № 11. 2008. DOI: 10.1037/e456032008-006

Literatura

1. Aigunova, O. A., Polkovnikova, N. B. & Savenkova, T. D. (2016). Diagnostics and development of emotional intelligence and social competence of senior preschoolers in the conditions of preschool educational organizations [Diagnostika i razvitie emotsional'nogo intellekta i sotsial'noi kompetentnosti starshikh doshkol'nikov v usloviiakh doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriia: Pedagogika ipsikhologiia, 4 (38), 25-34. (In Russian).

2. Altunina, I. R. (2016). Social psychology [SociaFnaya psixologiya]. In R. S. Nemov (Eds.). Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russian).

3. Alwaely, S. A., Yousif, N. B. A. & Mikhailov, А. (2020). Emotional development in preschoolers and socialization. Early Child Development and Care, 186 (10), 1615-1631. DOI: 10.1080/03004430.2020.1717480

4. Babaeva, Ju. D., Marjutina, T. M. & Lejtes, N. S. (2000). Psychology of giftedness of children and adolescents [Psikhologiia odarennosti detei i podrostkov: uchebnoe posobie dlia studentov vysshikh i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii]. In N. S. Lejtes (Eds). Moscow: Academia. (In Russian).

5. Belova, S. S. (2004). Social intelligence: comparative analysis of measurement methods [Sotsial'nyi intellekt: sravnitel'nyi analiz metodik izmereniia // Sotsial'nyi intellekt: teoriia, izmerenie, issledovaniia]. Social intelligence: theory, measurement, research. Series "Proceedings of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences" [Sotsial'nyi intellekt: teoriia, izmerenie, issledovaniia. Seriia «Trudy Instituta psikhologii RAN»], 109-119. In D. V. Lyusin, D. V. Ushakov (Eds). Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. (In Russian).

6. Bodalev, A. A. (1995). Personality and communication [Lichnost' i obshchenie]. Moscow: International Pedagogical Academy. (In Russian).

7. Bounds, M. (2003). Urban social theory: city, self, and society. Oxford: Oxford University Press. South Melbourne, Vic. Retrieved from https://scholar.google.com/cita-tions?user=CBXkzsEAAAAJ&hl=ru (access date: 11.10.2004).

8. Bozhovich, E. D. (2019). Harmonic personality: structure, mechanisms of development, individual differences [Garmonicheskaia lichnost': struktura, mekhanizmy razvitiia, individual'nye razlichiia]. Cultural and historical psychology, 15 (2), 91-98. DOI: 10.17759/chp.2019150211

9. Bronfenbrenner, U. (1976). Two worlds of childhood: Children in the USA and the USSR [Dva mira detstva: Deti v SShA i SSSR]. Moscow: Progress. (In Russian).

10. Denham, S. A., Bassett, H. H. & Zinsser, K. (2012). Early Childhood Teachers as Socializers of Young Childrens Emotional Competence. Early Childhood Education Journal, 40 (3), 137-143. DOI: 10.1007/s10643-012-0504-2

11. Gardner, G. (2007). The structure of the mind: the theory of multiple intelligence [Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta]. Moscow: Williams. (In Russian).

12. Karpova, S. I., Savenkova, T. D. & Parhimovich, Z. V. (2018). A model for the development of emotional intelligence and social competence in older preschool children in collective visual activity [Model' razvitiia emotsional'nogo intellekta i sotsial'noi kompetentnosti u detei starshego doshkol'nogo vozrasta v kollektivnoi izobrazitel'noi deiatel'nosti]. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 23 (174), 99-107.

13. Karpushina, L. P. & Sokolova, P. Yu. (2012). Modeling of the process of socialization of children and adolescents in the conditions of ethno-cultural educational environment [Modelirovanie protsessa sotsializatsii detei i podrostkov v usloviiakh etnokul'turnoi obrazovatel'noi sredy]. Modern problems of science and education, 1. Retrieved from http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=5097 (In Russian) (access date: 17.06.2021).

14. Kon, I. S. (1989). Psychology of early youth [Psikhologiia rannei iunosti]. Moscow: Enlightenment. (In Russian).

15. Kuli, Ch. Kh. (2019). Favorites: sb. translations [Izbrannoe: sb. perevodov]. Moscow: Center for Social Science-inform. Research. (In Russian).

16. Maksimova, L. A., Valiev, R. A., Ruzhentseva, N. B. & Valiev, T. V. (2019). Regional identity in youth as a marker of personal connection with the territory of residence. [RegionaFnaya identichnosf v yunosheskom vozraste kak marker lichnostnoj svjazi s ter-ritoriej prozhivaniya]. Psychological science and education, 24 (2), 82-92. DOI: 10.17759/ pse.2019240208 (In Russian).

17. Marcinkovskaja, T. D. & Chumicheva, I. V. (2015). The problem of socialization of adolescents in the modern multicultural space [Problema sotsializatsii podrostkov v sovremennom mul'tikul'turnom prostranstve]. Psychological Research, 8 (39), 1-10. (In Russian). Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/ num/2015v8n39/1094-martsinkovskaya39.html (access date: 17.06.2021).

18. Maslow, A. (1982). Self-actualization [Samoaktualizatsiia]. Psychology of personality. In Yu. B. Gippenreiter, A. A. Puzyreya (Eds). Moscow: MSU Publishing House. (In Russian).

19. Matthews, S. A. (2007). Window on the 'New' Sociology of Childhood. Sociology Compass, 1 (1), 322-334. DOI: 10.1111/j.1751-9020.2007.00001.x

20. Mudrik, A. V. (2007). The city as a factor of socialization of younger generations [Gorod kak faktor sotsializatsii podrastaiushchikh pokolenii]. Siberian Pedagogical Journal, 2, 134-140. (In Russian).

21. Munywoki, S. (1998). Socialization for development. Journal of African Research & Development, 27, 72-87. Retrieved from https://www.semanticscholar.org/au-thor/S-Munywoki/11855565 (access date: 17.06.2021).

22. Parhimovich, Z. V. & Savenkova, T. D. (2018). Methods for the development of emotional intelligence and social competence of the child by means of play and artistic activities [Metodiki razvitiia emotsional'nogo intellekta i sotsial'noi kompetentnosti rebenka sredstvami igrovoi i khudozhestvennoi deiatel'nosti]. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology, 2 (44), 107-120. (In Russian).

23. Parsons, T. (1996). Societies, evolutionary and perspectives. Hoboken: Prentice Hall. DOI: 10.2307/2091069

24. Perez-Felkner, L. (2013). Socialization in childhood and adolescence. Handbook of social psychology. In J. Delamater, A. Ward (Eds), 2d ed., 119-149. New York: Springer. DOI: 10.1007/978-94-007-6772-0_5

25. Puchkova, E. B., Temnova, L. V., Sorokoumova, E. A. & Kurnosova, M. G. (2019). The relationship of values and career orientations of modern teenagers [Vzaimosviaz' tsennostei i kar'ernykh orientatsii sovremennykh podrostkov]. Psychological science and education, 24 (5), 27-36. (In Russian). Retrieved from https://psyjournals.ru/files/110337/pse_2019_n5_Puchko-va_Temnova_Sorokoumova_Kurnosova.pdf (access date: 17.06.2021).

26. Rogers, K. (1986). To the science of personality: The history of foreign psychology in the 30s-60s of the XX century: Texts [K nauke o lichnosti: Istoriia zarubezhnoi psikhologii 30-e - 60-e gody XX v.: Teksty]. Moscow: Moscow State University Publishing House. (In Russian).

27. Romanova, M. E. (2020). Positive socialization of older preschool children in the process of dialogic speech development [Pozitivnaia sotsializatsiia detei starshego doshkol'nogo vozrasta v protsesse razvitiia dialogicheskoi rechi]. Pedagogy and Psychology of Education, 3, 147-158. (In Russian). DOI: 10.31862/2500-297X-2020-3-147-158

28. Saras, E. & Perez-Falkner, L. (2018). Sociological Perspectives on Socialization. Oxford Bibliographies in Sociology. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/327779660_Sociological_Perspectives_on_So-cialization (access date: 17.06.2021).

29. Savenkov, A. I. (2018). The structure of social intelligence [Struktura sotsial'nogo intellekta].Modern foreign psychology, 7 (2), 7-15. (In Russian). DOI: 10.17759/jmfp.2018070201

30. Savenkov, A. I., Tsaplina, O. V., Ivanova, E. V., Murodkhodzhaeva, N. S., Krivo-va, V. A. & Savenkova, T. D. (2016). Development of the personality of a preschool child in the conditions of a megapolis: monograph. [Razvitie lichnosti doshkol'nika v usloviiakh megapolisa: monografiia]. Moscow: Pero. (In Russian).

31. Savenkova, T. D. (2020). Development of social intelligence ofpreschool children [Razvitie sotsial'nogo intellekta doshkol'nikov]. Moscow: Yurayt. (In Russian).

32. Shogina, G. I. (2020). Pedagogical conditions for the formation of responsibility in adolescents [Pedagogicheskie usloviia formirovaniia otvetstvennosti u podrostkov]. In the collection: Teenager in megapolis: inequality and opportunities: collection of works of the XIII International Scientific and Practical Conference / National Research Higher School of Economics, Institute of Education., Institute of Education, 173-178. Retrieved from https://conference.perekrestok.info/wp-content/uploads/2020/09/Sbornik-2020-s-ISBN. pdf (access date: 20.09.2020).

33. Smetana, J. G., Robinson, J. & Rote, W. M. (2015). Socialization in adolescence. Handbook of socialization: Theory and research Guilford Press, 60-84. Retrieved from http://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-94-007-6772-0_5 (access date: 17.06.2021).

34. Smolova, L. V. (2015). Psychology of interaction with the environment (environmental psychology): monograph. [Psikhologiia vzaimodeistviia s okruzhaiushchei sredoi (ekologicheskaia psikhologiia): monografiia]. Moscow: Flinta. (In Russian).

35. Steinberg, M. L. (2001). Socialization in Adolescence. International Encyclopedia of the Social. Behavioral Sciences, 1, 14513-14516. DOI: 10.1016/B0-08-043076-7/01688-0

36. Thomas, W. I. (1966). Social Organization and Social Personality. Chicago: University of Chicago Press.

37. Vachkov, I. V., Vachkova, S. N. & Voropaev, M. V. (2019). Representations of parents about the quality of children's education in the metropolis and their attitudes towards parental control [Predstavleniia roditelei o kachestve obrazovaniia detei v megapolise i ikh ustanovki v otnoshenii roditel'skogo kontrolia]. Psychological science and education, 24 (3), 19-31. (In Russian). Retrieved from https://psyjournals.ru/files/107241/pse_2019_ n3_Vachkov_Vachkova_Voropayev.pdf (In Russian) (access date: 17.06.2021).

38. Verbitsky, A. A. (2017). Theory and technologies of contextual education: textbook [Teoriia i tekhnologii kontekstnogo obrazovaniia: ucheb. posobie]. Moscow: MPSU. (In Russian).

39. Yermolova, T. V., Balygina, E. A., Litvinov, A. V. & Guzova, A. V. (2019). Formation of achievement motivation in adolescents in the modern educational space [Formirovanie motivatsii dostizheniia u podrostkov v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve]. Modern foreign psychology, 8 (2), 7-18. (In Russian). DOI: 10.17759/ jmfp.2019080201

40. Zaretsky, V. K. & Kolmogorova, A. B. (2020). The connection of education, development and health from the standpoint of cultural and historical psychology [Sviaz' obrazovaniia, razvitiia i zdorov'ia s pozitsii kul'turno-istoricheskoi psikhologii]. Cultural and historical psychology, 16 (2), 89-106. (In Russian). Retrieved from https://psyjournals. ru/kip/2020/n2/Zaretskii_Kholmogorova.shtml (access date: 17.06.2021).

41. Zarrett, N. & Lerner, R. M. (2008). Ways to Promote the Positive Development of Children and Youth. Research-to-Results Brief. Publication, 11, 1-24. DOI: 10.1037/ e456032008-006

M. A. Romanova

Socio-Cultural Resources of the Megalopolis as a Factor of Positive Socialization

of Children and Adolescents

The article presents various positions of representatives of domestic and foreign psychology in relation to the phenomenon of the megapolis, which provides a variety of opportunities for positive socialization of children and adolescents. The presence of different scientific approaches to the process of socialization itself indicates a constant scientific interest in the existence and functioning of a person in society.

The relevance of this theoretical study is due to the fact the environment of a megalopolis determines the general vector of human activity in all spheres of life, determines the priority values in society, what social norms and cultural traditions are. The article analyzes different approaches to the interpretation of the term's «socialization» and «positive socialization». The presence of different scientific approaches to the process of socialization itself indicates a constant scientific interest in the existence and functioning of a person in society. Despite the difference in scientific approaches to the concept of socialization,

scientists are unanimous in the opinion that society specifically determines the uniformity of social behavior of its members. Almost from the moment of birth, the child learns the patterns of behavior, rules and requirements of this type of society, and the environment, in our case, dictates many of these rules we mean the living conditions in cities with millions of people and megacities. The article describes the positive and negative factors that affect the socialization of children living in megacities.

The article emphasizes the role of the educational environment in the process of socialization of children and adolescents; discusses the tools of socialization of young people in megacities for effective functioning in society.

The analysis and generalization of domestic and international experience in studying the socio-cultural resources of the megapolis and their use in the process of socialization of children, adolescents and youth allows us to state that scientists around the world are searching for optimal tools and mechanisms for the socialization of children and adolescents in the conditions of the megapolis. The relevance of the problem is increasing due to the processes of globalization and digitalization taking place in modern society.

Keywords: positive socialization; socialization of children and adolescents; megapolis; social intelligence; emotional intelligence; educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.