Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздецкая Ирина Александровна

Ставится проблема коррекции девиантного поведения детей и подростков, вызванного неразвитостью их определенных социальных и индивидуально-личностных свойств, в частности социально-коммуникативных качеств, ценностных ориентаций, способности осваивать социальные роли в процессе взаимодействия. Показано, что такие дети проявляют агрессивность, неискренность, нетерпимость, замкнутость, повышенную обидчивость, нежелание учиться и трудиться. Обосновано, что наличие вредных привычек, отсутствие интереса к знаниям, учебной деятельности, снижение мотивации на достижение успеха ведут к негативному изменению направленности интересов. Обозначается необходимость принятия комплекса правовых, социально-психологических, коррекционно-педагогических мер, требующих особого педагогического подхода к организованным формам досуговой деятельности детей, формированию позитивно и социально ориентированной личности, соответствующих интересов, потребностей, способствующих снижению факторов социального риска. В качестве ресурса успешной социализации детей рассматривается внеурочная деятельность в образовательной организации. Представлена организационно-педагогическая профилактическая модель формирования позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением посредством внеурочной деятельности, включающая целевой, теоретико-методологический, организационно-процессуальный, содержательный и оценочно-диагностический блоки. Раскрыты содержательные аспекты внеурочной деятельности как важного направления социализации, среды формирования ответственного, социально приемлемого поведения. Определены основные принципы, социально-педагогический, аксиологический, личностно-деятельностный подходы, обеспечивающие реализацию организационно-педагогической модели формирования позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздецкая Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE MODEL OF TEENAGE DEVIANT BEHAVIOUR BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AT EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article defines the notion «children and teenagers with deviant behavior», points at the underdevelopment of their certain social and personal characteristics, namely imperfection of social and communicative qualities, incomplete development in their system of values, difficulties in acquiring social roles in communication, aggression, insincerity, impatience, unsociability, increased petulance, unwillingness to learn and work, unhealthy habits, lack of interest in acquiring knowledge, low degree in motivation for studies, decrease in striking for success. The author signifies the necessity for adopting the package of measures to increase effectiveness of the child and teenage deviant behavior prevention system and establishment conditions for their successful socialization at educational organization. The package should include psychosocial, legal measures and measures of pedagogical correction that require a special educational approach to organized pastime for children and the development of a positive and socially-oriented personality. An organizational and pedagogical model is presented to ensure building a positive and socially-oriented personality in a teenager with deviant behavior which will be achieved through a number of extracurricular activities that include the objective, theoretical and methodological, organizational and procedural, sense bearing, evaluative and diagnostic blocks. It must also prove to be a mechanism for realization of protective work in an educational institution. It provides insight into substantive aspects of extracurricular activities as an important trend of socialization and organization of the environment for responsible and socially acceptable behavior. The basic principles are determined, as well as socialpedagogical, axiological, personal-activity approaches that provide implementation of organizational and pedagogical building model of positive and socially-oriented personality of deviant behavior teenager.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37 . 013 . 42

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-9-14

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И. А. Дроздецкая

Томский государственный педагогический университет, Томск

Ставится проблема коррекции девиантного поведения детей и подростков, вызванного неразвитостью их определенных социальных и индивидуально-личностных свойств, в частности социально-коммуникативных качеств, ценностных ориентаций, способности осваивать социальные роли в процессе взаимодействия. Показано, что такие дети проявляют агрессивность, неискренность, нетерпимость, замкнутость, повышенную обидчивость, нежелание учиться и трудиться. Обосновано, что наличие вредных привычек, отсутствие интереса к знаниям, учебной деятельности, снижение мотивации на достижение успеха ведут к негативному изменению направленности интересов. Обозначается необходимость принятия комплекса правовых, социально-психологических, коррекционно-педагогических мер, требующих особого педагогического подхода к организованным формам досуговой деятельности детей, формированию позитивно и социально ориентированной личности, соответствующих интересов, потребностей, способствующих снижению факторов социального риска. В качестве ресурса успешной социализации детей рассматривается внеурочная деятельность в образовательной организации. Представлена организационно-педагогическая профилактическая модель формирования позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением посредством внеурочной деятельности, включающая целевой, теоретико-методологический, организационно-процессуальный, содержательный и оценочно-диагностический блоки. Раскрыты содержательные аспекты внеурочной деятельности как важного направления социализации, среды формирования ответственного, социально приемлемого поведения. Определены основные принципы, социально-педагогический, аксиологический, личностно-деятельностный подходы, обеспечивающие реализацию организационно-педагогической модели формирования позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением.

Ключевые слова: организационно-педагогическая модель, девиантное поведение, социализация, внеурочная деятельность, профилактическая работа.

В настоящее время можно констатировать ослабление влияния таких социальных институтов, как семья и школа, на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения. Это связано с тем, что у данных институтов появились сильные конкуренты в виде интернета и социальных сетей, которым подростки отдают предпочтение по сравнению с пребыванием в школе. В этой связи растет количество детей, находящихся в ситуации, нарушающей нормальные условия их жизнедеятельности или представляющей опасность для их жизни, а также психического и физического здоровья.

Согласно анализу психолого-педагогической, социологической, литературы, диссертационных исследований, к категории «дети и подростки с девиантным поведением» относятся социальные сироты, безнадзорные, беспризорные, совершившие правонарушение. Эта группа детей, имеющих различные формы социальной дезадаптации, выражающиеся в трудновоспитуемости, педагогической и социальной запущенности, находится в зоне реального риска, так как проявляет поведение, противоречащее общепринятым нравственным и правовым нормам [1].

В этой связи важно разрабатывать и реализовывать меры правового, социально-психологического и коррекционно-реабилитационного характера, в частности обосновывать особые педагогические подходы к организованным и развивающим формам досуга детей, формированию позитивно и социально ориентированной личности, интересов и потребностей, способствующих снижению факторов социального риска и гармонизирующему воспитанию.

Для повышения эффективности системы профилактики девиантного поведения у детей и подростков, создания условий для их успешной социализации была принята Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. Согласно данной Концепции, необходимо совершенствовать имеющиеся модели и технологии профилактической работы с детьми и подростками, внедрять новые подходы и методы ее организации, в том числе расширять практики применения технологий восстановительного и социально-педагогического подхода, а также повышать уровень профессиональной компетентности специалистов учреждений системы профилактики [2].

Результаты наблюдений за реальной практикой профилактики девиантного поведения у подростков в образовательных учреждениях показывают, что сегодня в 67 общеобразовательных организациях г. Томска и 12 - Томской области работа строится в соответствии с планами по воспитательной работе, планом мероприятий по профилактике различных отклонений в поведении, а также методическими рекомендациями, советами для родителей по вопросам взаимодействия с ребенком и педагогами, реализация которых курируется службами медиации, обеспечивающими поддержку участников образовательных отношений.

Следует отметить, что сложившаяся практика профилактики девиантных действий недостаточно отражает содержательные аспекты организации данного направления работы с использованием различных социальных и образовательных ресурсов. Это обстоятельство послужило основанием для разработки организационно-педагогической модели профилактики девиантного поведения подростков в образовательной организации, которая будет обеспечивать формирование позитивно ориентированной личности. Модель содержит структурно-функциональные компоненты (целевой, теоретико-методологический, организационно-процессуальный, содержательный, оценочно-диагностический), обеспечивающие обобщение и тиражирование успешного опыта, технологий индивидуально-профилактической работы.

Целевой блок модели предполагает реализацию значимого социального заказа на становление определенного типа личности, обладающей набором положительных социально значимых качественных характеристик, позволяющих человеку успешно функционировать в социуме. Социальный заказ модели нацелен на социально ориентированную личность, готовую и способную к адекватному и социально ответственному поведению в социуме. Цель модели - формирование позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением во внеурочной деятельности.

Цель реализуется через решение следующих задач:

- формировать у подростков с девиантным поведением ценностные ориентации к самому себе, другим людям посредством включения в совместную деятельность с субъектами взаимодействия (сверстник, педагог, родитель) для осознания своего реального и потенциального «Я» и значимости Других в контексте социальных отношений;

- использовать различные формы работы внеурочной деятельности для приобретения и закрепления навыков конструктивного межличностного взаимодействия;

- способствовать формированию уважительного отношения к себе и социальному окружению посредством предоставления возможности общения с различными субъектами взаимодействия (родитель, педагог, сверстник, ученик другого возраста) и включением в совместную деятельность;

- развивать личностную ответственность за свое поведение на основе понимания его последствий для окружающих, самостоятельность и инициативность;

- способствовать проявлению подростками с девиантным поведением социальной активности, самостоятельности, инициативности, творчества, а также волевого усилия для минимизации негативного воздействия окружающей среды, выработки адекватных индивидуально-психологических особенностей личности, определенных способов преодоления этих воздействий.

Теоретико-методологический блок модели строится на интеграции и соорганизации таких методологических подходов, как социально-педагогического, аксиологического, лич-ностно-деятельностного, обеспечивающих деятельностные основания организации эффективного процесса формирования позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением во внеурочной деятельности общеобразовательной организации [3-8]. В современной образовательной ситуации важно взаимное влияние подходов друг на друга, когда они не противоречат друг другу, а органично дополняют друг друга. Например, связь социально-педагогического (М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В. С. Торохтий, М. В. Шакурова) и аксиологического подходов (В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова) обусловлена пониманием того, что только социальный контекст конкретизирует ценностные ориентации, отношения, являющиеся важными аспектами социокультурной реальности, жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Определим основные принципы, обеспечивающие реализацию данного процесса:

1. Принцип актуализации гуманистических ценностей и сильных сторон личности предполагает опору на «скрытые» положительные качества подростка, которые выявляются с помощью педагога и психолога, гармонизирующие развитие личности [9].

2. Принцип полисубъектности реализуется через вовлечение в процесс социализации разных субъектов (родителей, представителей общественности, бизнеса, волонтерских и творческих организаций) и их субъект-субъектное взаимодействие [9].

3. Принцип приоритета социально-педагогической поддержки как партнерского сопровождения со стороны значимых взрослых, которые находятся в позиции организатора и участника совместной деятельности на внеурочных занятиях [9].

4. Принцип позитивной индивидуализации через усиление разных видов детской активности во внеурочной деятельности (игровой, проектной, творческой, исследовательской) и построение индивидуальной траектории социального развития подростка [10].

5. Принцип средовой обусловленности предполагает, что формирование позитивно и социально ориентированной личности подростка зависит от взаимодействия с социальной средой, влияющей на его гармонизирующее развитие [11]. Это означает, что педагог становится организатором взаимодействия детей со средой как внутри школы, так и за ее пределами.

6. Принцип рефлексивности означает, что в процессе формирования позитивно и социально ориентированной личности подростка с девиантным поведением происходит осмысление и осознание собственных действий, приемов, способов деятельности в складывающихся отношениях в коллективе, выделение из них наиболее продуктивных для построения и поддержки социальных контактов.

Следовательно, обозначенные принципы отражают требования к организации внеурочной деятельности по формированию позитивно и социально ориентированной личности подростка, обусловливающие в дальнейшем разработку ее содержания и выбор организационных форм.

Организационно-процессуальный блок модели включает в себя методы, приемы, формы, технологии, средства организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе с акцентом на коррекцию девиантных действий обучающихся. Внеурочная деятельность выступает как важное направление социализации, освоения ценностных ориентиров и отношений, как деятельность, альтернативная проявлению девиантного поведения за счет иного, по сравнению с урочной деятельностью, содержания и форм организации. В этой связи можно назвать следующие отличительные особенности внеурочной деятельности:

- добровольность и альтернативность различных видов деятельности и форм общения, наличие ситуаций свободного выбора форм и видов активности;

- включенность подростка в разные виды деятельности (игра, творчество, развивающий досуг, спорт), обогащающие личный и социальный опыт подростка, удовлетворяющие его самые разные потребности, интересы и склонности;

- создание ситуаций успеха и личностных достижений для каждого подростка, эмоциональное переживание этих ситуаций;

- постоянное взаимодействие с социальным окружением, актуализация ситуаций, требующих определенного выбора действия, поступка, принятия конкретного и обоснованного с социальной точки зрения конструктивного решения;

- возможность проявления активной позиции в решении жизненных и социальных проблем, т. е. позиции значимого участника совместной деятельности, который не просто выполняет задания педагога, а участвует в решении важных задач и проблем;

- проведение коррекционно-развивающих занятий и воспитательных мероприятий, специально нацеленных на внесение изменений в осуществляемые формы и направления совместной воспитательной деятельности [12, 13].

В завершение необходимо отметить, что предложенная организационно-педагогическая модель профилактики девиантного поведения посредством внеурочной деятельности может быть масштабируема и тиражируема в любой общеобразовательной организации, в которой назрела необходимость организации специальной и целенаправленной работы с детьми, проявляющими асоциальное и агрессивное поведение.

Список литературы

1. Маслова М. Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска: автореф. дис... канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. 24 с.

2. Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71543618/ (дата обращения: 15.05.2021).

3. Липский И. А. Социальная педагогика. Методический анализ: учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 320 с.

4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

5. Торохтий В. С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума: материалы IX межвузовской научно-практ. конф. молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2010. 246 с.

6. Торохтий В. С. Психология социально-педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 56-71. URL: www.psyedu.ru (дата обращения: 21.05.2021).

7. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Пед. поиск, 1997. 78 с.

8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.

9. Яковлева Н. Ф. Разработка индивидуально-ориентированных воспитательных и коррекционно-развиваю-щих программ для социально дезадаптированных детей и подростков: учеб.-метод. пособие. Красноярск, 2009. 144 с.

10. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников: учебно-метод. пособие. Ярославль: Академия развития, 2003. 192 с.

11. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.

12. Дроздецкая И. А. Формирование толерантности у младших подростков группы риска во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2013. 24 с. URL: https:// www.tspu.edu.ru/images/news/november_2013/Droz_9_9.pdf (дата обращения: 05.05.2021).

13. Дроздецкая И. А. Потенциал внеурочной деятельности по формированию толерантности как средство профилактики девиаций среди детей и подростков // Материалы IV Всерос. фестиваля науки. XVIII Международ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (21-25 апреля 2014 г.): в 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 3: Проблемы начального общего, дополнительного образования и социально-педагогической деятельности на современном этапе. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. С. 70-75.

Дроздецкая Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: diatom09@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.05.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-9-14

PREVENTIVE MODEL OF TEENAGE DEVIANT BEHAVIOUR BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AT EDUCATIONAL ORGANIZATION

I. A. Drozdetskaya

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article defines the notion «children and teenagers with deviant behavior», points at the underdevelopment of their certain social and personal characteristics, namely imperfection of social and communicative qualities, incomplete development in their system of values, difficulties in acquiring social roles in communication, aggression, insincerity, impatience, unsociability, increased petulance, unwillingness to learn and work, unhealthy habits, lack of interest in acquiring knowledge, low degree in motivation for studies, decrease in striking for success. The author signifies the necessity for adopting the package of measures to increase effectiveness of the child and teenage deviant behavior prevention system and establishment conditions for their successful socialization at educational organization. The package should include psychosocial, legal measures and measures of pedagogical correction that require a special educational approach to organized pastime for children and the development of a positive and socially-oriented personality.

An organizational and pedagogical model is presented to ensure building a positive and socially-oriented personality in a teenager with deviant behavior which will be achieved through a number of extracurricular activities that include the objective, theoretical and methodological, organizational and procedural, sense bearing, evaluative and diagnostic blocks. It must also prove to be a mechanism for realization of protective work in an educational institution. It provides insight into substantive aspects of extracurricular activities as an important trend of socialization and organization of the environment for responsible and socially acceptable behavior. The basic principles are determined, as well as social-pedagogical, axiological, personal-activity approaches that provide implementation of organizational and pedagogical building model of positive and socially-oriented personality of deviant behavior teenager.

Keywords: organizational and pedagogical model, deviant behavior, social-pedagogical approach, axiological approach, personal-activity approach, extracurricular activities.

References

1. Maslova M. E. Sotsial'no-pedagogicheskaya adaptatsiya detey gruppy riska. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Socio-pedagogical adaptation of children at risk. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Stavropol, 2001. 24 p. (in Russian).

2. Informatsionno-pravovoye obespecheniye "Garant" [Information and legal support "Guarantor"] (in Russian). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71543618/ (accessed 15 May 2021).

3. Lipsky I. Sotsial'naya pedagogika. Metodicheskiy analiz: uchebnoye posobiye [Social pedagogy. Methodological analysis: textbook]. Moscow, Sfera Publ., 2004. 320 p. (in Russian).

4. Golovanova N. F. Socialization and upbringing of the child: textbook. allowance for students. higher. studies'. institutions' [Sotsializatsiya i vospitaniye rebenka: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zave-deniy]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2004. 272 p. (in Russian).

5. Torokhtiy V S. Sotsial'naya pedagogika: sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' i potentsial sotsiuma [Social pedagogy: social and pedagogical activity and potential of society]. Molodye uchenye - stolichnomu obrazovani-yu. Materialy 9-y mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh i studentov uchrezh-deniy vysshego i srednego obrazovaniya gorodskogo podchineniya [Young scientists - to the metropolitan education. Materials of the IX-th interuniversity scientific and practical conference of young scientists and students of institutions of higher and secondary education of urban subordination]. Moscow, 2010. 246 p. (in Russian).

6. Torokhtiy V. S. Psikhologiya sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti [Psychology of social and pedagogical activity]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological-Educational Studies, 2010, no. 5, pp. 56-71 (in Russian). URL: www.psyedu.ru (accessed 21 May 2021).

7. Schurkova N. E. Vospitaniye: novyy vzglyadspozitsii kul'tury [Education: a new perspective of culture]. Moscow, Pedagogicheskiy poisk Publ., 1997. 78 p. (in Russian).

8. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology]. Rostov-On-Don, Feniks Publ., 1997. 480 p. (in Russian).

9. Yakovleva N. F. Razrabotka individual'no-oriyentirovannykh vospitatel'nykh i korrektsionno-razvivayushchikh programm dlya sotsial'no dezadaptirovannykh detey i podrostkov: uchebno-metodicheskoye posobiye [Development of individually-oriented educational and developmental programs for socially disadvantaged children and adolescents: teaching aid]. Krasnoyarsk, 2009. 144 p. (in Russian).

10. Rozhkov M. I. Vospitaniye tolerantnosti u shkol'nikov: uchebno-metodicheskoye posobiye [Tolerance Education in schoolchildren: educational and methodical manual]. Yaroslavl, Academy of development Publ., 2003. 192 p. (in Russian).

11. Rozhkov M. I. Organizatsiya vospitatel'nogo protsessa v shkole: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Organization of educational process in schools: training manual for students of higher education institutions]. Moscow, VLADOS Publ., 2000. 256 p. (in Russian).

12. Drozdetskaya I. A. Formirovaniye tolerantnosti u mladshikh podrostkov gruppy riska vo vneurochnoy deyatel'nosti v obshcheobrazovatel'noy shkole. Avtoref dis. ... kand. ped. nauk [Formation of tolerance in younger adolescents at risk in extracurricular activities in secondary school. Abstract of thesis ... cand. ped. sci.]. Tomsk, 2013. 24 p. (in Russian). URL: https://www.tspu.edu.ru/images/news/november_2013/Droz_9_9.pdf (accessed 5 May 2021).

13. Drozdetskaya I. A. Potentsial vneurochnoy deyatel'nosti po formirovaniyu tolerantnosti kak sredstvo profilaktiki deviatsiy sredi detey i podrostkov [The potential of extracurricular activities for the formation of tolerance as a means of preventing deviations among children and adolescents]. Materialy IV Vserossiyskogo festivalya nauki. XVIIIMezhdunarodnaya konferentsiya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh "Nauka i obrazovaniye" (2125 aprelya 2014 g.): v 5 tomakh. Tom III: Pedagogika i psikhologiya. Ch. 3: Problemy nachal'nogo obshchego, dopolnitel'nogo obrazovaniya i sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti na sovremennom etape [Proceedings of the IV Russian national festival of science. XVIII International conference of students, postgraduates and young scientists "Science and education" (21-25 April 2014): 5 volumes. Vol. III: Pedagogy and psychology. Part 3: Problems of primary general, additional education and socio-pedagogical activity at the present stage]. Tomsk, TSPU Publ., 2014. P. 70-75. (in Russian).

Drozdetskaya I.A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: diatom09@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.